РОССИЙСКО-ТАЙВАНЬСКИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
Сергей Юрьевич ВРАДИЙ,
кандидат исторических наук
Тайвань — один из наиболее динамично развивающихся финансовых и торговых центров Азиатско-Тихоокеанского региона1. С точки зрения потенциальных возможностей для развертывания делового и научно-технического сотрудничества Тайвань является перспективным партнером для российских бизнесменов в регионе Восточной Азии. Это определяется высокой степенью импортной зависимости острова по большинству видов сырьевых ресурсов и его лидирующей ролью в мировом производстве ряда товаров обрабатывающей промышленности.
Анализ двусторонней торговли свидетельствует о том, что экономики Тайваня и России могли бы существенно дополнять друг друга, поскольку существующие возможности развития торгово-экономических связей реализуются не в полной мере.
В статье предлагается анализ современного состояния российско-тайваньского экономического сотрудничества, а также перспектив развития торговоэкономических отношений.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ С ТАЙВАНЕМ
Стратегическая значимость Тайваня определяется его доминирующим положением относительно морских маршрутов в Южно-Китайском и ВосточноКитайском морях, близостью к Филиппинскому архипелагу. На протяжении десятилетий гоминьдановское правительство, нашедшее убежище на Тайване после образования в 1949 г. КНР, воспринималось на Западе как оплот, препятствующий распространению коммунистических идей в Азии, что и определяло большую политическую значимость острова. Находящийся примерно на равном расстоянии как от Кореи, так и от Вьетнама, государств, где во времена холодной войны велись сражения, Тайвань служил базой, отправной точкой для проведения военных операций против КНР, а также против прокоммунистических сил в Индонезии и Индокитае.
Внушительные эмиграционные потоки с материка хлынули на остров в XVII в. Китайские чиновники мало внимания обращали на ситуацию, складывавшуюся на Тайване, считая его удаленной территорией Поднебесной. Индифферентное отношение несколько изменилось после франко-китайской войны 1884—1885 гг., когда цинское правительство осознало, что остров может
быть использован в качестве плацдарма для распространения иностранного влияния на материк. После войны Тайваню был придан статус самостоятельной провинции (прежде остров административно входил в состав провинции Фуцзянь), был назначен губернатор — герой франко-китайской войны генерал Лю Минцюань.
Результатом подписания в 1895 г. Симоносекского договора, завершившего китайско-японскую войну, стало присоединение Тайваня Японией, которая превратила остров в свою колонию. На Формозе2 возобновили деятельность иностранные консульства. Российское консульство появилось на Тайване в 1896 г., первым консулом стал немец Пауль Шаберт (Paul Shabert).
Япония на протяжении своего 50-летнего пребывания на острове построила автомобильные и железные дороги, проложила телефонную и телеграфную линии. Были введены в действие новые промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Отношение местных жителей к японскому присутствию на острове в настоящее время преимущественно положительное.
Франклин Рузвельт (Franklin Roosevelt), Уинстон Черчилль (Winston S. Churchill) и Чан Кайши (Chiang Kai-shek) оговорили возвращение Тайваня Китаю на Каирской конференции в 1943 г. Сталин признал эту договоренность на Тегеранской конференции в декабре того же года. Официальное закрепление Тайваня за Китаем произошло на Потсдамской конференции (Potsdam Conference) в июле 1945 г., в сентябре того же года Формоза перешла под юрисдикцию Китая.
Чан Кайши прибыл на Тайвань вместе с 1,5-миллионным войском в июне 1949 г. В сентябре 1950 г. полномочный представитель СССР при ООН Я.Н. Малик потребовал включить в повестку дня Совета Безопасности вопрос о статусе Тайваня, настаивая на приглашении делегации КНР. В ходе обсуждения советская сторона заявила, что, поскольку Тайвань является частью Китая, все вооруженные силы США, дислоцированные на острове и прилегающих территориях, должны быть выведены.
В 1954 г. по завершении Корейской войны между правительствами США и Китайской Республики был подписан Договор об обороне, предполагавший участие США в боевых действиях, если таковые возникнут с материковым Китаем. Советский Союз в заявлении министра иностранных дел назвал подписанный договор «...грубым нарушением международных договоренностей, суверенитета и территориальной целостности КНР». Все контакты между Китайской Республикой и Советским Союзом, определенные Договором о дружбе и сотрудничестве 1945 г., были прекращены 3 октября 1949 г. после того как 1 октября СССР первым признал КНР.
Когда в сентябре 1954 г. артиллерийский обстрел прилегающих к Тайваню островов спровоцировал первый в череде трех кризисов Мацзу-Амой, Советский Союз в лице премьер-министра Н.С. Хрущева публично подтвердил свою позицию поддержки КНР. В то же время министр иностранных дел В.М. Молотов, обвиняя США в развязывании конфликта, выразил озабоченность по поводу того, как бы региональный конфликт не перерос в войну.
