А. А. Андреев
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ 1990-1995 гг.
Республика Казахстан начала самостоятельно осуществлять национальную политику с момента обретения независимости.
Официальная партийно-государственная пропаганда, учитывая рост национального самосознания казахского народа, его интересы и требования, стала проповедовать определенные национальные идеи, прежде всего, единение и консолидацию основного этноса республики.
После распада СССР, уже вначале 1990-х гг., власти Казахстана стали проводить политику ускоренной «казахизации». Была создана государственная ономастическая комиссия при Совете министров, которая должна была содействовать «возрождению национальной топонимики как важного свидетельства истории и духовной культуры народа», а также «активно способствовать формированию у населения республики уважительного отношения к исконно народным и историческим названиям»1. Итогом ее работы стало разрушение памятников прошлого, переименование улиц и городов. В частности, 14 февраля 1992 г. был осуществлен демонтаж памятника Ермаку в городе Ермак2. Этнизация стремительно распространялась во все сферы общественно-культурной жизни, такие как образование, наука, СМИ и др.
Принятая в 1993 г. конституция Казахстана способствовала расколу населения республики по этническому признаку. Она «поделила» народ Казахстана на «самоопределившуюся казахскую нацию» и другие национальности и этнические группы, населяющие республику. Это позволило коренному населению воспринимать себя как обладателя особого статуса в системе взаимоотношений с властью и основного адресата мероприятий социальной и национальной политики государства3.
Тенденциозная национальная политика казахстанских властей особенно ярко проявилась в содержании работы республиканского радио и телевидения, ставших в новых условиях практически единственным источником информации о событиях общественнополитической жизни для широких слоев населения Казахстана. СМИ взяли курс на резкое ущемление интересов русского населения республики. Об этом наглядно говорит тот факт, что за 1991-1993 гг. интенсивно снижался объем вещания на русском языке. Речь идет о текущей информации, литературных, просветительских и художественных программ. Так, если в сентябре 1990 г. объем телепередачи на русском языке по республиканским каналам составлял около 36 % от всего времени вещания, то в декабре 1991 г. он снизился до 29 %. После обретения Казахстаном независимости телепередачи на русском уже к январю 1992 г. стали составлять только около 17 %, к тому же значительное число передач на русском языке, рассчитанных на русского зрителя, чередовалось с передачами на казахском языке. В столице республики на телеканале «Алма-Ата» передачи на русском были практически сведены к нулю4. Республиканское телевидение транслировало две
© А. А. Андреев, 2009
московские программы, которые, в основном, затрагивали российские проблемы. К тому же казахстанское телевидение «выхватило» из российских программ наиболее удачные вечерние часы, и даже популярная программа «Маяк» в Алма-Ате стала прерываться для радиопередач на казахском языке.
В сфере образования также прослеживалась тенденция к доминированию «титульной» нации. В 1994/95 учебном году в программе русскоязычных школ произошло сокращение часов русского языка и литературы: в 5-х классах с 11 часов в неделю до 6, в 6-х классах — с 9 до 6, в 7 классах — с 7 до 5. Освободившиеся таким образом часы передавались на дополнительное изучение казахского языка5.
Подобная национальная политика привела к обострению ситуации и в высших учебных заведениях. Если в вузах северных областей все еще сохранялась высокая доля представительства русских, то в южных областях вернулись к набору студентов по клановой или земляческой принадлежности. На первом курсе исторического факультета Чимкентского педагогического института осенью уже 1994 г. около половины студентов русскоязычной группы курса составляли казахи. В перечне специальностей, по которым проводилось обучение в чимкентском филиале Международного казахско-турецкого университета имени Ахмеда Яссави (таков новый статус Чимкентского пединститута) в 1995/96 учебном году сохранилась лишь специальность «Русский язык и мировая литература в казахской школе» на казахском языке обучения. На отделении филологии этого же университета осуществлялась подготовка по арабскому, турецкому, персидскому, английскому языкам и литературе при отсутствии в программе русского языка6. При этом в области нет других учебных заведений или факультетов лингвистического профиля. Трудности при поступлении в вузы приводили к отъезду из республики русской молодежи, самой дееспособной части русских.
