Е.О. ТРОФИМОВА, Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия
«Новая реальность»
российского фармрынка
14 1б1201б| РЕМШШМ
Российский фармацевтический форум — 2016 (26-я конференция Адама Смита), прошедший 17—18 мая в Санкт-Петербурге, продемонстрировал укрепление конкурентных позиций российских игроков.
Цены на нефть держатся на низком уровне, экономический кризис в России продолжает развиваться, страна по-прежнему находится под санкциями, и в соответствии с большинством прогнозов впереди ее ждет несколько лет стагнации. «Новая реальность» постепенно распространяется и на фармацевтический рынок, стимулируя рост конкуренции. Отечественные фармацевтические компании, поддерживаемые государством, активно осваивают внутренний рынок за счет импорто-замещения. Международные компании, несмотря на усиливающееся давление, готовы проявлять гибкость и адаптироваться к новым реалиям, развивая партнерские отношения с российскими производителями. В ситуации структурного кризиса фармацевтическая отрасль рассматривается правительством в качестве одной из перспективных точек роста экономики.
• СПОСОБ ВЫЖИТЬ
Россия оказалась в новой политической и экономической реальности, требующей запуска новых механизмов развития. По выражению старшего партнера Macro-Advisory Ltd Криса Вифера, локализация и импортозамещение стали новой мантрой российского правительства. Он считает, что, развивая это направление, целесообразно сохранять приверженность опыту западных стран и рассматривать поворот России в сторону Азии как стратегию диверсификации, а не полную смену парадигмы. Пер Кристиан Хонг, управляющий партнер, руководитель региона Россия и СНГ AT. Kearney, отметил, что сокращение бюджетных расходов подстегивает протекционизм и более жесткое регу-
лирование рынка со стороны государства. Он рекомендовал международным компаниям в текущей ситуации смягчать противостояние России с западным миром и лоббировать изменения, которые бы способствовали привлечению новых прямых иностранных инвестиций.
Джайлс Платфорд (президент, развивающиеся рынки, Takeda Pharmaceuticals) считает, что развивающиеся рынки, на которых наблюдается циклический спад, сохраняют свою привлекательность для международных фармацевтических компаний. В частности, прогноз роста по этим рынкам более высокий, чем для развитых стран. Платфорд распространил свои выводы и на Россию, одновременно показав, что по уровню государственных расходов на здравоохранение по отношению к ВВП Россия на сегодняшний день находится в арьергарде стран с формирующимся рынком. Общим трендом для всех этих стран, включая Россию, является локализация производства и R&D, реформирование системы здравоохранения, регуляторное давление на цены, постепенное установление контроля над выпиской препаратов.
Международные компании — члены AIPM за 5 последних лет инвестировали в развитие локальной фармацевтической промышленности порядка 2 млрд долл. Однако с тех пор, как были приняты решения об инвестициях, ситуация в значительной степени изменилась. По заявлению Наиры Адамян, генерального директора «Санофи» в России и председателя совета директоров AIPM, дальнейшие инвестиции требуют стабильной регуляторной среды и более широкого использования стимулирующих, а не ограничивающих мер в отно-
шении инвесторов. В качестве таких инструментов международные компании хотели бы видеть, в частности, специальные инвестиционные контракты, которые бы учитывали уже сделанные компаниями инвестиции.
Иностранные компании видят проблемы в том, что в России затягиваются как сроки строительства, так и время регистрации препаратов. Помимо этого, в последние годы остро встал вопрос защиты интеллектуальной собственности. Нормативно-правовая среда и правоприменительная практика слабо учитывают объективные факторы, не сбалансированы требования к глубине локализации. Перенос производства в Россию не всегда является осуществимым по технологическим причинам и оправданным с экономической точки зрения. Обстановка на российском рынке непростая, но остается много возможностей. Международные компании диверсифицируют риски, находят для себя способ выжить, полагая, что Россия остается для них стратегически важным рынком.
• ПОИСК БАЛАНСА
Основной месседж международных компаний состоит в том, что нельзя делить фармацевтическую отрасль на иностранную и местную. В этой связи Сергей Цыб, заместитель министра промышленности и торговли РФ, в очередной раз дал иностранным компаниям позитивный «сигнал», заявив, что происхождение капитала, инвестированного в фармацевтическое производство, не должно влиять на статус локального производителя. Несмотря на это, в дальнейшем ключевую роль в госзакупках будет играть глубина локализации, и вслед за правилом «третий лишний» министерство будет настаивать на введении преференций для производителей субстанций.
«НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА
По заявлению Сергея Цыба, в сфере производства локальная промышленность уже сформировала необходимые компетенции, и первый этап реализации стратегии «Фарма-2020» фактически пройден. За пять последних лет открыто 25 новых заводов. Активно идет процесс инспектирования производств, начаты проверки иностранных площадок. Однако общее целеполагание стратегии не меняется, и по-прежнему на повестке дня стоят задачи развития сферы R&D. Важным инструментом, который может быть использован для привлечения инвесторов и стимуляции инноваций, являются специальные инвестиционные контракты (СПИК). Внесены изменения в Налоговый кодекс, которые вводят льготы по налогу на прибыль для инвесторов. Разрабатываются поправки в №44-ФЗ, предполагающие дополнительные преференции в виде гарантированных закупок произведенных лекарственных препаратов (предположительно в размере 30% от мощности производства). Позиция Минпромторга такова, что условием заключения СПИК должна быть локализация полного цикла производства.
Тимофей Нижегородцев, начальник управления социальной сферы и торговли ФАС, считает, что СПИК как институт должны использоваться только в отношении инновационных препаратов и только в период действия патентной защиты. На тех рынках, где уже есть препараты, СПИК заключаться не должны. В качестве альтернативного варианта доступа на рынок патентованных препаратов зарубежного производства ФАС рассматривает вопрос заключения долгосрочных контрактов о поставках. Введение преференций для производителей субстанций не должно приводить к снижению эффективности закупок. Тимофей Нижегородцев подчеркнул, что режим преференций не должен исключать конкуренции, поэтому закупки у единственного поставщика могут использоваться только в исключительных случаях. В настоящее время ФАС работает над выработкой критериев, позволяющих определить, на каких рынках этот способ закупок может применяться. Снижения цен всегда следует добиваться прежде всего в результате механизмов конкуренции. Воспроизведенные препа-
раты обеспечивают только один вид преимуществ — по цене, что необходимо учитывать в системе государственного регулирования. В сфере регулирования цен, согласно позиции ФАС, следует уходить от анализа издержек и ориентироваться на цены, которые предлагают наиболее эффективные производители. Все остальные участники рынка должны под них подстраиваться. Тимофей Нижегородцев полагает, что нужно искать баланс между локализацией производства зарубежных препаратов и необходимостью обеспечения национальной безопасности и двигаться от «локализации» к «импортозамеще-нию». В его понимании это означает строительство и развитие производства иностранных компаний в партнерстве с российскими. Он также считает, что преференциальный режим должен действовать ограниченно, особенно имея в виду то, что иностранные компании в локализации никак не хотят выйти за рамки упаковки своих препаратов.
• СТАВКА НА ПАРТНЕРСТВО
Высказанная позиция ФАС отражает новый тренд в проводимой политике в сфере локализации. В аналогичном ключе прозвучало также выступление председателя совета директоров «Р-Фарм», президента «Деловой России» Алексея Репика, который считает, что фармацевтическая отрасль стала новым большим государственным приоритетом, и стратегия в отношении нее меняется. Если поначалу представлялось достаточным, чтобы иностранные компании построили свои заводы и создали рабочие места, то теперь ставится вопрос о стратегическом партнерстве и обмене лучшими практиками и экспертизой. По мнению Алексея Репика, иностранные компании должны ответить себе на вопрос, собираются ли они сделать ставку на Россию и российских партнеров. Цель состоит не только в освоении внутреннего рынка, но и выходе на внешний рынок, что является амбициозной, но реальной задачей. У российских компаний есть шанс для того, чтобы войти в число значимых для мирового рынка компаний, однако для этого должны быть созданы условия и получена поддержка со стороны государства.
PEMfDUUM 1б1201б1 15
Старший вице-президент по России, СНГ и странам Юго-Восточной Европы STADA Arzneimittel AG, генеральный директор АО «Нижфарм» Дмитрий Ефимов назвал ключевые отраслевые проблемы, решение которых может существенным образом улучшить инвестиционный климат. Среди них - устранение регуляторных барьеров на пути контрактного производства, прозрачная и предсказуемая система ценообразования, установление реального контроля соблюдения правил GMP, меры по поддержке экспорта.
