X УЛЬТУРНЫИ РЕНЕССАНС В РОССИИ
НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ: ЧТО ВОЗРОЖДАЛОСЬ?
УДК 008(091) А. А. Аронов
Московский государственный институт культуры
В настоящей статье рассматривается один из самых знаменитых периодов в истории русской культуры — рубеж Х1Х-ХХ веков, который Николай Александрович Бердяев назвал культурным, духовным ренессансом. У этого взлёта русской культуры были свои предпосылки и причины: реформы 60—70-х годов XIX века, расцвет меценатства и благотворительности в России. Одной из ключевых предпосылок русского ренессанса стало приобщение к «русской античности», то есть к культуре Древней Руси. Как по мановению волшебной палочки, русские художники, композиторы, зодчие, скульпторы обратились к русской традиционной культуре. Именно она стала мощным импульсом поступательного развития русской культуры в условиях рубежного времени. Правомерно, объективно идентифицировать это рубежное время не как Серебряный, а как Золотой век русской культуры. Все достижения этого времени состоялись не вопреки, а благодаря многим причинам и предпосылкам. Культурный ренессанс в России оказал огромное воздействие на мировую культуру. Ключевые слова: культурный ренессанс, русская античность, предпосылка ренессанса.
A. A. Aronov
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
CULTURAL RENAISSANCE IN RUSSIA
AT THE TURN OF XIX-XX CENTURIES: WHAT WAS REBORN?
This article discusses one of the most famous periods in the history of Russian culture of the XIX — XX centuries. Nicholay Alexandrovich Berdyaev called cultural and spiritual Renaissance. This rise of Russian culture had its background and reasons for reforms 60—70-ies of the XIX century, the flourishing of philanthropy and charity in Russia. One of the key issues of the Russian Renaissance was the introduction to the so-called antiquity of the Russian, i.e. to the Ancient culture of Russia. With the wave of a magic wand the Russian artists, composers, architects, sculptors, turned to Russian traditional culture. It became a powerful impetus to the progressive development of Russian culture in terms of the boundary time. Legitimate, objectively to identify this milestone time not as Silver, but as the Golden age of Russian culture. All the achievements of this time took place not despite, but due to many reasons and prerequisites. Cultural Renaissance in Russia had an enormous impact on world culture. Keywords: cultural Renaissance, Russian antique, background the Renaissance.
В Италии на этапах Проторенессанса (XIII век) и Высокого Ренессанса (XIV-XVI века) возрождалась в новых исторических условиях античность. Что же возрождалось в России в конце XIX - начале XX веков? Факты истории отечественной
культуры рубежного времени объективно приводят нас к обязывающему выводу: мощным импульсом расцвета культуры этого времени стало обращение к «русской античности» - культуре Древней Руси. Каковы истоки этого глубокого, активного
АРОНОВ АРКАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ — доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
ARONOV ARKADY ALEKSEYEVICH - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Full Doctor of Cultural 10 Studies, Head of Department of history, cultural history and museology, Faculty of humanities and social
studies, Moscow State Institute of Culture, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation
e-mail: agkazakova@yandex.ru © Аронов А. А., 2016
интереса к русской старине? Мы полагаем, что важной вехой в развитии и укреплении этого патриотического интереса стало творчество известных славянофилов, в том числе таких, как братья Иван и Константин Аксаковы, Иван и Пётр Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, М. П. Погодин, и других. В 40-50-е годы XIX века славянофилы, ратовавшие за допетровскую Русь, вели жаркие споры со своими постоянными оппонентами - западниками.
Споры велись в основном в Москве и, более того, в пределах Московского университета на Моховой. Эта дискуссионная площадка представляется нам совершенно естественной: в Московском университете преподавали тогда и славянофил Михаил Петрович Погодин (18001875), и лидер западников - Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855).
Каждое из течений общественно-политической мысли абсолютизировало что-нибудь одно: славянофилы - исключительность исторического пути Руси-России, западники - исключительность развития по западному, европейскому пути. И тогда, когда Россия после реформ 60-70-х годов XIX века пойдёт вперёд, несмотря на известную ограниченность реформ, «семимильными шагами», к позициям славянофилов будет проявлено самое пристальное внимание со стороны как художественной, так и научной интеллигенции. Именно в рубежное время в общественно-политическом сознании многих россиян отчётливо прослеживается повышенный, стойкий интерес к проблемам русской духовности, великой русской святости, к истории Русской православной церкви.
Огромное влияние на русскую религиозную философию оказал в предренес-сансное время выдающийся русский философ Владимир Сергеевич Соловьёв (18531900). Можно утверждать, что вся блестящая когорта русских религиозных фило-
софов первой половины XX века вышла в какой-то степени из Соловьёва: Николай Александрович Бердяев (1874-1948), Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), Павел Александрович Флоренский (18821937), Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962), Георгий Васильевич Флоров-ский (1893-1979), Георгий Петрович Федотов (1886-1951), Лев Платонович Карсавин (1882-1952), Семён Людвигович Франк (1877-1950).
