Российско-французское
инвестиционное
сотрудничество
ТР. Клековская
(Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт)
Активное проникновение французского капитала (в современном понимании этого явления) в Россию началось с 70-х годов XIX века. В 1875 году было создано первое крупное французское горнопромышленное предприятие на юге России. Затем появляются французские (часто вкупе с бельгийским участием) акционерные общества по электрификации России, действовавшие в Петербурге, Варшаве и Каунасе (Ковно), по добыче каменного угля в Донбассе, железной руды в Криворожье, нефти в Баку. В 1881 году возникло "Общество франко-русских заводов”, имевшее предприятия в Петербурге, затем общество, обладавшее сетью сталелитейных заводов. Французское "Кавказское промышленное и металлургическое общество”, занимавшееся выплавкой меди (производство в 1912-1914 годах - более 220 пудов чистой меди в
год), к 1908 году оттеснило на второе место пионера и лидера в этой сфере - германский концерн "Сименс и Гальске”.
Таким образом, французские предприниматели стали особенно активными в таких отраслях промышленности, как топливно-энергетический комплекс, металлургия, машиностроение. Участвовал французский капитал и в строительстве российских железных дорог в Центральной России и в восточных регионах, правда, в меньших объемах в сравнении с основными инвесторами в эту сферу - немецкими и английскими промышленниками.
К началу Первой мировой войны французские капиталовложения в Россию занимали второе место среди иностранных инвестиций из других капиталистических стран.
Таблица 1
Иностранные инвестиции в промышленность России до 1913 года, (тыс. руб.)
Страна-инвестор Иностранный капитал в собственных предприятиях Иностранный капитал в русских акционерных обществах Всего
Г ермания 90 989 287 120 378 109
Франция 141 215 112 108 253 323
Англия 154 412 72 050 226 462
Франция и Бельгия совместно - 224 275 224 275
Бельгия 135 620 8 812 144 432
Америка 13 500 - 13 500
Швейцария 12 242 - 12 242
Швеция 7 424 - 7 424
Примечание к таблице:
Цит. по: Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М.: Международные отношения, 1990, с. 90.
Характерно, что французские инвестиции (а также бельгийские) применяли обе формы инвестирования - создание собственных компаний и приобретение акций русских обществ. В то же время германский капитал вкладывался на три четверти в акции российских обществ и лишь на четверть в создание собственных компаний. Что касается английского капитала, то он преимущественно стремился к созданию предприятий со 100% собственным участием.
Не менее активной была деятельность в России французского банковского капитала. Одним из первых обосновался в Российской империи крупнейший на то время банк мира "Креди Лионне”. Большое участие в банковских и промышленных операциях принимал другой французский гигант - "Париба”. Кстати, именно он играл "первую скрипку” в биржевой игре с русскими ценными бумагами как на фондовой бирже Санкт-Петербурга, так и за рубежом.
К 1913 году французские банки лидировали среди иностранных инвесто-
ров российской банковской системы. Из 19 крупнейших банков России 11 были основаны на иностранные деньги; из них 4 - на германские, 2 - на английские и 5
- на французские. На долю последних приходилось 22% общего капитала акционерных банков России, в то время как на долю Германии - второго по значению банковского игрока - 17%. В 18 главных акционерных банках России Франции принадлежали акции стоимостью 95,25 млн рублей, а их общий капитал составлял 435,5 млн рублей.
После 1914 года внешнеэкономические связи России и Франции заметно сократились. Так, товарооборот с 648 млн рублей в 1913 году упал до 6,4 млн рублей в 1921-1922 годах и даже до 3,2 млн рублей - в 1922-1923 годах. Однако, некоторое оживление наметилось в связи с концессионной политикой, которую Советская Россия разработала и начала проводить в начале 20-х годов прошлого века.