О намерении выхода на внешний рынок было заявлено целым рядом российских производителей, причем речь идет прежде всего о конкуренции по издержкам в отношении воспроизведенных препаратов. Вести собственные разработки при необходимости больших вложений и без ясной перспективы выхода на международный рынок компаниям сложно. Возможности внутреннего рынка — на фоне экономического кризиса — все больше сжимаются. Импортозамещение в этой ситуации является наиболее реалистичной стратегией. По заявлению Михаила Некрасова, генерального директора «Нанолек», в настоящее время для сферы госзакупок компании выгоднее производить препараты иностранных производителей, а не собственные. Половина коммерческого успеха «Нано-лек» обеспечена сотрудничеством с иностранными производителями. В настоящее время компания поменяла тактику и приостановила регистрацию части своих собственных биотехнологических разработок.
По общему мнению, санкции прямо не коснулись фармацевтических компаний, кроме некоторых проблем, которые возникли с ввозом оборудования двойного назначения. В то же время общие проблемы с падением курса рубля и высокой стоимостью кредитных ресурсов в полной мере затронули и фармацевтический бизнес. Виктор Дмитриев, генеральный директор АРФП, заявил о том, что не следует впадать в крайности и считать, что все удастся сделать самим. Ждать появления оборудования для фармацевтической промышленности собственного производства в настоящее время не приходится, субстанции также в основном придется закупать за рубе-
ТРЕНДЫ И БРЕНДЫ
16 В 612016 В РЕМШШМ
жом. Денис Швецов, генеральный директор ОАО «Биохимик», считает, что идея полной независимости российской фармацевтической отрасли несколько утопична, поскольку независимость возникает только на пути создания инноваций.
Производственные компании в России действуют во все усложняющейся регу-ляторной среде, в которой много противоречий. Проблему составляют несогласованные действия регуляторов. В составе ЕАЭС Россия является единственной страной, где функции управления отраслью не централизованы. Вопросы вызывает предполагаемая к внедрению трехступенчатая схема торгов (преференции для производителей субстанций — правило «третий лишний» — 15%-ные ценовые преференции), которая будет являться крайне сложной с точки зрения ее администрирования. Значительную проблему представляет также замораживание цен на дешевые препараты, которые составляют 80% всего объема отечественного производства. Компании не видят перспектив для введения мер по субсидированию производства дешевых лекарств, поскольку неясны условия предоставления таких субсидий. В то же время другие виды субсидий, в частности на возмещение части затрат на разработку лекарственных препаратов и организацию производства субстанций, приветствуются и востребованы.
• ИНВЕСТИЦИИ В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ
Вадим Мурзяев, президент АО «Протек», заявил о том, что в условиях затяжного экономического кризиса дистрибьюторы, как и в 90-е гг., стали вновь играть ключевую роль на рынке, выполняя функции финансового буфера. Рынок падает, и конкуренция обостряется во всех секторах рынка. В этой ситуации при наличии такой возможности необходимо осуществлять инвестиции. Они являются вложениями в потенциал опережающего роста компаний, который будет реализован в период начала роста всей экономики.
