68 июн Р€мшиим
ТРЕЙД-ИНФО
Елена ТРОФИМОВА, д.ф.н., проф. С.-Петербургской химико-фармацевтической академии
Российский фармрынок:
В ПОИСКАХ ВЕРНОГО ФОРМАТА
В этом году тематика конференции Адама Смита1 была во многом связана с обсуждением фундаментальных основ функционирования фармацевтического рынка. Не случайно, эти вопросы встали на повестку дня именно сейчас, когда идет институциональная реформа здравоохранения и формируется новый формат российского фармацевтического рынка. Помимо необходимости оперативного реагирования и решения текущих проблем, связанных с активным вмешательством государства в сферу рыночных отношений, организаторы конференции и спикеры задались целью ревизии целей и задач, стоящих перед государством и бизнесом, а также поиска компромиссов в сфере лекарственного обеспечения, отвечающих интересам общества в целом.
В программе конференции была даже предусмотрена специальная сессия, посвященная проблеме этичности получения прибыли фармацевтическими компаниями. Сам факт постановки этого вопроса, а также прагматичный подход к его обсуждению, продемонстрированный участниками дискуссии, являются лишним свидетельством того, что с рентабельностью на российском фармацевтическом рынке в последние годы возникли серьезные проблемы.
• СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
Милош Петрович, глава представительства в России и СНГ F.Hoffmann-la Roche, счел необходимым напомнить о принципиальных различиях между инновационными и генеричес- ^^ кими компаниями, которые, однако, в последние годы — J в силу процессов диверси- ' фикации бизнеса — стали постепенно стираться. Зада- V чи инноваторов, как извест- ^И но, состоят в том, чтобы открывать новые возможности для фармакотерапии, проводить эпидемиологические исследования, развивать диагностику, заниматься обучением врачей, инвестировать в R&D и фундаментальную науку. Задачи производителей джене-риков сводятся к тому, чтобы обеспечивать надлежащее качество выпускаемой продукции и поддерживать низкий уровень цен, расширяющий доступ к
эффективным методам лечения. Государство, со своей стороны, получая все это от представителей отрасли, должно обеспечить для инновационных компаний легальные, предсказуемые условия работы на рынке, а для генерических производителей — поддержку развития технологий и внедрения стандартов GMP. При обоюдном выполнении принятых на себя обязательств система здравоохранения и фармацевтическая отрасль могут стать «добрыми друзьями», что со стороны регулятора, по мнению Милоша Петровича, должно сопровождаться четким пониманием разницы между целями деятельности инновационных и генерических компаний.
В международном фармацевтическом бизнесе инновационные и генери-ческие компании выступают прежде всего как конкуренты, и их партнерские отношена \ ния ограничиваются в ос''. новном заключением мало-IV легитимных соглашений, продлевающих время монопольного присутствия на рынке оригинальных препаратов, с чем, например, активно борется Еврокомис-сия. В российской ситуации, когда международные компании для сохранения своего присутствия на российском рынке вынуждены демонстрировать те или иные формы локализации, союз с
1 18-я Международная конференция Института Адама Смита «Российский фармацевтический форум» проходила 22-24 мая 2012 г. в С.Петербурге.
российскими генерическими производителями выглядит с их стороны вполне закономерным.
Поэтапная локализация производства с использованием мощностей российских предприятий является «мягкой» альтернативой строительству на территории России собственных заводов. Многие международные компании воспользовались такой возможностью. По свидетельству Василия Игнатьева, генерального директора «Р-Фарм», на предприятии «Ортат», входящем в состав компании, в настоящее время осуществляется первичная или вторичная упаковка 71 препарата 17 иностранных компаний. Если с развитием производства дженериков, по мнению Виталия Смердова, генерального директора компании «Сотекс», российские производители справятся самостоятельно, то в разработке оригинальных препаратов, к чему их толкает государственная инновационная политика, без партнерства с зарубежными компаниями им не обойтись.
В настоящее время в России действуют 15%-ные ценовые преференции в системе госзакупок для лекарств, произведенных в России и Беларуси, причем статус отечественной продукции приобретается в т.ч. теми препаратами, которые на территории страны прошли только упаковку. Обсуждается проект приказа Минпромторга РФ, где предполагается дифференцировать предоставляемые преференции в зависимости от степени локализации процесса производства, однако уравнивание в предоставлении льгот, по прозвучавшей на конференции информации, может сохраниться до конца 2013 г.
