Научная статья на тему 'На середине пути. Обзор российского фармацевтического рынка по итогам i полугодия 2013 г'

На середине пути. Обзор российского фармацевтического рынка по итогам i полугодия 2013 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / РОЗНИЧНЫЙ СЕГМЕНТ / ДИНАМИКА ПРОДАЖ / ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PHARMACEUTICAL MARKET / SALES DYNAMICS / PHARMACEUTICAL REIMBURSEMENT / RETAIL SEGMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Мария, Сидорова Инна

Как сложится судьба российского фармацевтического рынка в конце года, можно примерно представить уже сейчас, зная его промежуточные результаты. Поэтому в нелегком деле построения прогнозов на помощь всем аналитикам и экспертам фармацевтического рынка ежегодно приходит полугодовой отчет информационно-аналитического агентства IMS Health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Half the way.Review of the pharmaceutical market in the first half of 20131IMS Health

We can predict what the Russian pharmaceutical market will look like at the end of the year if we know intermediate results. That’s why semiannual review prepared by the market research agency IMS Health every year comes to the rescue of analysts and experts of the pharmaceutical market to help them with the difficult task of projection.

Текст научной работы на тему «На середине пути. Обзор российского фармацевтического рынка по итогам i полугодия 2013 г»

16 РЕМЩЦЦМ

Мария ДЕНИСОВА, IMS Health, Инна СИДОРОВА, «Ремедиум»

На середине пути

обзор российского фармацевтического рынка

по итогам i полугодия 2013 г.

Как сложится судьба российского фармацевтического рынка в конце года, можно примерно представить уже сейчас, зная его промежуточные результаты. Поэтому в нелегком деле построения прогнозов на помощь всем аналитикам и экспертам фармацевтического рынка ежегодно приходит полугодовой отчет информационно-аналитического агентства IMS Health.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, динамика продаж, льготное лекарственное обеспечение, розничный сегмент

Согласно отчету IMS Health рынок демонстрирует положительную динамику в денежном выражении: объем рынка в рублях вырос на 9% до 326 млрд руб., что в валютном эквиваленте составляет 10,6 млрд долл. и 8 млрд евро (рис. 1-3). Показатели прироста продаж рынка в долларах и евро составили +7% и +6% соответственно (рис. 5). В натуральном выражении объем рынка, наоборот, претерпел сокращение на 3% с 2,51 млрд упаковок до 2,45 млрд упаковок (рис. 4). Снижение объемов рынка в натуральном выражении произошло равномерно во всех сегментах рынка, но наибольший спад был зарегистрирован в госпитальном секторе. Стоит отметить, что в сравнении с I полугодием 2012 г. объем госпитального сегмента снизился как в упаковках (-12%), так и в рублях (-14%). Доля российских1 лекарственных средств (порядка 22%)остается стабильной во всех сегментах рынка на протяжении последних лет.

• СЕГМЕНТ ЛЬГОТНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В сегменте льготного лекарственного обеспечения присутствует большая доля дорогостоящих ЛС, особенно это касается препаратов, отпускаемых по про-

1 Без учета препаратов, произведенных на территории РФ на последней стадии производства (упаковки).

грамме «7 нозологий». Большую долю в объеме закупок для льготных категорий граждан составляют противоопухолевые препараты (табл. 1). По итогам этого полугодия их объем вырос на 4 млрд руб. в сравнении с объемом аналогичного периода прошлого года. Максимальный прирост в рейтинге демонстрирует группа гемостатиков, закупки которой выросли на 41%, это спровоцировало перемещение группы иммуностимуляторов со 2-го на 3-место. Группы ЛС А10 [Препараты для лечения

Keywords: pharmaceutical market, sales dynamics, pharmaceutical reimbursement, retail segment

W

e can predict what the Russian pharmaceutical market will look like at the end of the year if we know intermediate results. That's why semiannual review prepared by the market research agency IMS Health every year comes to the rescue of analysts and experts of the pharmaceutical market to help them with the difficult task of projection. Maria DENISOVA, IMS Health, Inna SIDOROVA, Remedium. HALF THE WAY.REVIEW OF THE PHARMACEUTICAL MARKET IN THE FIRST HALF OF 2013.

