значительной долей акций в свободном обращении капитализация компании существенно снизилась (рис. 2).
Внешние факторы, повлиявшие на негативное отношение к компании рынка, связаны в первую очередь с глобальными экономическими ожиданиями: «фискального обрыва» в США, замедления темпов роста китайской экономики и дефолтов в Европе.
Другая портовая компания России, GlobalPorts, вышла на LSE лишь в середине 2011 года, в преддвериеавгустовского «фискального обрыва» в США и неуверенности мировых рынков по поводу будущего глобальной экономики. Вслед за успешным размещением также последовал спад капитализации компании на фоне ее новизны для рынка и опасений инвесторов (рис. 3).
Часть рисков, относимых к НМТП, справедливы и для GlobalPorts, компания также сменила состав акционеров, подвержена законодательным рискам, имеет существенную ориентацию на европейский рынок.
Тем не менее, в долгосрочной перспективе потенциал роста портовых операторов России достаточно высок. Либерализация портовых сборов и рост грузооборота между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой создает фундаментальные предпосылки для развития этого отраслевого сектора.
Значительно лучшие результаты показывали российские операторы контейнерных перевозок - ТрансКонтейнер (TRCN) и GlobalTrans (GLTR) (рис. 4. и 5).
Особенно интересным представляется ситуация с IPO GlobalTrans. Размещение произошло в 2009 году со значительным дисконтом на фоне глобального кризиса. За два года капитализация компании увеличилась более чем в 10 раз, отражая общий рост
перспектив капитализации транспортных компаний в посткризис-ный период.
Подобная положительная динамика связана с рекордными показателями роста контейнерных перевозок, активизации инвестиционных программ по модернизации Транссиба, актуализации контейнерных перевозок в российской экономике, т. е. роста их доли в общем объеме перевозимых грузов. Благодаря совокупности позитивных факторов капитализация ТрансКонтейнера в 2012 году выросла более чем на 74%2, сделав компанию одной из ведущих по темпам роста стоимости бизнеса.
Следует, однако, отметить, что даже при положительной динамике курса акций российских транспортных компанийуровень риска этих инвестиций достаточно высок. Волатильность акций иллюстрируют графики динамики российских транспортных компаний, представленные выше. Также следует отметить, что российские транспортные компании, представленные на LSE, обладают положительной асимметрией динамики курсовой стоимости своих ценных бумаг, т. е. отклонение от среднего значения бумаги в сторону повышения у них более вероятно, что делает их достаточно привлекательными и для краткосрочных инвесторов. В этих условиях можно ожидать дополнительного эффекта за счет повышения ликвидности ценных бумаг транспортных компаний на фондовом рынке.
В целом, выход на мировые финансовые рынки для многих российских транспортных корпораций может стать не только эффективным источником «длинных» финансовых ресурсов, но и обеспечит объективную оценку и стимулы роста потенциала их развития.
2 Кузин М., аналитик УК «Райффайзен Капитал». Читать полностью: http://quote.rbc.ru/comments/2012/12/26/33853148.html
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Веретенов А.О., аспирант Международной академии оценки и консалтинга (МАОК)
В статье поставлена проблема систематизации факторов инновационного процесса, оказывающих влияние на повышение инновационной активности предприятий лесопромышленного комплекса. Рассматриваются объективные и субъективные, внутренние и внешние факторы инновационной активности в их взаимосвязи, раскрывается связь между конкуренцией и инновационными отношениями.
Ключевые слова: инновационный процесс, инновационная активность, инновационный потенциал, конкуренция, реструктуризация, инновационное предприятие.
THE MAIN FACTORS THAT INFLUENCE THE NATURE OF INNOVATIVE ACTIVITY FORESTRY ENTERPRISES
Veretenov A., the post-graduate student, International Academy of valuation and consulting
The article raised the problem of organizing the innovation process factors influencing the increase in innovative activity forestry enterprises. Considers both the objective and subjective, internal and external factors of innovation activity in their relationship, revealed the relationship between competition and innovation relationship.
Keywords: innovation process, innovation activity, innovation potential, competition, restructuring, innovation enterprise.
