№ 6 - 2007 г. 08.00.00 экономические науки УДК 339.132/.133
СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
И. Ю. Синчук
Московский государственный институт международных отношений (университет) Факультет международных экономических отношений (г.
Москва)
В настоящее время экономики разных стран, в число которых входит и экономика России, совершают трудный переход от планового хозяйства к рыночной системе. Рассмотрен совокупный спрос (ЛВ) и совокупное предложение (AS) и проанализированы особенности равновесия в модели AD-AS. Рассмотрена проблема макроэкономического равновесия, т. е. равенства между совокупным спросом и совокупным предложением. Изменения в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения позволяют объяснить перемены в экономике страны. Выявлены различия в оценке способности рыночного механизма обеспечить стабильность экономического развития представителями разных направлений: классического и кейнсианского. Анализ модели AD-AS показывает, что законы рыночного равновесия действуют и на уровне национальной экономики в целом. Она служит схемой для объяснения основных сил, действующих в экономике, и их последствий. Модель дает возможность сделать вывод о необходимости или нежелании государственного вмешательства в экономику.
Ключевые слова: макроэкономическое равновесие, кейнсианское развитие, производительность, совокупный спрос и совокупное предложение
В настоящее время экономики разных стран, в число которых входит и экономика России, совершают трудный переход от планового хозяйства к рыночной системе. Знание законов, принципов экономики позволяет познать основы рыночной экономики; понять механизм формирования рынков и цен, подъемов и спадов в экономике, экономическое поведение потребителей, работников, фирм и правительства; объясняет преимущества специализации и обмена на индивидуальном, региональном и международном уровнях и т. д. В связи с этим исследование макроэкономических закономерностей, где особое место занимает теория совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS), а также проблема макроэкономического равновесия в модели AD-AS является актуальным.
Цель статьи: рассмотреть совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS) и проанализировать особенности равновесия в модели AD-AS.
В процессе исследования решаются следующие задачи:
- раскрыть теоретические положения макроэкономического понятия <совокупный спрос> и рассмотреть факторы, влияющие на совокупный спрос;
- раскрыть теоретические положения макроэкономического понятия <совокупное предложение> и рассмотреть факторы, влияющие на совокупное предложение;
- сделать анализ макроэкономического равновесия в модели AD-AS.
Важнейшие экономические рычаги, подлинные регуляторы рыночной экономики - с прос и предложение (взаимозависимые элементы рыночного механизма), где спрос определяется
платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями). Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения. По своей природе рыночная экономика нестабильна и находится в постоянном движении. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Именно соотношение между совокупным спросом и совокупным предложением порождает колебания рыночных цен. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, а в итоге - равновесие производства и потребления.
Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения, являющееся основой жизни рыночной экономики дает ответ, что производить, для кого производить и по какой цене продавать произведенную продукцию, чтобы извлечь необходимую прибыль для дальнейшего развития. В рыночной экономике товары продаются и покупаются. Товарное обращение и, соответственно, рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: <Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно:> [3] .
Теория совокупного спроса и совокупного предложения представлены в трудах: С. Л. Брю, К. Р. Макконнелла, К. Маркса, Н. Г. Мэнкью, У. Пети, А. Смита, Д. Риккардо, С. Н. Ивашковского, Е.
А. Кисилевой, А. В. Холопова, М. Н. Чепурина и т. д.
В процессе исследования автор собрал, систематизировал, изучил, проанализировал, творчески использовал и обобщил имеющиеся в отечественных библиотечных фондах материалы по проблеме теории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS), макроэкономического равновесия в модели AD-AS .
Важнейший вопрос макроэкономики - анализ совокупного спроса, факторы, его определяющие, и установление макроэкономического равновесия (равенство между совокупным спросом и совокупным предложением). Желание и возможность домашних хозяйств, бизнеса, государства и заграничных партнеров приобрести суммарное количество товаров и услуг при сложившемся уровне цен (при прочих равных условиях) является совокупным спросом [14].
Совокупный спрос является зависимостью между количеством произведенной продукции, на которое предъявляется покупательский спрос, и общим уровнем цен [24]. Совокупный спрос - это шкала, графически изображаемая в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальные объемы производства, которые внутренние потребители, фирмы и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем ВВП, который приобретут покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем ВВП они купят. Таким образом, уровень цен и реальный объем ВВП, на который предъявлен спрос, находятся в обратной, или отрицательной, зависимости друг от друга [19]
Совокупный спрос складывается из следующих основных компонентов: потребительских расходов (С); инвестиционных расходов (I); государственных расходов ^); чистого экспорта ( NX ). AD = С + I + G + Ж [14] .
