Научная статья на тему 'Русский Эрос в религиозной эстетике Серебряного века: от «Родового пола» к теургии'

Русский Эрос в религиозной эстетике Серебряного века: от «Родового пола» к теургии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
720
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРОС / ЛЮБОВЬ / РОДОВОЙ ПОЛ / РЕЛИГИОЗНАЯ ЭСТЕТИКА / ТВОРЧЕСТВО / EROS / DOCTRINE OF EROS / LOVE / GENERIC SEX / RELIGIOUS AESTHETICS / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джежер Нина Станиславовна

В статье рассматривается Эрос как движущая сила творческого процесса в контексте русской религиозной эстетики Серебряного века. На основании анализа творческого наследия таких мыслителей, как Вл. Соловьев, В. Розанов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Н. Бердяев и Вяч. Иванов, исследуется проблема Эроса в исторической эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Eros in religious aesthetics of The Silver Age: from “generic sex” to theurgy

The present paper considers Eros as a motive power of creative process in the context of Russian religious aesthetics of the Silver Age. On the basis of the analysis of a creative heritage of such thinkers as V.l. Solovyov, V. Rosanov, D. Merezhkovsky, Z. Gippius, N. Berdyaev and V. Ivanov it studies the problem of Eros in historical evolution.

Текст научной работы на тему «Русский Эрос в религиозной эстетике Серебряного века: от «Родового пола» к теургии»

УДК 141.319.8 ББК 87.216

Н. С. Джежер

Русский эрос в религиозной эстетике Серебряного века: от «родового пола» к теургии

В статье рассматривается Эрос как движущая сила творческого процесса в контексте русской религиозной эстетики Серебряного века. На основании анализа творческого наследия таких мыслителей, как Вл. Соловьев, В. Розанов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Н. Бердяев и Вяч. Иванов, исследуется проблема Эроса в исторической эволюции.

The present paper considers Eros as a motive power of creative process in the context of Russian religious aesthetics of the Silver Age. On the basis of the analysis of a creative heritage of such thinkers as V.l. Solovyov, V. Rosanov, D. Merezh-kovsky, Z. Gippius, N. Berdyaev and V. Ivanov it studies the problem of Eros in historical evolution.

Ключевые слова: Эрос, любовь, родовой пол, религиозная эстетика, творчество.

Key words: Eros, doctrine of Eros, love, generic sex, religious aesthetics, creativity.

В русской эстетике Серебряного века заметен устойчивый интерес к теме Эроса. Однако сегодня круг вопросов, связанных с Эросом, в обозначенном культурно-историческом контексте обращает на себя наше внимание ввиду своей недостаточной изученности именно в философско-эстетическом ключе. Это обусловлено прежде всего особенностями самого предмета: некоей его неуловимостью, пограничным топосом в культуре, его принадлежностью ко многим областям знания. И хотя за последние два десятилетия предпринят ряд попыток систематизировать представления русских мыслителей об Эросе1, появились статьи и моно-

1 Р. Подольный предложил выделять материалистическое направление, представленное именами Белинского, Герцена, Чернышевского, Сеченова, Лаврова, и идеалистическое или религиозное, связанное с такими мыслителями, как Соловьев, Бердяев, Розанов, Гершензон [18]. Согласно исследованию В.П. Шестакова, в русской философии любви есть две линии, одна из которых восходит к традиции неоплатонического Эроса, утверждает индивидуальный, личный характер любви, отрицает аскетизм, обнаруживает связь Эроса и творчества (Вл. Соловьев, П. Карсавин, Б. Вышеславцев и З. Гиппиус); вторая линия - это ортодоксально-богословское направление, ориентированное на средневековый «каритас» и связанные с ним принципы христианской этики в отношении семьи и брака (П. Флоренский, С. Булгаков, И. Ильин) [26]. К. Исупов, используя идею Вл. Соловьева о пяти путях любви, отмечает столько же направлений развития русской философии любви: 1) «адский путь»

графии, авторы которых ставят перед собой задачу исследовать учение о любви того или иного представителя порубежной эпохи1, в изучении данной темы еще много пробелов.

