СОЦИУМ
ВРАДИЙ Сергей Юрьевич
канд. ист. наук, ведущий науч. сотр. Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (г. Владивосток). Электронная почта: [email protected]
Российско-тайваньские отношения: история и перспективы
УДК 328.48 БО! dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2017-2/68-82
Тайвань, Россия,
история отношений,
торгово-экономическое
сотрудничество
Статья является исправленной и дополненной версией, опубликованной в сборнике Центра Славянских исследований университета Хоккайдо (Саппоро, Япония): Vradiy S. Russia's Unofficial Relations with Taiwan // «Eager Eyes Fixed on Eurasia: Change and Progress» Vol. 2. Russia and its Eastern Edge. Ed. by Iwashita Akihiro. Slavic Research Center, Hokkaido University. Sapporo, 2007. P. 219-235.
1 Валовой национальный доход на душу населения (per capita GNI) на Тайване в
2015 г. равнялся US$22,384 тыс. (35-е место по расчетам Всемирного банка), валовой внутренний продукт (GDP) составил US$525,19 млрд. Объем внешней торговли
в 2015 году достиг US$ 523 млрд., при величине экспорта US$ 285,344 млрд., импорта - US$ 237,219 млрд. Общие запасы иностранной валюты (Foreign Exchange Reserves) в декабре
2016 г. составили 434,2 млрд. долларов США. По своим валютным резервам Тайвань по-прежнему занимает одно из ведущих мест в мире. Тайвань является одним из главных экспортеров капитала, объем капиталовложений в страны Юго-Восточной Азии достиг US$ 36 миллиардов за последние пять лет. По своей конкурентоспособности в мировой экономической системе в 2016-2017 гг. Тайвань занимает 14 место. Источник: [9; 10; 12; 14-18].
Анализ двусторонней торговли свидетельствует о том, что экономики Тайваня и России могли бы существенно дополнять друг друга, при этом ныне существующие возможности развития торгово-экономических связей реализуются не в полной мере. В статье предлагается анализ современного состояния российско-тайваньского экономического сотрудничества, рассматриваются перспективы развития торгово-экономических отношений. Предваряет статью краткий экскурс в историю взаимоотношений Тайваня и России, анализируется содержание российской политики на Тайване.
Тайвань - один из динамично развивающихся финансовых и торговых центров Азиатско-Тихоокеанского региона, который играет важную роль в экономике АТР и в мировой экономике1.
Стратегическая значимость Тайваня определяется его доминирующим положением относительно морских маршрутов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, близостью к Филиппинскому архипелагу. На протяжении десятилетий го-миньдановское правительство, нашедшее убежище на Тайване после образования в 1949 г. КНР, воспринималось на Западе как оплот, препятствующий распространению коммунистических идей в Азии, что и определяло большую политическую значимость острова. Находящийся примерно на равном расстоянии как от Кореи, так и от Вьетнама - государств, где во времена холодной войны имели место кровопролитные сражения - Тайвань служил базой, отправной точкой для проведения военных операций против КНР, а также против прокоммунистических сил в Индонезии и Индокитае. Из истории российско-тайваньских отношений Внушительные эмиграционные потоки с материка хлынули на остров в XV!! столетии. Китайские чиновники уделяли мало внимания ситуации на острове, относя его к разряду удалённых территорий, существующих на периферии Поднебесной. Индифферентное отношение несколько изменилось после франко-китайской войны 1884-1885 г., когда цинское правительство осознало, что остров может быть использован в качестве плацдарма для распространения иностранного влияния на материк. После войны Тайваню был придан статус самостоятельной провинции (прежде остров административно входил в состав провинции Фуцзянь), был назначен губернатор - герой франко-китайской войны генерал Лю Минцюань (1836-1896).
Результатом подписания в 1895 г. Симоносекского договора, завершившего китайско-японскую войну, стало присоединение Тайваня Японией, которая превратила остров в свою колонию. На Формозе2 возобновили свою деятельность иностранные консульства. Российское консульство появилось на Тайване в 1896 г., первым консулом стал немец Пауль Шаберт (Paul Shabert).
По всей видимости, впервые в русских документах Тайвань был упомянут в выписке о границах китайского государства, составленной в Посольском приказе на основании западных источников и предназначенной для миссии Николая Гавриловича Спафария (Nicolae Milescu Spätaru, 1636-1708), что была направлена в Пекин в 1675 г. (Рис. 1 и 2). В ней говорилось: «Меж востока и полудня за Китайским государством лежит остров имянем Фромоза, который не так великий, яко богатый есть, и в том острове пишут, что недавно галанцы морем приходили и завладели того острова и крепость учинили» [3, с. 332]. Н. Г. Спафарию давался наказ «проведать» о соседних с Китаем землях, в том числе и о Формозе. Следуя заданию, Н. Г. Спафарий сделал запись в главе четвёртой «Описания» Китая: «Голландцы же держат близ тех стран остров на море именем Формоза и оттуда приходят в украинские (окраинные - В. С.) города и втайне торгуют с китайскими воеводами» [4, с. 172].
В начале 1875 г. Тайвань посетил российский морской офицер Павел Иванович Ибис (Paul Ibis, 1852-1877). Получив отпуск с корвета «Аскольд», который ремонтировался в Гонконге, он в течение двух месяцев путешествуя по острову, изучал аборигенное население. Составленное им описание Тайваня, которое было опубликовано в журнале «Морской сборник» (1876), вызвало интерес как в России, так и за границей (расширенный перевод был напечатан в Вене), до сих пор не потеряло значения как источник по этнографической истории Тайваня [11].
