Реформирование уголовно-исполнительной системы
УДК343.812 : 67.4 Б43
V.I. BELOV*
ББК 67.409.021 i-n-i-w
RUSSIAN PRISON UNDER PRISON REFORM
Аннотация: в статье рассматриваются основные Annotation: the article deals with the main articles
положенияКонцепцииразвития уголовно-исполнитель- of the Concept of the Russian Prison System
ной системы в Российской Федерации до 2020 г., реко- Development till 2020 and the principles of the Standard
мендации международных стандартов обращения с зак- Minimum Rules for the Treatment of Prisoners reMmg
люченн^1ми в местах лишения свободы применитель- to Russian prisons-
но к положению осужденных в российской тюрьме. Keyw°rds: penal system, prison reform, a prison,
Ключевые слова: уголовно-исполнительная систе- pris°ners, security.
ма, реформирование, тюрьма, заключенные, режим.
По состоянию на 1 февраля 2010 г. в учреждениях УИС содержалось 862,3 тыс. человек, в том числе в 755 исправительных колонияхотбывало наказание 724 тыс. человек; в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось 129,8 тыс. человек; в 7 тюрьмах отбывало наказание 2,7 тыс.
ВЛАДИСЛАВ человек; в 62 воспитательных колониях для несовер-ИВАНОВИЧ шеннолетних - 5,8 тыс. человек. В исправительных БЕЛОВ* убеждениях содержится 69,4 тыс. женщин, при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 851 ребенок.
Уголовно-исполнительная система унаследовала своеобразный уклад тюремной жизни осужденных В местах лишения свободы проявляется активность криминальных лидеров, пытающихся насадить «воровские традиции». Развитию криминальной субкультуры способствуетсистема коллективного содержания осужденных, которая характеризуется постоянной регенерацией и сохранением рецидивной преступности.
В СВЕТЕ Начало реформирования УИС было положено Указом Президента России Б.Н. Ельцина от 8 октября 1997 г. N° 1100 «О реформировании уголовноисполнительной системы МВД РФ». Именно в это время система перестала носить карательный характер, был взят курс на гуманизацию исполнения уголовных наказаний. За прошедшие годы в УИС произошли определенные сдвиги в реализации международных стандартов, повышении ее прозрачности и подконтрольности институтам гражданского общества. Совершенствуется законодательство и практика назначения наказаний и избрания меры пресечения в виде содержания под стражей. Введены новые виды наказаний, альтернативные лишению
РОССИЙСКАЯ тюрьма
В СВЕТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯУИС
* Адъюнкт кафедры криминологии и организации профилактики преступлений (Академия ФСИН России).
E-mail: white228@,yandex.ru.
свободы. Вместе с тем в течение последних пяти лет численность осужденных, отбывающих наказание, в исправительных учреждениях увеличилась на 22 %, причем рост произошел в условиях понижения уровня преступности в стране.
Как отметил президент РФ Д.А. Медведев, «развитие уголовно-исполнительной системы должно происходить вместе с развитием всей политической составляющей, всей политической системы страны для целей демократического и прогрессивного развития государства на основе положений Конституции, на основе положений, которые гарантируют важнейшие права и свободы человека и гражданина»1.
В решении Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. (г. Вологда) были определены направления развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., которые легли в основу разработки Концепции развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 г.
Реформирование пройдет в три этапа вплоть до 2020 г. Первый этап уже начался (2009-2012 гг.). В течение этого времени предусматривается утверждение плана мероприятий, разработка и принятие целевых программ, изменение законодательства, а также более широкое внедрение в судебную практику альтернативных наказаний, создание государственнойслужбы пробации, тюрем особого режима, формулирование системы административного надзора МВД России.
Второй этап (2013-2016 гг.) предполагает перепрофилирование большей части учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режимов, создание новых колоний-поселений, сети социальных центров постпенитенциарной адаптации, расширение функций службы пробации.
Заключительный этап (2017-2020 гг.) - это завершение плановых и программных мероприятий, разработка документов и планирование развития уголовно-исполнительной системы на будущее.
«Та система, которая нам досталась в наследство, которую мы слегка подретушировали в 90-е годы... эта система сегодня уже, наверное, не соответствуеттребованиям дня. Она может быть укрупнена И в этом смысле, думаю, что та идея, которая прозвучала, - идея о том, чтобы в одном случае этот режим был близок к режиму колонии-поселения, или бывшего обязательного осуждения с привлечением к труду или освобождения с привлечением
к труду, то есть «химии», с одной стороны, а с другой стороны, это для лиц, совершивших тяжкое преступление, или лиц, в отношении которых не приходится сомневаться в их установках, - это была бы, по сути, тюремная система со всеми минусами. Главная цель реализации всех задач, естественно, заключается в том, чтобы мы смогли достичь необходимого уровня гуманизма в системе исполнения наказаний, улучшения условий содержания лиц, которые там содержатся, и приведение в соответствие всей системы уголовно-исполнительной и нормативной базы этой системы в соответствие с международными стандартами»2.
