Научная статья на тему 'Специфика современного российского кинематографа как часть историко-культурного наследия евразийского региона'

Специфика современного российского кинематографа как часть историко-культурного наследия евразийского региона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
973
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФ / КИНО / КИНОЛЕНТА / КИНОИНДУСТРИЯ / КУЛЬТОВЫЙ ГЕРОЙ / МАССОВЫЙ КИНЕМАТОГРАФ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ковалева Л. С.

В представленной статье делается попытка кратко рассмотреть тематические и стилистические из-менения в современном российском кинематографе. Также сделана попытка представить дальнейшую роль отечественной киноиндустрии в странах евразийского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика современного российского кинематографа как часть историко-культурного наследия евразийского региона»

Учитывая уникальность нашего региона, о которой уже было сказано выше, перечисленные меры сохранения русской традиционной культуры необходимо внедрять на уровне сибирского федерального округа. Творческие инициативы в Зауралье, несомненно, дадут питательные силы современной российской культуре и не позволят нам раствориться в этом унифицированном глобальном мире.

Список литературы

1. Попков, Ю. В. Этнокультурный неотрадиционализм и социокультурный подход / Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев // Вестник НГУ. Серия: философия. - 2013. - Т. 11, вып. 4. - С. 44-49.

2. Панарин, А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим»: избранная социально-философская публицистика / А. С. Панарин. - Москва : ИФ РАН, 1996. - 153 с.

3. Потанин, Г. Н. Завоевание и колонизация Сибири / Г. Н. Потанин // Живописная Россия. - 1884. -№ 11. - С. 53-59.

4. Клубков, А. А. О сибирском евразийстве / А. А. Клубков // Новая Евразия. - 2015. - № 2. - С. 40-43.

5. Ерохина, Е.А. Сибирский вектор внутренней геополитики России / Е. А. Ерохина. - Новосибирск : Изд-во НГУ, 2012. - 418 с.

6. Покровский, Е. А. Детские игры, преимущественно русские. В связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной / Е. А. Покровский. - Москва : Тверская. Мамонт. переулок, 1895. - 189 с.

7. Катков, М. Н. Идеология охранительства / М. Н. Катков. - Москва : Ин-т рус. цивилизации, 2009. -800 с.

8. Владимир Путин. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс] // Независимая газета. - Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html (дата обращения: 15.05.2017).

УДК [791.43/.45(470)]:[008(4/5)]

Л. С. Ковалева

Хабаровский государственный институт культур,

Хабаровск, Россия

СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА КАК ЧАСТЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО РЕГИОНА

В представленной статье делается попытка кратко рассмотреть тематические и стилистические изменения в современном российском кинематографе. Также сделана попытка представить дальнейшую роль отечественной киноиндустрии в странах евразийского региона.

Ключевые слова: кинематограф, кино, кинолента, киноиндустрия, культовый герой, массовый кинематограф.

L.S. Kovaleva Khabarovsk State Institute of Culture, Russia, Khabarovsk

THE SPECIFICITY OF THE MODERN RUSSIAN CINEMATOGRAPH AS A PART OF THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE EURASIAN REGION

In the present article attempts to briefly review the thematic and stylistic changes in contemporary Russian cinema. Also an attempt was made to present the further role of the domestic film industry in the countries of the Eurasian region.

Keywords: cinema, cinema, film, cinema, cult hero, mass cinematography.

После известных политических событий в конце XX века, российский кинематограф испытывал состояния далекие до благополучия отечественного кино советского периода. Только к концу первого десятилетия XXI века начала формироваться индустрия российского кинематографа. Постепенная стабилизация экономического состояния внутри страны повлияла и на кинобизнес. Появляются новые кинозалы, у зрителя вырос доход и появилась потребность в развлечениях. Начинают появляться современные отечественные киноленты, продюсеры которых пытаются уловить новые веяния в обществе.

В начале 2000-х годов тематически и стилистически отечественный кинематограф тяготел к 90-м годам. Главным культовым героем остается персонаж фильма Алексея Балабанова «Брат» - Данила Багров. Несмотря на то что кинолента вышла в конце XX века, почти все первое десятилетие нового века -был герой для подражания. Также Сергей Бодров-младший после успеха данного фильма сам продолжает снимать фильмы, которые стилистически и сюжетно напоминают «Брата».

