УДК 338;348;631
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
М. С. Оборин1,2' 3, Ж. А. Мингалева3'4
1Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Пермь 2Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь 3Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова, г. Пермь 4Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь
FOOD SOVEREIGNTY AS THE DIRECTION STRATEGY OF DEVELOPMENT OF REGIONS
M. S. Oborin1'2 3, Zh. A. Mingaleva3'4
1Perm Institute (branch) FSBEI "Russian economic University G. V. Plekhanov", Perm 2Perm State National Research University, Perm 3Perm State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov, Perm 4Perm National Research Polytechnic University, Perm
Введение. Статья посвящена изучению продовольственной независимости как важного направления стратегии государства в современных условиях. Кризисные периоды на различных исторических этапах развитых стран способствовали эволюции концепции продовольственной независимости и безопасности. Международный опыт располагает примерами эффективного регулирования продовольственного рынка, рациональными решениями, способствующими прогрессу сельскохозяйственного производства и повышения качества питания. Многие благополучные страны, к которым следует отнести США и Китай, основой стратегии продовольственной независимости считают обеспечение продуктами питания нуждающихся слоев населения, а также количественные и качественные параметры обеспечения продовольственными товарами территорий и регионов. Для России международный опыт является полезным, поскольку содержит решения, не имеющие аналогов в субъектах, но которые можно было бы адаптировать исходя из специфики сельского хозяйства территорий с различными природно-климатическим, инфраструктурным и финансовым потенциалом. Цель. Рассмотреть основные направления укрепления продовольственной независимости регионов на основе отечественного и зарубежного опыта управления сельским хозяйством. Материалы и методы. Региональная статистика, сравнительный, формально-логический, анализ статистических данных. Результаты исследования, обсуждения. Рассмотрены различные трактовки понятий продовольственная независимость и продовольственная безопасность; изучен опыт США и Китая в области укрепления продовольственной безопасности. На примере Пермского края, Тульской и Владимирской областей было рассмотрено состояние продовольственной безопасности и ее отдельных направлений. К основным проблемам данных территорий относится сложное социально-экономическое положение малых городов, которое заключается в оттоке трудоспособной части населения и низком уровне
Introduction. The article is devoted to the study of food sovereignty as an important strategy of the state in modern conditions. Crisis periods at different historical stages of developed countries contributed to the evolution of the concept of food sovereignty and security. International experience offers the examples of effective food market regulation, sustainable solutions that promote progress in agricultural production and improved food quality. Many prosperous countries, to which the USA and China should be included, put the food security strategy at the basis of providing food to the needy strata of the population, as well as the quantitative and qualitative parameters of supplying the territories and regions with food products. The international experience is useful for Russia because it contains solutions that have no analogues in the subjects, but which could be adapted based on the specifics of agriculture in areas with different climatic, infrastructure and financial potential. The objective is to review the main directions of strengthening the food sovereignty of regions on the basis of domestic and foreign experience of management of agriculture. Materials and methods are regional statistics, comparative, formal logical, analysis of statistical data. The results of the study discussion. Various interpretations of the concepts of food independence and food security are considered; the experience of the US and China in the field of strengthening food security has been studied. On the example of the Perm Krai, Tula and Vladimir regions, the state of food security and its separate areas was examined. The main problems of these territories include the complex socioeconomic situation of small towns, which consists in the outflow of the able-bodied part of the population and a low standard of living. However, these areas present the potential to produce quality food products and create environmentally friendly technologies. Conclusion. A package of measures is needed that covers state investments in agriculture, food quality control, support of agricultural producers.
© Оборин М. С., Мингалева Ж. А., 2018
Вестник Марийского государственного университета Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки» . 2018. Т. 4. № 1
жизни. Однако именно данные территории представляют потенциал для производства качественных продуктов питания и создания экологически чистых технологий. Заключение. Необходим комплекс мер, охватывающих государственные инвестиции в сельское хозяйство, контроль качества продуктов питания, поддержку сельскохозяйственных производителей. Ключевые слова: продовольственная независимость, безопасность населения, сельскохозяйственная продукция, сельхозпредприятия, потребительская кооперация, покупательная способность, ценовая политика, самообеспечение продовольствия, поддержка, государственное регулирование
Keywords: food sovereignty, public safety, agricultural production, agricultural enterprises, consumer cooperation, purchasing power, pricing, sufficiency of food, support, state regulation.
Введение. Проблемы продовольственной независимости и безопасности получили актуальность в конце ХХ века, когда возник ряд проблем, связанных с негативным макроэкономическим фоном, низким качеством продуктов питания и ухудшением здоровья населения.
В России продовольственная независимость связана с решением следующих задач: автономность обеспечения продовольственными товарами, основанная на стратегии импортозамещения; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции; развитие высокого уровня жизни в сельской местности, основанного на социально-экономическом развитии территорий.
