Научная статья на тему 'Руководитель образовательной организации: модернизация профессиональной переподготовки и повышение квалификации на основе инновационной составляющей в контексте требований ФГОСов и профстандарта'

Руководитель образовательной организации: модернизация профессиональной переподготовки и повышение квалификации на основе инновационной составляющей в контексте требований ФГОСов и профстандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MODERNIZATION / INNOVATION / PROFESSIONAL STANDARDS DIRECTOR / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ПРОФСТАНДАРТ РУКОВОДИТЕЛЯ / ФГОСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуров Валерий Николаевич

В статье дан алгоритм модернизации профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей образовательных организаций в контексте инновационных преобразований в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуров Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The head of the educational organization: the modernization of professional retraining and qualification improvement on the basis of innovative component in the context of requirements of state standards and professional standards

In the article the algorithm of modernization of professional retraining and advanced training of heads of educational organizations in the context of innovative transformations in the system of additional education.

Текст научной работы на тему «Руководитель образовательной организации: модернизация профессиональной переподготовки и повышение квалификации на основе инновационной составляющей в контексте требований ФГОСов и профстандарта»

Section 2. Pedagogy

DOI: http://dx.doi.org/10.20534/AJH-16-9.10-15-23

Gurov Valeriy Nikolaevich, Professor, Doctor of Education, winner of the Government of the Russian Federation in the field of Education, Head of the Theory and Practice of Education Management Development Institute of Education of the Republic of Bashkortostan

E-mail: [email protected]

The head of the educational organization: the modernization of professional retraining and qualification improvement on the basis of innovative component in the context of

requirements of state standards and professional standards

Abstract: in the article the algorithm of modernization of professional retraining and advanced training of heads of educational organizations in the context of innovative transformations in the system of additional education.

Keywords: modernization, innovation, professional standards Director, Federal state educational standards.

Гуров Валерий Николаевич, профессор, доктор педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования, заведующий кафедрой теории и практики управления образованием института развития образования Республики Башкортостан

E-mail: [email protected]

Руководитель образовательной организации: модернизация профессиональной переподготовки и повышение

квалификации на основе инновационной составляющей в контексте требований ФГОСов и профстандарта

Аннотация: в статье дан алгоритм модернизации профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей образовательных организаций в контексте инновационных преобразований в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: модернизация, инновация, профстандарт руководителя, ФГОСы.

Понимая под модернизацией профессиональ- и нормами, техническими условиями, показате-

ных компетенций руководителей образователь- лями качества [9], а под инновациями конверсию

ных организаций обновление объекта, приведе- нового знания в социокультурное или экономи-

ние его в соответствие с новыми требованиями ческое благо (Льеж, Бельгия, Международная

конференция «Инновационные процессы в образовании», 25-28 апреля 2004 г.), а под требованиями ФГОСов [3] и профстандарта руководителя [10] — повышение профессиональных компетенций (под профессиональными компетенциями руководителя мы понимаем компетенции, овладение которыми позволяют руководителю эффективно решать возникающие проблемы), попытаемся разобраться в роли инновационной составляющей в этом процессе.

На наш взгляд алгоритм деятельности кафедры (и других структур высших и дополнительных профессиональных учебных заведений) в организации этой работы может включать следующие этапы: генерирование (получение) нового знания ^ конверсия (внедрение) полученного знания в процесс переподготовки и повышения квалификации руководителей практическая работа.

Итак, Этап 1 — генерирование (получение) нового знания. В последние два года работы мы использовали следующие формы:

1.1. Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория «Педагогический менеджмент в развитии образовательного комплекса»

В статье 20 пункт 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации в Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012» обозначено, что экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. А в пункте 3 этой статьи указывается, что «инновационная деятельность направлена на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную

деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями» [1].

Основная идея создания лабораторий в образовании — это повышение качества деятельности образовательных комплексов на основе генерирования нового знания по вычлененной проблеме и внедрение его непосредственно в деятельность образовательных организаций (В. Н. Гуров, 2004).