• КОМПЛЕКС РЕГУЛЯТОРНЫХ ПРОБЛЕМ
Никем уже не оспаривается тот факт, что введенная Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» система регистрации стала шагом назад по
РОССИЙСКИЙ ФАРМРЫНОК: В ПОИСКАХ ВЕРНОГО ФОРМАТА
РЕМШЦЦМ 69
отношению к ранее действовавшей схеме. ФАС России, активно реагирующая на создание административных барьеров в фармацевтической отрасли, совместно с отраслевыми экспертами разработала пакет поправок и направила его для согласования в Минздравсоцраз-вития России. Предполагается, что в текущем году поправки будут приняты и ситуация в сфере регистрации и клинических испытаний в значительной степени нормализуется. Однако, по свидетельству Елены Поповой, директора по регуляторным вопросам и политике в области здравоохранения AIPM, для приведения системы регистрации в соответствие с международной практикой необходимо еще очень много сделать, в т.ч. перейти на СГО-формат подачи документов, а также регистрировать только те препараты, которые произведены в условиях GMP.
Взаимосвязанность всех вопросов регулирования отрасли требует их комплексного решения, и поэтому задержка с введением GMP создает на сегодняшний день серьезные барьеры для проведения других регуляторных реформ. По мнению Тимофея Нижего-родцева, начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России, с целью создания условий для развития конкуренции в системе госзакупок остро стоит вопрос определения групп взаимозаменяемых препаратов. Проблема взаимозаменяемости актуализируется также в связи с перспективой введения уже со следующего года обязательных стандартов медицинской помощи, в которых лекарственные препараты должны фигурировать под МНН. Кроме всего прочего, ФАС видит также проблему в том, что часть препаратов в силу экономических ограничений может не попасть в медицинские стандарты, и тогда, будучи зарегистрированными и имеющими разрешение на медицинское использование, они фактически не смогут обращаться на рынке.
Законодательное закрепление понятия взаимозаменяемости (с дифференцированным подходом для химических, биологических и иммунобиологических препаратов), по мнению ФАС, является первым из семи шагов на пути перехода к системе возмещаемого лекар-
ственного обеспечения. ФАС, преследуя цель создания легитимной основы для системы госзакупок, разработала соответствующие поправки в федеральное законодательство. Однако оперировать понятием взаимозаменяемости предполагается начать еще до перехода на GMP, что само по себе малоприемлемо. В докладе Владимира Шипкова и Владимира Дорофеева, исполнительного директора и научного консультанта А1РМ, прозвучало то, что в соответствии с представлениями ВОЗ в основе взаимозаменяемости препаратов должна лежать их терапевтическая эквивалентность. Достигается же она, согласно видению основных мировых регуляторов, в результате соответствия комплексу критериев, одним из которых является выпуск продукции в условиях GMP.
Нерешенность вопроса GMP создает также препятствия на пути оптимиза-цин государственного регулирования цен на ЖНВЛП, которое в нынешнем своем виде уже привело к вымыванию из каналов распределения дешевых препаратов, а также распространению среди производителей лекарств порочной практики «полиморфизма» (регистрации новых форм выпуска препаратов с целью установления заведомо более высоких цен). Для решения этого вопроса на базе Минэкономразвития России была сформирована рабочая группа, которая разработала «дорожную карту» совершенствования ценообразования на лекарственные средства и занялась улучшением методики установления предельных отпускных цен производителей. В соответствии с «дорожной картой» внедрение системы страхового лекарственного обеспечения для всего населения России, которое грядет через несколько лет после перехода отрасли на GMP, предполагает отказ от регулирования цен на ЖНВЛП и переход к возмещению референтных цен для взаимозаменяемых препаратов. Серьезной проблемой российского фармацевтического рынка, свидетельствующей о функционировании коррупционной системы, являются эксклюзивные вертикальные соглашения. Борьба с ними, по свидетельству Тимо-
фея Нижегородцева, может вестись двумя способами: давлением со стороны правоохранительных органов и требованием от компаний разработки документально закрепленной коммерческой политики, прописывающей адекватные требования к потенциальным контрагентам и процедурные вопросы. Для более эффективной борьбы с коррупцией ФАС России и Министерство юстиции США договорились о проведении на российском фармацевтическом рынке совместных расследований.
• ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА: БРАЗИЛЬСКИЙ ОПЫТ
Государственное регулирование фармацевтической промышленности, по утверждению Сергея Разумова, заместителя директора департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпром-торга России, является частью , определившейся на сего-I дняшний день промышленной политики. Развитие регуляторных функций государства, согласно этой / / политике, должно быть направлено на обеспечение безопасности выпускаемой продукции и повышение ее конкурентоспособности. В связи с образованием Таможенного союза и вступлением России в ВТО регулирование отрасли приобретает наднациональный характер. Однако национальное законодательство в этой ситуации должно не только соответствовать подписанным международным соглашениям, но и способствовать развитию здравоохранения и внутреннего производства, в чем российские законодатели еще очень мало преуспели.
Более прагматичный подход в промышленной политике, как представляется, демонстрирует Бразилия — одна из стран БРИК, которая вместе с Китаем, Индией и Россией составляет авангард развивающихся экономик. В презентации Риты Баингтон, советника департамента по поддержке производства и инноваций Министерства здравоохранения Бразилии, поддержанной Яном Слобом, президентом компании «АКРИХИН», было показано, что в по-
70 июн Р€мшиим
ТРЕЙД-ИНФО
следнее десятилетие Бразилия достигла высоких показателей. Основная часть населения выбралась из нищеты, средний класс составил 40 млн. человек. Проводимая государственная политика привела к значительному прогрессу системы здравоохранения, финансирование которой, однако, не успевает за ростом ее потребностей. В пятилетней перспективе государственные расходы в этой сфере должны превысить 100 млрд. долл. в год и составить 8,7% от ВВП. Сектор здравоохранения является объектом для R&D и инноваций и приоритетом социально-экономического развития страны, где, согласно стратегическим планам, должно быть занято примерно 10% работоспособного населения. Фармацевтический рынок Бразилии, как и вся экономика, в новом столетии развивался высокими темпам, и к 2010 г его размеры, по данным IMS, достигли 22 млрд. долл. в ценах производителей. Значительный вклад в эту динамику был сделан государственными закупками лекарств, которые с 2003 по 2011 г увеличились с 1,4 до 5,8 млрд. долл. В 1999 г. в стране был принят закон о взаимозаменяемости дженериков, который значительно стимулировал их потребление и производство местной промышленностью. По данным Однир Финотти, президента Ассоциации ге-нерических производителей Бразилии, со времени принятия закона число зарегистрированных небрэндированных воспроизведенных препаратов увеличилось примерно со 100 до 3 000 (90% — локального производства). Доля небрэндированных дженериков в структуре стоимостных продаж выросла с 3 до 20%. Доминирующие позиции в этом сегменте заняли бразильские производители, число которых выросло на порядок. Несмотря на достигнутые успехи, 46% бразильских врачей, от которых требуют назначения небрэн-дированных дженериков, относятся к ним с недоверием. Брэндированная продукция все еще занимает на рынке лидирующие позиции, при этом сфера
лекарственного обеспечения продолжает в значительной степени зависеть от импортных поставок. В сентябре 2011 г. президент Бразилии Дилма Руссефф заявила, что широкий доступ населения страны к лекарствам является неотъемлемой составляющей обеспечения прав человека, способствует социальной интеграции страны и укреплению системы здравоохранения. Правительство Бразилии стоит на страже охраны интеллектуальной собственности, однако оно отдает себе отчет в том, что «гибкость», предусмотренная договором TRIPS в отношении принудительного лицензирования и других мер, является совершенно необходимой для реализации политики, гарантирующей право граждан страны на медицинскую помощь. Правительство не раз прибегало к угрозе принудительного лицензирования при переговорах о поставках препаратов для лечения СПИД/ВИЧ и в случаях, когда компромисса достичь не удалось, выдавало такие лицензии локальным производителям.