На основании изучения творчества мыслителей порубежной эпохи, их биографий, а также философско-эстетической рефлексии авторов нашего времени на тему философии любви можно выделить четыре основные составляющие в философско-религиозно-эстетической картине Эроса Серебряного века: 1) языческий Эрос, 2) Эрос как преображенный пол, 3) экзистенциальный и творческий Эрос, 4) теургический Эрос. Каждая из этих составляющих Эроса ассоциирована нами с конкретным мыслителем пограничной эпохи (В. Розанов, Д. Мережковский, Н. Бердяев, Вяч. Иванов соответственно), что, однако, не является утверждением их в качестве основоположников конкретных направлений философии Эроса, но обосновано тем, что творчество и биографические пути этих авторов при дистанцированном рассмотрении выступают как вехи представлений об Эросе в культуре Серебряного века.

Историю того, как с течением времени менялось восприятие Эроса человеком, религиозная эстетика Серебряного века воспроизвела не в последовательном, но в ином, синтезированном формате одновременного присутствия в культуре мифического, философско-эстетического и религиозно-эстетического ликов Эроса. В древний мифологический период Эрос воспринимался как божество, могучая первосила, соединяющая людей для продолжения рода. Знакомство с ним в культуре Серебряного века происходит как с некой «персоной», в которой воплотилась энергия слияния из древних языческих мифов. Эротическая любовь есть стремление мужского и женского начала к воссоединению в целом человеке - андрогине. Идея андрогинизма, корнями уходящая в древнегреческую мифологию и философию Платона, в учениях об Эросе Серебряного века получила новую жизнь. Вл. Соловьев видел в андрогинизме один из основных принципов жизненного пути наряду с духовной телесностью и богочеловечностью [4, с. 619-620], Бердяев полагал, что в андрогине - деве-юноше - заключены образ и подобие Божье [2, с. 403], Розанов считал, что андрогины хранят древнее знание, недоступное диффе-

(Ф. Достоевский, Н. Бердяев, Л. Карсавин); 2) «путь животных» (Б. Вышеславцев,

A. Жураковский); 3) «человеческий путь» (В. Розанов, А. Жураковский, С. Троицкий); 4) «духовно-аскетический» (С. Булгаков); 5) «божественный» (Ф. Достоевский,

B. Соловьев, Н. Бердяев) [11]. В. Сабиров представляет русский Эрос как единое смысловое поле, в котором заметны три направления мысли: 1) В. Розанов, обожествляющий плоть и половую любовь, 2) С. Булгаков, для которого свят и духовен христианский брак, 3) Вл. Соловьев, в учении которого свята духовная любовь, преобразующая духовно-телесное устроение человека и тем самым подготавливающая его к бытию в вечности [20].

1 См. работы А.П. Козырева [12], Е.А. Корольковой [13, 15, 16], Л.Л. Трифоновой [21], Ю.Ю. Черного [23], Т. Шелупахиной [24], В.П. Шестакова [25] и др.

ренцированному полу [19, с. 99-102], Вяч. Иванов в двух добродетелях (мужской - солнечности и женской - планетарности) усматривал единство творческого духа [9, с. 88].

