УДК 343.81 ББК 67.409.021
П16 D.A. Panarin, R.E. Litvinyuk
MAIN TRENDS OF REMAND PRISONS’ ACTIVITY IN CONDITIONS OF PENAL SYSTEM REFORM
Annotation: the article deals with the state and perspectives of remand prisons in conditions of penal system reform and measures of their activity’s optimization.
Key words: penal system, recommendations of international organizations, remand prisons, prison conditions of
suspected and accused people, restraint.
ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПАНАРИН, кандидат юридических наук, доцент, начальник высших академических курсов (Академия ФСИН России);
РОСТИСЛАВ ЕВГЕНЬЕВИЧ ЛИТВИНЮК, начальник ФБУ ИЗ-41/1 (УФСИН России по Камчатскому краю). E-mail:vak@,academjust.ryazantelecom.m
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИЗО В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УИС
Аннотация: в статье рассматриваются состояние и перспективы функционирования следственных изоляторов в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, предлагаются меры, направленные на дальнейшую оптимизацию их деятельности.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, рекомендации международных организаций,
следственные изоляторы, условия содержания подозреваемых и обвиняемых, мера пресечения.
Нельзя отрицать тот объективный факт, типа в Российской Федерации начата в середи-
что степень развития права в государстве, не 90-х годов XX века. Ее проведение от-
его демократические и гуманистические на- части было обусловлено сложной обстанов-
чала во многом определяются направленнос- кой в следственных изоляторах (СИЗО) (не-
тью и характером уголовно-исполнительной хватка камерных площадей, почти двойное
политики. Уголовное судопроизводство, имея переполнение, изношенность материальной
своим основным назначением обеспечение базы учреждений, антисанитарные условия
законности и правопорядка в государстве и содержания подследственных), а также не-
обществе, одновременно призвано защищать обходимостью выполнения Российской Феде-
граждан от незаконного обвинения, осужде- рацией ряда обязательств, принятых в связи
ния, ограничения их прав и свобод. В ряду присоединения в 1996 г. к Уставу Совета Ев-
правовых средств достижения этих целей на- ропы и в 1998 г. к Конвенции о защите прав
ходится и институт заключения под стражу человека и основных свобод. Реформирова-подозреваемых, обвиняемых и осужденных. ние осуществлялось по трем основным на-
Однако приходится учитывать, что зак- правлениям1 : лючение под стражу связано с существен- - совершенствование нормативно-правовой
ными ограничениями прав человека и инте- базы УИС;
ресов личности, прежде всего права на сво- - обеспечение соответствующих условий
боду. В связи с этим применение данной содержания под стражей путем расширения
меры пресечения должно обеспечиваться с сети следственных изоляторов и ввода в
учетом международных принципов и норм в действие дополнительных камерных площадей; области прав человека. - разгрузка следственных изоляторов за
Работа по реформированию уголовно-ис- счет сокращения числа транзитных перево-
полнительной системы (УИС) и уменьше- зок, организации взаимодействия с судами,
нию загруженности учреждений тюремного органами внутренних дел, прокуратуры по
вопросам сокращения сроков расследования уголовных преступлений, рассмотрения дел судами первой и второй инстанций, ускорения документального оформления судебных решений и использования других возможностей.
Важнейшим событием, серьезным образом повлиявшим на процессы, связанные с исполнением заключения под стражу, явилась передача в 1998 г. уголовно-исполнительной системы из Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.
За 1999-2008 гг. принято 34 федеральных закона и более 40 постановлений Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, направленных на государственную поддержку УИС, укрепление гарантий прав граждан, совершивших преступления и временно изолированных от общества.
После введения в действие в 2002 г. Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, установившего судебную процедуру избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, численность лиц, содержащихся в СИЗО, значительно сократилась. В целях разгрузки следственных изоляторов на законодательном уровне предусмотрена возможность создания на территории исправительных учреждений помещений, функционирующих в режиме СИЗО.
