а какие нельзя. Исходя из этого условно методы можно разбить на группы:
- методы, не требующие особой предшествующей подготовки (проблемное обучение, выполнение действий по алгоритму);
- методы, требующие особой предшествующей подготовки (проведение самостоятельной работы, самостоятельного исследования на уроке).
Известно, что в группах с преобладанием неподготовленных к самостоятельной работе студентов нельзя сразу же давать материал для самостоятельного изучения . Если этого избежать нет возможности, преподаватель должен тщательно разработать задание с учетом уровеня подготовки, четко сформулировать вопросы, составить методические рекомендации, указать литературу. И здесь нельзя пренебрегать двумя принципами дидактики: посильности и обучения на высоком уровне трудности.
Эмоциональное состояние студента в значительной степени определяет умственную и физическую работоспособность. Высокий эмоциональный тонус аудитории и ее включенность в учебный процесс обеспечивает раскрытие резервов личности сту-
дента. Если нет психологического комфорта на занятии, то парализуются и другие стимулы к учебно-познавательной деятельности. Главная ценность отношений между педагогом и студентам - их сотрудничество, которое предполагает совместный поиск, совместный анализ успехов и просчетов. В этом случае студент превращается в инициативного партнера.
Психологический подход к организации процесса обучения и выбору его методов позволяет не только повысить успеваемость, но и избежать стрессовых ситуаций.
1. Багдасарьян Н. Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. - М.: Высшая школа, 2001. - 511 с.
2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособ. - 2-е изд., перераб. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
УДК/ UDC: 377 (470.13) И. В. Юсупова,
заведующая сектором статистики Управления Республики Коми по занятости населения, г. Сыктывкар, Республика Коми, Россия, [email protected]
Irina Yusupova,
head of statistics sector at the Employment of the Population Department of Komi Republic, Syktyvkar, Komi Republic, Russia, [email protected]
ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ PROBLEMS OF REGIONALIZATION OF PROFESSIONAL EDUCATION IN REPUBLIC OF KOMI
В статье представлен анализ процессов, связанных с кадровым обеспечением экономического и социального развития Республики Коми до 2015 года, количественной и качественной оценкой кадрового потенциала региона. Обосновывается актуальность создания механизма
согласования потребностей экономики региона в кадрах и направленности профессиональной подготовки.
The paper offers an analysis of trends connected with personnel supply of economic and social development of Komi Republic till 2015, quantitative and
qualitative assessment of regional personnel potential. It provides grounds for elaborating a technique allowing to meet regional economy demands for workers and main tendencies in personnel training.
Ключевые слова: Республика Коми, кадровые потребности, система профессионального образования, социально-экономическое развитие.
Key words: Republic of Komi, demand for workers, professional education system, social and economic development.
Согласно «Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 г. и на период до 2015 года» базисом региональной политики определено дальнейшее развитие добывающих и перерабатывающих отраслей с применением высоких технологий. Эта задача невыполнима без человеческого капитала. Возникают вопросы о количественной и качественной оценке кадров, о том, кто будет работать над реализацией поставленных задач, готовы ли мы к дальнейшему интенсивному освоению богатств Севера и достаточно ли у нас будет своих трудовых ресурсов?
Демографическая ситуация в Республике Коми в 2006-2010 годах характеризовалась сохранением тенденции сокращения численности населения, которая наблюдается с 1990 года, обусловленной превышением смертности над рождаемостью, а также продолжающимся миграционным оттоком за пределы республики, который является определяющим фактором снижения численности населения.
Суммарно за последние пять лет численность населения сократилась на 87,9 тыс. человек, или на 8,9 %, составив по предварительной оценке на 1 января 2011 года 897,2 тыс. человек, причем это снижение на треть обусловлено естественной убылью населения и на две трети - миграционным оттоком. Отрицательное сальдо миграционного оборота является закономерным следствием сочетания природно-климатических условий и уровня жизни населения области.