Языческий Эрос - это первый этап пути, начинающегося с красоты земной и восходящего к красоте вечной, в учении Платона - это Эрос, который есть стремление к одному прекрасному телу. В русской культуре рубежа Х1Х-ХХ столетий о телесном поле заговорил Василий Розанов. Несмотря на то, что специально в своих работах он не разрабатывал философскую или эстетическую концепцию Эроса, значение идей и представлений Розанова велико именно для понимания феномена в философско-эстетическом поле. Подходя к любви более с позиции моралиста, чем философа или эстетика, критикуя современные ему обыденную мораль и религиозную этику, Розанов поднял на поверхность пласт традиционно замалчиваемых вопросов о принципах христианской семьи, чем вызвал многочисленные дискуссии на тему метафизических представлений об Эросе. Дмитрий Мережковский писал по поводу работы Розанова «В мире неясного и нерешенного» (1901): «Иногда кажется, что автор [Розанов] выкидывает флаг семьи и брака для того, чтобы легче провести контрабанду святого и автономного пола, а иногда, напротив, веришь, что вне области брака или, вернее, деторождения, Розанов действительно пола не признает» [17, с. 403]. Пол, о котором говорил Розанов, не был просветлен аскезой в том смысле, что не усмирял природную стихию, но от языческого Эроса, как мы сейчас понимаем, этого и нельзя требовать. Пол был для Розанова освящен тем, что рождением побеждал первородный грех. Розанов пытался разгадать тайну бытия через тайну пола и был убежден, что все люди тоже инстинктивно чувствуют загадку бытия в загадке рождающегося бытия, которое мыслитель именовал «рождающим полом».

В языческом Эросе есть стремление природной необходимости противостоять христианской аскезе, монашеству и идеалу девства как гибели человека; семья и брак здесь выступают в качестве единственных условий, в которых возможно это противоборство. Тайна пола приоткрывается в эротической любви, эта любовь есть тяготение мужского и женского начала к целому человеку - андрогину, который в древности был рассечен Зевсом и с тех пор пытается восстановить свою целостность. Половая любовь - это первый шаг на пути воссоздания индивидуального единства. Такова роль Эроса-язычника в общем процессе эротического восхождения.

Поскольку Эрос есть вечное стремление к прекрасному, как говорил Платон, и энергийная ипостась, как утверждал Плотин, он не может долго пребывать в одном и том же состоянии родового пола. Мыслители Серебряного века видели два направления его дальнейшего движения: отрицание в аскезе, которого требует догматическое христианство, и преображение, которое предлагают апологеты нового религиозного соз-

нания. Последние, особенно в лице Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус и их ближайшего окружения, были убеждены, что «тайна совмещения пола с евангельским учением может и должна быть найдена, - общими усилиями, общей молитвой, общей верой в новое откровение» [17, с. 402]. Эта тайна не в деторождении и материнстве или, скорее, не только в них, это лишь части пола. Отрицание пола, отказ от Эроса не только как от природной необходимости, но и как от созидательной силы представлялось трагедией христианства. Однако и согласиться с тем, чтобы направлять созидание на деторождение, принять пол таким, каким видел его Розанов, означало забыть всю историю философских, религиозных и эстетических поисков разгадки Эроса. Д. Мережковский выдвинул принцип «христианской влюбленности», согласующийся с его представлениями о новом религиозном сознании и предлагающий Эросу иную судьбу: «Христос освящает плоть, ... аскетизм Христа есть преображение пола, а не его отрицание, ... будущность пола - в стремлении к новой христианской влюбленности» (курсив автора) [17, с. 402].

В новой «христианской влюбленности» Мережковский предполагал преображение не только пола, но и личности. Разработку этого понятия предложила З. Гиппиус в статье с одноименным названием (1904). По мнению З. Гиппиус, следует разделять «влюбленность» и «желание». Последнее часто принимают за влюбленность, но между ними есть существенное отличие - у желания всегда вполне конкретная цель, достижение которой видится в «известной форме брачного соединения», тогда как «во влюбленности, истинной . сам вопрос пола уже как бы тает, растворяется; противоречие между духом и телом исчезает, борьбе нет места, а страдания восходят на ту высоту, где они должны перетворяться в счастье. Плоть не отвергается, не угасается, естественно, - ибо она уже воспринята как плоть, которую освятил Христос» [5, с. 179].

