Научная статья на тему 'Рынок легковых автомобилей России: тенденции и перспективы'

Рынок легковых автомобилей России: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок легковых автомобилей России: тенденции и перспективы»

Аркадий ЗАРУБИН

РЫНОК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аркадий Зарубин,

ген. директор Abarus Market Research. Эксперт Института экономических исследований Мюнхенского университета (IFO) и Российской ассоциации маркетинга (РАМ).

В 2006 году швейцарским издательством Hubners внесен в энциклопедию «Who is Who в России».

ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ РЫНКА

Российский рынок с каждым годом становится все значимее на мировой автомобильной арене. В 2006 году некоторые автопроизводители открыто заявили, что Россия — особый рынок, которому будет отдан приоритет.

Иностранные эксперты делают прогнозы, что российский автомобильный рынок в 2007 году составит около 2 млн автомобилей, в том числе продажи иностранных автопроизводителей вырастут с 1,008 млн машин в 2006 году до 1,2 млн машин1. Таким образом, предполагается, что отечественный автопром неизбежно будет сдавать позиции.

По прогнозу Минпромэнер-го РФ, к 2008 году потребности в легковых автомобилях будут на 75% удовлетворяться за счет техники, произведенной в России. К тому времени 800—900 ты-

3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

сяч иномарок в год смогут собирать в России. В настоящее время выпуск автомобилей на таких предприятиях составляет 13,5% от общего объема реализации автомобилей в стране (рис.).

По расчетам, сделанным Мин-промэнерго в середине 2005 года, казалось вероятным, что объем российского рынка легковых автомобилей к 2008 году достигнет 1,9—2,2 млн шт. в год. В денежном эквиваленте это должно равняться сумме в 31 млрд долл. Однако при таких темпах роста, какие продемонстрировал российский рынок легковых автомобилей в 2006 году, прогнозы государственных чиновников выглядят более чем консервативно. Похоже, что правительство недооценило платежеспособный спрос на новые иномарки, подкрепляемый ростом доходов и благосостояния населения, растущее предложение и активное развитие системы потребительского кредитования2.

2000 2004 2010

Рис. Прогноз объема рынка легковых автомобилей до 2010 г., тыс. шт. Источник. Доклад В. Христенко на заседании Правительства 19 мая 2005 года «О реализации в среднесрочной перспективе (2005-2008 гг.) приоритетных задач, предусмотренных Концепцией развития автомобильной промышленности России».

1 Данные ПРАЙМ-ТАСС. 21.01.2007.

2 Izvestiia. 2006-04-04.

По прогнозам экспертов, если в данный момент на 1 000 жителей нашей страны приходится 150—160 машин, то уже через четыре года этот показатель достигнет 2303. Ожидается, что примерно в 2010 году произойдет насыщение в сегменте легковых автомобилей, вслед за чем последует снижение деловой активности. В целом объем производства будет зависеть от объема отечественных и зарубежных инвестиций.

Несмотря на стабильный рост российского рынка, конкуренция на нем уже к настоящему времени сложилась довольно серьезная. По мнению аналитиков,ситуация на отечественном автомобильном рынке будет усложняться и дальше. Все больше мировых концернов рассматривают Россию как один из наиболее перспективных рынков сбыта. Ожидается, что вслед за открытием сборочных производств в нашей стране начнут концентрироваться и производители автокомпонентов.

Компания Pricewaterhouse Coopers в своем докладе «Глобальный финансовый отчет автоиндустрии», сделанный по итогам 2005 года прогнозировал, что в ближайшие пять лет мировое производство легковых автомобилей вырастет на

8,5 млн, причем 40% прироста дадут Россия, Бразилия, Индия, Китай. Сейчас в этих странах со-

средоточено около 37% производственных мощностей отрасли, а к 2010 году их доля составит 52%. Ушедший год во многом подтвердил прогноз аналитиков: доля указанных стран в общемировом объем выпуска автомобилей увеличивается. Продажи также растут, намного опережая средние темпы в развитых странах. В денежном выражении российский автомобильный рынок в 2006 году составил 32 млрд долл. (около 842 млрд рублей). К 2010 году аналитики прогнозируют рост еще на 30—40%. При этом количество реализуемых в России машин приблизится к 3 млрд4.

