Научная статья на тему 'Экономические и технологические контакты России с Францией и Германией в контексте стратегии партнерства для модернизации'

Экономические и технологические контакты России с Францией и Германией в контексте стратегии партнерства для модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСТВО ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / ТЕХНОЛОГИЧНЫЕ АЛЬЯНСЫ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КООПЕРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ / PARTNERSHIP FOR MODERNIZATION / TRADE-ECONOMIC RELATIONSHIPS / PROTECTIONISM / PRODUCIBLE ALLIANCES / DIVERSIFICATION OF COOPERATION TIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Елена Г., Умерова Ирина Алиевна, Шевцова Наталья Алексеевна

Рассматривается круг вопросов, связанных с перспективой диверсификации промышленных и технологических связей с Францией и Германией в контексте усилий по модернизации российской экономики. Обосновывается, почему в обстановке кризиса наши государства избрали курс на интенсификацию сотрудничества в высокотехнологичных отраслях и почему успех такого сотрудничества зависит от дальнейшего сближения России с Евросоюзом. Подчеркивается, что реализация ряда крупных совместных проектов способна обеспечить странам-партнерам устойчивые конкурентные преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Economic and Technological Contacts of Russia with France and Germany in the Frame of “The Partnership for Modernization”1

The problems connected with the perspective of diversification of the economic and technological contacts with France and Germany in the context of efforts of modernization of Russian economy are considered. The fact that our countries have chosen the course of intensification of cooperation in the high-tech branches and the fact that the success of such cooperation depends upon further approach of Russia with EU is proved. It is emphasized that the realization of a range of big joint projects can guarantee strong competitive advantages to the partner countries.

Текст научной работы на тему «Экономические и технологические контакты России с Францией и Германией в контексте стратегии партнерства для модернизации»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ РОССИИ С ФРАНЦИЕЙ И ГЕРМАНИЕЙ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Е.Г. Дмитриева, И.А. Умерова, Н.А. Шевцова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198

Рассматривается круг вопросов, связанных с перспективой диверсификации промышленных и технологических связей с Францией и Германией в контексте усилий по модернизации российской экономики. Обосновывается, почему в обстановке кризиса наши государства избрали курс на интенсификацию сотрудничества в высокотехнологичных отраслях и почему успех такого сотрудничества зависит от дальнейшего сближения России с Евросоюзом. Подчеркивается, что реализация ряда крупных совместных проектов способна обеспечить странам-партнерам устойчивые конкурентные преимущества.

Ключевые слова: партнерство для модернизации, торгово-экономические отношения, протекционизм, технологичные альянсы, диверсификация кооперационных связей.

В комплексе тем, посвященных формату многовековых российско-французских и российско-германских отношений, на первый план выходят вопросы экономических и технологических связей между странами.

Еще до Большой войны (так на Западе называют Первую мировую) видную роль в индустриальном подъеме дореволюционной России играл крупный бизнес Франции, в первую очередь в строительстве железнодорожных сетей в европейской части страны — определяющего элемента военной стратегии обеих союзных тогда держав. И сегодня, в постиндустриальную эпоху, французский бизнес не замыкается на сырьевых отраслях, а активно участвует в технологичных проектах, способных обеспечить перевод российской экономики на рельсы инновационного развития, что необходимо для реализации объявленной Президентом РФ Д.А. Медведевым стратегии партнерства для модернизации.

В предкризисный период торгово-экономические отношения с Францией складывались под воздействием следующих факторов:

— усиления инвестиционной активности французских компаний;

— реализации масштабных совместных проектов, преимущественно в аэрокосмической отрасли;

— увеличения доли России в поставках во Францию углеводородов;

— преобладания в экспорте Российской Федерации сырьевых ресурсов (до 85% в 2007 г.).

Сальдо внешнеторгового баланса оставалось положительным для России, хотя поставки французской продукции в Российскую Федерацию росли в тот период ускоренными темпами (оборудование, относящееся к хайтэку: + 62%; автомобили и их комплектующие: + 60%; потребительские товары: + 40%, в том числе сектор парфюмерии и косметики компания: + 44%).

Этот рост во многом связан с реализацией французской стороной Плана действий на 2006—2008 гг., согласно которому РФ вошла в число пяти стран (наряду с США, Японией, Китаем и Индией), обозначенных в качестве приоритетных внешнеторговых партнеров.