Комплекс проведенных мероприятий позволил добиться снижения численности лиц, заключенных под стражу, содержащихся в следственных изоляторах, с 295 тыс. человек в 1996 г. до 133 тыс. - в 2008 г., или более чем в 2,2 раза*.
Существенно улучшились условия содержания в СИЗО подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. С 1994 по 2006 год ФСИН России реализовано две федеральные целевые программы: «Федеральная программа строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также строительства жилья для персонала указанных учреждений на период
* Здесь и далее приводятся статистические данные из доклада начальника управления организации деятельности тюрем и следственных изоляторов ФСИН России В.В. Цатурова, прозвучавшего в рамках проведения учебного занятия со слушателями высших академических курсов Академии ФСИН России категории «Начальники следственных изоляторов и тюрем» 11 февраля 2010 г.
до 2000 года» и «Реформирование уголовноисполнительной системы на 2002-2006 годы». В рамках реализации Программы до 2000 года в следственных изоляторах было введено 12,1 тыс. мест, а в соответствии с Программой до 2006 года - 13,1 тыс. мест.
По инициативе и при непосредственном участии ФСИН России в 2006 г. Правительством Российской Федерации была разработана и утверждена Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)». За три года ее реализации в СИЗО введено 4,3 тыс. мест.
Кроме того, за последние 8 лет за счет внутренних резервов и собственных средств уголовно-исполнительной системы в СИЗО было создано дополнительно более 24 тыс. мест.
В результате принятых мер средний размер камерной площади, приходящейся на одного содержащегося под стражей в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, доведен до установленной законом нормы и по состоянию на 1 января 2009 г. составил 4,5 м2.
11 февраля 2009 г. на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым определены основные стратегические направления, которые, по сути, ознаменовали начало нового этапа реформирования уголовно-исполнительной сис-темы2 :
1) декриминализация части уголовно наказуемых деяний, не представляющих значительной общественной опасности, и перевод их в категорию административных проступков с одновременным усилением административной ответственности за их совершение;
2) сокращение сферы применения меры уголовно-процессуального пресечения в виде заключения под стражу, в том числе за счет расширения сферы применения других мер пресечения, таких как залог, домашний арест, личное поручительство;
3) сужение области применения наказания в виде лишения свободы посредством развития альтернативных мер: обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы;
4) изменение режима отбывания наказания в виде лишения свободы и организаци-
онных форм деятельности российских исправительных учреждений в направлении их приближения к аналогичным заведениям европейского типа;
5) создание системы постпенитенциарной помощи и контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
В настоящее время Минюстом России совместно с Федеральной службой исполнения наказаний и другими заинтересованными министерствами и ведомствами завершается подготовка концепции развития уголовноисполнительной системы до 2020 г.
Реализация концепции предполагается в три этапа.
Первый этап (2009-2012 гг.) предусматривает утверждение плана мероприятий, разработку и принятие федеральных целевых программ по основным направлениям деятельности, изменение законодательства, корректировку процессуальных оснований, следственной и судебной практики избрания меры пресечения в виде содержания под стражей; более широкое внедрение в судебную практику наказаний, альтернативных лишению свободы; создание государственной службы пробации, тюрем особого режима, а также ряд иных практических мероприятий.
Второй этап (2013-2016 гг.) включает в себя перепрофилирование большей части исправительных учреждений в тюрьмы общего и усиленного видов режима, создание новых колоний-поселений, сети социальных центров постпенитенциарной адаптации; расширение функций службы пробации.
Третий этап (2017-2020 гг.) - завершение плановых и программных мероприятий по основным направлениям деятельности, разработка документа по планированию развития уголовно-исполнительной системы на 2020-2030 гг.
Предполагается, что вновь созданная структура учреждений УИС будет включать в себя:
- 196 следственных изоляторов с условиями содержания, соответствующими европейским стандартам;
- 210 колоний-поселений, в том числе с усиленным наблюдением;
- 246 тюрем общего режима с лимитом 1000 мест каждая, из них 58 тюрем общего режима для женщин с лимитом 1000 мест каждая;
- 161 тюрьму усиленного режима с лимитом 1000 мест каждая;
- 21 тюрьму особого режима с лимитом 400 мест каждая;
- 84 лечебно-исправительных и лечебнопрофилактических учреждения;
- 33 воспитательных дома для несовершеннолетних.
