Мария ДЕНИСОВА, д.ф.н. IMS, Елена ВОЛЬСКАЯ, к.и.н., ММА им. И.М.Сеченова
РОССИЙСКИЙ ФАРМРЫНОК 2008: ЭСКИЗ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИНТЕРЬЕРЕ
Участники российского фармацевтического рынка встретили 2008 г. в приподнятом настроении. В 2005—2007 гг.1 лекарственный рынок показал небывалый прирост (в среднем + 31% за год), его устойчивая тенденция позволяла обоснованно надеяться на дальнейший рост продаж и планировать деятельность компаний с учетом позитивных прогнозов. Иностранные партнеры выказывали высокую заинтересованность в работе на российском фармрынке, занявшем уверенную позицию привлекательного и многообещающего для инвесторов сектора БРИК. Это было тем более заметно на фоне проблем основных мировых фармрынков. Замедление темпов роста, ожидаемое снижение числа блокбастеров в ближайшие пять лет, давление государственной системы регулирования заставили оглядеться в поисках новых перспективных рынков сбыта даже самых успешных великанов фармбизнеса.
Первое полугодие 2008 г. оправдало радужные ожидания. На фоне роста ВВП и относительного увеличения доходов населения, а также специфических для фармрынка факторов, в первую очередь высокой потребности в лекарственной терапии, рынок продолжал развиваться, население постепенно переводило свои предпочтения на более дорогие лекарственные средства (ЛС). Продолжала функционировать система ДЛО, внесшая весьма заметный вклад в лекарственное обеспечение граждан, в том числе дорогостоящими препаратами. Относительное спокойствие и стабильность на экономической платформе способствовали поступательному развитию в других сферах фарм-рынка. Так, продолжался рост исследовательского сегмента фармотрас-ли. Одним из ключевых индикаторов в данной сфере является количество международных мультицентровых клинических исследований
✓
(ММКИ). По данным «Оранжевой книги»2 за первые 6 месяцев 2008 г. Рос-здравнадзор выдал 187 разрешений на проведение на территории России ММКИ, что на 25% больше, чем в I полугодии предыдущего года. Активно заработала Ассоциация организаций по клиническим исследованиям (АО-КИ), объединившая ведущих субъектов данной сферы. Ее усилиям рынок клинических исследований обязан снижению таможенного НДС на ЛС, предназначенные для проведения клинических исследований до 10%.
Среди значимых явлений в интеллектуальной сфере фармрынка следует отметить усилия по гармонизации российского нормативного базиса с общеевропейскими нормами. Это направление развивали общественные органи-
1 Здесь и далее приросты по рынку даны в долларовом исчислении, в ценах конечного потребления.
2 «Клинические исследования в России. Оранжевая книга. Итоги 2008», составитель Synergy Research Group.
ШИН
The article describes how the processes on the global pharmaceutical arena determined the key trends of the national pharmaceutical market in 2008. The Russian drug market performance is analysed against the general macroeconomic background. There were some changes in the intellectual environment of the pharmaceutical market. The article also reviews the following aspects: hospital purchases and the commercial segment; changes in the top lists of companies and medicines; specific trends on the regional markets and consumer buying preferences; comparative study of the growth rates demonstrated by the biggest pharmaceutical companies and their product portfolios. Maria DENISOVA, Pharm. D., IMS, Elena VOLSKAYA, Ph.D., I.M. Sechenov Moscow Medical Academy.
A PICTURE OF THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET AGAINST THE GLOBAL FRAMEWORK IN 2008.
зации и отдельные участники рынка. Инициатива «Фармсодружество» объединила профессионалов фармрынка государств СНГ, обеспечила площадку для обмена мнениями и дискуссий по общим проблемам. Впервые на представительном собрании в Москве с участием специалистов из ЕС и российских регуляторных органов обсуждалась острая проблема гармонизации фармакопей.
Набирала обороты маркетинговая активность фармкомпаний. Особенно явно это выразилось в усилении коммуникационного маркетинга. В первой половине 2008 г. как в Москве, так и в городах-миллионниках фармкомпании продолжали развивать свои «внешние службы», увеличивали штаты медицинских представителей. Возросло количество информационных мероприятий, проводимых фармфирмами для врачей. Сместились акценты в рекламе ЛС для населения: количество телевизионной
рекламы уменьшилось (в т.ч. вследствие неразумно высоких цен), в то время как реклама на радио по частоте и плотности включений увеличилась весьма значительно.