сахарного диабета], L04 [Иммуноде-прессанты], а также R03 [Препараты для лечения бронхиальной астмы] остались на прежних местах в рейтинге. Отрицательная динамика закупок была отмечена у АТС-групп L02 [Противоопухолевые гормональные препараты], C09 [Препараты, влияющие на ренин-ангио-тензиновую систему]. В целом объем закупок топ-15 АТС-групп составил более 54 млрд руб., что составляет около 91% от всего объема сегмента льготного лекарственного обеспечения. Практически весь топ-10 в сегменте ДЛО представлен торговыми марками, реализуемыми главным образом по программе «7 нозологий»: Мабтера, Велкейд, Копаксон-Тева, Генфаксон, Генфатиниб, Филахромин ФС, Коагил-VII, Герцептин, Ремикейд (табл. 2). Исключение составляет инсулин Лантус СолоСтар, который переместился с 7-го на 10-е место. Благодаря закупкам дженерика иматиниба российского производства Филахромин ФС, а также дженерика из Аргентины Генфатиниб, закупки оригинального препарата Гливек сократились почти с 3 млрд руб. до 0,6 млрд руб. По этой причине Гливек выбыл из топ-10, а Генфатиниб и Филахромин ФС заняли соответственно 5-е и 6-е место. Лидеры этого сегмента рынка — Мабтера и Велкейд поменялись местами, тогда как препарат для лечения рассеянного склероза Копаксон-Тева, находящийся на 3-м месте, занимает прочную позицию. Среди корпораций основными игроками этого сегмента по-прежнему остаются Roche, Johnson & Johnson, Teva (табл. 3). На долю этих компаний приходится более трети всего сегмента рынка. Как уже отмечалось выше, компания Novartis, занимавшая в I полугодии 2012 г. 4-е место существенно потеряла свою долю за счет сокращения закупок Гливек и переместилась на последнее место рейтинга. На 4-ю позицию поднялась

Laboratorio Tuteur, продажи которой выросли почти вдвое. Среди российских производителей в топ-10 вошли компания «Фармстандарт», занимающая 7-е место, и компания «Ф-Синтез», занимающая, соответственно, 8-е место. Прирост продаж последней компании составил +366%, главным образом за счет роста закупок Филахромин ФС и Октреотид-лонг ФС.

• ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ

В отличие от сегмента льготного лекарственного обеспечения в госпитальном секторе в I полугодии 2013 г. закупки ЛС существенно сократились. Так, например, объем закупок препаратов АТС-группы J01 [Противомикробные препараты для системного применения] сократился на 805 млн руб., группы L01

[Противоопухолевые препараты] сократился на 257 млн руб. (табл. 4). Максимальный положительный прирост в рейтинге был зарегистрирован у препаратов группы L04 [Иммуно-депрессанты], максимальный отрицательный прирост — у группы J05 [Противовирусные препараты для системного применения]. Лидирующую позицию в госпитальном сегменте по-прежнему занимает Натрия хлорид с объемом закупок 1,7 млрд руб. (табл. 5). Почти вдвое сократились больничные закупки противовирусного препарата Калетра. Объем реализации антикоагулянта прямого действия Клек-сан, наоборот, вырос с 0,67 до 0,81 млрд руб., что позволило ему занять 3-е место. Среди препаратов, применяемых в про-

филактических целях для вакцинации населения, в рейтинг попала вакцина против гепатита BДНК рекомбинант-ная — по итогам I полугодия 2013 г. было закуплено этой вакцины на сумму около 0,63 млрд руб.. Повышенным спросом в стационарах пользуется препарат легочного сурфактанта Куро-сурф, занявший 5-е место в рейтинге. Суммарный объем топ-10 препаратов по итогам I полугодия 2013 г. в госпитальном сегменте составил 7 млрд руб., что на 3,5 млрд руб. меньше показателя прошлого года.

Среди компаний-производителей в тройку лидеров госпитального сегмента вошли Sanofi, Roche, MSD (табл. 6). Компания GSK опустилась с 1-го на 4-е мес-

рисунок Г 1 Динамика продаж в различных сегментах российского фармацевтического рынка в стоимостном выражении (руб.)