Договор на концессию означал договор на аренду определенного государ-
ственного имущества (участка земли, строений, дорог, шахт, приисков, оборудования и др.) с целью организации на средства иностранного предпринимателя производства какой-либо продукции. Государство не вмешивалось в каждодневную деятельность администрации, что, конечно, не означало его самоустранения от решения принципиальных вопросов хозяйственной политики концессионных предприятий. Привлечение инвестиций посредством предоставления зарубежному капиталу концессий планировалось широко и надолго. Достаточно сказать, что в концессию предлагалось сдать до половины нефтепромыслов Баку и Грозного, половину Экибастузского угольного бассейна, почти все медно-никелевые рудники Урала и Северного Казахстана, марганцевые рудники Закавказья и др. Причем сроки концессий рассчитывались от 25 (концессия Круппа) до 99 лет (концессия Вандерлипа на Камчатке). Соискателями российских концессий в большинстве случаев выступали мелкие и средние предприниматели, однако, много предложений проистекали от крупнейших компаний и промышленно-финансовых группировок: Уркарта, "Юнкерс”, "Форд”, "Джене-рал Моторз”, "Саламандер”, "Фиат”, "Рено”, "Крупп” и др.
Основное число концессионных соглашений в 1925-1930 годах было подписано с компаниями девяти стран. США
- 24, Германия - 61, Англия - 46, Франция - 6, Япония - 29, Польша -17, Австрия - 15, Швеция - 11, Иран - 18 соглашений. Некоторое количество соглашений было заключено с Норвегией, Данией, Латвией, Финляндией, Голландией, Турцией и другими странами.
Предложений, поступивших в Советскую Россию об организации концессий, было во много раз больше. Так, с 1922 года по 1 ноября 1927 года от германских предпринимателей поступило 782 заявки (35% от общих за указанный период)), от английских - 223 (10%), от американских - 205 (9%), от французских
- 174 (8%).
В 1925 году в добавление к уже существовавшим Лондонской и Берлинской концессионным комиссиям Главный концессионный комитет при СНК РСФСР учредил аналогичную комиссию и в Париже (одновременно также в Риме, Токио и Стокгольме). Таким образом, 1925 год в экономической литературе по праву называют "переломным годом в российской концессионной практике”.
К сожалению, французские концессии не сыграли сколь-нибудь заметную роль в экономическом развитии России тех лет. Пожалуй, самый крупный концессионный проект с участием французского капитала, который обсуждался в середине 20-х годов, - организация производства автомобилей с компанией "Рено”. Компания (параллельно с нею аналогичные предложения сделали "Фиат” и "Бенц”) предлагала организовать в СССР сначала только сборку автомобилей из запасных частей, употребив затем прибыли на организацию собственного производства в течение 4-5 лет. Однако, переговоры были прекращены вследствие отсутствия перспектив сбыта автомобилей и невозможности обеспечить заказами производство.
Среди концессионеров практически отсутствовали серьезные французские корпорации. Это явилось следствием того, что в основной своей массе французский капитал, работавший в России и привыкший к ней, по своей природе являлся ссудным, которому по большому счету чужды реальные инвестиции, тем более такие рискованные и в такое неспокойное время, какое отмечалось в России в 20-30-х годах прошлого столетия.
Начало нового этапа французско-российского (вернее, советского) инвестиционного сотрудничества следует датировать 1987 годом, когда постановлениями советского правительства в страну был допущен иностранный капитал. За этот период - 1987-1992 на территории нынешней Российской Федерации было зарегистрировано около 90 совместных российско-французских совместных предприятия (СП) с общим размером ус-
тавных капиталов около 500 млн рублей (по ценам тех лет). Это значительно меньше, чем было создано в те годы предприятий с компаниями других стран. Лидерство тогда принадлежало Германии, Великобритании, США, Финляндии, Италии, а до начала 90-х годов бывшим странам социалистической ориентации - Чехословакии, Польше и Венгрии. Таким образом, на долю российско-французских СП ( во многих из них одновременно участвовали итальянский и бельгийский капиталы) за указанный период пришлось порядка 3% от всех зарегистрированных предприятий с иностранным участием.
