РЫНОК ПРЕДЪЯВЛЯЕТ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Г. М. Гриценко
Последнее десятилетие экономических преобразований в АПК привнесло в практику сельхозпредприятий не только негативные элементы, но и ряд позитивных. К числу последних, в частности, относится полная экономическая самостоятельность и отсутствие контроля с чьей-либо стороны над его хозяйствованием, Эта самостоятельность даст возможность руководству предприятия без влияния извне (но иод воздействием требований рынка) определять оптимальную структуру, планировать объемы и организовывать производство; по своему усмотрению выбирать покупателя своей продукции и поставщика материально-технических ресурсов, определяя условия взаиморасчетов по взаимной договоренности: распределять полученную прибыль, выбира ть форму расчета с работниками и т.д.
Однако при всех благах, дарованных этим приобретением, воспользоваться им смогли далеко пе все руководители, о чем свидетельствует частая их смена в большинстве сельхозпредприятий Алтайского края.
Попытаемся обозначить круг проблем, с которыми столкнулись руководители, последствия, к которым они привели, и задачи аграрного вуза по возможной корректировке этих последствий.
В начале экономических реформ, когда опыта работы в рыночных условиях у отечественных предпринимателей еще не было, бытовало мнение, что сельхозпредприятию следует отказаться от планирования как от пережитка плановой социалистической экономики. Десять лет реформ и внимательное изучение опыта преуспевающих зарубежных фирм показало, что эффективное хозяйствование возможно только па плановой основе. Однако в отличие от прежних подходов современный процесс планирования должен начинаться с прогноза продаж, позволяющего определить производ-
ственные задания внутрихозяйственным подразделениям, составить бюджеты и планы развития каждого структурного подразделения с учетом плана затрат по элементам, на основе которых формируется бюджет развития предприятия, являющийся основой его плана социально-экономического развития.
Однако сегодня речь о серьезном подходе к планированию может идти лишь в редких сельхозпредприятиях, и причин тому две: с одной стороны - нестабильность макроэкономической ситуации в стране и отсутствие стабильных рынков сбыта; с другой - неумение большинства руководителей сельхозпредприятий анализировать затраты. Отсюда как следствие - запущенность бухгалтерской работы. Бухгалтерская система хозяйства в основном настроена на учет общих затрат и решения налоговых проблем. Во многих хозяйствах практически не ведется аналитический учет. Работники точно пе знают, сколько отпущено ресурсов на производство, а сколько - на непроизводственную и социальную сферу В редких хозяйствах имеются счетчики учета расхода ресурсов. Зачастую предприятия не знают; сколько и кому должны, за какие ресурсы, располагая только суммой общей задолженности всем поставщикам ресурсов, и вся требуемая информация обезличена. Действующая система учета затрат для целей управления издержками производства приемлема не полностью, так как, например, форма статистической отчетности 8-АПК “Затраты на основное производство” не предусматривает градации затрат на постоянные, переменные и условно-переменные.
Для того, чтобы спрос на подобную информацию и руководителей возник, необходимо, чтобы у них было, с одной стороны, стремление контролировать ситуацию, а с другой - базовые знания по анализу затрат и применению результатов этого анализа на практике. Но в
управленческом аппарате современных сельхозпредприятий не хватает специалистов, способных профессионально оценивать бизнес-предложения, направленные па повышение эффективности производства. Специалисты-отраслевики не анализируют рентабельность производимой под их руководством продукции или неспособны определить оптимальную производственную структуру для хозяйства. Большинство из них не в состоянии произвести расчеты в связи с недостатком специальных знаний.
Во главе предприятий, как правило, стоят выпускники от раслевых факультетов: растениеводства, животноводства, механизации и т.д., которые в процессе обучения в вузе, увлеченные своей специальностью, не проявляют особого стремления к углубленному постижению основ экономики. Эта ситуация обязывает руководство аграрных вузов более внимательно подойти к экономическому образованию, а прежде всего - к основам предпринимательства,студентов неэкономических факультетов.
Отсутствие контроля за деятельностью руководителей предприятий, как внешнего (юридически гарантированная незыблемость коммерческой тайны)* так и внутреннего (страх подчиненных потерять единственную на селе работу полная апатия большинства людей), привело ко многим перекосам в вопросах распределения даже той скромной прибыли, которую получает большинство сельхозпредприятий, материального стимулирования труда работников, а в результате
- к отсутствию у них заинтересованности в его резуль татах. И дело здесь не 'только
в отсутствии прибыли: ведь строятся же на что-то лучшие в селах дома руководителями и специалистами, покупаются лучшие служебные машины в то время, когда средств не находится пи па ремонт производственной техники, ни на своевременную выдачу заработной платы.