Неказахское население стремилось реализовать любые возможности для переезда. «Этнизация» школ и вузов, потеря прописки в случае выезда в другие государства для получения высшего образования, специфические действия военкоматов Республики и многие другие факторы, крайне осложнявшие существование лиц некоренной национальности и в первую очередь молодежи, буквально «выталкивали» население из Казахстана7. Крайне серьезным фактором становился бытовой национализм, проявления которого наблюдались ежедневно в местах массового скопления населения, в магазинах, транспорте и т. д.
Тем не менее, несмотря на тяжелое положение русских в Казахстане, следует отметить, что многие из них давно и прочно оказались интегрированы в казахстанский истеблишмент, и хотя роль и значение русского фактора ослабевали, еще длительное время казахи были просто не в состоянии обойтись без опытных, профессионально подготовленных русскоязычных кадров. В частности, в первой половине 1990-х гг. в администрации президента Назарбаева их доля составляла примерно 25 %. Среди них можно назвать руководителей отделов администрации — В. Шепель, Н. Белоруков, М. Баранов и др. Русскоязычные кадры были представлены и в иных структурах власти. Так, вице-премьером правительства был А. Павлов, министром науки — В. Школьник, соцобеспечения и труда — Н. Коржева, здравоохранения В. Девятко, транспорта — Ю. Лавриненко, юстиции — К. Колпаков, генеральными прокурорами — С. Шуткин и Ю. Хитрин, председателем госкомиссии по ценным бумагам — Г. Марченко. Также русскими были и вице-спикеры обеих палат Парламента: С. Тихонов и В. Осипов8. Казахстанское правительство использовало эти факты в пропагандистских целях, делая заявления, что «проблемы русских в Казахстане не существует»9.
О неудовлетворительном положении русскоязычного населения говорит тот факт, что миграции из Казахстана приобрели массовый характер. В 1991 г. выехали в Россию из Казахстана 128 906 чел., в 1992 г. — 183 891, в 1993 — 195 67210. Своего пика миграция достигла в 1994 г., когда в Россию въехали 346 363 тыс. бывших казахстанцев11. В следующем году страну покинули более 309,6 тыс. чел., из них 52 % русских. Результаты их анкетного опроса показали, что причиной миграции 41 % стало снижения жизненного уровня, 40 % — низкая заработная плата12. Следует также отметить, что с 1991 г. число мигрантов из республики, официально просивших для себя статус беженцев, постоянно росло. Так, в 1993 г. официально признанных беженцев было 283 чел., в 1994 г. — 7 948 чел., в 1995 г. — уже 71 481 чел.13
По данным российской миграционной службы, число казахстанцев, переезжавших в Россию в то время, составляло более половины всех эмигрантов из стран СНГ. На обустройство переселенцев федеральный и местный бюджеты РФ вынуждены были выделять крупные ассигнования (около $150 млн в год, хотя эти деньги далеко не всегда ассигновались в полном объеме)14.
Москва выражала обеспокоенность мощным миграционным процессом. Он не отвечал геостратегическим устремлениям России: при сохранении тех темпов миграции через 15-20 лет русские стали бы составлять в республике незначительное меньшинство, что в значительной степени лишило бы Россию возможности влиять на южного соседа15. Были и иные мнения. Так, некоторые московские эксперты утверждали, что подобная миграция выгодна России, поскольку выезжало главным образом экономически активное население, которое, как правило, везло в Россию определенные валютные ресурсы16. Среди эмигрантов, покидающих Казахстан, очень велика была доля специалистов, профессионалов. В 1994 г. 24 % эмигрантов имели высшее и незаконченное высшее образование, 36 % — среднее специальное. Таким образом, 60 % выезжавших из Казахстана представляли собой высококвалифицированных специалистов17.
Впервые проблемы русского населения были подняты на дипломатическом уровне 2 апреля 1993 г., когда состоялся прием Президентом Назарбаевым посла России Б. Красильникова. Были затронуты «вопросы положения казачества в Казахстане, ситуации с русским языком, вопросы военного сотрудничества, проблема гражданства»18. Подобные вопросы обсуждались и во время визита министра иностранных дел России А. Козырева в Казахстан 17 ноября 1993 г. Президент Назарбаев тогда не пожелал принять российского министра, сославшись на плохое самочувствие19. Козыреву пришлось вести переговоры с премьер-министром Республики Казахстан С. Терещенко. В ходе переговоров были затронуты также проблемы межнациональных отношений, положение русскоязычного населения Казахстана и возможность введения двойного гражданства20. По итогам переговоров не было подписано документа, который бы положительно повлиял на решение вопроса статуса русских в Казахстане.
