ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 2. С. 36-41. УДК 159.923
В. Е. Купченко, О. В. Ратанина
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ОСОБЕННОСТИ САМOКОНТРОЛЯ, ИМПУЛЬСИВНОСТИ, АГРЕССИВНОСТИ И ЭМПАТИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Статья содержит описание результатов эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей самоконтроля, импульсивности, эмпатии и агрессивности подростков с различным уровнем делинквентного поведения. Доказано, что существует достоверно положительная корреляционная взаимосвязь между делинквентным поведением агрессивностью и импульсивностью в подростковом возрасте.
Ключевые слова: делинквентное поведение; подростковый возраст; самоконтроль; импульсивность; агрессивность; эмпатия.
V. E. Kupchenko, O. V. Ratanina
Dostoevsky Omsk State University
FEATURES SELF-CONTROL, IMPULSIVITY, AGRESSION AND EMPATHY ADOLESCENTS WITH DELINQUENT BEHAVIOR
The article contains a description of the results of empirical research aimed at studying the characteristics of self-control, impulsiveness, empathy and aggression of adolescents with different levels of delinquent behavior. We have evidence of the existence of significant positive correlation relationship between delinquent behavior and impulsive aggression in adolescence.
Keywords: delinquent behavior; adolescence; self-control; impulsivity; aggression; empathy.
1. Введение
Напряженная социальная обстановка обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей, в большей степени это влияет на подростков, у которых еще не сформировалась структура ценностей, в результате чего они совершают правонарушения. С каждым годом отмечается рост подростковой преступности, аддиктив-ного поведения, наблюдается тенденция к увеличению отклонений в поведении подростка. Причиной этого могут быть изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи. На данный момент тема актуальна, но не до конца проработана, отсутствует достаточное количество исследований.
© Купченко В. Е., Ратанина О. В., 2016
В отечественной психологии изучением делинквентного поведения занимались Е. В. Змановская [1], В. И. Добреньков [2], А. Е. Личко [3] и др. В зарубежных исследованиям данный вопрос рассматривался в исследованиях К. Бартол [4], Б. Шелдона, Х. Каплан, Л. Додлера, и др.
Следует отметить, что девиантное поведение, понимается как отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм поведение, а делинквентное поведение -это разновидность отклоняющегося поведения, противоправное, преступное поведение. Проблема делинквентности получила широкое распространение за рубежом, термин «делин-квентность» используется для обозначения несовершеннолетнего преступника.
Делинквентное поведение обладает рядом особенностей. Первое это то, что данная
форма поведения является одной из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Во-вторых, поведение регулируется преимущественно правовыми нормами, то есть законами, дисциплинарными правилами. В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства - общественному порядку. Четвертое, такое поведение подвержено осуждению и наказуемо в обществе. И в-пятых, делинквентное поведение предполагает наличие конфликта между личностью и обществом, между личными стремлениями и общественными интересами.
К разновидностям делинквентного поведения ученые традиционно относят следующие административные правонарушения: нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами [1].
Е. В. Змановская [1] выделяет социальные и индивидуальные условия формирования делинквентного поведения. Определенную роль играют социальные условия в первую очередь, к которым относятся многоуровневые общественные процессы. В данном исследовании мы тестировали гипотезу о роли личностных особенностей в формировании делинквентного поведения подростков. В качестве изучаемых характеристик нами выбран самоконтроль, импульсивность, агрессивность и эмпатия.
Важной чертой человека является самоконтроль, являющийся одним из важных условий адаптивного существования личности в обществе. В психологическом словаре самоконтроль объясняется как понимание и оценка собственных действий, состояний, процессов самим субъектом. Развитие самоконтроля позволяет человеку контролировать различные процессы и ситуации [5].
Так человек, у которого недостаточно развит самоконтроль, может попасть в антисоциальные ситуации, а человек, который контролирует свои побуждения, добивается больших успехов. Способность к самоконтролю является одной из черт, отличающих человека от животного, ведь поведение животного опосредовано простейшими потребностями, на более высоких ступенях эволюционного развития существа могут регулировать, контролировать свои действия.
Импульсивность, напрямую связана со способностью контролировать поведение. В психологическом словаре импульсивность описывается как особенность поведения человека, которая проявляется в склонности действовать по первому побуждению, без достаточного контроля и действие под влиянием внешних обстоятельств или внутренних переживаний [5].
