Научная статья на тему 'Рынок продовольственных товаров сельских территорий Пермского края'

Рынок продовольственных товаров сельских территорий Пермского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / FOOD MARKET / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / FOOD PRODUCTS / КАЧЕСТВО ТОВАРОВ / PRODUCT QUALITY / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ / SATISFACTION / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / REGIONAL MARKET / ПОТРЕБЛЕНИЕ / CONSUMPTION / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / CONSUMPTION BASKET / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / DISTRIBUTION / ДОХОДЫ / INCOME / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / SOCIAL EFFECT / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА / ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич, Мингалева Жанна Аркадьевна

Рассмотрен рынок продовольственных товаров Пермского края, изучены его специфика и состояние на данный момент, которое характеризуется объемами реализации различных видов продукции. Отмечена актуальность темы исследования, заключающаяся в том, что развитие рынка продовольственных товаров является одной из задач стратегии национальной и продовольственной безопасности страны. Целью статьи являлось выявление особенностей развития рынка продовольственных товаров Пермского края, основных факторов влияния. Методологию исследования составили анализ статистических данных по продовольственным товарам в Пермском крае, формально-логический метод, системный подход. Представлен анализ состояния рынка продовольственных товаров Пермского края, выявлены основные факторы влияния и перспективы развития. Показано, что полученные результаты могут быть положены в основу социально-экономических исследований качества жизни населения и уровня потребления, формирования потребительской корзины. Установлено, что самообеспеченность продуктами питания способствует адаптации территорий, муниципалитетов и субъектов РФ к кризисным явлениям. Сделан вывод, что регулирование региональных рынков продовольственных товаров представляет собой важное стратегическое направление национальной безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKET OF FOOD PRODUCTS OF RURAL TERRITORIES OF THE PERM REGION

The market of food products of Perm region is considered, its specificity and state at the moment is studied, which is characterized by the volumes of realization of various types of products. The relevance of the research is noted, that the development of the food market is one of the tasks of the national and food security strategy of the country. The purpose of the article is to identify the features of the food market development in the Perm region; the main factors of influence are pointed out. The methodology of the study is the analysis of statistical data on food products in the Perm region, formal-logical method and system approach. The analysis of the state of the food market in the Perm region is presented, the main factors of influence and development prospects are revealed. It is proved that the obtained results can be used as the basis for socio-economic studies of the quality of life of population and the level of consumption, formation of a consumer basket. It is established that self-sufficiency in food products facilitates the adaptation of territories, municipalities and subjects of the Russian Federation to crisis phenomena. It is concluded that the regulation of regional food markets represents an important strategic direction of national security

Текст научной работы на тему «Рынок продовольственных товаров сельских территорий Пермского края»

УДК 338; 348; 631

DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-1-124-133

РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ

THE MARKET OF FOOD PRODUCTS OF RURAL TERRITORIES OF THE PERM REGION

М. С. Оборин,

Пермский институт

(филиал) Российского

экономического

университета им.

Г. В. Плеханова, г. Пермь

[email protected]

Ж. А. Мингалева,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь г. Пермь [email protected]

Zh. Mingaleva,

Perm national research politechnical University, Perm

M. Oborin, Perm Institute (branch) of the Federal State Educational Establishment of Higher School of Economics "Plekhanov Russian Economic University", Perm

Рассмотрен рынок продовольственных товаров Пермского края, изучены его специфика и состояние на данный момент, которое характеризуется объемами реализации различных видов продукции. Отмечена актуальность темы исследования, заключающаяся в том, что развитие рынка продовольственных товаров является одной из задач стратегии национальной и продовольственной безопасности страны. Целью статьи являлось выявление особенностей развития рынка продовольственных товаров Пермского края, основных факторов влияния. Методологию исследования составили анализ статистических данных по продовольственным товарам в Пермском крае, формально-логический метод, системный подход. Представлен анализ состояния рынка продовольственных товаров Пермского края, выявлены основные факторы влияния и перспективы развития. Показано, что полученные результаты могут быть положены в основу социально-экономических исследований качества жизни населения и уровня потребления, формирования потребительской корзины. Установлено, что самообеспеченность продуктами питания способствует адаптации территорий, муниципалитетов и субъектов РФ к кризисным явлениям. Сделан вывод, что регулирование региональных рынков продовольственных товаров представляет собой важное стратегическое направление национальной безопасности

