Отечественная промышленность столкнулась с серьезными рисками остаться без западных технологий, без сотрудничества с иностранными инвесторами, с ограничениями на закупку импортной техники и комплектующих изделий. Российским правительством было принято решение отказаться от импортной техники, введен режим импортозамещения, определен перечень машиностроительных товаров для государственных нужд, закупать которые позволят только у отечественных, белорусских и казахстанских производителей.
Литература
1. Цветков К. Л. Современное состояние и перспективы развития базовых отраслей машиностроения международная научно-практическая конференция «Экономические аспекты развития промышленности в условиях глобализации», 6/2015. С. 108-111.
2. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг», бюллетень Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги 2015 года.
3. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг», бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-сентября 2016 года».
4. Минпромторг «Публичная декларация на 2016 год и основные результаты деятельности за 2015 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minpromtorg.gov.rU/common/upload/f iles/docs/MPT_Prezentation_PubDec_2016_NEW.pptx/ (дата обращения: 09.01.2017).
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ
УСЛУГ Рожина Е. Г.1, Кознов А. Б.2
'Рожина Евгения Григорьевна / Яо1кта Еу§етуа Оп§огуеупа — студент;
2Кознов Алексей Борисович /Koznov А1ехеу Боп$оу1сН - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики в энергетике и промышленности, Инженерно-экономический институт Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, г. Москва
Аннотация: для целого ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является базовым источником средств модернизации бизнеса. Рынок лизинга в РФ не насыщен и, при стабилизации макроэкономической ситуации, имеет высокий потенциал роста. Для того чтобы дать объективную оценку текущего состояния российского рынка лизинговых услуг, необходимо рассмотреть характер и структуру факторов, воздействующих на его конъюнктуру, что и делается в данной статье.
Ключевые слова: анализ, российский рынок, лизинг, лизинговые услуги, рынок лизинговых услуг.
По данным исследования агентства «Эксперт РА», объем лизингового бизнеса за 9 месяцев 2016 года составил около 450 млрд руб. (+17% по сравнению с 9 месяцами 2015 г.). При этом на третий квартал пришлось около 175 млрд руб. лизингового бизнеса (годом ранее 140 млрд руб.). Сумма новых договоров лизинга за январь-сентябрь 2016 года выросла на 15% и составила около 680 млрд. рублей. Объем лизингового портфеля на 01.10.16 составил 2,9 трлн руб., что почти соответствует уровню на 01.10.15.
Необходимо отметить, что 2015 год являлся провальным для рынка, поэтому 2016 год можно считать восстановительным. Ключевые индикаторы свидетельствуют об отсутствии существенных признаков восстановления экономики России, что не дает оснований для устойчивого роста лизингового рынка. По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в РФ в I квартале 2016 года уменьшились на 4,8% в годовом исчислении. Индекс предпринимательской уверенности в обрабатывающих производствах показывает рост с января 2016 года с -7% до -3%, но находится в отрицательной зоне. За январь-июнь 2016 года индекс промышленного производства в обрабатывающих отраслях упал на 0,9% относительно аналогичного периода 2015 года. В целом объем промышленного производства за январь-июнь 2016 года вырос на 0,4%, однако, прирост был обеспечен увеличением добычи полезных ископаемых (+2,6% к соответствующему периоду 2015 года) на фоне общего снижения ВВП страны на 0,9% в 1 полугодии 2016 года [1].
Текущее состояние экономики не дает возможностей компаниям в 2016 году существенно активизировать бизнес, но позволяет им выйти на уровень 2015 года. При этом ожидается, что около 30% сделок придется на четвертый квартал, как в 2015 году. Давление на автосегмент будут оказывать продолжающееся падение продаж легковых автомобилей (-16,6% в июле 2016 года по сравнению с июлем 2015-го) и завершение госпрограммы по льготному автолизингу. Однако, невысокая база 2015 года, а также рост доли лизинга в продажах автомобилей и частичная реализация отложенного спроса поддержат автосегмент. В связи с этим, ожидается, что рост автолизинга по итогам 2016 года составит не менее 15%. Сокращение железнодорожного сегмента будет не более 25% вследствие дальнейшего списания вагонов (66,5 тыс. вагонов за 1 полугодие 2016 года против 44,3 тыс. за аналогичный период 2015 года).