Статья 10 Европейских пенитенциарных правил3 гласит: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». Европейские пенитенциарные правила определяют для стран ЕС стандарты обращения с заключенными в местах лишения свободы, обеспечивающие соблюдение прав человека, основополагающие принципы содержания в камерах. Правила требуют, чтобы лицо, находящееся под стражей до суда или осужденное к лишению свободы, содержалось только в специально предназначенном для этого учреждении, то есть в тюрьме, причем по возможности ближайшей к месту жительства заключенного. Меры безопасности в тюрьмах не должны быть чрезмерными: достаточно, чтобы они могли предотвратить бегство охраняемого лица из-под стражи, причинение им вреда себе или другим заключенным.
Необходимо, чтобы национальные законодательства включали в себя минимальные стандарты для мест лишения свободы. Их нарушение не может оправдываться недостатком средств. Лица, задержанные до суда должны содержаться отдельно от тех, кто отбывает наказание, женщины - отдельно от мужчин, несовершеннолетние - отдельно от взрослых. В дневное время заключенные разных категорий могут встречаться для организованной совместной деятельности, но ночью их необходимо разделять. При размещении заключенных в камерах следует уважать их право на уединение, в частности, на время сна заключенные должны по возможности размещаться в индивидуальных камерах.
Состояние камер и в особенности спальных мест не должны оскорблять человеческое достоинство. Лиц, содержащихся в общих камерах, следует тщательно проверять, способны ли они жить вместе в таких условиях, нет ли у
Реформирование уголовно-исполнительной системы
Реформирование уголовно-исполнительной системы
них склонности к опасному поведению и другим злоупотреблениям, не возникнет ли риска гомосексуального домогательства. Тюремные помещения должны иметь достаточную площадь, кубатуру хорошо освещаться, отапливаться и вентилироваться. В каждой камере должен быть стол, стулья и полки для посуды.
Согласно требованиям Европейского комитета минимально допустимой площадью одиночной камеры считается 6 м2, и то лишь в том случае, если заключенный проводит значительную часть времени вне ее. Желательно, чтобы двое заключенных занимали камеру не меньше 9 м2. 12-метровые камеры были признаны достаточными для трех, а 16-17-метровые -для четырех человек, хотя в последнем случае условия содержания были признаны стесненными. Не одобряется размещения заключенных в многолюдных спальных камерах, даже если они достаточно просторны, поскольку в этом случае нарушается право на уединение, увеличивается риск внутритюремного насилия, а у персонала возникают трудности в осуществлении контроля. Тем не менее помещение площадью 21 м2 является приемлемым для пяти заключенных, 25 м2 - для шести, 35 м2 - для семи и 60 м2 - для двенадцати. Временно Европейский комитет готов согласиться и с более низкими стандартами.
Условием гуманного обращения и сохранения достоинства личности остается возможность отправления физиологических потребностей пристойным образом и в любое время.
Заключенные в тюрьме должны получать трехразовое питание в надлежащее время, так чтобы перерывы между приемами пищи не были слишком продолжительными. Необходимо, чтобы каждый заключенный всегда имел доступ к питьевой воде.
Условия отбывания в местах лишения свободы должны позволять заключенным проводить достаточно времени вне камер, иметь возможность общаться и поддерживать социальные связи. Тюремному начальству следует обеспечить заключенных работой, по возможности такой, чтобы после освобождения они могли воспользоваться приобретенными навыками. Молодым заключенным следует предоставить возможность получить профессию. Заработанные деньги заключенный должен иметь право хотя бы частично потратить на себя и на поддержку своей семьи или отложить до освобождения. Важно, чтобы работа ни в коем случае не использовалась как наказание. Рабочие места в тюремных мастерских долж-
ны соответствовать стандартам охраны труда, действующим на аналогичных производствах. Максимальная продолжительность рабочего дня и рабочей недели в тюрьме регулируется общенациональными законами о труде.
Образовательные программы должны охватывать в первую очередь неграмотных и молодежь. Программы общего образования и профессионального обучения в тюрьме должны быть интегральной частью национальной системы образования, чтобы после освобождения заключенный мог продолжить обучение. Тюремные библиотеки следует обеспечивать как художественной, так и образовательной литературой.