Нельзя сказать, что российская продукция не сырьевого профиля неконкурентоспособна на французском рынке. Об этом свидетельствуют призы, полученные компаниями «Ростсельмаш» (сельскохозяйственное машиностроение) и «Апа-тек» (композитные материалы). Но таких примеров немного. Задача «облагораживания» российского экспорта — это общая проблема торговых отношений РФ с ЕС. Франция и Германия делегировали органам Евросоюза регулирование вопросов защиты национальных рынков в отношении импорта из третьих стран. Наибольший ущерб наносят антидемпинговые процедуры. Стандарты, регламенты, санитарные и экологические нормы ЕС, которые формально не относятся к категории запретительных мер, на практике также превращаются в препятствия для внешних экспортеров. Серьезной проблемой остается необходимость дорогостоящей сертификации товаров по стандартам ИСО (ISO) серий 9000 (управление качеством) и 14000 (экологический менеджмент). Ожидается, что многие барьеры будут сняты после присоединения РФ к ВТО (Россия — единственный участник G8 и объединения БРИКС, не состоящая в этой организации).

Впрочем, имеют место и встречные претензии. Так, руководитель торгпредства Франции в Москве г-н Филипп Пегорье считает существенным препятствием для ведения бизнеса протекционистские меры, которые Россия первой из стран G8 ввела во время кризиса (1). А министр экономики и технологий ФРГ г-н Райнер Брюдерле обратился к своим российским коллегам с призывом ограничить сроки повышения таможенных пошлин на легковые автомобили, сельхозтехнику и сталь. По мнению германского министра, эти меры, которые приняты в качестве реакции на экономический кризис, осложняют для германских предприятий ведение торговли с Россией и неадекватны в плане подготовки российских компаний к конкурентной борьбе на мировых рынках (2).

Преодолевая последствия кризиса, Россия, Франция и Германия избрали курс на сотрудничество в инновационных отраслях. Здесь необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, исследовательский потенциал наших стран позволяет участвовать в совместных проектах на равных. Во-вторых, компании Франции и Германии при реализации крупных высокотехнологичных программ избегают конкуренции между собой или действуют каждый в своей нише.

Так, среднемагистральный авиалайнер Суперджет-100 компании «Гражданские самолеты Сухого» создавался в тесной кооперации с десятками поставщиков бортовых систем, среди которых германская фирма «Либхерр», а его силовая установка — совместное производство НПО «Сатурн» и лидера мирового авиационного моторостроения корпорации «Сафран» (Safran Group). Создание в 2006 г. Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) оценено во Франции и Германии как появление достойного партнера авиакосмической ТНК EADS и его главной «дочки» — корпорации «Эйрбас» (Airbus). ОАК и EADS создали совместное

предприятие по продвижению на международный рынок самолета-амфибии Бе-200 и подписали соглашение, согласно которому с 2011 г. на российских предприятиях стартует программа по переоборудованию пассажирских авиалайнеров «Эйр-бас» в транспортные самолеты. Для самолетов этой корпорации в рамках долгосрочного контракта на сумму около 1 млрд долл. российская компания ВСМПО-Ависма поставляет комплектующие из титана. В условиях острой конкуренции «Боинга» и «Эйрбаса» эти проекты объективно усиливают позиции европейцев. Подходит к завершению строительство стартового комплекса для ракет-носителей «Союз» с космодрома Куру во французской Гвиане. Первый старт намечен на 2011 г. Французская компания «Арианспейс» (Arianespace) закупает российские ракетоносители. Близятся к завершению переговоры о покупке РФ двух французских вертолетоносцев «Мистраль» и о совместном строительстве еще двух кораблей этого типа на российских судоверфях.

Следует подчеркнуть, что с учетом географического фактора хозяйственные комплексы России и Германии взаимодополняют друг друга: недостаток природных и трудовых ресурсов — в ФРГ, потребность в инвестициях — в РФ. Поэтому мировой кризис, хотя и оставил «пробоины» в двусторонней торговле (ее объем снизился в 2009 г. более чем на треть), но не сказался на процессе формирования стратегических альянсов российских и германских корпораций в сфере производственной и научно-технологической кооперации. «Сименс АГ» и «Росатом» создают совместное предприятие (немецкая сторона получит 50% минус 1 акция), занимающееся разработкой проектов по технологиям российского реактора последнего поколения типа ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор). Германский концерн предложит свои ноу-хау в области технического оснащения АЭС. Стратегической программой, которой придается особое значение, стало строительство газопровода «Северный поток» с участием «Газпрома» и германских компаний Э.ОН Рургаз АГ и БАСФ/Винтерсхалл. Другой крупный энергетический проект — совместная добыча «Газпромом» и компанией «Винтерсхалл» природного газа на Уренгойском месторождении в Западной Сибири. Долгосрочные отношения «Газпрома» закреплены продлением Договоров на поставку газа в Германию на срок до 2027 г. В свою очередь, «Газпром» на германском рынке ввел в эксплуатацию сеть газозаправочных автостанций «Фокс». В июле 2009 г. концерном «Сименс АГ» в сотрудничестве с компанией «НафтаСибЭнергия» введена в эксплуатацию Коломенская ГТЭС. Усовершенствованная газовая турбина SGT-800 с низким уровнем выбросов окислов азота обеспечивает экологически чистое производство электроэнергии.

