МЕНЕДЖМЕНТ
PfMtffUUM ?»* 71
Е.О. ТРОФИМОВА, д.ф.н., Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия
Российский фармацевтический рынок:
В РУСЛЕ ОБЩЕМИРОВЫХ ТРЕНДОВ
Российский фармацевтический форум (19-е ежегодное международное мероприятие Института Адама Смита, 21—23 мая, Санкт-Петербург) показал, что тенденции, наблюдаемые на российском рынке, во многом согласуются с тем, что происходит в мире, но он продолжает расти, что делает его привлекательным на общем фоне. Однако если в прошлые годы фармацевтический рынок России демонстрировал действительно новые возможности для развития бизнеса, то в настоящее время создается впечатление, что драйва ему явно не хватает.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, инвестиции, ценовое регулирование, патентная защита, Институт Адама Смита
• ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ
Стратегическое значение emerging markets для развития фармацевтического бизнеса в глобальном масштабе является объективной реальностью. Для работы на этих рынках от фармацевтических компаний требуется более гибкая, адаптивная политика, тесное сотрудничество с локальными регуляторами и местными производителями. По мнению Тюгана Гокера, главы направления развивающихся рынков Hoffmann-La Roche, важным направлением активности в будущем на формирующихся рынках должна стать сфера R&D. Пока уровень инвестиций в R&D в развивающихся странах, по свидетельству профессора Меира Переса Пугача, гендиректора Pugatch Consilium (Израиль), является очень низким (от общего объема инвестиций на долю Китая приходится 0,28%, Бразилии — 0,25%, России — 0,12%, Индии — 0,9%). Реально это объясняется незначительной активностью на этих рынках муль-тинациональных корпораций. Для того чтобы они перенаправили свои инвестиции, emerging markets должны создать для этого необходимые условия: приблизиться к мировым стандартам в регулировании, решить проблему забюрократизированно-сти регуляторной сферы, улучшить инфраструктуру научных исследований и клинических испытаний, усилить защиту прав интеллектуальной собственности, создать систему мер поддержки инноваций и партнерства между локальными и мультинаци-
ональными компаниями, повысить уровень образования и компетентности специалистов отрасли.
По словам Ненада Павлетича, президента «АстраЗенека Россия», особенно важным условием для инвестиций является прозрачность и предсказуемость нормативно-правовой среды. В России правила ведения бизнеса постоянно меняются. Вместе с другими проблемами, включая низкий уровень защиты интеллектуальной собственности, затянутые сроки регистрации и непрозрачную систему возмещения, это может привести к тому, что часть зарубежных инвесторов предпочтет России более привлекательные рынки.
Всеми признается, что улучшение инвестиционного климата является жизнен-
Keywords: pharmaceutical market, investment, price regulation, patent protection, Adam Smith Institute
Russian pharmaceutical forum (annual international event «19th Adam Smith Conference» held on May 21—23 in St. Petersburg) showed that the Russian market keeps up to the global trends; moreover, it is attractively distinguished from the rest due to its ongoing growth. In the past, the Russian pharmaceutical market offered really new prospects for business, while today it seems to be in need of a new drive to move it forward.
E.O. TROFIMOVA, Pharm.D, St. Petersburg State Chemical Pharmaceutical Academy. RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET: IN LINE WITH GLOBAL TRENDS.
но необходимым для дальнейшего развития российской экономики в целом. Несмотря на то что об этой проблеме заявляется на самом высоком уровне, общий вектор действий всех ветвей власти в течение последнего года только ухудшил ситуацию. Неопределенность для инвесторов возросла, и фармацевтическая сфера в этом смысле не является исключением. Последовательного воплощения заявленных планов по реформированию фармацевтической промышленности и сферы обращения ЛС не наблюдается. Не хватает «политической воли», на которую в России так принято опираться. Отсутствует комплексный взгляд и взвешенный подход к созданию системы регуляторных мер, не достигнут компромисс по целому ряду принципиальных вопросов в органах власти, отсутствует согласованная позиция представителей фармацевтической отрасли, лоббирующих разные интересы.