Успешно продолжал функционировать торговый сектор фармотрасли. По данным (RMBC), в I полугодии обороты составили более 7,9 млрд. долл., что на 43% больше, чем в январе-июне 2007 г. При этом 65% лекарств реализовано за счет средств потребителей. Около 18% продаж обеспечила система ДЛО. Увеличились продажи и в натуральном выражении: за рассматриваемый период было продано более 2,26 млрд. упаковок.
(лицом к лицу с кризисом
На таком фоне участники отечественного лекарственного рынка встретили мировой финансовый кризис. Первоначальное спокойствие сторонних наблюдателей довольно быстро сменилось пессимистическими настроениями.
Объективные макроэкономические обстоятельства, такие как истощение основного источника финансирования — цен на нефть и на газ, неизбежное опустошение финансового резерва страны, наконец, инфляция, не могли не обусловить проблем в фармотрасли. Характерными знаками времени стали следующие явления:
« изменение стратегии лекарственного обеспечения нуждающихся в нем категорий граждан, передача полномочий по поставкам в программе ОНЛС в регионы — децентрализация, выделение 7 высокозатратных нозологий, усилия органов управления здравоохранением направлены на создание концепции фармацевтического страхования;
« провозглашен государственный курс на поддержку отечественной фарминдустрии (без акцента на GMP);
+ повышение цен на ЛС в IV квартале 2008 г. (в основном за счет инфляции); « сдержанность потенциальных инвесторов и зарубежных партнеров в осуществлении планов;
« замедление темпов региональной экспансии крупнейших сетей, прекра-
✓
щение сделок поглощений и слияний в ритейле.
Большинство участников фармрынка сократили активность в ожидании развития событий. В первую очередь это сказалось на «надстройке» сферы обращения ЛС. Так, явно снизилась маркетинговая активность. В ежегодных мероприятиях, выставках и конференциях с традиционным участием фарм-компаний число спонсоров и корпоративных участников, по словам организаторов, значительно уменьшилось.
сии ММКИ с июля по декабрь оказалось меньше, чем в I полугодии, — 1773. Это на 20% меньше, чем на тот же период 2007 г. Известно по крайней мере два случая отказа спонсоров от проведения ММКИ. Инвесторы и потенциальные зарубежные партнеры на время забыли про перспективы БРИК и отложили свои планы до прояснения ситуации.
Однако все это фактически не повлияло на итоги 2008 г. Эксперты констатируют успешное поступательное развитие российского фармрынка.
✓
ТАБЛИЦА 1
Российский фармацевтический рынок. Структура 2008 г. Топ-10 ATC 2-го уровня
Место в рейтинге АТС 2
2008 г. 2007 г.
1 1 ^01 «Антибактериальные препараты для системного использования»
2 4 L01 «Противоопухолевые препараты»
З 2 L03 «Иммуностимуляторы»
4 З N02 «Анальгетики»
б 20 B02 «Гемостатики»
6 6 M01 «Противовоспалительные и противоревматические препараты»
7 7 A11 «Витамины»
8 б ГО9 «Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин»
9 10 R05 «Препараты для устранения симптомов простуды и кашля»
10 8 A10 «Средства для лечения сахарного диабета»
11 12 G03 «Половые гормоны»
12 9 N06 «Психоаналептики»
1З 11 N05 «Психотропные препараты»
14 14 R01 «Назальные препараты»
1б 1б A07 «Противодиарейные препараты»
16 1З ГО1 «Препараты для лечения заболеваний сердца»
17 17 G04 «Препараты для лечения урологических заболеваний»
18 16 R03 «Препараты для лечения обструктивных
заболеваний дыхательных путей»
19 18 A05 «Препараты для лечения заболеваний печени
и желчевыводящих путей»
20 19 A02 «Препараты для лечения заболеваний,
связанных с нарушением кислотности»
Снизилось число рекламных выходов в радиоэфир и на телевещании, сократилось количество наружной рекламы. Кажется, взяли тайм-аут многие спонсоры клинических исследований. Во всяком случае, число заявок на проведение в Рос-
3 Клинические исследования в России. Оранжевая книга. Итоги 2008», составитель Synergy Research Group.
IMS HEALTH УТОЧНИЛА ПРОГНОЗ ПО МИРОВОМУ ФАРМРЫНКУ В 2009 ГОДУ
В конце апреля международная консалтинговая компания IMS Health объявила о снижении прогнозируемого роста продаж на международном фармрынке в 2009 г. Компания скорректировала свой прогноз с 4,5—5,5 до 2,5—3,5%, или с 820 млрд. долл. до 750 млрд. долл.