Ключевые слова: продовольственный рынок; продукты питания; качество товаров; здоровье; удовлетворение потребностей; региональный рынок; потребление; потребительская корзина; распределение; доходы; социальный эффект; развитие экономики региона

The market of food products of Perm region is considered, its specificity and state at the moment is studied, which is characterized by the volumes of realization of various types of products. The relevance of the research is noted, that the development of the food market is one of the tasks of the national and food security strategy of the country. The purpose of the article is to identify the features of the food market development in the Perm region; the main factors of influence are pointed out. The methodology of the study is the analysis of statistical data on food products in the Perm region, formal-logical method and system approach. The analysis of the state of the food market in the Perm region is presented, the main factors of influence and development prospects are revealed. It is proved that the obtained results can be used as the basis for socio-economic studies of the quality of life of population and the level of consumption, formation of a consumer basket. It is established that self-sufficiency in food products facilitates the adaptation of territories, municipalities and subjects of the Russian Federation to crisis phenomena. It is concluded that the regulation of regional food markets represents an important strategic direction of national security

Key words: food market; food products; product quality; health; satisfaction; regional market; consumption; consumption basket; distribution; income; social effect; economic development of region

© M. С. Оборин,, Ж. А. Мингалева, 2018 124

ведение. Потребительский рынок является одним из основных важнейших элементов хозяйственной жизни населения. Его главными задачами являются удовлетворение потребности человека, а также поддержание баланса между потребителями и производителями [4; 6]. Развитый рынок продовольственных товаров обеспечивает продовольственную безопасность страны.

Потребительский рынок г. Пермь является отраслью, составляющей большую часть бюджета региона. Данная отрасль развивается довольно быстро, что, в свою очередь, способствует социально-экономическому развитию города. В связи с этим исследование потребительского рынка приобретает особую актуальность и значимость.

Поддержание отечественных производителей потребительских товаров, развитие данной сферы, разработка и внедрение различных программ по ее совершенствованию являются неотъемлемой частью политики не только города, региона, но и страны в целом.

Методология и методика исследования. Анализ статистических данных по объему продовольственных товаров позволяет выявлять негативные и положительные тенденции в развитии рынка, прогнозировать покупательский спрос и его влияние на экономику региона. Формально-логический метод способствует выявлению закономерных причинно-следственных связей между социально-экономическими показателями и состоянием рынка продовольственных товаров.

Системный подход заключается в комплексной оценке факторов влияния на рынок продовольственных товаров как элемента экономики Пермского края, его роли в социально-экономическом развитии региона.

■ Результаты исследования и область их применения. В России интерес к данной проблеме усилился в связи с подписанием Указа Президента РФ о принятии Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в 2010 г. Стратегиче-

скими целями принятия данного документа являются самообеспечение продовольствием, повышение конкурентоспособности национальной экономики и стабилизации внутреннего отечественного производства, улучшение качества жизни населения.

Обеспечение продовольственной безопасности направлено на производство внутри страны безопасной сельскохозяйственной, рыбной и иной продукции из водных биоресурсов и продовольствия. Согласно принятой Доктрине, продовольственная безопасность определяется следующим образом: «Продовольственная безопасность Российской Федерации — состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни» [4].

