УДК 159.9:37.014
Якиманская Ирина Сергеевна
кандидат псхихологических наук, доцент. Оренбургский государственный университет [email protected] Irina S. Iakimanskaia
candidate of psychological Sciences, associate рrofessor
Orenburg state University
Застенчивость учителей как источник риска безопасности образовательной среды
Shyness teachers as a source of risk for the safety of the educational environment
Аннотация. В статье представлены результаты
экспериментального исследования различий в проявлении застенчивости как качества личности у специалистов педагогических профессий. Обнаружено, что возможности компенсации проявлений застенчивости у них гораздо шире, что у испытуемых, не связанных с педагогической деятельностью. Так же обнаружилось, что проявления застенчивости учителей лишь частично являются источниками рисков в образовательной среде, наряду с общей напряженностью, свойственной социальной среде в целом.
Ключевые слова: застенчивость, учителя, безопасность образовательной среды.
Summary. In article are presented results of a pilot study of distinctions in shyness manifestation as line of the personality of teachers. It is revealed that possibilities of compensation of manifestations of shyness at them are much wider that at the examinees who haven't been connected with pedagogical activity. As it was found out that manifestations of shyness of teachers only partially are sources of risks in the educational environment, along with the general intensity peculiar to the social environment as a whole.
Keywords: shyness, teachers, safety of the educational environment.
В условиях изменений в образовательной среде психологическая безопасность является "нормой" жизни для ее участников и одним из индикаторов ее качества, наряду с удовлетворенностью и возможностями творчества и самореализации. Психологическая безопасность, с одной стороны, является базисной потребностью человека [7,8], а с другой -важным условием, обеспечивающим его эффективное психическое и личностное развитие [7,8].
Здоровое чувство безопасности является одним из базовых ощущений педагога. Оно, в свою очередь, основано на трех категориях базисных
убеждений, составляющих ядро субъективного мира человека: 1) на вере в то, что в мире больше добра, чем зла; 2) на убеждении в том, что мир полон смысла; 3) на убеждении в ценности собственного «Я». Их становление происходит в раннем детстве посредством взаимодействия со значимым взрослым [9,10].
Застенчивость, как черта личности и порождаемые ею трудности общения, могут нарушать переживания безопасности, порождать деструктивные и агрессивные реакции. Следует отметить, что, несмотря на распространённость и актуальность, в психологической литературе проблема изучена и освещена недостаточно. Феномен личностной застенчивости педагогов - сложное иерархическое образование социально-психологической природы, включающее факторы: нейротизм; общую активность; тревожность; самоконтроль; внутренний локус контроля; мотив предвосхищения; мотивацию достижения; высокий уровень притязаний; неуверенность в себе и мотивацию избегания неудач [6]. Многоаспектность и неоднородность структуры феномена, слишком большое количество переменных, его составляющих, недостаток специального диагностического инструментария обуславливает трудности как в выявлении и изучении застенчивости педагогов, так и в корректировке. Таким образом, актуальность проблемы и её недостаточная проработанность в рамках психологии предопределили тему, объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объект: люди педагогических профессий
Предмет: проявления застенчивости у педагогов
Цель: исследовать проявления застенчивости у педагогов с точки зрения ее проявления как источника риска безопасности образовательной среды школы
Гипотеза исследования: существуют значимые различия в проявлении застенчивости у педагогов и специалистов, не связанных с образовательной средой.
Так как личностная застенчивость определяется внутренним конфликтом между тревожностью, неуверенностью в себе, с одной стороны, и мотивацией достижения, высоким уровнем притязаний и общей активностью с другой стороны [2], ее диагностику мы проводили с помощью следующих методов и методик:
Методы исследования: метод абстрактно-логического анализа, метод диагностики бланковыми методиками, статистические методы обработки эмпирических данных (U-критерий Манна-Уитни), метод коррекции.
Методики исследования:
1.Стенфордский тест на застенчивость Ф. Зимбардо [3], модифицированный А.Б. Белоусовой [2].
