Научная статья на тему 'Самоактуализация личности: управленческие аспекты институционализации'

Самоактуализация личности: управленческие аспекты институционализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
248
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / ОТЧУЖДЕНИЕ / ЗАСТЕНЧИВОСТЬ / MOTIVATION TO EDUCATION / SOCIAL ISOLATION / ALIENATION / SHYNESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мингалева Жанна Аркадьевна, Быкова Елена Сергеевна, Лобова Галина Юрьевна

В статье проанализированы такие факторы, препятствующие мотивации учебной деятельности, как социальная изоляция, отчуждение и застенчивость. Изучены ранние формы социальной изоляции, механизмы ее возникновения и влияние на последующее социальное и эмоциональное развитие и обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The factors, interfering with the motivation of educational activity, such as social isolation, alienation and shyness are analyzed in the article. Early forms of social exclusion, mechanisms of its occurrence and impact on subsequent social and emotional development and training are studied.

Текст научной работы на тему «Самоактуализация личности: управленческие аспекты институционализации»

Экспертиза

Жанна МИНГАЛЕВА, Елена БЫКОВА, Галина ЛОБОВА

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ

В статье проанализированы такие факторы, препятствующие мотивации учебной деятельности, как социальная изоляция, отчуждение и застенчивость. Изучены ранние формы социальной изоляции, механизмы ее возникновения и влияние на последующее социальное и эмоциональное развитие и обучение.

The factors, interfering with the motivation of educational activity, such as social isolation, alienation and shyness are analyzed in the article. Early forms of social exclusion, mechanisms of its occurrence and impact on subsequent social and emotional development and training are studied.

Ключевые слова:

мотивация к обучению, социальная изоляция, отчуждение, застенчивость; motivation to education, social isolation, alienation, shyness.

МИНГАЛЕВА Жанна Аркадьевна — д.э.н., профессор; профессор кафедры экономики и управления на предприятии ПНИПУ [email protected]

БЫКОВА

Елена

Сергеевна —

к.э.н., доцент;

заведующий

кафедрой экономики

и управления на

предприятии

ПНИПУ

Ьу^а555@

rambler.ru

ЛОБОВА

Галина

Юрьевна — педагог-психолог лицея № 3 г. Перми

В условиях ускоряющейся трансформации систем взаимодей -ствия личностей в социуме (становление информационного сообщества, развитие социальных сетей и пр.) изменяются и внутриличностные принципы отождествления себя с социальными группами. Ряд изменений претерпевает также управление моти -вационными процессами образовательной деятельности. С одной стороны, прослеживается активизация ряда компетенций в образо вании и обучении, с другой — появляется более широкое употребле -ние и расширение понимания терминов «социальная изоляция», «отчуждение», «застенчивость», которые описывают состояние человека, страдающего от одиночества. Семантически близкими к ним являются такие понятия, как социальная тревожность, чувство опасности, страх перед окружающим миром, также весьма широко применяемые при описании состояния российского общества в наши дни. Все эти явления и связанные с ними проблемы чрез -вычайно актуальны, однако экспериментальных исследований, посвященных выявлению причин социальной изоляции современ ного поколения молодых людей, недостаточно.

В связи с этим представляется важным анализ различных направ лений исследований, объединенных общей целью — изучить ран -ние формы социальной изоляции, механизмы ее возникновения и связи с последующим социоэмоциональным развитием. Особое внимание следует уделить прогнозу трудностей в общении и, со ответственно, изменению мотивационных принципов интеллек туальной составляющей формирования корпоративной культуры в сфере интеллектуального труда. Анализируемые исследования носят лонгитюдный характер, а в основе обработки данных лежит корреляционный анализ выделенных для изучения параметров.

Теоретические основы исследований

I. Модель социоэмоциональной регуляции поведения, предло -женная К. Рубиным.

В ее контексте анализируются источники трудностей, возни -кающих во взаимоотношениях человека с окружающим миром. Согласно этой модели социоэмоциональное развитие на начальной стадии интеллектуального развития регулируется взаимодействием интраиндивидуальных, интериндивидуальных и макросистемных сил.