В целом перспективы отрасли определяются документом о развитии автомобильной промышленности до 2008 года, принятым правительством 19 мая 2005 года. Если следовать логике этого документа, к 2009 году вероятнее всего останется один крупный российский производитель отечественных автомобилей, а все остальное производство будет представлено СП с зарубежными компаниями. Уже сейчас «ИжАвто» отказался от выпуска «Оки» (производство которой осталось преимущественно на СеАЗе), «АвтоВАЗ» постепенно отказывается от «Классики», ГАЗ к 2008 году прекратит выпуск «Волги» и, возможно, внедорожника ГАЗ-3106, почти на 20% снизились объемы выпуска УАЗов. С учетом текущих тенденций

производство российских автомобилей существенно сократится, и будет поддерживаться лишь благодаря контролю государством крупнейшего производителя.

Ожидается что, в ближайший год цены на отечественные автомобили приблизятся вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Именно поэтому, по мнению аналитиков, к 2010 году производство российских автомобилей снизится практически вдвое. А замещаться они на рынке будут собранными на заводах в России иномарками. А потому, делает вывод «АСМ-Холдинг», действующих протекционистских мер по поддержанию отечественного автопрома недостаточно. Если же не сделать этого, то, по прогнозам «АСМ-Холдинга», к 2010 году объем производства традиционного российского автопрома «упадет» до 700 тыс. машин в год, тогда как количество иномарок достигнет 1,3 млн шт. (почти 500 тыс. из них будут собираться в России).

Увеличение числа автомобилей, отмечают в Минтранссвязи, а также развитие дорожной сети России — реконструкция и создание новых дорог, в том числе платных, подведение дорог к труднодоступным городам страны, стратегически важным объектам, таким, как порты, а также развитие международных транспортных коридоров — позволит к 2020 году увеличить

3 Данные «АСМ-Холдинг».

4 Кто кого? // Эксперт - Волга. 15.01.2007.

подвижность населения на 50 процентов и значительно увеличить транзит грузов по территории страны. Все это, подчеркивают специалисты, предусмотрено принятой правительством Транспортной стратегией России до 2020 года.

По оценке Минтранссвязи, к 2020 году автопарк России увеличится вдвое и составит около 60 миллионов автомобилей. К тому времени 8 из 10 российских семей смогут активно пользоваться автомобилем (табл. 1).

Однако, рассчитывая на такие темпы, следует обратить внимание и на ситуацию с бензином. Летом 2006 года на внутреннем рынке впервые ощущался дефицит нефтепродуктов. Пока он корректируется путем создания запасов и снижения объема экспорта нефтепродуктов. Однако, если ситуация не изменится, то уже к 2010 году топливо придется импортировать. Связано это с тем, что в стране действует 25 относительно крупных нефтеперерабатывающих заводов, работающих еще со времен Советского Союза. В 2005 году,

согласно информации Росстата, на них переработано 207 млн тонн нефти, то есть загрузка НПЗ в настоящее время составляет около 80%. За первое полугодие 2006 года рост объема переработки нефти составил 5,8%, что даже при сохранении существующего темпа роста приведет к 100% загрузке НПЗ через три года.

Специфика России заключается в том, что в основном в России выпускаются мазут, газойль и дизельное топливо низкого качества, при производстве автомобильных бензинов в

2005 году всего в 32 млн тонн. Эксперты отрасли опасаются, что ситуация в ближайшем будущем не изменится. Согласно ряду оценок, российская нефтепереработка требует от 15 млрд до 30 млрд долл. инвестиций, иначе через 3—4 года топливо придется ввозить из-за рубежа5.

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Основными тенденциями на ближайшие годы станет, во-первых, сокращение производства на отечественных предпри-

ятиях (к 2010 году — вдвое) и перепрофилирование многих из них на промышленную сборку автомобилей иностранных марок и компонентов к ним. Причиной этому станет то, что уже в ближайший год цены на отечественные автомобили приблизятся вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Если не предпринять соответствующих протекционистских мер то, к 2010 году объем производства традиционного российского автопрома «упадет» до 700 тыс. машин в год, тогда как количество иномарок достигнет 1,3 млн шт. (почти 500 тыс. из них будут собираться в России)6.