Инновационный процесс выступает как равнодействующая - инновационную политику как важнейшую составляющую
многих экономических факторов, объективных и субъективных, государственной экономической политики;
внешних и внутренних 1. - денежно-кредитную политику организаций, выступающих в
К объективным факторам следует отнести те факторы внеш- роли инвесторов. Реализация инновационных проектов часто свя-
ней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями зана с использованием заемных средств, что требует учета высокой
и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта. К ним степени риска подобных инвестиций;
можно отнести не только закономерность циклического развития - стратегии конкурирующих фирм. Значение этого фактора оп-
экономики, определяющую взаимосвязь инновационной активно- ределяется возможностью других хозяйствующих субъектов вли-
сти и соответствующей фазы экономического цикла, но и эконо- ять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, кор-
мические законы, активно воздействующие на инновационную де- ректировать получение необходимых материальных ресурсов;
ятельность: закон получения и присвоения прибыли, закон сто- - поведение потребителей, от которого во многом зависит на-
имости, закон конкуренции. А, кроме того, законы спроса и пред- личие спроса на появляющиеся в результате развития инновацион-
ложения, ибо развитие технологий, инноваций являются первопри- ных отношений новшества. Учет этого фактора для предприятия,
чиной спроса 2 . осуществляющего инновационную деятельность, предполагает
Субъективную природу имеют те факторы, действие которых дополнительные усилия по формированию будущего потребитель-
является прямым следствием сознательно принятых решений, сре- ского спроса на новый продукт, услугу, технологию и т.д.
ди которых следует выделить: При этом объективные и субъективные факторы координиру-
1 См.: Новицкий Н.А. Инвестиционный потенциал развития инновационной экономики России (научный доклад). М., ИЭ РАН, 2008.
2 Васюхин О.В. Анализ и оценка внешних факторов развития инновационной деятельности предприятий. М., 2002. С. 76.
ются между собой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии.
Факторы инновационной активности можно подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий.
К глобальным факторам можно отнести политическую ситуацию внутри страны и на международном уровне, конкуренцию на внешнем рынке, взаимоотношения с властями, налоговую политику.
В условиях среды, благоприятной для реализации нововведений, центр тяжести в инновационных отношениях смещается в сторону инновационного потенциала фирм-инноваторов - внутренних факторов, влияющих на инновационную стратегию. Когда внешняя среда экономической системы благоприятна для нововведений, они целиком зависят от внутренних факторов инновационной активности.
Инновационный потенциал предприятий лесопромышленного комплекса представляется как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность: внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии и внешние, способствующие расширению границ инновационной деятельности.
К внешним относятся факторы, обусловливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами: использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации; коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями.
Внутренние факторы - это существенные особенности лесопромышленных предприятий, отличающие их от конкурентов и определяющие их инновационную состоятельность, будь то мотивированное руководство; интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций; высокая производительность; эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационный процесс; непрерывное организационное обучение; эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями; управление качеством, инфраструктурой, организационным развитием.
Внутренние факторы в свою очередь также можно подразделить на две группы. В первую группу входят факторы, формирующие систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды. Вторую группу образуют факторы, характеризующие внутренние ресурсы организации. Первая группа факторов - это: форма собственности на средства производства, определяющая характер экономических интересов хозяйствующих субъектов, в целом внутрифирменных экономических отношений, в том числе отношения управления; организационная структура, обусловливающая мобильность экономической системы в процессе принятия управленческих решений и степень соответствия этих решений воздействию внешней среды; размер организаций, определяющий ее принадлежность к категории: малые, средние, крупные предприятия; отраслевая принадлежность, характеризующая специализацию компании, основную цель ее деятельности, долю на рынке и конкурентоспособность на рынке.
Размер лесопромышленного предприятия влияет на его способность концентрировать не только финансовые, но и человеческие ресурсы для осуществления инноваций. При прочих равных условиях, чем более крупный размер оно имеет, тем у него больше возможностей для отвлечения части производственных ресурсов в инновационную сферу.
Вторая группа факторов включает: финансовое положение лесопромышленного предприятия, дающее представление о его финансовой устойчивости, степени зависимости от внешних источников финансирования инноваций, его платежеспособность и, как следствие, возможность получения кредита для реализации инновационных проектов; научно-технический потенциал, характеризующий возможности организации в области НИОКР; производственный потенциал, характеризующий производственную базу компании, возможность производить ту или иную продукцию, про-
изводственную мощность; кадровый потенциал, определяющий уровень профессиональной квалификации персонала организации, необходимый для осуществления инноваций.
В качестве возможного средства, формирующего систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды, выступает реструктуризация предприятий.
Процессы реструктуризации могут носить пассивный характер, выражающийся в закрытии убыточных подразделений, сокращении персонала, уменьшении расходов на объекты социальной сферы, реструктуризации задолженности и др., а также активный характер, заключающийся во внедрении новых производственных и управленческих технологий, инвестициях в обучение, продвижении на новые территориальные рынки традиционной продукции, разработке новой продукции и ее продвижение на рынок и др. В научной литературе к числу направлений реструктуризации относят продуктовые (горизонтальные и вертикальные), технико-технологические и организационно-управленческие инновации.