Ориентиры лизинговых компаний по сегментам также меняются. В 2017 году менее рискованными и более быстро растущими будут сегменты, в которых существуют госпрограммы поддержки - сельское хозяйство, автомобильная отрасль, предприятия оборонной промышленности и их подрядчики [1].
Необходимо отметить, что автосегмент, помимо программы субсидирования, поддержат госзакупки в сфере городского транспорта, инфраструктурных проектов; среди других сегментов он может продемонстрировать наибольшие темпы прироста. В структуре автосегмента будет продолжать расти доля машин отечественной сборки, в грузовиках участники рынка отмечают вероятность перетока спроса в пользу менее грузоподъемных машин в результате введения системы «Платон».
Лидерами рынка являются госкомпании: на первое место поднялся «ВТБ Лизинг», на второе - ГТЛК, а третья позиция осталась за компанией «Сбербанк Лизинг». В среднем половина нового бизнеса лидеров пришлась на авиасегмент, как и в 2015 году. В совокупности доля топ-3 в объеме нового бизнеса сократилась с 40% до 34%. Концентрация рынка в 1 полугодии 2016 года на крупнейшем лизингодателе снизилась незначительно (с 14% до 13% нового бизнеса), но остается существенно ниже, чем в 1 полугодии 2014 года (20%).
Кроме транспорта шансы роста имеют сегменты имущества для нефтедобычи, золотодобычи, химической промышленности и прочие отрасли, связанные с экспортом -падение курса рубля позволяет компаниям-экспортерам наращивать инвестиции.
Крупнейшие сегменты - авиационный и железнодорожный лизинг - могут вновь поменять свою динамику. Авиализинг после трех лет рекордных объемов сделок и удерживания позиций драйвера, в 2017 году может существенно просесть. Банкротство одного из крупнейших перевозчиков - «Трансаэро», а также закрытие для полетов туристов таких направлений как Турция и Египет, обусловило в 2015 году рост предложения изъятых самолетов на рынке, и одновременно снизило аппетиты и спрос российских авиакомпаний на расширение парка. Авиакомпании пытаются переориентировать новые освободившиеся мощности на внутренние перевозки, однако эффект пока слабый - стоимость билетов довольно высока, а принимающая инфраструктура и объем предложения внутреннего туризма ограничены [2].
Сегмент железнодорожной техники, по оценкам профильных участников, достиг своего минимума и заметно сокращаться уже не будет, напротив, более вероятен разворот тренда и рост сегмента. Темпы роста при этом будут во многом зависеть от политики списаний старых вагонов, позитивное влияние на рынок уже оказал запрет с 2016 года использования вагонов с продленным сроком службы. Также на объемы сделок будут влиять степень консолидации рынка и «переупаковка» лизинговых сделок в арендные. Профильные лизингодатели отмечают постепенный рост погрузки в основных типах вагонов и низкий уровень производства типового подвижного состава, что способствует снижению профицита вагонов на сети и росту ставок аренды.
Распространенным предметом лизинга в России является сельскохозяйственная техника, так как на ее приобретение обычно выделяется бюджетное финансирование. Затем следует лизинг компьютерной техники, автолизинг и лизинг медицинской техники [3].
Прогнозируется, что легковой и грузовой автотранспорт (суммарно) останутся лидирующим сегментом в 2017 году, при этом вырастет доля железнодорожной техники, а доля авиализинга снизится ниже 15%.