• РЕГУЛЯТОРНАЯ МОДЕЛЬ
Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России, считает, что одной из основных проблем развития конкуренции на российском фармацевтическом рынке является то, что не созданы условия для прозрачного и недискриминационного доступа на рынок лекарственных препаратов. В частности, остро стоит вопрос о взаимозаменяемости. Инициированные Минздравом России поправки в федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» предполагают, что биологические ЛС в принципе не могут быть взаимозаменяемыми, а прочие препараты могут считаться таковыми только при доказанной терапевтической эквивалентности по отношению к оригинальным средствам. По мнению ФАС, такая позиция ставит препятствия на пути развития отечественной фармацевтической промышлен-
72 ШР РШЩЦЦМ
МЕНЕДЖМЕНТ
ности, эффективного управления госзакупками и повышения доступности лекарств для населения. Насущной проблемой является также то, что госзакупки по программам лекарственного обеспечения постепенно передаются с федерального на региональный уровень, что сопряжено с увеличением расходов на лекарственное обеспечение. Жесткое административное регулирование цен на ЖНВЛП приводит к вымыванию из обращения дешевых лекарств, а также массовой перерегистрации препаратов в виде незначительно отличающихся новых форм выпуска. В результате цены на фармацевтическом рынке растут, а не снижаются.
Неэффективностью системы ценового регулирования озабочен также Минздрав России. По свидетельству Елены Максимкиной, директора Департамента государственного регулирования обращения лекарственных средств, в министерстве рассматриваются не только различные схемы референтного ценообразования, но и существует готовность вести с компаниями-производителями переговоры по ценам на отдельные препараты с целью повышения их доступности для пациентов. Минздрав, как выяснилось, не меньше, чем антимонопольные органы, озадачен также состоянием конкурентной среды на фармацевтическом рынке. В частности, поднимается проблема рационального территориального размещения аптечных организаций, ставится вопрос о том, какое число аналогичных препаратов и, соответственно, компаний-производителей необходимо для того, чтобы обеспечивалось снижение цен и повышалась доступность лекарств для населения. Поскольку присутствие государства как регулятора для фармацевтического рынка объективно необходимо, то, по мнению Елены Максимкиной, важно найти подход, который бы позволил эффективно функционировать экономическим моделям. В качестве такой модели она видит «работающую конкуренцию», которая, однако, по своим основополагающим характеристикам явно не отвечает специфике фармацевтического рынка. Наряду с несомненной пользой теоретических изысканий, представляется, что при формировании приемлемой ре-гуляторной модели не обойтись без
конструктивного диалога сторон, представляющих разные интересы, с опорой на тщательно изученный международный опыт. При этом согласование позиций Минздрава и антимонопольной службы, имеющих различные сферы компетенций, является важной составляющей этого процесса. Несмотря на разногласия по вопросам взаимозаменяемости и процедурам допуска на рынок, по целому ряду других принципиальных вопросов основные регуляторы имеют общие позиции. В частности, это относится к необходимости гармонизации регуляторных норм с международными отраслевыми стандартами. ФАС, кроме того, выступает за то, чтобы функции надзора и контроля в сфере обращения лекарств были сосредоточены в одном ведомстве. О необходимости создания единого контрольного органа заявил также Сергей Калашников, председатель Комитета по охране здоровья Государственной думы. В целом, однако, системная позиция законодателя по вопросу о том, как должна развиваться регуляторная среда фармацевтического рынка, на конференции не прозвучала, что неудивительно, имея в виду «техническую» роль, которую в настоящее время играет российский парламент как таковой.
• ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ
Дискуссия, состоявшаяся на конференции, относительно эффективных моделей развития бизнеса показала, что быть успешным на российском рынке, не воплощая планы правительства, невозможно. Планы же эти, как известно, наряду с модернизацией, предполагают переход на инновационную модель, причем решение обоих задач планируется осуществить при активном привлечении международного фармацевтического бизнеса. Проблема, однако, заключается в том, что принятые решения не получают своей последовательной реализации и находятся в прямой зависимости от внутренней политической конъюнктуры и конкурентной борьбы властных группировок за сферы влияния, причем как на федеральном, так и региональных уровнях, где реализуются конкретные инвестиционные проекты.
В итоге заявленные планы развития российской фармацевтической отрасли находятся в русле изменений, которые происходят в других странах с формирующимся рынком, в частности в Бразилии. До последнего времени бразильская промышленность активно развивалась прежде всего за счет дженерикового бизнеса. В настоящее время, по мнению Габриелы Гебрин Сизар, старшего директора и главы по внешним RSD-инно-вациям, стратегическому партнерству и глобальным исследованиям в Бразилии и Латинской Америке Pfizer, ставка сделана на инновационной рост. Государство создает инновационную инфраструктуру, привлекает венчурный капитал, способствует реализации совместных проектов зарубежных и локальных компаний, создает условия для эффективной защиты интеллектуальной собственности, поддерживает предпринимательскую инициативу в обществе. Объявлено о планах государственных инвестиций в инновационные компании. Создан национальный банк экономического развития, для которого биотехнология является одним из приоритетных направлений для инвестиций. Инновационные компании получают крупные налоговые льготы. Как и другие локальные производители, в системе госзакупок они получают ценовые преференции в размере 20%.
