Научная статья на тему 'Российское востоковедение - самопознание евразийской России (на примере республики Башкортостан)'

Российское востоковедение - самопознание евразийской России (на примере республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ РОССИЯ / ТЮРКИ / МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА / ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ КУЛЬТУР / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ / МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОГЛАСИЕ / РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН / ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС / БАШКИРОВЕДЕНИЕ / ТЮРКОЛОГИЯ / ИСЛАМОВЕДЕНИЕ / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / CULTURES'' MUTUAL ENRICHMENT / EURASIAN RUSSIA / TURKIC PEOPLES / MUSLIM CULTURE / MULTI-NATIONALITY / THE MULTI-CONFESSIONAL / SOCIAL CONSENSUS / CIVIL EQUAL RIGHTS / STATE INTERESTS / THE BASHKIR NATION STUDIES / TURKIC LANGUAGES STUDIES / ISLAMIC STUDIES / SOURCE STUDY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галяутдинов Ишмухамет Гильмутдинович, Семенов Сергей Николаевич

The article tackles the problems of Eurasian Russia's self-cognition, since the Orient is an integral part of the Russian civilization. Oriental roots and influence cannot only be traced down to the peoples of Russia, traditionally referred to Oriental, but also to other ethnic communities, including Russian people. Therefore, the Russian oriental study is considered as comprehension of the historical past, present and future of the peoples inhabiting Russia. This all predetermines the significance of the Russian Federation orientalists' community activities in the modern period of history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Галяутдинов Ишмухамет Гильмутдинович, Семенов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ORIENTAL STUDIES AS SELF-COGNITON OF THE PEOPLES OF EURASIAN RUSSIA (the Republic of Bashkortostan as an Example)

The article tackles the problems of Eurasian Russia's self-cognition, since the Orient is an integral part of the Russian civilization. Oriental roots and influence cannot only be traced down to the peoples of Russia, traditionally referred to Oriental, but also to other ethnic communities, including Russian people. Therefore, the Russian oriental study is considered as comprehension of the historical past, present and future of the peoples inhabiting Russia. This all predetermines the significance of the Russian Federation orientalists' community activities in the modern period of history.

Текст научной работы на тему «Российское востоковедение - самопознание евразийской России (на примере республики Башкортостан)»

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ЭКОНОМИКА

И.Г. Галяутдинов, С.Н. Семенов

РОССИЙСКОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ -САМОПОЗНАНИЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ РОССИИ

(на примере Республики Башкортостан)

Восток для России — важная составляющая самой российской цивилизации. Восточные корни и их влияние прослеживаются во многих аспектах культуры не только у тех народов, которые традиционно относятся к восточным, но и у других, в т.ч. у русского. И поэтому российское востоковедение — это самопознание евразийской России, осмысление исторического прошлого, настоящего и будущего ее народов. Этим обусловлено и большое значение деятельности сообщества востоковедов современной Российской Федерации.

Судьбоносное событие — добровольное присоединение Башкортостана к Русскому государству (1557), 450-летие которого отмечали 2007 г., во многом определило направление его дальнейшей внутренней и внешней политики, развитие экономики, культуры, государственного устройства, в т.ч. и его отношения с Востоком. Присоединение богатого и обширного края, населенного одним из активных, политически развитых, обладающих мощным воинским потенциалом тюркских народов — башкирами, проживающими в ключевом регионе между Европой и Азией, ознаменовало формирование великой евразийской державы — России.

Русское государство с давних времен (со времен Древней Руси) имело тесные и многообразные контакты с азиатскими странами и их народами, выступало своеобразным «связующим звеном» между Западом и Востоком. Однако надо

отметить, что в данном случае впервые произошло не завоевание, не временное соглашение или переход отдельных родов и племен в соседнее государство. Возникли новое объединение народов и первый договорный союз на территории России — в чем-то прообраз будущих федеративных отношений [1].

Отмечая историческое значение этого события для России, обратим внимание на следующие моменты.