Отмечается, что преимущественно данная черта характерна детям дошкольного и младшего школьного возраста. Это связано с присущей этому возрасту слабостью контроля над своим поведением. При нормальном развитии такая форма импульсивности достаточно успешно корректируется в совместных играх детей, где исполнение ролевых правил требует сдерживания непосредственных побуждений и учета интересов других играющих и в учебной деятельности. При достижении подросткового возраста импульсивность вновь может проявиться как возрастная особенность, связанная с повышением возбудимости эмоциональной в этом возрасте. У старших школьников и взрослых людей импульсивность наблюдается при большом утомлении, аффекте или некоторых заболеваниях [6].
Отклоняющееся поведение сопровождается негативными эмоциями и, как правило, это проявление агрессивности[1].
В первую очередь стоит разграничить такие понятия как «агрессия» и «агрессивность». В настоящее время различными авторами предложено множество определений агрессии, но не одно из них не признанно исчерпывающим и общеупотребительным. Научное понятие агрессии (по определению Роберта Бэрона) означает «любую форму поведения, направленного к цели причинения ущерба или вреда другому лицу, не желающему такого с ним обращения» [7, с. 24].
Л. Берковиц [7] указывает на различие этих двух понятий. Агрессивность понимает-
ся как некоторая предрасположенность, готовность к агрессивным действиям, поступкам в различных ситуациях. В нашей работе мы будем опираться на данные понятия агрессивности.
Агрессия - это форма, модель поведения, направленная на нанесение вреда другому человеку. Агрессивность - это черта личности, которая выражается в готовности к агрессии, это некая предрасположенность к агрессивному поведению. Агрессивность является одной из врожденных установок, находящаяся в либидо. Следуя мнению З. Фрейда, агрессивность выражается в стремлении к насильственным действиям, цель которых уничтожение объекта [5].
В подростковом периоде большое значение имеет потребность в установлении межличностных отношений, в которых проявляется стремление к пониманию и принятию другого человека. Эмпатия во многих исследованиях рассматривается как условие нужное для осуществления не только процесса межличностного взаимодействия, но и для формирования сознательного поведения [6].
Развитие эмпатии играет важнейшую роль в подростковом возрасте, так как в это время развиваются нравственные ценности, формируются жизненные перспективы, взгляды на жизнь. Подростковый возраст является сензитивным для формирования эмпа-тии, однако, для подростков характерна и эмоциональная неустойчивость, что осложняет результативность данного процесса.
В литературе «эмпатия» получила распространение в начале XX в. и описывается как способность понимания внутреннего мира другого человека, возможность к отзывчивости на переживания другого, проявляющаяся в понимании и сопереживании. Сопереживая, человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям, а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание) [5].
Так Т. П. Гаврилова [6] выделила два вида эмпатии: сопереживание и сочувствие. Сопереживая человек, испытывает те же чувства субъекта, через отождествление с ним, а сочувствие подразумевает переживание субъектом по поводу чувств другого, иных, отличных чувств. При сочувствии субъект пережи-
вает без соотнесения с собой, в то время как при сопереживании субъект переживает чувства другого как бы за себя, поскольку они имели место в прошлом опыте субъекта, или если они связаны с предвосхищением им подобной возможности для себя, особенно в ближайшем будущем. Так же рассматривают кратковременную и долговременную эмпа-тию. Кратковременная эмпатия рассчитана на ограниченный контакт в общении, долговременная же обратно протекает в течении длительного времени и предполагает более тесное общение между людьми [6].
Отмечается, что подростки с делинквент-ным поведением имеют трудности в установлении контактов с людьми, неуверенно чувствуют себя в новых компаниях, не чувствуют переживаний и поступков людей, не находят взаимопонимания, что приводит их к совершению противоправных поступков.
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия - ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению, и прежде всего в обучении и воспитании [6].
Можно сделать вывод о том, что эмпатия является механизмом восприятия и понимания людьми друг друга при общении, она помогает предполагать эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей, сочувствовать им, предугадывать их состояния. Эмпатия способствует идентификации себя с человеком, находящимся в затруднительном положении, мысленной постановке себя на его место и оказанию на этой основе действенной помощи [6].