Диалог с Францией развивается также поступательно. С пуском газопровода «Северный поток» (долю в проекте имеет «ГДФ-Сюэз») поставки российского природного газа выйдут на новый уровень. В 2010 г. подписан меморандум о вхождении «Электрисите де Франс» в проект «Южный поток». Корпорация «Тоталь» сотрудничает с «Газпромом» по разработке знаменитого Штокмановского газо-конденсатного месторождения.

Конкуренция французского и германского бизнеса на российском рынке происходит в секторах дорожного строительства, производства и торговли автома-

шинами, железнодорожных сообщений. Фирма «Винчи», обладающая передовыми технологиями в создании дорожной инфраструктуры, примет участие в строительстве платного участка автобана Москва—Петербург. В программу по утилизации включены две модели автоконцерна «Рено-Ниссан»: «Логан» и «Сантеро». На производственных площадях бывшего АЗЛК их собирает компания «Авто-фрамос». В 2010 г. в Калуге заработал конвейер «Пежо-Ситроен». В тот же калужский кластер привлечены германские инвесторы из среды производителей автомобильных комплектующих. «Фольксваген» с общим объемом инвестиций в 774 млн евро стал крупнейшим иностранным инвестором в российскую автомобильную промышленность. Его дочерняя структура «Фольксваген Груп Рус» — официальный партнер Сочи-2014. Достигнута договоренность о сборке внедорожников моделей Х5 и Х6 концерна БМВ. Концерн «Даймлер АГ» и ОАО «КамАЗ» реализуют совместные проекты по производству грузовых автомобилей. Компания «Альстом» участвует в модернизации локомотивов и подвижного состава для РЖД. Здесь позиции германских фирм выглядят солиднее. Примером кооперационного сотрудничества в транспортно-логистической отрасли стали высокоскоростные поезда «Сапсан», действующие на маршруте Москва—Петербург. В соответствии с 30-летним контрактом дочерние фирмы концерна «Сименс» будут осуществлять весь спектр работ от таможенного контроля до технического обслуживания и ремонта. Концерн поставит 54 электропоезда типа «Ласточка», которые будут использованы на Олимпийских играх Сочи-2014. В будущем планируется перенести производство этой транспортной системы в Россию с коэффициентом локализации до 80%. В ноябре 2010 г. подписано соглашение о сотрудничестве в области производства моторвагонного подвижного состава нового поколения и его компонентов для железнодорожной колеи шириной 1520 мм. Разрабатывается проект железнодорожно-паромного сообщения Усть-Луга—Балтийск—Засниц. Создано совместное предприятие ЗАО «Евразия Рейл Лоджистикс» с целью увеличения объемов перевозимых грузов в международном транспортном коридоре Берлин — Варшава — Минск — Нижний Новгород. Ожесточенная конкуренция происходит среди торговых сетей: ОБИ, ЛЕРУА МЕРЛЕН, МЕТРО, АШАН. Последняя после приобретения турецкой сети РАМСТОР стала крупнейшим иностранным работодателем в России.

Остановимся далее на наиболее значимых и перспективных элементах каждого из рассматриваемых выше форматов сотрудничества.

Германская экономика по праву считается одной из наиболее инновационных. Несмотря на кризис, немецкий бизнес продолжает инвестировать в НИОКР. При этом ТНК EADS планирует разделение труда не только на этапе производства, но и на стадии проектирования. Корпорация построила научно-исследовательский центр в Москве, на очереди США. Потребность в специалистах EADS не может удовлетворить ни в Германии, ни в соседней Франции и потому ищет их в аэрокосмических гигантах. Не менее радикальна кадровая политика концерна «Сименс». Его руководители полагают, что «исследователей в башне из слоновой кости больше не существует», и привлекают зарубежные кадры [1]. Специалисты с высшим образованием и иностранные студенты, получившие образование в Германии, через пять лет получают вид на жительство.