Советская Россия установила дипломатические отношения с Китайской Республикой после революции 1917 г. В истории отмечены этапы развития официальных связей между государствами, конфликты, постепенное восстановление экономических и торговых отношений.
Франклин Рузвельт (Franklin D. Roosevelt, 1882-1945), Уинстон Черчилль (Winston S. Churchill, 1874-1965) и Чан Кайши (Chiang Kai-shek, 1887-1975) оговорили возвращение Тайваня Китаю после периода японской оккупации острова на Каирской конференции в декабре 1943 г., Сталин признал эту договорённость на Тегеранской конференции. Официальное закрепление Тайваня за Китаем произошло на Потсдамской конференции в июле 1945 г., и в сентябре того же года Формоза перешла под юрисдикцию Китая.
Рис. 1.
Молдавская почтовая марка (блок) с изображением маршрута следования посольства Н. Г. Спафария в Китай [6]
2 Распространенное в англоязычной литературе название Тайваня - Формоза означает «великолепный остров», его изобрели португальские мореплаватели, впервые появившиеся у его берегов в XVI столетии. Остров находится примерно в 100 км восточнее материкового Китая, площадь около 14 тыс. квадратных км.
Рис. 2.
«Путешествие» Н. Г. Спафария с воспоминаниями о посольстве в Китай, изданное в 1882 г. в Санкт-Петербурге Источник: [5]
Чан Кайши прибыл на Тайвань вместе с 1,5-миллионным войском и гражданским населением в июне 1949 г. В сентябре 1950 г. полномочный представитель СССР при ООН Я. А. Малик потребовал включить в повестку дня Совета Безопасности вопрос о статусе Тайваня, настаивая на приглашении делегации КНР. В ходе обсуждения советская сторона заявила, что поскольку Тайвань является частью Китая, следовательно, все вооружённые силы США, дислоцированные на острове и прилегающих территориях, должны быть выведены.
В 1954 г., по завершении Корейской войны, между правительствами США и Китайской Республики был подписан Договор об обороне, предполагающий участие США в боевых действиях, если таковые возникнут с материковым Китаем. Советский Союз в заявлении министра иностранных дел назвал подписанный договор «грубым нарушением международных договорённостей, суверенитета и территориальной целостности КНР».
Все контакты между Китайской Республикой и Советским Союзом, определённые Договором о дружбе и сотрудничестве 1945 г., были прекращены, разрыв был объявлен 3 октября 1949 г. после того, как 1 октября СССР первым признал КНР.
Следует заметить, что СССР, придерживаясь политики «одного Китая», изначально настаивал на урегулировании кризиса в Тайваньском проливе политическими, а не военными методами, как это пытались делать пекинские руководители в 1954 и 1958 гг. Возможно, данный подход стал одной из причин охлаждения отношений между СССР и КНР в конце 50-х гг.
Когда в сентябре 1954 г. артиллерийский обстрел прилегающих к Тайваню островов спровоцировал первый в череде трёх кризисов Мацзу-Амой, Советский Союз устами премьер-министра Н. С. Хрущёва публично подтвердил свою позицию поддержки КНР. В то же время министр иностранных дел В.М. Молотов, обвиняя США в развязывании конфликта, выразил озабоченность по поводу того, как бы региональный конфликт не перерос в войну.
Незадолго до кризиса, в июне 1954 г., тайваньская береговая охрана захватила советский нефтеналивной танкер «Туапсе», следовавший курсом из Одессы в Шанхай. Были арестованы 49 членов экипажа, через год 29 человек были освобождены и возвращены в СССР. Остальные предпочли остаться временно на Тайване, девять из них впоследствии перебрались в США, ФРГ. К концу 1958 г. семь чле-
нов экипажа оставались на Тайване. Танкер «Туапсе» навсегда остался на острове. В 1958 году на киностудии имени А. Довженко был снят двухсерийный фильм «ЧП» (Чрезвычайное происшествие), основанный на реальных событиях3. В 1959 году фильм стал лидером советского проката - 47,5 млн. зрителей (Рис. 3).
Летом 1958 года были возобновлены обстрелы островов Мацзу и Цзиньмэнь (т.н. «второй кризис»). Если предыдущий кризис 1954 г. советские дипломаты в Пекине освещали преимущественно по прессе КНР, то теперь отношение стало более внимательным. В дополнение к китайской прессе анализировалась также периодика Гонконга, Тайваня. В статье, помещённой в газете «Правда» от 5 сентября 1958 г., было отмечено, что атаки на КНР будут расценены как нападение на СССР с соответствующими ответными действиями.
60-е гг. стали свидетелями существенных перемен, произошедших на Тайване. Сократилось американское военное присутствие на острове. Если
в 50-е гг. Тайвань находился на втором месте по объёму получаемой от США военной и экономической помощи, то в 60-е гг. финансовая поддержка значительно уменьшилась.
Можно выделить следующие несколько основных причин изменения политики правительства США по отношению к Тайваню. Во-первых, желая ослабить основного противника - Советский Союз, Америка начала разрабатывать недавнего своего соперника - КНР, намереваясь ещё более углубить противоречия между недавними идеологическими союзниками. Во-вторых, в поисках достойного выхода из трясины вьетнамской войны, правительство США намеревалось обратиться к КНР с предложением стать посредником в переговорах с северовьетнамским правительством. Ну и, наконец, что, пожалуй, было наиболее важным, американские бизнесмены осознали неисчерпаемые возможности китайского рынка. Ради сближения с КНР можно было пожертвовать и недавним союзником.