Инвестициями в настоящее время следует заниматься не только бизнесу, но и государству. По свидетельству Дэвида Стаклера, профессора политической экономии и социологии Оксфордского
университета, в условиях экономического кризиса необходимо увеличивать расходы на здравоохранение, а не сокращать их. Недавний опыт европейских стран является этому подтверждением. Так, в Греции на фоне экономического кризиса и введения мер жесткой экономии бюджетных средств (как условия получения финансовой поддержки ЕС) были значительно сокращены расходы в системе здравоохранения (в частности, расходы на лекарства в период с 2009 по 2012 г. сократились на 32%). В Исландии, чья экономика также оказалась в глубоком кризисе, правительство пошло по другому пути и, напротив, увеличило инвестиции в социальную сферу. В результате в Греции наблюдался заметный рост младенческой смертности, заболеваемости ВИЧ, числа суицидов и пр., что внесло свой вклад в сокращение ВВП. В Исландии демографические показатели и показатели здоровья населения оставались стабильными, что позитивно отразилось на восстановлении экономики. В России, как следовало из комментариев Елены Максимкиной, директора департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий, идея лекарственного страхования продолжает продвигаться. Предполагается полный охват населения, но по ограниченному перечню лекарственных препаратов. На этапе запуска программы необходимо решить проблемы взаимозаменяемости, ценообразования, назначения лекарств в соответствии с клиническими руководствами. В период 2016—2020 гг. планируется реализация пилотных проектов, поддержанных правительством, в 2020— 2025 гг. — широкое внедрение их результатов. В рамках пилотов планируется отрабатывать механизмы и подходы к организации возмещаемого лекарственного обеспечения, включая установление референтных цен и определение процента соплатежей. Пилотные проекты будут осуществляться с участием ФОМС. Их реализация потребует внесения изменений в законодательство в отношении закупок включенных в пилоты препаратов.
Тимофей Нижегородцев считает, что разработанную модель лекарственного обеспечения следует иметь еще до начала реализации пилотных проектов. Не-
обходимо посчитать, сколько будет стоить работа этой системы, сколько необходимо инвестировать в ее создание. По мнению Тимофея Нижегородцева, система, рассчитанная на то, что потребители в рамках МНН смогут выбирать конкретные препараты и доплачивать до цены возмещения, будет иметь высокие инфраструктурные издержки. Кроме того, такая система будет побуждать компании заниматься активным продвижением, что по отношению к воспроизведенным препаратам нельзя считать оправданным. По его мнению, необходимо разработать наиболее дешевую, просто управляемую модель лекарственного обеспечения. Этого можно достичь в том случае, если для лекарственных средств, вышедших из-под патентной защиты, возмещаться будет стоимость исключительно дженериков, причем без всяких со-платежей со стороны населения. Пилотный проект, который планируется запустить в 2016 г. в нескольких регионах, связан с частичным возмещением стоимости амбулаторной лекарственной терапии пациентов, перенесших коронарное стентирование. Проект имеет большое социально-экономическое значение, поскольку смертность пациентов, пренебрегающих вторичной профилактикой, очень высока. Необходимым условием реализации такого проекта является наличие кардиорегистров, в которые должны попадать все пациенты с острыми сердечно-сосудистыми патологиями сразу после постановки диагноза. Такой регистр, профинансированный территориальным фондом ОМС, создан, в частности, в С.-Петербурге. Внедренная в систему ОМС схема оперативного лечения больных с острым коронарным синдромом показала свою высокую эффективность. Однако показатели смертности перестали снижаться. Проект по возмещению лекарственной терапии на амбулаторном этапе будет следующим шагом в сторону повышения эффективности проводимых вмешательств и использования средств ОМС. По свидетельству Елены Максимкиной, в реализации проекта будет использовано частичное возмещение стоимости лекарств. Это должно сделать лекарства более доступными и стимулировать пациентов, склонных экономить на своем здоровье, к продолжению лечения. В то
«НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА
РШШ1ШМ|612016| 17
же время частичная оплата за счет собственных средств, как демонстрирует опыт других стран, дисциплинирует пациентов и заставляет их больше ценить те возможности, которые предоставляет система лекарственного возмещения.
• О «НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ» И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВАХ
Подводя итоги прошедшей конференции, которая традиционно является одной из наиболее важных для отрасли, можно сделать очевидный вывод, что ситуация на российском фармацевтическом рынке значительно ухудшилась. «Новая реальность» российской экономики не могла обойти стороной сферу здравоохранения и фармацевтический рынок. В результате повестка дня конференции носила во многом прагматичный характер, политкорректности при обсуждении острых вопросов стало значительно меньше.
