Научная статья на тему 'Особенности рыночных отношений в интерактивном секторе экономики'

Особенности рыночных отношений в интерактивном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1337
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ВИРТУАЛЬНОМ РЫНКЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / СЕТЕВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ / INTERACTIVE SECTOR OF ECONOMY / VIRTUAL MARKET RELATIONS / FEATURES OF COMPETITION AND PRICING IN THE VIRTUAL MARKET / E-COMMERCE / NETWORK INFRASTRUCTURE OF E-COMMERCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьев С. С.

Интерактивный сектор выступает неотъемлемой частью информационной экономики и информационного общества. Статья посвящена проблеме рыночных отношений в интерактивном секторе экономики. Целью работы является выявление специфических черт и особенностей рыночных отношений в интерактивном секторе. Раскрываются особенности объектов и субъектов рыночных отношений, конкурентного механизма рыночной координации, информационной услуги как товара. Значительное внимание уделено проблемам взаимодействия спроса и предложения, ценообразования на виртуальном рынке. Анализируется также соотношение между традиционной и электронной торговлей. Выявлен сетевой характер инфраструктуры электронной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET RELATIONS IN INTERACTIVE SECTOR OF ECONOMY

The interactive sector of economy is an integral part of the information economy and information society. The paper deals with the problem of market relations in the interactive sector. The goal of the paper is to identify specific traits and characteristics of market relations in the interactive sector. The author reveals specific features of actors and agents of the market economy, competitive mechanism of market coordination, information services as a commodity. Considerable attention is paid to the problems of interaction of supply and demand and pricing in the virtual market. The author analyzes the relationship between traditional and electronic commerce and reveals the nature of the network infrastructure for electronic commerce.

Текст научной работы на тему «Особенности рыночных отношений в интерактивном секторе экономики»

♦

УДК 330.341.42 С.С. Григорьев

ОСОБЕННОСТИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНТЕРАКТИВНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Интерактивный сектор выступает неотъемлемой частью информационной экономики и информационного общества. Статья посвящена проблеме рыночных отношений в интерактивном секторе экономики. Целью работы является выявление специфических черт и особенностей рыночных отношений в интерактивном секторе. Раскрываются особенности объектов и субъектов рыночных отношений, конкурентного механизма рыночной координации, информационной услуги как товара. Значительное внимание уделено проблемам взаимодействия спроса и предложения, ценообразования на виртуальном рынке. Анализируется также соотношение между традиционной и электронной торговлей. Выявлен сетевой характер инфраструктуры электронной торговли.

Ключевые слова: интерактивный сектор экономики, виртуальные рыночные отношения, особенности конкуренции и ценообразования на виртуальном рынке, электронная торговля, сетевая инфраструктура электронной торговли.

S.S. Grigoriev

MARKET RELATIONS IN INTERACTIVE SECTOR OF ECONOMY

The interactive sector of economy is an integral part of the information economy and information society. The paper deals with the problem of market relations in the interactive sector. The goal of the paper is to identify specific traits and characteristics of market relations in the interactive sector. The author reveals specific features of actors and agents of the market economy, competitive mechanism of market coordination, information services as a commodity. Considerable attention is paid to the problems of interaction of supply and demand and pricing in the virtual market. The author analyzes the relationship between traditional and electronic commerce and reveals the nature of the network infrastructure for electronic commerce.

Key words: interactive sector of economy, virtual market relations, features of competition and pricing in the virtual market, e-commerce, network infrastructure of e-commerce.

Научное обоснование особенностей рыночных отношений в интерактивном секторе экономики требует предварительного анализа общих свойств и закономерностей развития и функционирования рыночного хозяйства. Рынок - общественная форма организации и функционирования экономики, обеспечивающая взаимодействие производства и потребления, как экономическая категория он представляет собой совокупность конкретных экономических отношений между покупателями, продавцами и торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражает экономические интересы хозяйствующих субъектов и обеспечивает обмен продуктами труда.