Официальная позиция СССР оставалась неизменной - правительство КНР есть законный представитель Китая на международной арене, в отличие от клики Чан Кайши, незаконно узурпировавшей власть на острове, являющемся неотъемлемой частью Китая.
Неофициальные контакты между СССР и Тайванем можно было заметить в конце 60-х годов, после появления тенденции к возобновлению взаимоотношений между КНР и США4. Как известно, визиты Никсона и Киссинджера в КНР завершились в 1972 г. подписанием т.н. «Шанхайского коммюнике», когда было объявлено о том, что
Рис. 3.
Реклама советского кинофильма «ЧП (Чрезвычайное происшествие)», сюжет которого основан на событиях, произошедших с танкером «Туапсе» у берегов Тайваня. Источник: [7]
3 Черно-белый фильм «ЧП» был крепко приправлен идеологическими штампами в лучших традициях советского кино, однако по сей день пользуется популярностью. Может быть, в том числе благодаря игре выдающегося российского актера Вячеслава Тихонова, исполнившего роль озорного и веселого парня из Одессы. Рассказ ведется от лица
первого помощника капитана по воспитательной работе в исполнении другого прекрасного российского актера Михаила Кузнецова.
4 Стоит упомянуть визит в ноябре 1968 г. советского гражданина, сотрудничавшего в Лондонской Evening Post, Виктора Луи, которому посчастливилось встретиться с министром обороны Тайваня и наследником Чан Кайши на правительственном посту Цзян Цзинго. В 1969 г. СССР посетил заместитель министра образования Тайваня.
США признают существование лишь одного Китая и Тайвань является его частью. Тайвань при этом надеялся, что намёки на восстановление тайваньско-советских взаимоотношений воспрепятствуют растущим контактам между КНР и США. СССР, со своей стороны, возможно, предполагал, что налаживание контактов с Тайванем приостановит ухудшение отношений с КНР. При этом тайваньцы продемонстрировали большую готовность идти на компромисс, поскольку терять им было нечего после ослабления взаимоотношений с США. Советский Союз проводил между тем более осторожную линию, осуществляя с 70-х гг. торговлю с Тайванем через Гонконг, Японию, ФРГ, а также преимущественно через своих восточноевропейских союзников.
Правительственные круги СССР, по-видимому, опасались, что открытие официальных отношений с Тайванем принесёт слишком много проблем во взаимоотношения с КНР и может подорвать его престиж, поэтому контакты осуществлялись преимущественно через третьи страны, на неправительственном уровне.
Хотя дипломатические, экономические и военные отношения с КНР были на некоторое время прекращены, тем не менее, Советский Союз был не в состоянии полностью отказаться от недавнего идеологического союзника и заключить в свои объятия Тайвань. Всякий раз, когда Тайвань предлагал установить экономические взаимоотношения, Советский Союз из идеологических соображений проявлял сдержанность, отказываясь от прямых контактов.
Тайвань же сдерживало традиционно подозрительное отношение к политике, проводимой СССР, а также возможное неодобрение со стороны США. Кроме того, тайваньское правительство опасалось потерять кредит доверия со стороны антикоммунистически настроенных государств в случае установления официальных взаимоотношений с СССР.
После восстановления с 1 января 1979 г. администрацией Картера дипломатических отношений с КНР, тайваньским руководителям ничего не оставалось, как постепенно пытаться сокращать зависимость от США и быть более гибкими в проведении внешней политики.
Цзян Цзинго, старший сын Чан Кайши, ставший президентом Тайваня после смерти отца, проводил более взвешенную политику в отношениях с Советским Союзом, где ему довелось жить, учиться и работать с 1925 по 1937 гг. (Рис. 4). Торгово-экономическое сотрудничество
Когда в 80-е гг. в Советском Союзе начались реформы, в качестве положительного образца приводились успехи рыночной экономики одного из «Азиатских драконов» - Тайваня.
В начале 1990 г. Тайвань отменил ограничения на прямую торговлю и инвестиции в СССР, стимулировав сотрудничество в сфере лесной промышленности, рыболовстве, возобновив культурный, технологический обмен.
С распадом СССР в 1991 году Россия, став правопреемницей, официально заменила Советский Союз в международном сообществе. В сентябре 1992 г. Б. Н. Ельцин подписал Указ «Об отношениях между Российской Федерацией и Тайванем», который в настоящее время является правовой основой для развития отношений РФ с Тайванем.
у Рис. • Цзя
Рис. 3.
Цзян Цзинго и Чан Кайши на фото, сделанном после возвращения сына в 1937 г. из СССР в Китай [18]
Указом было определено создание неофициальной координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству, тайваньское и российское представительства которых были открыты соответственно в 1993 году в Москве (Taipei-Moscow Economic and Culture Coordination Commission), а в 1996 году - в Тайбэе (Moscow-Taipei Economic and Culture Coordination Commission). Представительства служат в качестве неофициального канала связи, содействуют культурному обмену, развитию экономических и торговых отношений, осуществляют информационно-справочное обслуживание. Тем же президентским указом ещё раз была подчёркнута неизменность позиции России по тайваньскому вопросу. Только неофициальные контакты имеют место во взаимоотношениях между Российской Федерацией и Тайванем, вся деятельность ведётся от лица неправительственных организаций, частных предприятий, торговых ассоциаций.
С 1991 г. в Москве функционирует Центр международной торговли Тайбэя (Taipei World Trade Centre), представительство Совета по развитию внешней торговли Китая CETRA (ныне TAITRA, Taiwan External Trade Development Council).
