Научная статья на тему 'Роудмаппинг как инструмент стратегического управления предприятием в условиях инновационного развития экономики'

Роудмаппинг как инструмент стратегического управления предприятием в условиях инновационного развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожные карты / роудмаппинг / планирование / инновационное развитие / инновации / эффективность. / road maps / roadmapping / planning / innovation development / innovations / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н Ю. Кауфман

В статье рассмотрен инструмент стратегического управления предприятиями в условиях инновационного развития. Для решения поставленной задачи предлагается использовать метод построения дорожных картроудмаппинг. Применение данного метода позволит руководству получить ориентир своего развития во времени с учетом рисков и особенностей развития рынка, а также отслеживать историю каждого ключевого решения в намеченном плане

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROADMAPPING AS A TOOL OF STRATEGIC MANAGEMENT IN CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY

The article describes the tool for strategic management of enterprises in conditions of innovative development. To solve this problem is proposed to use the method of constructing the road maps, roadmapping. The use of this method will allow management to guide its development in time taking into account the risks and characteristics of the development of the market, and track the history of each key decision in the planned plan.

Текст научной работы на тему «Роудмаппинг как инструмент стратегического управления предприятием в условиях инновационного развития экономики»

УДК 331.1

Н.Ю. Кауфман

канд. экон. наук, доцент, кафедра «Управление персоналом» БУ ВО «Сургутский государственный университет»

г. Сургут

РОУДМАППИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье рассмотрен инструмент стратегического управления предприятиями в условиях инновационного развития. Для решения поставленной задачи предлагается использовать метод построения дорожных карт - роудмаппинг. Применение данного метода позволит руководству получить ориентир своего развития во времени с учетом рисков и особенностей развития рынка, а также отслеживать историю каждого ключевого решения в намеченном плане.

Ключевые слова: дорожные карты, роудмаппинг, планирование, инновационное развитие, инновации, эффективность.

N.Yu. Kaufman, Surgut state University, Surgut

ROADMAPPING AS A TOOL OF STRATEGIC MANAGEMENT IN CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY

Abstract. The article describes the tool for strategic management of enterprises in conditions of innovative development. To solve this problem is proposed to use the method of constructing the road maps, roadmapping. The use of this method will allow management to guide its development in time taking into account the risks and characteristics of the development of the market, and track the history of each key decision in the planned plan.

Keywords: road maps, roadmapping, planning, innovation development, innovations, efficiency.

На современном этапе развития экономики - экономики знаний, конкурентоспособным предприятиям необходимо генерировать, обрабатывать, распределять и обмениваться информацией и знаниями с субъектами как внешней, так и внутренней среды.

Побудительным механизмом инновационного развития предприятия является конкуренция рынка. Следовательно, инновационность подчиняется законам конкуренции как необходимому свойству рыночной экономики, без которого рыночная система не будет работоспособной. Предприятия, первыми освоившие эффективные инновации, получают хорошее преимущество перед конкурентами.

Существует прямая зависимость уровня инновационного развития предприятия от участия в инновационной деятельности сферы управления [4]. Наиболее значимым качеством управления инновационным развитием является гибкость и способность переориентироваться на решение новых задач, использовать новые, адекватные формы и методы управления.

Инновационная деятельность связана с применением, технологических, маркетинговых, экологических инноваций. Таким образом, инновационная деятельность компании, главной целью которой является разработка и коммерциализация новых товаров и услуг, технологий, создание и применение новых знаний, может быть конку-

рентоспособной при наличии жизнеспособной стратегии.

Серьезной проблемой в инновационном развитии компаний является: слабое применение технологий развития предприятия и отсутствие системы внедрения нововведений, сложность анализа и выявления скрытых проблем в деятельности, слабый потенциал организационный, кадровый, мотивационный и др., что приводит к существенному снижению темпов развития [5, с. 55].

Существенных успехов в инновационном развитии и управлении инновационной деятельностью добились зарубежные компании. При изучении их практического опыта в применении стратегий можно проследить использование современных методов планирования и прогнозирования деятельности предприятий.

При рассмотрении опыта успешных компаний, применяющих инновационные технологии, можно выделить метод применения дорожных карт или роудмаппинг. Термин «роудмаппинг» впервые появился в политике и в переводе с английского языка означает движение по дорожной карте. Роудмаппинг направлен на развитие компании в будущем и настоящем с помощью построения своего пути - дорожной карты, в которой учитываются такие компоненты как состояние рынка, конкурентов, технологий, продуктов (услуг), кадрового потенциала. Основной задачей роудмаппинга является планирование инновационной составляющей компании.

Для России данный инструмент достаточно молод, в практике чаще используется термин «план мероприятий» вместо термина «дорожная карта». Активно разрабатываться дорожные карты начали в 2012 году на федеральном уровне. Например, дорожная карта «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса» (распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 953-р) [7].