Далеко не все руководители готовы сегодня воспринять две простейшие истины, без кот орых невозможно рассчитывать па будущее:
-без инициативы “снизу” невозможно поднять производство;
- благосостояние подчиненных первично, ибо человек, не видящий востребованности и оценки своего труда, пассивен.
Реализовать эти истины на практике можно, только построив внутрихозяйственные экономические отношения на основе купли-продажи, г.е. внутрихозяйственного коммерческого расчета, формирования фонда потребления (оплаты труда) по остаточному принципу от валового дохода и распределения этого фонда в зависимости от количества и качества произведенной продукции (работ, услуг).
Значение основ внутрихозяйственного коммерческого расчета, форм и методов стимулирования труда в его условиях должен знать каждый специалист, получающий высшее образование в аграрном вузе, ибо без э того пост роение рыночных отношений в сельском хозяйст ве практически невозможно.
Диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и других отраслей экономики за 10 лет “выкачал” из отрасли 1,5 трлн. руб. [6], сделав банкротами большую половину хозяйств (табл. 1).
Таблица 1
Количество прибыльных и убыточных сельскохозяйственных предприятий
Алтайского края
Год Кол-во с.-х. предприятий. всего Из них
прибыль- ных прибыльных в % к общему количеству убыточ- ных убыточных в % к общему количеству
1998 738 ПО 14,9 628 85,1
1999 747 415 55,6 332 44,4
2000 760 552 72,6 208 27,4
2001 742 47|.__ 63,5 271 36,5
Однако в этих же условиях остальная часть работает прибыльно, что ещё раз показывает, что при отсутствии финансов одни руководители разводят руками, а другие их ищут. И это умение найти инвестора, определить с ним взаимовыгодные условия и грамотно провести переговоры
- тоже умение, которое от природы дается единицам. Остальных ему надо обучать. Обучать всех, кто получает диплом высшего аграрного учебного заведения, ибо неизвестно, кому завтра в условиях хозяйственной самостоятельности придется
вести такие переговоры - агроному или бухгалтеру.
В условиях рынка прибыльность хозяйствования определяется не только объемами производства, но и уровнем товарности продукции. Постепенно руководители сельхозпредприятий адаптируются к рынку, о чем свидетельствует рост уровня товарности сельхозпродукции (табл. 2), и перестают надеяться на государство, находя новые каналы реализации продукции.
Таблица 2
Полная себестоимость, цена реализации и товарность отдельных видов сельхозпродукции по Алтайскому краю в 1998-2001 гг.
Товарность, %
1998 1999 2000 2001
Зерно (после доработки) 45,9 56,5 54,1 56,7
Сахарная свекла * * * *
Подсолнечник * * * *
Картофель * 63,8 63,1 і 88,9
Овощи 17,9 17,2 13,9 14,3
Мясо, скот и птица 63,6 47,7 52,5 50,2
Молоко 39,9 сГ 42,5 99,1
Шерсть * * * *
Яйцо 43,9 47,1 51,6 51,4
Отсутствие полных данных для проведения анализа.
*
Уже в 2000 г. по сравнению с предыдущим годом возросла продажа сельскохозяйственной продукции на рынке через собственные торговые точки: льна (в переводе на волокно) - в 5,3 раза, сахарной свеклы
- почти в 2 (с 24 до 52%), подсолнечника (с 50 до 57%) и зерновых культур (с 32 до 39%) - на 7%, скота и птицы (в живой массе), молока (с 37 до 50%) и молочных продуктов (с 30 до 52%) - в 1,8 раза, овощей
- на 17% (с 43 до 60%).
В 1999-2002 гг. сохранялась тенденция переработки продукции производителями как на собственной базе, так и в качестве давальческой, в целях последующей реализации на более выгодных условиях. Для переработки на давальческих условиях производителями было использовано 46,9% урожая сахарной свеклы. Реализация зерновых культур на давальческих
условиях возросла на 31 %, скота и птицы (в живой массе) - в 3,3 раза. Реализация молока на давальческих условиях в 2000 г. составила 8,0 тыс. т, что в 2,2 раза больше уровня 1999 г. Сегодня эта тенденция усиливается. Сельхозпредприятия тем самым и решают проблему безработицы, и оставляют у себя прибыль, изымаемую у них переработчиками и посредниками при реализации непереработанного сель-хозсырья.
В этой ситуации все более актуальной становится создание в хозяйствах низовой рыночной инфраструктуры, позволяющей беспрепятственно выходить на свободный рынок, изучать его конъюнктуру, определять наиболее выгодные каналы реализации продукции и т.д. В зависимости от уровня хозяйственной самостоятельности внутрихозяйственных подразделений
вполне возможно, что на практике такой работой придется заняться выпускнику любого факультета аграрного вуза, большинство же из них путают даже сами понятия ‘‘маркетинг” и “сбыт?