Зависимость между общей суммой расходов на конечные блага и уровнем цен можно выразить графически (в системе координат (Р; У)) в виде кривой с отрицательным наклоном. Кривая совокупного спроса в макроэкономическом анализе строится с учетом обратной зависимости реального объема производства (реального ВВП или выпуска (У) и уровня цен (Р) или дефлятора) (рис. 1).
На обратную зависимость между уровнем цен и реальным объемом внутреннего продукта, который будет куплен, указывает нисходящая кривая совокупного спроса. Анализ рис. 1. свидетельствует, что кривая совокупного спроса отклоняется вниз и вправо, то есть так же, как кривая спроса на отдельный товар. Объяснения данной причины отклонения различны.
Нисходящий характер этой кривой определяется иными причинами, нежели характер кривой спроса на отдельный товар, который объясняется эффектами дохода и замещения [19].
Объяснение отрицательного наклона кривой AD в экономической теории принято связывать со следующими тремя важнейшими факторами:
1. Эффект процентной ставки - с повышением уровня цен увеличивается спрос на деньги и повышается процентная ставка, вследствие чего сокращается величина спроса (реальный объем произведенного продукта). Снижение реальной денежной массы влечет повышение ставки процента как цены денег. Но чем выше ставка процента, тем ниже инвестиционный спрос. В открытой экономике повышение ставки процента повлечет за собой приток иностранной валюты в связи с тем, что инвесторам будет обеспечиваться более высокая доходность их денежных активов в данной стране. Вследствие чего произойдет укрепление национальной валюты и уменьшение чистого экспорта (ЫХ), т. е. и сокращение совокупного спроса(AD) [14].
2. Эффект реальных денежных запасов [14], или эффект богатства, эффект реальных наличных средств [19] - изменение уровня цен влияет на реальную стоимость, покупательную способность, накопленных финансовых активов общества (наличные деньги, срочные счета, облигации и др.), имеющих постоянную номинальную стоимость. Уменьшение реальных денежных запасов (реального богатства) ведет к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен. Этот процесс отражается в отрицательном наклоне кривой совокупного спроса [19] .
3. Эффект импортных закупок - при повышении уровня цен в стране товары и услуги зарубежного производства становятся значительно дешевле (при прочих равных условиях), что приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Уменьшение объема экспорта увеличивает объем импорта, и в целом компонент чистого экспорта сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса. Относительное же снижение уровня цен в стране способствует сокращению импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого экспорта в совокупном спросе, т. е. роста совокупного спроса [19].
Ценовые факторы действуют таким образом, что изменяется реальный объем ВВП, что выражается в движении вдоль кривой AD. На характер кривой совокупного спроса влияют также неценовые факторы, или детерминанты совокупного спроса, т. е. экзогенные (внешние) факторы, вызывающие смещение кривой А D .
Неценовые факторы действуют таким образом, что вызывают изменения характера совокупного спроса, что выражается в сдвиге кривой AD вправо или влево (рис. 2). Неценных факторов ученые в области экономической теории выдвигают достаточно много [14, 17, 19]. Итак, детерминанты совокупного спроса можно сгруппировать следующим образом:
1. Потребительские расходы (факторы, связанные с изменением благосостояния):
- рост населения;
- рост доходов (благосостояния) потребителей;
- ожидания потребителей (изменения в ожиданиях);
- задолженность потребителей (изменение в размере задолженности);
- налоги (изменение в подоходном налоге).
2. Инвестиционные расходы (факторы, влияющие на уровень инвестиционных расходов):
- процентные ставки;
- перспективы получения прибыли на капитал (ожидаемые прибыли от инвестиций);
- налоги на бизнес (уровень налогов);
- технологический уровень производства;
- избыточные производственные мощности.
3. Г осударственные расходы и налогообложение (вызываются преимущественно политическими решениями руководства страны).
4. Расходы на чистый экспорт:
- динамика и уровень доходов в стране (национальный доход зарубежных стран);
- изменение валютного курса;
- политические решения.