Прежде всего, значительно укрепилось и военное, и экономическое могущество государства. Открылись новые пути для расширения влияния на востоке. При этом мирный характер присоединения Башкирии во многом способствовал этому, а башкиры вскоре стали играть заметную роль в связях с восточными государствами. Именно Башкирия стала для России подлинным «окном в Азию». Тогда же в пользу России коренным образом изменилась политическая и культурная ситуация в центре Евразии. Постепенно началось освоение огромного природного и экономического потенциала Урала, впоследствии столь важного для развития всей страны. Россия вышла на бескрайние просторы Сибири. Были созданы благоприятные условия для расширения связей с Казахстаном и Средней Азией.

При этом коренные изменения произошли внутри самого государства. С этого исторического момента Россия, по сути, стала не только ев-

Галяутдинов Ишмухамет Гилъмутдинович, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент АН РБ, ректор Уфимской государственной академии искусств им. 3. Исмагилова

Семенов Сергей Николаевич, кандидат философских наук, заместителъ руководителя Научно-исследователъско-го центра проблем управления и государственной службы Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ

©Галяутдинов И.Г., Семенов С.Н., 2010

ропейским или западным, но и азиатским, восточным, государством. Ведь значительная часть ее жителей, играющих все более заметную роль в жизни страны, были тюрками, а также мусульманами. Это помогало в дальнейшем легче находить общий язык и развивать сотрудничество с другими восточными народами, создавало предпосылки для постепенного признания ислама одной из традиционных религий России.

Надо отметить, что этот новый евразийский статус России был не сразу осознан частью ее видных политических и государственных деятелей. В конфликтных ситуациях, когда с башкирами пытались обращаться как с завоеванным народом, они неоднократно напоминали царям и их сановникам, что они «своей волей», с законным закреплением прав, вошли в Россию.

Полагаем, что и сегодня о двуединой — западной и восточной — евразийской природе России следует напомнить некоторым политикам. И российские востоковеды могут играть здесь значительную роль не только своими исследованиями, но и влиянием на общественное мнение. Это будет действительным укреплением единства России [2].

Изменения произошли и в судьбе башкирского народа, именно в Российском государстве башкиры перешли от родов и племен к единой современной нации. В крае прекратились междоусобицы, набеги извне. Начался плодотворный процесс взаимообогащения культур народов. Башкиры сегодня по праву являются одним из исторически коренных, государствообразующих народов современной России, которую они строили и защищали вместе с русским и другими ее народами.

Все многонациональное население, постепенно сформировавшееся в нашем краю, всегда твердо стояло на защите Отечества. Башкирские воины принимали участие в Ливонской войне (1558— 1583), в ополчении К. Минина и Д. Пожарского (1611—1612), Азовских походах (1695—1696), Северной войне со шведами (1700—1721), Семилетней войне с Пруссией (1756—1763). Они покрыли себя славой в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии 1813— 1814 гг., память о которых сохранилась в народных песнях. Участвовали башкиры и представители других народов края и в Русско-японской (1904—1905) и Первой мировой (1914—1918) войнах. Свыше 700 тыс. сыновей и дочерей Башкор-

тостана сражались на фронтах Великой Отечественной войны (1941—1945). И сегодня республика лидирует в стране по численности и качеству воинского призыва, по постановке военнопатриотической работы.

Башкортостан издавна играл заметную роль и в политической истории страны. Башкирские депутаты активно участвовали в работе Уложенной комиссии (1767—1769) Екатерины II (1729— 1796). Во многом изменила Россию Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева (1773—1775), значительную часть сил которой составили именно башкиры. Депутаты от башкир работали в Государственной думе России первых четырех созывов; башкирская конница в 1919 г. защищала Петроград от H.H. Юденича. «Соглашением Центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии» была создана первая в России национально-территориальная автономия, с которой, собственно, и начался федерализм в нашей стране [3].

