Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года)//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base=LAW; n=165984 (Дата обращения: 22.03.2016).
2. Бурзянский район//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурзянский_район (Дата обращения: 02.03.2016).
3. Гуров В. Н., Мазитов Р. Г., Рудаков А. М. Инновационная кластерная лаборатория как эффективная форма повышения качества образовательных комплексов на региональном и муниципальном уровнях//Инновации в образовании. - 2016. - № 1.
4. Гуров В. Н., Иванцова Н. А., Мазитов Р. Г. Современная инновационная школа в мегагороде: проектирование и реализация модели: Монография. - Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016. - 170 с.
5. Гуров В. Н., Иванцова Н. А. Современная инновационная школа в мегагороде: проектирование и реализация модели/Образование: традиции и инновации. - 2016. - № 1. - С. 12-21.
6. Гуров В. Н., Иванцова Н. А. Методология и теория инновационной деятельности лаборатории на базе райо-на//Педагогический менеджмент в развитии образовательного комплекса (Бурзянский район, Башкортостан). Методологические и методические разработки, научные и практические материалы. - Вып. 1/Общ. Ред. В. Н. Гурова. - Уфа, 2016. - С. 28.
7. Гуров В. Н., Иванцова Н. А. Школьная методическая служба в контексте создания и реализации модели современной инновационной школы//Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. Scientific journal. - 2015 (November - December). - № 11-12. - P. 31-36.
8. Гуров В. Н., Мазитов Р. Г., Рудаков А. М. Инновационная кластерная лаборатория как эффективная форма повышения качества образовательных комплексов на региональном и муниципальном уровнях/ZHarward Journal of Fundamental and Applied Studies. - 2015(january -June). - No. 1(7), Volume VIII. - "Harward University Press'', 2015. - P. 418-427.
Kovalova Anastasiia Sergeevna, National Academy Pedagogical Sciences of Ukraine, PhD student of Institute Pedagogical and Adult Education E-mail: [email protected]
Features of the social workers professional training to work with migrants in the first cycle programmes in Swedish universities
Abstract: The article reveals the features of the social workers professional training in Sweden. It analyses study programs and program syllabuses in order to identify the components that contribute to the training of specialists in social work working with migrants.
Keywords: professional training, social worker, migrants, training course, study program, program syllabus, multicultural aspect.
Ковалёва Анастасия Сергеевна, Национальная академия педагогических наук Украины, аспирант Института педагогического образования и образования взрослых
E-mail: [email protected]
Особенности профессиональной подготовки социальных работников к работе с мигрантами в рамках первого цикла обучения в университетах Швеции
Аннотация: в статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки социальных работников в Швеции. Проводится анализ учебных планов с целью выявления компонентов, способствующих подготовки специалистов социальной сферы к работе с мигрантами.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, социальный работник, мигранты, учебный план, учебный курс, мультикультурный аспект.
Глобализационные и интеграционные процессы, которые охватили весь мир являются катализаторами такого процесса как миграция, который влечет за собой изменение социальной, экономической и культурной структур страны, в которой имеет место данный процесс. Экономическая нестабильность, социальное напряжение в обществе — все это только внешние проявления проблем, которые могут возникнуть в результате процесса миграции. По данным Всемирного банка, в Швеции проживает 14,1 % мигрантов, а 17,9 % населения имеют иностранное происхождение [1]. По статистическим данным почти каждая семья имеет члена иностранного происхождения. Ситуация осложняется и тем, что процент иммигрантского населения постоянно увеличивается за счет беженцев из других стран, так как Швеция привлекает переселенцев благодаря развитой системе социальной защиты и демократического отношения к каждому человеку, с соблюдением стандартов международного права.
Поэтому, актуальное значение приобретает подготовка специалистов социальной сферы, которые могли бы уравновешивать степень социального напряжения между коренными жителями и мигрантами, а также способствовали их скорейшей адаптации в шведское общество.