По свидетельству Риты Баингтон, в стране с 2004 г. действует закон об инновациях и проводится промышленная политика, сфокусированная на инновационном развитии. В 2012 г. правительство продолжило движение в этом направлении и учредило Программу развития индустриального комплекса здравоохранения, ввело преференции для локальных препаратов в системе госзакупок, разработало руководства и критерии для развития партнерств в производственной сфере. Программа развития индустриального комплекса здравоохранения предполагает финансирование инвестиционной деятельности компаний, базирующихся в Бразилии, через подпрограммы поддержки производства, экспортной активности, инноваций и реструктуризации. Программа ставит целью повышение конкурентоспособности локальной промышленности и со-
кращение зависимости национального здравоохранения от зарубежных поставщиков. В задачи развития парт-нерств (частных и частно-государственных) входит повышение эффективности централизованных расходов на здравоохранение, создание локального производства инновационных препаратов, обеспечивающих населению доступ к новейшим методам лечения, стимулирование возможности локальных производителей противостоять глобальной конкуренции через кооперацию в технологическом развитии и инновациях, а также достижение договоренностей по значительному снижению цен и трансферту технологий. Ценовые преференции, введенные правительством, предоставляются по отобранным препаратам, имеющим приоритетное значение для системы госзакупок, и составляют от 8 до 25% в зависимости от степени производственной интеграции и технологической сложности процесса производства.
• ПОВЫШЕННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Во время переговоров по вступлению в ВТО Россия должна была пойти на определенные уступки, и важно понимать, как они повлияют на фармацевтическую отрасль уже в ближайшей перспективе. Соглашение TRIPS входит в пакет многосторонних документов ВТО, не имеет прямого действия и включает только минимальный уровень требований, которому должно отвечать национальное законодательство по интеллектуальной собственности. Подписание TRIPS для развивающихся стран и стран с переходной экономикой предполагает возможность переходного периода до 5 лет по взятым обязательствам, однако Россия этой отсрочкой не воспользовалась. Кроме того, поскольку она является членом Таможенного союза с Беларусью и Казахстаном, то обязательства по TRIPS распространяются также и на эти страны, хотя ответственность за их выполнение все равно ложится на члена ВТО (т.е. пока только на Россию).
РОССИЙСКИЙ ФАРМРЫНОК: В ПОИСКАХ ВЕРНОГО ФОРМАТА
ршшиим 71
Помимо общих требований для членов ВТО Россия приняла на себя дополнительные обязательства в отношении интеллектуальной собственности (так называемые TRIPS+). Обычно они возникают в ходе обсуждения и подписания двухсторонних соглашений, далее распространяющихся на других членов ВТО в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования. В ходе таких переговоров в отношении лекарственных средств Россия обязалась ввести режим эксклюзивности данных (data exclusivity). В результате в Федеральном законе «Об обращении лекарственных средств» была внесена поправка о шестилетнем сроке защиты информации о результатах исследований, которые фармацевтические компании предоставляют при подаче документов на регистрацию лекарственных средств. Введение режима эксклюзивности данных проистекает из ст. 39.3 TRIPS. В ней говорится, что при подаче заявки на регистрацию лекарств и агрохимических продуктов, в случае когда речь идет о новых химических веществах, предоставляемые закрытые данные о результатах исследований, получение которых потребовало от соискателя значительных усилий, должны защищаться от недобросовестного коммерческого использования. Несмотря на разные трактовки этого положения, США и ЕС настаивают на том, что регистрационное досье является «закрытыми данными» и возможность ссылаться на результаты доклинических и клинических исследований оригинальных препаратов при регистрации дженериков должна появляться только по истечении установленного срока эксклюзивности. Речь идет об использовании информации для получения разрешения к использованию препарата, т.е. в коммерческих целях, в то время как для некоммерческих целей (научных и пр.) результаты исследований с участием человека, согласно Хельсинкской декларации 1964 г., должны находиться в открытом информационном доступе. Несмотря на позицию ведущих западных стран, введение режима эксклюзивности данных, по свидетельству Бояна Константинова, международного консультанта по вопросам интеллектуальной собственности, торговли и доступности обязательной медицины в соста-