Кроме того, реализация продукции по “серым” каналам - хотя и вынужденный шаг, но всегда осуществляемый в пользу руководителя, а не всего коллектива предприятия и государства, поэтому все более актуальной становится проблема формирования цивилизованной, т.е. легальной, со взаимовыгодными условиями товарообмена инфраструктуры рынка, которую следует рассматриват ь как совокупность институтов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования субъектов рыночных отношений, обеспечивающих нормальное непрерывное
функционирование рынка, выполняющих функции посредников или берущих на себя решение вспомогательных задач товарно-денежного оборота между основными субъектами рынка.
И в предприятиях, организациях этой инфраструктуры, тоже должны работать грамотные специалисты. А если эти предприятия создаются на территории сел и поселков, то значит, и специалистами в них работают в большинстве своем выпускники аграрного вуза. И их тоже надо обучать премудростям рыночных отношений и предпринимательства.
Монопольное положение переработчиков сельскохозяйственного сырья привело к росту объемов переработки непосредственно в сельхозпредприятиях (табл. 3).
Таблица 3
Объемы переработки сельскохозяйственного сырья в сельхозпредприятиях
Алтайского края, тыс. т
Виды продукции 1998 1999 2000 2001
Мука 255,4 305,0 314,5 501,3
Хлеб и хлебобулочные изделия 49,6 55,2 58,1 63,1
Мясо и субпродукты 27 Д 14,4 16,6 18,4
Цельномолочная продукция 28,4 30,6 29,6 31,4
Крупа 31,3 42,5 45,9 81,1
Чтобы осуществить такой шаг, руководителю предприятия необходимо безошибочно определить перспективный вид будущего продукта переработки, уметь грамотно оценить предложенный бизнес-проект, наладить каналы реализации готовой продукции. Все это потребует немалых финансовых вложений, инвесторов на которые может и не найтись.
Проблемы с финансированием возникают у руководителей сельхозпредприятий при решении вопросов не только переработки и сбыта, но и технического и технологического обеспечения производства. На Западе давно уже научились решать эти проблемы при помощи кооперации (объединения) усилии нескольких сельхозтоваропроизводителей. У нас же таких примеров крайне мало. И объясняется это отсутствием знаний об истин-
ных, а не извращенных в период всеобщей коллективизации принципах кооперации и парадом суверенитетов, которым страдает большинство современных руководителей. Эти проблемы отчасти будут устранимы, если в аграрных вузах принципы кооперации будут закладываться в сознание студентов с такой же тщательностью, как и технологические знания.
Межотраслевая кооперация в АПК сегодня тоже не распространена (сколько бы о ней ни было написано), потому что предприятия переработки и торговли в начале аграрных реформ были приватизированы. Будучи монополистами, они не пускают' сельхозтоваропроизводителей на рынок и получают за их счет прибыль, добровольно делиться которой они никогда не будут. Однако остаться без сырьевой базы они тоже не могут. Поэтому наука и
практика российского АПК последних лет показали, что в сложившейся ситуации единственным выходом из межотраслевого диспаритета, от которого страдает прежде всего сельхозтоваропроизводитель, является создание хозяйственных объединений, в состав которых вошли бы сельхозтоваропроизводители, переработчики и торговая сеть. Но чтобы такие объединения создавались не на корпоративных принципах, которые доказали односторонность своих интересов, а на кооперативных, их учредители должны обладать знаниями в области ценообразования, межотраслевого обмена и т.д.
Кроме того, аграрные вузы должны давать не только глубокие теоретические знания. Студент в процессе обучения должен иметь возможность выполнять конкретные практические задания, заказываемые и оплачиваемые производством, ибо без навыков теория схоластична.
Современный предприниматель должен соответствовать следующим требованиям:
- наличие собственного видения перспектив и умение собирать вокруг себя последователей за счет открытости и восприимчивости их проблем, передачи им ответственности и завоевания их доверия;
- повседневное утверждение таких ценностей предприятия, как забота о системе распределения благ по заслугам;
- отсутствие боязни перемен, стремление к проведению преобразований, готовность к риску;
- инициатива;
'9 - упорство и настойчивость;
- ориентация на эффективность и качество;
-целеустремленность;
- информированность;
- глубокая вовлеченность в рабочий процесс (способность принять на себя полную ответственность за всю работу, пойти на личные жертвы ради дела);
- способность к систематическим наблюдениям и планированию;
- умение убеждать и устанавливать связи;
- независимость и уверенность в себе;
- предприимчивость (связана с риском и экономическим интересом, умением решать сложные хозяйственные вопросы. Базируется на трезвой оценке сложившейся ситуации и на умении видеть перспективу).