Интраиндивидуальные силы рассматри -ваются через особенности темперамента, в основе которого лежат врожденные физиологические процессы1.

Понимание интериндивидуальных сил заимствовано К. Рубиным из теории привязанностей, в частности из работ М. Эйнсворт. В этом контексте интерин -дивидуальные силы рассматриваются, начиная с опыта общения ребенка с роди -телями, который интерпретируется в тер минах надежных (security) и ненадежных (insecurity) взаимоотношений. В первом случае родители внимательно и чутко реа гируют на чувства, потребности, мысли детей, умеют предвидеть результаты их поступков, поддерживают их уверен-ность в себе. Следствием такого отноше -ния является возникновение у ребенка доверия к миру, усиление его активности в исследовании социального и предмет ного окружения сначала в совместной деятельности с взрослым, а затем — и со сверстниками. В случае ненадежных вза имоотношений у ребенка не возникает доверие к миру, что негативно отражается на его развитии: угнетается познаватель -ная активность, снижается самооценка, возникает отстранение от сверстников. В последующих социальных взаимодействиях эти взаимосвязи и принципы общения переносятся на уровни «коллега — коллега», «начальник — подчиненный» и т.д. Что касается ситуации сверхкон -троля и сверхвключенности родителей во взаимоотношения детей со сверстниками, то чрезмерная опека взрослых является, по видимому, одной из причин возникно вения у ребенка болезненной зависимости от них, страха перед новыми проблемами и ситуациями, что в итоге приводит к фор мированию и закреплению у него чувства незащищенности.

Макросистемные силы — это экономи -ческое положение социальной группы и характер взаимоотношений в ней (степень эмоционального благополучия каждого из ее членов и уровень эмпатии в целом). Эти силы могут привести к обратным резуль татам — неадекватному поведению руко -водителей социальной группы по отноше нию к ее членам.

1 Rubin K.H., Berwick D. The Communicative Skills of Children Who Vary with Regard to Sociability // H. Sypher, J. Applegates (eds.) Communication by Children and Adults: Social Cognitive and Strategic Process. - Beverly Hills : Sage, 1984, p. 19-28.

В случае благоприятного состояния каждой из этих областей создаются опти -мальные условия для их взаимодействия, а следовательно и для благополучного развития индивида. Нарушение в одной из них может деформировать их гармо -ничное взаимодействие. Так, конфликты могут нарушить ровные взаимоотноше -ния; сложности темперамента отдельно взятой личности (например, сильная воз -будимость) могут вызывать раздражитель -ность руководителей или равнодушие.

II. Мотивационная теория, разработан -ная Дж. Эйсендорфом2.

В рамках этой теории возникновение различных типов отклонений в социаль -ном развитии рассматривается через меха низмы мотивации приближения (approach) и избегания (avoidance). Нарушения во взаимодействии этих мотивов приводят к возникновению трудностей в общении. Дж. Эйсендорф выделяет 3 варианта таких нарушений.

1 - й характеризуется низкой мотивацией приближения. Люди с такой мотивацией предпочитают находиться отдельно от других. Этот вариант поведения прояв ляется в раннем возрасте в одиночной конструктивной и исследовательской активности ребенка и не связан с плохой социальной адаптацией: наличие низкой мотивации приближения обусловлено преобладанием интереса на ранних ста диях формирования личности к предмет ному миру. Ее чрезмерная выраженность в более взрослом возрасте, особенно в период интеллектуального становления, свидетельствует о нарушениях в сфере социальных взаимоотношений.

2 -й вариант связан с конфликтом мотиваций приближения и избегания. Он выражается в том, что индивид хотел бы общаться с другими людьми, но по какой то причине избегает общения, осо бенно в новых ситуациях. Такой конфликт может привести к поведенческому ком промиссу, проявляющемуся, например, в наблюдении за ситуацией издалека или одиночной интеллектуальной деятель ности неподалеку от группы. Такие лич ности, переживающие конфликт моти вации, отличаются осторожностью, или застенчивостью. Причина возникновения

2 Social Withdrawal, Inhibition and Shyness in Childhood / Rubin K.H., Asendorpf J.B. (eds.). -Hillsdale, N.J. : Lawrence Erlbum Ass., 1993, p. 3-17, 265-289.

