ОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
УДК 37.036(001.8) Н. В. Шарковская
Московский государственный институт культуры
Статья посвящена раскрытию сущностных основ содержания художественного образования как совокупности общекультурных и профессиональных компетенций личности, определённого уровня её профильной подготовки, достигнутого в результате осуществления художественной деятельности в учреждениях культуры и дополнительного образования. Выявлены и охарактеризованы его структурные компоненты (художественная деятельность, художественно-смысловая установка, социально-культурная активность, стабильная культурно-образовательная среда, продуктивность художественного самодеятельного творчества); показано значение конкретных общеметодологических, специальных принципов и системы критериев, необходимых для достижения взаимосвязи составных частей содержания данного вида образования, его отбора на разных уровнях формирования. В статье раскрыта значимость педагогического проектирования в учреждениях культуры и дополнительного образования, представленного как на этапе обобщённого теоретического осмысления авторских образовательных программ в области искусства, интегрированных педагогических технологий, культурно-просветительских проектов, так и на уровне учебного материала, воплощённого в специальной учебной и методической литературе по приобщению личности к художественной культуре.
Ключевые слова: личность, художественное образование, культурное развитие, принципы и критерии отбора содержания художественного образования, интегрированные педагогические технологии, культурно-просветительские проекты.
N. V. Sharkovskaya
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultu-ry), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE CONTENT OF ART EDUCATION AS A MEANS OF CULTURAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL
The article is devoted to the disclosure of the essential foundations of the content of art education as a set of general cultural and professional competencies of the individual, a certain level of its
ШАРКОВСКАЯ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
SHARKOVSKAYA NATALIYA VLADIMIROVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of Department of social and cultural activities, Moscow State Institute (University) of Culture
e-mail: 7948493@mail.ru © Шарковская Н. В., 2017
^ Социально-культурная деятельность if
profile training, achieved as a result of artistic activity in cultural institutions and additional education. Its structural components (artistic activity, artistic and semantic orientation, socio-cultural activity, stable cultural and educational environment, productivity of artistic amateur creativity) have been revealed and characterized; The significance of specific general methodological, special principles and a system of criteria necessary for achieving the interrelation between the constituent parts of the content of a given type of education and its selection at different levels of formation is shown. The article reveals the importance of pedagogical design in cultural institutions and additional education, presented both at the stage of generalized theoretical understanding of author's educational programs in the field ofart, integrated pedagogical technologies, cultural and educational projects, and at the level of educational material embodied in special educational and methodological literature on familiarizing the individual with artistic culture.
Keywords-, personality, art education, cultural development, principles and criteria for selection of the content of art education, integrated pedagogical technologies, cultural and educational projects.
Для цитирования: Шарковская Н. В. Содержание художественного образования как средство культурного развития личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4 (78). С. 144-155.
Одним из ключевых средств культурного развития личности в реформирующемся российском обществе является содержание художественного образования — комплексное сочетание социокультурных и профессиональных компетенций личности, определённый уровень её профильной подготовки, связанный с созданием произведений искусства и исполнительским мастерством в процессе художественной деятельности. Содержание современного художественного образования в учреждениях культуры и дополнительного образования представляет особый «разрез» образования, на конструирование которого оказывают продуктивное влияние идеи таких видных педагогов и общественных деятелей, как А. В. Бакушинский (художественное творчество и эстетическое воспитание), Б. П. Юсов (интегрированное обучение и полихудожественное воспитание), Д. Б. Кабалевский (новая музыкальная педагогика, раскрывающая музыку как живое искусство), Б. М. Неменский (новая система общего художественно-творче-
ского развития). Специфика реализации традиционных методологических и педагогических подходов, ориентированных на выявление сущности его содержания, обусловлена процессами социализации личности в виде культурной трансляции типов регуляции её досугового поведения, сосредоточенных на познании, а также необходимостью сбережения в целостности артефактов материальной и духовной культуры общества. В своей совокупности эти подходы призваны обеспечивать личности свободу выбора направлений художественного образования (музыкального, изобразительного, хореографического, театрального, фотоискусства и прочих) для удовлетворения духовных потребностей, повышать степень выраженности индивидуального стиля художественно-творческой деятельности, возможности его воплощения в педагогически организованной художественной среде.
