ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ
РЕЙТИНГ
ЛИЗИНГ
С ГОС-ПОМОЩЬЮ
По итогам 9 месяцев 2015 года рынок лизинга в России упал на четверть, как показало исследование рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»). Большего сжатия сегменту удалось избежать только за счет государственных субсидий на авто-и авиализинг.
не произошло из-за роста реструктурированной задолженности (по оценке RAEX, с 15% на 1 января до 18% на 1 октября 2015 года) и переоценки валютных договоров лизинга.
ПОЛРЫНКА — ГОСКОМПАНИЯМ
По итогам 9 месяцев 2015 года лидером рынка стал «ВТБ Лизинг» (см. публикуемый «Рэнкинг лизинговых компаний»), объем нового бизнеса которого составил 52,5 млрд рублей. «ВЭБ-лизинг», занимавший в рэнкинге первую позицию с 2010 года, на сей раз отстал по этому показателю почти на 2 млрд рублей и переместился на второе место. При этом обе компании, как и рынок в целом, продемонстрировали заметное сокращение объемов — на 33 и на 41,1% соответственно. С пятой на третью позицию поднялся «Сбербанк Лизинг», показавший прирост нового бизнеса на 75% (отчасти это связано с эффектом низкой базы прошлого года).
Объем нового лизингового бизнеса (под таковым понимается сумма стоимости предметов лизинга по новым сделкам, без НДС) в России за первые 9 месяцев 2015 года составил около 385 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок сократился на 26%. При этом в июле-августе рынку удалось немного отыграть падение, которое произошло в первом полугодии (около 30%). Во-первых, стартовала программа Минпромторга РФ по субсидированию автолизинга. Во-вторых, Банк России в марте-мае снизил ключевую ставку, что позитивно отразилось на стоимости фондирования как раз к середине года.
ПОРТФЕЛЬ СТАБИЛЕН
Сумма новых договоров лизинга за январь-сентябрь сократилась на 22% и составила около 590 млрд рублей. В первом полугодии она упала на треть, а ее отношение к инвестициям в основной капитал составило 7%, что почти в два раза меньше, чем в 2011 году.
Сокращение суммы новых договоров сказалось на лизинговом портфеле, который перестал расти и составил 2,95 трлн рублей на начало октября (таким же совокупный портфель лизинговых компаний был и годом ранее). Однако объем полученных лизинговых платежей с 2014 года продолжает превышать объем профинансированных средств. Ожидаемого участниками лизингового рынка сокращения портфеля
РУСЛАН
КОРШУНОВ
ведущий аналитик по банковским рейтингам RAEX, специально для «Бизнес-журнала»
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ДЕКАБРЬ #12 2015 65
ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ
РЕЙТИНГ I ЛИЗИНГ
В совокупности на тройку лидеров приходится, как и годом ранее, около 38% всего объема нового бизнеса. На Топ-10 — около 68%.
Реализация государственных мер по поддержке экономики России посредством лизинговых услуг госкомпаний, а также активное участие последних в «розничных» сделках серьезно повлияли на структуру рынка по видам собственности. Так, доля частных компаний в объеме нового бизнеса за год снизилась с 55 до 47% (по данным за три квартала). При этом из пяти крупнейших компаний рынка по объему нового бизнеса теперь только одна является частной.
ТОЧЕЧНАЯ ПОДДЕРЖКА
Для поддержки стратегически важных секторов российской экономики в 2015 году были продлены действующие и введены новые антикризисные программы. Часть госпрограмм была реализована путем субсидирования затрат предприятий на приобретение оборудования и техники посредством лизинга. Реализация этих мер оказала поддержку и рынку лизинга: по оценке RAEX, без госсубсидирования авто- и авиализинга сжатие нового бизнеса за январь-сентябрь могло достигнуть 40%.
Позитивные отклики как от самих клиентов, так и от лизингодателей получила программа льготного лизинга автотранспортных средств 2015 года. За счет высокого спроса лимиты по льготному автолизингу были выбраны уже в сентябре, то есть еще за два с лишним месяца до официального окончания проекта. Согласно анкетированию, проведенному RAEX, у большинства участников рынка за первое полугодие доля автомобилей, переданных в рамках госпрограммы, достигла более 30%. Недостатком программы Минпромторга стал небольшой объем средств (2,5 млрд рублей), которого не хватило на весь срок ее действия. Учитывая положительные отклики об этом инструменте господдержки и продолжающееся падение автопродаж (по данным Ассоциации европейского бизнеса — на 29% в сентябре в легковом сегменте), правительство РФ решило выделить еще 1,5 млрд рублей под льготный лизинг коммерческого транспорта. Доля автосегмента за январь-сентябрь 2015 года достигла около 37% нового бизнеса, однако в абсолютном выражении сегмент сократился на 16%. Без запуска госпрограммы его сжатие, по оценкам RAEX, могло составить не менее 30%.