В настоящее время в состав уголовноисполнительной системы входит 220 следственных изоляторов, 7 тюрем, 164 помещения, функционирующих в режиме следственного изолятора, в которых на 1 января 2010 г. содержалось 133,8 тыс. человек, или 80,1 % от установленного лимита мест. В результате работы, проводимой по разгрузке указанных учреждений, количество содержавшихся в них лиц по сравнению с 2008 г. сократилось на 10,8 тыс. человек, или на 7,5 %.
Снижение численности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в СИЗО, в основном обусловлено уменьшением количества лиц, в отношении которых судами в качестве меры пресечения было избрано заключение под стражу; улучшением взаимодействия с судами, органами внутренних дел, прокуратуры по вопросам сокращения сроков расследования уголовных преступлений, рассмотрения дел судами первой и второй инстанций, ускорения документального оформления судебных решений; проведением плановой работы по обеспечению своевременного этапирования осужденных из СИЗО к месту отбывания наказания.
Политика ФСИН России, направленная на изменение сложившейся практики избрания меры пресечения, также приносит положительные результаты. По итогам 2009 г. в следственные изоляторы поступило 345,1 тыс. человек, в отношении которых судами в качестве меры пресечения было избрано заключение под стражу, что на 33,7 тыс. человек, или на 8,9 %, меньше, чем в 2008 г.
Количество вновь арестованных лиц за совершение преступлений небольшой и средней тяжести по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 18,8 тыс. человек, или на 11,9 %. Доля лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, в 2009 г. снизилась и составила 40,3 % от общей численности вновь арестованных, в то время как в 2008 г. она была 41,6 %.
По сравнению с 2008 г. также отмечается снижение количества вновь поступивших в следственные изоляторы несовершеннолетних и женщин (на 35 и 7 % соответственно), в том числе за преступления небольшой и средней тяжести (на 35 и 8 %).
В целях создания надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях тюремного типа продолжалась работа по вводу дополнительных мест, практически во всех учреждениях организовано проведение капитальных и текущих ремонтов.
Всего в 2009 г. в следственных изоляторах и тюрьмах введено 703 места, из них 676 мест в рамках программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)»: приказами Министерства юстиции Российской Федерации в Республике Ингушетия создан новый следственный изолятор на 76 мест; увеличен лимит наполнения СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве на 600 мест.
В настоящее время дорабатываются с учетом замечаний департаментов Минюста России проекты приказов, которыми предусмотрено создание следственного изолятора на 265 мест в ГУФСИН России по Пермскому краю, ПФРСИ на 50 мест в УФСИН России по Республике Саха (Якутия), а также увеличение лимитов наполнения 13 следственных изоляторов в 11 территориальных органах ФСИН России (республики Бурятия, Коми, Татарстан, Тыва, Чеченская Республика, Алтайский, Красноярский, Приморский края, Ростовская, Смоленская, Тверская области). Это позволит дополнительно ввести 1794 места для размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
На проведение текущих и капитальных ремонтов в следственных изоляторах и тюрьмах в 2009 г. было выделено 641,5 млн рублей, что на 12,8 % больше запланированного на эти цели финансирования.
Для повышения надежности охраны следственных изоляторов и тюрем, организации контроля за несением службы на постах, обеспечения безопасности личного состава, усиления надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными проводилась работа по оснащению учреждений интегрированными системами безопасности. Их внедрение позволяет минимизировать человеческий
фактор, оптимизировать штатную численность персонала, повысить престиж службы.
Оборудование СИЗО и тюрем интегрированными системами безопасности (ИСБ) производится на базе существующих систем путем их модернизации, доукомплектования, а также внедрения новых изделий. Данная работа ведется в соответствии с программой «Повышение уровня технической безопасности объектов УИС на 2009-2011 годы».