Отбор инноваций на рынке товаров обеспечивает конкурентный фактор. Вместе с тем, конкуренция - это и экономическая среда конкретного рынка, на котором взаимодействуют и другие экономические факторы.
Между конкуренцией и инновационными отношениями существует самая тесная связь. В определенном смысле инновационные отношения являются порождением конкуренции, а результаты таких отношений являются орудием в конкурентной борьбе.
Конкуренция со стороны других компаний выступает в качестве существенного фактора стимулирования инновационной активности на предприятии. Так, В.В. Глухов отмечает перевернутую зависимость инновационной активности предприятий от уровня конкуренции на рынке 3. Изначально, с ростом числа конкурентов на рынке инновационная активность возрастает, а затем стабилизируется или даже падает. Умеренная конкуренция способствует ускорению процесса внедрения новшеств. Но с усилением конкурентной борьбы денежные ресурсы истощаются, инновационный процесс или замедляется или прекращается совсем.
Факторы, стимулирующие инновационную активность лесопромышленных предприятий, связаны с возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров, повышением наукоёмкости продукции.
К горизонтальным продуктовым инновациям относятся такие формы инновационной активности как расширение ассортимента товаров, ранее производимых предприятием; создание нового внешнего вида и упаковки товаров.
К вертикальным продуктовым инновациям следует отнести такие формы инновационной активности, как: создание качественно нового товара; замена снятой с производства устаревшей продукции; улучшение качества производимой продукции; внедрение новой системы послепродажного сервиса.
При горизонтальной конкуренции рост инновационной активности является способом занятия новых рыночных ниш или закрепления на уже имеющихся нишах. При вертикальных связях инновации являются ответом на повышение требований к поставщикам со стороны покупателей сырья и полуфабрикатов, либо желанием поставщиков обеспечить соответствующий уровень продвижения товара на рынке.
Под процессными инновациями следует понимать усовершенствование используемой или внедрение совершенно новой технологии, модернизацию оборудования.
Управленческие инновации ставят своей целью преобразование управленческой структуры компании, совершенствование системы корпоративных финансов, а также управление персоналом.
Если конкуренция является стимулом для инновационной активности, то трансферт технологий становится средством проникновения в компанию новых идей в ситуации, когда процесс инноваций происходит посредством копирования и имитации. Трансферт современных технологий чаще всего реализуется посредством горизонтальных связей между предприятиями. Речь идёт о простом копировании нового продукта, нового технологического процесса, а также новых управленческих решений у компаний, действующих на одном и том же рынке, т. е. у компаний-конкурентов.
3 См.: Глухов В.В. Промышленная политика как механизм стимулирования инновационной деятельности. 2010.
4 См.: Федоров О.В. Аспекты инновационной деятельности. М., 2010.
5 См.: Балдин К.В. Инновационный менеджмент. М., 2010.
Для характеристики инновационной активности применяется такой показатель, как доля инновационных предприятий, т.е. тех, кто осваивает новую продукцию или новые технологии. В странах Евросоюза показатель доли инновационных предприятий в промышленности составляет 53% 4. В России этот показатель значительно ниже.
Следует отметить, что инновационно активное предприятие в России существенно отличается от западного, т.к. западное предприятие работает в условиях высококонкурентного рынка, насыщенного качественной продукцией. Россия же заметно отстаёт от стандартов качества международного рынка. Значительная часть новой продукции является новой лишь на российском рынке и не является конкурентоспособной, а её доведение до мировых стандартов требует таких затрат и усилий, которые многие предприятия позволить себе не могут. В связи с этим можно выделить три типа российских предприятий лесопромышленного комплекса в зависимости от характера и масштаба инноваций.
Тип 1 - инновационные предприятия, работающие на международном уровне. Это преимущественно крупные предприятия, работающие на госзаказ, имеющие достаточно развитую материально-техническую базу и продающие свою продукцию на международном рынке.
Тип 2 - инновационные предприятия, работающие на уровне требований российского рынка. Это предприятия, продукция которых предназначена в основном для российского рынка и лишь частично продающих продукцию за рубежом. Производственная база таких предприятий, как правило, не достигает мировых стандартов, а внедряемые инновации влияют в основном не на обновление производства, а на улучшение финансового положения и других сторон работы предприятий.
