УДК 159.923 JEL: A12
DO110.25513/1812-3988.2017.4.86-91
ЛИЧНОСТНАЯ ТИПОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ УРОВНЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В.Е. Купченко
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 31 августа 2017 г.
Дата принятия в печать 25 сентября 2017 г.
Аннотация. Ввиду актуальности проблемы делинквентного поведения в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей, традиций и формирования новых, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики, определяются особенности личностных характеристик (агрессивности, эмпатии, самоконтроля, импульсивности) подростков с различным уровнем делинквентного поведения. Представлены результаты исследования 57 подростков 15-17 лет. На основании полученных данных были выделены группы трех типов. Подростки первого типа - «делинквенты» - характеризуются высоким уровнем делинквентного поведения, имеют приводы в полицию и штрафы за нарушения. Второй тип - подростки «группы риска», это подростки, которые совершают противоправные поступки с незначительной степенью общественной опасности, т. е. нарушение школьных правил. В состав третьего типа - «законопослушных» -вошли подростки с низким уровнем делинквентного поведения. Определено, что принципиальное различие данных типов заключается в уровне самоконтроля: если законопослушные подростки обладают высоким уровнем данного показателя, то подростки-делинквенты - средним, а подростки из группы риска - низким. Также установлено, что эмпатия у всех типов подростков выражена на среднем уровне, а подростки-делинквенты имеют выраженную агрессивность.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 17-1655013
Ключевые слова
Делинквентное поведение, подросток, самоконтроль, импульсивность, эмпатия, агрессивность, типология
Article info
Received August 31, 2017
Accepted
September 25, 2017
THE PERSONALITY TYPOLOGY OF ADOLESCENTS BASED ON THE LEVEL OF DELINQUENT BEHAVIOR
V.E. Kupchenko
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Abstract. The problem of delinquent behavior in the modern world, especially in Russian conditions, the break-up of established values, traditions and forming of new values and traditions, is extremely important, both from the point of view of science, and from the perspective of social practice. The aim of this study was to determine the peculiarities of personal characteristics (aggressiveness, empathy, self-control, impulsivity) of adolescents with different levels of delinquent behavior. Results of a research of 57 teenagers of 15-17 years are presented. On the basis of the obtained data groups of three types have been allocated.The first type - "Adolescents delinquents" are characterized by high level of delinquent behavior, have a criminal record and fines for violations. The second type is adolescent from "risk groups", it is adolescents who commit wrongful acts with a minor degree of public danger, that is a violation of school rules. In the third type - "law-abiding" adolescents included adolescents with a low level of delinquent behavior. The fundamental difference of these types is in the level of self-control. So, law-abiding adolescents have a high level of self-control, adolescent delinquent - average level of self-control, and adolescents from the risk group - low levels of self-control. Empathy for all of the adolescents is expressed at an average level. Adolescent delinquents also have aggressiveness.
Keywords
Delinquent behavior, adolescent, self-control, impulsivity, empathy, aggressiveness, typology
Acknowledgements. The work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project No. 17-16-55013
© В.Е. Купченко, 2017
Введение. Изменения, которые происходят в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема де-линквентного поведения в подростковом возрасте. Повседневно мы можем наблюдать антисоциальное поведение людей. Напряженная социальная обстановка обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей, в большей степени это влияет на подростков, у которых еще не сформировалась структура ценностей, проявляется незрелость личности.
Актуальность темы исследования заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, аддиктивно-го поведения, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении подростка. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи. На данный момент тема актуальна, но не до конца проработана, отсутствует достаточное количество исследований.
В отечественной психологии изучением делинквентного поведения занимались Е.В. Зма-новская [1], В.И. Добреньков [2], А.Е. Личко [3] и др. В зарубежной психологии данный вопрос активно изучается в исследованиях Американской психологической ассоциации [4], Р. Бар-тона (по: [5]), Е. Динера [6] и др.
