В.А. Перминова*
Проблемы торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Тайваня и Японии в послевоенное время
АННОТАЦИЯ: Быстрое развитие тайваньской экономики во второй половине ХХ в. было обусловлено несколькими причинами, в числе которых был и «японский фактор» — колониальное наследие Тайваня, заложившее прочную основу японо-тайваньского торгово-экономического и научно-технологического взаимодействия в послевоенное время. В статье анализируются основные этапы этого сотрудничества, а также проблемы, с которыми сталкиваются островной Китай (КР) и Япония в настоящее время.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Тайвань, Япония, Китайская Республика, международные экономические отношения, КНР, Китай.
Стремительное развитие экономики Тайваня во второй половине ХХ в. было обусловлено множеством факторов, и в том числе политической обстановкой, сложившейся в регионе после окончания войны в 1945 г. и образования КНР в 1949 г., особой экономической политикой тайваньских властей и активной помощью США. При этом, заслуживает особого внимания и т.н. «японский фактор», который оказал значительное влияние на развитие региона во второй половине двадцатого столетия.
После 1945 г. на протяжении всего послевоенного периода Япония всегда придавала важное значение поддержанию тесных торгово-экономических связей с Тайванем. Не последнюю роль здесь играли и политические соображения. Как полагают в Токио, экономическая привязка Тайбэя к Японии, США и в целом к западному лагерю будет
* Вера Александровна Перминова, к.и.н., м.н.с. Отдела Китая Института востоковедения РАН, Москва, Россия; E-mail: [email protected]
© Перминова В. А., 2016
266
способствовать отдалению Тайваня от КНР. Созданный Японией за годы колониального господства на Тайване экономический потенциал, передача ею Тайваню передовых технологий, перенос туда ряда японских предприятий, а также крупная американская экономическая помощь Тайваню в 50-60-е годы в целом явились одной из главных причин так называемого «экономического чуда» Тайваня в последующие годы.
Проследим основные этапы торгово-экономического и научно-технического взаимодействия Японии и Тайваня и важнейшие факторы, влияющие на эти связи.
В первые годы после окончания Второй мировой войны (когда Тайвань вернулся под китайскую юрисдикцию) его экономическая политика была, как и в период японского управления, ориентирована на экспорт: поначалу Тайвань поставлял за рубеж продукцию земледелия, затем — промышленные товары, ещё позднее — высокотехнологичное оборудование. Большие объёмы экспортной продукции были бы немыслимы в данном случае без рынков сбыта, зарубежных инвестиций и технологий; всё это могла наряду с США предоставить Япония, для которой вынесение отдельных производственных линий или даже целых предприятий на Тайвань было выгодным благодаря дешевизне рабочей силы и приемлемого, в отличие от других развивающихся стран, качества работы.
Особенностью торговли Японии с Тайванем в 60-80 гг. ХХ в. являлось налаживание горизонтального разделения труда, а не вертикального, как это было более типично для торговых отношений Японии с множеством других азиатских стран — в торговле с Тайванем фигурировала практически одна и та же продукция: машины и оборудование, химические удобрения, текстиль, потребительские товары [2, с. 180].
Форсированное развитие ориентированных на экспорт отраслей Тайваня обусловило важное значение Японии в экономике Тайваня: в 1970-е годы среднегодовые темпы роста экспорта Тайваня достигли 19,2%. В начале 80-х гг. доля экспорта и импорта составляли 52% и 46% соответственно [4, с. 315]. Япония занимала первое место в импорте Тайваня (4,7 млрд. долл.; на втором месте — США) и второе — в экспорте (2,4 млрд. долл.; на первом месте — США) [3, с. 51]. Основу японского экспорта и импорта на Тайвань составляли машины и оборудование (41%) и продукция электронной и химической промышленности. Основу тайваньского экспорта в Японию составляли потребительские товары и некоторая часть продовольственных товаров, но, в отличие от других развивающихся стран, товарная структура японского импорта с Тайваня была более разнообразна [5; цит. по:
267
3, с. 52-53]. Разделение труда в торговле Японии и Тайваня заключалось только в том, что Тайвань экспортировал технически несложные машины, которые находили спрос в Японии из-за низкой цены, а Япония специализировалась на поставках более сложного современного оборудования, производство которого на Тайване в большинстве случаев ещё не было налажено [5; цит. по: 3, с. 52-53].
Эта же особенность — ориентированность основанных японцами предприятий Тайваня на использование японской промышленной технологии и японских лицензий, начиная с 1980-х гг. и до настоящего времени остаётся нерешённой проблемой для Тайваня, который сейчас стремится занять более выгодные позиции в системе двусторонних отношений с Японией. Тайваню до сих пор было невыгодно отказываться от закупок в Японии запчастей и деталей. Ориентация на японскую технику и технологию также способствовала более выгодным условиям платежа и послепродажного обслуживания, предоставляемого японскими партнёрами ради укрепления сотрудничества. Основной базой для исчисления тарифов на Тайване являлись цены СШ (с включённой ценой на доставку), поэтому во многих случаях американские товары оказывались дороже японских [3, с. 51-52].