Цель. Цель статьи - рассмотреть основные направления укрепления продовольственной независимости регионов на основе отечественного и за -рубежного опыта управления сельским хозяйством. Задачами являются анализ государственной политики в области развития агропромышленного комплекса США и Китая, российских регионов; характеристика показателей развития сельского хозяйства; разработка системы мер по повышению эффективности деятельности профильных сельскохозяйственных предприятий.
Материалы и методы. Объектами исследования являются продовольственная независимость и продовольственная безопасность как взаимосвязанные категории, характеризующие их показатели на примере Пермского края, Тульской и Владимирской областей. Материалы исследования: данные региональной статистики по выбранным субъектам РФ. Основные методы исследования: сравнительный, формально-логический, анализ региональной статистики.
Результаты исследования, обсуждения. На сегодняшний день в Российской Федерации
реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственного сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В ней освещены вопросы национальной сельскохозяйственной политики, основных инструментов регулирования импортозамещения товаров в агропромышленном комплексе. Предусматривается субсидирование и кредитование региональных агропромышленных комплексов, усиление специализации субъектов бизнеса. Однако существует основная проблема, связанная с регулированием предприятий комплекса сельских территорий, которые являются основой развития сельского хозяйства, но для них характерны негативные тенденции оттока населения, снижение численности трудоспособной молодежи и большая часть жителей пенсионного возраста.
По данным региональной статистики, население пожилого возраста в сельской местности составляет 28-30 %, что существенно выше показателей по Российской Федерации в целом. Частный бизнес, основанный на производстве и реализации продукции сельского хозяйства, связан с выездом в региональные центры, либо соседние регионы1.
Сельские регионы представляют стратеги -ческий потенциал для развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса: свыше 38 млн населения, составляющих 26 % жителей страны, из которых 15,7 млн заняты в сельском, охотничьем и лесном хозяйстве. Рост агропромышленного производства убедительно доказывает, что Россия обладает не только возможностью
1 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. URL: http://permstat.gks.ru/ (дата обращения: 14.01.2018).
самообеспечения продовольствием населения страны, но и экспортными возможностями1.
Существует несколько трактовок понятия продовольственной безопасности:
- понятие связывается с доступом для населения к продуктам питания, обладающим определенными качественными и количественными характеристиками, способствующими здоровому, активному образу жизни2;
- связь продовольственной безопасности и независимости, характеризующей экономику страны в целом, которая основана также на доступе населения к качественному здоровому питанию3.
Существует мнение, что понятия продовольственной безопасности и продовольственной независимости нельзя смешивать [1], основанное на том, что значительные объемы производства сельскохозяйственной продукции не являются сами по себе основание независимости регионов без эффективного механизма перераспределения, взаимодействия нескольких территориально близких субъектов.
В этой связи целесообразно рассмотреть зарубежный и отечественный опыт. Развитие АПК в США связано с экономической стабильностью регионов [9]. Концепция продовольственной безопасности в этой стране базируется на двух основных направлениях: помощь малоимущим слоям населения, помощь территориям, являющимся «продовольственными пустынями» [7].
Комплексные меры по развитию сельского хозяйства и обеспечению населения продуктами питания включают:
- строительство продуктовых магазинов и транс-портно-логистической инфраструктуры;
- различные формы коммерческой поддержки крупных сельхозпроизводителей и малых предприятий и подсобных хозяйств;
- поиск и введение в оборот продуктивных земель сельскохозяйственного назначения [6].
Интересен опыт так называемых «газонных садов», которые включали посадку сельскохо-
1 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. [Электронный ресурс]. URL: http://permstat.gks.ru/ (дата обращения: 14.01.2018).
2 Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности / Всемирный саммит по продовольственной безопасности (Рим, 16-18 ноября 2009 г.). URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/summit20 09_declaration.pdf (дата обращения: 12.12.2017).
3 О продовольственной безопасности Российской Федерации: проект Федерального Закона № 99013560-2 // Система «ГАРАНТ».
зяйственных культур на общественно значимых территориях, что принесло свыше 8 млн тонн фруктов и овощей и способствовало росту местных экономик и повышению качества жизни населения [8]. При этом сторонники продолжения реализации данной концепции аргументируют ее тем, что таким способам продовольствие может быть доступно жителям с низким уровнем дохода и повысить не только функциональность газонов, но и успешно преодолевать медицинские кризисы, связанные с некачественным питанием.