Незадолго до кризиса, в июне 1954 г., тайваньская береговая охрана захватила советский нефтеналивной танкер «Туапсе», следовавший курсом из Одессы во Владивосток. Были арестованы 49 членов экипажа, четверо из них вскоре бежали из-под стражи и благополучно добрались домой. Через год 29 членов экипажа были освобождены и возвращены в СССР. Остальные предпочли остаться временно на Тайване, девять из них впоследствии перебрались в США,
ФРГ. К концу 1958 г. семь членов экипажа проживали на Тайване. Танкер «Туапсе» навсегда остался в плену в порту Гаосюн3.
Летом 1958 г. были возобновлены обстрелы островов Мацзу и Амой (т.н. «второй кризис»). Если во время предыдущего кризиса 1954 г. советские дипломаты в Пекине использовали лишь информацию прессы КНР, то теперь стали анализировать также периодику Гонконга и Тайваня. В статье, помещенной в газете «Правда» от 5 сентября 1958 г., было указано, что атаки на КНР будут расценены как нападение на СССР с соответствующими ответными действиями.
Следует заметить, что СССР, придерживаясь в своем внешнеполитическом курсе политики «одного Китая» в отличие от КНР настаивал на урегулировании кризиса в Тайваньском проливе политическими, а не военными методами, как это пытались делать пекинские руководители в 1954 и 1958 г. Возможно, это стало одной из причин охлаждения отношений между странами в конце 50-х годов.
60-е годы отмечены существенными переменами. Сократилось американское военное присутствие на острове. Если в 50-е годы Тайвань находился на втором месте по объему получаемой от США военной и экономической помощи, то в 60-е годы финансовая поддержка значительно уменьшилась.
Можно выделить несколько основных причин изменения политики правительства США по отношению к Тайваню. Во-первых, стремясь ослабить основного противника — Советский Союз, Америка начала «разрабатывать» КНР, стараясь углубить противоречия между недавними идеологическими союзниками. Во-вторых, в поисках достойного выхода из трясины вьетнамской войны правительство США намеревалось обратиться к КНР с предложением стать посредником в переговорах с северовьетнамским правительством. И, наконец, самое главное — американские бизнесмены осознали неисчерпаемые возможности китайского рынка. Ради сближения с КНР можно было пожертвовать недавним союзником.
Официальная позиция СССР оставалась неизменной — правительство КНР есть законный представитель Китая на международной арене в отличие от клики Чан Кайши, незаконно узурпировавшей власть на острове, являющемся неотъемлемой частью Китая. Неофициальные контакты между СССР и Тайванем можно было заметить в конце 60-х годов после появления тенденции к возобновлению взаимоотношений между КНР и США4. Как известно, визиты Никсона и Киссинджера в КНР завершились в 1972 г. подписанием «Шанхайского коммюнике», когда было объявлено, что США признают (acknowledges) существование лишь одного Китая, и Тайвань является его частью. Тайвань при этом надеялся, что намеки на восстановление тайваньско-советских взаимоотношений воспрепятствуют растущим контактам между КНР и США. СССР со своей стороны, возможно, предполагал, что налаживание контактов с Тайванем приостановит ухудшение отношений с КНР. При этом тайваньцы продемонстрировали большую готовность идти на компромисс, поскольку им после ослабления взаимоотношений с США терять было нечего. Между тем Советский Союз проводил более осторожную линию, осуществляя с 70-х годов торговлю с Тайванем через Гонконг, Японию, ФРГ, а также через своих восточноевропейских союзников.
Правительственные круги СССР, по-видимому, опасались, что открытие официальных отношений с Тайванем принесет слишком много проблем во взаимоотношения с КНР и может подорвать его престиж, поэтому контакты осуществлялись преимущественно через третьи страны на неправительственном уровне.
Хотя дипломатические, экономические и военные отношения с КНР были на некоторое время прекращены, тем не менее Советский Союз был не в состоянии полностью отказаться от своего недавнего идеологического союзника. Всякий раз, когда Тайвань предлагал установить экономические взаимоотношения, Советский Союз из идеологических соображений проявлял сдержанность, отказываясь от прямых контактов.
Тайвань же сдерживало традиционно подозрительное отношение к политике, проводимой СССР, а также возможное неодобрение со стороны США. Кроме того, тайваньское правительство опасалось потерять кредит доверия со стороны антикоммунистически настроенных государств в случае установления официальных взаимоотношений с СССР.
После восстановления с 1 января 1979 г. администрацией Картера дипломатических отношений с КНР тайваньским руководителям ничего не оставалось, как попытаться постепенно сокращать зависимость от США и быть более гибкими в проведении внешней политики.