Во-вторых, в ближайшие годы планируется строительство на территории РФ около десяти заводов иностранных производителей. Так, уже приняли решение об открытии производства Toyota, Volkswagen, примеряется DaimlerChrysler, Nissan и другие7. По мнению экспертов, наиболее вероятными претендентами на строительство являются HyundaiMotor, Mitsubishi, Mazda Motors, KIA и Daewoo. Менее

Таблица 1

Парк легковых автомобилей в России, тыс. шт., 1995-2010 гг.

1995 2003 2004 2005 2006* 2007** 2008** 2009** 2010**

Объем парка легковых автомобилей, тыс. шт. 14 728 23 383 24 208 25 570 26 181 28 181 29 713 31 520 33 429

Динамика парка, % - 4,1 3,5 5,6 4,9 5,1 5,4 6,1 6,1

Источник: ГИБДД, «Автомобильная статистика» * Предварительные данные.

** Прогноз.

5 Профиль. 04.09.2006.

6 Прогноз «АСМ-Холдинг».

7 Данные Роспрома.

вероятными претендентами на организацию собственного производства в России считаются шведская Volvo и британская Land Rover. Наиболее популярными для строительства СП регионами являются Московская и Ленинградская области, Нижний Новгород, Казань и Тверская области.

В-третьих, существенно повысят объемы производства и реализации китайские производители. В 2006 году было продано 19,8 тыс. китайских легковых автомобилей, что составляет 1% от всех продаж легковых автомобилей в 2006 году и 2% от всего количества проданных иномарок. В ближайшей перспективе (2—3 года) доля китайских автомобилей в объеме продаж будет увеличиваться, к 2010 году она может достичь 6%.

В-четвертых, сегменты дешевых автомобилей будут иметь тенденцию к сокращению или стабилизации на фоне общего роста. Так, сегмент автомобилей с ценой до 3 тыс. долл. уменьшится на 4,5% — с 135 тыс. шт. до 129 тыс. шт., сегмент 3 —

4,5 тыс. долл. почти не изменится (в 2008 году — 339 тыс. машин против 324 тыс. шт.). Рост в сегменте 4,5—6 тыс. долл. составит 28,2% — до 409 тыс. машин, в сегменте 6 — 8 тыс. долл. — 44,5% — до 591 тыс. автомобилей. Сегмент автомобилей ценой 8—10 тыс. долл. вырастет на 34,8% и составит 155 тыс. машин, сегмент свыше 10 тыс. долл.

8 Данные ОАО «АвтоВАЗ».

вырастет на 19,8% — до 145 тыс. машин8.

В-пятых, наряду с ростом импорта новых автомобилей происходит падение импорта подержанных иномарок. По прогнозам экспертов, доля подержанных машин будет сокращаться на 8— 10% в год и к 2010 году будет составлять не более 15% от общего объема импорта в натуральном выражении. Сокращению импорта подержанных иномарок также будет способствовать вступивший в силу с апреля 2006 года запрет на ввоз иномарок, не соответствующих экологическому стандарту «Евро-2». Структура рынка подержанных иномарок будет изменяться за счет прироста иномарок российской сборки, произведенных в РФ с 2002 года, и импортных новых. К 2010 году рынок подержанных автомобилей, по прогнозам PwC, может достигнуть 900 тыс. шт. или 11 млрд долл.

ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ

ОТЕЧЕСТВЕННОГО

АВТОПРОМА

Минэкономразвития РФ еще в 2002 году подготовило «Концепцию развития автомобильной промышленности России на период до 2010 года». В документе говорилось, что основным направлением развития отечественной автомобильной промышленности является интеграция в мировое автомобилестроение с учетом экономических интересов страны. Так в Концепции прогнозируется уве-

личение доли автомобильной промышленности в ВВП РФ с 2—2,5% до 5% к 2010 году. Это потребует 10—12 млрд долл. инвестиций.