Качество лизинговых портфелей на рынке ухудшилось в 2015 году, но в данный момент стабилизируется. Большинство лизингодателей полагает, что основные проблемные сделки уже проявились, и уровень просроченной задолженности в 2017 году заметно увеличиваться не будет, хотя проблемность части портфеля будет сохраняться. Доля проблемной задолженности, по оценкам, будет составлять около 1/10 портфеля, при этом доля реструктурированных сделок может быть в два раза больше - от 16 до 20% портфеля.
Таким образом, в целом же спрос на лизинг будет расти: потенциальные лизингополучатели проявляют к этому инструменту все больший интерес. Исследования показывают, что популярность лизинга среди предпринимателей растет. Так, на каждые три компании, готовые взять банковский кредит, приходится одна компания, которая планирует приобрести имущество через лизинг.
Литература
1. Спешилова Н. В., Платонов С. А. Статистический анализ развития финансового лизинга в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleшnka.ru/artide/n/statisticheskiy-analiz-razvitiya-finansovogo-lizinga-v-rossii/ (дата обращения: 30.12.2016).
2. Прудникова А. Е. Историческое развитие и сущность лизинга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/artide/n/istoricheskoe-razvitie-i-suschnost-lizinga (дата обращения: 30.12.2016).
3. Пачкова О. В., Гаптельхаков М. Р. Лизинг как возможность финансирования бизнеса в условиях импортозамещения в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/lizing-kak-vozmozhnost-finansirovaniya-biznesa-v-usloviyah-imp-orto-zamescheniya-v-rossii/ (дата обращения: 30.12.2016).
4. Евстигнеева И. С. Современное правовое регулирование лизинга в Российской Федерации. М.: Дашков и К, 2014. 317 с.
МЕСТО КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА В ФОРМИРОВАНИИ БРЕНДА Веретено А. А.1, Студенихина В. В.2
'Веретено Александра Александровна / Vereteno Alexandra Aleksandrovna — старший преподаватель;
2Студенихина Виктория Витальевна / Studenikhina Victoriya Vitalievna — студент, кафедра маркетинга и рекламы, факультет международного бизнеса, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск
Аннотация: в статье анализируется место комплекса маркетинга в формировании бренда. Реалии современного мирового рынка отличаются динамичностью развития и жёсткой конкуренцией. В связи с этим, основной задачей организаций, действующих на рынке сегодня, становится создание новых конкурентных преимуществ для укрепления рыночных позиций. Отличительной чертой современного рынка является появление на нем большого количества товаров похожих друг на друга. При этом не все из них содержат уникальные характеристики, которые могли бы стать весомым преимуществом относительно товаров -конкурентов. Поэтому возникает острая необходимость в формировании эффективного механизма, позволяющего завоевать потребителя и идентифицировать товар среди других. И в этом решающую роль играет брендинг. Ключевые слова: бренд, брендинг, комплекс маркетинга.
Брендинг подчинен стратегическим целям и задачам компании. Он зависит от позиционирования марки, маркетинга и ведения менеджмента. Бренд является ментальной оболочкой продукта (услуги).
Выделяются следующие атрибуты бренда:
• определенные свойства товара, с которыми ассоциируется бренд у потребителя;
• преимущества товара;
• ценность;
• индивидуальность (уникальность) бренда.
При этом наиболее долговечными качествами, определяющими суть бренда, являются его ценность и индивидуальность. Поэтому основной задачей стратегии создания и продвижения является первоначальное определение этих атрибутов бренда и выявление их для каждой целевой группы. В целом роль и значение бренда товара для потребителей заключается в том, что он позволяет идентифицировать товары и их производителей, тем самым облегчая выбор среди аналогичных товаров, гарантирует одинаковый уровень качества для товаров с одинаковым брендом и то, что ожидания потребителей будут оправданы. Для производителей бренд во многом определяет последующую коммуникационную и сбытовую деятельность, защищает владельца бренда от недобросовестной конкуренции, позволяет расширить и