Подростковый возраст - это время становления характера. Огромное влияние оказывает среда, ближайшее окружение. Поведение подростка является внешним проявлением сложного процесса становления его характера. Зачастую серьезные нарушения в поведении связаны с отклонениями в этом процессе. Подростки стремятся к самостоятельности, независимости, переоценивают свои возможности. Формируются нравственные понятия, принципы, ценности, и не всегда они соответствуют правовым нормам, в результате чего совершаются преступные действия.
Исследование личностных особенностей у подростков: самоконтроля, импульсивности, агрессивности, эмпатии - поможет составить более полную картину о делинквентном поведении, разработать программу коррекции отклонений в поведении подростков.
Постановка проблемы исследования. Для описания нарушений поведения ученые
используют различные понятия: противоправное, отклоняющееся, девиантное, делинквент-ное, дезадаптивное, аддиктивное поведение. Е.В. Змановская дает следующее определение противоправного поведения личности: «...действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях» [1, с. 35]. Следует отметить, что девиант-ное поведение понимается как поведение, отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм, а делинквентное поведение - это разновидность отклоняющегося поведения, противоправное, преступное поведение. Понятие «делинквентное поведение» происходит от лат. delinquens - «проступок, провинность».
Термин «подростковая (или юношеская) делинквентность» был сформирован в 19801990-е гг. в США. В переводе на русский язык означает «преступность несовершеннолетних», нарушение закона несовершеннолетними. Термин «делинквентность» с самого начала обозначал именно подростковую форму отклоняющегося поведения. Такая форма поведения предполагает «любительский» характер, в отличие от взрослой преступности [7]. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - деликтами [1]. Традиционно делинквентность берет начало со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание у них мелких карманных денег, угон велосипедов и мотоциклов с целью покататься. Реже встречаются мелкое мошенничество, мелкие противозаконные спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К данным формам поведения могут присоединяться домашние кражи денег. Все эти действия не носят характера серьезных преступлений, в несовершеннолетнем возрасте они не являются причиной для наказания согласно уголовному кодексу. У взрослых сходные нарушения чаще служат предметом для административных взысканий.
Подростковый и юношеский возраст рассматривается как один из наиболее опасных для формирования девиантного и делинквентного развития личности. Подростки продолжают со-
ставлять наиболее криминально активную часть населения страны. Так, по статистическим данным, количество преступлений, совершаемых в течение года на каждые 100 тыс. подростков, равно 2 030, в то время как в целом на 100 тыс. населения в среднем приходится 1 629 преступлений [8]. Е.В. Змановская выделяет социальные и индивидуальные условия формирования делинквентного поведения [1]. Определенную роль играют социальные условия, к которым прежде всего относятся многоуровневые общественные процессы, к примеру несовершенство законодательств, низкий уровень жизни или развитие социальных катаклизмов. Большинство людей сейчас стремится к успеху, большому денежному доходу, но не всем удается достигать таких целей, и это может подталкивать человека к совершению противоправных поступков.
Делинквентное поведение может развиваться по принципу порочного круга. После первичного, возможно случайного преступления человек переносит наказание, в последующем возникают трудности адаптации, из-за ярлыка «преступника» происходит накопление трудностей, и человек совершает повторное преступление [9]. Еще одной причиной де-линквентности может служить несправедливая оценка наказания правонарушений.
Микросоциальная ситуация оказывает существенное влияние на формирование делин-квентного поведения. Факторы, вызывающие делинквентность :
- Фрустрация детской потребности в заботе и внимании со стороны родителей. Ребенок испытывает боль и при отсутствии понимания переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает родителей, ребенок таким способом начинает добиваться своих целей. Постепенно это становится систематическим и происходит закрепление делинквент-ного поведения.
- Насилие, применение наказаний, физическая, психологическая жестокость оказывают сильнейшее влияние на ребенка.
- Конфликты между родителями, которые наблюдает ребенок.