В сентябре 1997 года Тайвань и Россия подписали соглашение о воздушном сообщении, а в январе 1998 года - Протокол о морском транспортном сообщении. В 2002 г. был подписан Протокол о сотрудничестве в сфере малого и среднего предпринимательства.
Объем двусторонней торговли между Тайванем и Советским Союзом на начальном этапе сотрудничества в 1987 году насчитывал всего лишь 7,6 млн. амер. долларов. Последующие годы свидетельствовали о росте экономического сотрудничества. Ниже приводятся показатели товарооборота России с Тайванем за последние два десятилетия.
Табл-1. Приведённые (Табл. 1) статистические данные свидетельствуют о
ТайваНяс°РоссИей росте двусторонних торгово-экономических отношений. Хотя про-
(1996-2016 гг., млн цесс не отличался стабильностью, наряду с ростом товарооборота
дол. США). наблюдалось и его уменьшение соответственно в 1998, 2001, 2005,
Источник: [15] 1П„„ - ,,„,,
2009 гг., тем не менее, в целом, развитие отношений до 2014 г. носило
Год Общий объем торговли Экспорт Импорт штттп Торговый баланс
Величина Изменения (%) Величина Изменения (%) Величина Изменения (%) Величина Изменения (%)
1996 1,205 -33.125 141 -18.841 1,064 -34.652 -923 -36.544
1997 1,409 16.946 173 22.129 1,237 16.258 -1,064 15.359
1998 982 -30.354 138 -20.267 844 -31.761 -706 -33.624
1999 1,291 31.539 108 -21.593 1,183 40.197 -1,075 52.227
2000 1,566 21.270 186 72.551 1,380 16.596 -1,194 10.985
2001 869 -44.515 265 42.420 604 -56.241 -339 -71.622
2002 1,183 36.121 255 -3.725 927 53.612 -672 98.473
2003 1,605 35.721 305 19.548 1,300 40.171 -995 47.998
2004 2,910 81.300 437 43.135 2,473 90.255 -2,037 104.701
2005 2,713 -6.766 516 18.293 2,196 -11.189 -1,680 -17.509
2006 2,507 -7.587 604 16.965 1,903 -13.360 -1,299 -22.682
2007 2,712 8.161 807 33.646 1,904 0.071 -1,097 -15.542
2008 3,616 33.370 930 15.160 2,687 41.090 -1,757 60.172
2009 2,774 -23.294 582 -37.385 2,192 -18.418 -1,610 -8.383
2010 3,417 23.186 1,081 85.782 2,336 6.563 -1,254 -22.082
2011 3,877 13.447 1,520 40.513 2,357 0.916 -838 -33.224
2012 4,675 20.588 1,541 1.411 3,134 32.950 -1,593 90.167
2013 4,744 1.473 1,500 -2.695 3,244 3.523 -1,745 9.538
2014 4,961 4.573 1,314 -12.350 3,646 12.395 -2,332 33.661
2015 3,555 -28.333 1,030 -21.664 2,526 -30.737 -1,496 35.851
2016 (янв.-окт.) 2,862 -7.684 711 -19.352 2,152 -3.048 -1,441 7.700
поступательный характер. 2014 год продемонстрировал пик товарного обмена - 4,961 млрд ам. долларов.
Как видно из приведённых показателей, Россия сохраняет положительное сальдо в торгово-экономических отношениях с Тайванем за счёт сырой нефти, чугуна и стального проката, цветных металлов, продуктов нефтехимии, ферросплавов, древесины, химических удобрений. Среди импортируемых товаров всё большее место занимают электротехнические изделия и детали к ним, компьютеры и компьютерные комплектующие, бытовая электроника и проч.
Отрицательный торговый баланс в отношениях между Россией и Тайванем оценивается тайваньской стороной как вопрос, на кото-
Наименование товарной группы 2014 2015 Изменения в 2015 г. относительно 2014 г. (%) Доля в общем импорте (%)
Минеральное топливо, нефть и продукты дистилляции 2,609,940 1,672,182 -36 4.5
Чугун, сталь 525,748 453,915 -14 6.3
Продукция органической химии 196,771 150,659 -24 1.9
Алюминий и алюминиевая продукция 126,853 94,232 -26 4.5
Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, и изделия из них; бижутерия; монеты 23,414 22,856 -2 0.5
Бумага и картон, предметы из целлюлозы, бумаги или картона 19,660 17,946 -9 1.3
Медь и изделия из нее 16,434 16,674 1 0.4
Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина 69 13,727 19794 5.2
Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные 4,541 11,555 154 1.3
Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы) 12,077 10,933 -9 1.7
рый следует обратить внимание. Однако преобладание сырьевой составляющей в российском экспорте и промышленной продукции в тайваньском на нынешней стадии развития отношений оценивается тайваньцами как вполне логичное5. При этом для исправления ситуации рекомендуется увеличить экспорт тайваньской промышленной продукции в Россию.
Относительно невысокий уровень тайваньского экспорта в Россию можно объяснить рядом причин. Во-первых, довольно вы-
Табл. 2.