Таким образом, продовольственная безопасность включает следующие элементы: физическую доступность продовольствия, т. е. наличие определенных видов продукции (предложение), а также достаточное количество товаропроизводителей, которые могли бы удовлетворять потребительский спрос; экономическую доступность продовольствия, под которой подразумевается наличие устойчивого потребительского спроса на определенные виды продукции, а также соответствующий уровень доходов, достаточный для удовлетворения потребностей в продовольствии не ниже установленных норм потребления. Последняя составляющая — рациональные нормы потребления пищевых продуктов, которая представляет сбалансированный рацион питания, необходимый для поддержания нормального уровня жизни населения.

В России интерес к проблеме продовольственной безопасности наблюдается среди большого количества ученых [1; 2;

3; 5; 7; 8; 10]. Еще большую актуальность данная проблема приобрела в связи с принятием антироссийских санкций и переходом на политику импортозамещения и стимулирования отечественного производства.

Ряд отечественных ученых придерживаются общей точки зрения, согласно которой в России, по сравнению с другими странами, не стоит проблема голода, т. к. рынок в достаточной степени насыщен продовольствием. Иными словами, физическая доступность продовольствия не является проблемой, в то время как наиболее значимыми являются проблемы экономической доступности продовольствия и сбалансированности рациона питания [5; 8; 9].

Совокупность отношений, складывающихся в процессе взаимодействия продавца и покупателя по поводу реализации, спроса и предложения товаров и услуг индивидуального потребления, которые формируются в сферах торговли, общественного питания и платных услуг, называют потребительским рынком. Чаще всего данный рынок способствует удовлетворению индивидуальных потребностей человека.

Система потребительского рынка включает следующие основные компоненты:

- территориальный признак (мировой рынок, национальный, региональный, местный);

- значение рынка потребительских товаров (продовольственный рынок, рынок непродовольственных товаров, товаров культурного и бытового назначения);

- каналы, с помощью которых реализуется товар.

Потребительский рынок состоит из двух взаимосвязанных компонентов — продовольственного и непродовольственного рынка товаров. Комплексным является рынок товаров культурно-бытового назначения [6]. Рынок, на котором осуществляется сбыт продовольственных товаров, имеет ряд специфических черт, таких как наличие большого числа товаров-заменителей по своему функциональному назначению, что способствует сокращению отложенного спроса. Наличие сезонного производства отдельных продовольственных товаров ве-

дет к значительному колебанию спроса на них в определенный период времени. Наличие широких связей между торговлей и производителями, короткие сроки хранения продовольственных товаров создают довольно быстрый товарооборот в данной сфере.

Рынок непродовольственных товаров отличается значительным разнообразием продукции и более интенсивным процессом обновления товаров. Изменение ситуации во внешнем мире, например, влияние моды, значительно меняет спрос. На таком рынке не существует естественных ограничений в потреблении, ярко выражена индивидуальность спроса на каждый вид товара, а требования к качеству товара в последнее время значительно выросли.

Рынок культурно-бытового назначения и хозяйственного использования, являющийся рынком комплексного значения, включает следующие основные черты:

- продолжительные сроки использования товаров;

- отложенный спрос потребителей на некоторые товары;

- значительное положительное влияние развития науки и техники в рамках осуществления научно-технического прогресса;

- использование предметов осуществляется не один раз и имеет общественный характер;

- организация дополнительных услуг по обеспечению работы отдельных товаров, реализация запасных частей [3].

Рынок продовольственных товаров имеет большую значимость для населения любой страны, т. к. он обеспечивает физиологические потребности людей, поддерживает их активную жизнедеятельность и здоровье. Обеспеченность страны, отдельных ее регионов всеми необходимыми продовольственными продуктами в некоторой степени определяет уровень жизни населения, а также меру удовлетворения потребностей жителей конкретных регионов.

В группу продовольственных товаров входят пищевые продукты и разнообразные

табачные изделия, составные компоненты которых при попадании целиком или частично в организм человека оказывают значительное или незначительное влияние на его внутреннюю среду. К ним не относят парфюмерно-косметические изделия и фармацевтическую продукцию, которые, ежедневно попадая в организм человека, не удовлетворяют пищевую потребность

[25].

