Рутины и инновации как форма адаптации в современной экономике Кириякова Н. И.
Кириякова Наталия Иосифовна /Kiriyakova Nataliya Iosifovna - кандидат экономических
наук, доцент,
кафедра политической экономии,
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Аннотация: в статье анализируется роль рутин и инноваций в процессе адаптации в современной экономике.
Abstract: the article analyzes the role of the routines and innovation in the process of adaptation in the contemporary economics.
Ключевые слова: рутины, инновации, адаптация, структура адаптации. Keywords: routines, innovation, adaptation, structure of adaptation.
Процесс адаптации представляет собой единство активности и приспособления. Эти две стороны проявляются в процессе адаптации в единстве, в результате чего обеспечивается предел изменения, проникновения новых элементов. Нарушение этого взаимодействия может привести к разрушению системы.
Важную роль в этом приспособлении играет рутина. Ее можно рассматривать как устойчивую составляющую механизма адаптации.
Изначально понятие рутина (routine) было введено создателями эволюционной теории Р. Нельсоном и С. Уинтером применительно к деятельности организаций и определено ими как «нормальные и предсказуемые образцы поведения» [1]. Рутинное поведение характерно не только для организаций, но и для индивидов.
Применительно к последним рутины можно разделить на две категории: рутины технологические, формирующиеся в процессе взаимодействия человека и природы, и рутины отношенческие, складывающиеся в процессе взаимодействия между людьми.
Технологические рутины облегчают нам выбор в ситуации неопределенности, при нехватке информации. Не имея возможности оценить, насколько эффективными являются альтернативные стратегии поведения, индивиды обычно демонстрируют отрицательное отношение к риску, предпочитая следовать проверенным образцам поведения. Чем меньше у людей знаний об окружающем мире, тем выше степень неопределенности, тем более устойчивы рутины, выступая в качестве элемента страхования.
В рамках социальных взаимодействий складываются отношенческие рутины. Они, помимо функции снижения издержек принятия решений, выполняют еще одну важную функцию - функцию координации. В этом плане, рутины дают возможность путем построения системы взаимных ожиданий вносить в отношения элемент координации и предсказуемости.
Рутины - это также способ компактного хранения знаний (knowledge) и навыков (skills), которые требуются человеку для его деятельности.
На крупных предприятиях система принятия решений построена на организационных рутинах, которые обеспечивают механизм защиты от нерационального поведения экономических агентов, принимающих решения. Способствуя решению проблемы «принципала -агента» через снижение информационной асимметрии внутри организации и облегчение контроля, рутина приводит к воспроизводству уже сложившихся взаимоотношений ее участников.
Осуществление контроля облегчается, если процедура контроля приобретает характер рутины.
Анализируя в целом социальный адаптационный механизм, можно сказать, что он проявляется при взаимодействии определенной социальной системы с новой средой жизнедеятельности. Адаптивность -это механизм, обеспечивающий предел, меру проникновения новых элементов среды и социальной системы друг в друга. Присутствует во всем процессе деятельности, обеспечивает ее функционирование.
В структуре адаптации выделяются адаптивные потребности. Адаптивные потребности реализуются в цели - приобретение возможно большей информации о среде и установление в ней положительных связей. Через целеполагание задается направленность действий субъекта. Совокупность действий в адаптационном процессе основана на стереотипах, автоматизирующих действия со знакомыми элементами среды и освобождающих активность для выработки форм координации с новыми элементами среды.
Активность понимается как саморазвитие, как способность системы иметь источник изменений внутри себя. Приспособление - другая сторона процесса адаптации, обеспечивающая координацию с условиями в системе и среде. Эти две стороны проявляются в процессе адаптации в единстве, в результате чего обеспечивается предел изменения, проникновения новых элементов. Нарушение этого взаимодействия может привести к разрушению системы [2].
Наиболее ярко механизм адаптации проявляется при переходе системы из одной социальной среды в другую, чем-то для нее новую; при ситуации изменения внешней среды и относительного постоянства системы; в условиях изменения системы и относительного постоянства среды; при включении новых элементов в структуру данной системы.
Важная сторона современного процесса адаптации - это инновации. Как известно, термин и понятие «инновации» как новой экономической категории ввел в научный оборот Й. Шумпетер в 20-е годы ХX века.
Он впервые рассмотрел роль новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса, подразумевая под ним изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Й. Шумпетер предлагал считать инновацией всякое существенное изменение, касающееся уже известного продукта, процесса или организационной формы.
Й. Шумпетер выделял пять вариантов изменений в развитии:
1. использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства
2. внедрение продукции с новыми свойствами
3. использование нового сырья
4. изменения в организации производства и в его материально -техническом обеспечении
5. появление новых рынков сбыта [3].
Инновационный процесс - непрерывный процесс развития, который обеспечивает выживание в рыночных условиях. И в этом плане инновации связаны с адаптационным механизмом. Без адаптации инновации могут приобрести и разрушительный характер.
Информационная революция породила (и продолжает порождать) целую серию «разрушительных инноваций»(«dismptrve innovation» - термин Кл. Кристенсена) [4]. Такие инновации, в отличие от «поддерживающих инноваций», направлены не на улучшение уже имеющихся устройств, а на производство устройств, обладающих принципиально новыми свойствами и порождающие, в свою очередь, новые свойства социальной реальности.
Исследователи сегодня рассматривают технологическое развитие, связанное с инновациями, не как автономный процесс, подчиняющийся исключительно технологической логике, а видят в технологических изобретениях и устройствах «социально обусловленные структуры коммуникации, которые включают и сами технологические формы, и связанные с ними нормативные протоколы» [5, с.7].
Разрушительные инновации порождают новые нормативные протоколы, оказывающиеся несовместимыми со старыми, что может привести к конфликтам и кризисам.
Как отметил Кл. Кристенсен, предсказать, какая именно инновация приобретет разрушительный характер, практически невозможно, поскольку все зависит от того, как будет осуществлена адаптация новых предложений пользователями [4].Таким образом, можно обнаружить взаимосвязь процессов адаптации и инноваций.
Рутины сдерживают разрушительный характер инноваций, что сохраняет движение по заданной траектории любой организационной структуры и способствует сбалансированности развития экономической системы, несмотря на присущий современной экономике инновационный характер.
Таким образом, адаптивность представляет собой единство приспособительных механизмов, действующих в виде определенных стандартов, стереотипов (современный аналог - рутины), которые позволяют автоматизировать действия в сходных условиях и активных, творческих действий, обеспечивающих достижение соответствия с новыми элементами среды (инновации).
Литература
1. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. Серия: Современная институционально - эволюционная теория. М.Дело.2002.
2. Кириякова Н.И. Некоторые аспекты теории адаптации и ее использование в экономической теории // Зональная научная конференция. Межвузовский сборник печатных трудов. Екатеринбург, УрСХА, 1997.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М. Директмедиа Паблишинг.2008.
4. Christensen C.M. The Innovator's Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail. 1st ed. Boston, Harvard Business Review Press, 1997.
5. Gitelman L. Always Already New: Media, History and the Data of Culture. Cambridge, Mass.: The MIT Press, 2006.