ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Д-р экон. наук А. И. Гретченко
канд. экон. наук И. В. Горохова
НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Рассматривается долгосрочное планирование как важнейший элемент управления в мировой экономике. Стратегическая дорожная карта является частью форсайта1 хозяйствующего субъекта. Это особая форма стратегического планирования, которая способствует нахождению верных решений в отношении изменений среды, все больше усиливающих конкуренцию. В статье дается объяснение этого вида стратегического планирования.
Ключевые слова и словосочетания: стратегическое планирование, конкуренция, дорожная карта.
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» Д. А. Медведев выдвинул одной из приоритетных задач «...координацию долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием. следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития. повышению надежности экономических прогнозов. обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды»2.
Планирование в условиях рыночных отношений и формирования инновационной экономики (новой экономики) имеет определенную специфику. В развитых в экономическом отношении странах, активно осваивающих геоэкономическое пространство, основное внимание уделяется долгосрочному планированию в противовес планированию ежегодному.
Долгосрочное планирование определяется как период, простирающийся за пределы того времени, которое дает возможность точного
1 Форсайт (от англ. foresight - предвидение) - методика долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального развития, основанная на опросе экспертов. Форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.
2 Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29 июня 2010 г. «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» // www.consultant.ru/law/hotdocs/9433.html
предвидения отдельных научно-технологических процессов, происходящих в новой экономике. Это процесс определения желаемого положения экономического субъекта в будущем и составления планов для достижения этого положения.
Динамика рынков, тенденции внутри отрасли, сдвиги в ассортименте, технологические нововведения - все это воздействует на деятельность экономического субъекта и предопределяет его перспективу. Минимальный период эффективного долгосрочного планирования составляет пять лет, но многие зарубежные хозяйствующие субъекты делают прогнозы на десять и более лет вперед.
Считается, что планирование должно быть непрерывным. Первоначально составленный план служит лишь отправной точкой. Постоянный пересмотр и ревизия планов необходимы, чтобы они сохраняли свою актуальность и приносили максимальную пользу.
Современное мировое рыночное производство уделяет большое внимание долгосрочному планированию. Геоэкономическая стратегия опирается на реальную возможность вычленять (стратифицировать) во внешней системе первоклассные образцы организационно-функциональных структур инновационного плана, с тем чтобы в дальнейшем их опыт функционирования использовать при модернизации национальной экономической, хозяйственной, социальной и других инфраструктур. Это дает возможность формировать в стране национальное инновационное поле, адекватное мировому. В этом залог успешного встраивания различных национальных хозяйствующих субъектов в мировую систему (в мировые интернационализированные воспроизводственные циклы), что создает условия для прорывов в ареалы мирового роста, пополняя свои национальные бюджеты за счет участия в формировании и перераспределении мирового дохода.
В зарубежной практике современный метод планирования и про-гнозирования1 деятельности хозяйствующего субъекта называется ро-удмаппингом. В начале текущего столетия в технологически развитых странах роудмаппинг был признан как самый эффективный метод планирования, прогнозирования и управления деятельностью глобальных хозяйствующих субъектов, активно внедряющих нововведения и участвующих в формировании своих национальных инновационных систем. Этот термин пришел в экономику из политики и в переводе с английского языка дословно означает движение по дорожной карте.
1 В последнее время стало модно заниматься прогнозированием. Многие ученые и экономисты взяли на вооружение такие термины, как technology foresight (технологический форсайт), business-planning (бизнес-планирование) и technology roadmapping (построение технологических дорожных карт), не всегда до конца представляя, что скрывается за этими красивыми названиями.
Внедрение дорожных карт помогает уверенно достигать ключевых стратегических целей. Для каждой инновационной продуктовой линии они согласуют рыночную стратегию с научно-технологическими планами.
Отличительная особенность дорожных карт по сравнению с другими корпоративными документами планирования - учет времени и подробнейшая взаимоувязанная детализация планов, предусматривающая итерационно-адаптивное управление в достижении стратегических целей и задач хозяйствующего субъекта.
В России дорожное картирование - пока не очень распространенный инструмент планирования, поэтому как таковые унифицированные методические подходы и алгоритмы формирования дорожных карт еще не сформированы, структура и форма данного документа жестко не заданы, а весь процесс картирования отличается высокой степенью творчества.
Можно указать следующие причины, по которым отечественным хозяйствующим субъектам следует использовать инструментарий дорожного картирования:
- их создание помогает руководителям хозяйствующих субъектов удостовериться в том, что в нужный момент они будут обладать технологиями и мощностями, необходимыми для осуществления своей стратегии и планов;
- они являются связующим звеном между стратегией бизнеса, данными о рынке и технологическими инновационными решениями;
- с помощью дорожных карт обнаруживаются пробелы (недочеты) в планах компании, что позволяет избежать, а не решать возможные проблемы в будущем;
- они позволяют ставить более реалистичные цели;
- дорожная карта дает возможность идентифицировать промежуточные результаты и корректировать направления деятельности;
- использование нескольких дорожных карт позволяет стратегически использовать технологии во всей инновационной товарной специализации хозяйствующего субъекта.