В 2009 г. монтажные и пусконаладочные работы по установке интегрированных комплексов безопасности завершены в 7 учреждениях территориальных органов ФСИН России (Самарская, Владимирская, Курганская, Орловская, Липецкая, Сахалинская, Камчатская области). В 6 учреждениях монтажные работы по установке ИСБ завершены в четвертом квартале 2009 г. и начаты пусконаладочные работы. В указанном квартале было закуплено и направлено в территориальные органы еще 15 ИСБ.
В 2010 г. планируется установить современные ИСБ в 21 следственном изоляторе.
Следует отметить, что коренным образом изменился подход к порядку оборудования учреждений интегрированными комплексами безопасности. Так, ранее все ИСБ поставлялись в следственные изоляторы и тюрьмы в базовой комплектации, без учета реального количества имеющихся режимных корпусов, наземных и подземных переходов, камер, их конструктивных особенностей, то есть не были ориентированы на конкретное учреждение. Дооборудование объектов производилось за счет внебюджетных средств и других источников финансирования и до настоящего времени полностью не завершено практически ни в одном учреждении тюремного типа. На современном этапе работа в данном направлении переориентирована на оснащение каждого учреждения, в котором устанавливается ИСБ, полным комплексом необходимого оборудования и перевод личного состава на прогрессивный метод несения службы.
Анализ текущего состояния дел в сфере функционирования следственных изоляторов, а равно ряда нормативных положений, содержащихся в документах, принятых во исполнение провозглашенных направлений реформирования системы исполнения уголовных наказаний, позволяет выделить первостепен-
ные задачи дальнейшего совершенствования деятельности следственных изоляторов в условиях реформирования УИС:
- обеспечение во всех следственных изоляторах стабильной управляемой обстановки за счет недопущения роста уровня преступности;
- активизация работы по противодействию попыткам лидеров уголовной среды дестабилизировать обстановку в учреждениях тюремного типа путем организации проведения комплексных профилактических мероприятий в отношении указанных лиц, осуществления мер эффективного противодействия их противоправной деятельности, обеспечения должного оборудования и функционирования специальных блоков;
- создание надлежащих условий содержания для лиц, заключенных под стражу, приведение их в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами, обеспечение раздельного содержания лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности, и лиц, ранее содержавшихся в местах лишения свободы, посредством их размещения на отдельных этажах и в отдельных режимных корпусах СИЗО;
- завершение оснащения учреждений тюремного типа современными инженернотехническими средствами безопасности в целях усиления надзора, повышения надежности охраны следственных изоляторов и тюрем, организации должного контроля за несением службы на постах, обеспечения безопасности персонала;
- качественный подбор, обучение и расстановка кадров с учетом степени профес-
сиональной подготовленности и умения принимать правильные решения в экстремальных ситуациях;
- создание персоналу следственных изоляторов достойных бытовых условий для несения службы и отдыха, для чего в каждом учреждении оборудовать помещения для переодевания, комнаты для подогрева и приема пищи, отдыха сотрудников дежурных смен; направление доходов от внебюджетной деятельности учреждения в первую очередь на социальное развитие учреждений и повышение уровня социальной защиты личного состава; активное применение методов морального и материального стимулирования сотрудников, на высоком профессиональном уровне выполняющих свои служебные обязанности.
Учет и развитие следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в обозначенных направлениях в кратчайшие сроки будет способствовать скорейшей трансформации уголовно-исполнительной системы с учетом требований и рекомендаций международно-правовых документов и реалий сегодняшнего дня и более качественной организации деятельности заинтересованных структурных подразделений в сфере комплексной организации функционирования учреждений УИС, обеспечивающих реализацию уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных функций.
1 См.: О реализации Программы «Следственный изолятор - 2006»: приказ ФСИН России от 31 января 2005 г. № 7.
2 См.: О состоянии уголовно-исполнительной системы РФ: стенограф. отчет заседания Президиума Госсовета РФ (Вологда, 11 февраля 2009 г.).