ва, от эмоционального контакта с окружающими, от верной оценки возможностей личности и ее партнеров по работе, от эффективного обмена знаниями и эмоциями между ними.
Обобщая результаты многолетних исследований, Нил Эшкенази делает вывод, что позитивный настрой является самым желаемым эмоциональным явлением в организации, поскольку стимулирует творчество и когнитивную гибкость, позволяет добиться лучших результатов во время переговоров, повышает производительность труда1. Люди в негативном настроении менее удовлетворены своей работой, что в конечном итоге может привести к увольнению, а значит к потере человеческого капитала.
Подводя итоги, отметим, что управление человеческим капиталом в организации должно учитывать эмоциональные аспекты, проявляющиеся в трех основных направлениях. Во-первых, развитие эмоционального интеллекта сотрудников. Во-вторых, учет эмоциональных аспектов мотивирования. И, наконец, подержание позитивного эмоционального климата в организации, и формирование эмоциональной приверженности персонала, как условия реализации и развития человеческого капитала. Необходимо отметить, что выделенные направления можно рассматривать в качестве задач, которые требуют развития и серьезных эмпирических исследований.
Гретченко А.И.
д.э.н., заслуженный деятель науки РФ, профессор Всероссийской государственной налоговой академии
«ДОРОЖНАЯ КАРТА» - НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
В бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» Д. А. Медведев отметил, что «стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием... следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития. повышение надежности экономических прогнозов . обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной сре-ды»2.
Планирование в условиях рыночных отношений и формирования инновационной экономики (новой экономики) имеет определенную специфику. В развитых в экономическом отношении странах, активно осваивающих геоэкономическое пространство, основное внимание уделяется долгосрочному планированию в противовес планированию ежегодному.
Долгосрочное планирование определяется как период, простирающийся за пределы того времени, которое дает возможность точного предвидения отдельных научно-технологических процессов и процессов, происходящих в новой экономике. Долгосрочное планирование - это процесс определения желаемого положения экономического субъекта в будущем и составления планов для достижения этого положения.
Динамика рынков, тенденции внутри отрасли, сдвиги в ассортименте, технологические нововведения - все это воздействует на деятельность экономического субъекта и предопределяет его перспективу. Минимальный период эффективного долгосрочного планирования - пять лет, но многие зарубежные хозяйствующие субъекты делают наметки на десять и более лет вперед.
Считается, что планирование должно быть непрерывным. Первоначально составленный план служит лишь отправной точкой. Постоянный пересмотр и ревизия планов необходимы, чтобы они сохраняли свою актуальность и приносили максимальную пользу, чтобы можно было проверить, как идет выполнение планов, изменить их в зависимости от конкретной обстановки.
Внимание, уделяемое долгосрочному планированию, является характерной особенностью современного мирового рыночного производства. Геоэкономическая стратегия опирается на реальную возможность вычленять (стратифицировать) во внешней системе первоклассные образцы организационно-функциональных структур инновационного плана с тем, чтобы в дальнейшем их опыт функционирования использовать при модернизации национальной экономической, хозяйственной, социальной и др. инфраструктур. Это дает возможность формировать в стране «точки и очаги» экономического роста и национальное инновационное «поле», адекватное мировому. В этом залог сопряжения, успешного встраивания различных национальных хозяйствующих субъектов в мировую систему (в мировые интернационализированные воспроизводственные циклы), что создает условия для прорывов в ареалы «мирового роста», пополняя свои национальные бюджеты за счет участия в формировании и перераспределении мирового дохода.
В зарубежной практике современный метод планирования и прогнозирования3 деятельности хозяйствующего субъекта называется роудмаппинг. Основной акцент роудмаппинга - это инновации и новые технологии. В начале текущего столетия в высоко технологически развитых странах роудмаппинг был признан как самый эффективный метод планирования, прогнозирования и управления деятельностью глобальных хозяйствующих субъектов, активно
1 Ashkanasy N.M. Emotions in organizations: a multi-level perspective // Multi-level issues in organizational behavior and strategy
research in multi-level issues. 2003. - Vol. 29-54. - Р. 27-49.
2
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011-2013 годах». http://www.consultant.ru/law/hotdocs/9433.html
3 п
В последнее время стало модно заниматься прогнозированием, многие ученые и экономисты взяли на вооружение такие термины, как technology foresight (технологический Форсайт), business-planning (бизнес-планирование) и technology roadmapping (построение технологических дорожных карт), не всегда до конца представляя, что скрывается за этими красивыми названиями.
внедряющих нововведения и участвующих в формировании своих национальных инновационных систем. Термин ро-удмаппинг пришел в экономику из политики и дословно означает в переводе с английского языка - движение по дорожной карте.