Ни до, ни после русская религиозная философская мысль никогда не достигала такого расцвета. В связи с этим заметим, что Н. А. Бердяев, русский Гегель XX столетия (так в Европе называли выдающегося русского философа), обозначил рубежное время в России конца XIX - начала XX века как культурный, духовный ренессанс. Убеждены в том, что это определение в полной мере соответствует действительности. Именно в это время в России жил и творил свои судьбоносные дела Иоанн Кронштадтский (1829-1908) - церковный проповедник, духовный писатель, протоиерей и настоятель Андреевского собора (Кронштадт). Он имел при жизни славу «народного святого». Впоследствии был канонизирован Русской православной церковью.
В рассматриваемое время знаменитая святая обитель, оплот русского старчества - Оптина пустынь - становится одним из центров культурной жизни России: сюда, в Оптину, за советом приезжали к великому оптинскому старцу Амвросию Оптин-скому (1812-1891) такие писатели, философы, мыслители, как Лев Николаевич Толстой и Фёдор Михайлович Достоевский.
В годы культурного, духовного ренессанса в России переживала расцвет Московская духовная академия. Именно в это время в академии преподавали такие знаменитые историки Русской православной церкви, как Евгений Евсигнеевич Голубин-
ский (1834-1912) и Николай Фёдорович Каптерев (1847-1917). В этой же академии (наряду с основной работой в Московском университете) преподавал крупнейший историк России Василий Осипович Ключевский (1841-1911). Именно ему руководством академии в 1892 году было поручено сделать основной доклад о преподобном Сергии Радонежском - в связи с 500-летием преставления самого почитаемого русского святого. Очевидно, что есть объективная логическая взаимосвязь между обращением к «русской античности» и повышением внимания к русской святости, расцветом святых обителей, подъёмом духовного образования в России.
В точно такой же логической взаимосвязи, в этом же контексте правомерно рассматривать как закономерное явление массовое открытие в России «кладовых исторической памяти», то есть музеев. Своими уникальными экспозициями музеи утверждали чувство гордости за Русь, за Россию, исторический путь Родины, за её великую культуру. В Москве открываются: Исторический музей (1881); Музей изящных искусств (1912; архитектор Р. И. Клейн); Литературно-Театральный музей Императорской Академии наук (Бахрушинский музей) (1894; архитектор К. К. Гиппиус); Кустарный музей (первоначальное название - Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства, один из старейших музеев Москвы, основан Сергеем Тимофеевичем Морозовым в 1885 году; архитектор С. У. Соловьёв); Московская городская художественная галерея Третьяковых (сегодня - Государственная Третьяковская галерея), основана в 1856 году как частное собрание, а в 1892 году передана Павлом Михайловичем Третьяковым вместе с коллекцией Сергея Михайловича Третьякова в дар городу Москве. В 1907 году в Москве открывается Политехнический музей
(архитекторы И. А. Монигетти, Н. Шохин, П. Воейков и В. Ерамишанцев; основой первой экспозиции музея стали экспонаты политехнической выставки, прошедшей в 1872 году на Пречистенке, в доме № 7).
13 апреля 1895 года высочайшим указом объявляется об учреждении в Петербурге Русского Музея Императора Александра III (сегодня - Государственный Русский музей). Музей был открыт в 1898 году в Михайловском дворце. Здесь были представлены богатейшие коллекции древнерусского искусства.
В Подмосковье, в Абрамцево, по инициативе Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых в 1885 году создан Музей русского народного искусства. Примерно в это же время княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, по примеру Мамонтова, создаёт на Смоленщине, в имении Талашкино, музей русской старины, который получит название «Скрыня». Там же, в Талашкино, по инициативе княгини создаются художественно-промышленные мастерские, деятельностью которых будет руководить ученик И. Е. Репина Сергей Васильевич Малютин. Он же распишет здание «Скрыни» по мотивам сказаний, былин, преданий. В художественно-промышленных мастерских Тенишевой воссоздавались на основе эколого-культурных экспедиций старинные крестьянские одежды Смоленского края.
Эколого-культурные эксперименты Мамонтова и Тенишевой имели чёткую целевую установку: воссоздать в Абрамцево и Талашкино островки (=оазисы) исконно русской культуры. Вот почему в Абрамцево будет построена изба на курьих ножках - ожившая сказка. Там же, в Абрамцево, будет основана керамическая мастерская под руководством Михаила Александровича Врубеля. В мастерской создавались керамические панно, темы которых были навеяны «русской античностью»,
сюжетами и образами Древней Руси. В 1882 году в Абрамцево будет построена церковь по образцу древних новгородских православных храмов. В свою очередь, княгиня Тенишева построит в предместье Талашкино, во Флёново, Церковь Святого Духа, которую украсит мозаика Н. К. Рериха «Спас Нерукотворный».