Таким образом, в нашем понимании инновационная педагогическая лаборатория есть одна из форм повышения качества функционирования какого-либо образовательного субъекта на основе вычленения главенствующих компонентов, внесение изменений в функционирование этих компонентов и — в целом — качественное, более высокого уровня его деятельность в образовательной сфере.

Эффективность обозначенного выше подхода к развитию муниципального образовательного комплекса возрастает, если эта лаборатория действует на основе кластерного подхода, при котором происходит объединение нескольких однородных элементов как самостоятельной единицы по вычлененной проблеме. Таковы некоторые теоретико-методологические подходы по обозначенной нами проблеме в формулировании статьи.

Пример № 1. Лаборатория «Педагогический менеджмент в развитии образовательного комплекса г. Нефтекамска».

Город Нефтекамск республики Башкортостан является одним из развитых муниципальных образований Башкортостана.

В нем проживает свыше 122 тысяч человек. В городском округе функционируют: 16 общеобразовательных школ, 2 гимназии, 1 лицей; 36 учреждений дошкольного образования; 6 учреждений дополнительного образования детей и 1 коррекционная школа-интернат VIII вида.

Деятельность лаборатории осуществляется как по направлениям, реализуемым по заказу образовательных организаций, так и по другим инновационным предложениям в сфере образования.

Разработаны концептуальные подходы и исследовательские (инновационные) проекты. В основных концептуальных подходах обозначены

актуальность проблемы, характеристика образовательного комплекса г. Нефтекамск и основные способы решения повышения качества образовательного комплекса.

Исходя из вышеизложенного понимания проблемы мы провели анализ (качественный и количественный) деятельности образовательного комплекса города.

Результатом этой работы стало вычленение «точек» роста образовательного комплекса, которые в итоге были сформулированы в отдельные кластеры. Это: профориентация и профильная подготовка; создание единого воспитательно-образовательного пространства в городе; государственно-общественное управление образованием; государственно-частное партнерство в общем образовании; создание и развитие института тьютор-ства в образовательных организациях.

Основным в этой работе мы определили соответствие проводимой профориентационной работы и профильного обучения рынкам труда (муниципальному, региональному и федеральному) и подготовка конкурентоспособного выпускника.

Сопутствующие составляющие решения этой проблемы следующие:

- создание единого воспитательно-образовательного пространства в городском масштабе.

Важнейшей «точкой роста» образовательного комплекса является в наших концептуальных подходах развитие государственно-общественного управления.

Развитие государственно-общественного управления и информационной открытости в общем образовании заявлено в качестве приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.

Основой Государственно-общественного управления является построение системы органов государственно-общественного управления на институциональном уровне. С целью решения этой проблемы была предложена модель государственно-общественного управления образовательной организацией.

Следующей «точкой роста» образовательного комплекса г. Нефтекамск мы определили развитие государственно частного партнерства.

Анализ научной литературы по проблеме показывает, что государственно-частного партнерства в форме конкретных проектов практически нет. В то же время отдельные элементы консолидации ресурсов бизнеса и образовательных организаций имеются в разработанной Минобрнауки РФ стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года.

В ходе работы предлагается трехзвенный компонент организационного партнерства на уровне муниципалитетов, что позволяет оперативно и гибко решать проблемы согласования действий двух и более субъектов этого процесса (включает Совет депутатов города; Совет предпринимателей, отдельных предпринимателей; Совет предпринимателей и депутатов органов местного самоуправления в социуме образовательной организации).

Одной из важнейших «точек роста» образовательного комплекса г. Нефтекамск является, как показал анализ, создание института тьюторства.

При создании института тьюторства становится возможным каждому обучающемуся выстроить собственную образовательную программу, что формирует у выпускника умение функционировать в разных культурах, логиках и типах мышления.

Созданная на базе муниципалитетов сетевая инновационная лаборатория «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов муниципалитетов» вносит определенный вклад в повышение качества деятельности образовательных комплексов Башкортостана, в становление и развитие инновационной деятельности в республике, способствует формированию проектных и исследовательских навыков у участников — руководителей и педагогов, нацеливает их на выполнение диссертационных исследований.

Схема 1.

Пример № 2. Бурзянский район (башк. Берйэн районы) — административно-территориальная единица и муниципальный район в составе Республики Башкортостан [2].