Как отметили эксперты,такой пересмотр продиктован перспективой воздействия глобального экономического спада на потребности рынка. Так же согласно скорректированным прогнозам объемы продаж ЛС в этом году в США уменьшатся с 1 до 2%, что наблюдается впервые за последние 52 года, которые IMS Health анализирует рынок.
Кроме того, ожидаемое окончание патентной эксклюзивности сразу на несколько препаратов-бестселлеров в США в 2011 г. будет иметь негативное воздействие на рост рынка до 2013 г.
IMS Health прогнозирует, что на рынках развивающихся стран рост продаж ЛС до 2013 г. составит 3% (с 13 до 16%), в то время как рынки развитых стран, таких как Япония, Канада и основные западноевропейские государства, за последующие 5 лет вырастут с 1 до 4%. Прогнозируемый глобальный сложный годовой темп роста (compound annual growth rate — CAGR) до 2013 г. будет составлять от 3 до 6%. Относительно лонча новых препаратов IMS Health прогнозирует появление на рынке 6—10 потенциальных блокбастеров, которые будут одобрены в США в 2009 и 2010 гг., включая такие средства, как антитромбоци-тарный препарат Effient (празуг-рел, Eli Lilly&Co./Daiichi Sankyo), устекинумаб (Johnson&Johnson) для лечения псориаза, Victoza (ли-раглютид, Novo Nordisk) для лечения сахарного диабета 2 типа, де-носумаб (Amgen) для терапии ос-теопороза.
( ПОДВОДЯ ИТОГИ
Следует отметить, что при этом российская фармацевтическая сфера показала такую же устойчивость, как и европейская, где отмечены высокая стабильность в аптечном секторе и прибыльность в сфере производства, несмотря на кризис и падение курса акций. Более того, впору говорить о сенсационном итоговом результате: объем российского фар-мрынка вырос на 28% в рублях, в ценах
" V
конечного потребления, или 32% в дол-
ларах, в ценах конечного потребления. Аналитическая компания 1М8/ШВС оценивает годовой объем российского лекарственного рынка в 17 млрд. долл. в ценах конечного потребления. Столь значительный рост эксперты связывают с несколькими составляющими. Наиболее значимыми стали структурные сдвиги (переход на потребление более дорогих лекарственных препаратов) и инфляционная составляющая. В натуральном выражении объем рынка хоть и увеличился, но не так существенно.
Розничный сегмент остался важнейшим двигателем увеличения объема фарм-рынка. Общие обороты розничных аптек составили 65% объема рынка (в розничных ценах — более 11 млрд. долл.). Соответственно, госпитальный сегмент дал 11,7%. Затраты на ДЛО в годовом объеме рынка составили 17,6%. При этом все сегменты показали приличный прирост по сравнению с 2007 г.: затраты на ДЛО увеличились более чем в 2 раза, больничные закупки — на 29%, а аптечные продажи ЛС — на 28%.
Интересно отметить существенную разницу в средней цене за условную упаковку в трех сегментах рынка: в аптечных продажах она составила 2,8 долл., в госпитальном сегменте — 3,7 долл., в системе ДЛО — 25,8 долл. (средний показатель — 3,5 долл.).
Столь существенный рост, соответственно, изменил статистику лекарственного обеспечения в 2008 г Так, пациенты в регионах в рамках программы ВЗН получили ЛС на суммы, не только превышающие прошлогодние затраты, но и ранее недоступные в таком количестве. Аналитики не назвали ни одного региона страны, где не был бы зафиксирован прирост потребления ЛС по итогам года.
✓
Изменилась и структура потребления фармакотерапевтических групп ЛС. Правда, как в аптечном, так и в розничном сегментах изменения на фоне общего роста продаж по сравнению с 2007 г. оказались весьма незначительными и выразились в перемене мест на 1—2 позиции (табл. 1).
Но в целом по России перемены существенные. Это легко проиллюстрировать на примере Топ-10 АТС-групп 2007 и 2008 гг На 2 место по продажам вышли L01 «Противоопухолевые препараты» с оборотами почти в миллиард долларов. В 2007 г. эта группа была на 4 месте, и потребление в ценовом выражении составило в 3 раза меньше. На 5-й позиции — гемостатики, которые в 2007 г. не попали в Топ-10. На 10 место опустились средства для лечения сахарного диабета, эта группа занимала 8 место в 2007 г., свою прежнюю 7-ю позицию сохранили лишь витамины, но также с существенным приростом в 31%.
