Л. Н. Велиховский, Т. Н. Кандаурова
РОССИЙСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ в XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В XIX в. в России значительно активизировался процесс формирования основных векторов развития социокультурного пространства.1 Оно формировалось множеством субъектов, среди которых постепенно на первое место выходили представители отечественного предпринимательского сообщества. В рамках социокультурного пространства они активно реализовали свою социокультурную деятельность и создавали условия для ее реализации другими членами общества. Одновременно они как бы конструировали и трансформировали данное пространство как определенную социокультурную систему. Все это было обусловлено рядом факторов, среди которых могут быть обозначены: потребности времени, особые финансовые возможности представителей российского предпринимательского сословия, активное и быстрое включение в общественную и культурную деятельность, осознание своей роли в развитии социальных и культурных институтов страны, развитие семейных и корпоративных социокультурных практик, стремление постоянно быть причастным к работе на благо общества, что рассматривалось ими как исполнение определенного долга.
Российские предприниматели активно интегрировались в социокультурное пространство своего времени, включались в культурные процессы и, являясь его субъектами, становились непосредственно и опосредовано его творцами, инициаторами и авторами множества культурных новаций и начинаний, хранителями историко-культурного наследия и культурных традиций прошлого. Они также формировали материальную базу для развития институтов культуры как составляющих и систем социокультурного пространства, финансировали различные культурные программы и проекты, что было достаточно актуально в условиях остаточного принципа финансирования культурной сферы. Многие предприниматели, будучи сами творческими личностями, участвовали в научных, образовательных, театральных, музейных, музыкальных, художественных и других проектах
или инициировали их, формировали новые культурные центры, консолидировали культурные силы общества. Культурная работа, как и их предпринимательская деятельность и общественная практика, становилась для них основным занятием, а культурные инициативы и проекты превращались в цель жизни. При этом работа на культурной поприще была многообразна и масштабна, характеризовалась максимальным разнообразием, динамичностью. Креативность, характерная для их предпринимательской деятельности, во многом становилась определяющей и для их социокультурных практик. Российские предприниматели реализовывали творческие практики одновременно в различных секторах социокультурного пространства, формировали культурный потенциал страны параллельно по нескольким направлениям, они первыми определяли новые векторы культуротворчества и культурного созидания в нескольких областях российского культурного пространства. «Широкая благотворительность, - писал историк купечества П. А. Бурышкин, - коллекционерство и поддержка всякого рода культурных начинаний были особенностью русской торгово-промышленной среды... Нет ни одной культурной области, где бы представители московского купечества не внесли своего вклада».2 Данные определения были характерны не только для московского купечества, но и для большинства представителей отечественного предпринимательского сообщества в различных регионах страны.
Становясь постепенно ведущими фигурами социокультурного процесса пореформенной эпохи, они отличались и здесь, как и в сфере экономики, значительной активностью и результативностью деятельности, и в определенной степени пассионарностью, что было обусловлено целым рядом позиций и факторов. Их опыт в экономической сфере, хозяйственные практики и предпринимательская деятельность развивали определенное творческое начало и инициировали креативную деятельность, позволяли формировать навыки оперативного принятия решений, определения доминантных пунктов и позиций при решении конкретных задач, проблем и нестандартного мышления. Это также позволяло сформировать умение рационального распределения ресурсов, сил и средств, возможности поиска новаторского подхода, способов, практик и стилей ведения хозяйственной деятельности, опережающих свое время, освоение передового хозяйственного и экономического опыта в минимально короткие сроки. При этом, как правило, для них была характерна свобода действий, самостоятельность в принятии решений, целеустремленность, упорство и настойчивость, ответственность.3 В своей хозяйственной деятельности они также всегда ориентировались на эффективность и качество, использовали элементы систем-
ного планирования и наблюдения, постоянно развивали коммуникативные способности. Исследователи истории предпринимательства при градации типов предпринимателей выделяют наряду с другими такие, как «творец-созидатель» и «исполнитель общественной функции».4 Масштабный формат деловой жизни и активности российских предпринимателей позволял им инициировать и формировать достаточно значимые и объемные культурные программы и социокультурные практики, которые приносили бы максимальную пользу обществу.
