дельных элементов финансово-кредитной инфраструктуры, а также стимулирует спрос на их услуги со стороны сельскохозяйственных организаций.
В целом, подводя итог, отметим, что наметившаяся в последние годы положительная динамика (увеличение объемов банковского кредитования отрасли, широкий охват страхованием посевов сельскохозяйственных культур, рост количества техники, приобретаемой по лизингу) во многом обусловлена государственной поддержкой, оказываемой по данным направлениям. Однако обеспечить всеобщую доступность финансово-кредитных услуг для различных категорий сельхозтоваропроизводителей не удалось.
Очевидно, что для достижения задач увеличения объемов сельскохозяйственного производства, повышения уровня жизни сельского населения необходимо создать условия для формирования на территории региона развитой сети финансовокредитных организаций, занимающихся обслуживанием сельскохозяйственных организаций, расширить спектр предоставляемых ими услуг, их финансовую доступность.
Развитие финансово-кредитной инфраструктуры АПК Омской области, на наш взгляд, должно осуществляться по следующим направлениям:
формирование эффективного кредитного механизма АПК, включая расширение филиальной сети и кредитного портфеля ОАО «Россельхозбанк»;
развитие долгосрочного кредитования, в том числе с использованием ипотечных схем;
развитие региональной системы сельской кредитной кооперации;
стимулирование инвестиционной активности населения через развитие банковской системы, фондового рынка, рынка страховых услуг, кредитной кооперации;
стимулирование привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс путем предоставления государственных гарантий, налоговых льгот и других финансовых инструментов;
расширение деятельности лизинговых компаний путем развития форм государственной поддержки лизинга в аграрной сфере, привлечение к финансированию лизинговых операций кредитов банков и инвестиционных компаний;
совершенствование механизма страхования производственных и коммерческих рисков;
создание региональных горизонтально и вертикально интегрированных структур, действующих в сфере сельскохозяйственного производства, переработки, материально-технического обслуживания и сбыта.
Библиографический список
1. Тимофеева Г.В. Противоречия современного развития финансовокредитной инфраструктуры АПК России / Г.В. Тимофеева // Финансы и кредит.
2005. № 26. С. 21.
2. Финансово-кредитные и страховые организации Омской области: стат. сб. / Омский облкомстат. Омск, 2007. 28 с.
3. Бюллетень банковской статистики ЦБ РФ. Региональное приложение. Омск, 2008. № 1 (45). С. 45.
УДК 635.21:631.151.6 Т.И. Захарова
АКТИВИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОТРАСЛИ КАРТОФЕЛЕВОДСТВА
Являясь одной из основных отраслей сельского хозяйства, картофелеводство играет значительную роль в обеспечении населения Омской области продуктами питания, в решении многих проблем по развитию предприятий сферы переработки.
Переход отрасли картофелеводства на рыночные отношения и практика функционирования рынка картофеля на принципах рыночной экономики добавили к ранее накопившимся задачам новые проблемы, решение которых осложняется
резким сокращением государственной поддержки сельского хозяйства и другими негативными моментами, связанными с поспешным осуществлением аграрной реформы [1 ].
Рынок картофеля Омской области формируется в основном за счет продукции личных подсобных хозяйств населения, которые практически не имеют поддержки со стороны государства, что привносит элементы стихийности в его развитии. Неразвитость рыночной инфраструктуры и слабая информационная обеспеченность хозяйствующих субъектов рынка картофеля приводят к падению товарности отрасли картофелеводства, неоправданно большому числу посредников, сравнительно низкой доле реализации клубней по организованным каналам сбыта и свертыванию его межрегиональных поставок [2]. Необходимость восстановления и дальнейшего развития разрушенного в процессе реформ агропромышленного комплекса, особенно его второй и третьей сфер, потребует значительного увеличения эффективности производства сельскохозяйственной продукции, в том числе и картофеля.
Исследование современного состояния отрасли картофелеводства показывает, что повышение ее экономической эффективности возможно через усиление интеграционных процессов.
