Научная статья на тему 'Рыночные факторы, влияющие на инновационную активность промышленных предприятий'

Рыночные факторы, влияющие на инновационную активность промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1572
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНЦИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INNOVATION PROCESS / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION POTENTIAL / COMPETITION / RESTRUCTURING / INNOVATION ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чикишев Дмитрий Владимирович

В статье поставлена проблема систематизации факторов инновационного процесса, оказывающих влияние на повышение инновационной активности российских предприятий. Рассматриваются объективные и субъективные, внутренние и внешние факторы инновационной активности в их взаимосвязи, раскрывается связь между конкуренцией и инновационными отношениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market factors, which inf luence the innovation activity of industrial enterprises

In the article the posed problem of the systematization of the innovation process factors, which have an effect on an increase of the Russian enterprises innovation activity. The interrelation between the objective and subjective, internal and external factors of innovation activity are examined, also is revealed connection between the competition and the innovation relations.

Текст научной работы на тему «Рыночные факторы, влияющие на инновационную активность промышленных предприятий»

ТЕМА НОМЕРА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

Рыночные факторы, влияющие на инновационную активность промышленных предприятий

В статье поставлена проблема систематизации факторов инновационного процесса, оказывающих влияние на повышение инновационной активности российских предприятий. Рассматриваются объективные и субъективные, внутренние и внешние факторы инновационной активности в их взаимосвязи, раскрывается связь между конкуренцией и инновационными отношениями.

Ключевые слова: инновационный процесс, инновационная активность, инновационный потенциал, конкуренция,

реструктуризация, инновационное предприятие. Д.Е>. Чикишев

Инновационный процесс выступает как равнодействующая многих экономических факторов, объективных и субъективных, внешних и внутренних [5].

К объективным факторам следует отнести те факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта. К ним можно отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность:

♦ закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать еще законом движения рыночной экономики, поскольку прибыль является движущей силой производства;

♦ закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;

♦ законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением;

♦ закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;

♦ закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности и соответствующей фазы экономического цикла.

© Чикишев Д.В., 2011

Субъективную природу имеют те факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений, среди которых следует выделить:

♦ инновационную политику государства как важнейшую составляющую государственной экономической политики;

♦ денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов (реализация инновационных проектов часто связана с использованием заемных средств, что требует учета высокой степени риска подобных инвестиций);

♦ стратегии конкурирующих фирм (значение этого фактора определяется возможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, корректировать получение необходимых материальных ресурсов);

♦ поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества (учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию и т.д).

При этом объективные и субъективные факторы координируются между собой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии.

Факторы инновационной активности можно подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий.

К глобальным факторам можно отнести политическую ситуацию внутри страны и на международном уровне, конкуренцию на внешнем рынке, взаимоотношения с властями, налоговую политику.

В условиях среды, благоприятной для реализации нововведений, центр тяжести в инновационных отношениях смещается в сторону инновационного потенциала фирм-инноваторов — внутренних факторов, влияющих на инновационную стратегию. Когда внешняя среда экономической системы благоприятна для нововведений, они целиком зависят от внутренних факторов инновационной активности.

Инновационный потенциал предприятия представляется как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность: внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии и внешние, способствующие расширению границ инновационной деятельности.

К внешним относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:

♦ использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации;

♦ коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и вузами;

♦ лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.

Внутренние факторы — это существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и определяющие его инновационную состоятельность:

♦ мотивированное руководство;

♦ интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций;

♦ высокая производительность;

♦ эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационный процесс;

♦ непрерывное организационное обучение;

♦ эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями;

♦ управление качеством, инфраструктурой, организационным развитием.