Вместе с тем пол есть точка выхода к другому. Нигде больше в теле такой точки нет - пол, по мнению Мережковского, трансцендентен, тогда как тело само по себе имманентно. Во взаимодействии мужского и женского начал через точку пола проявляется андрогинность природы Эроса, но андрогинность не языческая, т. е. не взаимное тяготение двух физически разных половин друг к другу, а андрогинность «душетелесная», двоякая. С одной стороны, андрогинность - это наличие двух начал в определенной пропорции в одном человеке. Такую андрогин-ность экспрессивно отстаивал Отто Вейнингер и с большим воодушевлением восприняли в России начала ХХ в. С другой стороны, андрогин-ность - это существование двух равноправных, преодолевших пол космических существ, взаимное притяжение которых определяет метафизическое родство душ. «Философема андрогина, - пишет по этому поводу современный исследователь Е. А. Королькова, - в контексте мысли русских философов содержит идею мистического брака: основы и венца

любящих, а также смысла духовной эволюции и вселенской соборности» [13, с. 22]. К соборности любящий приходит через преображение пола и его способность трансцендировать, где ему открывается следующая ступень духовного восхождения - творчество.

Связь Эроса и творчества, обнаруженная Платоном, в эпоху русского Серебряного века понимается как парадигмальная основа культуры: творчество не мыслилось без эротического восторга, познание не представлялось без творчества и эротического восхождения. В учении древнего философа Эрос - безликий, общинный, родовой (от слова «род»), он стремился к красоте, к божественной идее, но не к конкретному существу. Творчески-познавательная сила платоновского Эроса вела вверх не личность, но род. В русском Эросе, в учении Вл. Соловьева любовь приобрела личные черты. Как писал Бердяев по этому поводу, любовь для Соловьева «связана не с деторождением и не с бессмертием рода, а с реализацией полноты жизни личности и с личным бессмертием. ... Учение о любви Вл. Соловьёва персоналистично» [1, с. 138]. Но в философии самого Бердяева персоналистичность, «личностность» природы Эроса еще более выражена, вся его концепция любви исходит из актуализации соотношения константных величин - «личности и Эроса». Поскольку Бердяев не мыслил иной любви, кроме свободной («Никакой другой любви, кроме свободной, не может быть» [1, с. 137]), а творчество, по его мнению, рождается только из свободы и ничем не детерминировано [2, с. 368-382], то свобода у него выступила неким условием по отношению к любви и творчеству. Энергия Эроса и творческая энергия слились в одном экзистенциальном любовно-творческом подъеме и ведут художника к созданию иного бытия. Такой выход и создание иного бытия возможны из примата свободы над бытием, утверждаемого русским мыслителем в его философии свободы.

Понимание творчества как восхождения в сферу высшей реальности и творения в ней иного бытия характерно для многих направлений эстетики Серебряного века, а для русского символизма в наибольшей мере. Но сам символизм не мог дать окончательный выход в эту сферу, ибо, творя в рамках культуры, он был только путем к новому. И хотя новый символизм не имел внутренних рамок, свойственных классическому каноническому искусству и сдерживающих всякий прорыв, как направление в искусстве он уже одним этим статусом был детерминирован. Но, по словам одного из самых ярких теоретиков символизма Вяч. Иванова, «символизм не хотел и не мог быть “только искусством”» [6, с. 187].

Переход на «сверхкультурный» уровень Бердяев видел в теургии, которая ему представлялась как «искусство, творящее иной мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее» [2, с. 457]. До Бердяева в эстетике символизма понятие теургии использовал Владимир Соловьев, кото-

рый отличал собственно теургию как элемент древних религий, представляющий собой магическое искусство достижения богоподобного состояния при помощи различных таинств от «свободной теургии», более соответствующей мировоззрению самого Соловьева и введенной им в учение о положительном всеединстве. «Свободная теургия» в философии Соловьева есть «цельное творчество» или сознательное преображение действительности, конечной целью которого является достижение положительного всеединства.