Только к 2004 году отечественные режиссеры начинают постепенно отходить от тематики 90-х годов. В российское кино начинают больше вкладывать деньги. Появляются на массовых экранах исторические драмы, фильмы-катастрофы. Особенно место занимает в данном контексте фильм «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова. Фильм открыл новую эру развития отечественного кино и новое направление. Все больше появляется кинолент по произведениям российских авторов, что напоминает первые шаги отечественного кинематографа в начале XX века, когда он сильнейшим образом тяготел к произведению русской классики.

К 2010 году отечественный кинематограф, можно сказать, окончательно возрождается. Создается Фонд кино, который совместно с министерством культуры финансирует и способствует созданию новых кинолент. Основные направления в кинематографе во втором десятилетии остаются исторические драмы, комедии и мультфильмы. Но здесь необходимо отметить, что отечественные кинофильмы на данном этапе составляют лишь малую часть проката. В основном в наших кинотеатрах покупаются и транслируются киноленты производства США.

Ситуация немного меняется только к 2016 году, который прошел как «Год кино». Год кино, по нашему мнению, был необходим для того чтобы показать отечественному зрителю каких успехов смогла достичь отечественная киноиндустрия за 15 лет.

В 2016 году, по данным «Невафильм research», на экранах появилось более 500 кинокартин. Из них только отечественных более 120. Еще в 2015 году отечественных лент было 123, а в начале 2000-х насчитывалось около 90 [1].

Основным конкурентом для проката фильмов российского производства остается киноиндустрия США. На 2016 год доля американских фильмов в наших кинотеатрах составляет 61 %, российские фильмы - 18 %, европейские киноленты - 11%, фильмы других стран - 11 % [2].

Большое количество отечественных лент в 2016 году обусловлено и тем, что изменилась политика в отношении показа иностранных фильмов. Российским фильмам стали выделять наилучшие сеансы в кинотеатрах, они транслируются дольше и прокатное удостоверение стоит меньше, чем у зарубежных лент. Также отечественный массовый кинематограф стал охватывать большой диапазон зрителей.

По данным аналитического центра «Невафильм research» [3], российские фильмы последних лент нацелены на самую разную аудиторию - от попкорн-блокбастеров до арт-мейнстрима. Ими было проведено исследование, где было отобрано 12 фильмов 2015-2016 годов для самых разных зрителей. Самым посещаемым фильмом стал «Экипаж», который отсылает зрителя к кинематографу советского периода, но при этом показывает передовые технологии киноиндустрии. Вторым по посещаемости стал анимационный фильм «Иван Царевич и Серый Волк-3», который, используя приемы мультипликационных фильмов производства США, создает истории отсылающего зрителя к сюжетам детства. Провал в прокате был у кинофильма «Пиковая дама: черный обряд», который, по мнению кинокритиков слишком тяготел к лентам зарубежного образца, но при этом имел слабый сценарий и актерскую игру. Стоит отметить еще один популярный фильм данного периода - «Левиафан». В основном опрошенные зрители говорили, что эту ленту они предпочитают смотреть дома.

Анализируя предложенные фильмы для исследования, нам бы хотелось отметить, что в основном успешные и интересные у нашего зрителя были киноленты самобытные, отсылающие к отечественной культуре. Например, фильм «Дуэлянт» создает атмосферу Петербурга со страниц русской классической литературы. Да и традиция дуэли представлена именно русская, а не европейская. Фильм «День выборов - 2» продолжает творчество известного в нашей стране «Квартета И», который пользуется большим успехом среди зрителей любителей юмористического жанра. Кинокартина «Воин» относится к очень популярной теме у зрителя - исторического фильма. Он напоминает о героях прошлого и в тоже время содержит зрелищность.

Стоит отметить, что в данном контексте современное российское кино, по нашему мнению, продолжает историю и традицию, как классической русской культуры, так и продолжателем советской традиции.

Интересен тот факт, что отечественный кинематограф нашего зрителя стал волновать сравнительно недавно и пока не достигает и 20 % в прокате. Но интерес к фильмам российского производства наблюдается в странах СНГ. Эти рынки занимают второе место после домашнего.