Опыт рациональной и передовой деятельности, который становился более масштабным по мере развития отечественной экономики в XIX -начале XX в., и позволял одновременно формировать сильное творческое начало и деятельностный потенциал, российские предприниматели активно переносили в социокультурную сферу и использовали в конструировании социокультурного пространства, становясь его значимыми субъектами-творцами. Материальная независимость и финансовая свобода предпринимателей обеспечивала соответствующую базу для развития их множественных социокультурных практик, формирования социальных и культурных программ. Российские предприниматели интегрировались в пространство культурного процесса своего времени и здесь получали достаточно большие возможности для реализации своих материальных ресурсов и творческих способностей, имели широкое поле для социокультурной деятельности. Социальный и культурный секторы становились для большинства из них сферами самых активных практик и деятельности, а также приложения сил и вложения капитала, областью реализации их творческого потенциала и творческих инициатив. При этом, в отличие от экономической сферы, они творили здесь, отнюдь не ожидая «коммерческого эффекта и вероятной прибыли», а получая определенное моральное удовлетворение и благодарность современников, исполняя свой христианский и гражданский долг. Социокультурная деятельность рассматривалась ими как безвозмездное служение на благо общества и ответственность перед ним. Многие видели в этом служении возможность вернуть обществу часть полученных в процессе экономической деятельности средств, и это становилось их жизненным кредо.
Постепенно российские предприниматели становились не только ключевыми фигурами отечественного сектора экономики и капитанами индустрии, но и лидерами в культурном строительстве и культуротворчестве, выполняя культуросозидательную работу не менее успешно, чем экономическую и хозяйственную, поддерживая материально сферу социальную и культурную. Они занимали лидирующие позиции в созидании культурных
институтов и ценностей, в формировании и структурировании культурного пространства и культурной среды,5 в приумножении культурного потенциала регионов и страны в целом, в развитии множества социокультурных практик, в поиске новых подходов к реализации культурных проектов и программ, в определении трендов и векторов культурного развития. Они, безусловно, внесли неоценимый вклад в сохранение историко-культурного наследия России и его популяризацию, формируя обширные коллекции, библиотеки, создавая, открывая новые музеи и определяя их как общедоступные.6 Развивая образовательные институты и создавая во множестве новые, формируя стипендиальные фонды и поддерживая учащихся и студентов мате-риально,7 представители предпринимательского сообщества включались в процесс формирования и воспитания интеллектуальной элиты страны,8 которая в свою очередь становилась творцом социокультурного потенциала и структурировала пространство культуры, реализуя собственные социокультурные практики.
Предпринимательские частные коллекции и собрания практически всегда, становились базовыми для создания многих музеев, а их собиратели «служили приумножению музейного фонда России, формированию и обогащению коллекций, являющихся основой основ любого музея. Их собрания были разными, непохожими, однако наличие многих коллекций, взаимно дополнявших друг друга, и позволяло создавать фонд музейных ценностей, во всех тонкостях отражающих понимание русским обществом значимости тех или иных периодов в развитии русской или западноевропейской культуры, художественных школ, направлений, мастеров, отдельных памятников».9 Коллекционирование отечественных предпринимателей и передача коллекций городам и музеям закладывало основы для развития музейного собирательства и формирования позднее уже полноценных музейных коллекций. Во многих случаях в дальнейшем коллекции, собрания и музеи, сформированные творцами-предпринимателями, пополняли различные музейные собрания, увеличивали их коллекции и фонды, или были распределены по различным отделам конкретных музеев.10 При этом коллекции предпринимателей являлись порождением, отражением и явлением культурной жизни и культурных процессов эпохи. Формируя свои коллекционные собрания, предприниматели влияли на развитие художественного процесса в стране и в определенной степени на развитие арт-рынка.
Делая свои коллекции и собрания доступными публике, российские предприниматели выполняли культурно-просветительную функцию и функцию образования общества. Одновременно их дома становились центрами культуры и объединения культурных сил общества. Известный москов-
ский предприниматель В. А. Кокорев, открывая первую художественную галерею, считал, что она «должна стать не только художественным, но и заметным в Москве просветительским центром. С этой целью был устроен вместительный зал для чтения бесплатных публичных лекций. Интерьеры лекционного зала и располагавшегося рядом трактира напоминали традиционное убранство русской избы. Трактир являлся для москвичей того времени своего рода клубом, привычным местом для общения и встреч».11 Дом Кокорева и галерея стали своеобразным культурным центром Москвы, где собирались деятели культуры и представители московского общества, где активно шла культурная жизнь.