Российское правительство обращало внимание на проблемы русскоязычного населения в странах ближнего зарубежья. Основные направления государственной политики России в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, и перечень первоочередных мероприятий по их поддержке в государствах-участниках СНГ и странах Балтии были определены в двух документах: 11 августа 1994 г. был подписан Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», а 31 августа 1994 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по поддержке соотечественников
за рубежом». Была образована правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, с обязанностями координировать всю деятельность по реализации «Основных направлений государственной политики России в отношении соотечественников, проживающих за рубежом»21.
Помощь России соотечественникам должна была оказываться на основе соответствующих двусторонних соглашений, путем принятия мер, скоординированных с органами государственной власти соответствующей страны. При этом как содержание договоров, так и сами меры по поддержке соотечественников за рубежом должны были учитывать «специфику ситуации в каждой стране»22.
Сложно судить о степени влияния именно мер российского правительства на решение данного вопроса. Однако после 1994 г. в течение двух лет прослеживался спад миграции русского населения из Казахстана23. В новой Конституции Республики Казахстан, принятой в 1995 г., были устранены откровенно дискриминационные формулировки прежней Конституции. В преамбуле новой редакции Конституции декларировалось: «Мы, Народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконно казахской земле...»24. Явной уступкой русскоязычному населению было признание в статье 7 пункта 2 Конституции того, что в государственных организациях и органах местного самоуправления «наравне с казахским официально употребляется русский язык»25. Тем не менее русский язык государственным так и не был признан.
После устранения из Конституции 1995 г. этноцентристских формулировок предыдущего основного закона 1993 г. и заключения с Россией ряда соглашений, в частности об упрощенном принятии гражданства, в определенной степени снизился и конфликтный потенциал в отношениях между этносами26. Правительство Казахстана стало отходить от принципа построения этнократического государства или делало вид, что отходит. Оно перестало поощрять националистические партии. По мере угасания эйфории от обретения национального суверенитета и роста экономических трудностей среди казахов все больше росло понимание опасности дискриминации русских и национальных меньшинств для развития самой титульной нации. Стало появляться ослабление национального изоляционизма, характерное для начала 1990-х гг. Если в 1992 г. жить отдельно от других национальностей желало 40 % населения республики, то в 1994 г. только 18 %. Значительная часть русских желала остаться в Казахстане при устранении языковой и политической дискриминации, гарантии прав, введения двойного гражданства и стабилизации социально-экономической ситуации27.
Социально-экономические неурядицы и разочарование населения в итогах суверенизации заметно снизили симпатии и самих казахов к национально-ориентированным движениям. По данным опроса Института этнологии РАН в 1994 г., «79 % казахов не знали или не интересовались деятельностью казахских партий и движений»28.
В целях совершенствования национальной политики президентом Назарбаевым
1 марта 1995 г. был создан новый институт, специализирующийся на национальных вопросах — Ассамблея народов Казахстана. Деятельность Ассамблеи, согласно преамбуле, должна была быть направлена на решение следующих задач:
• содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;
• выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;
• обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике.
Нурсултан Назарбаев стал пожизненным председателем Ассамблеи. У него были назначены два заместителя: один — русский; другой — казах. Состав Ассамблеи формировался из числа представителей государственных органов, национально-культурных и других общественных объединений, а также лиц, имеющих высокий общественный авторитет в республике. Рабочим органом Ассамблеи являлся Секретариат, входивший в состав Администрации Президента РК. Необходимо отметить, что Ассамблея в своей работе должна была взаимодействовать с малыми ассамблеями, которые были созданы во всех областных центрах и в городах Астане и Алма-Аты. Малая ассамблея выполняла функции представительства Ассамблеи народов Казахстана в регионе, одновременно являясь консультативно-совещательным органом при акиме (губернаторе) соответствующей области, города Астана или Алма-Аты. Кандидаты в члены Ассамблеи народов Казахстана должны были выдвигаться решениями сессий малых ассамблей по предложениям национально-культурных центров, а от региональных и республиканских общественных объединений рекомендовались решениями их высших органов. Национальный состав Ассамблеи народов Казахстана был представлен 35 национальностями. Общественное мнение о создании Ассамблеи и ее роли в разрешении межнациональных противоречий не было однозначным. Многими она воспринималась как «декоративный орган с неопределенными функциями»29.