Кроме того, концепция предполагает увеличение выпуска легковых автомобилей в год с 1 до 1,9 млн шт. Также планируется добиться снижения выброса вредных веществ в отечественных автомобилях на 30% (переход на Евро-3 в России предполагается осуществить в 2008—2010 годах, на Евро-4 — до 2012 года), материалоемкости — на 15%, энергоемкости — на 17—18%. Кроме того, реализация мероприятий концепции, по мнению ее разработчиков, позволит достичь сравнимости отечественных автомобилей по техническим и потребительским характеристикам с зарубежными аналогами. Отмечается, что в общем объеме необходимых инвестиций 40 — 45% должны обеспечить предприятия автомобильной промышленности, 40% — рынок капитала и по 7—8% — федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации (табл. 2).

Ближайшие два года дадут российскому автопрому последний шанс для перестройки своего бизнеса, считают аналитики. Пока еще у отечественных предприятий есть время для запуска новых проектов, заключения стратегических партнерских соглашений, оптимизации своих бизнес-процессов. В дальней-

Таблица 2

Производство легковых автомобилей в России, тыс. шт., 2003-2010 гг.

2003 2004 2005 2006* 2007** 2008** 2009** 2010**

Объем производства, тыс. шт. 1 012,6 1 104,6 1 068,2 1 173,6 1 390,4 1 550 1 700 1 900

Динамика производства, % 3,1 9,1 -3,3 9,9 18,5 11,5 9,7 11,8

Источник: Росстат, Минпромэнерго, РБК * предварительные данные ** прогноз

шем конкуренция на рынке будет усиливаться не только за счет сборочных производств, но и в результате снижения таможенных пошлин (из-за вступления в ВТО), а также появления новых игроков из азиатского региона. Дальнейший рост благосостояния россиян и развитие кредитных программ не позволяют отечественным автопроизводителям рассчитывать на преимущество в стоимости своей продукции (тем более что дешевые иномарки уже сейчас находятся в том же ценовом диапазоне). Необходимы новые модели собственной или иностранной разработки, нужен современный менеджмент мирового уровня плюс грамотный маркетинг и, конечно, серьезная борьба с издержками. Иначе в новых условиях не выжить.

В условиях обостряющейся конкуренции поволжские автозаводы определяют новую стратегию выживания, понимая, что российский автопром не может существовать обособленно. Сохранить и усилить отечественные брэнды может только интеграция в мировую про-

мышленность. Не случайно все автогиганты начали активно привлекать иностранных партнеров.

Больше всего от иностранного бума страдает «АвтоВАЗ». Причем стремительная экспансия на российский рынок азиатских компаний (в первую очередь — из Южной Кореи и Китая) позволяет прогнозировать дальнейшее нарастание продаж относительно дешевых импортируемых малолитражек (в диапазоне до 10 тыс. долл.), которые могут поспорить с топ-моделями тольяттинского завода, как по качеству, так и по цене. Давление со стороны иномарок будет усиливаться и из-за прихода в Россию зарубежных автоконцернов с собственным или совместным производством внутри страны, способствуя, таким образом, снижению розничных цен (на 15—20%) на популярные модели низшей ценовой линейки известных брэндов — Chevrolet, Ford, Renault, а в скором будущем и VW, Toyota, GM. Уже к 2010 году в нашей стране будет действовать 14 полноценных сборочных предприятий, вы-

пускающих 26 моделей автомобилей (сейчас действует пять заводов, объем выпуска за 11 месяцев 2006 года — 245 тыс. машин). Эксперты прогнозируют, что к 2012 году будет выпускаться ежегодно примерно миллион машин иностранных марок9.

Вступление России в ВТО еще больше осложнит жизнь крупнейшему отечественному автопроизводителю. По самым приблизительным оценкам, постепенное снижение таможенных пошлин уже к 2010 году уменьшит конечную стоимость импортируемых машин на 10% (за

2006 год в Россию ввезено примерно 600 тыс. автомобилей). Таким образом, конкурировать «АвтоВАЗу» придется не только с недорогой азиатской продукцией и автомобилями российской сборки, но и с моделями, ввозимыми из Европы, Японии и США.