Основные продукты импорта из России в 2014-2015 гг. (тыс долл. США). Источник: [12]
5 По мнению бывшего главы тайваньского представительства в Москве Чэнь Жунцзе, поскольку Тайвань импортирует недостающую на острове сырьевую продукцию,
Наименование товарной группы 2014 2015 Изменения в 2015 г. относительно 2014 г. (%) Доля в общем экспорте (%)
Ядерные реакторы, бойлерное оборудование, машинное оборудование и запчасти 310,352 271,859 -12 0.8
Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающие аппараты и воспроизводящее оборудование, телевизионные записывающие и воспроизводящие аппараты, запчасти к ним 362,802 199,496 -45 1.6
Суда, лодки и плавучие конструкции 1,026 103,944 10031 0
Черные металлы 71,472 71,924 1 1.6
Изделия из черных металлов 65,751 60,129 -8 0.9
Подвижной состав, исключая железнодорожный и трамвайный, запчасти 79,267 54,904 -31 0.3
Пластмасса и изделия из пластмассы 76,654 54,382 -29 0.8
Инструменты, инвентарь, ножевые изделия, ложки и вилки, изделия из недрагоценных металлов 88,685 43,148 -51 4.6
Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности 27,979 19,331 -31 1.3
Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности 34,648 16,798 -52 0.6
сокой стоимостью тайваньской продукции, пока ещё недоступной для рядового российского покупателя, прочие категории потребителей предпочитают приобретать товары из Западной Европы, США, Японии. Во-вторых, трудностями, связанными с осуществлением банковских переводов, которые выполняются преимущественно через третьи страны6. В-третьих, отсутствием достаточных гарантий со стороны правительства иностранным инвесторам. В результате иностранные бизнесмены, в том числе и тайваньские, предпочитают вкладывать средства в более безопасные и предсказуемые регионы [1, с. 48-49]. Следует также учесть и то, что Россия импортирует большое количество продукции из КНР, произведённой на предприятиях, принадлежащих тайваньскому капиталу, при этом она фиксируется статистикой как торговля России с КНР.
Несмотря на относительный рост показателей торгово-экономических отношений России и Тайваня, их доля непропорционально мала по сравнению с величиной их совокупного торгового оборота. Экспорт Тайваня в Россию составлял, к примеру, в 2015 году 0,37% от всей величины вывоза продукции за рубеж, а импорт из России насчитывал только 1,15% всей суммы ввезённой продукции. Доля
Табл. 3.
Основные продукты экспорта в Россию в 2014-2015 гг. (тыс долл. США). Источник: [12]
следовательно, торговый дефицит может оцениваться положительно [8, р. 4].
6 Тайваньские банки опасаются принимать выдаваемые российскими банками аккредитивы под контрактные заказы. Оплата операций осуществляется преимущественно через посредство банковских перево-
Тайваня во внешнеторговом обороте России также невелика, в 4 квартале 2016 г. она составляла около 0,97% (23 место в совокупном товарообороте России с зарубежными странами).
В 2015 году было отмечено снижение импорта тайваньских товаров в Россию. Сократился на 52 процента импорт оптического, фототехнического, медицинского оборудования, на 51 процент уменьшился ввоз инструментов, инвентаря, столовых приборов, изделий из недрагоценных металлов.
Объёмы взаимного инвестирования небольшие. В России насчитывается чуть более десяти небольших по масштабу тайваньских компаний, занятых преимущественно в сфере торговли, обслуживания, обмена информацией, ресторанном, туристическом бизнесе. В Петербурге три компании заняты морскими перевозками, продажей чая, туристическим бизнесом, две компании на Дальнем Востоке осуществляют торговые операции, заняты в рыбодобывающей промышленности. Остальные тайваньские компании ведут коммерческую деятельность в Москве. В Москве открыли свои представительства некоторые тайваньские компьютерные производители, поставляя компьютеры и комплектующие детали на российский рынок.
По данным Инвестиционного комитета Министерства экономики Тайваня, с 1952 по 2015 год Тайвань инвестировал в 10 российских предприятий на общую сумму 275,3 миллиона долларов. В тот же период Россия осуществила прямые инвестиции в 107 тайваньских предприятий на сумму 105,9 млн долларов. За последние шесть лет Россией было реализовано 74 инвестиционных проекта на Тайване.
В настоящее время в России действуют около 20 тайваньских производителей. Помимо двух компаний, занимающихся торговлей и туризмом в Санкт-Петербурге, большинство из них сосредоточено в Москве, заняты преимущественно в сфере торговли, туризма, маркетинговых услуг. Тайваньские компании в области информационных технологий, такие как Acer, ASUSTek, GIGABYTE, MSI, FSP Group, Advantech, Shung Ju Technology, HTC, Thermaltake Technology, ATEN и другие, открыли свои представительства в Москве, предоставляя российским партнёрам маркетинговую поддержку. Тайваньская производственная компания Tong Tai планирует создать в России заводы сборочного машиностроения. Компания Firich Enterprises Co. инвестировала в игорный бизнес во Владивостоке, создав казино Tigre de Cristal7. В сентябре 2016 г., во время проведения во Владивостоке Восточного экономического форума, на Русском острове был открыт океанариум, самый большой в России и один из крупнейших в мире. В его проектировании и создании принимали участие тайваньские компании, что свидетельствует о диверсификации инвестиционной политики Тайваня.
Невысокий рост инвестирования в экономику России тайваньскими предпринимателями объясняется, помимо вышеприведённых причин, также высоким уровнем инфляции, медленной и неэффективной процедурой приватизации государственной собственности. Между тем тайваньские предприниматели пытаются решить проблемы, минуя неповоротливый государственный сектор, выходя напрямую на российский частный бизнес.
дов, либо наличной оплатой. Среди банков, ведущих с тайваньскими предпринимателями операции, числятся Газпромбанк, Внешпромбанк, банк Уралсиб, банк Глобэкс, Альфа-Банк, Гута Банк.