Шведский опыт по теории социальной работы и организации высшего социального образования представлено значительным количеством работ зарубежных исследователей, а именно: С.-А. Берглюнд (S.-A. Berglund), К. Демстедер (C. Demsteader) и др.; теоретические аспекты социальной работы с мигрантами, ее направлений и содержания в Швеции освещают исследования зарубежных ученых Б. Винерлюнга (B. Vinnerljung), Г. Криштинсдотир (G. Kristinsdottir), Т. Линдстейн (T. Lindstein) и др. Это создает благоприятные условия для изучения и обобщения опыта подготовки специалистов социальной работы с мигрантами в Швеции.
На сегодняшний день в Швеции действует 12 университетов, а также ряд курсов по повышению квалификации и неправительственных учреждений, где ведется подготовка социальных работников, среди которых наиболее авторитетными центрами подготовки является Стокгольмский университет (Stockholms universitet), Гетебургский университет (Göteborgs universitet), Лундский университет (Lunds universitet) и Лундская школа социальной работы, которая входит в состав университета, а также Карлштад-ский университет (Karlstad University).
Профессиональная подготовка социальных работников к работе с мигрантами осуществляется в рамках каждой программы первого цикла социальной работы, поскольку мультикультурный аспект и многонациональное общество являются основой для обучения в рамках каждой специальности, в частности, социальной работы.
Подготовка социальных работников осуществляется на основе учебных программ национального и международного значения, построенных в форме курсов, которые могут объединяться и создавать учебные программы.
Все учебные программы первого цикла предусматривают получение академической квалификации в области социальной работы и присуждение профессиональной степени «Бакалавр наук в области социальной работы».
Продолжительность обучения и количество кредитов одинаковая для всех учебных программ социальных работников в высших учебных заведениях Швеции. Все учебные программы, ведущие к присуждению профессиональной квалификации рассчитаны на 210 кредитов ECTS, однако, обучение можно завершить после получения 180 кредитов ECTS, если студент намерен продолжать обучение на следующих уровнях образования.
Программа рассчитана на 7 семестров обучения, из которых 6 семестров (180 кредитов ECTS) состоят из курсов первого цикла, а 7-й семестр — из курсов второго цикла обучения, которые могут быть пере зачислены студенту, при условии, что он будет продолжать обучение.
Все программы имеют одинаковую структуру обучения, предполагающую изучение обязательных курсов в пределах 1-4 семестров (по 30 кредитов на каждый семестр), практическую (полевую подготовку) в пятом семестре (30 кредитов). Шестой семестр предусматривает курс по подготовке студентов к написанию независимого дипломного проекта (15 кредитов ECTS), и непосредственно, написание дипломного проекта (15 кредитов ECTS). В соответствии с разделом 6, главы 1 Закона Швеции «О высшем образовании», темы могут избираться самостоятельно, в зависимости от сферы научного и практического интереса студента [7].
Седьмой семестр отводится на изучение обязательных и факультативных курсов, количество которых не может быть менее 15 кредитов ECTS. Факультативные курсы могут быть выбраны студентом в зависимости от отрасли специализации, из перечня курсов, преподаваемых в вузе, где осуществляется обучение или в других вузах Швеции.
Распределение кредитов в рамках содержания программы можно сгруппировать следующим образом — 165 кредитов ECTS — курсы в области социальной работы (обязательные, факультативные); 30 кредитов ECTS — учебная (полевая) практика; 15 кредитов ECTS — дипломный независимый проект.
Согласно проведенному нами анализу учебных программ Стокгольмского, Лундского и Карлштадско-го университетов, а также университетов Умео и Эвле, программы для бакалавров имеют общую цель подготовки специалистов, которая реализуется в их способности к полноценной и самостоятельной деятельности в области социальной защиты лиц, групп и общества в целом [1; 2; 3; 4; 5; 6].
Все программы первого цикла рассчитаны на овладение студентами знаниями и пониманием того, что собой представляют класс, этническая принадлежность, пол, возраст, функциональные способности, сексуальность, тендерная идентичность, религия или иные убеждения, влияющие на равные права, равные условия и дискриминацию.
