Научная статья на тему 'Российско-Белорусское взаимодействие в нефтегазовой сфере и энергетическая политика ЕС (1992-2011)'

Российско-Белорусское взаимодействие в нефтегазовой сфере и энергетическая политика ЕС (1992-2011) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
268
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
БЕЛОРУССИЯ / РОССИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТРАНЗИТ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ / BELARUS / RUSSIA / EUROPEAN UNION / ENERGY POLICY / TRANSIT OF ENERGY SUPPLY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тихонова Светлана Вячеславовна

В статье автор рассматривает «белорусский фактор» в виде так называемой транзитной составляющей в двусторонних отношениях Минска с Москвой и Брюсселем, а также в контексте энергетической политики России и ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines «the Belarusian factor» in the form of so-called transit component of bilateral relations of Minsk with Moscow and Brussels and in the context of energy policy of Russia and the EU as well.

Текст научной работы на тему «Российско-Белорусское взаимодействие в нефтегазовой сфере и энергетическая политика ЕС (1992-2011)»

Светлана ТИХОНОВА

РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В НЕФТЕГАЗОВОЙ СФЕРЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕС (1992-2011)

В статье автор рассматривает «белорусский фактор» в виде так называемой транзитной составляющей в двусторонних отношениях Минска с Москвой и Брюсселем, а также в контексте энергетической политики России и ЕС.

The author examines «the Belarusian factor» in the form of so-called transit component of bilateral relations of Minsk with Moscow and Brussels and in the context of energy policy of Russia and the EU as well.

Ключевые слова:

Белоруссия, Россия, Европейский союз, энергетическая политика, транзит энергоресурсов; Belarus, Russia, European Union, energy policy, transit of energy supply.

ТИХОНОВА

Светлана Вячеславовна — научный

сотрудник Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ

[email protected]

В последнее время энергетическое сотрудничество России с Европейским союзом географически продвинулось на Запад, в Белоруссию, активизировав таким образом «бело -русский фактор» в виде «транзитной составляющей» не только в двусторонних отношениях, но и в самой концепции энергетической политики России. В ее основе — контроль над добычей и транспор -тировкой нефти и газа конечному потребителю. Начавшиеся с сере -дины нулевых годов энергетические конфликты России с Украиной и Белоруссией придали политический импульс планам повышения надежности снабжения сырьем европейского региона, предоставив государствам транзитерам возможность использовать свой стратеги ческий потенциал.

После российско -украинского газового конфликта 2005 г. объектом пристального внимания ЕС стали транзитные государства. Если в отношении ТЭК Украины и ее газотранспортной системы Брюссель смог закрепить свое влияние, то проникнуть в энергокомплекс Белоруссии Западу не удалось. Причины сохранения за Минском статуса наиболее надежного транзитера российского топлива кро -ются в двусторонних отношениях в энергетике.

Формирование системы межгосударственного российско-белорусского взаимодействия в энергетике условно можно разде лить на два этапа. Первый (1990 - е гг.) характеризуется складыванием на постсоветском пространстве хозяйственных связей с преобла -данием дотационного принципа, основанного на поставках рос сийских энергоресурсов по преференциальным, т.е. существенно заниженным по сравнению с мировыми, ценам1. В этот период Москва в той либо иной степени субсидировала практически все постсоветские страны, при этом принцип льготного ценообразо вания больше всего распространялся на Белоруссию и Украину. В условиях невысокого уровня мировых цен на энергоресурсы и их значительного снижения в 1998 г. (когда цена за баррель нефти опу -стилась до 11 долл. США) энергосубсидии России стали эффектив -ным средством поддержки бывших союзных республик в непростой пореформенный период.

С приходом к власти В.В. Путина начался второй этап российско -

1 Косикова Л. Экономическая политика России в постсоветском регионе (ретроанализ, оценка итогов, предложения) // Российский экономический журнал, 2010, № 3, с. 44.

белорусского энергетического сотрудниче ства. В его основе — переход от политики дотаций и неэквивалентного торгового оборота к политике «прагматизма», в част ности к увеличению цены на экспорт рос сийских углеводородов.

Новый принцип ценообразования кос нулся белорусских потребителей гораздо позже остальных импортеров российского сырья. То что Белоруссия стала последней страной, на которую с 2007 г. распростра -нились изменившиеся условия ценовой политики, в значительной степени обу словлено интенсивным интеграционным взаимодействием сторон: среди бывших республик СССР Россия и Белоруссия достигли наибольших результатов в инте грационном строительстве. Высокий инте грационный потенциал был ключевым фактором сохранения льготных поставок российских энергоресурсов в Белоруссию.