Однако в настоящее время вследствие сложившейся экономической ситуации, когда каждое предприятие выдвигает на первый план задачу выживания, процесс агропромышленной интеграции и кооперации происходит медленно.
Сложившаяся многоотраслевая специализация сельскохозяйственных предприятий, а также агротехнические требования возделывания картофеля не позволяют создавать самостоятельные предприятия, занимающиеся только производством сырья и его переработкой.
Территориально-агропромышленное формирование по производству картофе-лепродуктов может быть организовано в рамках сырьевой зоны перерабатывающего предприятия, объединяя картофелепроизводящие хозяйства, привлекая обслуживающие организации, финансово-кредитные учреждения, так как его образование возможно при наличии собственных или привлеченных финансовых ресурсов.
По нашему мнению, одним из перспективных направлений совершенствования организационно-экономического механизма
взаимодействия участников картофелепродуктового производства Омской области может стать создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Нами проведено математическое моделирование взаимоотношений в сельскохозяйственном потребительском кооперативе (СХПК), образованном сельхозтоваропроизводителями картофеля (СХТ) и переработчиком (ПП). Суть моделирования заключается в формулировке условий взаимовыгодного и эффективного сотрудничества товаропроизводителей сырья и перерабатывающего предприятия в рамках СХПК, при котором СХТ выгодно сдавать сырье на переработку в СХПК, что обеспечит полную загрузку производственных мощностей переработчика, снижение себестоимости готовой продукции, повышение уровня конкурентоспособности СХПК. Данная методика моделирования производственной деятельности СХПК использована для осуществления кооперативных взаимодействий картофелепроизводящих хозяйств северной зоны Омской области.
Предполагается, что в соответствии с договоренностью СХТ и перерабатывающее предприятие образуют СХПК при следующих условиях:
■ основную часть произведенного сырья (порядка 65-70%) сельскохозяйственные производители передают на переработку картофеля как давальческого сырья, а оставшуюся часть реализуют самостоятельно;
■ прибыль СХТ и ПП распределяется пропорционально издержкам за поставляемое сырье, затратам на переработку.
Основой математической модели взаимоотношений в сельскохозяйственном потребительском кооперативе является функция прибыли от реализации готовой продукции:
Пк = □ (Р2) Р2 — (С2 + С+) гу, (1) где □ (Р2) — функция спроса, задающая зависимость количества реализованной готовой продукции СХПК от ее отпускной цены;
Рг — рыночная цена единицы готовой продукции;
С 2 — издержки на переработку единицы сырья;
С+ — издержки СХТ на получение единицы сырья.
Состоит из долей:
1) прибыль перерабатывающего предприятия:
П2 = 1 [О (Рх) Р2 - (С, + С+) гу]; (2)
2) прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей сырья:
П,= (1- 0 [□ (Р2) Р2-(Сг + С|)гу1 +
+ ( 1 - г) у( Р5 - С,), (3)
где г — коэффициент передачи давальческого сырья (0 < г < 1);
гу — количество сырья, переданного сельскохозяйственными производителями предприятию на переработку;
(1 — г) у — количество сырья, продаваемого сельскохозяйственными товаропроизводителями самостоятельно на продовольственном рынке;
\ = Ci / (С2 + С+) — коэффициент долевого деления прибыли СХПК между его членами;
Р5 = Ь С, - цена единицы сырья, реализуемого сельскохозяйственными товаропроизводителями самостоятельно;
Ь — торговая надбавка, обеспечивающая доход товаропроизводителю (20%).
Прибыль СХПК, определяемая формулой (1), делится между перерабатывающим предприятием и сельскохозяйственными товаропроизводителями следующим образом: часть (1-1) Пк получат товаропроизводители, а I Пк остается у перера-
батывающего предприятия. С учетом функции спроса:
О (Рг) = -к , Рг + к2, где к , — эластичность функции спроса;
к2 — свободный член, характеризующий постоянный объем продаж.
