решения по защите его от конкурентов. Одновременно оценка конкурентной силы (позиции) показывает, кто из конкурентов имеет слабые стороны, значит, и наиболее уязвим при конкурентной атаке.
Литература:
1 Котлер Филипп, Амстронд Гарри, Сондерс Джон, Вонг Вероника. Основы маркетинга / Пер. с англ. - 2-е европ. изд. -Киев.; М.;
СПб.: Издат. дом Вильяме. 1998. - 1056с.
2 Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с франц. - СПб.: Наука, 1996. - 589с.
3 Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ; Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576с.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Крылов И.В., аспирант кафедры экономических и финансовых дисциплин Московского гуманитарного университета
В статье рассматриваются состояние и проблемы развития отечественной автомобильной промышленности в настоящее время, а также перспективы дальнейшего развития автомобильной промышленности России в современных условиях.
Ключевые слова: автомобильная промышленность, проблемы развития автопрома, «АвтоВАЗ».
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF DOMESTIC CAR INDUSTRY IN MODERN CONDITIONS
Krilov I., the post-graduate student, Economic and financial disciplines chair, Moscow Humanitarian University
In article are considered state and development problems of domestic automobile industry in the present time, and also prospects of further development Russia automobile industry in modern conditions.
Keywords: automobile industry, development problems of domestic car industry, «AvtoVAZ».
Современная автомобильная промышленность является одной из ведущих отраслей промышленности, существенно влияющей на развитие экономики страны в целом. Развитие автомобильной промышленности дает импульс развитию смежных отраслей и расширению занятости населения. Наличие собственного автопрома является одним из элементов, обеспечивающих национальную безопасность. Производство автомобилей с одной стороны невозможно без дальнейшего развития фундаментальной и прикладной науки, а с другой стороны способствует научно-техническому прогрессу.
Как свидетельствуют статистические данные, в последнее время объем производства автомобилей в России постепенно растет.
За первые пять месяцев 2011 года российские автозаводы выпустили 668,2 тыс. легковых автомобилей, что на 77,5 % больше по сравнению с тем же периодом 2010 года. Грузовиков было произведено 73,7 тыс. - больше на 64%. Меньше всего увеличилось производство автобусов - на 8,6 %. Их было произведено 13,8 тыс.1
Чистая прибыль главного автозавода России - «АвтоВАЗа» по итогам 2010 года составила 2,1 млрд. руб. против убытка в 38,5 млрд. руб. в 2009 году. Выручка компании выросла на 60 % по сравнению с предыдущим годом и составила 138 млрд. рублей. Чистая прибыль группы «АвтоВАЗ» составила в 2010 году 3,6 млрд. руб. против убытка в 49,2 млрд. руб. в 2009 году, при этом выручка увеличилась на 57,5 % - до 137,6 млрд. рублей. В настоящее время «АвтоВАЗ» производит 14 моделей пяти основных семейств «Лада»
(«Самара», «Спутник», «Приора», «Калина», «Гранта»). В 2010 году «АвтоВАЗ» увеличил объемы продаж на 48,9 %, реализовав 637 тыс. автомобилей «Лада» и автокомплектов.2
Ульяновский автомобильный завод с января по март 2011 года выпустил более 11,5 тыс. внедорожников. Это на 79,7 % превышает объем их производства за тот же период 2010 года. С начала 2011 года было выпущено 5,5 тыс. автомобилей «УАЗ», что на 87,1 % больше, чем в 2010 году (в том числе 3,2 тыс. внедорожников «УАЗ Патриот», количество которых значительно превышает показатели за 2010 год). При этом производство грузовых автомобилей в 2011 году составило 6 тыс. автомобилей (на 73,2 % больше пока-
зателей 2010 года). В 2011 году предприятие планирует произвести 62,7 тыс. автомобилей. Это на 10 % больше объемов, заявленных ранее. 3
Показательно и производство легковых автомобилей, которое выросло в России за период с января по май 2011 года в 1,9 раза. Важно отметить, что это на 85,8 % больше, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.4
В настоящее время автомобили, произведенные на территории России, принято подразделять на две группы: российские автомобили и иномарки, собранные на территории РФ.