Большое количество отечественных фильмов наблюдается в Украине, хотя с каждым годом их доля в прокате уменьшается. Так в украинских кинотеатрах в 2010-2013 годах демонстрировалось порядка 30 российских фильмов в год. После известных политических событий их количество снизилось. В 2014 году было показано 20 лент, а в 2015 - 17 [4].

Также на лидирующем месте по прокату отечественных кинолент выступает Казахстан. Ежегодно транслирует около 40 российских фильмов. И никаких изменений в динамике не наблюдается.

Резко увеличился показ российских кинолент в Республике Беларусь. До 2015 года показывались в лучшем случае лишь 40 лент, то с 2015 года - 62 киноленты.

Стоит отметить, что также достаточно перспективными являются кинорынки Средней Азии. Но на данный момент киноиндустрия в данных странах напоминает ситуацию, происходившую в России в 90-х годах XX века.

На данный момент самой перспективной страной для проката отечественных фильмов является Киргизия, где к 2015 году появилось 19 цифровых залов и новые современные кинотеатры. Пока они существуют только в столице государства.

По нашему мнению, если положительная тенденция в развитии отечественной киноиндустрии сохранится, то в ближайших нам странах евразийского региона российский кинематограф сможет занять одно из лидирующих положений в прокате наряду с продукцией США и Китая.

Российский кинематограф имеет достаточно интересную историю и традиции. Почти все время своего существования отечественное киноискусство показало себя уникальным и интересным продуктом для всего мира. После распада СССР, данная традиция была потеряна. Сейчас можно с уверенностью сказать, что современный российский кинематограф вновь находит свои собственные сюжеты и героев. Также с каждым годом он все менее ориентируется на образцы киноиндустрии США.

Таким образом, к 2016 году российский кинематограф, можно сказать, переживает новое рождение. Он достаточно молодой, но уже прослеживаются темы, которые интересны отечественному зрителю. Также современная российская киноиндустрия имеет достаточно мощный потенциал для своего развития и для того, чтобы в пределах евразийского региона занять одну из лидирующих позиций в прокате.

Список литературы

1. Леонтьевна, К. Исследование Невафильм Research и UCPR-Research. II Всероссийский мониторинг кинозрителей [Электронный ресурс] / К. Леонтьева. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://research.nevafilm.ru/gotovye-otchety/vserossiiskii-monitoring-kinozritelj a-2013.

2. Леонтьевна, К. Полугодовой отчет о состоянии кинорынка России [Электронный ресурс] / К. Леонтьевна. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://research.nevafilm.ru/gotovye-otchety/obzory-rossiiskogo-kinorynka-itogi-pervogo-polugodija-2.

3. Березин, О. Российский кинорынок. Итоги 2016 года [Электронный ресурс] / О. Березин. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://research.nevafilm.ru/public/research/cinemascope/cinemascope_57_01-03_2017.pdf.

4. Кустов, В. СНГ - главный зарубежный рынок для российских фильмов [Электронный ресурс] / В. Кустов. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://research.nevafilm.ru/public/research/cinemascope/ cinemascope_55_07-09_2016.pdf.

УДК 069.02:908(471.17)

Е. А. Ковешникова Кемеровский государственный институт культуры,

Кемерово, Россия

СОХРАНЕНИЕ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ КУЗБАССА

Статья посвящена вопросам сохранения и актуализации индустриального наследия угольной и химической отраслей в музеях на территории Кузбасса. Автор отмечает, что актуализация индустриального наследия может успешно развиваться через музеефикацию отдельных объектов, брендирование и развитие индустриального туризма.

Ключевые слова: актуализация, брендирование, индустриальное наследие, индустриальный туризм, музей, музеефикация.

E.A. Koveshnikova Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia

PRESERVATION AND UPDATING OF THE INDUSTRIAL HERITAGE OF KUZBASS

The article is devoted to the preservation and actualization of the industrial heritage of the coal and chemical industries in museums on the territory of the Kuzbass. The author notes that the actualization of the industrial heritage can successfully develop through the museumification of individual objects, branding and the development of industrial tourism.

Keywords: actualization, branding, industrial heritage, industrial tourism, museum, museumification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.