Интересен также опыт Китая, который по масштабам производства продовольственной продукции может успешно обеспечивать свое население, не прибегая к импорту. Однако сложившиеся структурные проблемы в АПК и несоответствие темпов модернизации производства привели к тому, что подушевое потребление многих важных продуктов питания, например, зерна, в 3 раза меньше на одного человека, чем в России [2]. Достоинством государственного регулирования продовольственной проблемы является стратегический подход к регулированию сельского хозяйства, который насчитывает более двадцати лет и приносит результаты. В основе реформ агропромышленного комплекса следующие ключевые положения:
- обеспечение независимых товаропроизводителей, которые способствовали комплексному развитию сельских территорий;
- сочетание административных и коммерческих подходов к модернизации АПК, что позволило избежать структурных кризисов, в том числе вызванных макроэкономическими факторами;
- позиционирование экономики АПК как перспективного направления для инвестиций, гарантии отечественным и зарубежным инвесторам;
- росту качества жизни населения сельских территорий за счет формирования рабочих мест и инфраструктуры [3].
Российская Федерация должна учитывать опыт стран при изменении ориентиров развития агропромышленного комплекса, основываясь на положительных результатах и важной роли государственного регулирования в условиях дифференциации субъектов страны по природно-климатическим и социально-экономическим условиям.
Охарактеризуем продовольственную независимость регионов России на примере нескольких регионов. На территории Пермского края, по данным статистики, в настоящее время проживает 2634,1 тыс. человек, из них четвертая часть это
Вестник Марийского государственного университета Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки» . 2018. Т. 4. № 1
селяне, остальные проживают в городах и поселках городского типа. Рассматривая изменение населения в динамике за последние 10-12 лет, следует отметить, что в целом население региона уменьшилось на 4 %, сельское - практически остается на прежнем уровне и только за последние 3-4 года при низком сокращении общего населения Пермского края стала сокращаться численность сельских поселений [4].
Территория Пермского края составляет 160,2 тыс. кв. км, в том числе сельскохозяйственные угодия занимают 29 тыс. кв. км, распа-ханность которых ранее всегда составляла 66 %, это огромнейшей и мощный производственный потенциал для решения вопросов социально-экономического развития продовольственной независимости Пермского края.
В 2011 году вся посевная площадь составила 795,2 тыс. га, это 84 % по сравнению с 1850 годом, а также значительно сократились площади кормовых культур. В целом все это стало причиной общего снижения валового производства сельскохозяйственной продукции. За период с 1990 года по настоящее время поголовье крупного рогатого скота снизилось наполовину, уменьшилось поголовье дойного стада, свиней, овец. Практически рухнула отрасль птицеводства. Сокращение производства основных продуктов питания растениеводства и животноводства, привело к снижению уровня продовольственной независимости населения Пермского края. В конечном итоге возникли проблемы по вопросам продовольственной безопасности региона [5].
Во Владимирской области посевные площади сельскохозяйственных культур практически в 2 раза ниже, чем в Тульской области и Пермском крае, что может свидетельствовать о более низком уровне развития отрасли растениеводства и более низком уровне самообеспеченности сырьем, необходимым для производства соответствующих видов продукции.
Лидером по производству зерновых и зернобобовых культур является Тульская область, возможно, в силу более благоприятных природно-климатических условий. Во Владимирской области и Пермском крае более половины посевных площадей используются для производства кормовых культур, которые могут служить сырьем для изготовления кормов для птицы и скота. Возможно, преобладание кормовых культур в структуре посевных площадей данных регионов связано с приоритетным развитием отрасли животноводства.
Сегодня очень важным вопросом в организации сельскохозяйственного производства в создании и сохранении рабочих мест на селе и решения социально-экономических проблем регионов и вопросов продовольственной независимости является комплексный подход, сочетающий методы государственного и коммерческого регулирования.
Заключение. В нашей стране законодательная база обеспечения продовольственной безопасности, ее нормативное и правовое регулирование сопряжены с определенными сложностями и трудностями развития АПК, поэтому необходимо формирование полноценного законодательства, направленного на обеспечение здорового и достаточного питания населения, продовольственной безопасности страны.
В настоящее время предлагаются следующие пути разрешения проблемы продовольственной безопасности: создание нормативных и регулирующих актов, ужесточающих ввод химических добавок и «замен» натурального сырья; осуществление контроля и прогнозирования состояния продовольственной безопасности; поддержка производства продукции с натуральными компонентами; формирование у торговли мотивации для увеличения продаж продуктов здорового питания; формирование государственных информационных ресурсов в области продовольственной безопасности.
Литература
1. Безматерных Н. С. Продовольственная безопасность региона и факторы, ее определяющие // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2008. № 3. С. 81-86.
2. Волкова Л. А. Социально-экономические условия обеспечения продовольственной безопасности // Продовольственная безопасность КНР и роль государственного регулирования. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2016.
3. Коркунов И. Н. Цели и задачи обеспечения продовольственной безопасности в КНР // Продовольственная безопасность КНР и роль государственного регулирования. М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2016.
4. Оборин М. С. Особенности организации системы природопользования и хозяйствования на курортно-рекреационных территориях // Вестник Дагестанского государственного технического университета. 2014. № 4. Т. 35. С. 183-192.