Таким образом, совокупный спрос отражает обратную зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса на реальный внутренний продукт. Нисходящий характер кривой совокупного спроса объясняется факторами, влияющими на AD . Изменение факторов совокупного спроса изменяет спрос на реальный ВВП при любом уровне цен; они смещают кривую совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса проявляется в смещении его кривой вправо, а сокращение - влево.
В реальном объеме национального производства (объединение равновесного количества отдельных товаров и услуг в единое целое) совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS) могут быть представлены как общая сумма соответственно индивидуальных спросов и предложений во всей экономике страны (тысячи отдельных цен объединяются в единую совокупную цену, или уровень цен). Следовательно, категория <совокупное предложение> (AS) является неотъемлемой частью макроэкономической теории.
Величина продукта (объем выпуска), реально производимого всеми производителями в экономической системе при определенном уровне цен, получила название совокупное предложение [12]. Модель совокупного предложения графически (в системе координат (Р; У) можно представить в виде кривой с положительным наклоном, которая показывает уровень производства реального внутреннего продукта при любом возможном уровне цен (рис. 3).
Закон совокупного предложения заключается в следующем: повышение уровня цен создает для предпринимателей стимулы производить и предлагать к продаже дополнительные объемы продукции, в то время как снижение уровня цен приводит к сокращению объема производства. Таким образом, уровень цен и объем реального продукта, который фирмы выбрасывают на рынок, находятся в прямой или положительной, зависимости друг от друга.
Существует четыре модели совокупного предложения. Во всех четырех моделях совокупного предложения представлено в виде:
У = У + а (Р - Ре), а > 0,
где У - величина выпуска, а - естественная величина выпуска, Р - уровень цен и Ре - ожидаемый уровень цен.
1. Модель совокупного предложения при жесткой заработной плате. Неожиданные изменения цен приводят к отклонению величины реальной заработной платы от целевого значения. Изменение величины реальной заработной платы, в свою очередь, оказывает влияние на масштабы использования трудовых ресурсов и величину выпуска.
2. Модель неверных представлений работников. Отклонение цен от ожидаемого уровня заставляют пересмотреть решение о предложении труда.
3. Модель несовершенной информации. Цены превосходят ожидаемые, поставщики полагают, что относительные цены производимых ими товаров выросли, что стимулирует их увеличение выпуска.
4. Модель негибких цен. Фирмы с гибким ценообразованием устанавливают свои цены на высоком уровне, что ведет к повышению уровня цен. Влияние величины выпуска на уровень цен зависит от доли фирм с гибким ценообразованием.
Кривая совокупного предложения имеет три сегмента (участка) (рис. 4):
1) кейнсианский, или горизонтальный;
2) промежуточный, или восходящий;
3) классический, или вертикальный.
Таким образом, кривая AS состоит из трех отрезков, наименование которых связано с трактовкой, которую дают классическая и кейнсианская школы взаимозависимости между уровнем цен и реальным объемом ВВП.
Кейнсианская модель. В развитии макроэкономики в середине 30-х годов XX века произошел грандиозный скачок. Переворот в экономической науке совершили основные положения кейнсианской теории. Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) в работе <Общая теория занятости, процента и денег> [13] (1936) подвел теоретическую базу и выдвинул положение, отличное от классиков. Суть положения заключается в том, что не совокупное предложение определяет совокупный спрос. Совокупный спрос определяет уровень экономической активности, т. е. максимально возможный уровень выпуска продукции (совокупное предложение) и занятости. Теория Кейнса предполагает - заработанная плата и цены не обладают совершенной гибкостью. Концепция Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне [4]. Кроме того, кейнсианская теория предполагает, что полная занятость не достигается в экономике автоматически, это также свидетельствует о необходимости вмешательства государства в экономические процессы.
Согласно кейнсианскому подходу, отрезок кривой совокупного предложения (кейнсианский, или горизонтальный отрезок) включает реальный объем национального производства, который значительно меньше, чем объем национального производства при полной занятости. В этом случае экономика находится в состоянии депрессии. Не использованные ресурсы можно привести в действие, практически не оказывая влияния на уровень цен. Производители приобретают ресурсы по твердым ценам, в связи с чем производственные издержки на единицу продукции при расширении производства не растут и нет повышения цен [5].
Промежуточный, или восходящий отрезок кривой совокупного предложения означает, что увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом уровня цен. Это связано с неравномерностью перехода в различных отраслях от избытка ресурсов к их полному использованию. Издержки на единицу продукции увеличатся, и фирмы соответственно вынуждены поднимать цены в целях рентабельности производства.