Динамика продаж в различных сегментах российского фармацевтического рынка в стоимостном выражении (долл.)

|~~| — розничный |~~| — госпитальный □ — ДЛО |~~| — весь рынок

I полугодие I полугодие 2012 2013

Источник: IMS Health

рисунок Г 4 Динамика продаж в различных сегментах российского фармацевтического рынка в натуральном выражении

2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0

0

|~~| — розничный Г~| — госпитальный □ — ДЛО |~~| — весь рынок

I полугодие I полугодие 2012 2013

Источник: IMS Health

рисунок Г 5 Показатели прироста продаж в различных сегментах российского фармацевтического рынка в стоимостном и натуральном выражении

20 15 10 5 0 -5 -10 -15 -20

14 12 пт

розничный

16

17

-1 -14-15-16-12

14

госпитальный

ДЛО

весь рынок

□ — рубли Q — доллары | | — евро | | — упаковки

ре-марте был связан с эпидемией гриппа, о чем свидетельствует повышенный спрос в этот период на противовирусные препараты, а также средства для симптоматического лечения простудных и вирусных заболеваний. Структура потребления в розничном сегменте продолжает смещаться в сторону более дорогих позиций. Самыми востребованными в розничном сегменте остаются группы R05 [Препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях] и 501 [Противомикроб-ные препараты для системного применения], на долю препаратов этих групп приходится более 10% всех розничных продаж. Порядка 4% составляют прода-

таблица Г 1 Топ-15 АТС-групп ЛС в сегменте льготного лекарственного отпуска Рейтинг

I полугод. 2012 I полугод. 2013 Ephmra2 I полугод. 2012 I полугод. 2013

1 1 L01 [Противоопухолевые препараты] 14,93 19,19

3 2 B02 [Гемостатические препараты] 5,73 8,09

2 3 L03 [Иммуностимуляторы] 6,93 7,51

4 4 A10 [Препараты для лечения сахарного диабета] 5,13 5,73

5 5 L04 [Иммунодепрессанты] 2,58 2,92

6 6 R03 [Препараты для лечения бронхиальной астмы] 1,98 2,26

9 7 A16 [Другие препараты для лечения заболеваний ЖКТ и нарушений обмена веществ] 1,29 1,69

8 8 B03 [Антианемические препараты] 1,33 1,33

7 9 L02 [Противоопухолевые гормональные препараты] 1,39 1,19

10 10 R05 [Препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях] 0,93 1,04

13 11 J05 [Противовирусные препараты для системного применения] 0,62 0,87

11 12 C09 [Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему] 0,81 0,75

12 13 N05[Психолептики] 0,63 0,65

15 14 N03 [Противоэпилептические препараты] 0,58 0,60

17 15 H01 [Гормоны гипоталамуса и гипофиза и их аналоги] 0,52 0,56

Источник: IMS Health

Объем продаж в млрд руб.

то, компания АЬЬте — с 5-го на 7-е место. Чуть выше на 1-ю позицию поднялась Novartis и ^штебДакеба. Улучшила свою позицию в рейтинге российская компания «Микроген», поднявшись сразу на 7 пунктов вверх.

• РОЗНИЧНЫЙ СЕГМЕНТ

Объем розничных продаж по итогам I полугодия 2013 г. вырос на 14% по сравнению с аналогичным периодом в предыдущем году и составил 214 млрд руб. (в оптовых ценах). При этом если в I квартале рынок вырос на 17% (в годовом выражении), то уже во II темпы роста замедлились до 10%. Рост в янва-

таблица Г 2 Топ-10 торговых наименований ЛС в сегменте льготного лекарственного отпуска

Рейтинг Торговое наименование Объем продаж в млрд руб.