В течение 1990 х гг. формировалась правовая база интеграционного сотрудни чества России и Белоруссии, однако энер гетика и вопросы энергопоставок остава лись в сфере компетенции национальных правительств. В то же время изменение условий энергопоставок посредством их приближения к рыночной цене требовало законодательного сопровождения.

До середины 2006 г. правовые основы дву -сторонних отношений в энергетике были частью нормативной базы формирующе -гося союзного государства. Фактически процесс институционализации двусто -ронних отношений в энергетике начался в мае 2006 г., когда было принято решение о поэтапном переходе на рыночную цену на газ для всех без исключения потребителей. 31 декабря 2006 г. правительства России и Белоруссии подписали газовое соглашение, согласно которому российская сторона в лице Газпрома осуществляла постепенный переход к рыночным ценам на поставку газа в республику. Одним из условий дого -вора стала покупка российским газовым монополистом 50% акций Белтрансгаза, осуществляющего транспортировку газа белорусским потребителям и его транзит через территорию республики по маги стральным газопроводам. В феврале 2010 г. Газпром начал управлять газотранспорт ным предприятием на паритетной основе вместе с белорусским государством.

11 января 2007 г. Россия и Белоруссия подписали соглашение «О мерах по уре гулированию торгово экономического

сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов»1. Этот документ, наряду с соглашением от 9 декабря 2010 г. о бес -пошлинных поставках нефти и нефтепро -дуктов в Таможенном союзе (ТС), состав -ляет в настоящее время законодательную основу двустороннего сотрудничества в нефтяной отрасли.

Решение энергетического вопроса в виде новых ценовых условий было при -урочено к запуску в рамках ТС единого экономического пространства (ЕЭП), предполагающего установление беспо шлинного режима на поставки россий ской нефти. Однако в условиях урегули -рованного нефтегазового вопроса Минск с целью ослабления зависимости от энер гопоставок из России начал искать другие возможности решения своих внутренних проблем на пути энергетического сотрудничества, в т.ч. и сотрудничество с ЕС.

Энергодиалог Белоруссия — ЕС осу -ществляется по двум направлениям: в рамках европейской политики соседства (ЕПС) и программы «Восточное партнер -ство» (ВП).

По программе «Политика европей -ского соседства» (European Neighborhood Policy) Минск участвует в таких про -ектах, как «Поддержка и воплощение всеобъемлющей энергетической поли -тики в Республике Беларусь в рамках Европейского инструмента партнерства и соседства», «Поддержка внедрения все объемлющей энергетической политики ЕС для Беларуси». В 2010 г. стороны начали еще один совместный энергопроект, на реализацию которого Евросоюз выделил 5 млн евро.

Важным инструментом взаимодействия европейцев с Белоруссией по линии ЕПС стала созданная в 1995 г. программа меж дународного сотрудничества в области энергетики INOGATE, к которой белорусы присоединились в 2004 г Как утверждают организаторы программы, их действия направлены в первую очередь на повыше -ние энергоэффективности энергетической отрасли стран участниц. Безусловно, это важная, но далеко не главная цель евро пейцев. В основе «энергоэффективных» проектов с участием Белоруссии лежат опасения, что Россия будет использовать энергетический фактор как политиче

1 Официальный сайт Белорусского телеграф -ного агентства; http://www.belta.by/ru/articles/ officially?cat_id=1284

ский рычаг давления на ЕС, что, в свою очередь, создаст угрозу для политической безопасности, независимости и экономи ческого развития последнего1. Поэтому усилия инициаторов подобных проектов направлены в первую очередь на сниже ние зависимости от российских сырье вых поставок, хотя сами европейцы при знают, что «другие страны поставщики и пути доставки энергоносителей в Европу гораздо проблемнее, чем Россия»2.

Энергетическая политика Евросоюза является, пожалуй, наиболее ярким при мером того, насколько его реальные действия могут идти вразрез с деклари руемыми. Под предлогом обеспечения энергобезопасности в регионе Брюссель устанавливает контакты со странами — транзитерами российских углеводородов, прежде всего с Белоруссией, вовлекая их в проекты, направленные на поиск новых возможностей поставок и транзита энергоресурсов. Одновременно с этим отдельные страны ЕС участвуют в проектах, снижающих транзитную значимость Белоруссии. Речь идет о строительстве транзитной трубы — Балтийской тру -бопроводной системы—2 (БТС—2), аль -тернативной белорусской «Дружбе», и о Северо Европейском газопроводе (СЕГ), поставляющем газ европейским потреби телям в обход Белоруссии.