конфликта мотивов может лежать как в биологической природе, так и в условиях воспитания (негативные оценки, обиды, сверхконтроль взрослых).

3- й вариант нарушений во взаимо -действии мотивов проявляется в сочета нии высокого мотива социального при ближения и низкого мотива избегания. Такие личности очень социабельны, но им незнакома мера во взаимодействии с другими людьми, они нечувствительны к ограничениям в контактах. Сверстники часто избегают их из за чрезмерной навяз чивости. Часто поведение людей с данным типом имеет агрессивный характер.

III. Общение со сверстниками как фактор социального и личностного развития.

Эта сфера учитывается в описанных выше моделях регуляции поведения, но не имеет в них самостоятельной теоре тической проработки. Представления об общении со сверстниками и о его влия нии на психическое развитие опираются на исследования Ж. Пиаже, Г.Х. Мид, Г. Салливена, а также сторонников тео рии социального научения. В целом, их выводы можно обобщить так: взаимодей ствие с равноправными партнерами разви -вает способность свободно вступать в раз -ного рода контакты, координировать свои действия, мысли и чувства с действиями, мыслями и чувствами других, предвидеть причинно следственные связи в социаль ных взаимодействиях, что снижает когни тивный эгоцентризм в социальных отно шениях и совершенствует индивидуаль ные системы когнитивной координации; способствует развитию рефлексии, фор -мированию социальной чувствительности и моральных установок.

Возвращаясь к проблематике полно ценного общения, рассмотрим основные понятия, используемые в работах данного направления.

По мнению К. Рубина, такие термины, как социальная изоляция, социальное отдаление (socialwithdrawal), сдержанность (reticence), скованность, или заторможен -ность (inhibition), застенчивость (shyness), социометрическое отвержение (sociometric rejection), употребляемые в литературе как взаимозаменяемые, на самом деле отра жают разные феномены, имеющие осо бую психологическую и биологическую природу. В своих работах К. Рубин и его коллеги предпочитают пользоваться тер мином «социальное отдаление», кото

рый является более мягким по сравне нию с термином «социальная изоляция» и не предполагает полного отчуждения от других людей, ситуаций, предметов. Такое предпочтение объясняется также тем, что, говоря о социальной изоляции, мы не всегда можем понять, что имеется в виду — собственная изоляция индивида от других людей или изоляция, являюща яся следствием отвержения его другими1. Понятие «социальное отдаление» высту -пает в качестве обобщающего, «зонтич ного» термина, описывающего разные формы одиночного поведения, инициа тором которого является сам ребенок, а не его окружение. Социальное отдаление может иметь разные виды. Одним из них является застенчивость, которая прояв ляется в тревоге или страхе при встрече с незнакомыми людьми преимущественно в новых ситуациях, при появлении новых задач с неизвестным алгоритмом реше ния. В этом случае мотивация может быть связана с боязнью негативных социаль -ных оценок. Другая форма социального отдаления — скованность, или затормо -женность, которую демонстрируют по отношению к новым ситуациям вообще. Такое отношение соотносимо с осторож ным поведением. Его мотивом является боязнь новизны и социальной оценки. Это внутренне конфликтное поведение, основанное на борьбе мотивов приближе -ния — избегания.

Близким, но не идентичным этой форме социального отдаления является сдержанное поведение. Его можно наблюдать в ситуациях, когда при формировании рабочей группы над новым проектом спе циалист не вступает в контакт с другими участниками процесса, ограничиваясь наблюдением за их действиями. Такое поведение отражает тревожность. В его основе также лежит конфликт мотивов приближения — избегания.

Исследования проводились в студенче -ских группах с использованием методик оценки темперамента и социальной регу ляции поведения: помимо опросников был использован лабораторный экспери мент в виде тренинговых заданий и ситуа ций.