7 Развлекательный комплекс Т^гесЗеСп81а1 пользуется большой популярностью, ежедневно его посещают до 600 туристов, с момента открытия его посетило более 130 тыс. человек [2, с.7].
Тайваньские представители торгово-промышленных кругов, а также их российские коллеги довольно часто обмениваются делегациями, участвуя в различного рода выставках, конференциях.
В сентябре 2002 года во Владивостоке состоялся 3 инвестиционный форум стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В нём приняла участие внушительная делегация тайваньских бизнесменов и официальных правительственных чиновников из 27 человек, которую возглавил бывший премьер, занимавший тогда пост генерального секретаря правящей Демократической Прогрессивной партии Чжан Цзюньсюн. Помимо него, в числе членов делегации значились министр транспорта и коммуникаций Линь Линсань, председатель комитета по труду Чэнь Цзюй, сотрудники министерства экономики и комитета по сельскому хозяйству. По отзывам прессы, это был один из самых высоких уровней присутствия представителей тайваньского правительства в России за последнее время.
Для развития взаимовыгодных контактов тайваньцы активно приглашают высокопоставленных российских правительственных и политических лидеров побывать на острове. Среди посетивших Тайвань были бывший президент М. С. Горбачёв, мэр Москвы Гавриил Попов, председатель ЛДПР Владимир Жириновский и др. В 1990 году в России состоялась встреча будущего президента В. В. Путина, занимавшего тогда пост вице-мэра Санкт-Петербурга, с будущим президентом Тайваня Чэнь Шуйбянем, исполнявшим на тот период обязанности мэра Тайбэя.
В 2003 году на острове была учреждена Тайваньско-Российская Ассоциация, председателем которой стал бывший премьер-министр Чжан Цзюньсюн, что свидетельствует о заинтересованности тайваньской стороны в развитии экономического сотрудничества с Россией.
Торгово-экономические отношения России и Тайваня можно значительно расширить. Для этого, считают эксперты, необходимо подписать ряд двусторонних соглашений: о защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения, об ускорении таможенного оформления. Тайваньские бизнесмены надеются получить в России более благоприятные условия, аналогичные тем, что предоставлены иностранным инвесторам в КНР и странах Юго-Восточной Азии. Помимо этого, тайваньская сторона надеется на упрощение формальностей и правил в российской административной системе.
Тайвань, помимо развития передовых полупроводниковых технологий, работает над биотехнологиями, технологиями на молекулярном уровне, созданием цифровых архивов, в сфере телекоммуникационных связей, оптоэлектронике. Российскими учёными, в том числе специалистами Дальневосточного отделения РАН, накоплен значительный опыт в данной сфере, который может быть использован Тайванем.
Многие на Тайване видят большие перспективы в закупках российского сырья, прежде всего нефти. Россия богата ресурсами, которых крайне недостаёт Тайваню.
В настоящее время доля России в общем объёме тайваньских операций со странами Европы составляет лишь 3,6%. Для развития отношений, по признанию тайваньских и российских участников торгово-экономического обмена, требуется сформировать законодательную
базу, подписать соглашения о предоставлении льгот для совместных проектов, установить корреспондентские отношения между банками.
Для реализации намерений необходимо участие компетентных российских государственных структур. Однако отсутствие межгосударственных отношений между Россией и Тайванем является серьёзной помехой развитию двусторонних связей. Можно предположить, что развивать экономическое сотрудничество возможно и в отсутствие межгосударственных отношений. В самом деле, при отсутствии дипотношений между Тайбэем и Пекином объем торговли через Тайваньский пролив и объем тайваньских инвестиций в экономику материка измеряются десятками миллиардов долларов США8. У Тайваня нет также дипломатических отношений с США и Японией, но торговый оборот между ними превосходит величину российско-тайваньской торговли на несколько порядков.
Развитию двусторонних экономических связей препятствует несовершенство инвестиционного климата в России в целом. При этом инвестиционные риски в Сибири и на Дальнем Востоке, по оценкам экспертов, намного выше, чем риски в Москве и Санкт-Петербурге.
Перспективы, которые рисуются исследователями относительно развития отношений между Российской Федерацией и Тайванем, базируются преимущественно на предположениях и применимы в равной мере и к экономике Приморского края. Рассмотрим некоторые из них, имеющие определённое значение для развития экономики Приморья.
Расширению и углублению контактов могло бы способствовать открытие прямого авиационного сообщения между Владивостоком и Тайбэем. Первые несколько рейсов прошли в конце апреля - начале мая 2001 г. Предполагалось, что открывшееся прямое авиасообщение будет иметь большое значение для развития туризма.
Владивосток является удобным и потенциально важным транзитным пунктом для тайваньцев, направляющихся в северо-восточные провинции материкового Китая, Северную Корею, другие города Российского Дальнего Востока и Сибири, а также в Москву. Однако поначалу по техническим причинам полёты не состоялись, затем последовал отказ от выполнения маршрута на неопределённый срок. Политическую окраску вопросу придаёт строгая позиция КНР относительно Тайваня.
В связи с этим событием и в его развитие предполагалось часть островных капиталов, размещаемых в настоящее время в материковом Китае и странах Юго-Восточной Азии, направить в Дальневосточный регион России, располагающий богатыми природными ресурсами. Министр иностранных дел Тайваня заявил в августе 2002 года, что деловые круги готовы инвестировать капиталы в освоение природных ресурсов Дальнего Востока, «если будут созданы необходимые условия, в том числе в области регулирования денежных потоков».