Тип 3 - предприятия, которые не занимаются нововведениями. К сожалению, в настоящее время к этому типу относится большинство российских предприятий - 78%. Это, в основном, мелкие и средние предприятия с устаревшей материальной базой, незагру-
женными производственными мощностями, не выходящие на внешний рынок 5.
Фактором, способным активизировать инновационную активность является международная конкуренция на внутреннем рынке. В условиях открытости внутреннего рынка экономика отдельной страны становится открытой системой, что существенно изменяет характер конкуренции на всех сегментах рынка. Осуществлять инновационную деятельность, ориентируясь одновременно на «пассивный», внутренний рынок и «активный» внешний рынок, достаточно сложно. Для развития инновационных отношений необходимо знать потребности, стимулы и требования единого рынка. Открытость внутреннего рынка создает условия для цепной реакции распространения нововведений, их мультипликации, эластичности спроса по параметрам цены и качества. При этом инновационные издержки рассматриваются предпринимателями как неизбежные вложения для обеспечения выживания в условиях конкуренции.
В результате проведенных экономических реформ, структура российской экономики в определенной степени «примитивизиро-валась», т.к. в ходе реформирования и развившегося экономического кризиса, многие предприятия, да и отрасли в целом оказались на грани разрушения. Стала отпадать необходимость в целых отраслях научных исследований, в поддержании высокого статуса образования и культуры.
Литература:
1. Балдин К.В. Инновационный менеджмент. М., 2010.
2. Глухов В.В. Промышленная политика как механизм стимулирования инновационной деятельности. 2010.
3. Какаева Е.А. Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием. М., 2010.
4. Новицкий Н.А. Инвестиционный потенциал развития инновационной экономики России (научный доклад). М., ИЭ РАН, 2008.
5. Фёдоров О.В. Аспекты инновационной деятельности. М., 2010.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
Бганба Т.С.
В статье рассмотрены основные вопросы формирования инклюзивных бизнес-моделей применительно к туристской отрасли Республики Абхазия. Установлено, что развитие инклюзивных бизнес-моделей является эффективным методом выхода из тупика «ценовых войн» на рынке туристских услуг. Выявлены основные стадии формирования долгосрочной лояльности клиентов и установлена их связь с многоуровневой структурой потребительской мотивации.
Ключевые слова: туризм, туристская отрасль, клиенты, инклюзивные бизнес-модели, ценовые войны, мотивация.
FORMATION OF INCLUSIVE BUSINESS MODELS OF TOURISM INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA
Bganba T.
This article provides basic information about the formation of the inclusive business models in relation to the tourism industry of the Republic of Abkhazia. Found that the development of inclusive business models is an effective method to break the deadlock, «price wars» in the market of tourist services. The basic step offorming a long-term customer loyalty, and their connection with the multi-level structure of consumer motivation.
Keywords: tourism, the tourism industry, customers, inclusive business models, price wars, motivation.
Важнейшей задачей туристской отрасли Республики Абхазия в яльности, поскольку нематериальные не могут возникнуть до ока-
условиях жесткой конкуренции на мировом рынке туристских ус- зания туристских услуг. Общая теория закрепления лояльности
луг является создание и закрепление долгосрочной лояльности сво- клиентов с помощью материального стимулирования достаточно
их клиентов. Для этого целесообразно использовать инклюзивные хорошо разработана и апробирована в самых разных странах и от-
бизнес-модели, в основе которых в данном случае лежит совмест- раслях экономики. Сюда могут быть отнесены различного рода ски-
ная стратегия туристской фирмы и долговременно лояльных кли- дочные карты, позволяющие клиенту аккумулировать скидки. Од-
ентов, встроенных в ее бизнес-процессы. Вовлечение туристов в нако следует учитывать, что применимость подобных методов в
инклюзивные бизнес-модели может осуществляться последователь- долгосрочной перспективе ограничена. Накапливаемые скидки явно с помощью ряда взаимосвязанных материальных и нематери- ляются эффективными для туристской фирмы, пока их общая сум-
альных факторов. ма меньше затрат на привлечение нового клиента вместо данного.
На первом этапе производится первоначальное привлечение Однако при их чрезмерном увеличении возникает парадокс - наи-
клиента или же превращение потенциального клиента в актуаль- более лояльные клиенты туристской фирмы будут являться для нее
ного. При этом меры по закреплению лояльности клиента должны самыми низкодоходными, что в целом заведет отрасль в тупик же-
стартовать еще до первого посещения им Республики Абхазия. сточайшей ценовой конкуренции на грани демпинга, лишит ее фи-
Прежде всего, это касается материальных аспектов повышения ло- нансовых средств для модернизации инфраструктуры и вывода ту-