Культурными центрами своего времени стали имения Талашкино Тенишевых под Смоленском и подмосковское Абрамцево С. И. Мамонтова.12 Мамонтовский кружок в Абрамцево стал центром сохранения русского искусства. «Все входившие в этот кружок разделяли стремление к возрождению русского искусства, считали необходимым ввести творчество в повседневную жизнь. Тем самым естественно, как бы сами собою продолжались в Абрамцеве традиции «старика Аксакова». Одной из таких традиций было уважительное отношение к памятникам национальной старины - литературным сочинениям, архитектурным сооружениям, предметам народного быта».13 Е. Г. Мамонтова собрала обширную коллекцию предметов старины, и в мае 1885 г. был открыт абрамцевский музей.14 В Абрамцеве была также картинная галерея. «Не без воздействия собирательского опыта Е. Г. Мамонтовой сформировались интересы таких коллекционеров, как И. С. Остроухов,
В. М. Васнецов, В. Д. Поленов».15
В доме предпринимателя, известного художника и коллекционера И. С. Остроухова в Трубниковском переулке в Москве, где размещалась его знаменитая галерея, также со временем сложился один из столичных центров культуры. Здесь собирались представители культурной элиты, проводились музыкальные вечера. К Остроухову часто приходили “на огонек” крупнейшие представители художественного московского мира».16 Еще одним культурным центром в Москве был дом промышленника- сахарозаводчика, мецената, коллекционера П. И. Харитоненко на Софийской набережной. Здесь размещалась его художественная коллекция, «нередко устраивались домашние спектакли и музыкальные вечера», бывали многие деятели культуры - известные артисты, художники, музыканты, певцы, а также представители делового мира России.17 Дом известного московского купца С. И. Щукина, собирателя французской живописи, основателя общедоступной частной галереи, также был местом встреч представителей культурной элиты Москвы. «Щукинский особняк на Знаменке был известен не
только блестящей галереей, но и музыкальным салоном. Здесь регулярно устраивались музыкальные вечера, в антрактах которых хозяин радушно показывал свое собрание картин».18 В доме купца-предпринимателя, собирателя живописи новейшего времени И. С. Исаджанова собиралась творческая молодежь, которая сплотилась после выставки 1910 г. в товарищество художников «Бубновый валет».19 «Исаджанов относился к особой когорте коллекционеров-подвижников. Приобретая работы своих современников - как правило, еще молодых непризнанных художников, выступающих с новаторскими идеями, - они помогают им выстоять и окрепнуть. И не столько, может, важна их материальная помощь (часто коллекционеры не богаче художников), сколько духовная поддержка. Коллекционер, сопереживая поискам начинающих живописцев, становится участником творческого процесса».20
Поддержку отечественному искусству и его представителям предприниматели оказывали, формируя художественные центры и развивая художественные мастерские. Это способствовало возрождению народных кустарных промыслов, как это было в имении Абрамцево у С. И. Мамонтова и в Тенишевском Талашкино,21 посредством создания и поддержки рисовальных школ. «В Талашкине (как и в Абрамцеве) художники создали немало значительных произведений. Большое внимание уделялось музыке, был создан театр, организован балалаечный оркестр, здесь И. Ф. Стравинский начинал работу над балетом “Весна священная”.22 В своем смоленском имении Мария Клавдиевна создала мастерские прикладного искусства - столярные, живописные, керамические, красильные, вышивальные, эмалевые, резьбы по дереву, была сформирована обширная коллекция народного искусства. Талашкино стало не только художественным, но и образовательным центром, во Фленово была организована сельскохозяйственная школа для крестьянских детей и пчеловодческий музей.23 В начале 1890-х гг. в Петербурге М. К. Тенишева оказывала помощь молодым художникам, на Галерной улице она устроила мастерскую, а вскоре при поддержке И. Е. Репина здесь была открыта тенишевская студия живописи и рисунка для молодежи, готовившейся к поступлению в Академию художеств. Параллельно с петербургской студией Тенишева открыла начальную рисовальную школу в Смоленске.24 Киевский предприниматель Иван Николаевич Терещенко также оставил по себе добрую память благотворительной деятельностью в сфере культуры, как и другие члены его семьи, и в частности в образовании. Он поддерживал материально частную рисовальную школу Н. И. Мурашко и покровительствовал ей почти 25 лет, передав на ее содержание почти 150 тыс. руб.25 Поддерживали финансовыми средствами российские предприниматели
и издание художественных журналов, способствуя развитию искусства и искусствоведческой мысли. С. И. Мамонтов, С. Т. Морозов, М. К. Тенишева финансировали издание журнала «Мир искусства».26 На средства российского промышленника и мецената Ю. С. Нечаева-Мальцева продолжительное время осуществлялось издание журнала «Художественные сокровища России».27
Подводя итоги, следует отметить, что отечественные предприниматели в XIX - начале XX в. внесли значительный вклад в формирование, структурирование и развитие культурного пространства страны, придание ему определенной системности, вовлечение в процесс реализации культурных начинаний новых творческих сил и субъектов, активно меняли и трансформировали это пространство, расширяя его границы и определяя новую масштабность. Они также стали лидерами в поиске и реализации новых социокультурных практик, развивали традиционные направления в российской культуре и активно формировали новые проектные разработки. При этом отмечалась, актуализация наиболее значимых и креативных культурных программ, реализация самых смелых творческих начинаний и идей, активизировалось формирование культурной среды российских столиц, провинциальных центров и регионов, развивались межкультурные коммуникации.