В годы культурного, духовного ренессанса в России, как по мановению волшебной палочки, чётко проявит себя зримый, наглядный, осязаемый лейтмотив всех слагаемых русской художественной культуры - обращение к «русской античности». Этот лейтмотив убедительно просматривается в живописи - в творчестве Н. К. Рериха (1874-1947), В. М. Васнецова (18481926), А. М. Васнецова (1856-1933), М. А. Врубеля (1856-1910), И. Я. Билибина (18761942), М. В. Нестерова (1862-1942), А. П. Рябушкина (1861-1904) и других.
Так, обращение к «русской античности» преломляется:
• в творчестве Николая Константиновича Рериха в таких работах, как «Заморские гости» (1901), «Ростов Великий» (1903), «Дозор» (1905), «Гонец. Восстал род на род» (1897, первая картина из серии «Начало Руси. Славяне»);
• в творчестве Виктора Михайловича Васнецова - «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Ковёр-самолёт» (1880), «Богатыри» (1881-1898), «Алёнушка» (1881), «Витязь на распутье» (1882), «Снегурочка» (1899);
• в творчестве Аполлинария Михайловича Васнецова - «На рассвете у Воскресенских ворот. Конец XVII века» (1900), «Москва. Конец XVII века» (1902);
• в творчестве Михаила Александровича Врубеля - «Богатырь» (1898), «Царевна-Лебедь» (1890), эскиз гобелена «Царь Салтан» (1903), «Пан», «Садко у Ильмень озера» (обе - 1899), керамические работы - панно для камина «Микула Селянинович
и Вольга» (1899-1900) «Царь Берендей» (1899-1900), «Мизгирь» (1899-1900);
• в творчестве Ивана Яковлевича Били-бина - ранние иллюстрации к народным сказкам (1899-1902), иллюстрации к былине «Вольга» (1902-1904), иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» (1904-1906), иллюстрации к «Сказкам» А. Рославлева (1908-1911);
• в творчестве Михаила Васильевича Нестерова - «Пустынник» (1888-1889), «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890), «Великий постриг» (1897-1899), «Святая Русь» (1901-1906);
• в творчестве Андрея Петровича Рябуш-кина - «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880), «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899), «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901).
Особенно принципиальный поворот к «русской античности» просматривается в творчестве Михаила Александровича Врубеля. Ведь до встречи художника с Саввой Ивановичем Мамонтовым (вторая половина 90-х годов XIX века) работы художника были мало связаны с русской темой: «Обручение Марии с Иосифом» (1881), «Античный мотив» (1881-1882), «Натурщица в обстановке Ренессанса» (1883), «Гамлет и Офелия» (1883), «Пирующие римляне» (1883), «Сальери» (1884), «Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача» (1884), «Персидский принц» (1886), «Суд Париса» (1893), «Испания» (1894) и другие.
Обращение к «русской античности» более чем заметно и в творчестве русских композиторов рубежного времени. Так, творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908) органично связано с историей Руси-России, русскими сказками, былинами, преданиями старины глубокой. Вспомним крупные произведения композитора, созданные в конце XIX - начале XX века: «Псковитянка» (1872), «Май-
ская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей Бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Фев-ронии» (1904), «Золотой петушок» (1907).
А какова была ведущая тема трёх знаменитых балетов Игоря Фёдоровича Стравинского: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913)? Та же, что и у Римского-Корсакова: Русь языческая, Русь православная, Святая Русь. В этом же ряду стоят произведения Александра Константиновича Глазунова - «Лес» (1887), «Кремль» (1890), «Весна» (1891), «Карельская легенда» (1916), Александра Тихоновича Гречанинова -опера «Добрыня Никитич» (1903), музыка к спектаклю «Снегурочка» Островского (1900), Анатолия Константиновича Лядова - «Баба Яга» (1904), «Волшебное озеро» (1909), «Кикимора» (1910), баллада «Про старину» (1889) и другие.
Ту же тенденцию культурного, духовного ренессанса - обращения к «русской античности» - зримо прослеживаем и в творчестве скульпторов. Так, например, в 1909 году у Сергея Тимофеевича Конёнкова (1874-1971) появляется ряд деревянных скульптур - «Лесовик», «Сова», «Ве-ликосил», «Старенький старичок», в 1910 году - «Старичок-полевичок», «Стрибог», «Слепой» и другие.
В том же контексте правомерно рассматривать ряд работ Марка Матвеевича Антокольского (1843-1902), в том числе такие как «Иван Грозный» (1872), «Нестор-летописец» (1890), «Ермак» (1891), «Ярослав Мудрый» (1891).