I полугод. 2012 I полугод. 2013 I полугод. 2012 I полугод. 2013

2 1 Мабтера 4,19 6,27

1 2 Велкейд 4,29 4,99

3 3 Копаксон-Тева 3,71 4,08

5 4 Генфаксон 1,90 1,88

н/д 5 Генфатиниб - 1,85

н/д 6 Филахромин ФС - 1,81

6 7 Коагил-VII 1,05 1,46

8 8 Герцептин 1,03 1,27

9 9 Ремикейд 0,96 1,21

7 10 Лантус СолоСтар 1,04 1,15

9

7

6

жи препаратов для лечения заболеваний носа. Значительно выросли в аптеках продажи иммуностимуляторов. Так, например, если в I полугодии 2012 г. объем продаж препаратов группы L03 составлял 5,4 млрд руб., то в I полугодии 2013 г. их продажи выросли до 7,7 млрд руб. (табл. 7). Отметим, что продажи почти всех АТС-групп, входящих в рейтинг, выросли относительно показателей аналогичного периода прошлого года. Исключение составила группа анальгетиков, продажи которой сократились с 6,5 до 6,3 млрд руб. Тройка препаратов — лидеров в аптечном сегменте осталась почти неизменной: на 1-м месте Эссенциале Н, с 3-го таблица Г s Топ-10 производителей ЛС в сегменте льготного лекарственного отпуска

Рейтинг Объем продаж в млрд руб.

I полугод. 2012 I полугод. 2013 Торговое наименование I полугод. 2012 I полугод. 2013

i i Roche l,98 i0,4i

г г Johnson & Johnson 4,9s s,69

3 3 Teva 4,s9 s,23

6 4 Laboratorio Tuteur 2,19 4,01

s s Sanofi г,8г 3,34

l 6 BaxterInt i,89 3,il

9 l « Фа рм стандарт» i,l0 г,г0

г! 8 «Ф-Синтез» 0,4l г,г0

8 9 Novo Nordisk i,86 i,9l

4 iO Novartis 4,3l i,ll

Источник: IMS Health

таблица Г4 Топ-15 АТС-групп ЛС в госпитальном сегменте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рейтинг Ephmra2 Объем продаж в млрд руб.

I полугод. 2012 I полугод. 2013 I полугод. 2012 I полугод. 2013

г i J01 [Противомикробные препараты для системного применения] l,ss 6,ls

з г L01 [Противоопухолевые препараты] s,64 s,38

i 3 J05 [Противовирусные препараты для системного применения] 8,8 s s,ii

4 4 K01 [Внутривенные растворы] 3,so 3,г9

6 s B01 [Антикоагулянты] г,90 3,03

l 6 J07 [Вакцины] 2,s1 2,1s

9 l T01 [Диагностические препараты] i,s4 i,sl

i2 8 J06 [Иммунные сыворотки и иммуноглобулины] í,22 1,32

i3 9 N01 [Анестетики] i,is í,28

iO iO N05[Психолептики] 1,32 1,гб

ii ii A10 [Препараты для лечения сахарного диабета] 1,2 s i,ii

i4 ^ C04 [Периферические вазодилататоры] i,09 1,10

i6 i3 B02 [Гемостатические препараты] 0,9 s 1,04

i8 i4 L04 [Иммунодепрессанты] 0,13 0,91

is is N06 [Психоаналептики] i,00 0,96

Источник: IMS Health

таблица Г 5 Топ-10 торговых наименований ЛС в госпитальном сегменте

Объем продаж в млрд руб.

Рейтинг

I полугод. 2012 I полугод. 2013 Торговое наименование I полугод. 2012 I полугод. 2013

i i Натрия хлорид 1,9 s иг

г г Калетра l^ 0,9l

l 3 Клексан 0,61 0,8l

н/д 4 Вакцина против гепатита В ДНК рекомбинантная - 0,63

13 s Куросурф o,so o,ss

ii 6 Герцептин o,si 0,s4

го l Пегасис 0,39 0,48

s 8 Презиста 0,81 0,41

16 9 Ультравист 0,46 0,4 s

1г 10 Глюкоза o,si 0,44

на 2-е место переместился Арбидол, потеснив Актовегин (табл. 8). Существенный рывок продемонстрировал противовирусный препарат Кагоцел, занявший 4-е место. Занимавший в прошлом году 4-е место, пробиотик Линекс оказался на 5-м месте. Снижение позиции в десятке произошло также у препарата для лечения эректильной дисфункции Виагра — он находится на 7-й позиции в рейтинге и у препарата для лечения гипертензии Конкор — он занимает 8-е место рейтинга. Неизменной осталась позиция хондропротектора Алфлутоп. Среди новичков рейтинга в I полугодии 2013 г., помимо препарата Кагоцел, оказался Кардиомагнил, в I полугодии