Рынок продовольственных товаров представляет собой активно развивающуюся систему рационального преобразования и перераспределения продовольственной базы природных ресурсов, которая обеспечивает активное взаимодействие производителей и потребителей. Целями организации взаимного производства являются установка общего объема и структуры производства, достижение и поддержание необходимого качества и цены продукции [1. С. 4].

Рынок продовольственных товаров включает несколько уровней [2]:

- локальный (хлебобулочные изделия, свежее молоко, цельномолочная продукция);

- региональный (мясопродукты, овощи и фрукты);

- национальный (консервы, импортное продовольствие) [6].

Рынок продовольственных товаров Пермского края представляет совокупность розничных сетей, отдельных магазинов,

находящихся в шаговой доступности, нестационарных сетей, которые предлагают потребителю продовольственные товары, необходимые для жизнедеятельности. Покупателю предоставляется возможность сопоставлять цены, качество товаров и обслуживания, делать выбор, где, когда и за какую цену он будет приобретать необходимый ему товар.

Товарооборот продовольственных товаров является частью розничного товарооборота, второй частью которого выступает товарооборот непродовольственных товаров. Большое значение имеют динамика и структура розничного товарооборота в целом. На рисунке приведены данные структуры товарооборота, а также динамика изменения оборота продовольственных товаров [9; 12; 13].

Доля продовольственных товаров последовательно растет с 44 до 49 % в 2016 г. При этом темпы прироста продовольственных товаров в абсолютном выражении за исследуемый период составили 18 %.

Данные изменения в общей структуре товарооборота вызваны многими факторами, например, увеличением доходов населения, развитием рынка продовольственных товаров в Пермском крае.

В табл. 1 представлены основные социально-экономические показатели Пермского края и соседних регионов.

450000-, 40000035000030000025000020000015000010000050000-

I

2012 2013 2014 2015

□ Оборот розничной торговли ■ Оборот продовольственных товаров

2016

Структура товарооборота за 2012-2016 гг., млн р. / Structure of commodity turnover for 2012-2016, million roubles [9]

Таблица 1 / Table 1

Темпы роста (снижения) основных социально-экономических показателей ПФО в 2015 г. (в % к предыдущему году) / Rate of growth (decrease) in the main socio-economic indicators of the Volga Federal District in 2015 in % to the previous year) [9]

Субъект Пермского федерального округа / Subject of the Perm Federal District Численность населения на 1 января 2016 г. / Population as for January 1, 2016 Реальные денежные доходы населения / Real money incomes of population Реальные потребительские расходы населения / Real consumer spending of population Реальная начисленная заработная плата работников организаций / Real accrued wages of workers of organizations Валовой региональный продукт (в 2014 г. в постоянных ценах) / Gross regional product (in 2014 in constant prices)

Пермский край / Perm Region 99,9 98,9 85,9 92,0 103,3

Республика Башкортостан / Republic of Bashkortostan 99,98 93,5 88,7 90,9 101,9

Кировская область / Kirov region 99,5 94,8 92,0 92,1 102,2

Рассматривая данные табл. 1, можно отметить положительную тенденцию роста денежных доходов населения, что объясняет изменение в структуре розничного товарооборота. Темпы роста доходов превышают средний показатель темпов инфляции в данный период. Следовательно, жители Пермского края могут позволить себе увеличить приобретение продовольственных товаров.

Положительную динамику доходов населения Пермского края необходимо рассматривать во взаимосвязи с потребительской корзиной.

В состав потребительской корзины в современных условиях включены необходимый для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания [3]. Аналогично федеральному законодательству потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в Пермском крае будет пересматриваться не

реже одного раза в пять лет [10]. Продуктовая потребительская корзина представлена в табл. 2.

Роль потребительской корзины в регулировании социально-трудовых отношений является значительной, прежде всего, для определения экономически обоснованного минимума заработной платы, обеспечивающего достойную жизнь россиянина, работника неквалифицированного труда, позволяющего определять нижнюю границу доходов и более справедливо их распределять [11].