1 Социокультурное пространство - исторически сложившаяся совокупность субъектов (творцов и пользователей культурных ценностей), учреждений, средств и методов, служащая для осуществления социокультурной деятельности.
2Бурышкин П. А. Москва купеческая. М., 1990. С. 213.
3 Сущенко В. А. История отечественного предпринимательства. Структурнологические схемы. Ростов-на-Дону, 2006. С. 7.
4 Там же. С. 13.
5 Казовская Т. М. Просветительные общества и меценаты в формировании культурной среды Петербурга (конец XIX - начало XX вв.). Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1994.
6 Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989; Думова Н. Московские мецената. М., 1992; Аронов А. А. Золотой век русского меценатства. М., 1995; ГавлинМ. Л. Российские Медичи. Портреты предпринимателей. М., 1996; Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Биографический словарь. М., 1997; СаверкинаИ. В. История частного коллекционирования в России. М., 2004; Российская музейная энциклопедия. М., 2005; Банников А. П. Русские коллекционеры и их коллекции. М., 2008; и др.
7Велиховский Л. Н., Кандаурова Т. Н. Институт именных стипендий как фактор поддержки и развития коммерческого образования в России //История предпринимательства в России: XIX -начало XX вв. Вып. 3. Сб. статей. Материалы Международной научной конференции 8-10 декабря 200б г. / Под ред. А. Л. Дмитриева, А. А. Семенова. СПб., 2007. С. 497-525. (Серия «Труды конференции».); Велиховский Л. Н., Кандаурова Т. Н. «На пользу и процветание вверенного ему учебного заведения»: попечительные советы как сфера развития социокультурных практик российских предпринимателей // Пятый Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества-2010», Москва, Московская финансово-промышленная академия, 12-1б апреля 2010 г.: Сборник тезисов и докладов. М., 2010. С. 7б-78.
8 Скотч А. В. 1) Российские меценаты - авторы образовательных инициатив. М., 2003; 2) Меценатство и благотворительность в отечественном образовании XIX -XX вв. М., 2004; и др.
9 Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы... С. 7.
10 Журавлева Л. С. Княгиня Мария Тенишева. Смоленск, 1994; Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. С. 184-187, 210-219; Российская музейная энциклопедия. С. 80-81, 508, 759; Щукин П. И. Краткое описание нового владения Российского Исторического музея в городе Москве. М., 190б; Любителям русской старины. Великий меценат России Петр Иванович Щукин. Выставка в Государственном Историческом музее. 31.08.2005-28.11.2005: К 100-летию со дня передачи в дар российскому Историческому музею собрания «Российских древностей» П. И. Щукина. М., 2005; и др.
11 Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. С. 18б.
12Журавлева Л. Княгиня Мария Тенишева.; Киселева Е. Г. Московский художественный кружок. Л., 1979; Рыбаков И. А. Абрамцево. М., 1988; Низовский А. Ю. Самые знаменитые усадьбы России. М., 2000. С. 5-14.
13 Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. С. 203.
14 ПоленоваН. В. Абрамцево: Воспоминания. М., 1922. С. 32-44, 84.
15 Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. С. 205.
16 Лобанов В. М. Кануны: Из художественной жизни Москвы в предреволюционные годы. М., 19б8. С. 120.
17 Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. С. 3б8.
18 Там же. С. 447.
19 Там же. С. 177.
20 Там же.
21 Аронов А. А. Золотой век русского меценатства. С. 24-2б, б1-б5; Гавлин М. А. Предприниматели и становление русской национальной культуры (выдающиеся меценаты и коллекционеры, деятели отечественной культуры из предпринимательской среды) // История предпринимательства в России. Вторая половина XIX -начало XX века. Кн. 2. М., 2000. С. 517-521.
22Аронов А. А. Золотой век русского меценатства. С. б1.
23 Там же. С. б5, 71.
24 Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Впечатления моей жизни. М., 2002. С. 141-143.
25 Ковалинский В. 1) Меценаты Киева. Киев, 1995. С. 228, 230; 2) Вундеркинд, рожденный в Киеве // «Ваш Киев»: Старый Киев: история Киева. Режим доступа: http:// www.oldkiev.info/kievlvane/Roidenniv v Kieve.html (Дата последнего посещения — 30.01.2012).
26 Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Впечатления моей жизни... С. 208-212; Ульянова Г.Н. Морозовы и московская благотворительность (Морозовские чтения-98). С. 2. Режим доступа: // http://bogorodsk-noginsk.ru/arhiv/chteniya98/21.html (Дата последнего посещения — 30.01.2012).
27 Гавлин М. А. Предприниматели и становление русской национальной культуры.
С. 523.