Когда в 80-е годы в Советском Союзе начались реформы, то в качестве положительного образца приводились успехи рыночной экономики одного из «Азиатских драконов» — Тайваня.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКО-ТАЙВАНЬСКИХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
В начале 1990 г. Тайвань отменил ограничения на прямую торговлю и инвестиции в СССР, тем самым стимулируя сотрудничество в сфере лесной промышленности, рыболовстве и возобновляя культурный, технологический обмен.
С распадом СССР в 1991 г. Россия, став правопреемницей, официально заменила Советский Союз в международном сообществе. В сентябре 1992 г. Б.Н. Ельцин подписал Указ «Об отношениях между Российской Федерацией и Тайванем», который в настоящее время является правовой основой для развития отношений с Тайванем. Указом было определено создание неофициальной координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству между Россией и Тайванем, представительства которых были открыты соответственно в 1993 г. в Москве (Taipei-Moscow Economie and Culture Coordination Commission), а в 1996 г. — в Тайбэе (Moscow-Taipei Economie and Culture Coordination Commission). Представительства исполняют функцию неофициального канала связи, содействуют культурному обмену, развитию экономических и торговых отношений, осуществляют информационно-справочное обслуживание. Тем же президентским указом еще раз была подчеркнута неизменность позиции России по тайваньскому вопросу. Только неофициальные контакты имеют место во взаимоотношениях между Российской Федерацией и Тайванем, вся деятельность ведется от лица неправительственных организаций, частных предприятий, торговых ассоциаций.
С 1991 г. в Москве функционирует Центр международной торговли Тайбэя (Taipei World Trade Centre), представительство Совета по развитию внешней торговли Китая CETRA (ныне TAITRA, Taiwan External Trade Development Council).
В сентябре 1997 г. Тайвань и Россия подписали соглашение о воздушном сообщении, а в январе 1998 г. — Протокол о морском транспортном сообщении. В 2002 г. был подписан Протокол о сотрудничестве в сфере малого и среднего предпринимательства.
ТОРГОВЛЯ
Объем двусторонней торговли между Тайванем и Советским Союзом на начальном этапе сотрудничества в 1987 г. насчитывал всего лишь 7,6 млн. амер. дол. (см. табл. 1).
Приведенные статистические данные свидетельствуют о росте двусторонних торгово-экономических отношений. Хотя процесс не отличался стабильностью (наряду с ростом товарооборота наблюдалось и его уменьшение в 1998, 2001, 2005 гг.), тем не менее в целом развитие отношений носит поступательный характер.
В 2004 г. отмечен пик товарного обмена — 2,9 млрд. амер. дол.
В 2005 г. объем двусторонней торговли составил 2,7 млрд. амер. дол., причем существенно вырос тайваньский экспорт в Россию (19,3%). По статистике, общий объем товарооборота между Тайванем и Россией в 2005 г. был чуть ниже (на 6,9%), чем в 2004 г. Уменьшение произошло в основном из-за понижения цен на сталь на мировом рынке. Тайваньский экспорт вырос из-за увеличения торговли тайваньскими ноутбуками, косметикой и проч. В 2005 г. рост тайваньского экспорта в Россию составил 83 млн. дол. США. За первый квартал 2006 г. объем двусторонней торговли равнялся 759,6 млн. амер. дол., что на 29,2% меньше показателей прошлого года5.
Как видно из приведенных показателей, Россия сохраняет положительное сальдо в торгово-экономических отношениях с Тайванем за счет поставок сырой нефти, чугуна и стального проката, цветных металлов, продуктов нефтехимии, ферросплавов, коксующегося угля, древесины, химических удобрений. Среди импортируемых товаров все большее место занимают электротехнические изделия и детали к ним, компьютеры и компьютерные комплектующие, бытовая электроника и проч.