2. Методики диагностики личности на мотивацию к успеху и мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса [5].
3. Методика Г. Айзенка EPI [1]
Выборка - 63 человека: 33 педагога (1 группа) и 30 специалистов непедагогических профессий (2 группа). Исследование проводилось совместно с М.В. Васильевой.
Природа застенчивости так же разнообразна, как и её определения. Главные источники застенчивости - страх перед людьми, эгоцентризм и амбиции [3]. В проявлениях застенчивости очень много общего с проявлением растерянности и напряжения. Поэтому все они объединяются в одну группу, называемую в психологии эмоциональными нарушениями деятельности [4].
В двух группах мы провели тестирование по трём методикам и с помощью методов математической статистики получили достаточно статистически значимых различий в проявлениях застенчивости у педагогов и специалистов, не имеющих отношения к образовательной деятельности, что частично подтвердило нашу гипотезу о существовании значимых различий в проявлениях застенчивости между выборками. Среди педагогов гораздо больше экстравертов, чем среди специалистов, не имеющих отношения к образовательной деятельности, они лучше умеют скрывать свою застенчивость, не теряют дара речи и не отмалчиваются, им не свойственно дрожание конечностей в ситуации застенчивости, им не приходят в голову мысли, что хорошо бы избежать неприятной ситуации, не свойственно испытывать застенчивость при высказывании своего мнения, находясь в центре внимания небольшой группы людей.
Некоторые результаты, не показавшие в нашем исследовании значимых различий, всё же дают нам основание предполагать, что при увеличении выборки различий в проявлениях застенчивости у лиц, различающихся по участию в педагогической деятельности, обнаружилось бы больше. С точностью определить воздействие сугубо профессиональной роли на проявления застенчивости весьма затруднительно именно в силу сложной и неоднозначной структуры самого феномена застенчивости. Нам кажется, например, что преобладание тенденции к экстраверсии, выявившееся в группе застенчивых педагогов в противовес тяготеющим к интроверсии специалистам, не имеющим отношения к образовательной деятельности, к выбору профессии относится скорее как причина, а не как следствие. Трудно сказать, что и значимые различия, обнаружившиеся в соматических проявлениях застенчивости, выраженные у педагогов значимо меньше, обусловлены именно влиянием профессии, а не типом темперамента, тенденцией к экстраверсии или другими скрытыми факторами, которые мы не учитывали.
В целом же, исходя из нашего исследования, можно сказать, что в личностных характеристиках, поведении, манере общения и проявлениях застенчивости у застенчивых людей между собой гораздо больше общего, к какой бы профессии они ни относились, чем у их незастенчивых коллег.
Одной из основных проблем, выделенных нами во время интерпретации данных, является высокий уровень нейротизма, эмоциональной нестабильности, тревожности в обеих выборках и высокий
уровень мотивации избегания неудач, осторожности, подозрительности. Характерно ли это вообще для состояния современного общества или объясняется исключительно спецификой нашей застенчивой выборки -вопрос, требующий отдельной проработки. Однако обратила на себя внимание и почти тотально низкая уверенность в себе у всех испытуемых.
Наше исследование помогло выявить тенденцию педагогов скрывать свои истинные чувства под маской социальной уверенности, в то время как в глубине души каждый из них страдает от страха негативной оценки и отвержения. Таким образом, наша гипотеза о существовании значимых различий в проявлениях застенчивости у педагогов подтверждается частично. Профессиональная роль формирует некие особые способы адаптационных механизмов и в определённой степени снижает затруднённость контактов под влиянием принципа перехода внешней уверенности во внутреннюю. Но влияние профессиональной роли нерадикально и распространяется лишь на некоторые, весьма специфические особенности проявления застенчивости, и общей картины в самоощущении застенчивого человека не меняет. Рассматривая же проявления застенчивости как источника риска в образовательной среде, следует отметить, что общий высокий уровень напряженности общества, несомненно, накладывает значимый отпечаток, наряду с особенностями личности участников образовательного процесса.