В России целый ряд вопросов, относящихся к реализуемой стратегии развития фармацевтической промышленности, остается открытым. По утверждению Виктора Дмитриева, гендиректора Ассоциации российских фармацевтических производителей, во многом это связано с несогласованностью решений и действий заинтересованных министерств и ведомств. Не наблюдается также реальной работы созданных координационных советов с участием отраслевых общественных организаций. Петр Родионов, гендиректор «Герофарма», как и другие производители, считает, что государство должно не тянуть время и выполнить взятые на себя обязательства: ввести GMP, определиться с тем, какие препараты и производители могут считаться локальными, обеспечить реально работающие преференции для локальных производителей в системе госзакупок. Значительную проблему он
РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК: В РУСЛЕ ОБЩЕМИРОВЫХ ТРЕНДОВ
РЩЩЦЦМ 73
видит в том, что структура потребления лекарственных препаратов, особенно в региональном аспекте, зависит не от объективной потребности в медикаментозном лечении, а от волеизъявления организаторов тендеров. Во многих регионах структура потребления значительно меняется из года в год, и логичной преемственности часто не наблюдается, что делает невозможным нормальное планирование.
Очевидно, что такая ситуация не будет способствовать улучшению состояния лекарственного обеспечения, особенно в ситуации, когда основные полномочия по госзакупкам передаются на региональный уровень.
Лариса Попович, директор Института здравоохранения Высшей школы экономики при Правительстве РФ, вообще считает, что модернизационный сценарий развития здравоохранения с преимущественным финансированием из региональных бюджетов является нереалистичным из-за их недостаточного наполнения. Уже сейчас у региональных бюджетов существуют невыполненные обязательства в связи с ростом заработной платы в бюджетной сфере. Для решения поставленных в здравоохранении задач, как полагает Лариса Попович, необходимо проведение институциональных реформ, в первую очередь сокращение и уточнение государственных гарантий. Что касается лекарственного обеспечения, то стагнация сегмента федеральной льготы наблюдается в течение уже нескольких лет. По свидетельству Мило-ша Петровича, гендиректора «Рош-Москва», инновационные лекарства, зарегистрированные в 2006—2007 гг., так и не появились на российском рынке, который достаточно дорогой для выведения новых препаратов. В связи с этим, по мнению Данила Блинова, главы российского представительства Pfizer, требуется оптимизация этих затрат в условиях более открытого диалога с регуляторами. Он также считает, что для России характерен низкий уровень мотивированности населения в отношении принятых в мире стандартов использования лекарственных препаратов. Ввиду этого, помимо взаимодействия с врачебным сообществом, необходимо, учитывая стратегические цели, заниматься просвещением населения в области меди-
цины и инвестировать в новые поколения.
• ДЖЕНЕРИКОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ
Социальные цели деятельности и ори-гинаторов, и дженериковых компаний в конечном итоге состоят в том, чтобы обеспечить новые возможности и доступность лекарственной терапии. Беата Степниевска, и. о. гендиректора и директор по регуляторным вопросам European Generic Assotiation, утверждает, что без дженериков ни одна национальная система здравоохранения не может добиться необходимой финансовой устойчивости, особенно при сокращении расходов на здравоохранение и лекарственное обеспечение, которое в условиях экономического кризиса наблюдается во многих странах Европы. Специфику дженериковых рынков различных стран определяют особенности национальных систем возмещения, ценового регулирования, выписки и распределения лекарств. Независимо от этих особенностей, в настоящее время во всех странах наблюдается сильное давление на цены со стороны государства, что при отсутствии роста объемов спроса в натуральном выражении ведет к неустойчивости рынков.