В условиях наметившегося в последние годы экономического роста предприятия и организации Республики Коми испытыва-
ют серьезные трудности в подборе необходимых работников и активно практикуют привлечение рабочей силы из других регионов. По данным Управления Республики Коми по занятости населения, в 2010 году в службу занятости обратилось 182 работода-телея с заявлениями о получении в установленном порядке заключений о целесообразности привлечения и использования 5656 иностранных работников на предприятиях нефтедобывающей, лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, в геологоразведке и строительстве. При этом 2700 выпускников учреждений начального профессионального образования в 2010 году не были востребованы работодателями.
Рынок образования на протяжении ряда лет развивался во многом стихийно, зачастую под влиянием коммерческих интересов образовательных учреждений, без учета реальных потребностей рынка труда. В Республике Коми, как и во многих регионах России, имеет место «перепроизводство» юристов и экономистов, по специальности не работает значительное количество выпускников других профессий.
Объемы и направления подготовки рабочих кадров не соответствуют реальным потребностям рынка труда. Так, например, предприятиями и организациями г. Сыктывкара в органы службы занятости заявлена потребность по 81 профессии, а подготовка осуществляется по 52, при этом по 24 невостребованным рынком труда профессиям обучение продолжается. В Воркуте потребность заявлена по 117 рабочим профессиям, подготовка осуществляется по 51, из которой только 30 входят в число востребованных профессий. Аналогичная ситуация по остальным муниципальным образованиям Республики Коми.
Актуальность создания механизма согласования потребностей экономики региона в кадрах и направленности профессиональной подготовки становится все более необходимой, поскольку система профессионального образования должна адекватно реагировать на запросы рынка труда. К тому же рыночная экономика предъявляет повышенные требования к качеству рабо-
чей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, к росту ее социальной мобильности и адаптивности к рыночным отношениям, ее конкурентоспособности.
Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей задачей государственной политики занятости, и однин из основных механизмов решения этой проблемы - взаимосвязь системы профессионального образования с рынком труда.
Для решения этой проблемы необходимо исследовать следующие параметры рынка труда и рынка образовательных услуг:
— состояние и прогнозные характеристики регионального рынка труда, на основе чего определяются потребность экономики в рабочей силе и структура ее подготовки в учреждениях профессионального образования;
— состояние профессионально-квалификационной структуры человеческих ресурсов и внесение дополнений в перечень профессий и специальностей, востребованных на рынке труда;
— мотивационные устремления молодежи в профессиональном образовании;
— основные направления и проблемы трудоустройства незанятого населения и безработных граждан;
— причины, затрудняющие трудоустройство выпускников учебных заведений профессионального образования.
Структура спроса на работников той или иной профессии (специальности) на рынке труда претерпевает существенные изменения под влиянием увеличения потребностей в работниках, владеющих знаниями в области информационных технологий, в связи с перемещением трудовых ресурсов из традиционных отраслей (промышленности, транспорта, строительства и др.) в сектор экономики, связанный с предоставлением различных услуг населению и предприятиям, снижением потребности в неквалифицированных работниках, притом что их численность остается высокой.
На рынке труда складываются диспропорции между спросом и предложением рабочей силы, которые можно сгруппировать в отраслевые, территориальные, соци-
ально-демографические и профессионально- квалификационные.
В результате на рынке труда создается ситуация, когда, с одной стороны, невозможно удовлетворить потребность организаций в работниках определенных профессий и специальностей, с другой - появляются устойчивые группы населения, испытывающие сложности в трудоустройстве. Особенно в сложном положении оказываются выпускники учебных заведений профессионального образования, получившие невостребованные профессии и специальности и не нашедшие работу в самом в начале своей трудовой деятельности.
Рынок образовательных услуг связан с рынком труда через образовательные потребности, выступающие одновременно важнейшим фактором потенциального спроса на рынке образования и потенциального предложения на рынке труда. Поэтому решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг невозможно без учета интересов непосредственно потребителея образовательных услуг, который имеет свои цели, задачи, мотивацию относительно освоения профессии и выбора сферы трудовой деятельности.