Символисты второго поколения в лице Вяч. Иванова и А. Белого восприняли теургию в духе «свободной теургии» Соловьева и объявили ее целью символического творчества, в котором художник понимался как религиозный «делатель» (теург), «устроитель и укрепитель божественной связи сущего» [6, с. 184]. Творчество в эстетике Иванова понимается, в первую очередь, как религиозное, как постижение высшей реальности на пути восхождения к ней и последующее воплощение открывшихся художнику истин на исходе пути нисхождения к низшей реальности. Истинное искусство есть символическое искусство, это тайнодейст-вие жизни, творя которое художник поднимается в область сверхчувственного сознания, сила этого восхождения содержится в любви к красоте. «Вожатый Эрос»1 ведет личность к духовной высоте, на этом пути эстетическое чувство переживается в эротическом восторге и переходит в эротическое, на вершине восхождения становится возможным символическое постижение высшей реальности.

В этой части концепции «восхождения-нисхождения» Иванов следовал за Платоном и его утверждением Эроса как стремления к прекрасному. Но истинное теургическое творчество совершается на обратном пути, когда имманентное пребывание в познаваемом и его трансцендентное созерцание разрешаются в нисходящем воплощении: «В моменте нисхождения, в моменте жертвенном и страстном и воплотительном, сказывается по преимуществу эротическая природа творчества . в божественно-творческом смысле» [8, с. 209]. Эрос нисхождения и есть теургический Эрос - «жертвенный и страстный», в отличие от восходящего - экстатичного и восторженного. Эрос восхождения - истинно человеческий, поскольку эту первую часть пути к воплощению, согласно представлениям Иванова, проходит «человек» в художнике. Вторую проходит уже собственно художник, т. е. теург, ибо не все художники нисходят в том смысле, в каком понимал нисхождение Иванов, но они и не восходят на те вершины, которые открываются теургу, а творят отпечатки внутреннего я по собственной воле. Вдохновленный теургическим Эросом художник творит не привходящие и случайные зеркальные обра-

1 Выражение Иванова [7, с. 192].

зы, но воплощает явившиеся ему идеальные образы с согласия мировой души. В древнегреческой мифологической традиции Эрос был первым богом, возникшим из Хаоса, вдохнувшим жизнь и душу в сотворенный им мир, поэтому мировая душа открывается художнику и позволяет ему творить из ее ткани.

Теургический Эрос, в отличие от экзистенциального, в трактовке Бердяева не есть личный Эрос, это Эрос соборности - Дионис, который в концепции дионисийства Иванова сопряжен с Эросом в момент отдачи возлюбленному тела и души. Поэт (как художник слова) у Иванова - это орган коллективной памяти, он пробуждает в слушателе изначальные воспоминания: «Чрез него народ вспоминает свою древнюю душу и вос-становляет спящие в ней веками возможности» [10, с. 140], и потому теургическое творчество обращает воспринимающего в соучастника творения.

Предложенная ретроспектива феномена Эроса в религиозной эстетике Серебряного века демонстрирует некоторые наиболее значимые, этапы эволюции представлений о любви-Эросе и собственно Эросе как духовной силе - важной составляющей творческого процесса. В этой трансформации нужно отметить знаковый переход от языческого Эроса, который в контексте данной работы приобрел черты родового пола В. Розанова, к Эросу теургическому и соборному в эстетике Вяч. Иванова через христианизацию пола Д. Мережковским и персонализацию любви-Эроса Вл. Соловьевым и Н. Бердяевым. Обозначенные первый и четвертый этапы рассмотренного участка цепи представлений об Эросе, с одной стороны, свидетельствуют о спиральности развития этих представлений, т. е. в определенной мере о соответствии их исторической действительности. С другой стороны, одновременность стремления к единству и потребности свободы в нем еще раз показывает метания культуры в предчувствии мировых трагедий.