Налицо не просто отсутствие последова тельности в действиях европейцев в отно шении Белоруссии — речь идет об использо -вании разных, порой взаимоисключающих вариантов сотрудничества, реализацию которых можно проследить и на примере «Восточного партнерства» (ВП).

Если для А. Лукашенко участие в «Восточном партнерстве» мотивиру ется возможностью диверсифицировать внешнюю политику с целью огражде -ния национальной экономики от нега тивных последствий дальнейшего роста цен на российские энергоносители, то для Евросоюза вовлечение Белоруссии в программу общеевропейского сотрудни чества определяется, в первую очередь, перспективой ослабления российского

1 Пашковская И. Мотивация энергетической политики ЕС в отношении России // Мировая экономика и международные отношения, 2011, № 11, с. 39.

2 Gotz R. Pipeline- Popanz. Irrffimer der euro^-ischen Energiedebatte // Osteuropa, Energie, 2009, s. 7.

влияния на выбор ее внешнеполитиче ского курса.

По мнению немецкого политолога А. Рара, целью европейской программы является создание государствами — тран -зитерами российских энергоресурсов «общеевропейской системы энергобезо пасности, защищающей их от давления со стороны России»3. Речь шла о стрем -лении ЕС включить Минск в процесс либерализации энергетического рынка Европы, предполагающий создание международного газового консорциума с дальнейшей приватизацией инфра структуры иностранными инвесторами. Другими словами, европейцы под пред логом обеспечения энергобезопасно сти в Европе с участием Белоруссии на деле стремятся получить доступ к ее внутренней энергетической системе, что противоречит условиям российско белорусского сотрудничества в энерге тике. Западноевропейские страны в целях предотвращения возрастающего влияния России в течение многих лет проявляли интерес к процессу приватизации ТЭК Белоруссии и ее нефтегазотранспортной инфраструктуры.

ЕС всячески препятствовал попыткам Москвы связать напрямую производи теля энергоресурсов с конечным потре бителем. С середины первого десятиле тия XXI в. его усилия были направлены на «создание единого либерализованного рынка газа как эффективного способа обе -спечения энергетической безопасности»4. Однако довольно скоро выяснилось, что, вовлекая Белоруссию в процесс созда-ния единой европейской энергетической системы без участия России, Евросоюз обрекает себя на поражение. Первыми среди членов ЕС пагубность этой затеи осознали немцы. Благодаря позиции Германии, допустившей Газпром в свои газораспределительные сети, к которой присоединилась Франция, до сих пор не вступил в полную силу Третий энергети ческий пакет.

Особую важность в этом контексте пред ставляет стремление Брюсселя не столько

3 Rahr A. Der «Kalte Krieg» ist Geschichte // https://zeitschrift- ip.dgap.org/de/ip - die - zeitschrift/ archiv/jahrgang-2007/maerz/der- %E2%80%9Ekalte -krieg%E2%80%9C - ist- geschichte

4 Блинков В. Газовый вектор энергетической стратегии Европейского союза // Проблемы национальной стратегии, 2010, № 1, с. 135.

противостоять попыткам Газпрома уста -новить контроль над газораспределитель -ными сетями стран — членов ЕС, сколько не дать возможности газовому монопо -листу проникнуть в газотранспортную систему транзитных государств, что неми -нуемо приведет к столкновению интере -сов России и Евросоюза.

Таким образом, попытки России и ЕС адаптировать и приспособить ТЭК Белоруссии к изменившимся внешним условиям и разрушить монополию го сударства на стратегическую отрасль на протяжении 1990 -х гг. — начала XXI в. ока -зались по большей своей части несостоя -тельными.

России как главному внешнеполитиче скому партнеру и союзнику Белоруссии удалось в этом направлении достигнуть гораздо больших результатов, чем ЕС. Общая история становления националь -ных хозяйств и вытекающая из этого экономическая взаимозависимость республик способствовали сохранению

и приумножению высокого уровня инте грационного взаимодействия Москвы и Минска. Создание общего рынка нефти и нефтепродуктов с последующим пра -вовым оформлением единой системы доступа к трубопроводам демонстрирует приверженность сторон к углублению региональной экономической интегра ции.

Что же касается Европейского союза, то он так и не смог, да и не захотел сфор мулировать приемлемый для Минска сценарий энергетического сотрудниче ства. Приобщение Белоруссии к «евро пейской семье» с помощью программ по энергетической безопасности лишь уси ливало конкуренцию за республикан ский энергетический рынок. До 2012 г. в борьбе за конкуренцию белорусское руководство стремилось поддерживать независимый внешнеполитический курс, одним из важных инструментов реализации которого стал транзитный статус Белоруссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.