Литература:
1. Альманах психологических тестов / Сост. С. Римский, Р.Р. Римская. - Москва : КСП+, 1995. - 400 с. : ил. - имеется приложение №2 (карточки, бланки) . - ISBN 5-88694-019-7. - ISBN 5-88483-029-7. С. 217-224.
2. Белоусова, А.Б. Психологические детерминанты личностной застенчивости: Диссертация канд. психол. наук: 19.00.01: Казань, 2004.-165 с. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. Режим доступа: http://www.dissercat.com
3. Зимбардо Ф. Застенчивость: Что это такое и как с ней справиться: Исследования проведены в сотрудничестве с П. А. Пилконисом. СПб.: Питер: Питер-пресс, 1995.- 256 с.
4. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб: Питер. 2001. -
752 с.
5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с. ISBN 589570-005-5
6. Чечулина К.С. Преодоление застенчивости учащихся старших классов в условиях специально организованного обучения. Диссертация к.п.н.: 19.00.07. Екатеринбург, 2012. - С.167. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. Режим доступа: http://www.dissercat. com/
7. Якиманская И.С. Риски психологической безопасности образовательной среды в условиях интернатного учреждения для детей со специальными образовательными нуждами.- Бюллетень Учебно-
методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. № 2 (5). С. 104-111.
8. Якиманская И.С. Школа как организация: применение метода фокус-групп для выявления проблем образовательной среды. - Известия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 1. С. 61-67.
9. Якиманская И.С. Педагоги Оренбуржья в период преобразований в образовании. - Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 22. С. 138-142.
10. Якиманская И.С. Особенности травматических переживаний и стереотипы жестоких отношений в социальной среде. - Казанская наука. 2012. № 10. С. 272-274.
Literature:
1 . Almanac of psychological tests / Sost. S. Rimsky, R. R. Rimskaya. -Moscow: KSP +, 1995. - 400 pages: silt. - there is an appendix No. 2 (cards, forms). - ISBN 5-88694-019-7. - ISBN 5-88483-029-7. Page 217-224.
2 . Belousova, A.B. Psychological determinants of personal shyness: Thesis edging. psychological sciences: 19.00.01: Kazan, 2004. - 165 with. Scientific library of theses and abstracts disserCat. Access mode: http://www.dissercat.com
3 . Zimbardo F. Zastenchivost: What is such and as to cope with it: Researches are conducted in cooperation with P. A. Pilkonis. SPb. : St. Petersburg: Peter press, 1995. - 256pages.
4 . Ilyin, E.P. Emotion and feeling / E.P. Ilyin. - SPb: St. Petersburg. 2001 . -752 pages.
5 . Practical psychodiagnostics. Techniques and tests. Manual. - Samara: BAHRAH-M publishing house, 2001. - 672 pages of ISBN 5-89570-005-5
6 . Chechulina K.S. Overcoming of shyness of studying senior classes in the conditions of specially organized training. Thesis к.п.н. : 19.00.07. Yekaterinburg, 2012. - Page 167. Scientific library of theses and abstracts disserCat. Access mode: http://www.dissercat.com/
7 . Yakimanskaya I.S. Risks of psychological safety of the educational environment in the conditions of residential establishment for children with special educational needs. - The bulletin of Educational and methodical association of higher education institutions of the Russian Federation by psychology and pedagogical education. 2013 . No. 2 (5). Page 104-111.
8 . Yakimanskya I.S. School as organization: application of a method of focus groups for identification of problems of the educational environment. -News of the Saratov university of N. G. Chernyshevsky. New series. Education akmeology. Development psychology. 2013 . T. 2 . No. 1. Page 61-67.
9 . Yakimanskaya I.S. Teachers of Orenburzhye during transformations in education. - Problems and prospects of a development of education in Russia. 2013 . No. 22. Page 138-142.
10 . Yakimanskaya I.S. Features of traumatic experiences and stereotypes of the cruel relations in the social environment. - Kazan science. 2012 . No. 10. Page 272-274..