Заметный вклад внесла Республика Башкортостан и в обновленческие процессы современной России, укрепление ее единства и становление новых федеративных отношений.

Особо следует сказать о видных государственных и общественных деятелях, лидерах промышленности, писателях и ученых, мастерах искусства России, вышедших из Башкортостана: таких как народный герой и поэт Салават Юлаев (1754— 1800), основатель Горного института в Санкт-Петербурге Исмаил Тасимов (I пол. — сер. XVIII в.), великий писатель Сергей Аксаков (1791—1859), поэт-просветитель тюркского мира Мифтахетдин Акмулла (1831—1895), прославленный среди российских мусульман высококультурный и гуманный шейх Зайнулла Расулев (1833—1917), художник Михаил Нестеров (1862— 1942), замечательные поэты и писатели Мажит Гафури (1880—1934) и Мустай Карим (1919— 2005), артист балета Рудольф Нуреев (1938—1993), заместитель председателя Совета Министров СССР Зия Нуриев (1915) и многие др. Творческая карьера Федора Шаляпина (1873—1938) тоже началась в Уфе. Их деятельность и духовное наследие имеют огромное значение для всей нашей страны и для мирового сообщества.

Надо отметить и то, что именно последовательное изучение Башкортостана стало основой для развития российского востоковедения. Мно-

гочисленные экспедиции Санкт-Петербургской академии наук, исследования местных краеведов и видных ученых в нашем краю дали богатые и комплексные материалы по быту, хозяйству и культуре башкир и других народов Востока. Башкортостан, издавна имеющий многосторонние связи с восточным миром, предоставил большие возможности для подобной работы. Не случайно первым переводом восточного эпоса на русский язык стал башкирский — «Кузы-курпес», изданный в 1812 г. Тимофеем Беляевым. Классическими примерами этнографических и этнологических исследований стали работы Р. Игнатьева, С. Рыбакова, С. Руденко и еще целого ряда российских ученых. Башкирские сюжеты получили отражение в произведениях А. Пушкина, Л. Толстого, М. Салтыкова-Щедрина, Г. Успенского, А. Чехова, М. Горького и многих других известных русских писателей, помогая российскому обществу узнать и понять восточную культуру.

Постепенно к востоковедческим исследованиям подключаются и сами башкиры. В Неплю-евском военном училище (Оренбург) преподаватели — Мартиниан Иванов, Салихъян Кукляшев, Мирсалих Биксурин начинают исследования тюркского, в т.ч. башкирского, фольклора и языка.

Первым известным востоковедом из башкир был ученый и просветитель XIX в. Мухаметса-лим Уметбаев (1841—1907). Позже признание в стране, в т.ч. и в Академии наук СССР, получили исследования видного ученого, общественного и религиозного деятеля Ризаитдина Фахрет-динова (1859—1936). А основатель Автономной Советской Башкирской Республики Ахмет-Заки Валиди (1890—1970) стал востоковедом с мировым именем. Таким образом, Башкортостан сыграл особую, ключевую роль в становлении востоковедения в России [4].

В Башкортостане проживают представители более 100 национальностей, прежде всего тюркских, славянских и угро-финских. Обеспечивая равноправие граждан всех национальностей, руководство особое внимание уделяет созданию условий для развития всех культур и языков народов республики, с учетом специфики каждого из них. В школах организовано обучение на 6 языках, а в качестве самостоятельных предметов изучаются 14 родных языков. Число нерусских учащихся, изучающих свой родной язык, на сегодня достигло 70%, а численность учите-

лей по данным предметам за 15 лет увеличилась более чем в 4 раза. Газеты и журналы издаются на 6 языках, организовываются республиканские программы радио и телевидения на языках народов, проживающих в республике. Действуют 14 национально-культурных центров, которые созданы в памятных для данных народов местах и ведут комплексную работу по сохранению и развитию национально-культурных традиций. Работают общественные организации национально-культурного профиля (64), профессиональные башкирские, русские, татарские художественные коллективы. Оказывается государственная поддержка самодеятельному творчеству разных народов.