20 2»ршшиим

2012 г. занимавший лишь 24-е место. В рейтинге компаний — лидеров розничного рынка первая пятерка игроков осталась неизменной: на долю Novartis, Sanofi, «Фармстандарт», Bayer, Servier приходится почти четверть всех аптечных продаж. Кардинальных изменений внутри рейтинга за прошедший год не произошло. Максимальный прирост продаж в рейтинге составил +22%, который принадлежит компании Teva. Суммарный объем продаж топ-10 компаний по итогам I полугодия 2013 г. составил более 85 млрд руб., это на 9 млрд руб. больше, чем суммарный объем топ-10 компаний в I полугодии 2012 г. В целом можно сказать, что без учета влияния

таблица Г 6 Топ-10 производителей ЛС в госпитальном сегменте

Рейтинг

I полугод. 2012 I полугод. 2013 Торговое наименование I полугод. 2012 I полугод. 2013

2 1 Sanofi 3,28 2,96

3 2 Roche 2,83 2,41

4 3 Merck Sharp Dohme 2,53 2,31

1 4 GlaxoSmithKline 3,47 2,13

12 5 «Микроген» 1,20 1,74

7 6 Novartis 1,72 1,70

5 7 Abbvie 2,27 1,52

6 8 Johnson & Johnson 1,84 1,45

10 9 Nycomed/Takeda 1,43 1,40

14 10 Pfizer 1,08 1,37

Объем продаж в млрд руб.

Источник: IMS Health

таблица Г? Топ-15 АТС-групп ЛС в розничном сегменте

Рейтинг Ephmra2 Объем продаж в млрд руб.

I полугод. 2012 I полугод. 2013 I полугод. 2012 I полугод. 2013

1 1 R05 [Препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях] 10,87 13,68

2 2 J01 [Противомикробные препараты для системного применения] 7,20 8,48

4 3 R01 [Препараты для лечения заболеваний носа] 7,10 8,30

3 4 C09 [Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему] 7,18 8,05

11 5 L03 [Иммуностимуляторы] 5,42 7,66

5 6 M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] 6,57 7,41

9 7 A05 [Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей] 5,97 7,05

8 8 G03 [Половые гормоны и модуляторы половой системы] 6,09 6,91

7 9 G04 [Препараты для лечения урологических заболеваний] 6,12 6,69

10 10 A07 [Противодиарейные, кишечные противовоспалительные/ антибактериальные препараты] 5,59 6,49

6 11 N02 [Анальгетики] 6,56 6,28

12 12 A11 [Витамины] 5,35 6,05

14 13 A02 [Препараты для лечения заболеваний, связанные с нарушением кислотопродукции] 4,95 5,37

15 14 S01 [Препараты для лечения заболевания глаз] 4,88 5,23

13 15 N06 [Психостимуляторы] 4,99 5,16

Источник: IMS Health

таблица Г 8 Топ-10 торговых наименований ЛС в розничном сегменте

Рейтинг

I полугод. 2012 I полугод. 2013 Торговое наименование I полугод. 2012 I полугод. 2013

1 1 Эссенциале Н 2,11 2,70

3 2 Арбидол 1,60 1,95

2 3 Актовегин 1,65 1,83

17 4 Кагоцел 0,86 1,68

4 5 Линекс 1,34 1,42

6 6 Алфлутоп 1,28 1,40

5 7 Виагра 1,31 1,32

7 8 Конкор 1,13 1,24

10 9 Найз 1,02 1,19

24 10 Кардиомагнил 0,73 1,16

Объем продаж в млрд руб.