Ключевой проблемой российской экономики является сегодня нехватка квалифицированной рабочей силы. Обусловлено это целым рядом факторов, имеющих как объективную, так и субъективную основу. К числу объективных факторов относятся прежде всего негативные демографические тенденции, проявляющиеся во всех промышленно развитых регионах страны, падение престижа рабочих профессий, непривлекательность многих отраслей промышленности в силу тяжелых условий труда и низкой заработной платы, неадекватной трудовому вкладу работников.
В результате во многих регионах страны сформировался и воспроизводится из года в год дисбаланс профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на рынке труда. Количество вакансий в банке данных службы занятости стабильно превышает количество безработных, имеющих официальный статус. Однако в целом структура вакансий не соответствует струк-
туре безработицы.
В числе субъективных факторов, определяющих дисбаланс профессиональ-
но-квалификационной структуры рынка труда, следует выделить прежде всего несоответствующую потребностям экономики структуру подготовки кадров по уровням профессионального образования.
Диспропорция в выпуске специалистов с разным уровнем профессионального образования дополняются проблемой несоответствия в регионах профилей подготовки структуре востребованных профессий, а также неполным соответствием выпускников квалификационным требованиям работодателей, относительно низким уровнем полученных в стенах учебных заведений профессиональных знаний и навыков.
Для решения задач модернизации образования среди приоритетных следует выделить регионализацию. Главная задача регионализации образования обеспечение полного соответствия системы и практики подготовки кадров особенностям и требованиям республики (края, области).
Последние пять лет профессиональное сообщество средних специальных учебных заведений Республики Коми активно работает над данной проблемой.
Характеризуя систему профессионального образования в Республике Коми, хотим отметить, что при снижении количества школьников и сохранении практически постоянного контингента в учреждениях начального профессионального образования и учреждениях среднего профессионального образования (УНПО и УСПО) наблюдается практически двойное увеличение студентов вузов (причем за счет заочной платной формы обучения). Практически все учебные заведения располагаются в городах республики, при этом основная их масса - в г. Сыктывкаре (более 40 % от общего числа). В целях сохранения доступности начального профессионального образования 10 учебных заведений расположены в сельской местности.
Подготовка в УНПО ведется по 200 профессиям; в УСПО - по 77 специальностям, в вузах - по 97 специальностям.
При этом УНПО выполняют социаль-
ную функцию: 10 % контингента - дети-сироты, в том числе и получающие второе профессиональное образование.
К сожалению, ситуацию, сложившуюся в республике к настоящему времени в области кадрового обеспечения организаций, следует отнести к сдерживающим факторам экономического развития, препятствующим росту экономики по следующим причинам:
— Нарушение структуры воспроизводства трудовых ресурсов по уровням образования; несоответствие величин подготовки кадров и потребности в них в разрезе профессий и специальностей.
В рамках подготовки «Концепции модернизации профессионального образования в Республике Коми на период до 2015 года» был проведен анализ обеспеченности предприятий республики кадрами. В республике, так же как и в целом по России, наблюдается искажение структуры воспроизводства кадров организаций отраслей экономики по уровням образования. По данным Территориального органа Федеральной службы статистики по Республике Коми, на 10 тысяч населения Республики Коми приходится 251 студент вузов, 126 студентов УСПО, 150 учащихся УНПО. Это означает, что структура совокупного выпуска учреждений профессионального образования Республики Коми на 76 % представлена квалифицированными рабочими кадрами.
При наличии спроса на высококвалифицированные рабочие кадры УНПО все большей степени комплектуются учащимися с низким уровней мотивации и готовности к обучению. Этому способствует ориентация общеобразовательных учреждений на поступление в вузы и низкий престиж рабочих профессий. При этом начальный этап производственной карьеры выпускников НПО прерывается службой в армии, в результате чего во многом утрачивается профессиональная квалификация.
— Ухудшение демографической ситуации.
По прогнозу ТО Росстата по Республике
Коми, в ближайшие 10 лет число выпускников 9-11-х классов сократится почти в два раза. Таким образом, с учетом мнимой «привлекательности» вузов система началь-
ного профессионального образования может остаться без контингента обучающихся.