Если общий прирост затраченных денег можно объяснить развитием рынка, с одной стороны, и инфляционными процессами — с другой, то фантастические приросты по ряду групп невозможно объяснить иначе, чем вмешательством «высших сил», в нашем случае — государственной системы ДЛО. Например, потребление гормонов поджелудочной железы (класс АТС Н04) в ценовом выражении показало прирост в 462%, потребление гиполипидемических препаратов (класс В04) и гемостатиков (В02) увеличилось более чем вдвое.
Очевидно, что потребление ЛС в нашей стране, во многом зависящее от находящейся в периоде построения компенсаторной системы, отличается от общеевропейского в существенной мере. Если сравнивать перечень самых потребляемых в ЕС лекарственных средств по субстанциям с российским потреблением, то мы увидим существенные отличия. Из Топ-5 самых продаваемых МНН в ЕС в
2007 г. (омепразол, симвастатин, фента-нил, метопролол, алендроновая кисло-та4), ни одно не вошло в аналогичный российский рейтинг. Среди двадцатки самых продаваемых в России ЛС
4 Pharmaceutical Sector Inquiry : Preliminary Report (DG Competition Staff Working Paper). - 2008.
таблица 2| Самые продаваемые
ЛС рецептурного отпуска в ЕС (2007)*
Ранг Компания- производитель Торговое название МНН
1. Pfizer Липитор аторвастатин
2. GlaxoSmithKline Серетид (Advair) флутиказон+ салметерол
3. Johnson&Johnson Risperdal рисперидон
4. Sanof'-aventis Клопидогрел клопидогрел
5. Hoffmann-La Roche Герцептин транстузумаб
6. Nycomed Pantoprazole пантопразол
7. Wyeth Enbrel этанерцепт
8. Johnson&Johnson Эпрекс эпоэтин альфа
9. Eli Lilly Зипрекса оланзапин
10. Novartis Гливек иматиниб
* Pharmaceutical Sector Inquiry : Preliminary Report (DG Competition Staff Working Paper). - 2008.
таблица 4| Крупнейшие производители ЛС в ЕС (2007 г.)
Лидеры — производители ЛС рецептурного отпуска Лидеры — производители дженериков
1 Sanofi-aventis Teva
2 GlaxoSmithKline Sandoz
3 Pfizer Ratiopharm
4 F. Hoffmann-La Roche Stada
5 AstraZeneca Mylan
6 Novartis Actavis
7 Wyeth Zentiva
8 Johnson&Johnson Gedeon Richter
9 Eli Lilly Pliva
10 Abbott Ranbaxy
ТАБЛИЦА v э| Фармацевтический рынок РФ.
Топ-20 торговых наименований по объему продаж
Место в рейтинге Торговое наименование Прирост 2008 г. к 2007 г., %
2008 г. 2007 г.
1 9 Велкейд 330
2 1 Гливек 69
3 17 Октанат 248
4 2 Арбидол 52
5 31 Мабтера 229
6 3 Актовегин 22
7 10 Бетаферон 67
8 16 Копаксон-Тева 97
9 5 Эссенциале Н 36
10 4 Виагра 27
11 8 Линекс 35
12 18 Гемоктин СДТ 61
13 6 Натрия хлорид 10
14 13 Гептрал 37
15 78 НовоСэвен 193
16 11 Мезим форте 17
17 12 Предуктал 21
18 25 Терпинкод 42
19 7 Эпрекс -2
20 26 Милдронат 40
21 22 Ксеникал 31
22 15 Но-шпа 17
23 28 Мовалис 42
таблица б| Фармацевтический рынок РФ.
Топ-20 корпораций по объему продаж
Место в рейтинге Корпорации Прирост 2008 г. к 2007 г., %
2008 г. 2007 г.