Многие субъекты Российской Федерации также начали принимать региональные дорожные карты (например, распоряжение Правительства Москвы от 30 апреля 2013 г. № 232-РП «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в городе Москве»» и др. [8].

С помощью дорожных карт можно составлять возможные сценарные варианты развития компании во времени и рассчитать ее потенциальную эффективность с конкретными показателями и результатами, к которым должна прийти компания. Дорожные карты - инструмент к достижению планируемых стратегических целей.

В соответствии с планом инновационного развития компании дорожные карты согласовываются с рыночными стратегиями и научно-технологическими планами, дают возможность сконцентрироваться на долгосрочных планах, улучшая взаимосвязи и позволяя идентифицировать потребности выявить сильные и слабые стороны компании. Данный процесс помогает сосредотачивать мышление управленцев на самых важных приоритетах в каждом шаге процесса планирования [3].

Построение дорожной карты предприятия как правило начинается с определения приоритетных направлений компании. Далее определяется наличие и соотношение имеющихся ресурсов: кадровых, финансовых, технологических, так как любое развитие

изменяет характер и содержание труда. Инновационное же развитие связано с решением интеллектуальных задач, которые требуют от работников дополнительных знаний при принятии управленческих и производственных решений [1].

Основной целью роудмаппинга является идентификация стратегии предприятия на каждом этапе работы и для каждого ключевого подразделения, что позволяет сосредоточить управление на вопросах ключевых технологий, которые должны быть приобретены или разработаны, особенностях, которые должны быть реализованы в продуктах для удовлетворения высокотребовательного потребителя или рыночных потребностей [6]. После выбора приоритетных направлений выстраиваются маршруты развития по таким направлениям как инновации, персонал, технология.

В техническом плане дорожная карта может быть выполнена в виде графической схемы, сетевого графика, алгоритма, блок-схемы и т.д., с обозначением основных контрольных точек, обозначающих определенный важный этап развития объекта (процесса) и одновременно пункт принятия управленческих решений. В контрольных точках могут решаться вопросы с возможными рисками, рекомендации по разрешению возникающих проблем, необходимые мероприятия и финансово-экономические инструменты [2]. Дорожная карта является путеводителем для руководства предприятия, позволяя проводить корректировку деятельности в соответствии с промежуточными результатами.

Назначение дорожных карт зависит от объекта, и могут быть следующего назначения:

- дорожные карты развития отрасли;

- корпоративные - направленные на развитие конкретного предприятия;

- направленные на развитие конкретного продукта;

- технологические дорожные карты;

- развитие каких либо отдельных бизнес-процессов предприятия.

Преимуществом применения предприятиями дорожных карт является концентрация на долгосрочном планировании, улучшение взаимосвязей и автономности планов, выявление сильных и слабых сторон на определенный период времени, что позволяет избегать, а не решать возможные проблемы будущего. Создание дорожных карт даёт возможность отслеживать историю каждого ключевого решения в плане, являясь связующим звеном между стратегией бизнеса, данными о рынке и технологическими инновационными решениями.

Список литературы:

1. Баев И. А., Глазкова Ю.С. Дорожные карты инструмент инновационного планирования на предприятия [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2010. № 39 (215). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/dorozhnye-karty-instrument-innovatsionnogo-planirovaniya-na-predpriyatiya (дата обращения: 07.03.2017).

2. Глушко Е.К. Дорожные карты. Российское право: нормы и практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.hse.ru/data/2013/12/05/1336554723.pdf (дата обращения: 07.03.2017).

3. Гретченко А.И «Дорожная карта» - новый инструментарий долгосрочного

планирования инновационной экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=15138882 (дата обращения: 20.02.2017).

4. Кауфман Н.Ю. Теоретические основы предпринимательской составляющей в инновационном развитии предприятий // Проблемы экономики и управления в XXI веке: актуальные вопросы, тенденции, перспективы». - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». С. 119-145 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/ item.asp?id=26682134 (дата обращения: 28.10.2016).

5. Кауфман Н.Ю. Применение стратегии KAIZEN + KAIRYO в условиях инновационного развития предприятий // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития: сборник материалов XXX Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016.

6. Мельник Д. А., Ханина А.В. Особенности построения дорожных карт как инструмента прогнозирования развития инновационных предприятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23892060 (дата обращения: 20.02.2017).

7. Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 953-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса»» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/ 41d46dceb78a9863ee05.pdf (дата обращения: 20.02.2017).

8. Распоряжение Правительства Москвы от 30 апреля 2013 г. № 232-РП «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в городе Москве»» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mosopen.ru/document/ 232_rp_2013-04-30 (дата обращения: 20.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.