Личностно-ориентированное содержание художественного образования, представляющее собой культурную цен-
ность на общечеловеческом, государственном и региональном уровнях, направлено на развитие целостного человека: единства его природных особенностей (физического здоровья, индивидуального своеобразия), социальных качеств (гражданственности, ответственности, активности), качеств субъекта духовной культуры (свободы, воспитанности, творчества). Сущностным основам этого феномена присуща историко-культурная обусловленность, характеризующаяся целями и задачами многоуровневого образования на конкретной ступени общественного развития и модифицирующаяся под воздействием требований социального заказа при организации педагогического процесса в учреждениях культуры и дополнительного образования (клуб, культурно-досуговые центры, детско-юношеские центры, центр технического творчества, музей детского творчества, художественная школа, детская школа искусств по видам искусства, выставочные залы, художественные галереи, изостудии и т.д.). В связи с этим подбор содержания художественного образования на разных этапах развития общества определяется представлениями о человеке как субъекте социальной, культурно-исторической деятельности, о типах фундаментальных ценностей, роли народного и профессионального искусства в различных культурах.
Достижение полноценной реализации концепций художественного образования и культурного развития личности коррелирует с разноуровневыми подходами к его содержанию:
а) монохудожественным: общее и углубленное изучение отдельных видов искусства в рамках обязательного учеб-
ного плана или во внеурочной художественной деятельности; данный подход реализуется в системе общего среднего образования, а также в музыкальных, художественных, хореографических школах, учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
б) полихудожественным: в центре процесса находится не предмет изучения (музыка, изобразительное искусство и т.п.), а сам ребенок, с присущей ему полихудожественной природой; данный подход наиболее широко применяется в учреждениях дошкольного образования и в начальной школе;
в) искусством как методе преподавания гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин; примером широкого применения этого метода является восприятие произведений музыкального и изобразительного искусства; этот подход является системообразующим для организации учебно-воспитательного процесса в лицеях, гимназиях, центрах дополнительного образования и т.д. [9, с. 9-11].
Одним из определяющих факторов содержания художественного образования выступает цель, в которой сосредоточены общественные и личные интересы, напрямую соотносящиеся с теми свойствами индивида, которые востребованы им самим и обществом для выполнения принятых норм взаимодействия с многогранным миром культуры и искусства. Такая трактовка цели констатирует отношение к культурологическим знаниям, социальным навыкам как педагогическим средствам, характеризующим динамику эмоциональной сферы личности, которая находит своё отражение в способности регулировать эмоции и внешне проявлять
их при восприятии произведений искусства. Исходя из цели художественного образования, выделяются доминантные задачи, ассоциирующиеся с процессом культурного развития личности в разных формах обучения. Согласно Б. М. Немен-скому, это:
• постижение искусства как опыта эмоционально-ценностных отношений (форма приобщения - школа: обязательный урок изобразительного искусства для создания зоны общей художественной культуры);
• постижение искусства как опыта творчества (форма приобщения - дополнительное образование: кружки, студии, клубы для создания зоны свободного поиска интересов);
• постижение искусства как языкового опыта (художественные классы, спецшколы для создания зоны начальной профессиональной культуры) [4, с. 98-99].
Ведущим компонентом структуры содержания художественного образования является личность, рассматриваемая в контексте её общекультурного развития, осуществляемого в художественной деятельности. Именно эта деятельность обеспечивает необходимые социальные, психолого-педагогические условия для формирования основ духовно-нравственного развития личности, при этом она сочетается с другими видами социальных и культурных взаимодействий личности с миром. В результате личность, её художественная деятельность, выступает детерминантой содержания художественного образования, ибо связана с созданием произведений профессионального, самодеятельного искусства, а также с исполнительством (театральным,
концертным, фольклорным). Как раз посредством художественной деятельности личность «вступает в эстетические отношения с реальностью, динамизирует свой духовный мир [2, с. 195]».