ве группы ВИЧ/СПИД ООН, все же не является обязательным для членов ВТО. Не вызывает сомнения, что взятые Россией дополнительные обязательства ограничивают доступность к новым средствам лечения и являются тормозом для развития локальной промышленности. В связи с этим очень важно воспользоваться «гибким» подходом, предусмотренным соглашением TRIPS, где все в той же ст. 39.3, требующей охраны данных от недобросовестного коммерческого использования, говорится об исключениях, связанных с защитой интересов населения страны. В национальном законодательстве, по мнению Бояна Константинова, должны быть предусмотрены положения, позволяющие сбалансировать жесткие требования TRIPS+ и в случае эпидемии, чрезвычайных обстоятельств и других предусмотренных случаях обеспечить здравоохранение страны необходимыми лекарственными средствами. Поучительным в этом плане является пример Украины, которая, являясь членом ВТО с 2008 г., так же как и Россия, приняла на себя обязательства TRIPS+. Однако, по свидетельству Ольги Баулы, доцента кафедры промышленной фармации Киевского национального университета технологии и дизайна, при адаптации к ним национального законодательства был сделан целый ряд промахов. Прежде всего не было предусмотрено, что режим эксклюзивности данных применяется исключи тельно к новым действующим веществам, как это ясно сказано в ст. 39-3 TRIPS. В результате в настоящее время он распространяется на все препараты, в т.ч. комбинации известных действующих веществ, новые лекарственные формы, изомерные и полиморфные модификации, воспроизведенные препараты. В отраслевом законе говорится, что если лекарственное средство впервые зарегистрировано на основе полного регистрационного досье, то регистрация другого лекарства, содержащего то же действующее вещество, возможна только по окончании периода эксклю-
зивности. Хотя при введении этой нормы априори предполагалось, что первым всегда будет регистрироваться оригинальный препарат, на деле в Украине в настоящее время уже есть решения суда, по которым дженерики, выведенные на рынок первыми, отменяют регистрацию оригинальных препаратов. В Украине частично учтены возможности «гибких» положений TRIPS и предусмотрена процедура принудительного лицензирования, однако защита данных результатов исследований не позволяет воспользоваться регистрационной информацией и получить разрешение на использование дженериков. Проблему для развития локальной промышленности составляет также то, что регистрация препаратов находится в зависимости от патентной защиты, и в случае негативных для дженериков решений по патентным спорам вместо приостановления действия их регистрации до истечения срока действия патента регистрация аннулируется и компании несут значительные убытки. В России, несмотря на то что она уже очень скоро должна стать полноправным членом ВТО, никаких «гибких» положений, предусмотренных соглашением TRIPS и направленных на обеспечение охраны общественного здоровья, так и не было принято, хотя Минэкономразвития России, как сообщил Всеволод Тью-па, старший юрист, руководитель фармацевтической практики CMS Россия, все же озаботилось этим вопросом. Он также считает, что режим эксклюзивности данных, введенный в Федеральный закон «Об обраще-/ г / нии лекарственных средств», тре-j бует уточнения, в ' частности, в отношении применимости запрета на использование результатов исследований к научному и иному некоммерческому использованию. Законодательного закрепления также требует понятие «защиты населения», которое в контексте «гибких» положений TRIPS является основанием для отказа от защиты регистрационной информации.