Классическая модель предполагает: кривая совокупного предложения принимает жестко фиксированный вертикальный вид, т. е. при любом уровне цен экономика предлагает один и тот же объем реального выпуска и предложения абсолютно неэластично по цене. Объем производства благ детерминируется не экономическими параметрами, а технологическими и ресурсными
факторами.
Классический отрезок характеризует экономику, достигшую пределов своих производственных возможностей (дальнейшее увеличение объема производства невозможно за короткий срок при любом повышении цен).
Представления о фиксированном рынке труда, предполагающем стремление к полной занятости, означает жесткую фиксацию совокупного предложения, т. е. совокупное предложение фиксируется на уровне, стремящемуся к уровню естественного выпуска (национального дохода полной занятости).
На характер кривой совокупного предложения (AS) влияет целый ряд факторов, приводящих к смещению кривой AS. Сдвиги кривой совокупного предложения свидетельствуют о новом уровне издержек на единицу продукции, что указывает на изменения реального выпуска при любом заданном уровне цен в стране.
Факторы, влияющие на совокупное предложение, также как при анализе совокупного спроса, можно разделить на ценовые и неценовые (детерминанты) факторы.
Под действием ценовых факторов изменяется объем совокупного предложения, что отражается в перемещении вдоль кривой AS.
Неценовые факторы (детерминанты) совокупного предложения действуют так, что изменяют характер совокупного предложения, в связи с чем происходит сдвиг, смещение кривой AS (рис. 5). Все вместе взятые детерминанты AS, определяют, устанавливают, положение кривой совокупного предложения. Эти детерминанты имеют одну общую черту: когда они меняются, то меняются и издержки производства в расчете на единицу продукции.
Анализ формы кривой совокупного предложения показал, что реальный объем производства увеличивается, когда экономика развивается (движение слева направо по горизонтальному и промежуточному отрезкам совокупного предложения). Эти изменения объема производства являются результатом движения вдоль кривой совокупного предложения и их необходимо отличать от сдвигов самой кривой совокупного предложения. Существующая кривая совокупного предложения устанавливает взаимосвязь уровня цен и реального объема производства при прочих равных условиях. Но когда одно или несколько из этих <прочих условий> изменяется, смещается сама кривая совокупного предложения [19].
В процессе исследования раскрыто несколько вариантов предлагаемых учеными экономистами неценовых факторов, или детерминантов, приводящих к смещению кривой AS 14, 17, 19].
Итак, рассмотрим ряд причин - факторов, воздействующих на величину издержек на единицу продукции и тем самым приводящих к смещению кривой совокупного предложения (увеличение совокупного предложения показывает сдвиг кривой вправо, а сокращение - влево.)
1. Цены на ресурсы - важнейшая детерминанта совокупного предложения. Повышение цен на ресурсы при прочих равных условиях приводит к увеличению издержек производства на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. И наоборот, снижение цен на ресурсы приводит к противоположному результату. Ресурсы (внутренние или импортные), независимо от их происхождения, увеличивают производственные возможности экономики. В свою очередь цены на ресурсы зависят от других факторов .
2. Доступность внутренних ресурсов - земля, рабочая сила, капитал и предпринимательская способность. Если доступных для использования ресурсов становится больше, то кривая производственных возможностей общества сдвигается.
3. Изменения в структуре рынка - господство на рынке. От изменения степени монопольной
власти производителей на рынках зависит совокупное предложение.
4. Производительность труда - отношение реального объема национального производства к количеству использованных в нем ресурсов. Производительность - это показатель среднего объема производства, или реальный объем производства, в расчете на единицу затрат. Более высокая производительность означает, что из имеющегося объема ресурсов (затрат) экономика способна получить больший объем реального продукта [19].
К смещению кривой совокупного предложения приводит изменение издержек производства на единицу продукции под воздействием определенных факторов, которое также изменяет объем производства.
Использование большего количества механизмов и оборудования в расчете на одного рабочего, совершенствование производственных технологий, подготовка и квалификация работников, внедрение более эффективных организационных форм бизнеса повышает производительность. Совокупное предложение тем самым увеличивается и, следовательно, растет реальный ВВП.
5. Организационно-правовые нормы (налоги и субсидии; изменение масштабов государственного регулирования).