Административный центр — село Старосуб-хангулово находится в 340 км от Уфы. В районе 35 сельских населённых пункта, среди которых наиболее значительны по количеству жителей Старосубхангулово и Байназарово [2].

В районе функционируют: 6 — средних общеобразовательных школ с 17 филиалами, в том числе 16 — основных школ и 1 начальная школа; 1 — основная общеобразовательная школа; 5 — начальных общеобразовательных школ (малокомплектных); 6 — начальных школ — детских садов; 16 — дошкольных образовательных учреждений и 8 — дошкольных групп на базе школ; 2 — учреждения дополнительного образования детей.

Район в рейтинге образовательных комплексов Башкортостана занимал в 2015 году 70-е место.

В этой связи перед руководством муниципального района встала задача — каким образом можно достаточно быстро повысить качество работы образовательного комплекса? Одним из эффективных инструментов решения обозначенной проблемы стало создание педагогической инновационной кластерной лаборатории.

В контексте вышесказанного в муниципалитете на основании распоряжения главы была открыта в октябре 2015 года педагогическая инновационная кластерная с 2-мя направлениями деятельности:

- создание и развитие на базе образовательных организаций инновационных школ;

- создание единого воспитательно-образовательного пространства в муниципалитете.

Рассмотрим вкратце направления деятельности.

1). Создание инновационной школы в современных условиях является одной из стратегических задач страны. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 20 п. 1 говорится, что «... Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования» [1].

В основу проводимой нами работы по проектированию и реализации модели инновационной школы в муниципалитете была положена гипоте-

за, согласно которой организационно-содержательная модель современной инновационной школы будет эффективной, если:

- в организационно-содержательную деятельность школы включена общественность и реализуется принципы государственно-общественного управления с включением государственно-частного партнерства;

- реализация образовательных программ в школе осуществляется на широком использовании электронного бучения с ИКТ-технологиями, в результате чего создается цифровая образовательная среда и реализуются принципы смешанного обучения;

- создается широкое поле социальных практик на основе взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов;

- школьная методическая служба как субъект образовательного процесса активно включается в разработку и внедрение новых образовательных программ и технологий обучения.

2). Актуальность создания единого образовательно-воспитательного пространства прописана в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1]. В статье № 3 пункт 1 данного закона, говорится «Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: ... 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».

Целью настоящего проекта является обучение и воспитание патриотичной личности, способной к самообразованию и самоопределению, облада-

ющий высокой нравственностью и гуманистическим мировоззрением, с активной гражданской позицией, с развитой способностью к творчеству и с развитым толерантным мировоззрением.

Разработаны инновационные проекты: «Методология и теория инновационной деятельности лаборатории на базе района» (В. Н. Гуров, Н. А. Иванцова); «Инновационный проект: Создание единого образовательно-воспитательного пространства района» (В. Н. Гуров, К. Ж. Давлетова).

Подготовлен и издан сборник «Педагогический менеджмент в развитии образовательного комплекса (Бурзянский район, Башкортостан)» включающий приказ об открытии лаборатории; постановление главы; календарный план работы лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов муниципального района Бурзянский район»; персональный состав лаборатории; список образовательных организаций, которые являются базовыми инновационными площадками лаборатории; социальные паспорта площадок; раздел: научные и практические материалы и раздел: публикации научных педагогических работников, аспирантов и соискателей.

Исходя из полученных данных по проведенной диагностике начата работа по совершенствованию профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций и учителей ИКТ, физики и математики (задействована кафедра ИРО — Кафедра физики, математики и информатики). Проведены курсы с охватом — 48 учителей физики, математики и информатики. Начата работа по обобщению опыта лучших руководителей и учителей района с дальнейшей публикацией его в сборнике «Инновационный опыт руководителей образовательных организаций и учителей Бурзянского района Башкортостана».