- Нежелательные личностные особенности родителей (сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери) [1].
Важно помнить, что индивидуальные черты характера оказывают не менее сильное влияние на формирование делинквентного поведе-
ния. В нашем исследовании целью является изучение самоконтроля, импульсивности, эм-патии, агрессивности у подростков с различным уровнем делинквентности и построение личностной типологии.
Гипотезы и методы исследования. В качестве основной экспериментальной гипотезы мы выдвинули предположение о том, что существуют особенности самоконтроля, импульсивности, агрессивности и эмпатии у подростков с различным уровнем делинквентного поведения.
Выборку составили 57 подростков (42 мальчика и 15 девочек) 15-17 лет, из них десять состоят на учете в отделении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Для достижения поставленной нами цели был составлен диагностический инструментарий, включающий:
1) методику «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) [10];
2) опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиан и Н. Эпштейн) [11];
3) шкалу восприятия самоконтроля L. Humphrey [12] (в адаптации Л.И. Дементий);
4) шкалу импульсивности P. Hirschfield [13] (в адаптации Л.И. Дементий);
5) авторскую анкету оценки делинквент-ного поведения (В.Е. Купченко).
При построении типологии личности мы использовали кластерный анализ методом ^-средних.
Результаты исследования. Полученные данные позволяют нам построить и описать личностную типологию подростков с делин-квентным поведением. В результате анализа эмпирических данных выделено три кластера (типа личности подростков). Компонентами классификации стали делинквентное поведение, самоконтроль, импульсивность, агрессивность, эмпатия.
Как мы видим из табл. 1, все значения ^-критерия значимы, наибольшим уровнем значимости обладают делинквентное поведение, самоконтроль и импульсивность. Это означает, что все показатели являются критериями классификации.
Из табл. 1 следует, что на выделение типов оказали влияние все выбранные переменные, наибольший «вес» среди которых имеет само делинквентное поведение.
Таблица 1
Влияние переменных на разделение по кластерам
Компонент классификации Значение F-критерия Уровень значимости различий (р)
Делинквентное поведение 33,286 0,000
Самоконтроль 23,179 0,000
Импульсивность 17,218 0,000
Агрессивность 8,135 0,001
Эмпатия 3,876 0,027
Перейдем к рассмотрению каждого кластера отдельно (табл. 2).
Кластеры были построены на основании уровней делинквентного поведения у подростков. Выделенные нами кластеры были обо-
значены в соответствии с уровнями делин-квентного поведения у подростков:
1. Подростки-делинквенты (18 %).
2. Подростки «группы риска» (50 %).
3. «Законопослушные» подростки (32 %).
Таблица 2
Уровни показателей у подростков, участвующих в исследовании
Подростки- Подростки «Законопослушные»
делинквенты «группы риска» подростки
Самоконтроль низкий 1 низкий 1 высокий 3
Импульсивность высокий 3 средний 2 низкий 1
Агрессивность высокий 3 средний 2 средний 2
Эмпатия средний 2 средний 2 средний 2
Делинквентное поведение высокий 3 средний 2 низкий 1
Подростки первого типа характеризуются высоким уровнем делинквентного поведения, имеют штрафы за нарушение порядка, приводы в полицию, судимости. Агрессивность и импульсивность у подростков соответствует высокому уровню: недостаточный контроль поведения, раздражительность, импульсивность, реакция на окружающие факторы без должного обдумывания. У таких подростков, возможно, присутствуют нарушения в ценностно-нормативном компоненте, они пренебрегают социальными нормами, ценностями. Таким подросткам требуется психологическая и педагогическая поддержка. Можно предположить, что таким подросткам не характерна и не свойственна особая чувствительность, они предпочитают доверять своим личным впечатлениям.