Подводя итог сказанному, поставим перед собой вопрос, уже озвученный в начале статьи: кто инициировал поворот российского общественного сознания в сторону русской традиционной культуры, культуры Древней Руси, «русской античности»? Кто был первопроходцем? Кто в
числе первых увидел в традиционной русской культуре корневую систему великой русской культуры?
Ранее в связи с этим мы говорили о славянофилах, но если обратиться к фактам, то первыми исключительное значение русской традиционной культуры признали старообрядцы. Именно они, спасаясь от преследований сторонников патриарха Никона, уходя далеко в тайгу, сознательно уносили с собой предметы исконно русской веры, иконы старого письма, старинные книги, предметы старинной утвари, а себя называли ревнителями старой веры.
Старообрядцы, некогда гонимые, уничтожаемые, совершенно бесправные, на рубеже XIX-XX веков внесли весомый вклад в торжество русского культурного ренессанса. Они не держали камня за пазухой, не озлобились на весь мир. Более того, они будут помогать другим, они ярко проявят себя на ниве меценатства и благотворительности. Такой вывод в полной мере подтверждается конкретными милосердными делами всех четырёх ветвей Морозовых, Хлудовых, Рябушинских, Рахмановых, Солдатёнковых и других.
Особо скажем об одном из крупнейших русских промышленников - старообрядце Василии Александровиче Кокореве (18171889). Это о нём в 1856 году писал Сергей Тимофеевич Аксаков в письме к художнику К. А. Трутовскому: «Этот человек сам по себе чудное произведение русской природы». По просьбе Аксакова Кокорев на свои деньги организовал поездку художника в Италию. Значительную материальную помощь оказал Кокорев и другому художнику аксаковского круга - Э. А. Дмитриеву-Мамонову. Было с кого брать пример благотворительности будущему меценату Савве Ивановичу Мамонтову. В некрологе на смерть В. А. Кокорева говорилось, что ему «обязан возникновением т.н. "Русский стиль" ... Чуть ли не первый
Кокорев поставил на стол своего кабинета золотой лапоть, и с этого лаптя началось изучение народного художества, которое открыло нашему искусству новые горизонты».
Культурный ренессанс в России, произошедший на рубеже XIX-XX веков, стал объективно золотым веком русской культуры, который повлиял на всю мировую культуру. И этот взлёт отечествен-
ной культуры состоялся не вопреки серьёзным обстоятельствам, как это произошло в первой половине XIX века, когда во времена «Николаевской ночи» над Россией всё живое было прибито к земле. Напротив: культурному, духовному ренессансу рубежа веков способствовали архиважные факторы и предпосылки, среди которых одним из ключевых стало приобщение к «русской античности».
Ф^^ИЛОСОФ И ВЛАСТЬ: В. В. РОЗАНОВ О ЦЕННОСТНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 1(091):321.01 С. В. Ханжов
Московский государственный институт культуры
В статье анализируется вопрос о том, как взаимосвязаны ценностная трансформация культуры и дискурс власти, на примере политических взглядов русского философа В. В. Розанова. Рассматриваются такие известные работы мыслителя, как «Последние листья» и «Апокалипсис нашего времени». На основе этого автор статьи делает вывод о том, что власть охраняет культуру от трансформации, так же как и культура выступает гарантом защиты власти, а смена власти под воздействием изменений (революционных), бесконтрольно (подпольно) происходящих внутри культуры, ведёт к ценностной трансформации культуры, что можно видеть на примере революционных преобразований, происходивших в Российской империи в начале ХХ века.
Ключевые слова: дискурс власти, В. В. Розанов, русская философия, политика, культурология, социология.
S. V. Khanzhov
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
PHILOSOPHER AND AUTHORITY: V. V. ROZANOV ABOUT THE NATIONAL CULTURE VALUE TRANSFORMATION
In article the question of how valuable transformation of culture and a discourse of the power are interconnected, on the example of political views of the Russian philosopher V. V. Rozanov is analyzed. Such known works of the thinker as "The last leaves" and "An apocalypse of our time" are considered. On the basis of it the author of article draws a conclusion that the power keeps culture from transformation as well as the culture acts as the guarantor of protection of the power, and change of the power as a result of the changes (revolutionary) uncontrolledly (podpolno) occurring in culture leads to valuable transformation of culture that it is possible to see on the example of the revolutionary changes happening in the Russian Empire at the beginning of the XX century.
Keywords: the discourse of authority, V. V. Rozanov, Russian philosophy, politics, cultural studies, sociology.
ХАНЖОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — заместитель директора по инновационному развитию Информационно-библиотечного центра Московского государственного института культуры KHANZHOV SERGEI VLADIMIROVICH - Deputy Director for innovative development, Information library center, Moscow State Institute of Culture 15
e-mail: skhanzhov@mgik.org © Ханжов С. В., 2016