Германия — экспортно ориентированная страна (вторая после США, но впереди КНР по экспортной торговле), где создана эффективная система поддержки внешнеэкономической деятельности, в первую очередь экспортеров и инвесторов из малого и среднего бизнеса (МСБ). Содействие немецким фирмам, работающим в странах с реформируемой экономикой, осуществляется путем предоставления государственных гарантий для прямых инвестиций, прежде всего МСБ, на долю которого приходится треть ВВП. При этом операции на сумму менее 5 млн евро сборами не облагаются. Отлажены механизмы возврата экспортерам налога на добавленную стоимость (19% на промышленную продукцию и услуги, 7% на ширпотреб и продовольствие). С помощью интернет-портала iXPOS немецкие экспортеры имеют возможность пользоваться информационным ресурсом международной деловой биржи. Германское бизнес-сообщество (около 2500 компаний) — самое представительное в России. Правительство ФРГ в начале 2009 г. и на период до конца 2010 г. предоставило гарантии по экспортным кредитам на сумму 9 млрд евро. Российская сторона этот «почин» поддержала. В июле 2009 г. между германскими банками и Внешэкономбанком подписано кредитное соглашение на сумму 500 млн евро, что облегчит продолжение совместных проектов в условиях сложной экономической ситуации. В целом, ФРГ сохраняет заинтересованность в диверсификации кооперационных связей с Россией [3].

Французский бизнес также предлагает различные формы технологического и промышленного партнерства. Управление инфраструктурными объектами, ЖКХ, телекоммуникации — это те отрасли, где французская промышленность занимает лидирующие позиции. А робототехника возведена в ранг национального приоритета (конкретный пример — поставка на аварийную АЭС Фукусима роботов из Франции). Успешно адаптировались на рынке кредитно-финансовых услуг «Сосьете Женераль» и «БНП-Париба» (BNP Paribas). 2010 г. был объявлен «перекрестным» в России и во Франции. Из проведенных мероприятий внимание привлекла выставка в Манеже «Искусство жить по-французски» — проект с большим бюджетом. Состоялась встреча во французском сенате, где российские представители (порядка 300 бизнесменов) получили хорошую возможность объяснить, почему нужно вкладывать деньги в Россию. Эти события имели важные и беспрецедентные последствия: в течение 2010 г. Россию посетили руководители девятисот французских компаний. Прошла дегустация вин провинции Бордо, организованная для российских импортеров. Экспорт вин традиционно важен для Франции, а у России в этом отношении большой потенциал. Бизнес-контакты России с Францией (а также с Германией) все больше приобретают региональный характер. В частности, на юге России успешно работает компания «Бондюэль» (Bonduelle). По общему мнению, будущее — за децентрализованными проектами.

По российской статистике (табл. 1), Франция находится на девятом месте по объему инвестиций в Россию (хотя де-факто Франция — вторая европейская страна после Германии). Дело в том, что торговая сеть АШАН де-юре нидерландская компания, но ведущая роль в ней принадлежит французскому капиталу.

Таблица 1

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам

Основные страны-инвесторы Накоплено на конец сентября 2010 г. Поступило в январе-сентябре 2010 г., тыс. долл.

всего, тыс. долл. % итогу

Инвестиции, всего 220 031 100,0 32 661

Кипр 57 600 26,2 5 636

Нидерланды 44 184 20,1 7 507

Люксембург 32 228 14,6 1 258

Германия 22 656 10,3 7 520

Великобритания 18 899 8,6 4 240

Китай 10 543 4,8 1 494

Ирладия 9 467 4,3 1 229

Япония 8 897 4,0 818

Франция 8 211 3,7 2 098

США 7 346 3,3 862

Источник: Рассчитано по данным ФСГС (3).

Французско-российские связи — бесспорно партнерские, но являются ли они привилегированными? В эпоху Антанты — несомненно. Во времена основателя Пятой республики — вероятно. Достаточно вспомнить выход Франции из военной структуры НАТО и концепцию генерала де Голля о единой Европе «от Атлантики до Урала». А как назвать эти отношения сегодня в контексте «нового согласия», основанного на «доверии, солидарности и приверженности ценностям свободы и демократии», как это определено в Договоре, подписанном в Париже 6 февраля 1992 г.?