Национальные и национально-культурные организации республики объединены в Ассамблею народов Башкортостана. В республике были проведены I и II Всемирные курултаи башкир, Конгресс татар, съезды Собора русских и других народов.

Многонациональность и многоконфессио-нальность — это огромное богатство республики, источник творческого и оригинального подхода к решению проблем общественного развития. Всемерная поддержка самобытных культур и языков, согласия и дружбы народов — одна из приоритетных задач государственной политики в республике. Не случайно, посетив ее, Владимир Владимирович Путин сказал: «В Башкирии, как в капле воды, отражается вся наша Россия с ее многообразием культур, религий, языков, с дружбой народов».

Действительно, Республика Башкортостан — своеобразная модель многонациональной России, дружбы и братства евразийских народов, пример последовательной и принципиальной национальной политики.

На опыте республики можно глубже осмыслить и историческую роль России. Это уникальное многонациональное государство, обеспечившее сохранение, многовековое плодотворное развитие и взаимообогащение целого ряда евразийских народов, цивилизаций, религий и культур, самобытных исторических традиций. Современный Башкортостан, как высокоразвитый регион, сочетающий восточные и западные черты, может быть ценным объектом сегодняшних востоковедческих исследований.

Республика Башкортостан ведет интенсивную международную деятельность, которая включает

в себя внешнеэкономические связи с 85 странами, участие в международных проектах, проведение выставок, форумов, фестивалей и конкурсов. И здесь мы стараемся в полной мере реализовать наши евразийские корни. Республика активно развивает экономические и культурные контакты с Турцией, Казахстаном, Китаем, Индией и с другими исламскими и восточными странами. Использование потенциала восточных по духу субъектов Российской Федерации в развитии ее связей с государствами Востока — целесообразно и перспективно, соответствует общегосударственным интересам.

Востоковедение в России имеет давние и богатые традиции, высокий международный авторитет. Еще при создании в 1900 г. Российского Императорского общества востоковедов его целью было «взаимное ознакомление народов России и Востока с их материальной и духовной жизнью». Общество должно было содействовать сближению России с восточными странами. В целом, эта задача актуальна и сегодня, с учетом того, что Восток — не только вне, но и внутри России.

Востоковедческие исследования, особенно по таким направлениям, как башкироведение, тюркология, исламоведение, широко представлены в Республике Башкортостан [5; 6]. Они осуществляются в Институте истории, языка и литературы [7], Институте этнологических исследований УНЦ РАН, гуманитарных подразделениях АН РБ, БашГУ, БГПУ им. М. Акмуллы, УГАИ им. З. Исмагилова и ряде других вузов.

Проведены крупные, обобщающие исследования по башкирскому языку, литературе и фольклору, культуре и истории Башкортостана, современным этническим процессам в республике. Однако в тесном контакте с ведущими ориенталистами России и зарубежных стран предстоит глубже и полнее изучить богатейшее археологическое, рукописное и старопечатное наследие восточной культуры, представленное в Башкортостане. Здесь необходимы большая практическая, источниковедческая работа, подготовка и публикация новых исторических источников и памятников языка и литературы.

Но не меньшее значение имеет и исследование современных процессов в жизни, культуре, быте восточных по происхождению народов России, подготовка рекомендаций общественного мнения страны, воздействовать на политику в

сфере образования, сотрудничать со средствами массовой информации.

Необходимо, чтобы все граждане Российской Федерации, а особенно ее политики, ясно осознавали евразийскую природу нашего Отечества, большую созидательную роль коренных восточных народов в государственном строительстве, экономике и культуре. Во многих современных учебниках по истории России практически отсутствуют сведения о ее народах, об их истории, культуре, религии и выдающихся деятелях. А часто ли мы сегодня слышим о писателях и поэтах народов России, видим по телевидению национальных артистов? Очевидно, что подлинный патриотизм опирается на знание и позитивное отношение ко всем народам и культурным традициям страны. Здесь есть работа и для нас — востоковедов.