По мнению Беаты Степниевской, перед национальными системами здравоохранения, в т. ч. и России, стоит задача сформировать взвешенную регулятор-ную модель, которая бы не только решала текущие проблемы, но и поддерживала конкуренцию и обеспечивала развитие дженерикового сектора фармацевтической промышленности в долгосрочной перспективе. При этом необходимо учитывать национальную специфику системы здравоохранения, а также мыслить стратегически и с учетом того, что происходит на международном рынке. Кроме того, принципиальным является достижение разумного баланса между использованием мер защиты интеллектуальной собственности и доступом на рынок воспроизведенных препаратов. Тем более что пик выхода из-под патентной защиты оригинальных препаратов пришелся на 2012—2013 гг., а далее вплоть до 2020 г. число молекул, у которых истекает срок действия патентов, будет быстро сокращаться и, соот-
ветственно, возможности дженерико-вых компаний по освоению новых продуктовых рынков будут отнюдь не столь широкими, как в предыдущие годы. О необходимости взвешенных решений беспокоятся все участники рынка, но особенно российские производители, для которых позиция Минздрава по биоаналогам и взаимозаменяемости создает серьезные риски. Дмитрий Ефимов, старший вице-президент STADA по России, СНГ и странам Юго-Восточной Европы, гендиректор «Нижфарма», считает, что поставки дженериков на российский рынок должны быть прерогативой локальных производителей, которым необходимо обеспечить гарантированный сбыт. В настоящее время на мировом рынке на фоне регуляторных ужесточений и роста конкуренции наблюдается снижение рентабельности джене-рикового бизнеса. Дженериковые компании идут по пути диверсификации и освоения новых для себя направлений: занимаются улучшающими инновациями (прежде всего на базе известных оригинальных препаратов), осваивают ОТС и другие новые для себя рынки. Виден новый этап развития дженериково-го бизнеса, который ранее был в основном ориентирован на возмещаемый рецептурный сегмент.
• ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Права интеллектуальной собственности и их защита являются одним из ключевых факторов развития фармацевтического рынка, конкурентной борьбы между оригинаторами и дженериковыми компаниями. С точки зрения Кристофера Данглера, директора по правовым вопросам STADA, в последнее десятилетие как в США, так и в ЕС наблюдается рост числа патентных споров. Возрастает также число мировых соглашений по этим спорам, которые в значительной степени сопряжены с задержкой вывода на рынок дженериковых препаратов. Ев-рокомиссия занимается мониторингом мировых соглашений, поскольку их последствия ведут к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителей на доступность медикаментозного лечения. Условия мировых соглашений обычно оказываются следующими: ком-
74 ШР РШЩЦЦМ
МЕНЕДЖМЕНТ
пании отзывают иски, патенты остаются в силе, вывод на рынок дженериков задерживается, дженериковые компании получают ту или иную компенсацию. По свидетельству Андрея Зеленина, партнера Lidings, увеличение числа патентных споров в настоящее время наблюдается также и в России, что неудивительно, имея в виду активизацию стратегии импортозамещения, реализуемую отечественными компаниями. В подавляющем большинстве иски исходят от производителей оригинальных препаратов, значительно реже — от производителей дженериков. В половине случаев достигается мировое соглашение. Судебные решения распределяются в пользу оригинаторов и джене-риковых производителей примерно пополам. В основной части исков фигурирует требование пресечения нарушения без просьбы возмещения убытка, на которое в России трудно рассчитывать.
Лариса Матвеева, директор по правовым вопросам группы компаний «Но-вартис» в России, утверждает, что если препарат зарегистрирован, то реально предотвратить его обращение, даже при наличии патентной защиты, уже невозможно. Придется обращаться в суд, который, как показывает практика (компания в недавнем времени столкнулась с проблемой нарушения патентных прав на Иматиниб), может состояться не раньше чем через два года. Необходимо действовать «на предотвращение», т. е. вмешиваться в ситуацию еще на этапе процедуры регистрации. В связи с этим возрастает значение режима эксклюзивности данных доклинических и клинических исследований — нового инструмента защиты рынков, введенного в России после вступления в ВТО 22 августа 2012 г. Важно, чтобы суды использовали обеспечительные меры, гарантирующие возможность реализации исковых требований или сохранение существующего положения до вынесения решения суда. Способствовать эффективности судебных процессов должно также то, что с июля 2013 г. в России начинает действовать суд по интеллектуальным правам. До начала действия в России режима эксклюзивности данных действующий патент на оригинальный препарат не являлся препятствием для проведения
испытаний и регистрации дженериков, поскольку эти действия квалифицировались как научные исследования. С 22 августа 2012 г. на использование информации, фигурирующей в досье на оригинальный препарат, должно быть получено разрешение от компании-разработчика (если не истек 6-летний срок со времени регистрации). По рассуждению Галины Секаревой, руководителя юридического отдела ЗАО «Биокад», данные о доклинических и клинических испытаниях не обладают признаками объектов интеллектуальной собственности, соответственно, при нарушении режима эксклюзивности не возникает ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности. Возможен только отказ от регистрации воспроизведенного препарата со стороны регулятора. В то же время действующая норма федерального закона «Об обращении лекарственных средств» прописана недостаточно для ее внятного толкования (была внесена в закон формально и в спешном порядке как необходимое требование для вступления в ВТО). В частности, спорным является вопрос о том, следует ли применять данную норму для тех препаратов, регистрация которых была инициирована до 22 августа 2012 г., но не была завершена к этому сроку.