Приведем в этой связи две цитаты:

«... для Франции и России быть объединенными — значит быть сильными; быть разделенными — значит находиться в опасности... это — непреложное условие с точки зрения географического положения, опыта и здравого смысла» (президент де Голль, 1944 г.)

«... сильной Франции нет без Европы, как нет мощной Европы без Франции» (президент Саркози, 2007 г.).

Такой авторитетный политик, как бывший министр иностранных дел Франции г-н Ролан Дюма, считает, что с окончанием холодной войны отношения между нашими странами становятся «банальными». А торгпред посольства Франции в Москве г-н Пегорье с сожалением констатирует, что «французы лучше знали Советский Союз... <и> представляют Россию по временам Ельцина: мафия, олигархи, преступность, коррупция».

По мнению профессора национального института восточных языков и цивилизаций г-жи Анн де Тенги, «среди членов ЕС другие государства, в частности Германия, значат для россиян все больше и больше». Действительно, в 2008 г.

Францию посетили 375 тыс. Россиян, а Германию — около 1 млн; число немцев, посетивших Россию, в три раза больше, чем французов. Количество российских студентов во Франции выросло за последние годы (около 3500 человек в 2006 г.), но Германия только в 2003 г. приняла около 10 000 российских студентов.

«Являясь великой державой, нельзя проявлять резкость», — подчеркнул президент Саркози за несколько недель до своей первой поездки в Москву в октябре 2007 г. — замечание, актуальность которого трудно переоценить. В 2003 г. Франция Жака Ширака вместе с Германией и Россией не поддержала англоамери-канцев в Ираке, а спустя восемь лет Франция Николя Саркози выступила инициатором аналогичного предприятия в отношении Ливии. Не станем касаться пропагандистского антуража этой акции и последуем еще одному совету французского президента: «Друзья должны говорить друг другу все». На наших глазах происходит неприятие миропорядка: в геополитике, где торжествует культ силы; в международном праве, где укореняется доктрина ограниченного суверенитета; в экономике. То, что случилось в Ираке и что происходит в Ливии, напоминает «спор хозяйствующих субъектов», по итогам которого российские компании потеряли в Ираке и, вероятно, лишатся в Ливии выгодных контрактов. Канал РБК, который ориентирован на бизнес-аудиторию, провел телеопрос, в ходе которого более половины респондентов предпочли кадафистов, тогда как число сторонников гуманитарной интервенции осталось в пределах статистической погрешности.

В заключение повторим то, о чем мы говорили в начале нашего обзора: о приоритете экономического и технологического сотрудничества перед другими элементами отношений, связывающих Россию с Францией и Германией. Однако развитие такого сотрудничества невозможно вне рамок Евросоюза, а его перспективы представляются неопределенными вне идеи о сближении России с ЕС.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) См.: Франция и Россия: сотрудничество с размахом // Бюджет. — 2011. — № 1.

(2) URL: http://www.germania-online.ru/oekonomie/ehkonomika-detal/datum/2010/02/22

(3) URL: www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2108616

ЛИТЕРАТУРА

[1] Деревянко А., Зверев А. Инновационная деятельность ведущих германских компаний // Экономист. — 2010. — № 9. — С. 37—42.

[2] Тенги де Анн. Специфика французско-российских отношений в настоящее время // Россия-Франция. 300 лет особых отношений. — М.: РОСИЗО, 2010. — С. 303—314.

[3] Зверев А. Экономическое сотрудничество России и Германии // Экономист. — 2011. — № 3. — С. 48—54.

[4] URL: http://bujet.ru/article/110241.php

[5] URL: www.gks.ru

[6] URL: www.rbc.ru

THE ECONOMIC AND TECHNOLOGICAL CONTACTS OF RUSSIA WITH FRANCE AND GERMANY IN THE FRAME OF "THE PARTNERSHIP FOR MODERNIZATION"

E. Dmitrieva, I. Umerova, N. Shevtsova

Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The problems connected with the perspective of diversification of the economic and technological contacts with France and Germany in the context of efforts of modernization of Russian economy are considered. The fact that our countries have chosen the course of intensification of cooperation in the hightech branches and the fact that the success of such cooperation depends upon further approach of Russia with EU is proved. It is emphasized that the realization of a range of big joint projects can guarantee strong competitive advantages to the partner countries.

Key words: partnership for modernization, trade-economic relationships, protectionism, producible alliances, diversification of cooperation ties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.