Итак, целью исследования, описываемого в данной статье, является выявление особенностей самоконтроля, импульсивности, агрессивности и эмпатии у подростков с делинквен-тным поведением. Поставленная цель реали-зовывалась через решение следующих задач:
1. Определить уровень делинквентного поведения у подростков.
2. Определить уровень самоконтроля, импульсивности, агрессивности и эмпатии у подростков с разным уровнем делинквент-ного поведения и провести их сравнительный анализ.
3. Выявить взаимосвязь между самоконтролем, импульсивностью, агрессивностью и
эмпатией у подростков с делинквентным поведением.
2. Метод
2.1. Участники
Подбор выборки осуществлялся с помощью определенных критериев - это возраст испытуемых, наличие противоправных проступков, состояние на учете в отделении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Выборка состоит из 57 подростков, 42 мальчика и 15 девочек. Возраст испытуемых 15-17 лет.
2.2. Методы и процедура
Для сбора первичных данных нами использованы следующие методики:
1. Методика «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев) [8].
2. Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиана и Н. Эпштей-на) [9].
3. Шкала восприятия самоконтроля L. Humphrey (в адаптации Л. И. Дементий).
4. Шкала импульсивности P. Hirschfield (в адаптации Л. И. Дементий) [11].
5. Авторская анкета оценки делинквент-ного поведения (В. Е. Купченко).
Методы первичной описательной статистики:
1. Подсчет среднего арифметического
(x).
2. Вычисление среднего квадратичного отклонения (о).
Методы вторичной статистической обработки результатов:
1. Одновыборочный критерий проверки нормальности Колмогорова - Смирнова позволяет определить, отличается ли заданное распределение от нормального распределения путем сравнения эмпирического распределения накопленных частот выборки с теоретическим (нормальным) распределением накопленных частот.
2. £/-критерий Манна - Уитни, позволяющий сравнивать две независимые выборки по уровню выраженности одной переменной.
3. Метод ранговой корреляции Спирмена устанавливает наличие или отсутствие взаимосвязи, также позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя иерархиями признаков.
3. Результаты
Первоначально мы определили процентное соотношение подростков с различным уровнем делинквентного поведения. 21 % подростков обладают низким уровнем делинк-вентного поведения, 59 % подростков - средним уровнем делинквентного поведения, 20 % подростков - с высокими показателями делин-квентного поведения. Результаты подростков, которые находятся в диапазоне низкого уровня, говорят о невыраженности делинквентных тенденций. Проступки, которые совершаются такими подростками, являются следствием кризисного подросткового периода и не несут угрозы окружающим людям.
Средний уровень свидетельствует о высокой готовности к реализации делинквентного поведения. У подростков появляются постоянные прогулы занятий, низкая успеваемость, сквернословие, курение, употребление алкоголя. Если подросток попадает в антисоциальную группу, то вероятно поддавшись ее влиянию, совершит противоправный поступок.
У подростков с высоким уровнем делинк-вентного поведения явно выражены делинк-вентные тенденции. Они нарушают правовые нормы, имеют штрафы за нарушение порядка, приводы в полицию, есть вероятность судимости.
Далее мы изучили личностные особенности подростков с различным уровнем делинк-вентного поведения (табл.).
Самоконтроль, импульсивность, агрессивность, эмпатия подростков с разным уровнем делинквентного поведения
Уровень делинквентного поведения Самоконтроль Импульсивность Агрессивность Эмпатия
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
Низкий 25 25 50 41,6 58,3 0 58,3 33,3 8,3 16,6 75 8,3
Средний 23 52,9 23,5 26,5 61,7 17,7 17,6 73,5 8,8 14,7 64,7 20,5
Высокий 18,2 63,6 18,1 9 81,8 18,1 18,1 63,6 18,1 27,3 45,5 27,2
Из данных, представленных в таблице, следует, что подросткам с низким уровнем делинквентного поведения свойственен только низкий и средний уровень импульсивности. Таких подростков отличает их целенаправленность, они проявляют настойчивость в достижении поставленных целей, доводят дела до конца.
Подростков со средним уровнем делинк-вентного поведения отличает средний уровень импульсивности. При сравнении показателей низкого и среднего уровней импульсивности у подростков со средним уровнем де-линквентного поведения были выявлены статистически значимые различия (и = 3 при р < 0,001). Импульсивность - черта, противоположная волевым качествам целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показателя импульсивности, тем больше импульсивности в действиях, поведении подростка. У подростков с высоким уровнем де-
линквентного поведения импульсивность составляет средний уровень.