Отрицательный торговый баланс (1,68 млрд. дол. США в 2005 г.) рассматривается тайваньской стороной как проблема, на которую следует обратить внимание. Однако преобладание сырьевой составляющей в российском экспорте и промышленной продукции в тайваньском на нынешней стадии развития отношений оценивается тайваньцами как вполне логичное6. При этом для
Таблица 1
Товарооборот Тайваня с Россией (1996—2005 гг.), (дол. США)
Год Общий объем торговли Экспорт Импорт Торговый баланс
величина изменения (%) величина изменения (%) величина изменения (%) величина изменения (%)
1997 1 409 296 630 16,946 172 496 494 22,129 1 236 800 136 16,258 -1 064 303 642 15,359
1998 981 518 681 -30,354 137 536 002 -20,267 843 982 679 -31,761 -706 446 677 -33,624
1999 1 291 077 336 31,539 107 837 229 -21,593 1 183 240 107 40,197 -1 075 402 878 52,227
2000 1 565 685 445 21,270 186 074 314 72,551 1 379 611 131 16,596 -1 193 536 817 10,985
2001 865 901 098 -44,695 262 374 800 41,005 603 526 298 -56,254 -341 151 498 -71,417
2002 1 179 762 679 36,247 252 715 993 -3,681 927 046 686 53,605 -674 330 693 97,663
2003 1 601 280 827 35,729 301 993 466 19,499 1 299 287 361 40,153 -997 293 895 47,894
2004 2 901 701 798 81,211 429 076 900 42,082 2 472 624 898 90,306 -2 043 547 998 104,909
2005 2 701 183 012 -6,910 512 238 539 19,382 2 188 944 473 -11,473 -1 676 705 934 -17,951
Источник: Таможенное управление, Министерство финансов Тайваня. http://cus93.trade.gov.tw/ еп8и8И/Р8СЕ/Р8С001ША8Р
Российский экспорт в Тайвань (дол. США)
Таблица 2
Предметы 2004 2005 Темпы роста (%)
Общая сумма 2 472 624 898 2 188 944 473 -11,473
Чугун, сталь 177 5752 060 1 424 633 783 -19,773
Продукция органической химии 74 707 758 177 111 988 137,073
Никель и продукция из никеля 149 813 303 171 249 231 14,308
Минеральное топливо, нефть и продукты дистилляции; битуминозные вещества; минеральный воск 195 149 714 150 582 261 -22,838
Алюминий и алюминиевая продукция 111 077616 91 967 710 -17,204
Прочие цветные металлы, металлокерамика, металлопродукция 39 903 137 64 868 409 62,565
Бумага и картон, предметы из целлюлозы, бумаги или картона 14 054 304 23 079 574 64,217
Электрические машины и оборудование, звукозаписывающие аппараты и воспроизводящее оборудование, телевизионные записывающие и воспроизводящие аппараты, запчасти к ним 18 275 075 14 655 682 -19,805
Разнообразные продукты химии 9 927 283 14 439 513 45,453
Резина и изделия из резины 11 773 441 11 756 837 -0,141
Источник: Таможенное управление, Министерство финансов Тайваня. http://cus93.trade.gov.tw/ english/FSCE/FSC0011E.ASP
Таблица 3
Тайваньский экспорт в Россию (дол. США)
Предметы 2004 2005 Предметы
Общая сумма 429 076 900 512 238 539 19,382
Ядерные реакторы, бойлерное оборудование, машинное оборудование и запчасти 182 513 721 203 256 345 11,365
Электрические машины и оборудование, звукозаписывающие аппараты и воспроизводящее оборудование, телевизионные записывающие и воспроизводящие аппараты, запчасти к ним 57 128 935 79 138 888 38,527
Пластмасса и изделия из пластмассы 34 757311 45 227 732 30,124
Изделия из стали и чугуна 34 867 352 37 390 240 7,236
Подвижной состав, исключая железнодорожный и трамвайный, запчасти 17 979 376 20 520 954 14,136
Сталь и чугун 18 349 235 15 068 017 -17,882
Эфирные и смолоподобные масла, парфюмерия, косметика, туалетные препараты 11 270 165 14 337 291 27,215
Инструменты из цветного металла, инвентарь, ножевые изделия, ложки и вилки, изделия из цветного металла 10 964 309 12 114 268 10,488
Мебель, постельные принадлежности, матрацы, диванные подушки и прочие предметы, лампы и осветительное оборудование, надписи с подсветом, иллюминация 4 595 635 10 949 978 138,269
Предметы органической химии 4530621 10 378 919 129,084
Источник: Таможенное управление, Министерство финансов Тайваня. http://cus93.trade.gov.tw/ english/FSCE/FSC0011E.ASP
исправления ситуации рекомендуется увеличить экспорт тайваньской промышленной продукции в Россию.
Относительно небольшой объем тайваньского экспорта в Россию можно объяснить рядом причин. Во-первых, довольно высокой стоимостью тайваньской продукции, пока еще недоступной рядовому российскому покупателю, прочие категории потребителей предпочитают приобретать товары из Западной Европы, США, Японии. Во-вторых, трудностями, связанными с осуществлением банковских переводов, которые выполняются преимущественно через третьи страны7. В-третьих, отсутствием достаточных гарантий со стороны правительства иностранным инвесторам. В-четвертых, высоким уровнем организованной преступности в России, низким уровнем охраны правопорядка. В результате иностранные бизнесмены, в том числе и тайваньские, предпочитают вкладывать средства в более безопасные и предсказуемые регионы8. Следует также учесть и то, что Россия импортирует большое количество продукции из КНР, произведенной на предприятиях, принадлежащих тайваньскому капиталу, при этом она фиксируется статистикой как торговля России с КНР.