В заключение необходимо отметить, что национальная политика в Казахстане эволюционировала в сторону большего учета интересов русскоязычного населения республики. Это произошло неслучайно. Казахстанское руководство лучше стало понимать, какими отрицательными последствиями для социально-экономического развития страны оборачивается отток русскоязычных высококвалифицированных специалистов. Немаловажную роль сыграл и тот факт, что Россия стала уделять внимание положению соотечественников в ближнем зарубежье, в т. ч. в Казахстане.
1 Савин И. С. Реализация и результаты культурно-языковой и образовательной политики в Казахстане в 1990-е. иЯЬ: http://www.chimkent.by.ru/Savin2.html
2 АВП РФ. Ф. 926 (Посольство России в Казахстане). Оп. 1. Д. 8. Папка 2. С. 17.
3 Конституция Республики Казахстан. Алма-Ата, 1993. С. 4.
4 АВП РФ. Ф. 926 (Посольство России в Казахстане). Оп. 1. Д. 5. Папка 1. С. 3.
5 Лад. 1994. № 9. С. 17.
6 Южный Казахстан. 1995. 21 июня.
7 Скопин А. Миграционные процессы в Казахстане: прошлое, настоящее, будущее // Миграционные процессы после распада СССР. М., 1994. С. 175.
8 Хлюпин В. Н. Казахские Жузы: «демократический» трайбализм XXI века. М., 1998. С. 36.
9 Малаева А. Т. Надэтническая идентичность, или казахи и русские в Казахстане. Алма-Ата, 2000. С. 257.
10 Демографический ежегодник Российской Федерации. М., 1994. С. 380-381.
11 Демографический ежегодник Российской Федерации. М., 1995. С. 401-402.
12 Суворов А. В. Политологический анализ динамики миграционных процессов населения Республики Казахстан. Алма-Ата, 2003. С. 19.
13 Демографический ежегодник Российской Федерации. М., 1995. С. 403.
14 Баранов А. Н. Межнациональные отношения в Казахстане: факторы устойчивости и риски дестабилизации // Национальные проблемы в государственной политике Казахстана. По материалам казахстанской и российской прессы. М., 1998. С. 126.
15 Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах / отв. ред. В. А. Тишков; Ин-т этнологии и антропологии РАН. М., 1996. С. 197.
16 Баранов А. Н. Межнациональные отношения в Казахстане: факторы устойчивости и риски дестабилизации // Национальные проблемы в государственной политике Казахстана. По материалам казахстанской и российской прессы. М., 1998. С. 128.
17 Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах / отв. ред. В. А. Тишков; Ин-т этнологии и антропологии РАН. М., 1996. С. 197.
18 АВП РФ. Ф. 926 (Посольство России в Казахстане). Оп. 1. Д. 5. Папка 2. С. 141.
19 Фомин. Н. Кажегильдин и Кремль. иЯЬ: http://www.eurasia.org.ru/archive/kremlin/index.html
20 АВП РФ. Ф. 926 (Посольство России в Казахстане). Оп. 1. Д. 5. Папка 2. С. 141.
21 Дипломатический вестник. 1994. N° 19-20. С. 39-42.
22 О мерах по поддержке соотечественников за рубежом. Постановление правительства РФ № 1064 от 31 авг. 1994 г. иКЬ: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_45080.html
23 Садовская Е. Ю. Миграционные процессы и миграционная политика в Казахстане // Миграционная ситуация в странах СНГ. М., 1999. С. 119.
24 Конституция Республики Казахстан. Алма-Ата, 1995. С. 9.
25 Конституция Республики Казахстан. Алма-Ата, 1995. С. 9.
26 Буканова Ж. К. Этнодемографическая характеристика современного Казахстана и межэтнические отношения // Россия, Сибирь и Центральная Азия: взаимодействие народов и культур. Материалы 3 международной конференции. Барнаул, 2001. С. 105.
27 Казиев С. Ш. Национально-политические процессы и межнациональные отношения в Казахстане (1920-1995): автореф. дис. ... канд. ист. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1999. С. 18.
28 Материалы и идеалы (чем 2000 год будет труднее 1991?) // Деловая неделя. 1998. 15 мая.
29 Митина Д. А. Миграционные процессы и тенденции этносоциального развития в Казахстане (1991-1995) // Этнический фактор в современном социально-политическом развитии Казахстана. М., 1996. С. 26.