Рассматривая агрессивность подростков, можно сделать вывод о том, что у подростков с низким уровнем делинквентного поведения выражен низкий уровень агрессивности, что подтверждается наличием статистически значимых различий (и = 14 при р < 0,01). Средний уровень агрессивности в большей мере свойственен подросткам с высокий уровнем делинквентного поведения (и = 9 прир < 0,01).
Показатели низкого и среднего уровня эмпатии у подростков с низким уровнем де-линквентного поведения статистически достоверно отличаются (и = 30,4 при р < 0,05). У подростков со средним и высоким уровнем делинквентного поведения выявлен средний уровень эмпатии.
Из рисунка следует, что существуют множественные связи делинквентного поведения с импульсивностью и агрессивностью.
Корреляционная плеяда взаимосвязи делинквентного поведения с самоконтролем, импульсивностью, агрессивностью, эмпатией:
-- прямая взаимосвязь (при р<0,05); - прямая взаимосвязь (при р<0,01);
------ обратная взаимосвязь (при р<0,01).
Так же была выявлена взаимосвязь между личностными характеристиками. Так уровень импульсивности статистически достоверно прямо коррелирует с агрессивностью (г, = 0,504 при р < 0,01). Самоконтроль статистически достоверно обратно коррелирует с импульсивностью (г, = - 0, 647 при р < 0,01) и агрессивностью (г, = - 0,396 при р < 0,01). Так при повышении уровня самоконтроля уровень импульсивности и агрессивности будет снижаться.
Взаимосвязей с эмпатией выявлено не было, возможно это связанно с тем, что большинство подростков получили средний уровень эмпатии. Для дополнительных результатов следует продолжить исследование с расширением выборки, тогда при увеличении выборки будут выявлены взаимосвязи с эмпа-тией.
После проведения исследования на основе полученных результатов можно сформулировать следующие выводы:
1. 21 % подростков имеют низкий уровень делинквентного поведения, 59 % подростков - средний, 20 % подростков - с высоким уровнем делинквентного поведения.
2. Подросткам с низкий уровнем делинк-вентного поведения свойственен высокий уровень самоконтроля, средний уровень импульсивности, низкий уровень агрессивности и низкий уровень эмпатии. Подростки со средним уровнем делинквентного поведения отличаются средним уровнем самоконтроля, импульсивности, агрессивности и эмпатии. У подростков с высоким уровнем делинквент-ного поведения выявлен средний уровень самоконтроля, импульсивности, агрессивности и эмпатии.
3. Выявлена достоверно положительная корреляционная взаимосвязь между делин-квентным поведением, агрессивностью и импульсивностью в подростковом возрасте. Из этого следует, что чем выше уровень агрессивности и импульсивности, тем выше уровень делинквентного поведения у подростков.
Для более полной характеристики делин-квентного поведения и личностных характеристик следует расширить выборку, диагностический материал. В перспективе актуально изучение самоконтроля, импульсивности, агрессивности и эмпатии также у подростков, не имеющих правовых нарушений, с целью проведения сравнительного анализа. На основе результатов исследования существует возможность разработки программы коррекции
личностных особенностей подростков и де-
линквентного поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - М. : Академия, 2003. - 288 с.
2. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. - Т. 3 : Социальные институты и процессы. - М. : МГУ им. М. В. Ломоносова,
2001. - 292 с.
3. Личко А. Е. Подростковая психиатрия : руководство для врачей. - 2-е изд., доп. и пе-рераб. - Л. : Медицина, 1985. - 416 с.
4. Бартол К. Психология криминального поведения. - СПб. : Еврознак, 2004. - 352 с.
5. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - Минск : Харвест, 1998. - 301 с.
6. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 147-158.
7. БерковицЛ. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб. : Прайм-Еврознак,
2002. - 512 с.
8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб. : Питер, 2001. - 752 с. : ил. - (Серия «Мастера психологии»).
9. Психология эмоций / под ред. В. К. Вилюна-са, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 1984.
10. Humphrey L. СИ110гепБ Perceived Self-Control Scale // Measures for Clinical Practice and Research : A Sourcebook Volume. - Oxford University Press, 2007.
11. Hirschfield P. Impulsivity scale // Measures for Clinical Practice and Research : A Sourcebook Volume. - Oxford University Press, 2007.