Несмотря на относительный рост показателей торгово-экономических отношений России и Тайваня, их доля непропорционально мала по сравнению с величиной их совокупного торгового оборота. Экспорт Тайваня в Россию составлял в 2005 г. 0,27% от совокупного вывоза продукции за рубеж, а импорт из России насчитывал всего лишь 1,2% от всей ввезенной Тайванем продукции.
ИНВЕСТИРОВАНИЕ
Объемы взаимного инвестирования невысоки. В России насчитывается чуть более десяти небольших по масштабу тайваньских компаний, занятых преимущественно в сфере торговли, обслуживания, обмена информацией, ресторанном, туристском бизнесе. В Петербурге три компании заняты морскими перевозками, продажей чая, туристическим бизнесом, две компании на Дальнем Востоке осуществляют торговые операции, заняты в рыбодобывающей промышленности. Остальные тайваньские компании ведут коммерческую деятельность в Москве. Некоторые тайваньские компьютерные производители открыли здесь свои представительства, поставляя компьютеры и комплектующие детали на российский рынок.
В 2002 г. на Тайване оперировали семь российских компаний, занятых в сфере международной торговли, предоставления информационных услуг, морских перевозок и проч. Тайваньские предприниматели считают, что незначительный рост инвестирования в экономику России объясняется высоким уровнем инфляции, медленной и неэффективной процедурой приватизации государственной собственности, наличием языкового барьера.
Торгово-экономические отношения России и Тайваня можно существенно расширить. Для этого, как считает президент Чэнь Шуйбянь, необходимо подписать ряд двусторонних соглашений о защите инвестиций, избежании двойного налогообложения, об ускорении таможенного оформления9. Тайваньские бизнесмены надеются в России на более благоприятные условия, аналогичные тем, что предоставлены иностранным инвесторам в КНР и странах Юго-Восточной Азии. Помимо этого тайваньская сторона надеется на упрощение формальностей и правил в российской административной системе. Между тем тайвань-
ские предприниматели пытаются решить проблемы, минуя неповоротливый государственный сектор, выходя напрямую на российский частный бизнес.
Тайваньские представители торгово-промышленных кругов, а также их российские коллеги довольно часто обмениваются делегациями, участвуют в различного рода выставках, конференциях.
В сентябре 2002 г. во Владивостоке состоялся третий инвестиционный форум стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В нем приняла участие внушительная делегация из 27 тайваньских бизнесменов и официальных правительственных чиновников, которую возглавил бывший премьер Чжан Цзюньсюн, занимавший тогда пост генерального секретаря правящей демократической прогрессивной партии. Помимо него в числе членов делегации значились министр транспорта и коммуникаций Линь Лин-сань, председатель комитета по труду Чэнь Цзюй, сотрудники министерства экономики и комитета по сельскому хозяйству. По отзывам прессы, это был один из самых высоких уровней присутствия представителей тайваньского правительства в России за последнее время.
Для развития взаимовыгодных контактов тайваньцы активно приглашают высокопоставленных российских правительственных и политических лидеров. Среди посетивших Тайвань были бывший президент М.С. Горбачев, мэр Москвы Гавриил Попов, председатель ЛДПР Владимир Жириновский и др. В 1990 г. в России состоялась встреча будущего президента В.В. Путина, занимавшего тогда пост вице-мэра Санкт-Петербурга, с будущим президентом Тайваня Чэнь Шуйбянем, исполнявшим тогда обязанности мэра Тайбэя.
В 2003 г. на острове учреждена Тайваньско-российская ассоциация, председателем которой стал бывший премьер-министр Чжан Цзюньсюн, что свидетельствует о заинтересованности тайваньской стороны в развитии экономического сотрудничества с Россией.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-ТАЙВАНЬСКИХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Что касается перспектив развития отношений, то тайваньская сторона постоянно обращается к идее открытия прямого авиационного сообщения, что поможет сократить расстояние, и контакты станут более тесными.
Для развития взаимоотношений Тайвань мог бы привлекать российских специалистов. Помимо развития передовых полупроводниковых технологий в Тайване работают над биотехнологиями, технологиями на молекулярном уровне, созданием цифровых архивов, в сфере телекоммуникационных связей, оптоэлектронике. Многие на Тайване видят большие перспективы в закупках российского сырья, прежде всего нефти. Россия богата ресурсами, которых крайне недостает Тайваню.
В настоящее время доля России в общем объеме тайваньских операций со странами Европы составляет лишь 3,6%. Для развития отношений, по признанию тайваньских и российских участников торгово-экономического обмена, требуется сформировать законодательную базу, подписать соглашения о предоставлении льгот для совместных проектов, установить корреспондентские отношения между банками. Расширению двустороннего сотрудничества могут способствовать новые каналы международных организаций, в частности ВТО, членом которой стал Тайвань и куда в недалеком будущем планируется вступление России.