ДИСТРИБЬЮЦИЯ
В связи с кризисной ситуацией в мировой экономике проблемы испытывают не только компании-производители, но и сеть дистрибьюции. Сдерживание затрат на здравоохранение и, соответственно, на лекарственное обеспечение сказалось на снижении рентабельности дистрибьюторских компаний и розничных аптек. По свидетельству Александра Крайтцера, главы по управлению каналами продвижения Шуагй^ в дистрибьюторском секторе Европы активизировался процесс вертикальной интеграции, наблюдается консолидация дистрибьюторского бизнеса, панъевропейская и глобальная экспансия крупнейших компаний. Осваивая новые для себя рынки, дистрибьюторские компании должны учитывать национальные особенности. О серьезных различиях, например, рынков стран Восточной Ев-
ропы свидетельствует значительное варьирование средней дистрибьюторской маржи: от 30% в Румынии и 22% в Хорватии до 4% в Чехии (средний показатель 8%).
По словам Пера Троена, вице-президента подразделения глобальной дис-трибьюции IMS Health, дистрибьюторские компании находятся под прессингом различных сил. Они испытывают «синдром сэндвича», когда на них оказывают давление и компании-производители, и аптеки, требующие скидок. В условиях рыночной стагнации расширяются прямые поставки компаний-производителей (причем не только в госпитали, но и в аптеки). Для того чтобы развиваться, дистрибьюторы вынуждены формировать дифференцированные бизнес-модели для различных сегментов и национальных рынков. В России активные процессы вертикальной интеграции дистрибьюторских компаний в аптечный сектор и производство начались раньше, чем в Европе (по причине, в частности, отсутствия законодательных ограничений по развитию аптечных сетей). В дистрибьюторском же бизнесе как таковом четко прослеживается тенденция развития формата логистического оператора. В настоящее время, по утверждению Дмитрия Ледянкина, исполнительного директора управляющей компании «Сантэнс Логистик Груп», клиентами логистических операторов являются не только производители, но и крупнейшие дистрибьюторские компании. В прошлом системные функции на российском рынке выполняли дистрибьюторы, ныне центральную роль играют производители. В то же время, по мнению Вадима Музяева, президента ОАО «ПРОТЕК», в России еще долгое время будут актуальны именно дистрибьюторские компании, а не логистические операторы, поскольку со стороны производителей продолжают быть востребованными дополнительные услуги, включая информационное обеспечение, комплекс продвижения в аптечном сегменте, аренду медрепов и пр. При этом совершенно очевидно, что основным источником доходов для дистрибьюторского бизнеса является маржа, в то время как оплата сервисов имеет относительно небольшое значение.
РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК: В РУСЛЕ ОБЩЕМИРОВЫХ ТРЕНДОВ
рщщиим 75
Порог вхождения в сектор дистрибью-ции в последние годы существенно вырос. Прежде всего это определяется снижением рентабельности дистрибьюторского бизнеса, достигшей 8,5%. В значительной степени это снижение лежит на совести компаний-производителей, которые формируют планы по росту своих продаж в темпах, значительно превышающих темпы роста всего рынка. Пытаясь стимулировать спрос и сбыть свою продукцию, они идут на снижение цен, что приводит к нездоровой конкуренции и снижению доходности торговых операций. Вадим Музяев предлагает ввести единые входные цены для близких по масштабам дистрибьюторов, в которые уже заложены скидки. По его мнению, это должно способствовать нормализации ситуации и возможности цивилизованного планирования.
• АПТЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ
В Европе большинство аптек остается независимыми, во многих странах продолжают существовать запреты на развитие аптечных сетей и действуют те или иные ограничения по открытию новых аптек. Вердикт Европейского суда таков, что организация системы здравоохранения и, соответственно, аптечного сектора является прерогативой каждого из государств, поэтому полной унификации в регулировании аптечного рынка не наблюдается. Тем временем, независимо от национальной специфики, аптечный сектор в Европе в настоящее время испытывает проблемы в связи со снижением доходности. Давление на цены в системе возмещения приводит к тому, что цены в сегменте препаратов, вышедших из-под патентной защиты, снижаются. Конкуренцию аптекам составляет госпитальный сектор, чья доля в объемах продаж патентованных препаратов демонстрирует тенденцию к увеличению. Продолжается процесс либерализации торговли ОТС-ле-карствами, когда право на торговлю ими получают супермаркеты. Доходы аптечного сектора в условиях продолжающегося кризиса сокращаются, в то время как уровень расходов сохраняется. Выход из ситуации лежит на пути получения скидок и максимизации продаж. Значительный резерв имеется для
развития дополнительных сервисов и сокращения затрат.
В отличие от европейского рынка, в России территориальное размещение аптек не регламентируется, нет запретов на развитие аптечных сетей, которые в результате являются основными игроками, задающими направления развития конкуренции. Несмотря на то что доля лидирующих компаний пока почти не меняется, концентрация в аптечном секторе в целом постепенно возрастает. По мнению Александра Филиппова, гендиректора сети «Ригла», уровень конкуренции в российском аптечном секторе в целом еще достаточно низкий, но в ближайшие годы он будет только возрастать. Конкурировать сети будут не только за места размещения аптек и персонал, но и в сфере ГГ и маркетинговых решений. Рынок будет развиваться в условиях ограниченной рентабельности, при этом ни в государственном регулировании, ни в налогообложении послаблений ожидать не приходится. Крупные сети уже перешли на общий принцип налогообложения по НДФЛ, для всех остальных эти изменения еще впереди. Пока на рынке низкий уровень концентрации, нет явного лидера. Неочевидна также бизнес-модель, которая бы в перспективе могла успешно тиражироваться и обеспечить лидерство. Хотя еще продолжается рост «мыльных пузырей», не обеспечивающих рентабельность, все более важное значение приобретает фактор производительности труда и эффективности в расчете на квадратный метр используемых площадей. По словам Александра Филиппова, в течение 2—3 лет тот, кто накопит достаточно ресурсов, создаст значительный потенциал для развития, внедрит наиболее эффективные бизнес-модели, тот и станет лидером.
Составляющими эффективных конкурентных стратегий, реализуемых аптечными сетями, по свидетельству Андрея Гусева, гендиректора розничной сети «А5», являются органический рост, слияния и поглощения, мультиформат-ность, в т. ч. развитие формата дискаун-тера, собственной торговой марки, маркетинговых услуг для производителей, программ лояльности, франчайзинга, собственных логистических сервисов и централизованных закупок,
унифицированной организационной структуры, интернет-торговли. Однако возможности для создания абсолютного лидера на российском рынке он видит в реализации концепции рывка, предполагающей слияние крупных игроков. В качестве такой перспективы он обозначил объединение «А3» и «36,6».
Крупные сети не только конкурируют между собой, но и при освоении региональных рынков часто имеют дело с сильными локальными игроками. Региональные сети следят за тем, что делают федеральные, и быстро внедряют инновации. Они имеют возможность быстро принимать решения, что является несомненным конкурентным преимуществом. Как и федеральные сети, снижение маржи они компенсируют предоставлением маркетинговых услуг для производителей. Им сложнее конкурировать с федералами, которые входят в регионы через аптеки-дискаунтеры, однако возможности для развития данного формата всегда ограничены численностью населения конкретных городов. Специфика работы аптечной розницы в России определяется тем, что она играет важную роль в продвижении фармацевтической продукции. Это определяется, с одной стороны, неразвитостью системы возмещения, с другой — ограничением контактов фармацевтических компаний с врачами. На рынке представлено большое число синонимичных и аналогичных препаратов, и сейчас во многом именно розница определяет, какой ассортимент реально будет представлен в системе продаж. Аптечные сети оптимизируют ассортимент внутри МНН и фар-макотерапевтических групп, развивают технологии приоритетных продаж. Профессиональные консультации пациентов рассматриваются в качестве основного ресурса увеличения продаж и поддерживаются системой мотивации первостоль-ников (при необходимой ГГ-поддержке). Влияние аптечных сетей на российском рынке все больше усиливается. Не вызывает сомнения, что это положение дел привлечет внимание регуляторов (в частности, ФАС), которые пока в основном озабочены взаимоотношениями фармацевтических компаний с медицинским сообществом.
Ф