Внедрение дорожных карт помогает уверенно достигать ключевых стратегических целей. Для каждой инновационной продуктовой линии дорожные карты согласуют рыночную стратегию с научно-технологическими планами и планами по новым технологиям и инновационным продуктам. Дорожные карты помогают сконцентрировать внимание на долгосрочном планировании и улучшают взаимосвязи, автономность планов, являются основой для корпоративного научно-технологического планирования, идентификации потребностей, сильных и слабых сторон хозяйствующего субъекта. Этот процесс помогает сосредотачивать мышление управленцев на самых важных приоритетах в каждом шаге процесса планирования.
Создание дорожных карт позволяет проследить историю каждого ключевого решения в плане. Дорожные карты для нескольких инновационных продуктовых линий дают возможность обозревать общую картину научно-технологических потребностей, которая может представлять собой общую единую программу исследований и разработок, либо приобретения технологий и ноу-хау. Выбор между разработкой базовых технологий либо их приобретением - решение ближайшего времени, но с долгосрочными последствиями. Прогностические возможности технологического дорожного картирования могут быть применены в процессе формирования приоритетов государственной научно-технической политики в той или иной сфере, а также в ходе планирования мероприятий по её реализации.
Отличительная особенность дорожных карт по сравнению с другими корпоративными документами планирования - учет времени и подробнейшая взаимоувязанная детализация планов, предусматривающая итерационно-адаптивное управление в достижении стратегических целей и задач хозяйствующего субъекта. Она наполнена важной информацией. Ее новизна и значимость заключается в представлении научно-технологической программы. Технологические изменения не показаны как развитие во времени, но связаны с инновационной продуктовой стратегией. Это очень важно для современной российской экономики, активно стремящейся к освоению мирового экономического пространства, к выходу на высокие позиции мировой конкурентоспособности.
В России дорожное картирование пока не очень распространенный инструмент планирования, поэтому как таковые унифицированные методические подходы и алгоритмы формирования дорожных карт еще не сформированы, структура и форма данного документа жёстко не заданы, а весь процесс картирования отличается высокой степенью творчества.
Можно указать следующие причины, по которым отечественным хозяйствующим субъектам следует использовать инструментарий дорожного картирования:
• Создание дорожной карты - это, прежде всего, эффективное планирование всех областей и факторов, которые задействованы в развитии инновационной продуктовой линии.
• Дорожные карты включают такую точную характеристику, как время. Ее создание помогает руководителям хозяйствующих субъектов удостовериться в том, что в нужный момент они будут обладать технологиями и мощностями, необходимыми для осуществления своей стратегии и планов.
• Дорожные карты являются связующим звеном между стратегией бизнеса, данными о рынке и технологическими инновационными решениями.
• С помощью дорожных карт обнаруживаются пробелы (недочёты) в планах компании, фирмы, что позволяет избежать, а не решать возможные проблемы в будущем.
• На каждом этапе процесса создания дорожной карты акцент делается на нескольких самых важных аспектах: потребность покупателей и ее динамика, инвестиции в технологии и т.д. Таким образом, удается использовать время и ресурсы самым разумным образом. С помощью дорожных карт удается ставить более реалистичные цели.
• Дорожная карта вырабатывает своеобразный «путеводитель» для руководителей компании, фирм, позволяя, таким образом, идентифицировать промежуточные результаты и корректировать направления деятельности.
• Совместное использование нескольких дорожных карт позволяет стратегически использовать технологии во всей инновационной товарной специализации хозяйствующего субъекта.
• Создание дорожных карт подразумевает обмен информацией между представителями организации, покупателями, поставщиками и другими заинтересованными в развитии объекта картирования сторонами. Используя дорожную карту, можно весьма доступно объяснить как поставщикам, так и покупателям, в каком направлении движется компания, фирма.
Вместе с тем, следует отметить, что в России медленно и неуклонно вызревает фундаментальная парадигма развития - геоэкономическая. Этому способствует сгущающаяся атмосфера глобальных «пертурбаций», невиданный доселе рывок мировой системы в постиндустриальные горизонты, стремительный выход на мировую арену новых глобальных игроков, приступивших к переделу мировых ресурсных «полей» и ареалов экономического влияния.
В то же время спрос в России рождает не предложение, а рост импорта и цен. Конкурентоспособность еще не стала ключевой характеристикой российского бизнеса. Термин «сырьевой придаток» не потерял актуальность, наоборот, кризис лишь укрепил его. До последнего времени экспорт ресурсов в «сыром» виде решает только текущие проблемы, так как дает «быстрые деньги», но не способен обеспечить стратегическое развитие. В кризисный период отечественная экономика упала сильнее, чем диверсифицированные экономики других стран, и выходит из кризиса медленнее, чем они.