Подавляющее большинство создававшихся СП имело своей целью оказание различного вида услуг, главным образом, во внешней и внутренней торговле, небольшая часть занималась производством несложных товаров народного потребления, издательским делом. Поэтому среди французских участников преобладали мелкие и средние компании, преимущественно посреднического толка, мало известные за пределами своей страны. Лишь считанные единицы имели в виду долгосрочное сотрудничество в реальных секторах российской экономики и представляли собой крупный французский бизнес. Ряд таких СП был очень известен и заметен в те годы, а некоторые дожили и до наших дней (зачастую в очень трансформированном виде и с неоднократной переменой совладельцев).
Так, первыми российско-французскими СП были: "Техникорд” с участием "Сосьете нувель де металлизасьон индус-три” для совместной работы в области создания новых технических изделий для горнохимической промышленности (оно зарегистрировано в "Перечне совместных предприятий”1 за №15 - декабрь 1987 года). В том же месяце были учреждены такие известные предприятия, как "Интерквадро”, где соучредителем "Анираль Ютек” - разработка программных продуктов, обслуживание вычислительных комп-
лексов и т.п. (№16) и "Софрапласт” с "Компани Оливье” - производство товаров народного потребления из пластмасс (№18).
Из других признанных СП отметим российско-французский издательский дом "ДЕМ” ("Энигма Нувель”), предприятие в гостиничном бизнесе - "Шеротель” с бельгийским и британским участием (1989 г.) и одно из крупнейших на то время СП "Сореаль” (1989 г.) - в области парфюмерной промышленности, с уставным капиталом в 52 млн рублей. Наконец, нельзя не вспомнить о СП "Ирис”, созданном в 1988 году усилиями директора МНТК "Микрохирургия глаза” С. Федорова вкупе с "Внешэкономбанком”, с одной стороны, и таких крупнейших французских компаний, как "Буиг”, "Креди Лионне”, "Банк На-сьональ де Пари” и др., - с другой. Предприятие было организовано, главным образом, для развития и совершенствования технологий лечения офтальмологических заболеваний, хотя, как и подавляющее большинство других тогдашних СП, не гнушалось заниматься (с целью выживания) и торгово-посреднической деятельностью.
Размещение российско-французских СП по территории Российской Федерации не отличалось большим разнообразием. 97% из них было сконцентрировано в европейской части страны, при этом основная масса - в Москве (55) и Петербурге (9). В других регионах регистрировалось, как правило, по одному-два СП.
Как качественно новый этап российско-французского инвестиционного сотрудничества следует рассматривать период, начавшийся в конце 90-х годов прошлого столетия. С этого времени всё большее количество крупнейших французских компаний проявляют интерес к деятельности в России, все шире перечень отраслей, в которых налаживается, либо расширяется французское присутствие.
Как уже говорилось, Франция традиционно входит в десятку крупнейших инвесторов.
Таблица 2
Динамика притока французского капитала в экономику Российской Федерации
1998 1999 2000 2001 2002 2003
Французские инвестиции в Россию, млн долларов 1 546 312 743 1 202 1 184 3 712
В процентах от поступивших инвестиций 13,1 3,3 6,8 8,4 6,0 12,5
Место среди крупнейших стран-доноров 4 8 6 7 7 4
Источник: ФСГС РФ.
По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (ФСГС РФ), объем накопленных французских инвестиций в экономике России на начало 2004 года составил 4776 млн. долларов. Это пятое место среди ведущих стран-инвесторов - после Германии, Кипра, Великобритании и США.
Как обычно, для французских инвесторов основная часть этого капитала представлена "прочими” инвестициями, куда включаются главным образом торговые и иные предпринимательские кредиты, на долю этого рода инвестиций пришлось 93% от всех накопленных, оставшиеся без малого 7% - прямые инвестиции.
Таблица 3
Накопленные французские инвестиции в российской экономике,
(млн долларов на конец соответствующего года)
1999 2000 2001 2002 2003
ВСЕГО 3 440 3 353 3 282 3 033 4 776
Прямые 2 727 256 354 303 331
Портфельные 49 5 0,1 0,1 0,1
Прочие 664 3 092 2 928 2 730 4 445
Источник: ФСГС РФ.
