Научная статья на тему 'Сохранение и возрождение традиций меценатства в провинции'

Сохранение и возрождение традиций меценатства в провинции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
442
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
HISTORY / CHARITY AND ARTS PATRONAGE IN THE PROVINCE / CULTURE / TRADITION / CONTINUANCE / ИСТОРИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И МЕЦЕНАТСТВО В ПРОВИНЦИИ / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анисина Елена Алексеевна

Статья посвящена отечественным традициям благотворительности и меценатства в русской культуре. Отмечается, что в отечественной истории это движение развивалось не только в столице и крупных культурных центрах, но и в провинции. На конкретных исторических примерах анализируются различные направления меценатства, приводятся факты преемственности благотворительной деятельности российских предпринимателей в сфере культуры и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preserving and Revival of Arts Patronage in the Province

The article is devoted to the domestic traditions of charity and art patronage in the Russian culture. It is underlined that in the domestic history this trend developed not only in the capital and large centres but also in the province. After exact historic examples different trends in art patronage are analysed, facts of continuance in the charity activity of Russian entrepreneurs in the sphere of culture and arts are highlighted.

Текст научной работы на тему «Сохранение и возрождение традиций меценатства в провинции»

Е. А. АНИСИНА

СОХРАНЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ МЕЦЕНАТСТВА В ПРОВИНЦИИ

Ключевые слова: история; благотворительность и меценатство в провинции; культура; традиция; преемственность

Key words: history; charity and arts patronage in the province; culture; tradition; continuance

Появление такого феномена, как меценатство и благотворительность, неразрывно связано с процессом становления нации. Формируя себя как нацию, общность людей руководствуется не только экономическими мотивациями, стимулами, но и культурно-исторической ориентированностью.

Готовность прийти на помощь ближнему как главная черта характера россиян проявилось в поддержке отечественной культуры в целом и отдельных мастеров искусства. Характерное для россиян милосердие тесно связано с чувством глубокой религиозности, издревле присущим русскому человеку. Особенности русской благотворительности, меценатства идут от национального менталитета, формировавшегося на основе исторических, социально-экономических, географических, культурных факторов. История развития меценатства в России подтверждает, что его представителям был присущ истинный патриотизм. Этому феномену нет аналогов в мировой истории.

«Золотой век» русского меценатства (последняя треть XIX — начало ХХ в.) ярко представлен в истории культуры России. Создание театров, музеев, библиотек, открытых для всех желающих, давало возможность знакомиться с истоками, современным состоянием, тенденциями развития культуры и искусства. Финансовая поддержка, покрови-

АНИСИНА Елена Алексеевна, преподаватель кафедры философии и психологии Рязанского заочного института филиала Московского государственного университета культуры и искусства.

тельство науке, просвещению — это значительный шаг в сторону формирования образовательного, интеллектуального облика россиян. Нельзя не согласиться с утверждением Е. С. Троицкого: «Ценности культуры в громадной степени помогли русском народу осознать себя великой нацией, причем не противостоящей другим народам, а находящейся в гармоническом единстве, многогранном и плодотворном общении с ними»1.

Благотворительная деятельность и меценатство были характерны не только в столице, но и в провинции. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры.

В 1787 г. в Рязани был открыт первый театр — это так называемый «Оперный дом». «Характерная особенность открытого в Рязани театра в том, что он с самого начала был в полном ведении местных властей: необходимые для него расходы производились из средств приказа общественного презрения. Туда же поступали и все доходы от театральных представлений»2. Средств не хватало. Однако нашлись меценаты: первые директора «Оперного дома» асессор Рязанской казенной палаты А. А. Дохтуров и отставной гвардейский офицер Г. П. Приклонский. По причине нехватки профессиональных кадров они обучали молодых служителей Мельпомены сценическому, вокальному и хореографическому искусству. Но самое неожиданное состояло в том, что и Дохтуров, и Приклонский пожертвовали на театр все свои состояния. Сравнение с суммами, которые жертвовались на благотворительность и меценатство екатерининскими вельможами или именитыми московскими купцами, здесь было бы просто неуместно. Оба рязанских театрала были отнюдь не богачами. Но щедрость души не всегда измеряется количеством пожертвованных средств.

Важным событием в истории благотворительности, меценатства в масштабах не только рязанской земли, но и России, безусловно, стало восстановление Успенского кафедрального собора в Рязани. Этот храм — творение великого зодчего Я. Бухвостова. Он сооружен в 1693—1699 гг. и за 100 лет обветшал, запустел. Синод принял решение о его сносе. Но рязанские купцы-благотворители Г. В. Рюмин и П. А. Мальшин приложили максимум усилий, чтобы спасти великое творение древнерусского зодчества. То, что они сделали, — беспрецедентная страница в истории меценат-

ства. Рюмин и Мальшин привезли из Москвы архитекторов и «каменных дел мастеров», которые, осмотрев собор, дали заключение, что все «ветхости» могут быть исправлены, и назвали сумму, необходимую для реставрации. Больше половины этой суммы составили пожертвования Рюмина и Мальшина.