При анализе экономической категории <совокупное предложение> рассмотрены основные факторы, влияющие на совокупное предложение.
Понятия <совокупного спроса> и <совокупного предложения> дают глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о работе экономической системы в целом. У экономики есть очень действенный инструмент для объяснения изменений в экономическом окружении - теория спроса и предложения. Эта теория показывает, как потребительские предпочтения определяют потребительский спрос на товары, в то время как издержки предприятий являются основой предложения товаров. Понятия предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам).
Метод равновесного анализа - важнейший метод исследования экономической теории. Состояние экономики определяется двумя важными агригированными показателями - совокупным спросом и совокупным предложением. Макроэкономическое равновесие наступает только в том случае, когда происходит пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения.
Если равновесие на отдельном товарном рынке - состояние, когда намерение покупателей и намерение продавцов совпадают, так что ни у кого из экономических субъектов рынка нет стимулов изменить свое хозяйственное поведение, то макроэкономическое равновесие - такое состояние экономики, когда намерения всех покупателей приобрести созданный ВВП при данном уровне цен совпадают с намерениями всех продавцов предложить объем совокупного выпуска при том же уровне цен (равновесный уровень реального ВВП - уровень, при котором объем произведенной продукции равен совокупному спросу на нее) [14].
Графически макроэкономическое равновесие обозначается совмещением на одном графике кривых AD и AS. В модели AD-AS варианты макроэкономического равновесия рассматриваются в условиях неполной занятости и в условиях инфляции в зависимости от того, на каком участке кривой совокупного предложения ее пересекает кривая совокупного спроса. В связи с различными теоретическими школами кривая AD может пересечь кривую AS в трех точках (рис. 6).
В точке Е1 наблюдается макроэкономическое равновесие при неполной занятости без инфляции (т. е. без повышения уровня цен). В точке Е2 - равновесие при небольшом повышении цен и состоянии, близком к полной занятости. А в точке Е3 макроэкономическое равновесие в условиях полной занятости(У*) [14].
Как показано на рис. 6, конкретные последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения - горизонтальном, промежуточном или вертикальном - находится в данный момент экономика.
На горизонтальном отрезке, для которого характерны высокий уровень безработицы и значительная незагруженность производственных мощностей, расширение совокупного спроса (отклонение от точки Е1 влево) приведет к существенному увеличению реального объема производства и занятости без повышения уровня цен [19].
На вертикальном отрезке, где трудовые ресурсы и капитал используются полностью, увеличение совокупного спроса (отклонение от точки Е3 вправо) окажет воздействие только на уровень цен, повысив его. Реальный объем производства останется на одном и том же уровне.
На промежуточном отрезке расширение совокупного спроса (отклонение от точки Е2 вправо) повлечет за собой и увеличение реального объема производства, и повышение уровня цен.
Повышение уровня цен, связанное с увеличением совокупного спроса, как на вертикальном, так и на промежуточном отрезках кривой совокупного предложения, приводит к инфляции спроса. Это значит, что смещения кривой совокупного спроса <тянут за собой> вверх уровень цен.
В краткосрочном периоде реальный объем ВВП определяется колебаниями совокупного спроса, т. к. цены и заработная плата негибки. А в долгосрочном периоде при гибкости ценового механизма реальный объем ВВП определяется колебаниями совокупного предложения [14].
Таким образом, на основе макроэкономического анализа важнейших категорий - <совокупный спрос> и <совокупное предложение> - можно сделать некоторые выводы и обобщения. В рыночной экономике понятие <совокупный спрос> наряду с понятием <совокупное предложение> относится к числу фундаментальных, и составляет важнейший раздел макроэкономики. Познание законов экономики, решение проблем экономического развития страны невозможно без понимания данных категорий. В процессе исследования раскрыты факторы, определяющие и влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение. Рассмотрена проблема макроэкономического равновесия, т. е. равенства между совокупным спросом и совокупным предложением. Изменения в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения позволяют объяснить перемены в экономике страны. В ходе изучения выявлены различия в оценке способности рыночного механизма обеспечить стабильность экономического развития представителями разных направлений: классического и кейнсианского.
Анализ модели AD-AS показывает, что законы рыночного равновесия действуют и на уровне национальной экономики в целом. Она служит схемой для объяснения основных сил, действующих в экономике, и их последствий. Модель дает возможность сделать вывод о необходимости или нежелании государственного вмешательства в экономику.