В отраслевой структуре поступающих капиталовложений в последние годы значительно повысилась доля промышленности. Так, в 2001 году на нее приходилось немногим более 10% страновых инвестиций в 2001 году, 30% - в 2002 году и 85% - в 2003 году. Большая часть
этих капиталов была направлена в топливную промышленность, по 4% - в машиностроение и пищевую промышленность. Крупные вложения осуществляются также в сферу торговли и общественного питания, в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка.
Таблица 4
Размещение французских инвестиций по отраслям российской экономики
в 2003 году
Млн долларов В % к итогу
ВСЕГО 3 712 100,0
Промышленность, в том числе: 3 154 85,0
- Т опливная 2 690 85,3
- Машиностроение и металлообработка 138 4,4
- Пищевая 137 4,3
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 391 10,5
Прочие 167 4,5
Источник: ФСГС РФ.
В государственный реестр Российской Федерации в середине 2003 года было внесено более 470 предприятий с участием французского капитала: совместных с российским участником - более 280, более 180 со 100% французским капиталом, а также 9 филиалов. Кроме того, около 200 французских компаний имеют в России постоянные аккредитованные представительства.
Ведущие французские компании работают в России в сфере добычи, переработки и транспортировки энергоносителей, в металлургии, химико-фармацевтической промышленности. Плодотворно сотрудничество в области машиностроения, авиакосмической техники, развитии систем связи, легкой и пищевой промышленности, в торговле и сфере услуг (например, в 2002-2004 годах компания "Ашан” заняла одну из ведущих позиций в создании современной сети гипермаркетов, в частности в Москве и Петербурге).
В последние годы увеличился приток инвестиций в экономику России от ведущих французских компаний - "Ашан”, "Бондюэль”, "Мишлен”, "Снекма”, "Рон Пуленк”, "Рено” и др. Франция объявила о вступлении в силу "Плана действий” по России, направленного на обеспечение
стабильного присутствия французских фирм на российском рынке. Отметим, что для французской стороны характерно стремление добиваться значительного, если не полного контроля над предприятиями с участием своих компаний.
Рассмотрим некоторые наиболее яркие примеры российско-французского инвестиционного сотрудничества.
Авиакосмическая отрасль. Эта сфера является важнейшим направлением франко-российского сотрудничества, позволяющим реализовать передовые российские технологии на мировом рынке. Совместная работа идет в области создания авиационной техники, космического оборудования, совместных запусков космических аппаратов.
Франция является одним из ведущих членов международного авиакосмического оборонного консорциума "EADS”. Авиастроительное направление "EADS” представляет французский концерн "Эй-рбас”. Другой крупный участник авиакосмического рынка Франции - компания "Еврокоптер” является одним из мировых лидеров вертолетостроения. Группа "Снекма” является ведущей компанией по разработке и производству авиадвигате-
лей для пассажирских, военных и учебнотренировочных самолетов, вертолетов, а также ракетных двигателей. Наконец, фирма "Арианспейс” является мировым лидером в коммерческих космических запусках. Именно с этой компанией осуществляется один из самых амбициозных проектов - программа "Союз” в Гвианском космическом Центре по совместным запускам космических аппаратов в научных и коммерческих целях.
В области самолетостроения выполняется проект по совместной разработке фирмами НПО "Сатурн” и "Снекма” двигателя SM-146 для российского регионального самолета под условным названием "RRJ”. Кроме названных, в проекте также участвуют французские компании "Тале”, "Интертекник”, "Месьер-Доти” и французское отделение концерна "Либхерр”.
Продолжается работа в части авиастроения в рамках соглашения, заключенного между концерном "EADS” и Росавиакосмосом. Так, в Москве действует инженерный центр "ECAR”, созданный компаниями "Эйрбас” и "Каскол”, ведутся консультации с российскими производителями компонентов авиационной техники.
Другой совместный проект - создание учебно-тренировочного самолета "МиГ-АТ” с участием корпораций "МиГ”, "Снекма”, "Тале”, "Авионик” и "Турбомека”.