Большое внимание уделяется качеству продукции, поступающей на рынок. Ежегодно проводятся проверки качества потребительских товаров. По каждой группе выбирается определенное число товаров. Некачественные и угрожающие здоровью человека товары относят к браку, что позволяет рассчитывать процент продукции, пригодной к употреблению в пищу.

Рекомендуемые нормы употребления пищевых продуктов представлены в табл. 3.

В табл. 4 представлены данные подобных проверок за пять лет, а также средний показатель по каждой группе.

Таблица 2 / Table 2

Продуктовая потребительская корзина, кг / Food consumer basket, kg [9]

Наименование продукта питания / Name of food Трудоспособное население / Employable population Пенсионеры / Pensioners Дети / Children

Хлебные продукты (хлеб, макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) / Bread products (bread, pasta in terms of flour, flour, cereals, legumes) 126,5 98,2 76,6

Картофель / Potatoes 100,4 80,0 88,1

Овощи и бахчевые / Vegetables and melons 114,6 98,0 112,5

Свежие фрукты / Fresh fruits 60,0 45,0 118,1

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар / Sugar and confectionery in terms of sugar 23,8 21,2 21,8

Мясопродукты / Meat products 58,6 54,0 44,0

Рыбопродукты / Fish products 18,5 16,0 18,6

Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) / Milk and milk products (in terms of milk) 290,0 257,8 360,7

Яйца (шт.) / Eggs (pcs) 210 200 201

Таблица 3 / Table 3

Рекомендуемые нормы потребления пищевых продуктов / Recommended norms

of food consumption [l 3]

Наименование продукта питания / Name of food Владимирская область /Vladimir region Тульская область / Tula region Пермский край / Perm Region Рекомендуемые рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания, кг/год/ чел. / Recommended rational norms of food consumption, meeting the modern requirements of healthy nutrition, kg / year / person

Мясо и мясопродукты, включая субпродукты второй категории и жир-сырец / Meat and meat products, including second-class food and raw fat 57 61 61 73

Молоко и молочные продукты / Milk and dairy products 198 113 233 325

Картофель / Potatoes 133 168 112 90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Овощи и продовольственные бахчевые культуры / Vegetables and food melon crops 132 111 102 140

Хлебные продукты / Bread products 116 105 127 96

Таблица 4 / Table 4

Качество товаров, поступивших на потребительский рынок Пермского края [4] /

Goods quality at consumer market

Пищевые продукты / Food products 2012 г. / 2012 year 2013 г. / 2013 year 2014 г. / 2014 year 2015 г. / 2015 year 2016 г. / 2016 year Среднее значение / Average value

Мясо и птица / Meat and poultry 31,8 37,1 21 30,7 37,2 31,6

в т. ч. мясо птицы / including poultry meat 50,9 39,7 8,4 12,5 27,8 27,9

Колбасные изделия / Sausage goods 21,6 10,7 3,6 5,5 2,1 8,7

Цельномолочная продукция / Whole-milk products 21,3 28,4 5 20,8 4 15,9

Масла растительные / Vegetable oils 28,6 4,1 1,2 3,3 3 8,0

Яйцо птицы / Egg of a bird 12,6 1 1,1 5,1 2 4,4

Алкогольные напитки и пиво / Alcoholic beverages and beer

Водка и ликероводочные изделия / Vodka and alcoholic beverages 4,1 9,6 1,2 0,9 0,3 3,2

Виноградные и плодовые вина / Grape and fruit wines 24,5 18 3,7 17,2 1,2 12,9

Коньяки, коньячные напитки и спирты коньячные / Cognacs, cognac drinks and cognac spirits 4,8 7,6 4,4 1,4 0,3 3,7

Шампанские и игристые вина / Champagne and sparkling wines 1,7 0,3 0,6 10,5 0 2,6

Пиво / Beer 14,4 21,7 2,7 8,9 8,5 11,2

Данные табл. 4 приведены в процентном соотношении недоброкачественных товаров и (или) представляющих опасность здоровью, от числа отобранных для изучения образцов. Наибольший процент брака — у мяса и птицы.