Среди крупнейших сегментов за 9 месяцев 2015 года прирост продемонстрировал только авиализинг (+29%), доля которого в новом бизнесе выросла за год с 12 до 22%. Ключевое влияние на позитивную динамику этого сегмента оказала поддержка государства посредством субсидирования лизинга российских самолетов (в том числе Sukhoi Superjet 100). В железнодорожном сегменте действует субсидирование потерь при приобретении инновационных вагонов, однако из-за профицита вагонов в отрасли лизинг железнодорожной техники продолжает терять позиции: его доля сократилась с 25 до 16%, а объем нового бизнеса упал на 53%. «В этом свете эффективной
мерой является программа утилизации старых вагонов, — отмечает генеральный директор компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов. — Начиная с августа мы наблюдаем тенденцию к росту ставок доходности по основным типам вагонов, однако этот уровень при текущей стоимости кредита пока недостаточен, чтобы эксплуатация вагона, приобретенного в лизинг или кредит, в полной мере окупала лизинговые платежи и приносила доход собственнику».
Прочие сегменты рынка за три квартала суммарно сократились на 26% (годом ранее они демонстрировали рост на 13%). Прирост нового бизнеса был отмечен в машиностроительном, металлообрабатывающем и металлургическом оборудовании (+34%). Часть клиентов стала обращаться за лизингом производственного оборудования после повышения кредитных ставок и ужесточения требований банков к заемщикам. Запуск Фондом развития промышленности новой программы объемом около 12 млрд рублей в ближайшие 12 месяцев также может позитивно отразиться на динамике лизинговых сделок с промышленным, энергетическим и иным технологичным оборудованием. Всего по рынку за 9 месяцев 2015 года из 17 крупнейших сегментов, выделенных RAEX в рамках исследования, положительные темпы прироста продемонстрировали всего семь.
ГОД ТЕКУЩИЙ И ГРЯДУЩИЙ
Согласно базовому прогнозу RAEX на 2015 год, объем нового бизнеса составит около 510 млрд рублей, то есть сократится на 25% по сравнению с 2014-м. В авиасегменте за счет господдержки в виде субсидирования лизинга российских самолетов и перезаключения договоров на самолеты «Трансаэро» ожидается положительный прирост примерно на 20% (без господдержки сжатие сегмента составило бы около 25%). Железнодорожный сегмент сократится на 50% к 2014 году «Соглашусь с таким прогнозом, — отмечает Дмитрий Зотов. — Производственные мощности вагоностроительных предприятий в 2015 году оказались задействованы лишь на треть. Поскольку более 75% вагонов приобретается с помощью лизинга, снижение производства соответственно отразилось и на объеме сегмента лизинга для железнодорожной отрасли. Ситуацию также усугубили возросшая в этом году стоимость кредитов и себестоимость производства вагона».
Сжатие прочих сегментов рынка в 2015 году составит, согласно базовому прогнозу RAEX, около 30%.
В 2016-м динамика рынка лизинга во многом будет зависеть от масштабов антикризисных госпрограмм и их реализации в отношении лизинговых услуг. Однако фундаментальных предпосылок для восстановления лизингового рынка нет, так как главный индикатор развития отрасли в России — инвестиции в основной капитал — продолжает снижаться на протяжении 2015 года, а низшая точка спада замедления инвестиционной активности пока еще не пройдена, как отмечается в исследовании ЦБ РФ. В результате объем нового бизнеса в 2016 году может сокра- цц титься на 10-15% — до 440-460 млрд рублей. НЙ!
66
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ДЕКАБРЬ #12 2015
РЭНКИНГ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
ПО ОБЪЕМУ НОВОГО БИЗНЕСА* ПО ИТОГАМ ТРЕХ КВАРТАЛОВ 2015 ГОДА
О 1— и ш 2 КОМПАНИЯ ОБЪЕМ НОВОГО БИЗНЕСА, МЛН РУБ. ДИНАМИКА ОБЪЕМА НОВОГО БИЗНЕСА*** СУММА НОВЫХ ДОГОВОРОВ ФИНАНСОВОГО И ОПЕРАТИВНОГО ЛИЗИНГА, МЛН РУБ. ОБЪЕМ ЛИЗИНГОВОГО ПОРТФЕЛЯ (НА 01.10.2015), МЛН РУБ.