Для реализации намерений необходимо участие компетентных российских государственных структур. Однако отсутствие межгосударственных отношений между Россией и Тайванем является серьезной помехой развитию двусторонних связей. Но экономическое сотрудничество можно развивать и при отсутствии межгосударственных отношений. Например, при отсутствии дипотно-шений между Тайбэем и Пекином объем торговли через Тайваньский пролив и объем тайваньских инвестиций в экономику материка измеряется десятками миллиардов долларов США10. У Тайваня нет также дипломатических отношений с США и Японией, но торговый оборот между ними превосходит величину российско-тайваньской торговли на несколько порядков.
Развитию двусторонних экономических связей препятствует несовершенство инвестиционного климата в России в целом. При этом инвестиционные риски в Сибири и на Дальнем Востоке, по оценкам экспертов, намного выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге.
РОССИЙСКО-ТАЙВАНЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭКОНОМИКА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Перспективы, которые видятся исследователями относительно развития отношений между Российской Федерацией и Тайванем, базируются преимущественно на предположениях и применимы в равной мере и к экономике Приморского края. Рассмотрим те из них, которые имеют определенное значение для развития экономики Приморья.
Расширению и углублению контактов могло бы способствовать открытие прямого авиационного сообщения между Владивостоком и Тайбэем. Первые несколько рейсов прошли в конце апреля — начале мая 2001 г. Предполагалось, что открывшееся прямое авиасообщение будет иметь большое значение для развития туризма.
Владивосток является удобным и потенциально важным транзитным пунктом для тайваньцев, направляющихся в северо-восточные провинции материкового Китая, Северную Корею, многие города российского Дальнего Востока и Сибири, а также в Москву. Однако поначалу произошла заминка в организации полетов, а затем — отказ на неопределенный срок. «Владивосток-Авиа» (неправительственная организация, владеющая лицензией на осуществление авиаперевозок с Тайванем) в лице ее руководства надеется восстановить авиарейс, однако ведет себя нерешительно по сравнению с основным соперником — Корейской авиалинией11. До сих пор остаются нерешенными проблемы технического характера. Политическую окраску вопросу придает строгая позиция КНР относительно Тайваня.
В связи с этим событием и в его развитие, предполагалось часть островных капиталов, размещаемых в настоящее время в материковом Китае и странах Юго-Восточной Азии, направить в дальневосточный регион России, располагающий богатыми природными ресурсами. Министр иностранных дел Тайваня заявил в августе 2002 г., что деловые круги готовы инвестировать капиталы в освоение природных ресурсов Дальнего Востока, «...если будут созданы необходимые условия, в том числе в области регулирования денежных потоков».
К перспективным направлениям двустороннего экономического сотрудничества можно отнести участие Тайваня в разработке, транспортировке и использовании энергоносителей, запасы которых расположены в Сибири и на
Дальнем Востоке, в том числе на Сахалине. В разработке проекта освоения сахалинских шельфовых месторождений нефти и газа заинтересованы тайваньские правительственные и коммерческие организации. Остров Сахалин территориально близок к Тайваню, поэтому транспортные расходы могут быть небольшими, а поставки стабильными по сравнению с поставками со Среднего Востока и других удаленных районов.
Важное стратегическое расположение Приморья определяется также наличием здесь терминала железнодорожной ветки Транссибирской магистрали, самой протяженной в мире. Она может предоставить тайваньским бизнесменам дополнительную возможность для экономического освоения пространств Сибири, европейской части России, Восточной Европы. К тому же Тайвань мог бы выступить в роли инвестора и пользователя перспективного проекта соединения Транссиба и транскорейской железной дороги12.
В августе 2003 г. Владивостокский морской торговый порт подписал соглашение о побратимских связях с тайваньским портом Гаосюн, который имеет побратимские отношения с портами США, Ближнего Востока и Европы. Владивосток стал 14-м портом в этом списке и первым в России. Порт Гаосюн входит в пятерку крупнейших портов мира и является самым мощным на Тайване. С дальневосточным регионом России его связывают поставки стали и проката с российских металлургических комбинатов.
Сотрудничество Дальнего Востока России с Тайванем может быть полезным в области рыболовства и воспроизводства рыбных запасов, в переработке лесоматериалов, сфере развития малого и среднего бизнеса.
Испытывая нужду в современных технологиях, в создании базы научных исследований и разработок, Тайвань мог бы воспользоваться российскими научно-техническими достижениями в тех сферах, где Россия по-прежнему остается на передовых рубежах. Сюда относятся, в частности, космический мониторинг с целью предотвращения стихийных бедствий и техногенных катастроф, минимизации их последствий, судостроение, биотехнологии.