С учетом изложенного преобразуем формулы 1-3:
Пк = ((-к, Рг + к2) Р7 - (С2 + С, )у)г;
а = с/(с2 + с)[(-к,р2 + к2) р2-
- (С2 + с,)у]г;
п,= (1 - С, /(С2 + С,)) [(-к Р2 + к2) Р2-- (С2 + С+)у]г + (1 - г) у( Ь С, - ч):
Отсюда следует, что величина прибыли перерабатывающего предприятия и сельскохозяйственных товаропроизводителей зависит от коэффициентов Р2 , С2 С, , к,, к2, г. Если известны рыночная цена единицы готовой продукции ПП (Р2), издержки ПП на переработку единицы сырья С2, издержки СХТ на получение единицы сырья Си эластичность функции спроса к,, свободный член к2, то прибыль зависит только от коэффициента передачи давальческого сырья г.
Возьмем расчетные данные:
Р2 = 115,25 тыс. руб. за 1 т; С, = 2,94 тыс. руб. за 1 т; С2 = 6,66 тыс. руб. за 1 т.
цена реализации, руб за кг
Рис. 1. Зависимость объемов реализации картофелепродуктов от отпускной цены
Коэффициенты к, и к2 найдем методом наименьших квадратов, получим к, = -0,8; к2 = 7,184. Исходя из полученных данных следует, что наибольшая прибыль сельхозтоваропроизводителя достигается при коэффициенте г = 1. По формуле 1 нами произведены расчеты величин прибыли СХПК (рис. 2). Анализ данных показывает, что с увеличением коэффициента передачи давальческого сырья г до 1 прибыль кооператива возрастет и достигнет своего максимума в точке Р2 = 115,25 тыс. руб/т (г = 1 — условие полной передачи сырья СХТ на переработку).
Таким образом, выявлено, что с переходом к рыночным отношениям при образовании интегрированных структур СХТ и перерабатывающего предприятия в картофелеводческом подкомплексе АПК важно учитывать экономические интересы будущих партнеров для обеспечения их взаимовыгодной и устойчивой производственной деятельности. С помощью математического инструментария моделирова-
ния производственной деятельности СХПК, образованного СХТ и ПП, который адекватно отражает реальные экономические условия выгодной передачи всего сырья, полученного сельскохозяйственными товаропроизводителями, на переработку в СХПК, и рекомендованы параметры, обеспечивающие рентабельную работу ПП и СХП в СХПК.
Библиографический список
1. Тульчеев В.А. Производство и потребление картофеля в России /
B.А. Тульчеев // Экономика сельского хозяйства. 2003. N° 8. С. 30.
2. Захарова Т.И. Развитие рынка кар-
тофеля в северном регионе Омской области: монография / Т.И. Захарова,
C.В. Водолазский. Омск: Изд-во ОмГАУ,
2006. 157 с.
3. Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация: учебное пособие / А.В. Ткач. 2-е изд. М.: Дашков К0, 2003. 304 с.
+ + +
УДК 338.242.2 О.В. Борисова,
И.Ф. Рау
УПРАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИМИ СДЕЛКАМИ
Актуальность темы исследования Современный бизнес отличается своей динамичностью. Если раньше на принятие решений в сфере коммерческой деятельности предприятия отводились недели, то теперь часто — часы или минуты. Российские предприниматели-профессионалы применяют новейшие методы управления, основанные на использовании информационных технологий и современных средств коммуникации, позволяющие практически мгновенно выйти на контакт с потенциальными деловыми партнёрами. Правильное ведение коммерческой деятельности позволяет предприятию выполнить стратегические задачи по развитию бизнеса и получению прибыли, однако без коммерческой сделки нет бизнеса,
поэтому предпринимателям необходимо уделять особое внимание подготовке и заключению коммерческой сделки.
Целью проводимого исследования является разработка рекомендаций по определению тактических и стратегических решений по подготовке, заключению и исполнению коммерческой сделки.
Теоретической и методологической основой выполнения данного исследования явились труды классиков экономической науки, работы современных ученых-экономистов. В процессе исследования использовались такие методы исследования, как монографический и абстрактнологический.
Объект исследования — процесс управления коммерческими сделками на