Показатель качества цельномолочной продукции в 2016 г. довольно мал, однако среднее значение за пять лет равно 15,9 %.

Большую опасность представляют алкогольные напитки, которые уже сами по себе являются вредными. Значительный ущерб здоровью они причиняют при несоответствующем качестве.

Выводы. В современной рыночной экономике в условиях жесткой конкуренции все производители борются за своих покупателей, зачастую выигрывая за счет снижения цены на продукцию. Однако цена зависит от многих факторов. Особое влияние на ее уровень оказывает себестоимость, которую можно снизить за счет изменения сырья. Снижение себестоимости обычно сопровождается снижением качества товаров, представленных на рынке данным производителем. Важно усиливать контроль качества производимой продукции. Физическая доступность продовольствия

в России, в целом, и в Пермском крае, в частности, развита хорошо. В структуре потребления Пермского края преобладают молочные продукты. Значительных изменений в структуре потребления данного региона, на наш взгляд, не произошло. Население стало потреблять на 17 % больше мяса, потребление же хлебных продуктов снизилось на 9 %.

Практически во всех регионах рынок продовольственных товаров представлен

Список литературы_

всеми видами продукции (молоко, мясо, овощи, фрукты, хлеб, масло и сахар). Однако в некоторых случаях для стимулирования физической доступности продовольствия необходимо развивать межрайонную, а также межрегиональную интеграцию посредством создания совместных производств малых городов друг с другом, малых городов, районных центров и сельских территорий, учитывая при этом специфику производства.

1. Алтухов А. И. Продовольственная безопасность России: вопросы методологии и практики // Прикладные экономические исследования. 2015. № 9. С. 4—12.

2. Бекетов Н. В., Тарасов М. Е. Проблемы продовольственной безопасности России / / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 4. С. 28—32.

3. Гумеров Р. Р. Методологические вопросы измерения и оценки национальной продовольственной безопасности // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2011. № 2. С. 20—32.

4. Доктрина ПБ. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации № 120 от 30 января 2010 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. kremlin.ru/events/president/news/6752 (дата обращения: 08.01.2018).

5. Дудин М. Н., Лясников Н. В. Продовольственная безопасность страны в контексте планирования и прогнозирования деятельности региональных субъектов хозяйствования и всей экономической системы в целом // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 40. С. 35—42.

6. Киселева Е. Н., Власова О. В., Коннова Е. Б. Рынок продовольственных товаров. М.: Вузовский учебник, 2013. 144 с.

7. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/region/reg_sub16.pdf (дата обращения: 05.01.2018).

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www .gks.ru/free_doc/doc_2016/ región/reg-pok16. pdf (дата обращения: 05.01.2018).

9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ permstat/ru/statistics/enterprises/trade (дата обращения: 08.01.2018).

10. Трясцин М. М., Оборин М. С. Роль и место АПК в развитии экономики региона (на примере Пермского края) // Вестник АПК Ставрополья. Сер. Экономика. 2015. № 3 (19). С. 233—236.

11. Фрумкин Б. Е. Агропромышленный комплекс России в условиях «войны санкций» // Вопросы экономики. 2015. № 12. С. 147-153.

12. Шагайда Н. И., Узун В. Я. Продовольственная безопасность: проблемы оценки // Вопросы экономики. 2015. № 5. С. 63-78.

13. Шагайда Н. И., Узун В. Я. Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы. М.: Дело РАНХиГС. 2015. 110 с.

References_

1. Altukhov A. I. Prikladnye ekonomicheskie issledovaniya (Applied Economic Research), 2015, no. 9, pp. 4-12.

2. Beketov N. V., Tarasov M. E. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost (National interests: priorities and security), 2009, no. 4, pp. 28-32.

3. Gumerov R. R. Menedzhment i biznes-administrirovanie (Management and business administration), 2011, no. 2, pp. 20-32.