Ученые ДВО РАН могли бы представить для рассмотрения пользующиеся повышенным интересом в АТР инновационные предложения по комплексной переработке минерального сырья, утилизации сельскохозяйственных отходов, получении особо чистых органических и неорганических продуктов, очистке сточных вод от органических загрязнений, новые информационные технологии (включая спутниковый мониторинг), биотехнологии и многое другое. В практической реализации научных разработок ДВО РАН испытывает определенные сложности, а Тайвань обладает возможностями внедрения инноваций и сбыта новой продукции на мировых рынках, что открывает перспективу для создания выгодных для обеих сторон совместных предприятий, исследовательских центров, технопарков, научно-производственных структур по доведению научных разработок до стадии промышленной реализации.
Тайвань — стабильная, предсказуемая и экономически сильная часть региональных китайских элит со значительным потенциалом интеграционных связей и влияния на наиболее развитой территории китайской «ойкумены». В настоящее время Россия и Тайвань не рассматривают друг друга в качестве противника, что открывает возможности для расширения экономических, культурных связей, торговли и взаимопонимания.
Многие государства, не имея дипломатических отношений с Тайванем, тем не менее поддерживают тесные экономические связи с тайваньскими фирмами,
приносящими существенный доход обеим сторонам. В своих взаимоотношениях с Тайванем Россия не признает независимость острова, считая его неотъемлемой частью Китая13. Торгово-экономические связи, ценность которых подчеркивается обеими сторонами, осуществляются на неофициальной, неправительственной основе.
Области сотрудничества с Тайванем ограничиваются объективными и субъективными факторами исключительно Москвой и Санкт-Петербургом. Приморский край, находящийся в непосредственной близости, никак не использует свои хотя бы географические преимущества. Между тем Тайвань, выйдя из международного финансового кризиса с минимальными потерями, подтвердил свою значимость в качестве экономического партнера для региона в целом.
Таким образом, в отношениях между Россией и Тайванем имеется хороший потенциал для развития двусторонней торговли, инвестиций и научно-технического сотрудничества, хотя подъем российско-тайваньского торгово-экономического сотрудничества не может быть скорым и легким. Сторонам предстоит пройти еще немалый путь, однако, в конечном счете, он отвечает их интересам.
1 ВВП на душу населения (per capita GNP) на Тайване в 2005 г. равнялся US$15,659 (20-е место в мире), а ВНП (GNP) составил US$355 млрд. Объем внешней торговли (external trade) в 2005 г. достиг US$ 371 млрд. (16 место в мире), при величине экспорта US$189,4 млрд., импорта — US$181,6 млрд. Общие запасы иностранной валюты (Foreign Exchange Reserves) в 2005 г. составили 253,3 млрд. дол. США. По своим валютным резервам Тайвань по-прежнему занимает третье место в мире после Японии и КНР. Source: R.O.C. Directorate-General of Budget, Accounting and Statistics.
2 Распространенное в англоязычной литературе название Тайваня — Формоза означает «великолепный остров», его изобрели португальские мореплаватели, впервые появившиеся у его берегов в XVI столетии. Остров находится примерно в 100 км восточнее материкового Китая, площадь около 14 тыс. кв. км.
3 В 1958 г. в СССР был снят двухсерийный фильм «ЧП» (Чрезвычайное происшествие), основанный на реальных событиях. Черно-белый фильм был крепко приправлен идеологическими штампами в лучших традициях советского кино, однако по сей день пользуется популярностью, возможно, благодаря игре известного актера Вячеслава Тихонова, исполнившего роль озорного и веселого парня из Одессы. Невзирая на растиражированные фильмом стереотипы социалистического реализма, кинолента фиксировала главное — беззаветное мужество, наличие мощного нравственного стержня в людях, которыми сознательно пожертвовали в идеологических целях. Рассказ ведется от лица первого помощника капитана по воспитательной работе в исполнении другого прекрасного российского актера Михаила Кузнецова. В 1959 г. фильм был лидером советского проката — 47,5 млн. зрителей.
4 Стоит упомянуть о визите в ноябре 1968 г. советского гражданина, сотрудничавшего в Лондонской Evening Post, Виктора Луи, которому посчастливилось встретиться с Цзян Цзиньго, министром обороны Тайваня и наследником Чан Кайши на правительственном посту. В 1969 г. СССР посетил заместитель министра образования Тайваня. В мае 1969 г. члены Кабинета министров, министр по делам туризма и министр по вопросам связи побывали в Болгарии на международной конференции по туризму. Подобные визиты были невозможными еще несколько лет назад, когда СССР внимательнейшим образом анализировал и воплощал политику поддержки КНР в тайваньском вопросе. Сейчас же, не опасаясь реакции со стороны КНР, которая, кстати, последовала мгновенно («...советские ревизионисты и их подручные объединились с бандитской кликой Чан Кайши и международным империализмом»), контакты и визиты свидетельствуют о потеплении во взаимоотношениях между СССР и Тайванем.