Внутренние факторы в свою очередь также можно подразделить на две группы. В первую группу входят факторы, формирующие систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды. Вторую группу образуют факторы, характеризующие внутренние ресурсы организации. Первая группа факторов — это:

♦ форма собственности на средства производства, определяющая характер экономических интересов хозяйствующих субъектов, в целом внутрифирменных экономических отношений, в том числе отношения управления;

♦ организационная структура, обусловливающая мобильность экономической системы в процессе принятия управленческих решений и степень соответствия этих решений воздействию внешней среды;

♦ размер организаций, определяющий ее принадлежность к категории: малые, средние, крупные предприятия;

♦ отраслевая принадлежность, характеризующая специализацию компании, основную цель ее деятельности, долю на рынке и конкурентоспособность на рынке.

Размер фирмы влияет на ее способность концентрировать не только финансовые, но и человеческие ресурсы для осуществления инноваций. При прочих равных условиях, чем более крупный размер имеет фирма, тем у нее больше возможностей для отвлечения части производственных ресурсов в инновационную сферу.

Вторая группа факторов включает:

♦ финансовое положение компании, дающее представление о ее финансовой устойчивости, степени ее зависимости от внешних источников финансирования инноваций, ее платежеспособность и, как следствие, возможность получения кредита для реализации инновационных проектов;

♦ научно-технический потенциал, характеризующий возможности организации в области НИОКР;

♦ производственный потенциал, характеризующий производственную базу компании, возможность производить ту или иную продукцию, производственную мощность;

♦ кадровый потенциал, определяющий уровень профессиональной квалификации персонала организации, необходимый для осуществления инноваций.

В качестве средства, формирующего систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды, выступает реструктуризация предприятий.

Процессы реструктуризации могут носить пассивный характер, выражающийся в закрытии убыточных подразделений, сокращении персонала, уменьшении расходов на объекты социальной сферы, реструктуризации задолженности и другие, а также активный характер, заключающийся во внедрении новых производственных и управленческих технологий, инвестициях в обучение, продвижении на новые территориальные рынки традиционной продукции, разработке новой продукции и ее продвижение на рынок и другие. В научной литературе к числу направлений реструктуризации относят продуктовые (горизонтальные и вертикальные), технико-технологические и организационно-управленческие инновации.

Продуктовые инновации являются самым распространенным типом активности российских предприятий в ходе их реструктуризации. Существенное различие между инновациями вообще и продуктовыми инновациями в частности касается источника инновационной активности: осуществляются ли они посредством имитации, заимствования существующих технологий или продуктов от других компаний, либо с помощью собственных исследований и разработок. В одном случае речь идет об имитации, во втором — непосредственно об инновации.

Конкурентный фактор обеспечивает отбор инноваций на рынке товаров. Вместе с тем конкуренция — это и экономическая среда конкретного рынка, на котором взаимодействуют и другие экономические факторы.

Между конкуренцией и инновационными отношениями существует самая тесная связь. В определенном смысле инновационные отношения являются порождением конкуренции, а результаты таких отношений являются орудием в конкурентной борьбе.

Конкуренция со стороны других компаний выступает в качестве существенного фактора стимулирования инновационной активности на предприятии. Так, В.В. Глухов отмечает перевернутую зависимость инновационной активности предприятий от уровня конкуренции на рынке [3]. Изначально, с ростом числа конкурентов на рынке инновационная активность возрастает, а затем стабилизируется или даже падает. Умеренная конкуренция способствует ускорению процесса внедрения новшеств. Но с усилением конкурентной борьбы денежные ресурсы истощаются, инновационный процесс или замедляется, или прекращается совсем.

Факторы, стимулирующие инновационную активность предприятия, связаны с возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров, повышением наукоем-кости продукции.

К горизонтальным продуктовым инновациям относятся такие формы инновационной активности, как расширение ассортимента товаров, ранее производимых предприятием; создание нового внешнего вида и упаковки товаров.

К вертикальным продуктовым инновациям следует отнести такие формы инновационной активности, как: создание качественно нового товара; замена снятой с производства устаревшей продукции; улучшение качества производимой продукции; внедрение новой системы послепродажного сервиса.