На Казанском вертолетном заводе начато производство вертолетов "Ми-38” в сотрудничестве ЗАО "Евромиль” и КБ имени Миля с франко-германской компанией "Еврокоптер”, входящей в группу "EADS”. В 2002 году был собран первый вертолет, в настоящее время ведутся его летные испытания. Перспективными проектами являются также участие российских КБ и авиапредприятий в проектах создания самолетов "А-320”, "А-340” и "А-380”, а также в модернизации двигателей вертолетов, выпускаемых ПО "Камов” при участии французской "Снекма”.
Топливно-энергетический комплекс. В 2002 году Россия и Франция решили развивать сотрудничество в газовой
промышленности. Например, стороны заинтересованы в совместном освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море (запасы газа - более 3 трлн м3) и в участии строительства Северо-Европейского газопровода. Добычу предполагается начать в 2011-2013 годах, а с 2012 года - экспортировать газ в европейские страны. В проектах активную роль играет французская компания "Тоталь Фина Эльф”, действующая в партнерстве с американской "Коноко-Филипс”. Оба этих проекта признаны приоритетными в стратегии развития экономического сотрудничества России и Евросоюза.
Компания "Тоталь Фина Эльф” инвестировала в 2002 году в освоение Ха-рьягинского месторождения в Ненецком автономном округе, осваиваемом на условиях соглашения о разделе продукции, 180 млн долларов и добыла 0,5 млн т нефти. В 2003 году началась добыча на объектах второй очереди (мощность - 1,2 млн т нефти в год). Общий объем инвестиций в проект составит 2 млрд долларов.
Помимо этого, перспективными проектами в данной сфере являются: строительство газопровода в европейские страны консорциумом в составе ОАО "Газпром”, "Газ де Франс”, "Рургаз”, "Вин-тершаль” и итальянской "Снам”. Возможный объем инвестиций может превысить 2 млрд долларов.
Сотрудничество в атомной энергетике охватывает разработку нового поколения реакторов для АЭС, повышение безопасности действующих станций и хранение ядерных отходов. Перспективными направлениями являются также разработка и сооружение в России европейского реактора типа Р13, участие в выполнении программы фонда экологического партнерства Северного измерения, расширение сотрудничества между концерном "Росэнергоатом” и компанией "ЕДФ”, проект создания реактора на быстрых нейтронах, производство обесфторенного ядерного топлива при участии французской компании "Арева”. Ведутся в последнее время переговоры о сотрудничестве в области использования в мирных целях оружейного
плутония, иными словами - о производстве так называемого топлива "Мокс”.
Начало российско-французского инвестиционного сотрудничества в области медицины было положено созданием в 1988 году СП "Ирис”. Годом позже совместно с "Анираль Ютек” было организовано СП "САНА” для оказания неотложной медицинской помощи, амбулаторных обследований и прочих медицинских услуг.
В целях дальнейшего развития сотрудничества в названной области идет работа по сближению российской законодательной базы с международными нормами в части регистрации и сертификации медицинских учреждений и испытаний фармакологических препаратов. В частности, в 2003 году в Москве построена российско-французская лаборатория "Айди Эл медикал продакт” по контролю качества лекарственных препаратов. Ведется обмен информацией по регистрации, проверке и контролю лекарств и биологических препаратов.
Прочие отрасли. Стратегическим инвестором московского гиганта "Вимм-Билль-Данна” - лидера российского молочного и сокового рынков (в частности, более 50% рынка стерилизованного молока и почти две трети рынка вязких йогуртов), является французская группа "Данон”, практически контролирующая деятельность этого российского холдинга.
В 2004 году французская табачная компания "Алтадис” обратила внимание на российский табачный рынок. Так, крупнейшая российская независимая табачная компания "Балканская Звезда” (г. Ярославль) приобретена французами за 182 млн евро, это означает, что каждая 20-ая сигарета, произведенная в России, будет выпущена под контролем французского владельца. С приобретением "Балканской Звезды” концерн "Алтадис” получает доступ к сбытовой сети на четвертом по величине табачном рынке в мире и значительно усиливает свои позиции в Восточной Европе в целом.