1.2. Инновационные площадки

1.2.1. Инновационная площадка «Современная инновационная школа» СОШ № 159 г. Уфы (научный руководитель проф. В. Н. Гуров)

Средняя общеобразовательная школа № 159 создана постановлением главы Администрации ГО город Уфа РБ в декабре 2010 г. Распо-

ложена по адресу: город Уфа, ул. Юрия Гагарина, дом 59 (микрорайон «Сипайлово»). Проектная мощность — 825 чел. В настоящее время обучаются 1243 чел. в 45 классах-комплектах. Количество сотрудников — 104 чел., из них 78 педагогов. Общая площадь здания составляет 8722,2 кв. м.

Со времени ее ввода в эксплуатацию началась работа по созданию современной инновационной школы в контексте повышения качества образования.

Функционирование инновационных школ в стране является одной из стратегических задач. В статье 20 п. 1 Федерального закона об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ» говорится, что «... Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования».

В основу проводимой нами работы по проектированию и реализации инновационной школы была положена гипотеза, согласно которой модель современной инновационной школы будет эффективной, если:

- в организационно-содержательную деятельность школы включена общественность и реализуются принципы государственно-общественного управления с включением государственно-частного партнерства;

- реализация образовательных программ в школе осуществляется на широком использовании электронного обучения с ИКТ-технологиями, в результате чего создается цифровая образовательная среда и реализуется принцип смешанного обучения;

- создается широкое поле социальных практик на основе взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов;

- школьная методическая служба как субъект образовательного процесса активно включается в разработку и внедрение новых образовательных программ и технологий обучения.

Важнейшим компонентом инновационной школы является развитие смешанного обучения, которое включает в себя традиционное обучение и электронное образование.

Переход от разрозненного использования средств информационно-коммуникационных технологий к системной информатизации в нашем проекте включало: создание материально-технической базы, автоматизация управленческой деятельности; комплексное внедрение информационных технологий в образовательный процесс всех ступеней и на основе этого — создание цифровой образовательной среды.

Социальные практики служат определенными моделями коллективных действий и взаимодействий людей с соответствующим набором правил и процедур поведения, обеспечивая повседневный социальный порядок и, воспроизводя в нормативном и социокультурном плане саму действительность. Через коллективную деятельность социальные практики воздействуют на систему общественных отношений, помогают в решении задач социальных групп и организаций, создают условия для самореализации и самовыражения личности в социальном качестве.

Важнейшим педагогическим условием созданной нами модели инновационной школы мы определили школьную методическую службу.

Наш подход связан с пониманием методической работы как системы многообразных, взаимосвязанных управленческих и педагогических действий, направленных на обеспечение качества образовательного процесса через развитие профессионального мастерства педагогов, что значительно расширяет ее функции (работа по повышению квалификации учителей и воспитателей, работа с молодыми педагогами.

1.3. Грантовая деятельность.

За 2 года были подготовлены 7 грантов.

1.3.1. «Создание эффективной модели образовательного комплекса на муниципальном уровне» (научный руководитель — Гуров В. Н., помощник научного руководителя Каримов Ф. Ф.). Оператор: Международное агентство по развитию культуры, образования и науки (IADCES).

1.3.2. «<Формирование толерантной личности ребенка в полиэтнических образовательных социумах Башкортостана» (научный руководитель — Гуров В. Н., помощник научного руководителя Каримов Ф. Ф.). Оператор: Международное агентство по развитию культуры, образования и науки (IADCES) и другие. Это также позволило использовать новые знания в образовательном процессе кафедры.

Этап 2. Конверсия (внедрение) полученного инновационного продукта в образовательный процесс деятельности кафедры.

2.1. Разработка новых программ и модулей

Были разработаны следующие программы

и модули: государственно-общественное управление; толерантность как ключевая компетенция руководителя образовательной организации; государственно-частное партнерство; инновационный менеджмент и др.

В качестве примера можно привести модуль по государственно-частному партнерству. Он включает следующие компоненты: Лекционное занятие. Государственно-частное партнерство в контексте решения общественно-значимых задач; Презентация. Государственно-частное партнерство; Видео-лекция. Государственно-частное партнерство в общем и среднем профессиональном образовании; Практическое занятие; Литература;

Материалы для дополнительного изучения; Форум к занятию.