Современный рынок является рынком покупателя, для которого характерно превышение предложения товаров и услуг над спросом. Такое состояние рынка определяет приоритетное положение потребителей по сравнению с продавцами. Каждый предприниматель стремится к увеличению своих доходов, но добиться этого он может, только создав и реализовав продукцию, способную удовлетворить запросы покупателей.

Сущность рынка проявляется в его основных функциях, отражающих социально-экономическое назначение данного феномена, в числе которых:

1) обеспечение сбалансированности по количественным и качественным параметрам между спросом и предложением на рынке одного товара, а также между совокупным спросом и совокупным предложением;

2) установление естественной (равновесной) цены на товары и услуги, обеспечивающей их эквивалентный

обмен с учетом не только общественных издержек производства, но и качества продукции, соотношения спроса и предложения;

3) стимулирование производителей к повышению эффективности производства;

4) оптимизация отраслевой и воспроизводственной структуры экономики;

5) дифференциация и санация товаропроизводителей в соответствии с величиной их издержек производства, полученной прибыли и др.;

6)рационализация потребления, сопровождающаяся относительным сокращением затрат времени и труда на приобретение товаров.

Эффективное функционирование рыночных отношений невозможно без наличия объективных условий, обеспечивающих рыночные механизмы координации хозяйственной деятельности. Среди них многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, свобода ценообразования, наличие развитой рыночной инфраструктуры, интеграция страны в мирохозяйственные связи и др. Объективными атрибутами эффективного рыночного хозяйства являются рыночные саморегулирующиеся механизмы: свободная конкуренция, свободное ценообразование (денег и денежных форм), взаимодействие спроса и предложения.

Во многих странах мира сегодня значительная часть интерактивного сектора экономики вовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры, а также как самостоятельный специализированный сектор рынка,

♦-------------------------------------------------

на котором продаются продукты и услуги. Виртуальный рынок услуг, как и любая рыночная структура, координируется на основе конкуренции, взаимодействия спроса и предложения, свободного ценообразования в процессе товарного обмена.

Вместе с тем поскольку в виртуальном секторе объектом обмена выступают преимущественно невещественные блага механизмы рыночной координации, формы ведения бизнеса и экономического поведения субъектов экономики значительно отличаются от аналогичных процессов сферы материального производства.

Следует отличать рынок информационных технологий и виртуальный рынок. Специфика рынка информационных технологий определяется номенклатурой реализуемых товаров и услуг - это преимущественно оборудование для работы информационных систем, продажа персональных компьютеров, программного обеспечения и услуг по использованию оборудования для обработки и передачи информации. Рынок информационных технологий состоит из трех сегментов: компьютерное оборудование, программное обеспечение, компьютерные и информационные услуги. На виртуальном же рынке реализуются разнообразные товары материального производства и специфические информационные услуги.

На наш взгляд, исходными позициями в характеристике специфики информационной услуги как товара являются следующие. Потребительная стоимость информационной услуги проявляется в ее способности удовлетворять общественную потребность. Именно значимость для общества, для других экономических агентов определяет общественную потребительную стоимость информационного ресурса. Обобщенная характеристика потребительной стоимости информационной услуги как товара включает полноту, актуальность, оперативность, достоверность, стандартность.

В настоящее время виртуальный рынок информационных услуг в России практически сформирован и продолжает динамично развиваться в разных направлениях. Его основу составляют собственно информация разного вида и назначения, электронные сделки и электронные коммуникации.

Рынок собственно информации состоит из нескольких секторов. Сектор деловой информации включает в себя биржевую, финансовую, коммерческую, экономическую, статистическую информацию. Сектор информации для специалистов включает в себя научнотехническую, профессиональную информацию и специальную информацию, реализуемую через библиотеки и специализированные службы. Сектор массовой и потребительской информации включает в себя новости и услуги, получаемые на основе современных средств телекоммуникаций.