Список литературы

1. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистиче-ской метафизики» - Париж: YMCA-Press, s.d., 1939.

2. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев А.Н. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. -М.: Правда, 1989. - С. 254-535.

3. Бычков В. В. Эстетика Серебряного века: пролегомены к систематическому изучению // Вопр. философии, 2007, № 8. - С. 47-57.

4. Вл. Соловьев. Жизненная драма Платона // Собр. соч.: в 2 т. Т 2. - М., 1990. - С. 582-626.

5. Гиппиус З.Н. Влюбленность // Русский Эрос или Философия любви в России / сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков; коммент. А. Н. Богословского. -М.: Прогресс, 1991. - С. 174-185.

6. Иванов Вяч. Заветы символизма // Иванов В. И. Родное и вселенское. -М.: Республика, 1994. - С. 180-191.

7. Иванов Вяч. Мысли о символизме // Иванов В. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. - С. 218-236.

8. Иванов Вяч. О границах искусства // Иванов В. И. Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994. - С. 199-218.

9. Иванов Вяч. О любви дерзающей // Иванов В. И. Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994. - С. 87-91.

10. Иванов Вяч. Поэт и чернь // Иванов В. И. Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994. - С. 138-143.

11. Исупов К.Г. Русский эрос, или Философия любви в России // Вопр. философии. - 1992. - № 12. - С. 150-153.

12. Козырев А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели. // Вопр. философии. - 1995. - № 7. - С. 59-78.

13. Королькова Е. А. Метафизика любви в творчестве Д. Мережковского и З. Гиппиус: текст лекции / Е. А. Королькова; ГУАП. - СПб., 2006. - 31 с.

14. Королькова Е. А. Русская философия: В. Розанов и метафизика пола: текст лекции / Е. А. Королькова; ГУАП. - СПб., 2006. - 26 с.

15. Королькова Е. А. Символизм Вяч. Иванова и мифологема Диониса: текст лекции / Е. А. Королькова; ГУАП. - СПб., 2006. - 28 с.

16. Королькова Е. А. Смысл аскезы в философии Н. А. Бердяева // Феномен удовольствия в культуре: материалы междунар. науч. форума

6-9.04.2004 г. - СПб.: Центр изучения культуры, 2004. - С. 38-41.

17. Мережковский Д. Новый Вавилон // Розанов В. В.: pro et contra. Антология: в 2 кн. СПб.: РХГИ, 1995, Кн. 1. - С. 399-406.

18. Мир и эрос: Антология философских текстов о любви / сост. Р.Г. По-дольный. - М.: Политиздат, 1991. - 335 с.

19. Розанов В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства. - М., 1990. - 304 с.

20. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения / Жизнь и смерть в русской философии. - СПб., 1995. - С. 147-150.

21. Трифонова Л.Л. Эрос соборности - идея дионисийства в философии любви Вяч. Иванова // Вестн. АмГУ, 2000. Вып. 10. - С. 33-35.

22. Цимборска-Лебода М. Эрос в творчестве Вячеслава Иванова. На пути к философии любви. - Томск-М.: Водолей Publishers, 2004. - 256 с.

23. Черный Ю.Ю. Философия пола и любви Н. А. Бердяева. - М.: Наука, 2004. - 132 с.

24. Шелупахина Т. Учение об эросе и трагедийные мотивы в творчестве М.А. Волошина. -

URL: http://www.experts.in.ua/ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=11167

(дата обращения: 25.10.2009).

25. Шестаков В. П. Вступительная статья // Бердяев Н. Эрос и личность: Философия пола и любви. - СПб., 2006. - С. 5-18.

26. Шестаков В. П. Вступительная статья // Русский Эрос или Философия любви в России / сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков; коммент. А. Н. Богословского. - М.: Прогресс, 1991. -С. 5-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.