эпидемиологической ситуации в январе — марте рынок растет сопоставимыми темпами по сравнению с прошлым годом. Поэтому с учетом сохранения текущих тенденций можно ожидать рост коммерческой розницы по итогам всего 2013 г. на уровне 10%—13%. Снижение объема продаж в госпитальном сегменте (впрочем, как и рост в сегменте ДЛО) в основном объясняется спецификой существующей тендерной системы (время проведения, объем торгов, доступность финансовых ресурсов в определенный момент времени и т. д.). Поэтому данные I полугодия целесообразно рассматривать только как промежуточный итог, более точную оценку

таблица Г 9 Топ-10 производителей ЛС в розничном сегменте

Рейтинг

I полугод. 2012 I полугод. 2013 Торговое наименование I полугод. 2012 I полугод. 2013

1 1 Novartis 12,19 14,40

2 2 Sanofi 10,55 11,79

3 3 «Фармстандарт» 8,45 9,58

4 4 Bayer Healthcare 7,50 9,03

5 5 Servier 7,50 8,15

6 6 Nycomed/Takeda 6,56 7,62

7 7 Menarini 6,52 6,61

10 8 Teva 5,33 6,48

8 9 Gedeon Richter 6,02 6,13

9 10 Abbott 5,48 6,00

Объем продаж в млрд руб.

Источник: IMS Health

рынка государственных закупок можно будет провести на основе годовых данных. В отличие от высоковолатильной «бюджетной» части рынка розничный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сегмент развивается поступательно и позволяет с высокой долей вероятности строить прогнозы на ближайшую перспективу.

кроме того...

В Евросоюзе впервые одобрен биоаналог на основе моно-клональных антител

Европейская комиссия одобрила к применению первый биосимиляр препарата на основе моноклональ-ных антител. До сих пор использовались только оригинальные лекарства этой группы. Как пишет PR Newswire, лицензию получил препарат Inflectra (инфликсимаб) компании Hospira, являющийся аналогом оригинального инфликсимаба под торговой маркой Ремикейд. Издание также отмечает, что он стал первым монокло-нальным антителом, зарегистрированным Европейским агентством по лекарственным средствам (EMA) в соответствии с правовыми нормативами по биосимилярам. Inflectra получила одобрение с учетом результатов рандомизированного двойного слепого испытания III фазы, которое продемонстрировало терапевтическую эквивалентность аналога и оригинального ЛС. Также было подтверждено совпадение профилей переносимости и безопасности препаратов. «Inflectra предлагает врачам, пациентам и системам здравоохранения более доступный вид лечения, сохраняющий качество, эффективность и безопасность референсного продукта», — заявил старший вице-президент и коммерческий директор Hospira Ричард Девис (Richard Davies). Инфликсимаб представляет собой моноклональные химерные антитела с высокой аффинностью к растворимым и трансмембранным формам одного из основных провос-палительных цитокинов - фактора некроза опухоли альфа (ФНО а). Связывая это вещество, препарат эффективно предотвращает патологические воспалительные реакции на системном уровне. Показаниями к назначению инфликсимаба являются такие хронические воспалительные заболевания, как ревматоидный артрит, болезнь Крона, язвенный колит, анкилозирующий спондилит, псориа-тический артрит и псориаз. Не исключено, что по мере изучения лекарства этот перечень будет расширяться. Наиболее частыми побочными эффектами инфликсимаба являются вирусные инфекции, головная боль, инфекции верхних дыхательных путей, синусит, тошнота, боли в животе и местные реакции в месте инъекции.

2013

ЛАоскад, 23-24 öKtflipfl

HWW -itMiyi «Ii 2 L11 j ub-Jkl uij

«НАША ЦЕЛЬ

НАПОЛНИТЬ РЫНОК СОВРЕМЕННЫМИ И ДОСТУПНЫМИ

ЛЯ ПАЦИЕНТОВ ПРЕПАРАТАМИ»

Итальянская компания присутствует на отечественном фармацевтическом рынке сравнительно недавно и успела заявить о себе как о надежном поставщике современных лекарственных препаратов для лечения социально значимых заболеваний. О работе компании в России и будущих перспективах мы попросили рассказать Юрия ЛИТВИЩЕНКО, гендиректора ООО «Кьези Фармасьютикалс».

—Юрий Федорович, компания малоизвестна отечественным врачам и пациентам. Как давно компания существует и когда появилась на российском фармацевтическом рынке?

