Светлана ТИХОНОВА
РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В НЕФТЕГАЗОВОЙ СФЕРЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕС (1992-2011)
В статье автор рассматривает «белорусский фактор» в виде так называемой транзитной составляющей в двусторонних отношениях Минска с Москвой и Брюсселем, а также в контексте энергетической политики России и ЕС.
The author examines «the Belarusian factor» in the form of so-called transit component of bilateral relations of Minsk with Moscow and Brussels and in the context of energy policy of Russia and the EU as well.
Ключевые слова:
Белоруссия, Россия, Европейский союз, энергетическая политика, транзит энергоресурсов; Belarus, Russia, European Union, energy policy, transit of energy supply.
ТИХОНОВА
Светлана Вячеславовна — научный
сотрудник Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ
В последнее время энергетическое сотрудничество России с Европейским союзом географически продвинулось на Запад, в Белоруссию, активизировав таким образом «бело -русский фактор» в виде «транзитной составляющей» не только в двусторонних отношениях, но и в самой концепции энергетической политики России. В ее основе — контроль над добычей и транспор -тировкой нефти и газа конечному потребителю. Начавшиеся с сере -дины нулевых годов энергетические конфликты России с Украиной и Белоруссией придали политический импульс планам повышения надежности снабжения сырьем европейского региона, предоставив государствам транзитерам возможность использовать свой стратеги ческий потенциал.
После российско -украинского газового конфликта 2005 г. объектом пристального внимания ЕС стали транзитные государства. Если в отношении ТЭК Украины и ее газотранспортной системы Брюссель смог закрепить свое влияние, то проникнуть в энергокомплекс Белоруссии Западу не удалось. Причины сохранения за Минском статуса наиболее надежного транзитера российского топлива кро -ются в двусторонних отношениях в энергетике.
Формирование системы межгосударственного российско-белорусского взаимодействия в энергетике условно можно разде лить на два этапа. Первый (1990 - е гг.) характеризуется складыванием на постсоветском пространстве хозяйственных связей с преобла -данием дотационного принципа, основанного на поставках рос сийских энергоресурсов по преференциальным, т.е. существенно заниженным по сравнению с мировыми, ценам1. В этот период Москва в той либо иной степени субсидировала практически все постсоветские страны, при этом принцип льготного ценообразо вания больше всего распространялся на Белоруссию и Украину. В условиях невысокого уровня мировых цен на энергоресурсы и их значительного снижения в 1998 г. (когда цена за баррель нефти опу -стилась до 11 долл. США) энергосубсидии России стали эффектив -ным средством поддержки бывших союзных республик в непростой пореформенный период.
С приходом к власти В.В. Путина начался второй этап российско -
1 Косикова Л. Экономическая политика России в постсоветском регионе (ретроанализ, оценка итогов, предложения) // Российский экономический журнал, 2010, № 3, с. 44.
белорусского энергетического сотрудниче ства. В его основе — переход от политики дотаций и неэквивалентного торгового оборота к политике «прагматизма», в част ности к увеличению цены на экспорт рос сийских углеводородов.
Новый принцип ценообразования кос нулся белорусских потребителей гораздо позже остальных импортеров российского сырья. То что Белоруссия стала последней страной, на которую с 2007 г. распростра -нились изменившиеся условия ценовой политики, в значительной степени обу словлено интенсивным интеграционным взаимодействием сторон: среди бывших республик СССР Россия и Белоруссия достигли наибольших результатов в инте грационном строительстве. Высокий инте грационный потенциал был ключевым фактором сохранения льготных поставок российских энергоресурсов в Белоруссию.
В течение 1990 х гг. формировалась правовая база интеграционного сотрудни чества России и Белоруссии, однако энер гетика и вопросы энергопоставок остава лись в сфере компетенции национальных правительств. В то же время изменение условий энергопоставок посредством их приближения к рыночной цене требовало законодательного сопровождения.