Особые меры безопасности и дисциплинарные меры наказания могут применяться только в исключительных случаях Характер этих мер, продолжительность и основания для их применения должны быть четко оговорены в законодательстве. Решение об их применении принимается только уполномоченным руководителем индивидуально в отношении каждого заключенного и лишь тогда, когда другие меры воздействия не приносят успеха В качестве дисциплинарных мер абсолютно недопустимы телесные наказания, использование смирительных рубашек и наручников, помещение в темную одиночную камеру и другие способы причинения физических и душевных страданий и унижение человеческого достоинства. Одиночное заключение может применяться в исключительных случаях и на короткий срок.
Тюремные служащие не могут применять силу против заключенных (за исключением самозащиты, предотвращения попытки к бегству или открытого неповиновения законным приказам). В исключительных случаях, которые должны быть определены законом или иным действующим нормативным актом, в помощь служащим на территорию тюрьмы могут вводиться подразделения других силовых структур. Наручники, смирительные рубашки и аналогичные им средства, ограничивающие движение, могут применяться только в качестве меры предосторожности на время транспортировки заключенного, чтобы предотвратить возможный побег.
За исключением чрезвычайных ситуаций служащие не должны иметь при себе на территории тюрьмы огнестрельного оружия или угрожать заключенным дубинками. Инспекторы Европейского комитета, например, признали не допустимой практику использов ания по лици-ей ножных цепей и кандалов, поскольку ведо-
мый против воли арестованный может в этом случае получить увечья4.
При необходимости заключенному должна быть предоставлена возможность воспользоваться помощью адвоката и услугами переводчика. Жалоба начальнику тюрьмы, представителям надзирающих инстанций и международных организаций может быть высказана устно, передана в письменном виде или отправлена по почте. Каждое прошение или жалоба подлежат незамедлительномурассмотрению, и ответ своевременно сообщается заключенному5.
С 2010 г. в 97 следственных изоляторах старого типа условия содержания подследственных приводятся в соответствие с законодательством Российской Федерации. Условия содержания в них будут соответствовать международным. К 2017 г. общее количество следственных изоляторов с учетом возможного закрытия 12 из них возрастет до 230. Условия содержания подследственных в них будут соответствовать законодательству Российской Федерации, а в 26 следственных изоляторах - международным стандартам. К 2017 г. условия содержания осужденных во всех исправительных учреждениях также будут соответствовать законодательству Российской Федерации.
Лишение свободы будет исполняться в исправительных учреждениях следующих типов: тюрьмы и колонии-поселения, лечебно-исправительные, лечебно-профилактические учреждения, воспитательные дома для несовершеннолетних.
К 2020 г. уголовно-исполнительная система Российской Федерации будет иметь тюрьмы с тремя режимами содержания. Тюрьмы общего режима предназначены для содержания лиц, впервые осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления; для осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, ранее осуждавшихся к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести; для совершивших в колониях-поселениях преступления небольшой и средней тяжести; переведенных из колоний-поселений или из
тюрем усиленного режима в виде санкции, или поощрения, соответственно.
Тюрьмы усиленного режима предназначены для содержания лиц, ранее не менее двух раз отбывавших лишение свободы и вновь осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и направленных судом для отбывания наказания в данный вид учреждений, либо признанных опасными рецидивистами, либо переведенных туда из тюрем общего режима в виде санкции за злостные и систематические нарушения режима содержания, попытки побега, дезорганизации работы учреждений УИС, подготовку к преступной деятельности.
Тюрьмы особого режима предназначены для содержания лиц, осужденных к лишению свободы за неоднократное совершение особо тяжких преступлений, в том числе осужденных к пожизненному лишению свободы, а также для лиц, признанных активными членами и лидерами преступных сообществ, особо опасными рецидивистами, «воров в законе», осужденных за тяжкие преступления террористической и экстремистской направленности. В тюрьмах особого режима предполагается содержание осужденных в строгих и обычных условиях
Реализация Концепции развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 г. позволит приступить к выполнению требований Европейского комитета и обязательств, взятых Российской Федерацией при вступлениив Совет Европы, а также ряда международных договоров, касающихся обеспечения прав и законных интересов подследственных и осужденных, подписанных Российской Федерацией.
Предстоящее реформирование уголовно-исполнительной системы России, переход к содержанию определенных категорий осужденных к лишению свободы в основном в тюрьмах не означает усиления закрытости исправительных учреждений. Реформирование УИС рассматривается как процесс комплексного решения многих вопросов, непосредственно связанных с воспитательным процессом и социальной реабилитацией осужденных
1 О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: Стенографический отчет о заседании президиума Государственногосовета 2009 г.
2 Там же.
3 См.: Международный пакт о гражданских и политических правах: принят резолюцией2200 А (XXI) Г ене-ральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу 23 марта 1976 г.
4 См.: ШленскаяН. Европейские стандарты содержания в местах лишения свободы // Отечественные записки. 2008. № 2.
5 См.: Там же.
Реформирование уголовно-исполнительной системы