— Самостоятельное развитие уровней профессионального образования без учета региональных особенностей (негосударственных и федеральных образовательных учреждений), отсутствие единого профессионального образовательного пространства.
Так, например, направления подготовки в филиалах вузов определяются головным учебным заведением, находящимся в центральных городах. За 1996-2002 гг. в Республике Коми открылись более 20 филиалов вузов, помимо тех 6 вузов, которые уже функционировали на рынке образовательных услуг. Все они готовят специалистов по «стандартному» набору специальностей экономического и юридического профиля, которыми рынок труда давно перенасыщен.
— Дублирование специальностей в учреждениях профессионального образования и значительное количество нетрудоустроенных выпускников.
Так, 18 из 22 самостоятельных УСПО готовят по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», по которой обучается 15 % общего количества студентов, получающих среднее профессиональное образование, в основном - на платной основе. Более половины выпускников профессиональных образовательных учреждений не находят работу по полученной специальности, поскольку квалификация соискателей не удовлетворяет требованиям работодателей, а претендентов часто не устраивает уровень оплаты труда.
Искажение структуры подготовки кадров в немалой степени обусловлено недостаточной профориентационной работой: выпускники общеобразовательных школ слабо ориентированы на обучение специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда.
В подобных условиях решение проблемы видится в организации «заказа» на подготовку кадров, как рабочих, так и специалистов с высшим профессиональным образованием. Ознакомление «поставщиков» образовательных услуг с результатами прогнозирования рынка труда и своевременный мониторинг рынка образователь-
ных услуг позволит образовательным учреждениям работать «на опережение».
Результатом согласованной работы Министерства образования и высшей школы Республики Коми, Министерства экономического развития Республики Коми и Управления Республики Коми по занятости населения по формированию системы государственного заказа на подготовку кадров стала утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 08 ноября 2010 г. № 486-р «Концепция модернизации профессионального образования в Республике Коми на период до 2015 года». Концепция затрагивает все уровни профессионального образования, в том числе и высшего.
В целях обеспечения сбалансированности рынков труда и образовательных услуг разработан и внедрен механизм согласования цифр приема в учреждения начального и среднего профессионального звена, находящихся в государственной собственности Республики Коми. Количество бюджетных мест и направления подготовки в обязательном порядке проходят согласование с Управлением Республики Коми по занятости населения и Министерством экономического развития Республики Коми.
Итогом этой работы стало создание активного профессионального сообщества, которое в числе перспективных направлений развития профессионального образования видит именно его регионализацию.
Регионализация - категория многоуровневая, многоаспектная, многофункциональная и многомерная. Регионализацию образования следует рассматривать как деятельность, направленную на создание условий, способствующую удовлетворению:
— актуальных и перспективных требований экономики региона в части подготовки квалифицированных кадров;
— потребностей личности в образовании и самореализации
В разделе 3.3 «Развитие образования» «Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» стратегической целью государственной политики в области образования названо повышение доступности качественного образования,
соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В качестве приоритетных выделены начальное и среднее профессиональное образование. На общегосударственном уровне заявлено о необходимости их опережающего развития. Необходимо отметить, что опережающее развитие означает прежде всего коренное изменение качества образования, повышение его роли в обеспечении развития экономики.
Это актуально и для Республики Коми. Ясно, что без специалистов начального и среднего профессионального образования, имеющих хорошую теоретическую подготовку, владеющих практическими навыками, невозможно развивать высокотехнологичное производство, информатизацию, требующую обслуживания вычислительной техники, поддержки автоматизированных систем, тех направлений, которые определяют темпы развития производства, обеспечивают качество и конкурентноспособность продукции. В ближайшие годы спрос на таких специалистов, безусловно, будет расти. Таким образом, на передний план выдвигаются задачи по обеспечению престижа и высокого качества начального и среднего профессионального образования.
Республика Коми располагает достаточно разветвленной сетью учреждений профессионального образования. Но пока не все учреждения профессионального образования гибко реагируют на потребности региона в кадрах и достаточно высокие требования, предъявляемые к уровню квалификации выпускников.