До середины 2006 г. правовые основы дву -сторонних отношений в энергетике были частью нормативной базы формирующе -гося союзного государства. Фактически процесс институционализации двусто -ронних отношений в энергетике начался в мае 2006 г., когда было принято решение о поэтапном переходе на рыночную цену на газ для всех без исключения потребителей. 31 декабря 2006 г. правительства России и Белоруссии подписали газовое соглашение, согласно которому российская сторона в лице Газпрома осуществляла постепенный переход к рыночным ценам на поставку газа в республику. Одним из условий дого -вора стала покупка российским газовым монополистом 50% акций Белтрансгаза, осуществляющего транспортировку газа белорусским потребителям и его транзит через территорию республики по маги стральным газопроводам. В феврале 2010 г. Газпром начал управлять газотранспорт ным предприятием на паритетной основе вместе с белорусским государством.
11 января 2007 г. Россия и Белоруссия подписали соглашение «О мерах по уре гулированию торгово экономического
сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов»1. Этот документ, наряду с соглашением от 9 декабря 2010 г. о бес -пошлинных поставках нефти и нефтепро -дуктов в Таможенном союзе (ТС), состав -ляет в настоящее время законодательную основу двустороннего сотрудничества в нефтяной отрасли.
Решение энергетического вопроса в виде новых ценовых условий было при -урочено к запуску в рамках ТС единого экономического пространства (ЕЭП), предполагающего установление беспо шлинного режима на поставки россий ской нефти. Однако в условиях урегули -рованного нефтегазового вопроса Минск с целью ослабления зависимости от энер гопоставок из России начал искать другие возможности решения своих внутренних проблем на пути энергетического сотрудничества, в т.ч. и сотрудничество с ЕС.
Энергодиалог Белоруссия — ЕС осу -ществляется по двум направлениям: в рамках европейской политики соседства (ЕПС) и программы «Восточное партнер -ство» (ВП).
По программе «Политика европей -ского соседства» (European Neighborhood Policy) Минск участвует в таких про -ектах, как «Поддержка и воплощение всеобъемлющей энергетической поли -тики в Республике Беларусь в рамках Европейского инструмента партнерства и соседства», «Поддержка внедрения все объемлющей энергетической политики ЕС для Беларуси». В 2010 г. стороны начали еще один совместный энергопроект, на реализацию которого Евросоюз выделил 5 млн евро.
Важным инструментом взаимодействия европейцев с Белоруссией по линии ЕПС стала созданная в 1995 г. программа меж дународного сотрудничества в области энергетики INOGATE, к которой белорусы присоединились в 2004 г Как утверждают организаторы программы, их действия направлены в первую очередь на повыше -ние энергоэффективности энергетической отрасли стран участниц. Безусловно, это важная, но далеко не главная цель евро пейцев. В основе «энергоэффективных» проектов с участием Белоруссии лежат опасения, что Россия будет использовать энергетический фактор как политиче
1 Официальный сайт Белорусского телеграф -ного агентства; http://www.belta.by/ru/articles/ officially?cat_id=1284
ский рычаг давления на ЕС, что, в свою очередь, создаст угрозу для политической безопасности, независимости и экономи ческого развития последнего1. Поэтому усилия инициаторов подобных проектов направлены в первую очередь на сниже ние зависимости от российских сырье вых поставок, хотя сами европейцы при знают, что «другие страны поставщики и пути доставки энергоносителей в Европу гораздо проблемнее, чем Россия»2.
Энергетическая политика Евросоюза является, пожалуй, наиболее ярким при мером того, насколько его реальные действия могут идти вразрез с деклари руемыми. Под предлогом обеспечения энергобезопасности в регионе Брюссель устанавливает контакты со странами — транзитерами российских углеводородов, прежде всего с Белоруссией, вовлекая их в проекты, направленные на поиск новых возможностей поставок и транзита энергоресурсов. Одновременно с этим отдельные страны ЕС участвуют в проектах, снижающих транзитную значимость Белоруссии. Речь идет о строительстве транзитной трубы — Балтийской тру -бопроводной системы—2 (БТС—2), аль -тернативной белорусской «Дружбе», и о Северо Европейском газопроводе (СЕГ), поставляющем газ европейским потреби телям в обход Белоруссии.
Налицо не просто отсутствие последова тельности в действиях европейцев в отно шении Белоруссии — речь идет об использо -вании разных, порой взаимоисключающих вариантов сотрудничества, реализацию которых можно проследить и на примере «Восточного партнерства» (ВП).