Главными компонентами всех учебных программ для социальных работников является представление социальной работы как профессии, науки и учебной деятельности в различных аспектах: законодательном, личностном, социальном и профессиональном.
Среди обязательных профессионально-ориентированных курсов, направленных на работу с мигрантами важное значение приобретают: социальная работа в этническом и мультикультурном контексте, международная социальная работа [5], общественное развитие и расширение прав и возможностей социальных групп [6], социальная работа с маргинальными группами населения, дети и семьи в кризисных условиях. Необходимо отметить также курс «Личностное и профессиональное развитие», который делится на несколько частей и читается в пределах каждого семестра как сквозной элемент программы подготовки специалиста к осуществлению профессиональной деятельности. Основная цель курса научить студента действовать на основе этических принципов, задекларированных этическим Кодексом для социальных работников Международной Федерацией Социальных работников. В рамках курса студенту дается возможность развивать профессиональную идентичность, через рефлексию и формирование профессионального самосознания через саморазвитие и самосовершенствование [4; 6].
Кроме обязательных курсов, учебными программами предусмотрено изучение факультативных курсов, основная цель которых опредмечивание полученных знаний в определенной области социальной работы. В рамках подготовки социальных работников к работе с мигрантами особого внимания заслуживают курсы: стресс и психическое здоровье беженцев и мигрантов [4], работа и трудоустройство [6], дети и семья (в рамках которого изучают проблемы миграции), социальное отчуждение [3]. Все направления специализации фокусируются на уязвимости и учитывают мультикультурный аспект социальной деятельности. Курсы специализации направлены на социальные, культурные, социальные, психологические, правовые и организационные аспекты и способствуют более сознательному выбору профессиональной специализации.
Кроме обязательных и факультативных курсов, важным компонентом всех программ, как национальных, так и международных, является написание независимого дипломного проекта, по крайней мере, 15 кредитов, в пределах выбранной тематики. Независимый дипломный проект является основным требованием к присуждению студенту ученой степени бакалавр наук в области социальной работы [8].
Связующим звеном между теорией и практикой, программой предусмотрена практическая подготовка будущих социальных работников, которая охватывает деятельность в пределах 30 кредитов (в отдельных программах 7,5 кредитов). Целью практической подготовки является развитие профессиональных качеств будущих специалистов социальной работы на основе личностного отношения к будущей деятельности. Курс практической подготовки дает возможность студентам развивать профессиональную идентичность, знания и культуру в области социальной работы. В общем виде, программы подготовки социальных работников интегрируют теоретические исследования изучения форм и методов осуществления социальной работы для реализации знаний студентов на практике.
Таким образом, анализ учебных программ и курсов первого цикла подготовки социальных работников в высших учебных заведениях Швеции, показал, что университеты осуществляют комплексную подготовку специалиста, основываясь на высоких международных и национальных стандартах образования. Акцент в подготовке специалистов социальной сферы сделан на работу в общей практике, с различными категориями населения, в частности мигрантами, в мультикультурном контексте. Положительный опыт подготовки квалифицированных специалистов предполагает его заимствование для повышения качества обучения социальных работников, в странах, где проблема миграции так же актуальна, с целью оказания помощи мигрантам, развития культурно-сензитивних услуг, организации сообществ и прямого предоставления услуг инвалидам, семьям, относящихся к категории мигранты.
Список литературы:
1. Migration and Remittances. Factbook 2015. 2nd Edition. - The International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank. - 2015. - 268 p.