У подростков второго кластера выражен низкий уровень самоконтроля, средний уровень импульсивности, эмпатии и агрессивности. В данный кластер вошли подростки, находящиеся в «зоне риска». Д.И. Фельдштейн отмечает, что такие подростки совершают противоправные поступки с незначительной степенью общественной опасности, а именно: нарушение школьных правил, прогулы занятий, сквернословие, аддиктивное поведение. Большая ве-
роятность того, что если такие подростки попадут в преступную группу, они не смогут устоять от негативного влияния, в результате чего может быть совершено противоправное действие. Такие подростки также сдержаны в своих эмоциях, у них, возможно, проявляется закрытость в проявлении чувств, что мешает полноценному восприятию людей [14].
Группу «законопослушных» составляют подростки с низким уровнем делинквентного поведения. Проступки, которые совершаются такими подростками, - это следствие кризисного подросткового периода, они не несут угрозы окружающим людям. Такие подростки чаще всего стремятся к самостоятельности, выражена повышенная критичность к окружающим, обидчивость, резкая реакция на попытки окружающих принизить их достоинство, что является частым фактором возникновения конфликтов. Выявлено, что подростки данной группы обладают высоким уровнем самоконтроля и низким уровнем импульсивности, что проявляется в выраженном контроле собственного поведения, возникающих импульсивных реакций, преодолении трудностей для завершения начатого дела. Уровень агрессивности, эмпатии у подростков в данной группе сред-
ний. Им, скорее всего, не трудно меняться в зависимости от ситуации. Учитывая полученные результаты, такие подростки в ряде случаев быстро теряют интерес к собеседнику, при чрезмерном влиянии чувств собеседника теряют терпение, у них не возникнет затруднений в том, чтобы высказать свою точку зрения.
Заключение. Делинквентное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм с тенденцией к правонарушению, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания не только психологов, но и социологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Серьезность преступных деяний, охватываемых понятием «делинквентное поведение», колеблется от магазинных краж и вандализма до вооруженных ограблений, изнасилований и убийств. К сожалению, в последние годы на
долю несовершеннолетних преступников приходится все большая часть всех совершаемых преступлений. Необходимо, на наш взгляд, подробно исследовать и описать механизмы возникновения, принципы функционирования делинквентного поведения, разработать методы профилактики и коррекции асоциального поведения. Для более полной характеристики делинквентного поведения и личностных характеристик следует расширить выборку, диагностический материал и продолжить исследование. В перспективе возможно изучение самоконтроля, импульсивности, агрессивности и эмпатии и у подростков, которые не имеют правовых нарушений, для сравнения двух выборок. На основе результатов исследования можно разработать программу коррекции личностных особенностей подростков и делин-квентного поведения.
Литература
1. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - М. : Академия, 2003. - 288 с.
2. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология : учеб. : в 3 т. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. - Т. 3 : Социальные институты и процессы. - 292 с.
3. Личко А. Е. Подростковая психиатрия : руководство для врачей. - 2-е изд., доп. и пере-раб. - Л. : Медицина, 1985. - 416 с.
4. Diagnostic and statistical manual of mental disorders / American Psychological Association. -4th Ed. - Arlington, VA : APA, 2002.
5. Three Theories of Criminal Behavior // Owlcation. - Updated on June 15, 2016. - URL : https://owlcation.com/social-sciences/Three-Theories-of-Criminal-Behavior.
6. Diener E. Deindividuation, self-awareness, and disinhibition // Journal of Personality and Social Psychology. - 1979. - Vol. 37(7). - P. 1160-1171.
7. Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология : учеб. для вузов. - СПб. : Питер, 2003. - 512 с.
8. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика де-линквентного поведения у трудных подростков. - СПб. : ПОНИ, 2010. - 316 с.
9. Овчарова Р. В., Малюшина Ю. А. Криминальная мотивация несовершеннолетних правонарушителей и ее коррекция. - Курган : Изд-во Кург. гос. ун-та, 2011. - 176 с.
10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб. : Питер, 2001. - 752 с.
11. Шнайдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М. : Академический проект : Трикста, 2005. - 336 с.