Характерная особенность социально-экономических отношений и бизнеса в виртуальном секторе заключается в том, что взаимосвязи между производителями и потребителями обеспечивают информационные потоки. Передается и используется информация о наличии, стоимости и качестве большинства видов услуг. Вследствие этого рынок услуг отличается также большей степенью неопределенности результата по сравнению с рынками производственной сферы.

Объектом интерактивных рыночных отношений выступает товар или услуга. В интерактивной экономике

-------------------------------------------------♦

реальные отношения между реальными субъектами замещаются информационными отношениями между их отображениями в виртуальном пространстве. На мировом интерактивном рынке товары и услуги, распространяемые благодаря интерактивным отношениям, принято делить на «мягкие» и «жесткие». К «мягким» относятся товары, которые доставляются потребителю посредством интерактивной связи (программное обеспечение, текстовая информация, компьютерные игры и видеофильмы и т.п.), и услуги, которые можно оказать посредством интерактивной связи (услуги по страхованию, психологические и юридические консультации и т.д.). К «жестким» относятся товары, которые невозможно передать потребителю по интерактивной сети, и услуги, которые нельзя оказать непосредственно в интерактивном режиме.

Субъектами, носителями интерактивных (субъект-субъектных) отношений выступают: государства в лице своих органов, международные организации, юридические хозяйствующие субъекты, физические лица, вступающие в многообразие отношений посредством использования аппаратных и программных средств, дополнительных устройств для ввода или вывода, аккумулирования, обработки и управления данными. Интерактивные отношения экономически выгодны хозяйствующим субъектам благодаря постоянно снижающимся издержкам при использовании средств распространения информации, а также возможности исключить из цепочки распространения товаров и услуг посреднических звеньев.

Виртуальный рынок отличается низкими входными барьерами и незначительными экономическими преимуществами от масштабов производства. Все это создает условия для эффективного функционирования большого количества малых и средних предприятий. Преимущества малого бизнеса в данном секторе связаны также с локализацией рыночных отношений в небольших «нишах» экономического пространства, где потребность быстрого реагирования на изменения спроса и индивидуализация обслуживания наиболее существенны.

Учитывая особенности товарной формы информационного ресурса, можно говорить о приоритетном значении в ценообразовании субъективной ценности. Ключевым фактором на виртуальном рынке является спрос. Предложение тоже играет важную, но не решающую роль, поскольку от спроса зависит, получит данная услуга дальнейшее развитие или нет.

Специфика стоимости информационной услуги связана с затратами по сбору, хранению, обработке и предоставлению услуги. Цена же информационной услуги зависит от полезности, которую он представляет для участников производственного процесса и других потребителей. Качественное разнообразие информационных ресурсов обуславливает такую особенность ценообразования на виртуальном рынке, как широкое использование договорных цен, наценок за новизну, уценок, скидок, ценовых льгот, т.е. всех доступных способов придания гибкости ценам. В то же время в ряде случаев информация распределяется, минуя сферу рынка, и потребители получают ее бесплатно.

Специфика многих видов услуг (периодичность потребления, неотторжимость от места производства, одномоментность оказания) проявляется в отсутствии

привычных количественных индикаторов спроса в виде эластичности от цены. Издержки производства информационного ресурса чаще всего имеют меньшее значение по сравнению с другими ценообразующими факторами. Весьма сильна зависимость от неценовых факторов спроса: уровня доходов населения и их дифференциации между различными его группами; качества человеческого капитала (уровня образования, культуры, обладания экономически значимой информацией, демографическими и психофизиологическими характеристиками личности) и др. Учет указанных факторов потребительского спроса может быть определяющим на том или ином сегменте рынка виртуальных услуг

Большая открытость с точки зрения информации и большая гибкость с точки зрения принятия решений ставят «электронный бизнес» в условия более сильной конкуренции и предъявляют новые требования к его развитию. Через создание порталов товаров и услуг Интернет внедряет новые стандарты конкурентоспособности, структуры затрат и прибылей производителей.