С начала 1990-х гг. Тайвань стал ускоренно развивать наукоёмкие отрасли, почувствовав растущую конкуренцию со стороны стран с более низкой заработной платой (Малайзии, Индонезии, Филиппин) в производстве трудоёмких изделий лёгкой промышленности. Однако и в наукоёмких отраслях японские компании обычно не внедряли на Тайване весь технологический цикл, ограничиваясь выносом за пределы страны производств некоторых несложных компонентов. Такая практика, с одной стороны, облегчает процесс наладки производства, с другой стороны, сохраняет за Японией преимущество в производстве высокотехнологичной продукции.
Весьма остро стоит проблема несбалансированности товарообмена, дефицит которого Тайвань покрывает только за счёт торговли с КНР. Ещё в 1970-80-х гг. положительное сальдо во внешней торговле Японии с Тайванем составляло около 700 млн. долл. [5] Япония оставляла за собой право производить основную промышленную продукцию, хотя другие страны, в том числе Тайвань, могли предложить ей практически ту же продукцию, но не столь дорого. Дешевизна промышленной продукции из Тайваня, Кореи и Гонконга являлась основным фактором японской протекционистской политики. В первой половине 1970-х гг. правительство Японии приняло ряд мер по ограничению ввоза текстиля из Тайваня и Кореи, хотя это противоречило обязательствам Японии, принятым по решению ЮНКТАД. По отдельным товарам были достигнуты «добровольные
268
соглашения» об ограничении поставок на японский рынок. Попытки сокращения импорта текстиля вызвали бурное возмущение у партнёров Японии, поскольку в соответствии с обязательствами, принятыми по решению ЮНКТАД, Япония должна была создать префе-ренцированную тарифную систему для ввоза продукции обрабатывающей промышленности из развивающихся стран [2, с. 185]. Второй момент — это ориентированность предприятий Тайваня, основанных японцами, на использование японской промышленной технологии и японских лицензий. По этой причине Тайваню невыгодно отказываться от закупок в Японии запчастей и деталей [2, с. 184].
Для исправления невыгодного для Тайваня торгового баланса с Японией были созданы специальные комиссии по экономическому сотрудничеству с Японией, в рамках которых от Японии требовали прислать закупочные миссии, наподобие тех, которые посещали Тайвань и Корею из западных стран с целью расширения импорта [2, с. 184].
В условиях увеличивающегося промышленного потенциала Тайваня, японские монополии существенно сократили объём и ужесточили условия передачи технологии. Японские компании соглашаются оказывать содействие тайваньским предприятиям только при условии, что Тайвань использует японские промежуточные продукты, не принимая участия в более сложных и дорогостоящих этапах производства.
В настоящий момент Япония также имеет в торговле с Тайванем довольно существенное положительное сальдо, которое Тайбэй покрывает за счёт торговли с материковым Китаем (вместе с Гонконгом); эта торговля является главным источником общего профицита в торговом балансе Тайваня (118,6 млрд. долл. в 2012 г.) [6]. Дефицит Тайваня в торговле с Японией обусловлен тем, что тайваньские потребители традиционно отдают предпочтение японским товарам, учитывая их высокое качество. Другая причина состоит в том, что Япония до сих пор сохраняет за собой производство ключевых компонентов, а Тайвань производит комплектующие детали. Японские производители стремятся придерживать последние новинки в сфере высоких технологий с учётом высокого риска их копирования при попадании на Тайвань. По итогам 2014 г. экспорт Тайваня в Японию составил почти 20 млрд. долл. США (рост на 3,55% к 2013 г.). Импорт из Японии — почти 42 млрд. долл. (сокращение на 3,40%). На Японию приходится 6,4% совокупного объёма тайваньского экспорта и 15,2% объёма тайваньского импорта [7].
Тайвань остаётся для Японии не только торговым партнёром, но и важным связующим звеном в японо-китайском взаимодействии. В докладе Японской организации содействия внешней торговле за
269
2014 г. говорится о том, что японские компании могли бы создавать партнёрства с тайваньскими фирмами и, используя их опыт и более тесные отношения с материковым Китаем, совместно завоёвывать китайский рынок. Япония стремится к тому, чтобы опираясь на тайваньскую производственную базу и японскую технологическую мощь, создать совместные японо-тайваньские предприятия в области микроэлектроники и компьютерной техники. Кроме того, японским предприятиям для проникновения на этот рынок требуются специалисты, которые могли бы работать на местах, в чём будет полезна помощь тайваньских менеджеров, хорошо знающих китайские обычаи ведения бизнеса.