Психологическими и общепедагогическими механизмами, упорядочивающими продвижение самой художественной деятельности в учреждениях культуры и дополнительного образования, а значит, стимулирующими личность к достижению продуктов художественного творчества, являются:
а) художественно-смысловая установка, определяющая целенаправленный характер художественной деятельности личности в соответствии с эстетическим вкусом, духовными потребностями и социокультурными ситуациями их удовлетворения. Саморегуляция выбора направления художественной деятельности достигается данной установкой на основе информационной и эмоциональной составляющих (взгляд личности на культурные события и выражение отношения к художественному образу того, к чему она стремится в свободное время), а также поведенческого компонента (желательность действовать по отношению к художественному объекту, имеющему субъективный смысл);
б) социально-культурная активность как «мера личностной зрелости» (Д. А. Леонтьев), обусловливающая возникновение новых форм её творческого и репродуктивного проявления в зависимости от приобретаемых субъективных мотивов - факторов, определяющих выбор той или иной направленности этого вида активности, а также духовного опыта. Характерные её особенности, сопряженные с такими феноменами, как свобода
творческого самовыражения и фантазия, связаны с осознанием востребованности художественной практики в виде необходимого дополнения к организации индивидуальной или коллективной досуговой жизнедеятельности.
Для обоснования значимости данных механизмов, по убеждению Б. П. Юсова, необходимо принимать во внимание результативность процедуры реализации совокупности приоритетов развития системы дополнительного образования в сфере культуры и искусства. Среди них:
• взаимодействие разных искусств и видов художественной деятельности;
• творческое общение детей разного возраста;
• создание художественного климата в воспитывающей среде;
• работа с особыми группами детей и т.д. [10, с. 235-245].
Наряду с вышеназванными компонентами, в структуру содержания художественного образования входит ряд других компонентов, являющихся видо-образующими факторами процесса формирования базовой культуры личности. Это:
• стабильная культурно-образовательная среда, способствующая моделированию условий не только для индивидуального проектирования содержания художественного образования и самообразования личности, но и для выявления типов её культурного развития (деятельностно-опосредствованного, полисубъектного, этнопедагогического и других) на основе современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
• продуктивность художественного самодеятельного творчества, формиру-
ющаяся в ходе активного познания личностью сущности культурного объекта, проявления способности к импровизации средствами искусства - как своеобразных индикаторов готовности к раскрытию своих созидательных возможностей.
Взаимная сочетаемость всех компонентов структуры содержания художественного образования обусловлена тем, что если художественная деятельность осуществляется на основе приоритетности творческих заданий, личностной значимости формируемых компетенций в конкретных видах искусства, создания художественных образцов, то культурное развитие в большей мере сопряжено с образовательными, в том числе рефлексивными практиками, направленными на формирование навыков эмоционального выражения личностью собственного отношения к миру культуры, художественного вкуса, а в целом - на появление новых духовных потребностей и возможностей их удовлетворения.
Педагогическим основанием для подбора содержания художественного образования в учреждениях культуры и дополнительного образования признаны общие и специальные принципы. К общеметодологическим принципам причисляются:
• сообразность содержания художественного образования запросам современного общества, государственной культурной политики;
• гуманизация как стратегия личност-но-ориентированной направленности художественного образования;
• взаимосвязь структурных компонентов содержания художественного образования на различных ступенях его формирования.
К специальным принципам, формирующим содержание художественного образования, согласно Б. П. Юсову, относятся:
• полихудожественность как спектр различных искусств, воздействующих на ребёнка;
• интеграция, синтез искусств, взаимодействующих между собой;
• полифоническое развитие творческого воображения ребёнка;
• региональный аспект;
• духовное возвышение;
• живое искусство в широком диапазоне;
• коллективность действий и личное участие педагога и детей в различных художественных процессах;
• преемственность содержания программного материала и методических приёмов приобщения детей к искусству [11, с. 52-55].
Наряду с данными принципами, учитывается следующая система критериев:
• опора на программные документы ЮНЕСКО и государственные требования в области художественного образования (общего, профессионального, дополнительного);
• целостное отображение в содержании художественного образования задач, связанных с формированием базовой культуры личности в специально организованных педагогических условиях как формального, так и информального художественного обучения;
• единство научной и практико-ори-ентированной направленности содержания художественного образования, достигаемое посредством реализации гуманистических идей «обучение через культуру» и «искусство в образовании»;
• соответствие сложности содержания творческих занятий реальным возможностям воспитанников той или иной возрастной группы, посвящающих им своё досуговое время;
• соразмерность организации художественного образования ресурсной базе (материально-технической, кадровой, информационной) конкретного учреждения культуры, дополнительного образования.
В соответствии с указанными принципами и критериями выделяется совокупность функций содержания художественного образования:
• деятельностное развитие личности в процессе вхождения в культурное пространство и адаптации в нём;
• стимулирование возможностей для личностного культурного роста, творческой самореализации;
• овладение личностью педагогическими средствами, значимыми для постижения основ художественной культуры;
• создание специфических условий для саморазвития культуротворческой индивидуальности личности [8].