При горизонтальной конкуренции рост инновационной активности является способом занятия новых рыночных ниш или закрепления на уже имеющихся нишах. При вертикальных связях инновации являются ответом на повышение требований к поставщикам со стороны покупателей сырья и полуфабрикатов, либо желанием поставщиков обеспечить соответствующий уровень продвижения товара на рынке.

Под процессными инновациями следует понимать усовершенствование используемой или внедрение совершенно новой технологии, модернизацию оборудования.

Управленческие инновации ставят своей целью преобразование управленческой структуры компании, совершенствование системы корпоративных финансов, а также управление персоналом.

Если конкуренция является стимулом для инновационной активности, то трансферт технологий становится средством проникновения в компанию новых идей в ситуации, когда процесс инноваций происходит посредством копирования и имитации. Трансферт современных технологий чаще всего реализуется посредством горизонтальных связей между предприятиями. Речь идет о простом копировании нового продукта, нового технологического процесса, а также новых управленческих решений у компаний, действующих на одном и том же рынке, то есть у компаний-конкурентов.

Для характеристики инновационной активности применяется такой показатель, как доля инновационных предприятий, то есть тех, кто осваивает новую продукцию или новые технологии. В странах Евросоюза показатель доли инновационных предприятий в промышленности составляет 53%[7]. В России этот показатель значительно меньше.

Следует отметить, что инновационно активное предприятие в России существенно отличается от западного, так как западное предприятие работает в условиях высококонкурентного рынка, насыщенного качественной продукцией. Россия же заметно отстает от стандартов качества международного рынка. Значительная часть новой продукции является новой лишь на российском рынке и не является конкурентоспособной, а ее доведение до мировых стандартов требует таких затрат и усилий, которые многие предприятия позволить себе не могут. В связи с этим можно выделить три типа российских предприятий в зависимости от характера и масштаба инноваций.

Тип 1 — инновационные предприятия, работающие на международном уровне. Это преимущественно крупные предприятия, работающие на госзаказ, имеющие достаточно развитую материально-техническую базу и продающие свою продукцию на международном рынке.

Тип 2 — инновационные предприятия, работающие на уровне требований российского рынка. Это предприятия, продукция которых предназначена в основном для российского рынка и лишь частично продающих продукцию за рубежом. Производственная база таких предприятий, как правило, не достигает мировых стандартов, а внедряемые инновации влияют в основном не на обновление производства, а на улучшение финансового положения и других сторон работы предприятий.

Тип 3 — предприятия, которые не занимаются нововведениями. К сожалению, в настоящее время к этому типу относится большинство российских предприятий — 78%. Это в основном мелкие и средние предприятия с устаревшей материальной базой, незагруженными производственными мощностями, не выходящие на внешний рынок [2].

Фактором, способным активизировать инновационную активность, является международная конкуренция на внутреннем рынке. В условиях открытости внутреннего рынка экономика отдельной страны становится открытой системой, что существенно изменяет характер конкуренции на всех сегментах рынка. Осуществлять инновационную деятельность, ориентируясь одновременно на «пассивный», внутренний рынок и «активный» внешний рынок, достаточно сложно.

Для развития инновационных отношений необходимо знать потребности, стимулы и требования единого рынка. Открытость внутреннего рынка создает условия для цепной реакции распространения нововведений, их мультипликации, эластичности спроса по параметрам цены и качества. При этом инновационные издержки рассматриваются предпри-

нимателями как неизбежные вложения для обеспечения выживания в условиях конкуренции.

Литература

1. Аврашков Л.Я. и др. Инновационно-инвестиционное развитие предприятия металлургического комплекса: теория и практика. М., 2010.

2. Балдин К.В. Инновационный менеджмент. М., 2010.

3. Глухов В.В. Промышленная политика как механизм стимулирования инновационной деятельности. М., 2010.

4. Какаева Е.А. Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием. М., 2010.

5. Новицкий Н.А. Инвестиционный потенциал развития инновационной экономики России (научный доклад). М., ИЭ РАН, 2008.

6. Первушин В.А. Практика управления инновационными проектами. М., 2010.

7. Федоров О.В. Аспекты инновационной деятельности. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.