Список литературы
1. Агеев, В. М. Основы экономической теории / В. М. Агеев, В. Н. Щербаков. - М., 2000.
2. Аллэ, М. Единственный критерий истины - согласие с данными опыта / М. Аллэ // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - № 11.
3. Антология экономической классики / У. Пети, А. Смит, Д. Риккардо. - М., 1993.
4. Бартенев, С. А. Экономические теории и школы (история и современность) : курс лекций / С. А. Бартенев. - М. : Изд-во БЕК, 1996.
5. Белова, В. Л. Введение в макроэкономику. Совокупный спрос и совокупное предложение /
В. Л. Белова. - Социально-политический журнал. - 1997. - № 2.
6. Борисов, Б. Ф. Экономическая теория : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Б. Ф. Борисов -М. : Юрайт-Издат, 2005.
7. Букина, М. К. Макроэкономика : учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / М. К. Букина, А. М. Семенова. - М. : Изд-во <Дело и Сервис>, 2003.
8. Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. - М. : Высшая школа, 1994.
9. Волков, А. Ворующие в законе / А. Волков, А. Привалов // Эксперт. - 2000.
10.Гринберг, Р. Прагматики с Востока / Р. Гринберг // Эксперт. - 2000.
11.Гурова, Т. Новости национального потребления / Т. Гурова // Эксперт. - 2000.
12.Ивашковский, С. Н. Экономика для менеджеров : микро- и макроуровень : учеб. пособие /
С. Н. Ивашковский. - М., 2002.
13.Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. Т. 2 / Дж. М. Кейнс. - М., 1993.
14Киселева, Е. А. Макроэкономика : курс лекций / Е. А. Киселева. - М. : Изд-во Эксмо, 2005.
15.Курс экономической теории : учебник. 5-е изд., перераб. и доп. - Киров : АСА, 2005.
16.Лейонхудвуд, А. Макроэкономическая теория в XX столетии: основные вехи развития / А. Лейонхудвуд // Вопросы экономики. - 2006. - № 11. - С. 26-46.
17.Луссе, А. В. Макроэкономика : краткий курс / Учебное пособие / А. В. Луссе. - СПб. : Изд-во <Питер>, 1999.
18.Любимцева, С. Потребительский спрос и предложение на рынке / С. Любимцева. -Экономист. - 2002. - № 5.
19Макконнелл, К. Р . Экономикс : принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Т. 1 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. - М., 2000.
20Маршалл, А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. - М., 1993.
21Микро - и макроэкономика, практикум. - СПб. : АО <Литера плюс>, 1996.
22Мисько, О. Н. Введение в бизнес / О. Н. Мисько, Ю. В. Пашкус. - СПб. : Изд-во Северо-Запад, 1991.
23Мэнкью, Н. Г . Макроэкономика. Пер. с англ. / Н. Г. Мэнкью. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - С. 363-483.
24Мэнкью, Н. Г. Освежим наши познания макроэкономики / Н. Г. Мэнкью // Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - №8.
25.Нуреев, Р. Базовые экономические понятия / Р. Нуреев, С. Авдашева // Вопросы экономики.
- 1993. - № 11.
26.Нуреев, Р. Поведение потребителя в рыночной экономике / Р. Нуреев, Н. Розанова Н. // Вопросы экономики. - 1996. - № 1.
27.Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. - М. : Изд-во МАИ, 1995.
28.Основы экономической теории : учеб. пособие / Под ред. В. Д. Камаева. - М. : Изд-во МГТУ им. Баумана, 1996.
29. Сажина, М. Рынки ресурсов / М. Сажина // Российский экономический журнал. - 1997. - № 9.
30.Сердинов, Э. М. Мировой рынок золота / Э. М. Сердинов // Банковское дело. - 2005. - № 1.
31.Удальцова, М. В . Основы рыночных отношений / М. В. Удальцова. - Новосибирск, НИНХ, 1993.
32.Финансовые известия. - 1997. - № 38.
33.Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. - М., 1993. - С. 62-578.
34.Экономика : справочник / Под ред. Е. Ф. Борисова, А. А. Петрова, Ф. Ф. Стерликова. - М., 1998.
35.Экономика : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. С. Булатова. - М. : Экономистъ, 2005.
36.Экономическая теория : учеб. пособие / Под ред. Е. Ф. Борисова. - М., 2000.