5. Трясцин М. М., Оборин М. С. Роль и место АПК в развитии экономики региона (на примере Пермского края) // Вестник АПК Ставрополья. Экономика. 2015. № 3 (19). С. 233-236.
6. Heather A. Okvat & Alex J. Zautra, Comty. Gardening: A Parsimonious Path to Individual, Cmty. and Envt'l Resilience, 47 Am. J. Comty. Psychology 374, 378-381 (2011).
7. Megan Galey and A. Bryan Endres, Locating the Boundaries of Sustainable Agriculture, 17 Nexus: Chap. J. L. & Pol'y 3, 10-11 (2012).
8. Nina Mukherji & Alfonso Morales, Zoning for Urban Agriculture, Amer. Planning Ass'n, 3 Practice Urban Agric. 1,7 (2010). URL: http://www.planning.org/zoningpractice/2010/pdf/mar.pdf
9. Steve Martinez et al., Local Food Systems: Concepts, Impacts, and Issues, U. S. Dep't of Agric. (USDA) 2, 39-41 (2010).
References
1. Bezmaternyh N. S. Prodovolstvennaja bezopasnost regiona i faktory, ee opredelyaushie [Food security in the region and the factors determining it]. Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo iniversiteta = Bulletin of Altai State Agrarian University, 2008, no. 3, pp. 81-86. (In Russ.)
2. Volkova L. A. Sotsialno-ekonomicheskie uslovija obespechenija prodovolstvennoi bezopasnosti [Socio-economic conditions ensuring food security]. Prodovolstvennaj bezopasnost KNRI rol gosudarstvennogo regulirovanija = Food security of China and the role of government regulation, Moscow: Institute of Far Eastern studies, 2016. (In Russ.)
3. Korkunov I. N. Tseli I zadachi obespechenija prodovolstvennoi bezopasnosti v KNR [The goals and objectives of food security in China]. Prodovolstvennaja bezopasnost KNR I rol gosudarstvennogo regulirovanija = Food security of China and the role of government regulation, Moscow: Institute of Far Eastern studies, 2016. (In Russ.)
4. Oborin M. S. Osobennosti organizatsii sistemy prirodopolzovanija I hozyaistvovanija na kurortno-rekreatsionnyh territiriyah [Features of the organization of system of environmental management and management of resort and recreational territories]. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta = Bulletin of the Dagestan State Technical University, 2014, no. 4, vol. 35, pp. 183-192. (In Russ.)
5. Tryastsin M. M., Oborin M. S. Rol I mesto APK v razvitii ekonomiki regiona (na primere Permskogo kraja) [Role and place of agriculture in economic development of region (on the example of the Perm Krai)]. Vestnik APK Stavropolya. Ekonomika = Herald of the agrarian and industrial complex of Stavropol, 2015, no. 3(19), pp. 233-236. (In Russ.)
6. Heather A. Okvat & Alex J. Zautra, Comty. Gardening: A Parsimonious Path to Individual, Cmty. and Envt'l Resilience, 47 Am. J. Comty. Psychology 374, 378-381 (2011).
7. Megan Galey and A. Bryan Endres, Locating the Boundaries of Sustainable Agriculture, 17 Nexus: Chap. J. L. & Pol'y 3, 10-11 (2012).
8. Nina Mukherji & Alfonso Morales, Zoning for Urban Agriculture, Amer. Planning Ass'n, 3 Practice Urban Agric. 1,7 (2010). Available at: http://www.planning.org/zoningpractice/2010/pdf/mar.pdf
9. Steve Martinez et al., Local Food Systems: Concepts, Impacts, and Issues, U. S. Dep't of Agric. (USDA) 2, 39-41 (2010).
Статья поступила в редакцию 19.12.2017 г.
Submitted 19.12.2017.
Для цитирования: Оборин М. С., Мингалева Ж. А. Обеспечение продовольственной независимости как направление стратегии развития регионов // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2018. Т. 4. № 1. С. 95-99.
Citation for an article: Oborin M. S., Mingaleva Zh. A. Food sovereignty as the direction strategy of development of regions. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics". 2018, vol. 4, no. 1, pp. 95-99.
Оборин Матвей Сергеевич, доктор экономических наук, профессор, Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермский государственный аграрно-техно-логический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова, г. Пермь, [email protected]
Мингалева Жанна Аркадьевна, доктор экономических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова, г. Пермь, [email protected]
Matvey S. Oborin, Dr. Sci. (Economics), Professor, Perm Institute (branch) FSBEI HE "Russian economic University G. V. Plekha-nov", Perm State National Research University, Perm State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov, Perm, [email protected]
Zhanna A. Mingaleva, Dr. Sci. (Economics), Professor, Perm National Research Polytechnic University, Perm State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov, Perm, mingal1@pstu. ru