72 июн Р€МШииМ
ТРЕЙД-ИНФО
• РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
В настоящее время членство в ВТО не рассматривается отраслевыми экспертами в качестве фактора, который может значительно изменить российский рынок. Наибольшее влияние на его динамику, по их мнению, будут оказывать макроэкономическая ситуация, демографические тенденции и государственная политика в сфере здравоохранения. Планируемое развитие системы возмещения может по-разному отразиться на стоимостном объеме рынка, поскольку дальнейшее внедрение дже-нериков, даже на фоне увеличения потребления лекарств, будет способствовать удешевлению рынка. «Сливки» с государственных программ в перспективе все больше будут снимать локальные компании, и «эра дженериков» для отечественных производителей, по утверждению Сергея Шуляка, генерального директора DSM Group, еще впереди. Существенного увеличения финансирования в возмещаемой сфере может и не быть. Однако, по мнению Ивана Глушкова, заместителя генерального директора STADA CIS, заметный приток средств рынок может получить в том случае, если в программы лекарственного обеспечения будут введены сопла-тежи со стороны населения. Несмотря на то что в последние годы фиксируется замедление темпов роста российского рынка, на общем мировом фоне, по свидетельству Марии Денисовой, ведущего менеджера по оперативным вопросам IMS Health LLC, он демонстрирует неплохую динамику, обусловленную в основном увеличением цен на препараты, не включенные в Перечень ЖНВЛП. Однако в целом на рынке происходит усиление ценовой конкуренции. Практически во всех секторах наблюдается снижение рентабельности, которое вызвано, с одной стороны, регуляторным давлением государства, с другой — обострением вертикальной и горизонтальной конкуренции. Снижение рентабельности в дистрибьюции и рознице, по утверждению Игоря Филатова, генерального директора ЗАО «ЦВ «ПРОТЕК», достигло такой степени, что создало угрозу потери устойчивости рынка. В целях обеспечения долгосрочных перспектив раз-
вития российского рынка необходимо помнить о том, что он должен быть привлекательным для всех категорий его участников.
Оптимистичный взгляд на будущее продемонстрировал Давид Мелик-Гу-сейнов, директор Cegedim Strategic Data Russia, который считает, что к 2020 г. объем продаж на российском рынке может достигнуть 75 млрд. долл. (прогнозы исследовательских компаний — в пределах 40 млрд. долл.). Однако достижение этой цели потребует от компаний изменения формата их привычной работы и концентрации на регионах, где скрывается значительный потенциал для роста. Предпосылками к этому служат перспективы введения единых стандартов медицинской помощи, которые, по идее, должны повысить общий по стране уровень лекарственной терапии. Аргументы в пользу регионов были высказаны также Андреем Потаповым, генеральным директором «Никомед Россия» (Takeda). Он напомнил о том, что в советский период проводилась государственная политика освоения северных территорий и Сибири, в то время как в 90-е годы наблюдался процесс концентрации населения в европейской части страны. Движение населения в крупные города продолжается и сейчас, но касается это уже не только Москвы и С.-Петербурга, где становится все сложнее жить и заниматься бизнесом. Как показывают макроэкономические показатели, темпы роста доходов населения в значительной части регионов России выше, чем в столичных городах. В контексте развития фармацевтического рынка позитивные тенденции стимулируются проводимой государственной политикой, направленной на модернизацию регионального здравоохранения. В разных частях страны созданы крупные специализированные медицинские центры. Полномочия по оказанию медицинской помощи и лекарственному обеспечению передаются на уровень субъектов Федерации. Свой вклад в развитие региональных кластеров вносит бизнес, поддерживае-
мый местными администрациями. Государственными приоритетами в экономической политике становятся Сибирь и Дальний Восток. В целом, по мнению Андрея Потапова, создаются серьезные предпосылки для опережающих темпов роста продаж и изменения структуры потребления на региональных рынках, которые в перспективе могут стать драйверами роста всего российского фармацевтического рынка.
Проблему составляет то, что, I согласно утверждению Ларисы Попович, директора Института здравоохранения Высшей школы экономики при Правительстве РФ, сектор здравоохранения в России характеризуется не только недостаточным финансированием, но и крайне низкой эффективностью его использования. Об этом можно судить по тому, что удельные показатели ВВП и расходов на здравоохранение на душу населения в России в соответствии с закономерностями, выявленными на примере группы стран, никак не коррелируют со слишком низкой продолжительностью жизни российского населения. Одной из причин этого, по мнению Ларисы Попович, является то, что стандарты лечения и государственные программы лекарственного обеспечения ориентируются на средние по стране показатели смертности и заболеваемости, в то время как подход, повышающий эффективность общественных затрат на здравоохранение, предполагает проведение макроэкономического анализа груза болезней по возрастам с учетом демографических прогнозов. В целом, характеризуя конференцию Института Адама Смита, которая уже в 18-й раз прошла в С.-Петербурге, необходимо отметить, что она опять побила все рекорды. Число ее участников по сравнению с прошлым годом выросло еще больше и составило уже 600 человек из 20 стран. Конференция отличалась многообразием форматов и широким охватом тем, а также высоким профессиональным уровнем, характерным для большинства докладов и дискуссий.