Особенность педагогического проектирования основ содержания художественного образования в учреждениях культуры и системе дополнительного образования состоит в том, что оно базируется на таких уровнях, как:
а) уровень обобщённого теоретического осмысления сущности художественной педагогики, на котором представлены разные типы учебных планов, программ, а также традиционные, инновационные формы занятий;
б) уровень учебного материала, воплощённый в специальной литературе по художественной культуре и нацеленный на формирование общекультурной ком-
петентности личности, имеющей предметную (по конкретному направлению художественного образования) знание-вую и навыковую (перцептивную, интеллектуальную) составляющие.
Содержание художественного образования, представленное на уровне теоретического уяснения сути учебных планов, конкретизируется в примерных программах по предметам предпрофессио-нальных программ в области искусства, примерных программах по общеразви-вающим предметам, а также в авторских образовательных программах музыкального, хореографического, театрального, изобразительного, народного, в том числе декоративно-прикладного, искусства.
Разработанная в Институте художественного образования и культурологии РАО программа дополнительного образования «Азбука народной культуры» (автор И. А. Лыкова, 2017) соответствует ФГОС ДО и ФГОС НОО, так как раскрывает содержательные основы знаний, умений и навыков по народной культуре, последовательность изучения ведущих направлений самобытного народного творчества. Данная программа определяет общую гуманистическую направленность процесса формирования эмоционально-ценностного отношения личности юного гражданина к окружающему миру родной культуры и готовности к диалогу с представителями других культур [1].
Конструктивная реализация программ обусловлена внедрением инновационных педагогических технологий, наиболее востребованными из которых в детско-юношеских досуговых центрах, студиях творческого развития, художественных школах и семейных клубах являются:
• интегрированная педагогическая технология «Занятия, объединенные одной сквозной темой» (авторы: Л. Г. Савенкова, Т. И. Сухова, Е. П. Кабкова). Данная технология предусматривает пошаговую реализацию следующих методических положений: 1. Выбор темы коллективной творческой работы, актуальной для возраста воспитанников. 2. Освоение выделенной темы через все изучаемые предметы гуманитарно-художественного цикла (в том числе дополнительного образования). 3. Активная сотворческая работа педагогов, детей и родителей в условиях исследовательской и творческой деятельности в дополнительном образовании, дома. 4. Привлечение к работе информации из различных источников (литературы, периодики, народного творчества, изобразительного искусства). 5. Подготовка к художественному событию как особому жанру завершения процесса длительного освоения какой-либо темы, цикла занятий, объединённых одной сквозной темой, проектной деятельности, цикла экскурсий, блоков занятий по педагогике искусства [7, с. 78-92];
• междисциплинарная кросс-культурная педагогическая технология «АРТ+» (автор И. Э. Кашекова). Технология позволяет реализовать идею интеграции наук и искусств в целостном педагогическом процессе. В её основе находится универсальное понятие «образ», которое добавляет ценностно-субъективный оттенок отношению к новому знанию и помогает опереться на ассоциативные связи при актуализации опыта учащегося. Проектирование образования происходит на принципах пересечения и взаимодополнения двух культур - естественно-
научной и гуманитарной. Механизмы, обеспечивающие работу технологии: опора на понятие «образ»; пересечение и взаимодополнение: обеспечивает нахождение «узелков» интегративности и кон-вергентности образовательных областей с искусством; включение оппозиционных языков науки и искусства в учебный процесс на основе принципа дополнительности; сопоставление и взаимосвязь оппозиционных пар понятий, которая проверена временем. Данная технология, воплощающая идею интеграции наук и искусства, позволяет устранить несоответствие между целостностью культуры и её фрагментарным представлением в разных учебных дисциплинах; разрыв между свойственным ребёнку целостным восприятием мира и «монокурсами» учебных предметов; отчуждение ребёнка от культурных традиций, несформиро-ванность эмоционально-ценностного отношения к миру [7, с. 150-162];
• педагогическая технология «Арт-коворкинг в развитии детского изобразительного творчества» (автор С. В. Погодина). Технология нацелена на обеспечение интеграции разных видов детского изобразительного творчества (живописно-графического, пластического, конструктивного и декоративного) в ходе создания художественного образа в ко-воркинг-пространстве; на определение индивидуального вектора творческого становления и культурного развития каждого воспитанника. В образовательной практике технология реализуется на трёх иерархически соподчинённых уровнях: общепедагогическом, блочно-модульном и тематическом. Основные компоненты структуры технологии арт-коворкинга: арт-проект, экспресс-ситуа-
ция, эстетический релаксатор и педагогический модулятор, арт-тренажёр, демонстратор как форма социокультурного взаимодействия, дневник достижений. Данная технология объединяет взрослых и детей, имеющих разную степень актуализации изобразительного опыта, и при этом даёт возможность раскрыть их художественно-эстетическую индивидуальность [6, с. 117-137].