Это значит, что из стен аграрного вуза должен выпускаться не просто специалист-отраслевик, а отраслевик-предприниматель, что и должно быть вписано в его диплом. Поэтому в структуре учебных программ экономического факультета следует читать такие дисциплины, как “Коммерческий расчет в сельскохозяйственном предприятии’,’ “Организация коммерческой деятельности предприятий всех отраслей А ПК’,’“Товароведение всех видов продукции’,5 “Транспортное обеспечение коммерческой деятельности’,5 “Организация предпринимательства? “Кооперация и интеграция” с углубленным изучением инфраструктуры рынка,“Биржевое дело5,5 “Торговое дело’,5 “Маркетинг в торговле5,5 “Предпринимательская этика и субординация5’ и т.п.
В результате из стен аграрного вуза должны выходить не просто специалисты-отраслевики, а отраслевики-экономисты (агрономы-экономисты, зоотехники-экономисты, бухгалтеры-экономисты, ветеринарные врачи-экономисты и т.п.). Ведь только молодые специалисты, не отягощенные опытом начала реформ, обладающие знаниями о рыночной экономике (и умеющие применить эти знания на практике), жилищных и иных социальных проблемах, способны вывести предприятия отрасли из затянувшегося экономического кризиса.
Библиографический список
1. Социально-экономическое положение Алтайского края. 1998 год.-Барнаул: Алтайский краевой комитет государственной статистики, 1999. - 184 с.
2. Социально-экономическое положение Алтайского края. 1999 год.-Барнаул:
Алтайский краевой комитет государственной статистики, 2000. - 160 с.
3. Социально-экономическое положение Алтайского края. 2000 год. - Барнаул: Алтайский краевой комитет государственной статистики, 2001. - 160 с. м? 4. Социально-экономическое положение Алтайского края. 2001 год. - Барнаул: Алтайский краевой комитет государственной статистики, 2002. - 184 с.
5. Социально-экономическое положение России. 1999 год, - М.: Государственный комитет РФ по статистике, 2000. -380 с.
6. Шутьков А. Страна теряет продовольственную независимость//Сельская жизнь, 13-19 февраля 2003 г. - № 12. - С. 3.
ОПЕРАТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧЕТА -В АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА
ПН. Малкова,
Сегодня от бухгалтера ожидают не только аккуратного ведения учета, правильного расчета заработной платы и налогов, точного отражения проводок по документам, своевременного представления отчетности в налоговую инспекцию и во внебюджетные фонды, но и квалифицированных советов в области управления предприятием при поиске путей сокращения издержек, для более рационального использования имеющихся средств, для увеличения оборота и прибыли. Однако давать их, будучи ежедневно загруженным нелегкой, рутинной работой (особенно когда речь идет о довольно большом предприятии), крайне сложно. Много времени и сил уходит на обработку немалого количества документов, контроль оформления той или иной хозяйственной операции или сделки, на выполнение утомительных арифметических расчетов, проверку данных на смежных участках учета, не говоря уже о поиске причин различных неточностей и нестыковок. Кроме того, бухгалт еру нужно регулярно отслеживать многочисленные изменения инструкций и законов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета и налогообложение, и при необходимости оперативно вносить нужные коррективы. Особенно непросто это делать, если тот или иной законодательный акт вступает в силу “задним числом? Непременной составляющей работы бухгалтеров также является подготовка многочисленных
Е.М. Бессонова
М:'
справок и отчетов, как для внутреннего использования, так и для представления в различные инстанции, не говоря уже о заполнении и сдаче бухгалтерских балансов. Ясно, что справиться с названным выше объемом задач, причем в строго определенные налоговыми органами сроки (не допустив при этом ни единой ошибки), без использования компьютерных технологий, проблематично. Именно потому все большее число бухгалтеров либо уже используют, либо стремятся приобрести специализированные компьютерные системы.
За последние годы наблюдается тенденция всеобщей компьютеризации, касающаяся всех областей деятельности. Это легко объяснимо - компьютер гораздо быстрее выполняет расчеты, позволяет повысить оперативность путем автоматизации сложных операций. Компьютеризация коснулась и финансово-экономической сферы деятельности человека. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия и ведение бухгалтерского учета значительно упрощаются при применении новых компьютерных технологий. С помощью компьютера можно представить информацию в удобном для конкретного пользователя виде, значительно ускорить и упростить операции ее ввода и обработки, повысить наглядность и простоту конечных отчетов.
С внедрением компьютеров появилось множество специальных компьютерных