За последние годы число крупных заводов, выпускающих отечественные легковые автомобили, сократилось с 7 в 1995 г. до 3 («АвтоВАЗ», «ГАЗ», «УАЗ») в 2010 г. в силу разных причин (банкротство («АЗЛК»), отказ от выпуска отечественных автомобилей в пользу сборки иномарок («КамАЗ», «ИжАвто»)). Из-за сокращения числа заводов и уменьшения выпуска машин на оставшихся предприятиях снизился общий объем производства. Число же автосборочных предприятий на территории России увеличилось с 1 в 1999 г. до 8 в 2006 г.5 Из года в год растет и количество легковых иномарок, собранных в России: если в 2003 году их было всего 58 тыс., то в 2010 году уже 645 тыс., что оказалось почти на 7 % больше, чем автомобилей традиционных отечественных брендов.6 Это дает основание полагать, что российский рынок по-прежнему остается очень привлекательным для иностранных производителей, которые стремятся открывать на нашей территории свои сборочные производства. По сравнению с 2010 годом, отставание по объемам производства между иномарками и исконно российскими автомобилями, в первом квартале 2011 года, сократилось с 33 % до 40 %. В то же время, отечественных автомобилей выпускается больше, чем автомобилей иностранного производства. 7
Следует отметить, что автомобили иностранных марок, хотя и производятся в России, формально не могут быть отнесены к отечественным автомобилям, поскольку входят в международные отчеты соответствующих компаний.
Основная проблема отечественного автопрома состоит в том, что выбор в пользу его продукции обусловлен финансовыми огра-
1 Фомченков Т. Налегке. // Российская газета. 21 июня 2011 г. http://www.rg.ru/2011/06/21/auto.html
2 Российская газета. 23 мая 2011 г. // http://www.rg.ru/2011/05/23/autovaz-anons.html
3 Чернышева В. В первом квартале «УАЗ» превысил прошлогодние показатели почти на 80 процентов. // Российская газета. 13 апреля
2011 г. http://www.rg.ru/2011/04/13/reg-svolga/uaz-anons.html
4 Фомченков Т. Налегке. // Российская газета. 21 июня 2011 г. http://www.rg.ru/2011/06/21/auto.html
5 Нуреев Р., Кондратов Д. Рынок легковых автомобилей: до и после кризиса. // Вопросы экономики. 2010. № 3. С. 111.
6 Фомченков Т. Налегке. // Российская газета. 21 июня. 2011 г. // http://www.rg.ru/2011/06/21/auto.html
7 Фомченков Т. На полном ходу. // Российская газета. 18 апреля 2011 г. http://www.rg.ru/2011/04/18/avtoprom.html
Таблица 1. Перспективы развития автомобильной промышленности РФ до 2020 г.
2012 г. 2020 г.
Производство автомобилей, всего, тыс. шт. 2960 4940
в том числе:
легковые 2400 4000
грузовые 440 640
автобусы 120 300
Число легковых автомобилей на 1000 человек 240 350
Доля автомобильной промышленности в машиностроении, % 30 36-40
Доля автомобильной промышленности в ВВП, % 3,5 4,7-5,0
Внутренний оборот автомобильного рынка, млрд. долл. 80,0 150,0
ничениями покупателя, а не приверженностью марке автомобиля, поскольку по качеству и потребительским характеристикам отечественные автомобили проигрывают зарубежным. Однако фактор цены постепенно теряет свое назначение. С начала 2000-х годов цены на российские модели автомобилей выросли на 70 - 75%, и на столько же в результате протекционистских мер увеличились цены подержанных иномарок. При этом цены на новые иномарки остались почти на прежнем уровне, что, наряду с ростом доходов населения, увеличило спрос на них.8
Помимо этого, проблемами отечественной автомобильной промышленности являются:
- низкое качество металла и отдельных комплектующих самого автомобиля, что делает отечественные автомобили менее конкурентоспособными;
- назначение новых руководителей автозаводов по семейному или дружескому признаку;
- высокая изношенность части основных фондов (изношенность некоторого оборудования достигает 70 - 80 %);
- устаревшие технологии производства и значительные расходы на содержание складских запасов;
- высокий уровень вертикальной интеграции (во всем мире за пределами мощностей автопроизводителей создается 65 - 75 % всей добавленной стоимости отрасли, в тоже время в России этот показатель составляет всего лишь 15 - 25 %);
- длительное принятие решений внутри российских автопроизводителей (что связано с необходимостью учитывать интересы региональных и федеральных властей, являющихся акционерами предприятий, а также размер компаний и применяемый принцип коллективной ответственности);
- отставание в сфере НИОКР, связанное, прежде всего, с недостаточным финансированием научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро;
- отсутствие должного опыта работы в условиях глобальной конкуренции и неэффективность управления персоналом (на отечественных автомобильных предприятиях низкие мотивация труда и уровень заработной платы работников);
- узкий модельный ряд предлагаемых автомобилей, ограничивающий возможности выхода на большинство рыночных сегментов отечественным автопроизводителям;
- малое количество продаж отечественных автомобилей на внешних рынках.