12. Measures for Clinical Practice and Research : A Sourcebook Volume / ed. by J. Fischer, K. Corcoran. - Oxford University Press, Inc., 2007. - 630 p.
13. Corcoran K., Fischer J. Measures for Clinical Practice: A Sourcebook: Couples, Families, and Children. - New York : Simon & Schuster, 1994. - 645 с.
14. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 31-41.
References
1. Zmanovskaya E.V. Deviantologiya. Psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya [Devian-tology. Psychology of deviant behavior], Moscow, Akademiya publ., 2003, 288 p. (in Russian).
2. Dobrenkov V.I, Kravchenko A.I. Sotsiologiya [Sociology], in 3 volumes, Moscow, Lomonosov Moscow State University publ., 2001, Vol. 3, 292 p. (in Russian).
3. Lichko A.E. Podrostkovayapsikhiatriya [Teenage psychiatry], Guide for doctors, 2nd ed., Leningrad, Meditsina publ., 1985, 416 p. (in Russian).
4. Diagnostic and statistical manual of mental disorders, 4th ed., Arlington, VA, American Psychological Association (APA), 2002.
5. Three Theories of Criminal Behavior. Owlcation, Updated on June 15, 2016, available at: https://owlcation.com/social-sciences/Three-Theories-of-Criminal-Behavior.
6. Diener E. Deindividuation, self-awareness, and disinhibition. Journal of Personality and Social Psychology, 1979, Vol. 37 (7), pp. 1160-1171.
7. Kravchenko A.I., Anurin V.F. Sotsiologiya [Sociology], St. Petersburg, Piter publ., 2003, 512 p. (in Russian).
8. Dmitriev M.G., Belov V.G., Parfenov Yu.A. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika delink-ventnogo povedeniya u trudnykh podrostkov [Psychological and pedagogical diagnostics of delinquent behavior in difficult adolescents], St. Petersburg, PONY publ., 2010, 316 p. (in Russian).
9. Ovcharova R.V., Malyushina Yu.A. Kriminal'naya motivatsiya nesovershennoletnikh pravona-rushitelei i ee korrektsiya [Criminal motivation of juvenile offenders and its correction], Kurgan, Kurgan State University publ., 2011, 176 p. (in Russian).
10. Il'in E.P. Emotsii i chuvstva [Emotions and feelings], St. Petersburg, Piter publ., 2001, 752 p. (in Russian).
11. Schneider L.B. Deviantnoe povedenie detei i podrostkov [Deviant behavior of children and adolescents], Moscow, Akademicheskii proekt publ., Triksta publ., 2005, 336 p. (in Russian).
12. Fischer J., Corcoran K. (Eds.) Measures for Clinical Practice and Research, A Sourcebook Volume, Oxford University Press, Inc., 2007, 630 p.
13. Corcoran K, Fischer J. Measures for Clinical Practice: A Sourcebook: Couples, Families, and Children, New York, Simon & Schuster publ., 1994, 645 p.
14. Feldshtein D.I. Psikhologicheskie osobennosti razvitiya lichnosti v podrostkovom vozraste [Psychological features of personality development in adolescence]. Voprosy Psychologii, 1988, no. 6, pp. 31-41. (in Russian).
Сведения об авторе
Купченко Виктория Евгеньевна - канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55a
E-mail: kupchenko07@mail.ru
About the author
Kupchenko Viktoria Evgenievna - Candidate of Psychological sciences, Associate Professor of the Department of Social Psychology
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: kupchenko07@mail.ru
Для цитирования
Купченко В. Е. Личностная типология подростков с учетом уровня делинквентного поведения // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 4 (60). -С. 86-91. - Р01: 10.25513/1812-3988.2017.4.86-91.
For citations
Kupchenko V.E. The personality typology of adolescents based on the level of delinquent behavior. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 4 (60), pp. 86-91. DOI: 10.25513/1812-3988.2017.4.86-91. (in Russian).