Вместе с тем следует отметить, что в России медленно и неуклонно вызревает геоэкономическая фундаментальная парадигма развития. Этому способствуют сгущающаяся атмосфера глобальных пертурбаций, невиданный доселе рывок мировой системы в постиндустриальные горизонты, стремительный выход на мировую арену новых глобальных игроков, приступивших к переделу мировых ресурсных полей и ареалов экономического влияния.
В то же время спрос в России рождает не предложение, а рост импорта и цен. Конкурентоспособность еще не стала ключевой характери-
стикой российского бизнеса. Термин «сырьевой придаток» не потерял актуальность, наоборот, кризис лишь укрепил его. Экспорт ресурсов в «сыром» виде решает только текущие проблемы, так как дает «быстрые деньги», он не способен обеспечить стратегическое развитие. В кризисный период отечественная экономика упала сильнее, чем диверсифицированные экономики других стран, и выходит из кризиса медленнее, чем они.
Как бы не оказаться в этой ситуации в аутсайдерах и на обочине мирового развития? Как своевременно отреагировать на вызовы времени, на опасность тотальной отсталости, нищеты и захудалости?
В истории любой страны бывают периоды и ситуации, когда не принимать решений уже нельзя. Такие решения выступают как поворотные пункты, имеют парадигмальный характер и на долгие годы закрепляют новый тренд и вектор развития.
Сегодня как никогда особую важность приобретает своевременное осознание новых мировых процессов и тенденций развития. Среди них - глобализация. Она внесла существенные коррективы: экономиза-ция мировой политики, выход на главенствующие позиции геоэкономического пространства и в его рамках стремительная транснационализация хозяйственной жизни.
В этих условиях Россия должна перейти от «экономики сырья» к «экономике созидания». Для этого нужно стимулировать научно-техническое творчество, модернизировать образование, заниматься прорывными проектами, поддерживать спрос на продукты инновационной деятельности, создавать законодательные условия для новаторства во всех сферах общественной жизни. Россия должна стать привлекательным местом работы для высококвалифицированных специалистов из любой страны мира.
Все эти цели ставились в программе Грефа, подготовленной в 2000 г. как предвыборная программа президента Российской Федерации В. В. Путина. Ставились они и в последующих среднесрочных и долгосрочных программах. Вместе с тем необходимо признать, что за эти годы не появилось главного - системы, которая поддерживает развитие высокотехнологичных производств, внедрение инноваций. Благие цели превращались в лучшем случае в соответствующие им пункты планов правительства, частично реализованные, а частично положенные под сукно.
В настоящий момент в России востребованы новейшие подходы к пониманию проблемы инновационной экономики, мобилизации интеллектуальных и научно-исследовательских ресурсов в тесном взаимодействии с законотворческой деятельностью в целях воплощения в жизнь долговременных планов преобразования России, заложенных в
послании президента Российской Федерации Д. А. Медведева (ноябрь 2009 г.), а также стратегических планов выведения России на лидирующие позиции. «...Вместо прошлой построим настоящую Россию -современную, устремленную в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда...»1 - именно так сформулировал президент России Д. А. Медведев смысл и цель пара-дигмального поворота в судьбе России.
Занятие активной позиции в освоении геоэкономического пространства и консолидированный доступ к мировым ресурсам в целях национального развития позволят удержать стратегический вектор России. Только тесное взаимодействие с мировым инновационно-воспроизводственным комплексом обеспечит России высокий уровень ее конкурентоспособности. А для этого необходимо формировать дорожные карты, думать о стратегической перспективе, а не пытаться заработать деньги «здесь и сейчас» и использовать незаконные и неэтичные методы борьбы с конкурентами.
Список литературы
1. Геоэкономика и конкурентоспособность России. Научно-концептуальные основы геоэкономической политики России : научно-аналитический доклад / М. Ю. Байдаков, Н. Ю. Конина, Э. Г. Кочетов, Е. В. Сапир, В. Л. Сельцовский, Н. С. Столярова, Е. Д. Фролова; под науч. ред. Э. Г. Кочетова; Обществ. акад. наук геоэкономики и глобалистики. - М. : Книга и бизнес, 2010.
2. Десятый Всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий» // Российский журнал менеджмента. -2009. - Т. 7. - № 2.
3. Джемала М. Корпоративная «дорожная карта» - инновационный метод управления знаниями в корпорации // Российский журнал менеджмента. - 2008. - Т. 6. - № 4.
4. Санин В. В. Баланс и конфликт интересов стейкхолдеров в стратегических и бизнес-планах компании // Корпоративные финансы. - 2009. - № 2 (10).
5. Селиверстов В. Е. Формирование многоуровневой системы стратегического планирования: методология, инструменты, институты // Регион: экономика и социология. - 2009. - № 2.
6. Эйсмоглу Д. Кризис 2008 года: структурные уроки для экономики // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2009. - Т. 7. - № 2.
1 www.kremlin.ru/transcripts/5979