Результаты наших исследований совпали с результатами, описанными в работе Дж. Кагана и его коллег по

1 Ibid., p. 3-17.

Гарвардскому университету1, в которой было выявлено взаимодействие характеристик проявления отношения к сти мулам детей. В частности, дети от 1 до 2 лет, проявлявшие пугливость при встрече с новыми стимулами (их количество в этом возрасте составляет примерно 15%), обнаруживают специфические и стабиль ные типы психофизиологических реак ций, отражающиеся в усиленной акти вации симпатической нервной системы, высоком сердечном ритме, повышенном уровне кортизола, значительном рас ширении зрачков. Оказалось, что около половины этих детей сохраняют эту тен денцию вплоть до взрослого состояния: ведут себя застенчиво, отличаются тре вожностью и склонностью к социальному одиночеству2. Вместе с тем испытуемые другой половины данной выборки с теми же признаками страха и заторможенности впоследствии смогли скомпенсировать эти недостатки и по параметрам социо эмоционального развития не отличались от своих сверстников, имевших благопо лучные показатели в этой сфере.

В эксперименте удалось установить кор реляцию между врожденными свойствами темперамента и последующим проявле -нием заторможенности в поведении: у значительной части высокореактивных детей в раннем возрасте наблюдались нарушения в социоэмоциональной сфере при встрече с незнакомыми взрослыми и предметами.

Роль ранней социальной изоляции в социоэмоциональном развитии детей рас сматривается в работах, нацеленных на изучение социальной изоляции, агрессив ного поведения детей и путей их развития от дошкольного до подросткового воз -раста3. Важным результатом этих иссле -дований стало выявление различного психологического значения выделенных форм одиночной активности в разных

1 Kagan J. et.al. Childhood Derivatives of Inhibition toward the Unfamiliar // Child Devel., 1988, № 59, p. 1580-1589.

2 Hinde R.A., Tamplin A., Barrett J. Social Isolation in 4 -year- old // Brit. J. Devel. Psychol., 1993, № 11, p. 211-236.

3 См., напр.: Goldsmith H.H. et al. What is Temperament? Four Approaches // Child Devel.,

1987, № 58, p. 505-529; Rubin K.H. Socially Withdrawn Children: An «at - Risk» Population? // B.H. Schneider, K.H. Rubin, J.E. Ledingham (eds.) Children's Peer Relations: Issues in Assessment and Intervention. - N.Y. : Springer-Verlag, 1985.

возрастах. В то время как в дошколь -ном периоде детства частая одиночно пассивная игра не коррелирует со скован ным поведением, отражающим трудности личностного и социального развития, то у младших школьников и подростков обнаруживаются ее тесные связи с низкой самооценкой и сложностями в общении со сверстниками. Сближение двух типов поведения в онтогенезе делает их пове денческими индексами осторожность и социальную тревожность.

Чрезмерная индивидуализация на ран -нем этапе социализации может впослед -ствии привести к ряду проблем. Это:

1) слабая инициатива во взаимодействии со сверстниками;

2) недостаточная «ценность» инициатив -ных обращений к сверстникам (они ограничиваются преимущественно привлече нием к себе внимания без содержательных попыток продолжить общение, настоять на своем), которую исследователи связы -вают со сниженной потребностью в соци альном утверждении себя4, а это приводит к снижению факторов лидерства;

3) несамостоятельность в решении межличностных проблем, частые обращения за помощью к старшим или руководите -лям социальной группы;

4) более слабый авторитет среди ровес -ников;

5) сниженный уровень вербального общения: меньшее число рече вых высказываний, обращений, просьб, внеситуативно личностных разговоров, более слабая вербальная компетентность, преобладание невербальных способов общения.

Сами же социально отдаляющиеся лич ности обнаруживают сниженный уровень социальных когниций и самооценки. В их поведении, самооценке ясно выражено чувство подавленности, неуверенности в себе.

Скрупулезные исследования, прове денные с учетом опыта и эмпирических данных европейских и американских психологов, относительно раннего воз раста становления личности подтверди лись для студенческих групп, занимаю щихся проектными работами в малых группах.

4 Rubin K.H. Non- Social Play in Preschoolers: Necessarily Evil? // Child Devel., 1982, № 53, p. 651-657.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.