К перспективным направлениям двустороннего экономического сотрудничества можно отнести участие Тайваня в разработке, транспортировке и использовании энергоносителей, запасы которых расположены в Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе на Сахалине. В разработке проекта освоения сахалинских шельфовых месторождений нефти и газа заинтересованы тайваньские правительственные и коммерческие организации. Остров Сахалин близок к Тайваню, по-
8 Материковый Китай является главным торговым партнером Тайваня. По итогам первого месяца 2017 г. экспорт тайваньских товаров в КНР увеличился на 12,7%. В соответствии с расчетами, произведенными видными эконо-мистами-аналити-ками, совокупная сумма тайваньских инвестиций в материковый Китай составляет около 70 миллиардов американских долларов. Это примерно столько же, сколько инвестируют в КНР США. Несмотря на то, что в политических вопросах материк противостоит Тайваню, тайваньская экономика становится все более тесно увязанной с материковой. Причиной тому являются дешевая рабочая сила и огромные потенции рынка материкового Китая. (По-материалам China's Ministry of Foreign Trade & Economic Cooperation; US Commerce Department; Morgan Stanley; Goldman, Sachs. In: [13, p. 3436]).
9 О выгодности проекта евразийского железнодорожного моста свидетельствует тот факт, что перевозка стандартного контейнера в Европу морским путем из Юго-Восточной Азии обходится в 1500-1800 ам. долл. и занимает примерно один месяц. А из Пусана через Сибирь его транспортировка стоит 600 ам. долл. и занимает 13 дней.
этому транспортные расходы могут быть небольшими, поставки будут стабильными по сравнению с поставками со Среднего Востока и других удалённых районов.
Важное стратегическое расположение Приморья определяется также наличием здесь терминала железнодорожной ветки Транссибирской магистрали, самой протяжённой в мире. Она может предоставить тайваньским бизнесменам дополнительную возможность для экономического освоения пространств Сибири, России, Восточной Европы. К тому же Тайвань мог бы выступить в роли инвестора и пользователя перспективного проекта соединения Транссиба и транскорейской железной дороги9.
В августе 2003 г. Владивостокский морской торговый порт подписал соглашение о побратимских связях с тайваньским портом Гаосюн, который имеет побратимские отношения с портами США, Ближнего Востока и Европы. Владивосток стал 14-м портом в этом списке и первым в России. Порт Гаосюн входит в пятёрку крупнейших портов мира и является самым мощным на Тайване. С дальневосточным регионом России его связывают поставки стали и проката с российских металлургических комбинатов.
Сотрудничество ДВ России с Тайванем может быть полезным в области рыболовства и воспроизведения рыбных запасов, производстве и переработке лесоматериалов, в сфере развития малого и среднего бизнеса.
Испытывая нужду в современных технологиях, в создании базы научных исследований и разработок, Тайвань мог бы воспользоваться российскими научно-техническими достижениями в тех сферах, где Россия по-прежнему остаётся на передовых рубежах. Сюда относятся, в частности, космический мониторинг с целью предотвращения стихийных бедствий и техногенных катастроф, минимизации их последствий, судостроение, биотехнологии.
Учёные ДВО РАН могли бы представить для рассмотрения пользующиеся повышенным интересом в АТР инновационные предложения по комплексной переработке минерального сырья, утилизации сельскохозяйственных отходов, получению особо чистых органических и неорганических продуктов, очистке сточных вод от органических загрязнений, новые информационные технологии (включая спутниковый мониторинг), биотехнологии и многое, многое другое. При этом в вопросах практической реализации научных разработок ДВО РАН испытывает определённые сложности, а Тайвань обладает возможностями внедрения инноваций и сбыта новой продукции на мировых рынках, в части касающейся услуг «инжиниринга», что открывает перспективу для создания выгодных для обеих сторон совместных предприятий, исследовательских центров, технопарков, научно-производственных структур по доведению научных разработок до стадии промышленной реализации. Заключение
К настоящему времени России и Тайваню удалось преодолеть старые стереотипы восприятия, они больше не рассматривают друг друга в качестве противника. Советская перестройка и тайваньская демократизация, совпав по времени, создали возможности для развёртывания двустороннего сотрудничества, что открывает перспективу для
расширения экономических связей, торговли и взаимопонимания. Однако, очевидно, что развитие российско-тайваньских отношений определяется российско-китайскими отношениями и отношениями между КНР и Тайванем.
В своих взаимоотношениях с Тайванем Россия не признаёт независимость острова, считая его неотъемлемой частью Китая. Торгово-экономические связи, ценность которых подчёркивается обеими сторонами, осуществляются на неофициальной, неправительственной основе.
Многие государства, не имея дипломатических отношений с Тайванем, тем не менее, поддерживают тесные экономические связи с тайваньскими фирмами, приносящими существенный взаимный доход.
С точки зрения потенциальных возможностей для развёртывания делового и научно-технического сотрудничества, Тайвань является одним из перспективных партнёров для российских бизнесменов в регионе Юго-Восточной Азии. Это определяется высокой степенью импортной зависимости острова по большинству видов сырьевых ресурсов и его лидирующей ролью в мировом производстве ряда товаров обрабатывающей промышленности.
Твёрдо оставаясь на позициях признания Тайваня неотъемлемой частью Китая11, РФ пошла на относительно интенсивное развитие сотрудничества в самых различных сферах. Однако сотрудничество с Тайванем ограничивается объективными и субъективными факторами исключительно Москвой и Санкт-Петербургом. Приморский край, находящийся в непосредственной близости, никак не использует свои хотя бы географические преимущества. Между тем Тайвань, некогда с минимальными потерями выйдя из международного финансового кризиса, подтвердил свою значимость в качестве экономического партнёра для региона в целом.