2. Program syllabus for Bachelor of Science in Social Work of Lund University/ДЕлектронний ресурс]. - Режим доступа: http://www.soch.lu.se/en/en/sites/soch.lu.se.en/files/syllabus-bsc.pdf
3. Program syllabus for the degree of Bachelor of science in social work of Gothenburg University/ДЕлектронний ресурс]. -Режим доступа: http://socwork.gu.se/digitalAssets/1560/1560663_programme-syllabus-bachelor-of-science-in-social-work.pdf
4. Program Study Plan For Bachelor of Science in Social Work of Karlstads University/ДЕлектронний ресурс]. - Режим доступа: http://www3.kau.se/utbildningsplaner/en/SGGEN_20112.pdf
5. Study Program in Social Work of Gavle University//[Електронний ресурс]. - Режим доступа: http://www.hig. se/Ext/En/University-of-Gavle/Education/Programmes/Programsidor/Grundniva/Study-Programme-in-Social-Work-210-cr/Courses-within-the-program.html
6. Study Programme for Social Work of Umea University/ДЕлектронний ресурс]. - Режим доступа: http://www.umu. se/utbildning/program-kurser/utbildningsplanesok/utbildningsplan-detalj?code=SYSOC
7. Swedish Higher Education Act, 1992. SFS No. 1992:1434. Reprint: SFS 2013:1117 Stockholm: Ministry of Educa-tion/ДЕлектронний ресурс]. - Режим доступа: https://www.uhr.se/en/start/laws-and-regulations/Laws-and-regula-tions/The-Swedish-Higher-Education-Act
8. Swedish Higher Education Ordinance, 1993. SFS No. 1993: 100. Reprint: SFS 2014:1096. Stockholm: Ministry of Educa-tion/ДЕлектронний ресурс]. - Режим доступа: https://www.uhr.se/en/start/laws-and-regulations/Laws-and-regula-tions/The-Higher-Education-Ordinance
Radchenya Irina Viktorovna, H. S. Skovoroda Kharkiv National Pedagogical University, postgraduate student of the Department of Theory and Methodology of Professional Education E-mail: [email protected]
Life creative potential of future teachers as the basis for preservation of the national cultural heritage of Ukraine
Abstract: the article analyzeslife creative potential of futureteachersas the basisforpreservation of the national-cultural heritage of the country. The formation of life creative potential is of invaluable importance in the process of the new generation of teachers training, therefore, some specific requirements for future teachers are offered.
Keywords: life creative potential, future teacher, cultural heritage.
Радченя Ирина Викторовна, Харьковский национальный педагогический университет имени Г. С. Сковороды, аспирант кафедры теории и методики профессионального образования E-mail: [email protected]
Жизненнотворческий потенциал будущего учителя как основа к сохранению отечественного культурного наследия Украины
Аннотация: В статье проанализирован жизненнотворческий потенциал будущего учителя как основа к сохранению отечественного культурного наследия страны. Незаурядной значимости формирование жизнен-нотворческого потенциала приобретает в процессе подготовки нового поколения учителей, поэтому выдвигаются определенные требования к будущим педагогам.
Ключевые слова: жизненнотворческий потенциал, будущий учитель, культурное наследие.
В условиях экономического и экологического кризиса Решение указанных задач требует трансформации
в Украине сохранение отечественного культурного насле- ценностного содержания подготовки будущего учителя, в
дия отнесено к кругу приоритетных проблем. частности: умение вести проектную, исследовательскую
Именно поэтому к личности учителя предъявляются деятельность; быть не столько носителем отечественных
повышенные требования, которые относятся к профес- ценностей, сколько их исследователем, осуществлять их
сиональным и личностным качествам. Он должен быть не анализ на основе системы знаний и умений о жизни и
только высококвалифицированным специалистом-про- творчестве, создавать благоприятную среду обучения и
фессионалом, но и человеком высокой жизненнотворче- воспитания учащихся.
ской культуры в своей профессии. Статус и роль учителя Понятие «жизненнотворческий потенциал» вме-
как профессионала и личности определяются его подготов- стительное и интеграционное образование. Термин «по-
ленностью. Обеспечение радикального повышения про- тенциал» достаточно широко используется в различных
фессионализма в сочетании с общей жизненнотворческой отраслях современного знания. В связи с этим он не
культурой предполагает процесс разностороннего развития имеет единственного и однозначного определения, по-
будущего учителя, формирования гуманистической педаго- скольку в зависимости от конкретной точки зрения или
гической позиции на основе единства профессиональной, отрасли науки трактуется авторами по-разному. Так,
общественно-экономической и творческой подготовки. общеизвестно, что термин «потенциал» происходит от