В 2015 г. дополнительное антикризисное финансирование госзакупок позволило в значительной степени скорректировать ситуацию в возмещаемом секторе рынка. На фоне роста цен готовность потратить на лекарства больше, чем в предыдущем году, обнаружило также население. Однако спрос снизился, и в условиях затяжного экономического кризиса он и дальше будет сокращаться. Реальные доходы населения и бюджета в 2016 г. продолжают падать, что заставляет все стороны переходить в режим жесткой экономии. В частности, это видно на примере обсуждаемого проекта по лекарственному обеспечению пациентов, перенесших коронарное стентиро-вание. Ранее ставился вопрос о том, чтобы достаточно быстро распространить эту программу на всю страну, сейчас речь идет о реализации проекта только в отдельных регионах, причем вопрос о финансировании пока так и не решен. «Новая реальность» сказалась на значительном обострении конкуренции. Предыдущий год ознаменовался значительным усилением рыночных позиций российских производственных компаний, что особенно проявилось в сегменте федеральной программы «7 нозологий». Во многом изменились «правила игры», когда конкуренция в системе госзакупок стала носить откровенно агрессивный
характер. Отечественные компании успешно борются за рынок, используя слабость охраны интеллектуальной собственности, административные и политические рычаги. Протекционисткая политика государства усиливается, меняется ранее принятая парадигма локализации. Международные компании испытывают ограничения с точки зрения доступа на рынок и все больше ориентируются на развитие партнерских отношений с российскими компаниями. Оказавшись одной из немногих растущих отраслей промышленности, фармацевтическая отрасль отдает все больше «командных высот» пресловутому российскому «госкапитализму».
При общем падении инвестиций в российской экономике фармацевтическая промышленность демонстрирует рост инвестиций, чему способствует и господдержка, и значительный потенциал рынка для импортозамещения. Ведущие российские компании стараются делать ставку не только на внутренний, но и на внешний рынок. Государство, кровно заинтересованное в оживлении экономики, обещает поддержку экспортной деятельности, хотя до сих пор не сделано для этого главного — не создана гармонизированная с международными требованиями регуляторная система. Работа в этом направлении, при всех издержках, в последнее время ускорилась. Напрашивается вывод, что российская система управления в настоящее время пытается перейти в нестабильный, кризисный режим работы. Как убедительно показано в известной книге А.П. Прохорова1, это позволяет решать проблемы, которые невозможно решить тогда, когда система пребывает в стабильной, застойной фазе. Отличием российской системы управления является исторически обусловленная высокая степень централизации и подавления конкуренции. На первый взгляд, в кризисной фазе система подавляет конкуренцию так же, как и в стабильной. Однако это справедливо только в отношении классического понимания конкуренции как борьбы независимых хозяйствующих субъектов в условиях рынка. В действительности система переходит в агрессивно-конкурентный режим борьбы, но не за конечного потребителя, а за цен-
1 Прохоров А.П. Русская модель управления. М.: Эксмо, 2006. 384 с.
трализованно распределяемые ресурсы. Нечто подобное происходит и сейчас, и пример фармацевтической отрасли это подтверждает. На только что прошедшем петербургском экономическом форуме первым лицом государства было объявлено о том, что в ближайшее время будет создан совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам, который будет работать совсем не так, как вся российская бюрократическая система. Фарминдустрия была названа в числе тех отраслей, на которые делается ставка с точки зрения достижения цели структурных изменений в экономике. В этой связи предприятия отрасли должны получить приоритетный доступ к финансовым ресурсам, прежде всего через институты развития (Внешэкономбанк, Фонд развития промышленности и др.). Все это свидетельствует о том, что на современном этапе российская фармацевтическая отрасль демонстрирует высокую конкурентоспособность в отношении централизованно распределяемых ресурсов. Конкурентная борьба в классическом понимании в конечном итоге также приводит к перераспределению ресурсов, однако оно отсрочено во времени, поскольку происходит уже по полученным конечным результатам и связано с действием рыночных механизмов. В российской модели управления, когда она работает в мобилизационном режиме, все происходит значительно быстрее, и достигнутый эффект может быть впечатляющим. Однако этот механизм не исключает и даже предполагает значительную вероятность ошибок. Кроме того, результат может достаться слишком дорогой ценой. В связи с этим крайне важным является «культивирование» во внутриотраслевой среде конкурентных отношений. Это является необходимым условием не только эффективного развития российской фармацевтической отрасли, но и решения задачи охраны здоровья людей. Важно также понимать, что в этом случае конкуренция должна вестись не за административные и прочие ресурсы, а за наиболее полное удовлетворение потребности населения и системы здравоохранения в эффективных, безопасных, качественных и доступных лекарствах.