Информатизация экономики придает конкурентному механизму новые качества. Так, высокая насыщенность рынка товарами и услугами заставляет фирмы постоянно следить за техническими достижениями в своей отрасли, отыскивать на рынке ниши для новых товаров и услуг. Гибкость информационного производства и маркетинг на основе электронных технологий позволяют производителю быстро реагировать на изменение рыночной ситуации. В таких условиях конкуренция становится динамичной, сменяя статичную конкуренцию индустриальной эпохи, когда фирмы, внедрив новые технологии, могли в течение некоторого времени пожинать плоды нововведений, получая монопольную сверхприбыль.

Немаловажен и тот факт, что в новых исторических условиях виртуальные рыночные отношения осуществляются внутри глобальной взаимосвязанной сети. Основные виды экономической деятельности, такие как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация, технология, рынки) организуются в глобальном масштабе. Поэтому предоставляемые виртуальным рынком продукты и услуги должны соответствовать высочайшим требованиям, предъявляемым мировым рынком к уровню производительности, качеству цене и другим свойствам товара.

Анализ различий виртуальной и реальной экономики позволяет объяснить, почему фирмы и потребители предпочитают работать и покупать в виртуальной экономике и почему происходит виртуализация экономических отношений [1]. Принимая решение о покупке, все больше российских потребителей активно используют возможности интернет-ресурсов и отдают предпочтение покупке товаров и услуг посредством Интернета.

В современных условиях значительное распространение получила продажа товаров через виртуальные магазины, которая имеет свои особенности. Виртуальный магазин - это реализованное в сети Интернет представительство путем создания web-сервера для продажи товаров и услуг. Виртуальный магазин называют также интернет-магазином. Сравнительная характеристика традиционной и электронной торговли представлена в таблице.

Сравнительная характеристика традиционной и электронной торговли

Традиционный магазин Виртуальный магазин

Ограниченное число покупателей Потенциально неограниченное количество покупателей

Торговый зал Виртуальный зал

Посещение покупателем торгового зала и осмотр товаров в магазине Просмотр покупателем страниц сервера

Личный контакт покупателя с продавцом Консультация у продавца по компьютерной сети или по телефону

Заказ товара непосредственно Заказ товара через сервер

Выписка продавцом и вручение покупателю счета на оплату заказанного товара Пересылка по компьютерным сетям покупателю счета на оплату заказанного товара

Оплата покупателем счета на товар наличными деньгами или банковской картой Оплата покупателем по системам электронных платежей

В отличие от традиционной торговли, купля-продажа товаров посредством сети Интернет имеет определенные преимущества: это круглосуточная доступность, возможность избежать суеты традиционных магазинов, ознакомиться с техническими характеристиками и воспользоваться системой сопоставления цен, широкий ассортимент товаров, экономия времени и доставка на дом. В городах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, большинство респондентов (50 - 70%) назвали одним из основных преимуществ интернет-торговли возможность купить товар, не представленный в их регионе. По результатам социологического опроса три четверти интернет-пользователей признали главным преимуществом экономию времени, а 65% - доставку на дом. Эти выводы подтверждаются исследованиями, проведенными Аудиторско-консалтинговой компанией «PricewaterhouseCoopers» [ 2 ].

По данным компании «Яндекс», проанализировавшей электронные платежи через систему «Яндекс.Деньги» в период с лета 2007 г. по лето 2009 г., в Интернете продают больше услуг, чем товаров. По числу платежей лидирует сотовая связь: за нее платит каждый второй пользователь. Среди прочих услуг, оплачиваемых в Интернете, -1Р-телефония, цифровое телевидение, реклама, хостинг коммунальные услуги, транспортные услуги (билеты) и всевозможные онлайн-сервисы (игры, службы знакомств, социальные сети). Именно продажа услуг придает новый импульс развитию электронной торговли.

Еще одной особенностью развития электронного бизнеса является то, что наряду с расширением рынка информационных продуктов и услуг происходит ликвидация промежуточных звеньев в области взаимоотношений поставщиков и покупателей информации.