1 1 Novartis (вкл. Sandoz-Lek) 33
2 2 Sanofi-aventis 21
3 4 Bayer Health 49
4 5 «Фармстандарт» ОАО 53
5 3 Servier/Egis 22
6 10 Janssen-Cilag 80
7 7 F.Hoffmann-La Roche 51
8 6 Berlin-Chemie/ Menarini Group 25
9 9 Nycomed 34
10 8 Gedeon Richter 25
11 11 GlaxoSmithKline 27
12 12 Solvay Pharma 16
13 16 Boehringer Ingelheim 35
14 13 МКА Д.Д. 24
15 19 Novo Nordisk 55
16 18 Тeva 49
17 14 Pfizer 19
18 15 AstraZeneca 21
19 39 «Октафарма» АГ 236
20 17 Schering-Plough 21
(табл. 3) мы обнаружили лишь 2 из самых продаваемых торговых названий в ЕС (табл. 2). В то же время очевидно, что, за одним исключением (этанер-цепт), в России доступны наиболее часто назначаемые европейцам ЛС. Несмотря на различия в структуре потребления ЛС, на российском рынке активно работают международные производители фармацевтических продуктов. Крупнейшие фармконцерны лидируют как на европейском, так и на российском рынках ЛС. Более того, некоторые генерические компании заняли лидирующие позиции задолго до того, как вышли в лидеры европейского рынка, например Teva, Gedeon Richter, Pliva (табл. 4, 5). Среди российских компаний в двадцатку лидеров рынка попал только «Фармстандарт». Он стал безусловным лидером в сегментах анальгетиков (АТС-класс N02) и препаратов для устранения симптомов простуды и кашля, причем прирост оборотов здесь в 2008 г. составил, соответственно, 49% и 46% по сравнению с предыдущим, в первую очередь, за счет розничного сегмента.
Лидерами в отдельных сегментах фарм-
рынка стали и другие отечественные фармпроизводители. Среди них ОАО «Валента», добившаяся прироста в 73% в сегменте «Антибактериальных препаратов для системного использования», и ОАО «Биосинтез» в том же сегменте с приростом в 57%; «Полисан» НТФФ и ЗАО «Биокад», вошедшие в десятку лидеров производителей иммуностимуляторов. ОАО «Верофарм» зафиксировало прирост продаж анальгетиков в 65% и заняло твердую позицию среди 20 лидеров в этой группе.
По итогам 2008 г. многие зарубежные компании сумели занять существенные доли в различных сегментах рынка и значительно укрепить в них свои позиции. Так, среди противоопухолевых препаратов (ATC-класс L01) прирост продаж Велкейда составил 330%, что обеспечило компании Janssen-Cilag первое место в сегменте. Так же существенно увеличились продажи Ребифа (производитель «Арес-Сероно») в сегменте иммуностимуляторов. В сегменте гемостатиков (АТС-класс В02) сходного успеха добилась компания Bayer. Солидного увеличения продаж достигла компания «Стада-Ниж-
фарм» в сегменте гемостатиков — более 300%. На российском фармрынке практически все ведущие компании-производители зафиксировали прирост оборотов в прошедшем году.
Таким образом, у участников отечественной сферы обращения ЛС имеются поводы для оптимизма, во всяком случае, в отношении емкости фармрынка и перспективы реализации продукции.
Однако и сфера клинических исследований по итоговому показателю также оказалась в плюсе: общее число разрешений Росздравнадзора составило 615, что на 8% больше, чем в предыдущем году5. Правда, количество ММКИ почти равное, а прирост произошел за счет локальных клинических исследований.
( ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
В конце 2008 г. российский фармсек-тор оказался в новых условиях, с одной стороны — продиктованных внешними глобальными процессами (мировой
5 Клинические исследования в России. Оранжевая книга. Итоги 2008», составитель Synergy Research Group.
РОСЗДРАВНАДЗОР ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ЕВРОПЕЙСКОМ СЪЕЗДЕ
Сотрудники отдела мониторинга эффективности и безопасности лекарственных средств и изделий медицинского назначения Росздравнадзора приняли участие в XXI Ежегодном европейском съезде Ассоциации лекарственной информации (Drug Information Association — DIA), проходившем 23—25 марта в Берлине. В работе съезда приняли участие представители EMEA, FDA и регуляторных агентств европейских стран. На съезде активно обсуждались новые предложения Евросоюза, направленные на усиление и рационализацию системы фармаконадзора медицинской продукции и предполагающие более тесное сотрудничество регуляторных органов разных стран в экспертизе данных по безопасности и принятии совместных решений. Обсуждались вопросы гармонизации формата и содержания периодических отчетов по безопасности во время клинических исследований — DSUR (Development Safety Update Report). В качестве приоритетной задачи Рос-здравнадзор рассматривает организацию системы обеспечения безопасности добровольцев и пациентов, получающих ЛС в ходе клинических исследований или в широкой медицинской практике. Подготовлен проект инструкции о порядке сообщений о нежелательных явлениях, зарегистрированных в клинических исследованиях с участием российских центров. Он будет рассмотрен на формирующейся в настоящее время рабочей группе, в которую входят как эксперты в области клинической медицины и клинической
фармакологии, так и представители фармкомпаний и профессиональных ассоциаций. Проект предусматривает гармонизацию сроков репортирования, терминов и их определений с международными документами и ГОСТ Р 52379-2005 «Надлежащая клиническая практика».