2.2. Практическая реализация научного продукта в образовательном процессе

Основные формы практической реализации полученного научного продукта осуществлялось в Моо^е; Ютуб и др. В настоящее время (октябрь 2016 г.) в Ютубе помещены 15 видеозаписей лекций, мастер классов, панельных дискуссий и других форм, которые активно используются в учебном процессе кафедры при профессиональной переподготовке и повышении квалификации. Фактически, кафедра начала осуществление гибридного (смешанного) обучения. Одновременно это усиливает работу кафедры по дистанционной форме обучения.

Формы: видео-лекции, панельные и экспертные площадки, мастер классы, вебинары.

Реализация продукта осуществлялось и через стажировочные площадки. Стажировочные площадки: СОШ № 159 г. Уфы. Направления: государственно-общественное управление; смешанное обучение; государственно-частное партнерство как условие реализации государственно-общественного управления и смешанного обучения; школьная методическая служба как активный субъект и важнейшее педагогическое условие проектирования и реализации модели инновационной школы; информационно-образовательная среда как компонент инновационной школы. СОШ № 35 г. Уфы. Направления: государственно-общественное управление; электронная школа; поле социальных практик.

Выездные заседания лаборатории по кластерам (в базовой организации) с участием всех руководителей образовательных организаций муниципалитетов (г. Нефтекамск, Бурзянский район, Миякинский район).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактически описанное можно изобразить в виде схемы 2.

Описанная работа позволяет кафедре более эффективно осуществлять профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководителя. Полученные результаты деятельности лаборатории нашли свое отражение в 4-х кандидатских диссертациях и 2-х докторских (близки к завершению), в разработке спецкурсов «Государственно-частное партнерство» (проф. Гуров В. Н.), «Толерантность как ключевая компетенция руководителя образовательной организации» (ст. преподаватель Каримов Ф. Ф.), «Государственно-общественное управление в образовательной организации (доц. Гайнул-лин И. А.) и др.; в подготовке 4 монографий и 2-х учебно-методических пособий (1. Гуров В. Н., Иванцова Н. А., Мазитов Р. Г., Современная инновационная школа в мегагороде: проектирование и реализация модели: Монография. - Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016. - 170 с., 2. Люто-ва Г. Р., Гуров В. Н., Гурова Е. В. Профессиональная ориентация старших подростков на основе дополнительных общеразвивающих программ частной организации в моногороде (на материалах Башкортостана): Монография. - Уфа: Изда-

тельство ИРО РБ, 2016, - 164 с., 3. Гуров В. Н., Мазитов Р. Г., Каримов Ф. Ф. Толерантность как ключевая компетенция руководителя образовательной организации: Монография. - Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016. - 160 с.), Гуров В. Н., Иванцова Н. А., Мазитов Р. Г., Современная инновационная школа в мегагороде: проектирование и реализация модели. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России,

2016. - 192 с., Т 52 Гуров В. Н., Каримов Ф. Ф., Мазитов Р. Г. Толерантность как ключевая компетенция руководителя образовательной организации: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 144 с.).

По итогам 2014-2015 уч. года кафедра награждена дипломом «Золотая кафедра России» № 01637 от 24 июня 2015 г. (Российская Академия Естествознания).

Модернизация профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций в контексте требований ФГОС: инновационная составляющая

Этап 1. Генерирование (получение) нового знания

Ссгеваи шшоващкшмаи кластерная педагогическая лаборатория «Педагогический менеджменг в развитии образовательного комплекса».

ГО г. Нефтекамск, Бурзннскнй район. Ми яки нскнй район (руководитель - проф. Гуров В.Н.,ст. пцеп. Каримов Ф.Ф.)

рантовая деятельность

I

Полученный научный продукт: I. Монографии - 4, II. Публикации в изданиях ведущих университетов мира - 13; III Учебно-методические пособия (Москва) - 2, IV. Статьи, напечатанные в журналах, включенных в перечень рецензируемых научных изданий (ВАК) - 12; V. Сборники с обобщением опыта работы лабораторий - 4; VI Методические рекомендации - 2; VII Гранты ■■ 7

'Этан 2. Конверсия (внедрение) полученного инновационного продукта в образовательный процесс деятельности кафедры теории и практики управления образованием

Разработка новых программ и модулей:

1. Государственно-общественное управление;

2 Толерантное! ь как ключевая компетенция руководителя образовательной организации;

.1 Государственно-частное партнерство;

4. Инновационный менеджмент и др.