В отличие от традиционной торговли, инфраструктура электронной торговли носит сетевой характер (рисунок).

Электронная коммерция базируется на нескольких уровнях сетевой инфраструктуры, которая включает носители движения информации, и поэтому в нее входит Интернет наряду с кабельным телевидением, телекоммуникационными и частными корпоративными сетями.

Таким образом, рыночные отношения в интерактивном секторе экономики имеют ярко выраженную специфику

Сетевая инфраструктура электронной торговли

И именно благодаря этой специфике виртуальный сегмент рынка способствует повышению качества экономического роста, благосостояния людей, конкурентоспособности индивидуума, фирм, национальной экономики.

1. Алексеев И.H., Чекмарев В.В. Виртуализация экономических отношений / под общ. ред. Н.Е. Мажара, В.В. Чекмарева. Кострома; Смоленск, 2005.

2. URL: www.http:gtmarket.ru.

УДК 330.322 н.П. Гришина

ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАКТИКИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФИНАНСОВ

В статье представлены основы теории поведенческих финансов, главной из которых является теория перспектив Д. Канемана и А. Тверски, определены предпосылки ее появления, а также дан обзор проведенных исследований в этой области. Рассмотрены преимущества учета поведенческих факторов в инвестиционном процессе при принятии решений на рынке ценных бумаг и управлении финансовыми активами. Представлен обзор современных поведенческих методик принятия решений в условиях неопределенности: теории отслеживания рынка, теории информационных каскадов, теории автономии инвестиций менеджеров. Обозначены роль и влияние поведенческих финансов в современной социально-экономической сфере, даны рекомендации по инкорпорации теории поведенческих финансов в различные инвестиционные процессы.

Ключевые слова: поведенческие финансы, теория перспектив, портфель ценных бумаг, риск-предпочтения, избегание риска, поведенческие модели, оптимизация.

N.P. Grishina

INVESTMENT DECISION MAKING FROM THE POINT OF VIEW OF BEHAVIOURAL FINANCE

The paper presents the fundamentals of the behavioral finance theory, mainly the prospect theory of D. Kahneman and A. Tversky, defines the conditions of its appearance as well as gives a review of the recent studies in this area. The author identifies advantages of taking into account behavioral factors in investment decision-making process in the securities market and management of financial assets. The paper contains a review of modern behavioral decision making methods under uncertainty: theory of market tracking, theory of informational cascades, theory of the autonomy of investment managers. The role and influence of behavioral finance in the current socio-economic sphere are defined, recommendations on the incorporation of behavioral finance theory into various investment processes are given.

Key words: behavioural finance, prospect theory, portfolio, risk preferences, risk aversion, behavioural models, optimisation.

Сфера изучения финансов на современном этапе включает набор теорий, которые не подтверждаются практикой, и практику, которая не объясняется существующими теориями. Правило чистой приведенной стоимости, фундаментальная теория инвестирования, теория эффективных фондовых рынков, современная теория портфельного инвестирования, модель САРМ, синергетическая теория слияний и поглощений - вот лишь несколько теорий, чья практическая значимость с каждым днем внушает все более и более серьезные опасения.

Отмечая, что торговый оборот на финансовых рынках сегодня по-прежнему исчисляется миллиардами долларов, эксперты утверждают, что управляющие компании в области управления богатством все активнее прибегают

к использованию концепции поведенческих финансов в своей работе, стремясь восстановить доверие своих клиентов. Подтверждением этого может служить то, что сразу несколько ведущих мировых финансовых институтов, включая Merrill Lynch, Northern Trust и JP Morgan Chase сегодня активно внедряют стратегии поведенческих финансов в свой повседневный бизнес, хотя каждый из них делает это по-разному. Члены мирового финансового сообщества на всех уровнях сходятся во мнении, что одним из самых глубинных следствий нынешнего кризиса стало возрастающее значение разнообразных «эмоциональных факторов» в процессе принятия решений инвесторами, владеющими инвестируемыми активам на сумму от 1 млн дол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.