По некоторым оценкам, в 2010 году доля иномарок превысит долю российских автомобилей в два раза. К тому же в 2010 году ожидают прекращения ввоза в страну подержанных иномарок. Продажи иномарок

9 Кто кого? // Эксперт - Волга. 15.01.2007.

Таблица 3

Прогноз продаж новых легковых автомобилей в России в 2003 - 2010 гг. по маркам, шт.

Марка 2003 2004 2005 6 мес. 2006 2006* 2007* 2008* 2009* 2010*

LADA 692 800 698 000 704 300 344300 680000 660000 670000 680 000 700 000

ГАЗ 51 500 55 600 46 500 21000 40000 35000 30000 25000 0

ОКА 59 300 60 600 43 600 14500 18000 5000 0 0 0

УАЗ 28 500 22 500 23 400 15000 30000 30000 30000 35000 35000

ИЖ* 50 980 40 100 14 400 6500 12000 10000 8000 5000 0

Всего российских 883 080 876 800 832 200 401300 780000 740000 738000 745000 735000

Hyundai 14 490 50 686 87 457 47374 106000 130000 170000 210000 240000

Chevrolet 22 034 56 514 66 531 44760 92000 110000 120000 120000 140000

Toyota* 24 809 43 867 60 638 40839 90000 110000 140000 170000 200000

Ford* 20 712 39 241 60 564 36826 88000 125000 170000 200000 240000

Mitsubishi* 17 663 30 097 55 148 33982 73000 100000 130000 160000 180000

Daewoo 20 305 35 398 48 623 32299 65000 75000 90000 115000 130000

Nissan 9 388 11 28 434 46 485 28642 60000 80000 100000 120000 150000

Renault* 357 16 126 29 177 30864 68000 90000 120000 160000 200000

Kia* 11 204 18 759 24 671 27791 60000 80000 110000 140000 180000

Mazda* 1 628 8 565 21 120 14245 30000 40000 55000 70000 90000

VW* 7 408 8 866 13 911 9389 19000 25000 35000 50000 80000

Suzuki 4 044 6 386 9 803 7369 16000 23000 28000 35000 45000

Opel 7 318 9 153 9 398 7558 15000 22000 28000 33000 42000

Peugeot* 8 782 8 325 9 251 6609 13000 18000 22000 26000 30000

Honda 3 574 6 009 8 906 6169 13000 16000 20000 24000 30000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Skoda 6 678 5 428 7 535 5886 12000 15000 20000 30000 40000

Citroen* 3 160 4 345 6 922 5457 11000 14000 18000 23000 30000

Китайские авто 0 0 6733 н.д. 10000 30000 50000 90000 150000

BMW 3 774 4 807 6 338 4295 8500 10000 13000 18000 24000

Audi 3 111 4 100 6 115 4124 8500 9500 12500 15000 18000

Volvo 5 027 5 048 5 713 3959 8000 10000 12000 15000 18000

Lexus 1 397 3 559 5 369 4281 9000 12000 16000 20000 25000

Mercedes 3 205 4 029 4 848 4018 8500 10000 12000 15000 20000

Subaru 1 272 3 733 4 130 2810 6000 7500 9000 11500 15000

Land Rover 1 582 2 436 4 080 2653 5500 7000 9000 11000 13000

Прочие иномарки 2500 4261 4859 2625 5000 10000 14000 22000 30000

Всего иномарок 216422 408172 614325 417123 900000 1179000 1523500 1903500 2360000

Итого 1099502 1284972 1446525 818423 1680000 1919000 2261500 2648500 3095000

* Прогноз.

** В том числе коммерческие модели.

российской сборки возрастут на 260% и составят более 700 тысяч автомобилей в год.

А по оценке Минпромэнерго, число легковых автомобилей в 2010 году удвоится.

10 Время новостей. 04.09.2006.

Господствующего положения среднеценового сегмента, пожалуй, не прогнозирует никто из аналитиков — с этим связывают удержание «АвтоВАЗом»

своей доли рынка10. Прогнозы продажи новых легковых автомобилей в России представлены в таблице 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.