— Chiesi — это компания с более чем 75-летней историей. Она была основана на базе маленькой фармацевтической лаборатории в итальянском городе Парма частным предпринимателем по фамилии Chiesi.

Сегодня завод Chiesi в Парме обладает огромными мощностями по производству аэрозолей, таблеток и флаконов. Основной портфель препаратов сфокусирован на лечении респираторных заболеваний: бронхиальной астмы, об-структивной болезни легких, а мировым лидером в лечении острого респираторного синдрома у недоношенных является препарат компании Chiesi Куросурф.

Chiesi — инновационная компания. В 2012 г. ею был открыт один из новейших в Европе и крупнейший в Италии исследовательский центр, на строительство которого было инвестировано 90 млн евро. Добавлю, что по результатам 2012 г. компания Chiesi являлась лидирующей итальянской компанией по инвестициям в научные разработки в Европе, а 11 июня 2013 г. была награждена призом за инвестиции, сделанные во Франции.

В России компания Chiesi как самостоятельная структура появилась относительно недавно, в 2005 г. было зарегистрировано ООО «Кьези Фармасьютикалс». Но препараты Chiesi на российском рынке известны давно. Такие препара-

ты, как Куросурф и Вазобрал, уже более 15 лет представлены партнерами компании.

— Где реализуется выпускаемая продукция? Будет ли компания расширять рынки сбыта? — На сегодняшний день препараты Chiesi представлены во всех странах Европы, в США, Бразилии, Мескике, Китае и Пакистане. Из стран СНГ Россия является основным рынком сбыта. В перспективе освоение рынков Казахстана и Белоруссии. Интересен для нас и украинский рынок.

—Какая часть выпускаемой продукции закупается российским государством?

— Компания Chiesi довольно поздно вышла на российский рынок и пока еще недостаточно представлена в льготных государственных программах, при том что наши препараты предназначены для лечения социально значимых заболеваний. В России порядка 70% продукции Chiesi закупается государством, а около 30% продается на коммерческом рынке. Всего 4 препарата компании — Атимос, Брамитоб, Кленил и Фостер — реализуются в рамках федеральных и региональных программ льготного обеспечения. К сожалению, препарат Фостер, наша самая последняя разработка, не попал в федеральную программу, поскольку появился на рынке позже, чем был сформирован список препаратов для ОНЛС и перечень ЖНВЛП, который не пересматривался с 2011 г.

Но мы очень надеемся, что эта ситуация изменится и в новых стандартах и клинических протоколах, которые сегодня разрабатываются специалистами Минздрава России, наши препараты, а они представлены во всех европейских консенсусах, займут достойное место.

—Как Вы считаете, насколько

привлекательна для западных компаний локализация производства своих препаратов в России?Какие шаги в этом направлении предпринимает ^к^?

— Как известно, главным инициатором локализации выступило наше государство, поставившее перед участниками фармацевтического рынка задачу по восстановлению и ускоренному развитию отечественной фармацевтической отрасли, которая сегодня обеспечивает около 20% необходимых стране лекарств (в денежном выражении) и составляет малую долю в ВВП нашей страны. Многие зарубежные производители, видя угрозу для своих

рщшиим 23

препаратов, представленных на российском рынке, особенно тех, на которые истек патент, приняли решение о локализации производства. Компания Chiesi также сделала свой стратегический выбор по локализации производства современных препаратов для лечения бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких в партнерстве с крупнейшим отечественным производителем — компанией «Фармстандарт».

—А почему именно противоастма-

тических препаратов?

— Если сравнивать доступ к современным пульмонологическим средствам пациентов в России и Европе, то это будет не в пользу россиян. К сожалению, до сих пор подавляющее большинство пациентов, не вошедших в программы льготного обеспечения, вынуждены лечится более старыми, менее эффективными, но более дешевыми препаратами. Наш проект позволит наполнить рынок современными и, главное, более доступными для пациентов препаратами. Последнее особенно важно, учитывая значительное количество российских больных, страдающих хроническими респираторными заболеваниями.

— Что входит в портфель препаратов, выпускаемых в рамках проекта?