В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ОБСУДИЛИ АНТИКРИЗИСНУЮ ПРОГРАММУ
16 апреля в Совете Федерации прошел «круглый стол» на тему «Какие лекарства нужны России в условиях кризиса?». Вел заседание первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин. В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, представители Минздравсоцразвития РФ, ФВОМС, фармпредприятий, ученые.
В выступлениях собравшихся отмечалось, что антикризисная программа, разработанная Правительством России, включает в себя комплекс мер по расширению доступности качественных, эффективных и безопасных ЛС, повышению конкурентоспособности российской фармотрасли на международном уровне. По словам Александра Торшина, несмотря на кризис, медучреждения должны предоставлять качественное и доступное лечение, чтобы российские граждане не пострадали. Участники «круглого стола» высказались за соблюдение принципов равной конкуренции для всех компаний-производителей. Единые правила работы для всех участников рынка стимулируют производителей повышать качество медикаментов, отчего в конечном итоге выигрывают пациенты. Участникам был представлен проект рекомендаций, который после доработки по выступлениям будет направлен в Администрацию президента России, Правительство РФ, в Государственную думу.
2009 май
ршшиим
финансовый кризис), а с другой — внутренними проблемами, которые не нашли разрешения в 2007—2008 гг. В условиях импортоориентированной отрасли (более 80% лекарственных препаратов (в денежном выражении) — зарубежного производства), конечно же, последствия кризиса будут иметь место. Это связано со снижением покупательской способности, ослаблением рубля, а также дефицитом ликвидности предприятий. На этом фоне мы сможем наблюдать: усиление ценовой конкуренции, изменение качества роста — доминирующий фактор инфляция, ускорение инфляции по всей товаропроводящей цепочке, перенос рисков бюджетного сектора в розницу. Несмотря на внешние проблемы и внутренние препоны, мировой фармрынок продолжает расти. В русле этой глобальной тенденции развивается и российский рынок ЛС. Так, по данным 1МБ, в
2008 г. оборот мирового рынка составил 773,1 млрд. долл. (что на 8,2% больше, чем 2007 г), а в 2009 г. предполагается около 820 млрд. долл. (в ценах производителя). Основными рынками сбыта
✓
✓
фармпродукции остаются Северная Америка (только лишь доля США в
2009 г. составит 35,6% мирового рынка), Европа — 30% и Япония — 10%: совокупно эти регионы обеспечивают около 75% мирового оборота ЛС. Развивающиеся рынки составляют около 13%, с ежегодным приростом в последние 2 года 13—14%.
Эксперты полагают, что, несмотря на ценовую конкуренцию вследствие увеличения применения дженериков, динамика мирового рынка останется позитивной. Этому способствовали и усилия фарминдустрии, направленные на интенсификацию прибылей, такие как аутсорсинг, перемещение производства, совершенствование производственных процессов, наконец, сокращение персо-нала6. IMS Health прогнозирует на 2009 г. средний прирост для рынков государств-членов ЕС (Топ-5 стран) в 3—4%, а для европейских не членов ЕС — почти 11%. Компания PricewaterhouseCoo-pers еще более оптимистична в своих долгосрочных прогнозах: ее эксперты
6 «Ремедиум» №1, 2009, «Финансовый кризис и фармбизнес», А.Ишмухаметов.
рассчитывают на удвоение оборотов и называют объем мирового фармрынка в 2020 г. в 1,3 тыс. млрд. долл. По мнению PwC, основными предпосылками такого прогресса станут в первую очередь демографические изменения и, кроме того, экономический подъем в так называемых Е7-странах (страны «новых развивающихся экономик» — Emerging Economies — Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Турция и Россия). На фоне таких прогнозов не кажется утопичной динамика роста, которую предсказывают наши аналитики: они предрекают почти удвоение объема российского фармрынка через 5 лет. Благодаря высокому темпу роста доля российского сегмента не уменьшится, и по прогнозам компании IMS, Россия к 2011 г. займет 12 место по размеру рынка в глобальном рейтинге (в 2007 г. это была 17 позиция).
Остается надежда на сохранение стабильности на фармрынке России и на возможности реализации его потенциала.
✓