Республиканские и российские востоковеды должны глубже исследовать особенности ислама в Урало-Поволжском регионе. Именно здесь сформировалась наиболее толерантная современная мусульманская культура, и освоение ее опыта — важно и для России, и для всего мира, опасающегося конфликта цивилизаций.

Россия, в т.ч. Республика Башкортостан, нуждается в подготовке высококвалифицированных кадров для развития деловых, политических и культурных связей со странами Востока. Требуются специалисты со знанием соответствующих языков, особенностей экономики, права, культуры и этикета. В этой связи нам думается, что назрела необходимость в открытии Института востоковедения в республике, в чем Общество востоковедов может оказать содействие.

Наконец, республике и стране требуются специалисты в самых разных сферах — управлении, архитектуре, искусстве, образовании, сервисе, бизнесе и т.д., умеющие учитывать и использовать традиции и потенциал культур народов России, в т.ч. и восточных, в своей профессиональной деятельности. В этом плане интересен опыт Уфимской государственной академии экономики и сервиса, создавшей Институт дизайна и национальных культур для подготовки кадров, владеющих башкирским и иными стилями дизайнерской деятельности. Очевидно, что и в такой работе востребована деятельность востоковедов.

Востоковедение во многих своих направлениях имеет поистине огромное значение для со-

временной Российской Федерации. Ведь подлинно общечеловеческие ценности не могут быть чисто «европейскими» или еще чьими-то — они складываются из исторического и духовного опыта. Познание евразийской сути нашей собственной страны, содействие сближению и взаимопониманию государств и народов — вот в чем мы видим благотворную роль отечественного востоковедения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ирназаров Р.И. Формирование евразийской социальной реальности в процессе вхождения Башкортостана в состав России // Проблемы востоковедения. - 2009. - № 2 (44). - С. 17-22.

2. Файзуллин Ф.С., Свириденко A.A. Современные подходы к исследованию евразийства // Проблемы востоковедения. — 2009. — № 1 (43). — С. 13-19.

3. История Башкортостана во второй половине XIX — начале XX века. В 2 т. Т. 2. — Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2007. — 365 с.

4. Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2007. — 696 с.

5. Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т. 1 / гл. ред. М.А. Ильгамов. — Уфа, 2005. — С. 345—346.

6. Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т. 2 / гл. ред. М.А. Ильгамов. — Уфа, 2006. — С. 140—141.

7. Хисамитдинова Ф.Г. Разработка проблем востоковедения в ИИЯЛ УНЦ РАН // Проблемы востоковедения. — 2009. — № 1 (43). — С. 172—175.

Ключевые слова: евразийская Россия, тюрки, мусульманская культура, взаимообогащение культур, мно-гонациональность, многоконфессиональность, общественное согласие, равноправие граждан, общегосударственный интерес, башкироведение, тюркология, исламоведение, источниковедение.

Key words: Eurasian Russia, Turkic peoples, Muslim culture, cultures’ mutual enrichment, multi-nationality, the multi-confessional, social consensus, civil equal rights, state interests, the Bashkir nation studies, Turkic languages studies, Islamic studies, source study.

Ishmukhamat G. Galyautdinov Sergey N. Semyonov

RUSSIAN ORIENTAL STUDIES AS SELF-COGNITON OF THE PEOPLES OF EURASIAN RUSSIA

(the Republic of Bashkortostan as an Example)

The article tackles the problems of Eurasian Russia’s self-cognition, since the Orient is an integral part of the Russian civilization. Oriental roots and influence cannot only be traced down to the peoples of Russia, traditionally referred to Oriental, but also to other ethnic communities, including Russian people. Therefore, the Russian oriental study is considered as comprehension of the historical past, present and future of the peoples inhabiting Russia. This all predetermines the significance of the Russian Federation orientalists’ community activities in the modern period of history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.