Если для А. Лукашенко участие в «Восточном партнерстве» мотивиру ется возможностью диверсифицировать внешнюю политику с целью огражде -ния национальной экономики от нега тивных последствий дальнейшего роста цен на российские энергоносители, то для Евросоюза вовлечение Белоруссии в программу общеевропейского сотрудни чества определяется, в первую очередь, перспективой ослабления российского
1 Пашковская И. Мотивация энергетической политики ЕС в отношении России // Мировая экономика и международные отношения, 2011, № 11, с. 39.
2 Gotz R. Pipeline- Popanz. Irrffimer der euro^-ischen Energiedebatte // Osteuropa, Energie, 2009, s. 7.
влияния на выбор ее внешнеполитиче ского курса.
По мнению немецкого политолога А. Рара, целью европейской программы является создание государствами — тран -зитерами российских энергоресурсов «общеевропейской системы энергобезо пасности, защищающей их от давления со стороны России»3. Речь шла о стрем -лении ЕС включить Минск в процесс либерализации энергетического рынка Европы, предполагающий создание международного газового консорциума с дальнейшей приватизацией инфра структуры иностранными инвесторами. Другими словами, европейцы под пред логом обеспечения энергобезопасно сти в Европе с участием Белоруссии на деле стремятся получить доступ к ее внутренней энергетической системе, что противоречит условиям российско белорусского сотрудничества в энерге тике. Западноевропейские страны в целях предотвращения возрастающего влияния России в течение многих лет проявляли интерес к процессу приватизации ТЭК Белоруссии и ее нефтегазотранспортной инфраструктуры.
ЕС всячески препятствовал попыткам Москвы связать напрямую производи теля энергоресурсов с конечным потре бителем. С середины первого десятиле тия XXI в. его усилия были направлены на «создание единого либерализованного рынка газа как эффективного способа обе -спечения энергетической безопасности»4. Однако довольно скоро выяснилось, что, вовлекая Белоруссию в процесс созда-ния единой европейской энергетической системы без участия России, Евросоюз обрекает себя на поражение. Первыми среди членов ЕС пагубность этой затеи осознали немцы. Благодаря позиции Германии, допустившей Газпром в свои газораспределительные сети, к которой присоединилась Франция, до сих пор не вступил в полную силу Третий энергети ческий пакет.
Особую важность в этом контексте пред ставляет стремление Брюсселя не столько
3 Rahr A. Der «Kalte Krieg» ist Geschichte // https://zeitschrift- ip.dgap.org/de/ip - die - zeitschrift/ archiv/jahrgang-2007/maerz/der- %E2%80%9Ekalte -krieg%E2%80%9C - ist- geschichte
4 Блинков В. Газовый вектор энергетической стратегии Европейского союза // Проблемы национальной стратегии, 2010, № 1, с. 135.
противостоять попыткам Газпрома уста -новить контроль над газораспределитель -ными сетями стран — членов ЕС, сколько не дать возможности газовому монопо -листу проникнуть в газотранспортную систему транзитных государств, что неми -нуемо приведет к столкновению интере -сов России и Евросоюза.
Таким образом, попытки России и ЕС адаптировать и приспособить ТЭК Белоруссии к изменившимся внешним условиям и разрушить монополию го сударства на стратегическую отрасль на протяжении 1990 -х гг. — начала XXI в. ока -зались по большей своей части несостоя -тельными.
России как главному внешнеполитиче скому партнеру и союзнику Белоруссии удалось в этом направлении достигнуть гораздо больших результатов, чем ЕС. Общая история становления националь -ных хозяйств и вытекающая из этого экономическая взаимозависимость республик способствовали сохранению
и приумножению высокого уровня инте грационного взаимодействия Москвы и Минска. Создание общего рынка нефти и нефтепродуктов с последующим пра -вовым оформлением единой системы доступа к трубопроводам демонстрирует приверженность сторон к углублению региональной экономической интегра ции.
Что же касается Европейского союза, то он так и не смог, да и не захотел сфор мулировать приемлемый для Минска сценарий энергетического сотрудниче ства. Приобщение Белоруссии к «евро пейской семье» с помощью программ по энергетической безопасности лишь уси ливало конкуренцию за республикан ский энергетический рынок. До 2012 г. в борьбе за конкуренцию белорусское руководство стремилось поддерживать независимый внешнеполитический курс, одним из важных инструментов реализации которого стал транзитный статус Белоруссии.