Вместе с тем, эксперты аналитического агентства «АСМ-Хол-динг» весьма оптимистично оценивают перспективы российского производства автомобилей как иностранных, так и отечественных марок автомобилей (см. табл.1).9
Так, к 2012 году количество производимых Россией автомобилей может достигнуть 2,96 млн. штук, а к 2020 году может увеличиться практически в 1,7 раза и составить 4,94 млн. Основной акцент ставится на производство легковых автомобилей. При этом, стоит отметить, что сама доля автомобильной промышленности в машиностроении будет расти: к 2012 году она составит 30%, а уже к 2020 году - 36-40%.
С конвейеров российских автомобильных заводов в 2011 году
может сойти более 2 млн. автомобилей, что на 45 % больше, чем в 2010 году. Как ожидается, локомотивом роста выступит производство легковых автомобилей.10 Их производство вырастет на 42 %, и к декабрю 2011 года объем производства может достигнуть 1708,3 тыс. машин. Более скромный рост (23 %) предполагается в производстве грузовых автомобилей - 188,2 тыс. Производство автобусов - на третьем месте. В 2011 году темпы роста их производства, по мнению многих экспертов, снизятся на 21,5 %, и общее число выпущенных машин составит 35,3 тыс.11
Не отстает от легкового и грузовое автомобилестроение. Так, Камский автомобильный завод готовится выпустить 47 тыс. машинокомплектов в 2011 году. Показательно и то, что в четвертом квартале, не меняя порядка организации производства, «КамАЗ» должен выпускать 240 автомобилей в сутки. Во втором полугодии 2011 года предприятие планирует выпустить существенно больше полноприводных и тяжелых грузовых автомобилей, чем за последние 20 лет. При этом предприятие ожидает примерно на четверть перекрыть по этим позициям мощности первого полугодия 2011 года.12
В июне 2011 года российской компанией «АморТек» заявлено о начале работ над новым поколением представительского лимузина «ЗИЛ». По мнению разработчиков, новый «ЗИЛ» будет отвечать всем современным требованиям по комфорту и безопасности.13
Масштабная модернизация производства идет и на тольяттин-ском автозаводе «АвтоВАЗ». В течение 2011 года «АвтоВАЗ» планирует произвести и реализовать около 700 тыс. автомобилей и автокомпонентов, начнется выпуск нового автомобиля «Лада Гранта» и автомобилей «К90» и «Р90» на платформе «В0» под брендом «Лада». Как ожидается, итогом реформ «АвтоВАЗа» должно стать привлечение международных производителей компонентов для выпуска новых современных и качественных автомобилей.14
Российская компания «Ё-авто», планирующая организовать производство автомобилей под Санкт-Петербургом в 4 квартале
2012 года получила уже свыше 47 тыс. заявок на первые российские гибриды. Ранее руководство компании объявляло о том, что мощность первой очереди завода по производству российских гибридов составит 45 тыс. автомобилей. Таким образом, количество заявок уже превысило годовой объем производства еще не построенного предприятия. При этом стоит отметить, что цена на данные автомобили варьируется от 360 до 490 тыс. рублей.15 Более того, уже на июнь 2011 года было подано в 2,5 раза больше заявок, чем на середину мая16 - около 118 тыс. Исходя из этого, руководство компании приняло решение о том, что, автозаводы «Ё-авто» будут строиться там, где будет больше спрос. Одновременно со строительными работами будет вестись отработка технологии, а также утверждение списка поставщиков автокомпонентов. В частности, на первом этапе партнерами «Ё-авто» станут, в основном, иностранные компании, однако уже через два-три года локализацию производства в России планируется довести до 90 %. Одновременно со строительством первой очереди, компания намерена подбирать участки для второй и третьей производственной площадки. В числе возможных партнеров «Ё-авто» может оказаться и «ЗИЛ».17 В середине июня 2011 года стало известно, что одной из площадок по сборке «Ё-мобилей» может стать и завод «АвтоВАЗ».
Сумма инвестиций, вложенных в проект «Ё-авто», составит порядка 150 млн. евро. Как ожидается, первым автомобилем, произведенным на заводе, станет кроссовер. Также планируется выпуск минивэнов, производство которых предполагается через 6-8 месяцев после схода с конвейеров первых кроссоверов. На начальном этапе предприятие прогнозирует производство 20 тыс. автомобилей в год, а в дальнейшем «Ё-авто» предполагает увеличить производство в 2,25 раза - мощность автозавода составит 45 тыс. автомобилей в год.
Как отметил глава частного инвестиционного фонда «Группы ОНЭКСИМ» М.Прохоров, «проект уникален тем, что выходит на окупаемость уже с 7 тыс. машин в год». Технология производства будет постоянно обновляться и разрабатываться, что происходит уже в настоящее время. В частности, первый год на «ё-мобили» планируется ставить двигатели внутреннего сгорания, однако одновременно будет вестись разработка собственной модели роторного двигателя.