Подводя итог, отметим, что в отношениях между Россией и Тайванем имеется хороший потенциал для развития двусторонней торговли, инвестиций и научно-технического сотрудничества, хотя подъём российско-тайваньского торгово-экономического сотрудничества не может быть скорым и лёгким. Сторонам предстоит пройти ещё немалый путь, однако, в конечном счёте, он отвечает их интересам.
11 Принципиальная позиция подтверждалась Москвой неоднократно. «Считаем, что в мире существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань. Выступаем против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, для нас не приемлемы концепция «двух Китаев» или «одного Китая и одного Тайваня». Эта позиция четко зафиксирована в российско-китайском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года, ряде российско-китайских документов и не подвержена никаким изменениям», - говорилось в распространенном 6 февраля 2006 года комментарии Департамента информации и печати МИД РФ по поводу намерений президента КР ликвидировать Совет национального воссоединения. Неизменность российской позиции по Тайваню была еще раз подтверждена в мае 2016 г. в официальном заявлении представителя МИД России накануне церемонии инаугурации новой главы администрации Тайваня Цай Инвэнь.
Литература
1. Иванов П. М. Некоторые проблемы развития российско-тайваньских отношений на современном этапе // Российско-тайваньские отношения и их роль в развитии Азиатско-Тихоокеанского региона: Сб. докладов конференции. - М.: Издательский Центр ИСАА при МГУ 1997. С. 48-49.
2. Миклушевский В. В. Приморью есть что предложить инвесторам // Конкурент, 33 (1294). 1.09.2016. С. 7.
3. Русско-китайские отношения в XVII в. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1969. Т. 1. 614 с.
4. Спафарий-Милеску Н. Г. Описа-
ние первой части вселенной, именуемой Азией, в ней же состоит Китайское государство с прочими его городами и провинциями // Сибирь и Китай. - Кишинев: Государственное издательство «Картя Молдовеняскэ», 1960. 516 с.
5. Спафарий Н. Г. Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году. Дорожный дневник Спафария. - СПб., 1882 // Электронная библиотека ГПИБ [Электронный документ]. URL http://elib.shpl.ru/ ru/nodes/11175-spafariy-n-g-puteshestvie-cherez-sibir-ot-tobolska-do-nerchinska-i-granits-kitaya-russkogo-poslannika-nikolaya-spafariya-v-1675-godu-dorozhnyy-dnevnik-spafariya-spb-1882#page/1/mode/ grid/zoom/1 (Дата посещения: 13.01.2017)]
6. Спафарий Николай Гаврилович // Википедия - свободная энциклопедия [Электронный документ] URL https:// ru.wikipedia.org/wiki/Спафарий,_Ни-колай_Гаврилович (Дата посещения: 13.01.2017).
7. ЧП. Чрезвычайное происшествие // Кино-Театр.Ру [Электронный документ] URL http://www.kino-teatr.ru/kino/ movie/sov/7907/annot/ (Дата посещения: 13.01.2017).
8. Chen Rongjie, Republic of China Delegation to Russia // Liberty Times, Taipei, November 22, 2002. P. 4.
9. GDP per capita. World Rank // World Bank National Accounts Data [Электронный документ] URL http://data.worldbank. org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD?view=chart (Дата посещения 13.02.2017).
10. GDP (current US$) // World Bank national accounts data [Электронный документ] URL http://data.worldbank.org/ indicator/NY. GDP. MKTP.CD?view=chart (Дата посещения 13.02.2017).
11. Ibis, Paul. Auf Formosa: Ethnographische Wanderungen von Paul Ibis (In Formosa. Ethnographic travel of Paul Ibis) // Globus XXXI (1877). P. 149-52, 16771, 181-87, 196-200, 214-19, 230-35.
12. ITC Trade Map - Trade statistics for international business development Monthly, quarterly and yearly trade data. Import & export values, volumes, growth rates, market shares, etc. // Market Analysis and Research, International Trade Centre (ITC) URL http:// www.trademap.org/Index.aspx (Дата посещения: 13.02.2017).
13. Meredith Robyn, Giant Slurping Sound // Forbes Global, October 28, 2002. P. 34-36.
14. Reserves of Foreign Exchange and Gold. Country Comparison // The World Fact book. CIA Library [On-line document] URL https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2188rank.html (Дата посещения 13.02.2017).
15. Trade Statistics. Bureau of Trade // Bureau of Foreign Trade, Ministry of Economic Affairs, Republic of China (Taiwan) [Электронный документ] URL http://cus93. trade.gov.tw/FSCE000F/FSCE000F (Дата посещения: 3.02.2017).
16. ЙЙЙ^ЛПЩ Invest Taiwan // website of Invest in Taiwan (investment guide). [On-line document] URL https://www.dois. moea.gov.tw/Home/relation3 (Дата посещения: 13.02.2017).
17. ШМШ+ШШ //
^Шй National Statistics Data. Republic of China (Taiwan) [Электронный документ] URL http://statdb.dgbas.gov.tw/pxweb/ dialog/statfile9L.asp (Дата посещения 13.02.2017).
18. ШМШ //
^ Цзян Цзинго // Википедия - свободная энциклопедия [Электронный документ] URL https://zh.wikipedia.org/wiki/ Ш MS (Дата посещения: 13.01.2017).