Сущностная характеристика этих интегрированных инновационных технологий состоит не только в трансляции конкретного содержания знаний о современной культуре и формировании соответствующих им художественных умений и навыков, но и в развитии творческой активности личности воспитанника, возможности участия в разработке реальных культурно-просветительских проектов для системы дополнительного образования и учреждениях культуры.
Выставочные, мультимедийные, международные проекты, представленные в школе Б. М. Неменского - музее детского творчества и педагогического мастерства (центр непрерывного художественного образования), расширяют сферу художественной деятельности воспитанников и педагогов, повышают творческую активность юных художников, развивают их художественный вкус, формируют умения, навыки планирования и организации выставок социокультурного содержания - как в школах, так и в выставочных залах. Среди номинаций конкурсов в рамках данных проектов выделяются: «Лучшая работа о Москве», «Короткометражный фильм», «Социальная реклама». Цель международных проектов - не только пропаганда детского творчества и педагогического мастерства, но и укре-
пление связей в области художественного образования и культуры социального взаимодействия детей и педагогов из разных стран [3, с. 102].
Международный проект-фестиваль «Искусство добрых отношений» - это социокультурное пространство, в котором представлены работы победителей фестивальных конкурсов, проходивших в Гонконге, Македонии, Болгарии.
Социокультурным проектом, демонстрирующим взаимосвязь систем основного общего, дополнительного образования и учреждений культуры, является инновационный педагогический проект «Передвижная выставка детского рисунка» (автор Т. А. Копцева), разработанный на основе образовательной программы «Природа и художник». Проект базируется на четырёх тематических модулях:
1. «Художник и мир природы».
2. «Художник и мир животных».
3. «Художник и мир человека».
4. «Художник и мир искусства».
В каждом из модулей представлены как традиционные, так и инновационные формы и методы организации выставочного пространства: экскурсии, диалоги в системе «педагог-художник — юный художник», подвижные игры в «живые скульптуры» и «ожившие картины» и т.д. Все эти формы и методы позволяют «поставить ребёнка в ситуацию зрителя, ценителя и критика искусства [5, с. 24]», способствуют тому, чтобы на результаты изобразительного искусства он смог смотреть с разных позиций: как «автор» и как «зритель» [5, с. 24].
Проектирование содержания художественного образования на уровне обучающего материала осуществляется в учебной литературе, к которой отно-
сятся учебно-методические пособия по музыкальной культуре, наглядно-методические пособия по декоративно-прикладному искусству, художественные альбомы для детского творчества, мультимедийные учебные пособия в области театрального, музыкального, изобразительного творчества, а также энциклопедии: популярная художественная энциклопедия, детская музыкальная энциклопедия, древнерусская музыкальная энциклопедия и т.д. В них находит отражение конкретное содержание программ, использующихся в учреждениях культуры и дополнительного образования. Среди многообразия учебной литературы по художественному образованию выделяется книга Б. М. Неменского «Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить» [4]. Данная учебная книга является выразителем основных целей и задач содержания художественного образования и одним из книжных средств развивающего предметного обучения. Она учит «особенностям передачи художественных знаний, знакомит с основными принципами формирования у воспитанников способности получать эту информацию» [4, с. 180], раскрывает технологию формирования художественных навыков. В структуре книги познавательный интерес представляют тексты-рассуждения и тексты-повествования о роли изобразительного искусства в системе художественного образования, его воздействии на личность воспитанника, а целом - на эмоционально-образное постижение жизни. Согласно педагогической концепции Б. М. Неменского, ведущей идеей, обусловливающей содержание современного художественного образования, выступает идея целостной личности, имеющая
общечеловеческий смысл и культурную явлений окружающей действительности,
ценность. а также их творческой интерпретации.