5 Тайваньская статистика. См.: http://cus93.trade.gov.tw/english/FSCE/FSC0011E.ASP
6 Поскольку Тайвань импортирует недостающую на острове сырьевую продукцию, следовательно, как считает глава тайваньского представительства в Москве Чэнь Жунцзе, торговый дефицит может оцениваться положительно (Chen Rongjie, Republic of China Delegation to Russia, Liberty Times, Taipei, Novembe 2002. P. 4).
7 Тайваньские банки опасаются принимать выдаваемые российскими банками аккредитивы под контрактные заказы. Оплата операций осуществляется преимущественно через посредство банковских переводов либо наличной оплатой. Среди банков, ведущих с тайваньскими предпринимателями операции, числятся Газпромбанк, Внешпромбанк (International Industrial Bank), банк Уралсиб (Uralsib), банк Глобэкс (Globex), Альфа-Банк (Alfa), Гута Банк (Guta).
8 Иванов П.М. Некоторые проблемы развития российско-тайваньских отношений на современном этапе // Российско-тайваньские отношения и их роль в развитии Азиатско-Тихоокеанского региона: сб. докл. конф. М.: Издат. Центр ИСАА при МГУ, 1997. С. 48—49.
9 Из выступления президента Чэнь Шуйбяня на церемонии открытия в Тайбэе Тайваньско-российской ассоциации 27 июля 2002 r.
10 В соответствии с расчетами, произведенными видными экономистами-аналитиками, совокупная сумма тайваньских инвестиций в материковый Китай составляет около 70 млрд. амер. дол. Это примерно столько же, сколько инвестируют в КНР США. Несмотря на то, что в политических вопросах материк противостоит Тайваню, тайваньская экономика становится все более тесно увязанной с материковой. Причиной тому являются дешевая рабочая сила и огромные потенции рынка материкового Китая. (По материалам China’s Ministry of Foreign Trade & Economic Cooperation; US Commerce Department; Morgan Stanley; Goldman, Sachs. In: «Giant Slurping Sound» by Robyn Meredith // Forbes Global. Octobe 2002. P. 34—36.
11 В июле 2001 г. в Тайбэе по приглашению президента Чэнь Шуйбяня побывал бывший премьер-министр Республики Корея Ким Юн Сам. В числе обсуждавшихся вопросов был также вопрос и о восстановлении прямой авиалинии Сеул — Тайбэй, закрытой в 1992 г. после разрыва дипломатических отношений между странами. Туристические агентства Кореи с воодушевлением восприняли сообщение о возобновлении авиаперевозок между Тайванем и Южной Кореей. Они намерены направить на Тайвань многочисленные группы корейских туристов, которые опасаются посещать страны ЮВА после имевших там место террористических актов. В прошлом, до разрыва дипломатических отношений, ежегодно Тайвань посещали около полумиллиона корейских туристов.
12 О выгодности проекта евразийского железнодорожного моста свидетельствует тот факт, что перевозка стандартного контейнера в Европу морским путем из Юго-Восточной Азии обходится в 1500—1800 амер. дол. и занимает примерно один месяц, а из Пусана через Сибирь его транспортировка стоит 600 амер. дол. и занимает 13 дней.
13 Принципиальная позиция подтверждалась Москвой неоднократно. «Считаем, что в мире существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань. Выступаем против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, для нас неприемлемы концепция «двух Китаев» или «одного Китая и одного Тайваня». Эта позиция четко зафиксирована в российско-китайском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года, ряде российско-китайских документов и не подвержена никаким изменениям», — говорится в распространенном 6 февр. 2006 г. комментарии Департамента информации и печати МИД РФ по поводу намерений президента Чэнь Шуйбяня ликвидировать Совет национального воссоединения.
SUMMARY: Taiwan is one of the most dynamic centers of financial and economic development in Asia-Pacific region. It plays an important role in the economy of Pacific Asia as well as in the world.
From the point of view of potential possibilities for the development of business, scientific and technical cooperation, Taiwan could be considered as one of the perspective partners for Russian business in East Asia. It is defined by the island’s high degree import dependence upon main categories of raw material resources and by its leading role in producing of number of articles in manufacturing industry.
The analysis of bilateral trade gives an evidence possible considerable complimen-tarity of Russia and Taiwan economics. At the same time the existing possibilities for the development of trade economic relations are realized insufficiently.
Russia in its relationships with Taiwan doesn’t recognize independence of the island, and considers it as an inseparable part of the mainland China. The trade-economic relation, great value of which is stressed by both sides, is implemented on the unofficial, non-governmental basis.
This article will make a brief review into the contemporary history of Russia-Taiwan relationship, analyzes current status and presumes possible future prospects of the bilateral economic and trade relations.