Реставрационные работы продолжались четыре года, и 15 августа 1804 г. Успенский собор был вновь освящен. Ученые-искусствоведы утверждают, что это «самое грандиозное в России здание XVII и всех предшествующих веков... Обходя храм, можно часами любоваться его прекрасными резными деталями, практически нигде не повторяющимися. Эта белокаменная резьба — подлинный шедевр русского искусства»3. За их деятельность на поприще благотворительности и меценатства (она пришлась на конец XVIII — первую четверть XIX в.) им было жаловано дворянство и звание «Именитый гражданин».

Интенсивное экономическое развитие второй половины XIX в. происходило не только в столицах, промышленных регионах, крупных губернских центрах, но и в провинции. Например, на Рязанщине — в с. Путятино и близлежащих селениях — открывались небольшие предприятия по обработке древесины, крахмальные заводы. Купцы, промышленники не были чужды благотворительности: они много сделали для народного образования. Например, построили и содержали школы в Путятине. «Там, где была сильная буржуазия, купцы и землевладельцы добровольно, без всяких понуканий со стороны властей, делали расходы на народное образование. Так, министерское училище в Путятине было основано путятинским купцом Я. Т. Чернышевым. Один из его сыновей в 1883 г. основал церковно-приходскую школу для девочек и содержал ее на свои средства»4.

Они приняли деятельное участие в судьбе З. С. Шмелева, ставшего семейным художником Чернышевых5, которые продолжали поддерживать молодого художника во время его обучения в Петербурге (в Академии художеств, мастерских В. Е. Маковского и И. Е. Репина). Сегодня работы Шмелева находятся в постоянной экспозиции Рязанского художественного музея.

Меценатская деятельность поддержала и С. А. Пырси-на — художника-жанриста и портретиста. Он родился в

1868 г. в д. Слюнино Рязанского уезда в семье крестьянина. С. А. Пырсин с детства любил рисовать. Помещица Е. И. Титова (урожденная графиня Хрептович), интересовавшаяся искусством, решила покровительствовать начинающему художнику. В 1881 г. она привезла Пырсина в Рязань, поселив у своих родственников, и направила в иконописную мастерскую художника Н. В. Шумилова. В этом же году молодой Пырсин начал обучение в Петербурге, в Центральном училище технического рисования А. Г. Штиглица. Чуть позже Е. И. Титова определила Пырсина в Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художников и поселила у себя. Далее с ее помощью он продолжил обучение в Академии художеств и за границей, в Дюссельдорфской академии художеств. После смерти своей покровительницы художник вернулся в Рязань, открыл собственную студию, преподавал в частной гимназии В. П. Екимецкой. В Рязанском областном художественном музее хранятся восемь полотен С. А. Пырсина6.

Меценатская поддержка круто изменила жизнь В. И. Сурикова. Он служил писцом в Красноярском губернском управлении. На учебу в Москве у способного художника-любителя не было средств. Губернатор П. Н. Замятин устроил званый обед, на который пригласил местных состоятельных людей. Предложил складчину, чтобы отправить Сурикова в Петербург, в Академию художеств. Золотопромышленник П. И. Кузнецов решил покровительствовать художнику в одиночку.

Известно, что с 1909 по 1912 г. С. А. Есенин учился в рязанском селе Спас-Клепики во второклассной учительской школе, которая предназначалась для подготовки учителей церковно-приходских школ и школ грамоты. Появление этой школы — тоже строка в истории российского меценатства на ниве просвещения, связанная с именем рязанского купца А. П. Попова.

Идея создания этой школы появилась в начале 80-х гг. ХХ в. Но где ее разместить и на какие средства содержать? Ситуация осложнилась случившимся в мае 1883 г. в Спас-Клепиках пожаром, в котором погибла большая часть села, в том числе и деревянное здание начальной школы. Местный купец А. П. Попов отдал под начальную школу свой деревянный дом. Но мысль о второклассной учитель-

ской школе не покидала ни клепиковцев, ни самого Попова. Он приобрел десятину земли под здание будущей школы, выстроил новое двухэтажное каменное здание. Школа открылась осенью 1896 г.