1 (2) ВТБ Лизинг 52 540,0 -32,8% 71 897,0 442 296,5
2 (1) ВЭБ-лизинг 50 549,1 -41,1% 81 664,1 771 411,4
3 (5) Сбербанк Лизинг 40 638,0 75,4% 74 059,9 369 199,0
4 (11) Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) 34 529,4 222,4% 60 807,8 173 329,1
5 (3) Европлан 17 630,7 -45,6% н. д. 42 972,4
6 (8) Балтийский лизинг 14 772,0 -4,9% 22 253,0 30 627,0
7 (10) Сименс Финанс 13 798,6 13,1% 23 332,1 25 767,9
8 (4) ТрансФин-М 10 213,8 -60,1% 14 909,0 250 428,6
9 (9) CARCADE Лизинг 9 288,2 -31,5% 14 279,0 23 038,8
10 (13) РЕСО-Лизинг 8 024,9 -15,3% 12 965,6 16 011,8
11 (6) RAIL1520 7 159,0 -55,4% н. д. 20 810,0
12 (23) МКБ-лизинг 6 278,0 85,8% 8 303,0 14 589,0
13 (21) КАМАЗ-лизинг 6 120,8 38,9% 9 866,0 9 325,5
14 (27) Транслизинг-сервис 5 784,0 125,2% 1 154,0 4 099,0
15 (16) ЮниКредит Лизинг и Локат Лизинг Руссия 4 300,4 -22,0% 6 418,0 18 820,7
16 (19) Система Лизинг 24 4 265,0 -5,8% 6 225,3 11 879,5
17 (17) СТОУН-XXI 4 139,9 -19,0% 6 474,2 8 388,9
18 (37) Major Лизинг 2 916,8 100,6% 5 092,0 6 933,8
19 (26) Volkswagen Group Finanz 2 630,1 0,1% 4 242,0 5 815,3
20 (14) Элемент Лизинг 2 554,4 -68,3% 3 915,9 8 607,4
* Под новым бизнесом понимается сумма стоимости предметов лизинга по новым сделкам, без НДС. ** В скобках приводится место компании в рэнкинге по итогам 9 месяцев 2014 года.
*** В сравнении с тремя кварталами 2014 года.
Источник: RAEX (Эксперт РА), по результатам анкетирования лизинговых компаний
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ДЕКАБРЬ #12 2015 67
ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ
РЕЙТИНГ I ЛИЗИНГ
НА ГОСУДАРСТВО НАДЕЙСЯ,
НО И САМ НЕ ПЛОШАЙ
Лизингодатели поделились с «Бизнес-журналом» своим видением тенденций и перспектив развития российского рынка лизинга
ГАЛИНА МАЙЕР
управляющий директор компании «Райффайзен-Лизинг»
Вслед за увеличением просрочки по платежам многие лизинговые компании перешли на более консервативную политику управления рисками. Хотя по сути ужесточение требований к финансовому состоянию лизингополучателей мы наблюдаем непрерывно с начала кризиса 2008 года. «Райффайзен-Лизинг» ежегодно пересматривает кредитную политику. В 2015-м мы более жестко стали подходить к выбору целевых отраслей, многие из которых из-за сложной экономической ситуации лизинговым компаниям пришлось вывести из статуса «целевых». К сожалению, это коснулось строительной и транспортной отраслей. Однако на протяжении года мы продолжали сотрудничать как с существующими клиентами, так и с новыми финансово устойчивыми компаниями этих сегментов рынка.
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ
старший вице-президент автолизинговой компании «Европлан»
Государственная программа субсидирования лизинга транспортных средств оказалась очень эффективной: она поддержала сразу два рынка — автомобильный и финансовый.
За время работы по программе «Европлан», к примеру, профинансировал для своих лизингополучателей приобретение более 4 тыс. автомобилей на 6,5 млрд рублей. За счет субсидий наши клиенты сэкономили 647 млн. Основная сложность, если ее можно так назвать, — это ограниченность выделенных на субсидии средств. На продление льготной программы автолизинга выделено всего 1,5 млрд рублей,
и с учетом ее высокой популярности их надолго не хватит. Очевидно, что возможность купить автомобиль в лизинг со скидкой в 10% от его стоимости привлекает внимание и к другим преимуществам лизинга — таким как низкий аванс, отсутствие необходимости в обеспечении, экономия на налоге на прибыль и т. д. Автолизинг, на мой взгляд, стал серьезной альтернативой другим способам приобретения авто. Доля продаж автомобилей с помощью лизинга в России составляет сейчас около 5%, причем это результат почти двукратного роста за последние 5-6 лет. Тенденция увеличения доли автолизинга устойчивая, однако при таком его проникновении нам пока далеко даже до восточноевропейских 15-20%.