— В нем представлены три основные группы лекарств: кортикостероиды для лечения бронхиальной астмы, применяющиеся в качестве базовой терапии (Кленил Джет, беклометазон), бронхо-дилататоры длительного действия (Атимос, формотерол) и обладающий высоким уровнем эффективности и безопасности препарат Фостер — инновационная комбинация формотерола и беклометазона. Все эти препараты производятся по разработанной Chiesi технологии доставки действующего вещества МобиШе. Экстрамелкодисперсные частицы препарата Фостер в 2 раза меньше, чем у существующих фиксированных комбинаций, позволяют лекарственному веществу проникать в мелкие и самые отдаленные отделы дыхательных путей, что позволяет врачам быть уверенными в успехе, а пациентам держать астму под контролем.

— Юрий Федорович, компаниям,

которые появились на рынке намного позже других, довольно трудно продвигать препараты, преодолевая известный консерватизм медицинского сообщества. А каким образом это делает Chiesi?

— Мы стремимся активно работать с научной и медицинской общественностью и более широко информировать о наших препаратах российских врачей, чтобы переломить рутинную практику врачей в сторону назначения более современных и доступных лекарственных препаратов. Основной акцент в нашей работе делается на образовательных программах, участвуя в которых мы стараемся донести до врачей информацию о новых тенденциях в медицине, наших инновационных продуктах и их возможностях. Это позволяет нам не только получить признание медицинского сообщества, но и надеяться на то, что наши препараты найдут широкое применение во врачебной практике. Поэтому Chiesi является постоянным и активным участником Всероссийского пульмонологического конгресса, который посещает огромное количество специалистов. В этот раз очередное заседание конгресса состоится в Казани, где мы планируем выступить с широкой образовательной программой для врачей, — в рамках специально организованного симпозиума и круглых столов.

— Chiesi Pharmaceuticals — инновационная компания. Какова доля

инвестиций, направляемых ею в R&D?

— Компания Chiesi ежегодно инвестирует в научные разработки 16—19% от своего годового оборота. В Европе она лидирует по этому показателю среди всех итальянских компаний, занимающихся исследовательской деятельностью.

— На что конкретно идет финансирование?

— В настоящее время на стадии доклинических исследований и на разных фазах клинических исследований (КИ) находятся как минимум четыре новые молекулы. Речь идет о препаратах для профилактики и лечения по-

ражений головного мозга в случае глубокой степени недоношенности плода, лечения сосудистых нарушений ЦНС, а также бронхиальной астмы (тройная комбинация молекул). В кооперации с другими лабораториями специалисты компании работают над созданием нового препарата, предназначенного для борьбы с болезнью Альцгеймера. Сейчас эта разработка проходит 2—3 фазы КИ. Кроме того, в этом году должен выйти на рынок инновационный продукт компании — препарат на основе стволовых клеток для лечения химического и термического поражений роговицы глаза.

— Как Вы считаете, что позволило из небольшой семейной компании превратиться в глобального игрока на фармрынке? — История развития мирового фарм-бизнеса фактически является историей слияний-поглощений компаний. Chiesi, несмотря на разные катаклизмы, удалось сохранить свою самостоятельность и идентичность. Этому способствовала в первую очередь ясная и понятная стратегия самой компании с точки зрения того, чем она в итоге должна стать и, в общем-то, уже стала. Важным аспектом также является большое количество ее сотрудников, носящих фамилию Chiesi. Членами этой семьи является президент и вице-президент компании, руководители нового исследовательского центра и подразделения бизнес-де-велопмента, а также коммерческий директор одного из европейских подразделений компании, который носит фамилию Chiesi.

Сегодня все они продолжают традиции Chiesi. Ну и конечно, свою роль сыграли финансовые показатели компании, которые за последние 5—6 лет достигли максимальных значений. В прошлом году объем продаж Chiesi превысил 1 млрд евро. В ближайшие 10 лет компания намерена как минимум перешагнуть двухмиллиардный рубеж. У нас есть все основания надеяться на то, что эти амбициозные планы сбудутся.

Беседовала Ирина ШИРОКОВА, ф

«Ремедиум»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.