В современных условиях «Ё-мобиль» представляет собой 400 компонентных блоков при том, что каждый из них может быть усовершенствован, а после этого введен в действующую конструкцию за один-полтора месяца.18
Президент РФ Д.А. Медведев в конце марта 2011 года отметил способность отечественного автопрома создавать конкурентоспособные автомобили. В частности, он сказал, что: «Десять лет назад России не имело смысла вообще заниматься развитием отечественного автопрома, ввиду того, что все остальные автомобильные державы ушли далеко вперед и нужно было просто затаскивать в Россию сборочные производства, для того чтобы любой нормальный гражданин имел возможность купить недорогой экономичный автомобиль хорошего качества. В настоящее время Россия вполне может создавать свои автомобили, которые будут конкурентоспособны».19
Литература:
1. Бортновская М. Ё-авто: За сутки россияне заказали «Ё-мо-билей» на год вперед. // Российская газета. i7 мая 2Gii г. http:// www.rg.ru/2Gii/G5/i7/reg-szapad/emobil-anons.html
2. Голубкова М. Под Санкт-Петербургом построят завод «ё-мобилей» // Российская газета. 8 июня 2Gii г. http://www.rg.ru/2Gii/ G6/G8/reg-szapad/emobil.html
3. Нуреев Р., Кондратов Д. Рынок легковых автомобилей: до и после кризиса.// Вопросы экономики. 2GiG. № 3.С. iii-i2G.
4. Прогнозы аналитической и консалтинговой компании «АСМ-холдинг» на основе данных по выпуску автомобилей за январь-май 2Gii г.
5. Российская газета. 29 марта 2Gii г. http://www.rg.ru/2Gii/ G3/29/auto-anons.html
6. Российская газета. 23 мая 2Gii г. http://www.rg.ru/2Gii/G5/ 23/autovaz-anons.html
7. Российская газета. i4 июня 2011г. http://www.rg.ru/2Gii/G6/ i4/kamaz-anons.html
8. Фомченков Т. На полном ходу.// Российская газета. i8 апреля 2Gii г. http://www.rg.ru/2Gii/G4/i8/avtoprom.html
9. Фомченков Т. Налегке. // Российская газета. 2i июня 2Gii г. http://www.rg.ru/2Gii/G6/2i/auto.html
iG. Чернышева В. В первом квартале УАЗ превысил прошлогодние показатели почти на 8G процентов. Российская газета. i3 апреля 2Gii г. // http://www.rg.ru/2Gii/G4/i3/reg-svolga/uaz-anons.html
11. Шепелева А. Выпуск Лада Гранта на «АвтоВАЗе» начнут без остановки производства.//Российская газета. 23 июня 2Gii г. http: //www.rg.ru /2Gii/G6/23/reg-svolga/lada-anons.html
12. Лимузин «ЗИЛ»: возрождение проекта. // http://auto.mail.ru/ article.html?id=34489 от G7.G6.2Gii.
8 Вопросы экономики. 2GiG. № 3. С. ii4.
9 Нуреев Р., Кондратов Д. Рынок легковых автомобилей: до и после кризиса. // Вопросы экономики. 2GiG. № 3. С. i2G.
10Прогнозы аналитической и консалтинговой компании «АСМ-Холдинг» на основе данных по выпуску автомобилей за январь-май
2Gii г.
11 Там же.
12 Российская газета. i4 июня 2Gii. // http://www.rg.ru/2Gii/G6/i4/kamaz-anons.html
13 Лимузин «ЗИЛ»: возрождение проекта. //http://auto.mail.ru/article.html?id=34489 от G7.G6.2Gii.
14 Шепелева А. Выпуск «Лада Гранта» на «АвтоВАЗе» начнут без остановки производства. // Российская газета. 23 июня 2Gii г. http:/ /www.rg.ru/2Gii/G6/23/reg-svolga/lada-anons.html
15 Бортновская М. Ё-авто: За сутки россияне заказали «Ё-мобилей» на год вперед. // Российская газета. i7 мая 2Gii года. http:// www.rg.ru/2Gii/G5/i7/reg-szapad/emobil-anons.html
16 Рассчитано автором.
17 Голубкова М. Под Санкт-Петербургом построят завод «ё-мобилей».// Российская газета. 8 июня 2Gii г. http://www.rg.ru/2Gii/G6/G8/ reg-szapad/emobil.html
18 Голубкова М. Под Санкт-Петербургом построят завод «ё-мобилей». //Российская газета. 8 июня 2Gii г. http://www.rg.ru/2Gii/G6/G8/ reg-szapad/emobil.html
19 Российская газета. 29 марта 2Gii г. http://www.rg.ru/2Gii/G3/29/auto-anons.html