4. Doktrina PB. Doktrina prodovolstvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii № 120 ot 30 yanvarya 2010 g. (Doctrine of the PB. The Doctrine of Food Security of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation No. 120 of January 30, 2010). Available at: http://www.kremIin.ru/events/president/news/6752 (Date of access: 08.01.2018).

5. Dudin M. N., Lyasnikov N. V. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost (National interests: priorities and security), 2014, no. 40, pp. 35—42.

6. Kiseleva E. N., Vlasova O. V., Konnova Ye. B. Rynok prodovolstvennyh tovarov (The market of food products). Moscow: University textbook, 2013. 144 p.

7. Regiony Rossii. Osnovnye harakteristiki subektov Rossiyskoy Federatsii. 2016 (Regions of Russia. The main characteristics of the subjects of the Russian Federation. 2016). Available at: http://www.gks.ru/free_ doc/doc_2016/region/reg_sub16.pdf (Date of access: 05.01.2018).

8. Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli. 2016 (Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2016). Available at: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/region/reg-pok16.pdf (Date of access: 05.01.2018).

9. Territorialny organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Permskomu krayu (Territorial body of the Federal State Statistics Service for Perm region). Available at: http://www.permstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/permstat/ru/statistics/enterprises/trade (Date of access: 08.01.2018).

10. Tryasin M. M., Oborin M. S. Vestnik APKStavropolya. Ser. Ekonomika (Vestnik of the Agroindustrial Complex of Stavropol. Ser. Economy), 2015, no. 3 (19), pp. 233—236.

11. Frumkin B. E. Voprosy ekonomiki (Issues of economics), 2015, no. 12, pp. 147—153.

12. Shagaida N. I., Uzun V. Ya. Voprosy ekonomiki (Issues of Economics), 2015, no. 5, pp. 63—78.

13. Shagaida N. I, Uzun V. Ya. Prodovolstvennaya bezopasnost v Rossii: monitoring, tendentsii i ugrozy (Food security in Russia: monitoring, trends and threats). Moscow: The RAShiGS case, 2015. 110 p.

Коротко об авторах_

Оборин Матвей Сергеевич, д-р экон. наук, профессор кафедры экономического анализа и статистики, Пермский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова; профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, Пермский государственный национальный исследовательский университет; профессор кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д. Н. Прянишникова, г. Пермь, Россия; профессор кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, рынок продовольственных товаров, экономика АПК, сфера услуг [email protected]

Мингалева Жанна Аркадьевна, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления промышленным производством, Пермский национальный исследовательский политехнический университет; профессор кафедры экономической теории, Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, рынок продовольственных товаров, инновации в АПК [email protected]

Briefly about the authors_

Matvey Oborin, doctor of economic sciences, professor, Economic Analysis and Statistics department, Perm Institute (branch) of the Plekhanov Russian University of Economics, Perm, Russia; professor, World and Regional Economics, Economic Theory department, Perm State National Research University, Perm, Russia; professor, Management department, Perm State Agrarian and Technological University named after academician D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia; professor, Management and Technology in Tourism and Service department, Sochi State University, Sochi, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, food market, agribusiness economy, services sector

Zhanna Mingaleva, doctor of economic sciences, professor, professor, Economics and Management of Industrial Production department, Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia; professor, Economic Theory department, Perm State Agrarian and Technological University named after academician D.N. Pryanishnikov, Perm, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, food market, innovations in the agro-industrial complex

Образец цитирования _

Оборин М. С., Мингалева Ж. А. Рынок продовольственных товаров сельских территорий Пермского края // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 1. С. 124-133. DOI: 10.21209/2227-9245-201824-1-124-133.

Oborin M., Mingaleva Zh. The market of food products of rural territories of the Perm region // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 1, pp. 124-133. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-1-124133.

Статья поступила в редакцию: 20.01.2018 г. Статья принята к публикации: 30.01.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.