Летом 2004 года компания "Мишлен” открыла в Московской области (пос. Давыдово, Орехово-Зуевский район)
шинный завод, общий объем инвестиций в строительство которого составил более 7G млн долларов. Завод компании "Мишлен” в России будет выпускать "легковые” шины размером 13, 14 и 15 дюймов. Завод компании "Мишлен” в Давыдово производит 1GGG шин в день. К 5GG5 году завод выйдет на полную мощность, предусмотренную первым этапом реализации промышленного проекта, - 6GGG шин в день или З,1 млн шин в год. "Летняя гамма” представлена шинами Energy, зимний ассортимент - шинами Alpin. Шины, выпускаемые на заводе в Давыдово, полностью соответствуют общепринятым стандартам качества "Мишлен”, признанным во всем мире.
По состоянию на 5GG3 год подписано более 5G документов о сотрудничестве российских регионов с городами и административными территориями Франции. В 5GG4 году реализуется около 1GG проектов при финансовом участии французской стороны.
К примеру, Москва сотрудничает с Парижем, Московская область - с регионом Луары в сфере аграрно-промышленного комплекса, Орловская область - с территорией Шампань-Арденны (также в сфере АПК), Мордовская республика с 1999 года развивает сотрудничество с департаментом Шер. мэрия города Бордо поддерживает деятельность ассоциации '^ропа-Байкал” на территории Иркутской области.
Успешно развивается сотрудничество с Оренбургской областью. Так, в 5GG4 году в городе Оренбург российско-французское СП "Урал Электро Контактор” ввело в эксплуатацию новый комплекс по производству магнитных пускателей. Затраты французской стороны составили З млн долларов.
В рамках программы ТАСИС развивается сотрудничество Великого Новгорода со Страсбургом в градостроительстве, охране архитектурного наследия и проч.
В последние годы в Париже прошли презентации ряда российских регионов -Московской, Свердловской, Ярославской областей, Краснодарского края, респуб-
лик Удмуртия, Саха и др. По линии породненных городов сотрудничают Санкт-Петербург и Ницца, Кронштадт и Тулон, Ярославль и Пуатье и др. В рамках МИД Франции осуществляются более 50 программ техсодействия России, финансируемых из госбюджета Франции. В основном это программы поддержки проведения территориальной реформы в России, совершенствования управления деятельностью городских, областных, региональных
администраций и кадровых служб, сотрудничества в области авторских прав и др. Участниками программ являются администрации Москвы, Петербурга, Ярославля, Калуги, Саратова, Казани, Иванова, Курска и др.
Примечание:
1 Совместные предприятия СССР. Выпуск 1. М.: Центр "ЭККО”, 1990.
ж Проблемы и перспективы присо-
^ единения России к Всемирной
торговой организации
Сборник статей преподавателей Всероссийской академии внешней торговли.// Руководитель авторского коллектива доктор экономических наук, профессор С.И. Долгов
- М.: ВАВТ, 2003. - 176 с.
Настоящий сборник тематических статей посвящен широкому кругу проблем, связанных с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации. Книга написана на высоком профессиональном уровне.
В центре внимания место и значение ВТ О в условиях глобализации современной мировой экономики, насущные задачи России в связи с подготовкой к присоединению к ВТО. Научный подход состоит в объективном учете плюсов и минусов этого ответственного шага.
Книга представляет интерес прежде всего потому, что каждый автор попытался сказать нечто свое, излагая новые факты, аргументы, идеи.
В качестве авторов под общей редакцией С.И. Долгова выступили А.С. Белорусов, И.И. Дюмулен, И.В. Зенкин, М.Б. Миляева, В.А. Орешкин, Г.Н. Саришвили, О.В. Соколова, Д.М. Ти-тиевский, К.В. Холопов, В.М. Шумилов, Н.М. Ярцева.
Книга обращена в практику, к российскому продуценту и конечному потребителю. Она найдет благодарного читателя и среди профессиональных экономистов-международни-ков, и в учебном процессе вузов экономического профиля. С книгой можно ознакомиться в библиотеке ВАВТ.