Одним из направлений деятельности отечественного меценатства было стремление сохранять и развивать народные традиции национальной культуры, декоративно-прикладного искусства. Достаточно вспомнить княгиню Тенишеву и ее школу для обучения крестьянских детей кустарному делу на лучших образцах русских художественных промыслов. Имение Талашкино стало своего рода Меккой известных художников. Здесь бывали Н. К. Рерих, М. А. Врубель, К. А. Коровин, А. Н. Бенуа и др. Они не просто гостили, а участвовали в процессе возрождения традиций русской культуры.

Кроме того, она создала в Смоленске и затем передала городу музей «Русская старина», в котором были представлены коллекции предметов народной художественной культуры, начиная с древнейших времен. Этот музей вызвал большой интерес среди ученых Императорского Московского Археологического института, стал центром этнографических и искусствоведческих исследований. Благодарная общественность Смоленска присвоила княгине звание почетного гражданина города, и одна из улиц была названа ее именем. Изучение народного творчества, глубокое знание этой области позволили княгине защитить докторскую диссертацию. «Меценатство для княгини Марии Клавдиевны Тенишевой являлось внутренней потребностью — посредством искусства соучаствовать в накоплении духовных богатств нации»7.

Столетие спустя на Рязанщине, в д. Лункино, построен древнерусский городок с частоколом из толстых бревен, сторожевой башней, резными воротами. Внутри — мастерские, музей, гостиница. Это Межрегиональная школа мастеров, где каждое лето проходит «лагерь-семинар»: съезжаются юные резчики по дереву, с которыми проводятся мастер-классы, лучшие работы воспитанников и преподавателей продаются на организованной здесь же ярмарке и выставляются в музее школы мастеров. Школьная программа «Художественная обработка дерева» рассчитана на 200 воспитанников и 3 года обучения.

Основатель и руководитель школы В. П. Грошев — предприниматель, финансист, доктор экономических наук, «действующий» профессор академии им. Г. В. Плеханова. Практически на свои личные средства Грошев восстановил в Спас-Клепиках второклассную школу, где учился Есенин и где сейчас находится Клепиковский отдел есенинского музея в Константинове. Говоря о меценатстве и меценатах, В. П. Грошев подчеркивает: «Эти люди и были настоящими народниками, они несли культуру в массы. Они понимали, что просвещение — не просто борьба с тысячелетним российским невежеством, но важнейшая потребность современной экономики»8.

Анализ преемственности в современном меценатстве позволяет утверждать, что она пока находится в стадии зарождения. Однако в ряде случаев связь времен и поколений проступает достаточно реально и символично. Преемственность — один из стержней, соединяющих различные признаки явления в нечто цельное. Современное меценатство и благотворительность приобретает особое значение в провинции. Понятие «провинция» связано с российским «географическим фактором», уникальностью отечественной истории и национальной ментальностью. На наш взгляд, понятие «провинция» необходимо проецировать на меценатство как на феномен современной социокультурной жизни. На актуальность такого подхода указывает, в частности, и тот факт, что в последнее время усилилась тенденция глубокого осмысления теоретических проблем провинциальной культуры. Культурологическое знание «в настоящее время вышло на теоретические просторы куда более конкретных масштабов и всерьез задумалось над проблемами провинциальной культуры. Широкий спектр теоретических проблем, поставленных учеными России и ближнего зарубежья, лишь подтверждает актуальность разных уровней (исторического, теоретического, аналитического) исследования провинциальной культуры. Как не вспомнить сейчас слова Н. М. Карамзина о том, что „Россия сильна провинцией", а вернее — как можно было их забыть?»9.

Безусловно, великий историк и писатель имел в виду не количественную, а национальную составляющую отечественной социокультуры. Провинция ближе к русским народным корням, поэтому она столь явно способствует сохранению

самобытности, неповторимости российской культуры. Такое явление, как благотворительность и меценатство, в российской провинции ждет своих исследователей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Троицкий Е.С. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление: социально-философские очерки. М.: Сов. Россия, 1989. С. 76.

2 Рязанская энциклопедия: справ. материалы. Т. XIV: Театр. Рязань, 1994. С. 5.

3 Рязань. Памятники архитектуры и искусства / автор-сост. Е. Михайловский. М.: Сов. Россия, 1985. С. 32—33.

4 Морозов В. Уезд Пресвятой Богородицы: очерки по истории Путя-тинского края. Путятино, 1995. С. 68.

5 См.: Крупин Е. Рождение музея. Рязань, 1991. С. 61—62.

6 См.: Рязанский областной художественный музей: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1982. С. 131.

7 Солнцева Л. Меценаты Талашкина // Сцена. 2004. № 1. С. 31.

8 Грошев В.П. Моя поляна. Чебоксары: РГУП ИПК «Чувашия», 2002. С. 221.

9 Воронина Н.И. Лики провинциальной культуры. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2004. С. 6.

Поступила 07.04.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.