Материковый Китай всегда являлся одним из основных факторов, влияющих на взаимодействие Тайваня и Японии во всех областях, в том числе и торгово-экономической. В настоящее время китайское руководство предпочитает действовать «мягкой силой», делая основной упор на то, чтобы постепенно приблизить к себе Тайбэй, привязать его к материковому Китаю экономически, идёт на всяческие уступки Тайбэю. Эта линия приносит плоды. В последние годы ситуация в Тайваньском проливе заметно успокоилась. В период администрации Ма Инцзю (Гоминьдан) в 2008-2016 гг., придерживающейся более гибкой линии в отношениях с КНР, «стороны пролива» сумели наладить довольно тесное взаимодействие между собой. Вместе с тем, активное финансовое и экономическое проникновение КНР на Тайвань воспринимается местным населением с растущей настороженностью. Недовольство тайваньцев вызывает и резко возросшее количество китайских туристов с материка, буквально наводнивших Тайвань. После подписания в 2013 г. соглашения с КНР об обмене услугами возникло стихийное движение студентов, представителей малого и среднего бизнеса против ратификации данного соглашения, поскольку «оно выгодно лишь крупному бизнесу и может подорвать тайваньский сектор услуг» [8]. Принявшие широкие размеры проте-стные выступления студентов с критикой излишне тесных связей с материком получили название «Движение подсолнухов». Студентов поддержали многие члены тайваньского парламента. Нежелание тай-ваньцев воссоединяться с материком ещё больше укрепилось вследствие подавления Пекином осенью 2014 г. движения в Гонконге за расширение демократических прав и свобод [9]. На фоне этих событий усилились позиции Демократической прогрессивной партии (ДПП), повысив её шансы на победу в прошедших в начале 2016 г. очередных президентских выборах на Тайване, на которых в результате победила кандидат от ДПП Цай Инвэнь.
Тайвань, у которого налажены тесные связи со многими странами АТР, в том числе связи и военно-стратегического характера, крайне
270
восприимчив к изменению текущей политической ситуации в регионе. Поэтому при анализе торгово-экономических связей Тайваня с Японией также необходимо учитывать ряд особенностей, касающихся трёхстороннего взаимодействия Тайваня, материкового Китая и Японии, взаимоотношений этих стран с США и другие факторы.
Обозначим наиболее актуальные и очевидные проблемы японо-тайваньского взаимодействия, которые необходимо решать действующему руководству КНР и новоизбранному президенту Китайской Республики.
Как указывалось выше, остаётся нерешённой проблема торгового дисбаланса Тайваня и Японии. Их связи исторически основывались не на взаимовыгоде, а на особом отношении Тайваня к Японии и особых привилегиях для японских компаний. В первые десятилетия после окончания Второй мировой войны такие отношения были подкреплены политической ситуацией и активным противостоянием двух берегов Тайваньского пролива. Теперь же Тайвань хочет, чтобы заявленные «особые отношения» были подкреплены практическими взаимовыгодными договорённостями.
В то же время Япония остаётся для Тайваня важным стратегическим партнёром, на поддержку которого он рассчитывает в вопросе вступления КР в международные организации, в том числе транстихоокеанское партнёрство, а также создание зоны свободной торговли в АТР [10]. В частности, начиная с 2001 г. между Токио и Тайбэем ведутся переговоры о заключении подобного соглашения. Этому, однако, противится Пекин, подчёркивая, что такие соглашения могут заключаться только между суверенными странами. Япония, в свою очередь, также надеется на поддержку со стороны Тайваня и ожидает, что он пойдёт ей навстречу и откажется от ограничений на импорт японского продовольствия, которые были введены после аварии на Фукусимской АЭС.
Авария на атомной станции 2011 г. повлекла за собой не только ограничения на импорт японского продовольствия в странах Восточной Азии, но и очередную волну протестов против развития атомной энергетики. Из 4 электростанций и 6 энергоблоков, существующих на Тайване, одна АЭС (Лунмэнь) до сих пор находится на стадии строительства, ввод в эксплуатацию готовых энергоблоков «заморожен». Партия Гоминьдан твёрдо придерживалась курса на развитие атомной энергетики Тайваня, несмотря на многолетнее сопротивление со стороны ДПП, которая неоднократно затормаживала строительство и ввод в эксплуатацию АЭС [11]. После прихода к власти ДПП стало известно о планах правительства закрыть к 2025 г. все действующие на острове станции [12]. До этого заявления в течение длительного времени проходила дополнительная проверка
271
безопасности экспортируемого из Японии оборудования для четвёртой атомной станции (Лунмэнь)1 [13].