Как бы не оказаться в этой ситуации в аутсайдерах и на обочине мирового развития? Как своевременно отреагировать на вызовы времени, на опасность тотальной отсталости, нищеты и захудалости? Значит, не потерял актуальности и классический вопрос: «Что делать?»
В истории любой страны бывают периоды и ситуации, когда не принимать решений уже нельзя. Такие решения выступают как «поворотные пункты», имеют парадигмальный характер и на долгие годы закрепляют новый тренд и вектор развития.
Россия была и остается игроком на мировой арене. Но каким? Сегодня, как никогда, особую важность приобретает своевременное осознание новых мировых процессов и тенденций развития. Среди них - глобализация. Она внесла существенные коррективы: мир стремительно меняется - экономизация мировой политики, выход на главенствующие позиции геоэкономического пространства и в его рамках стремительная транснационализация хозяйственной жизни - вот сегодняшняя мощная мировая доминанта.
В этих условиях Россия должна перейти от «экономики сырья» к «экономике созидания». Для этого действительно нужно стимулировать научно-техническое творчество, модернизировать образование, заниматься прорывными проектами, поддерживать спрос на продукты инновационной деятельности, создавать законодательные условия для «новаторства во всех сферах общественной жизни». Россия должна стать привлекательным местом работы для высококвалифицированных специалистов из любой страны мира.
В настоящий момент в России востребованы новейшие подходы к пониманию проблемы инновационной экономики, мобилизации интеллектуальных и научно-исследовательских ресурсов в тесном взаимодействии с законотворческой деятельностью в целях воплощения в жизнь долговременных планов преобразования России.
Только занятие активной позиции в освоении геоэкономического пространства и консолидированный доступ к мировым ресурсам в целях национального развития позволит удержать стратегический вектор России. Только тесное взаимодействие с мировым инновационно-воспроизводственным комплексом обеспечит России выход на модернизацию страны и высокий уровень ее конкурентоспособности. Но для этого необходимо формировать «дорожные карты» по всем этим направлениям, думать о стратегической перспективе, а не пытаться заработать деньги «здесь и сейчас», не использовать незаконные и неэтичные методы борьбы с конкурентами.
Список литературы
1. Геоэкономика и конкурентоспособность России: Научно-концептуальные основы геоэкономической политики России: Научно-аналитический доклад / М.Ю. Байдаков, Н.Ю. Конина, Э.Г. Кочетов, Е.В. Сапир, В. Л. Сельцовский, Н.С. Столярова, Е.Д. Фролова; Под науч. ред. Э.Г. Кочетова; Обществ. ак. наук геоэкономики и глобалистики. - М.: Книга и бизнес, 2010. - С. 26.
2. Десятый Всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий» // Российский журнал менеджмента. - М., 2009. - Т. 7, № 2. - С. 147-151.
3. Джемала М. Корпоративная «дорожная карта» - инновационный метод управления знаниями в корпорации // Российский журнал менеджмента. - М., 2008. - Т. 6, № 4. - С. 149-168.
4. Санин В.В. Баланс и конфликт интересов стейкхолдеров в стратегических и бизнес-планах компании // Корпоративные финансы. 2009. - № 2 (10). - С. 112-132.
5. Селиверстов В.Е. Формирование многоуровневой системы стратегического планирования: методология, инструменты, институты // Регион: экономика и социология. 2009. - № 2. - С. 207-218.
6. Президент России. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 года. http://www.kremlin.ru/ transcripts/5979.
7. Эйсмоглу Дарон. Кризис 2008 года: структурные уроки для экономики // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. - Т. 7, № 2. - С. 9-17.
8. Ясин Е.Г., Лебедева Н.М. Культура и инновации: к постановке проблемы // Форсайт. - М., 2009. - № 2. - С. 16-26.
Гусев А.А.
к.э.н., доцент Финансового университета
ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В ОТРАСЛЯХ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: РИСКИ И РЕАЛЬНЫЕ ОПЦИОНЫ
Модернизация экономики Российской Федерации и переход на инновационный путь развития являются в последние годы приоритетами государственной политики. Перспективы инновационного развития во многом связаны с возможностями наиболее эффективного использования имеющегося потенциала государственных и частных структур. Объекты инновационной экономики являются относительно новыми для России и находятся в стадии становления. Теоретические и практические подходы экономической науки, обеспечивающие их создание и сопровождение, находятся в стадии разработки. Одна из основных задач, которые приходится решать при анализе объектов инновационной экономики - создание адекватного и эффективного методического обеспечения деятельности, прежде всего, в рамках инфраструктурных проектов.
В социально-экономическом развитии развитых стран современной инфраструктуре принадлежит ключевая роль. Межгосударственные статистические сопоставления свидетельствуют о том, что увеличение всего лишь на 1% инфраструктурных мощностей на душу населения в среднем ассоциируется с таким же приростом душевого вало-