По нашему мнению, требования к подготовке специалистов в конкретных учебных заведениях должны определяться прежде всего профессиональными сообществами работодателей, что позволит выпускникам быть конкурентноспособными и востребованными на рынке труда.
Ориентированное не только на получение знаний, но и умений и навыков, образование в профессиональной школе невозможно без тесной взаимосвязи с производством, то есть с предприятиями, на которых выпускникам предстоит работать.
Именно такой механизм взаимодействия позволит преодолеть относительную изоляцию подготовки кадров от их использования, качественные и количественные несоответствия между спросом и предложением на рынке труда.
Вместе с тем было бы предпочтительно проектировать образовательные программы учреждений профессионального образования при участии потенциальных работодателей, то есть с учетом специфических особенностей тех или иных предприятий и производств.
Сегодня важно, чтобы учебные заведения смогли бы максимально использовать предоставленную им «свободу маневра» и спроектировать в части национально-регионального компонента такое содержание профессионального образования, которое позволит существенно поднять престиж рабочих профессий и насытить рынок труда квалифицированными рабочими кадрами.
Таким образом, стратегическая цель регионализации профессионального образования - создание эффективной системы, которая позволит в будущем обеспечить экономический рост в регионе. Чтобы заинтересовать работодателей в подготовке квалифицированных рабочих кадров, необходимо предусмотреть в законодательстве налоговые и неналоговые льготы в виде гарантий и компенсаций предприятиям и организациям, предоставляющим оборудование для практики и оказывающих финансовую поддержку учебным заведениям профессионального образования.
Также важно осуществить разноуровневую интеграцию в системе образования наряду с созданием условий для тесного взаимодействия с рынком труда. Осуществление программы регионализации профессионального образования позволит сформировать профессионально-образовательный комплекс, сконцентрировать усилия социальных партнеров образовательного процесса (работодателей, службы занятости, органов местного самоуправления) на главных для республики направлениях социально-экономического развития.
Важное направление регионализации
- это создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников,
включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у выпускников профессиональных учебных заведений готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела.
В числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место занимают укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений. Для повышения качества учебного процесса необходимо включение всех учебных заведений в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети.
Исходя из изложенного, среди приоритетных направлений регионализации профессионального образования следует выделить следующие:
— изучение профильно-квалификационной структуры занятости населения в республике и динамики ее развития;
— обеспечение вариативности содержания образования, усиление направленно-
сти образовательных программ на изучение современных и перспективных технологий;
— расширение пространства социального партнерства, создание условий для установления долгосрочных партнерских связей с производством;
— разноуровневая интеграция в системе регионального образования, создание многопрофильных, многофункциональных региональных образовательных комплексов.
Усиление ориентации учреждений профессионального образования на региональные условия и потребности, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, диверсификации образования в направлении многопрофильности, много-уровневости и многофункциональности, расширение взаимодействия с другими уровнями в системе профессионального образования - все это способствует повышению роли профессионального образования в удовлетворении запросов населения, кадровых потребностей экономики и социальной сферы региона.
УДК/ UDC: 37.015 и. А. Горбунова,
педагог-психолог ГОУ СПО “Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва”, г. Новокузнецк, Кемеровская обл., Россия, [email protected]
Irina Gorbunova,
educator-psychologist at Novokuznetsk College of Olympic Reserve, Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia, [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ PEDAGOGICAL CULTURE AS A PHENOMENON OF SOCIAL & PEDAGOGICAL ENVIRONMENT
В статье представлен анализ педагогической культуры, ее функций, уровней, компонентов.
The paper provides an analysis of pedagogical culture, its functions, levels, components.
Ключевые слова: педагогическая культура, функции, уровни, компоненты педагогической культуры, педагогическое мастер-
ство, профессионализм учителя.
Keywords: pedagogical culture, functions, levels, components of pedagogical culture, pedagogical skills, professionalism of the teacher.
Впервые в отечественной педагогике проблема педагогической культуры как научная проблема была поставлена А. В. Ба-