АЛЕКСАНДР ЛЕБЕДЕВ
заместитель генерального директора по стратегическому и организационному развитию компании «Балтийский лизинг»
Рост спроса на лизинговые услуги опирается на несколько источников.
Во-первых, потребность в таких услугах растет с уменьшением доступности финансовых ресурсов для некоторых отраслей. Предприниматели переключают свое внимание на лизинг как механизм увеличения основных и оборотных средств. Среди таких отраслей оказались компании, занимающиеся продажей и производством автотранспорта, строительных материалов, осуществляющие дорожные работы. Во-вторых, потребность в лизинге возникает с получением государственных заказов. Речь идет о таких отраслях, как судостроение, машиностроение и другие, которые напрямую участвуют или как-то связаны с выполнением программ ВПК. В-третьих, это отрасли, реализующие популярный сегодня тренд импортозамещения. В основном это предприятия, занимающиеся пищевым производством, а также сельскохозяйственный сектор.
Что касается перспектив российского рынка лизинга в целом, то, к сожалению, в настоящее время могу дать только пессимистичный прогноз. По итогам года следует ожидать снижения объемов на 20-30%.
68 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ДЕКАБРЬ #12 2015
Доля частных
АЛЕКСАНДР КЛЮЕВ
директор департамента лизинговых продаж «ЮниКредит Лизинг»
Рынок лизинга испытывает сейчас трудности в связи с заметным снижением деловой активности в стране.
Значительное сокращение объемов нового бизнеса характерно для большинства сегментов и особенно выражено в сфере лизинга подвижного состава железнодорожного транспорта, грузовых автомобилей и строительной техники. Но есть и хорошие новости. В нынешних условиях лизинговые компании стараются сделать этот вид услуг доступным большому кругу клиентов. Одни начинают активно работать с малым и средним бизнесом, привлекают субсидии производителей и государства. Другие одобряют недорогие отечественные активы и запускают лизинг для физических лиц. Однако уже сейчас ясно, что не все лизинговые компании выдержат борьбу за клиента — и консолидация рынка неизбежна. Нужно учитывать, что лизинг — это среднесрочное финансирование. И главной трудностью становится стабильное получение платежей через год-два после подписания договора. Ухудшение платежной дисциплины требует повышенного внимания на всех этапах работы с клиентом — от одобрения заявки до выкупа актива.
ОЛЬГА ЕНЬКОВА
управляющий директор компании «Альфа-Лизинг»
Качество лизингового портфеля в целом по рынку заметно упало. Ожидается, что к концу года общий капитал лизинговых компаний в связи с ростом просроченной задолженности и, как следствие, формированием .. резервов снизится. Многие небольшие компании будут вынуждены уйти с рынка или интегрироваться в структуры более крупных предприятий. Негативное влияние на сегмент продолжает оказывать фактор санкций и девальвации рубля, снижающий долю импортной техники. Говорить же о полноценном импортозамещении в лизинге пока рано — как и о том, что лизинговые компании нашли, чем заместить снижающиеся доходы. Этот поиск только идет. Лизингодатели осваивают сейчас новые, более высокомаржинальные (но также и более рисковые) клиентские сегменты. Многие разрабатывают дополнительные сервисы, новые продукты.
Записал Андрей Москаленко
и государственных компании на лизинговом рынке России*
Госкомпании и компании при госбанках
15% 49% 47% 59% 53% 44% 45% 53%
Независимые лизинговые компании, компании при
частных банках 85% 51% 53% 41% 47% 56% 55% 47%
и производителях
техники 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Примечание. Все данные — по итогам трех кварталов соответствующего года.
Индикаторы развития российского лизингового рынка
Показатели 2012 2013 2014
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей 770 783 680
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей 1 320 1 300 1 000
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей 560 650 690
Объем профинансированных средств, млрд рублей 640 780 660
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей 2 530 2 900 3 200
Доля лизинга в ВВП, % ва ■■ 1
Индекс «розничности»*, % 28 35 44
* Индекс «розничности» рынка лизинга рассчитывается как суммарная доля розничных сегментов в объеме нового бизнеса. К розничным сегментам RAEX относит легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику.
Доля лизинговых сегментов в объеме нового бизнеса в 2015 году
25,6%
Прочее
21,5%
Авиационный^
транспорт
Примечание. Все данные — по итогам трех кварталов 2015 года.
Источник: RAEX (Эксперт F по результатам анкетирования лизинговых компаний
16,2%
Ж/д
техника
20,0%
Легковые
автомобили
16,7%
Грузовой
автотранспорт
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ДЕКАБРЬ #12 2015