В политическом отношении важной проблемой остаётся вопрос принадлежности островов Дяоюйдао (Сэнкаку). Тайвань уклоняется от предложений Пекина совместно выступить в указанном вопросе, аргументируя это тем, что «у Тайваня есть собственный спор с Пекином по вопросам суверенитета». Почти одновременно с этим заявлением в апреле 2013 г. было подписано соглашение о рыболовстве в окружающих Дяоюйдао водах, по условиям которого тайваньские рыбаки получили право на свободную ловлю рыбы. Эту новость КНР восприняла болезненно, особенно после осложнения японо-китайских отношений в 2012 г. как раз по вопросу принадлежности этих островов2 [14].
Ещё одним вопросом остаётся проблема признания Японией военных преступлений в период Второй мировой войны. Хотя этот вопрос никогда не ставился на Тайване так остро, как в других бывших оккупированных Японией районах (например, в той же Корее), на фоне происходящих в последние годы событий Тайвань вновь вспомнил о возможности репараций или хотя бы извинений с японской стороны. К таким событиям можно отнести посещение японским руководством в конце 2013 г. храма Ясукуни, а также подписание в декабре 2015 г. правительствами Японии и Южной Кореи соглашения о «женщинах для утешения» («женщинах комфорта»), которое «окончательно и бесповоротно» решило бы этот вопрос [15]. С Тайванем такого соглашения подписано не было. Напомню, что президент Ма Инцзю открыто выступал с критикой военных преступлений Японии. В отношении событий прошлого он заявлял, что «нужно простить, но не забыть» те беды, которые принесла китайскому народу японская агрессия [1, с. 45].
Все указанные подходы тайваньского правительства были сформулированы под руководством Гоминьдана при президенте Ма Ин-цзю. Сейчас к власти вновь пришла Демократическая прогрессивная партия, которая будет, возможно, по-другому строить отношения
1 АЭС на Тайване были в основном построены совместными японо-американскими концернами (General Electric — Hitachi, Westinghouse — Toshiba). Первая АЭС, Цзиньшань, была сооружена компанией Westinghouse при поддержке и тесном сотрудничестве с США.
2 В декабре 2012 г. самолёт ВВС Китая нарушил границы японского воздушного пространства, пролетев над спорными островами Сэнкаку. Этот инцидент также побудил ВВС Японии поднять в воздух восемь истребителей F-15. Позже японские официальные лица заявили, что китайский самолёт покинул спорный район.
272
Тайваня с ближайшими соседями. Япония в свою очередь надеется на то, что для нее будут открыты новые возможности для более тесного японо-тайваньского взаимодействия, а КР будет демонстрировать более лояльное отношение к Японии по важнейшим вопросам геополитического характера.
Литература
1. Гордеева И.В. Об особенностях современной позиции Японии в отношении Тайваня // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 1. С. 38-48.
2. Игнатущенко С.К Экономические отношения Японии с Южной Кореей, Тайванем и Гонконгом // Япония. Ежегодник. М., 1980.
3. Лысенко А.Ю. Торгово-экономические и научно-технические связи Японии с Тайванем в 80-е гг. // Информационный бюллетень Институт Дальнего Востока. М., 1987. № 41. С. 49-55.
4. Kuo Shirley. The Taiwan economy in transition. Boulder, 1983.
5. Nihon kokusai dzue (Япония в диаграммах и цифрах). Tokyo, 1984.
6. http://ru.tradingeconomics.com/taiwan/balance-of-trade/forecast
7. http://ru.tradingeconomics.com/iapan/balance-of-trade
8. http://cnlegal.ru/china hongkong macau taiwan/china taiwan trade agree ment/
9. http://www.epochtimes.ru/taivanskie-studentv-organizovali-dvizhenie-protiv-rezhima-kompartii-kitava-98909116/
10. http://www.taipeitimes.com/News/taiwan/archives/2015/12/25/2003635621
11. http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=2682&nomer=89
12. http://www.atominfo.ru/newsn/u0405.htm
13. http://www.atominfo.ru/newsf/m0877.htm
14. http://world.lb.ua/news/2012/12/13/182378 vaponiva osudila kitav narush enie.html
15. https://www.oximitv.com/article/Соглаш-23
V.A. Perminova*
Problems of commercial, economic, scientific and
technical cooperation between Taiwan and Japan after WWII
ABSTRACT: Rash development of Taiwan economv in the last half of the 20th centurv was caused bv different factors, including "Japanese factor" — i.e. colonial heritage of Taiwan that laid the basis of Japanese and Taiwanese cooperation in commercial, economic, scientific and technical spheres in post-war period. The article anafyses the main phases of this cooperation and challenges that face Chinese Republic and Japan at present time.
KEYWORDS: Taiwan, Japan, Republic of China, international economic relations, China.
* Perminova Vera Aleksandrovna, junior fellow, Center for Chinese Studies, Institute of Oriental Studies of RAS, Moscow, Russia; E-mail: [email protected]
273