В целом содержание художествен- Выступая в виде основополагающего
ного образования - это содержание средства культурного развития личности,
процесса социокультурных изменений оно определяется как факторами гло-
личностных качеств индивида, необ- бального уровня, связанными с интегра-
ходимым условием которого является цией личности в систему мирового куль-
специально организованная художе- турного пространства, так и факторами,
ственная деятельность, способствующая которые отражают специфику и соци-
утверждению культурных ценностей, со- ально-педагогическую направленность
вершенствованию сферы эмоционально- учреждений культуры и дополнительного
го восприятия произведений искусства, образования.
Примечания
1. Акишина Е. М. Освоение обучающимися ценностей народной культуры в рамках проекта «Азбука народной культуры»: особенности и перспективы [Электронный ресурс] // Педагогика искусства : сетевой электронный журнал. Электрон. дан. 2017. № 3. URL: http:// www.art-education.ru/electronic-journal/osvoenie-obuchayushchimisya-cennostey-narodnoy-kultury-v-ramkah-proekta-azbuka
2. Лисаковский И. Н. Художественная культура: термины, понятия, значения : словарь-справочник. Москва : Изд-во РАГС, 2002. 238 с.
3. Музей детского творчества и педагогического мастерства : коллекции музея : одаренные дети, выставочные проекты, мультимедийные проекты, педагогические коллекции, методическая коллекция, коллективные детские работы, международные проекты, творчество педагогов-художников / [авторы проекта: А. Е. Волков, Т. А. Мухина]. Москва : Центр непрерывного художественного образования МИОО, 2016. 120 с. (Школа Неменского).
4. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : книга для учителей общеобразовательных учреждений. Москва : Просвещение, 2012. 240 с.
5. Передвижники: дети и педагоги : двадцать лет передвижным выставкам детского изобразительного творчества / [сост. и авт. вступ. ст. Т. А. Копцева] ; Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования, Российская государственная детская библиотека, Союз педагогов-художников. Москва, 2016. 370 с.
6. Погодина С. В. Детское изобразительное творчество через призму художественных эталонов и концепции трансформируемых эстетических архетипов : монография. Москва : Флинта : Наука, 2015. 158 с.
7. Технологии и инновации в практике работы общеобразовательной школы : сборник научных трудов / [составители сборника: Акишина Е. М. и др.] ; Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования. Москва : ИХОиК РАО, 2016. 306 с.
8. Шарковская Н. В. Социальная востребованность художественного образования как культурной ценности [Электронный ресурс] // Материалы Международного «круглого стола» «Проблемы и перспективы художественного образования в контексте современной культуры» (Россия, Москва, 2014) / Институт художественного образования и культурологии РАО : [вебсайт]. Электрон. дан. URL: http://www.art-education.ru/
9. Школяр Л. В. Стратегия художественного образования детей и молодежи в современной России // Художественное образование в пространстве современной культуры : сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, октябрь 2011 / под общ. ред. И. Э. Кашековой. Москва ; Бойнице : ИХО РАО, 2011. С. 9-11.
lift ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2017 ♦ 4 (78) июль - август ^
10. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» : избранные труды по истории, теории и психологии художественного воспитания детей / [ред.-сост. : Л. Г. Савенкова] ; Институт художественного образования, Российская академия образования. Москва : Спутник+, 2004. 252 с.
11. Юсов Б. П. Синтез искусств: культурологический и региональный подход // Педагогика искусства в творческих поисках : материалы всероссийского семинара «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях». Москва ; Самара, 1996. С. 52-55.
References
1. Akishina E. M. Osvoyeniye obuchayushchimisya tsennostey narodnoy kul'tury v ramkakh proyekta "Azbuka narodnoy kul'tury": osobennosti i perspektivy [Mastering the values of folk culture in the framework of the project "ABC of folk culture": features and perspectives]. Network Electronic scientific journal "Pedagogy of Art". 2017, no. 3. Available at: http://www.art-edu-cation.ru/electronic-journal/osvoenie-obuchayushchimisya-cennostey-narodnoy-kultury-v-ram-kah-proekta-azbuka
2. Lisakovsky I. N. Khudozhestvennaya kul'tura: terminy, ponyatiya, znacheniya. Slovar'-spravochnik [Art culture: terms, concepts, meanings. Dictionary-reference]. Moscow, 2002. 238 p.