Практическая реализации научного продукта в образовательном процессе:

1. Гибридное (смешанное) обучение;

2. МооШе;

3. Ютуб.

Формы: видеолекции, панельные и экспертные площадки, мастер классы, веб и нары.

Стаж н ров очные площадки:

- СОШ №154 т. Уфы Направления; государственно-общественное управление; смешанное обучение; гоеударственно-частное партнерство как условие реализации государственно-

общественного управления и смешанного обучения; школьная методическая служба как активный субъект и важнейшее педантическое условие проектирования и реализации модели инновационной школы; информационно-образовательная среда как компонент инновационной школы. -СОШ№55 г Уфы Направления: государ-ственпл-пбщистпенпге управление; электронная школа: поле социальных практик и др.

Выездные заседания лаборатории по кластерам (в базовой организации) с участием всех руководителей образовательных организаций муниципалитетов (г. Нефтекамск, Бур-зя некий район, Мияки некий район)

Схема 2.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 26 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base=LAW; n=165984 (Дата обращения: 22.03.2016).

2. Бурзянский район [Электронный ресурс]. - URL: https://ш.wikipedia.org/wiki/Бурзянский_рай-он (Дата обращения: 02.03.2016).

3. Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/(дата обращения: 14.10.2016).

4. Гуров В. Н., Мазитов Р. Г. Повышение квалификации и переподготовка управленческих кадров образования Башкортостана: опыт, проблемы, перспективы//Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6.

5. URL: www.science-education.ru/130-24006 (дата обращения: 12.12.2015).

6. Гуров В. Н., Иванцова Н. А., Мазитов Р. Г., Современная инновационная школа в мегагороде: проектирование и реализация модели. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, - 2016. - 192 с.

7. Гуров В. Н., Каримов Ф. Ф., Мазитов Р. Г. Толерантность как ключевая компетенция руководителя образовательной организации: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, - 2016. - 144 с.

8. Иванцова Н. А., Гуров В. Н. Информационно-образовательная среда современной инновационной школы в контексте повышения качества образования//Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2; URL: www.science-education.ru/131-24002 (дата обращения: 11.12.2015).

9. Иванцова Н. А., Гуров В. Н. К вопросу о проектировании и реализации модели современной инновационной школы в мегагороде//Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6; URL: www.science-education.ru/130-23977 (дата обращения: 11.12.2015).

10. Модернизация [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Модернизация (дата обращения: 11.09.2016).

11. Проект Профессионального стандарта руководителя образовательной организации [Электронный ресурс]. URL: http://www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/12/Professionalnyj-standart-rukovoditelya_Proekt.pdf (дата обращения: 14.10.2016).

12. Gurov Valery, Mazitov R., Lyutova G. Management training education in the context of public-private partnership//Canadian Journal of Science, Education and Culture, 2014, No. 2. (6) (July - Desember). Volume III. "Toronto Press", - 2014. - P. 389-394.

13. Gurov Valery, Ramil Mazitov, Fanis Karimov Formation of core competence "tolerance" in the heads of educational organizations in the process of retraining and advanced training//Proceedings of the 5th International Academic Congress "Science, Education and Culture in Eurasia and Africa". (France, Paris, 23-25 March 2015). Volume IV. "Paris University Press", - 2015. - P. 563-569.

14. Gurov Valeriy Nikolaevich, Hasanov Gaisa Ahmadullovich, Plotnikova Irina Petrovna Urals Bashkortostan: innovation vector in the preparation of competitive workers and mid-level professionals//Austrian Journal of Humanities and Social Sciences - 2015, № 7-8. (July-August) "«East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH", - 2015. - P. 42-47.

15. Gurov Valeriy Nikolaevich, Ivantsova Natalya Aleksandrovna School methodological support in the context of the creation and implementation of innovative models of modern school//Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. Scientific journal - № 11-12 2015 (November-December). - P. 31-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.