3. Volkov A. E., Mukhina T. A., comp. Muzey detskogo tvorchestva ipedagogicheskogo masterstva: kollektsii muzeya: odarennyye deti, vystavochnyye proyekty, mul'timediynyye proyekty, pedagog-icheskiye kollektsii, metodicheskaya kollektsiya, kollektivnyye detskiye raboty, mezhdunarodnyye proyekty, tvorchestvo pedagogov-khudozhnikov [Museum ofchildren's creativity and pedagogical skills: museum collections: gifted children, exhibition projects, multimedia projects, pedagogical collections, methodical collection, collective children's works, international projects, creativity of teachers-artists]. Moscow, Published by the Center of Continuing Arts Education, 2016. 120 p.
4. Nemensky B. M. Pedagogika iskusstva. Videt', vedat' i tvorit'. Kniga dlya uchiteley obshcheo-brazovatel'nykh uchrezhdeniy [Pedagogy ofart. To see, to know and create. A book for teachers of general education institutions]. Moscow, Publishing House "Prosveshchenie", 2012. 240 p.
5. Koptseva T. A., comp. Peredvizhniki: deti i pedagogi: dvadtsat' let peredvizhnym vystavkam detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva [The Itinerants: children and teachers: twenty years of traveling exhibitions of children's fine arts]. Moscow, 2016. 370 p.
6. Pogodina S. V. Detskoye izobrazitel'noye tvorchestvo cherez prizmu khudozhestvennykh etal-onov i kontseptsii transformiruyemykh esteticheskikh arkhetipov [Child's fine art through the prism of artistic standards and the concept of transformable aesthetic archetypes]. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 2015. 158 p.
7. Akinshina E. M. and others, comp. Tekhnologii i innovatsii v praktike raboty obshcheobrazo-vatel'noy shkoly [Technology and innovation in the practice of the general education school]. Moscow, Publishing house of The Institute of Art Education and Culturology of Russian Academy of Education, 2016. 306 p.
8. Sharkovskaya N. V. Sotsial'naya vostrebovannost' khudozhestvennogo obrazovaniya kak kul'tur-noy tsennosti [Social demand for art education as a cultural value]. Materialy Mezhdunarodnogo "kruglogo stola" "Problemy i perspektivy khudozhestvennogo obrazovaniya v kontekste sovremen-noy kul'tury" (Rossiya, Moskva, 2014) [Materials of the International Round Table "Problems and prospects of art education in the context of modern culture" (Russia, Moscow, 2014)]. Available at: http://www.art-education.ru/
9. Shkolyar L. V. Strategiya khudozhestvennogo obrazovaniya detey i molodezhi v sovremen-noy Rossii [Strategy of art education of children and youth in modern Russia]. In: Kashekova I. E., ed. Khudozhestvennoye obrazovaniye v prostranstve sovremennoy kul'tury. Sbornik nauchnykh
^ Социально-культурная деятельность if
trudov po materialam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, oktyabr' 2011 [Art education in the space of modern culture: a collection of scientific papers on the basis of the materials of the international scientific and practical conference, October 2011]. Moscow, Bojnice, Publishing house of The Institute of Art Education ofRussian Academy ofEducation, 2011. Pp. 9-11.
10. Yusov B. P. Vzaimosvyaz' kul'turogennykh faktorov v formirovanii sovremennogo khudozhest-vennogo myshleniya uchitelya obrazovatel'noy oblasti "Iskusstvo": izbrannyye trudy po istorii, te-orii i psikhologii khudozhestvennogo vospitaniya detey. Red.-sost. L. G. Savenkova [Interrelation of cultural factors in the formation of contemporary artistic thinking of the teacher of the educational field "Art": selected works on the history, theory and psychology of artistic education of children. Ed. by L. G. Savenkova]. Moscow, Publishing house "Sputnik+", 2004. 252 p.
11. Yusov B. P. Sintez iskusstv: kul'turologicheskiy i regional'nyy podkhod [Synthesis of Arts: Cultural and Regional Approach]. Pedagogika iskusstva v tvorcheskikh poiskakh : materialy vse-rossiyskogo seminara "Problemy i perspektivy esteticheskogo obrazovaniya v obshcheobrazova-tel'nykh uchrezhdeniyakh" [Pedagogy of art in creative searches: materials of the all-Russian seminar "Problems and prospects ofaesthetic education in general education institutions"]. Moscow, Samara, 1996. Pp. 52-55.