Реформирование уголовно-исполнительной системы
ISSN 1999-9917. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2010. № 2 (69)
3438 A.V. DERGACHEV*
EEK 67.409.021 A36
OPERATING SECURE, SAFE AND ORDERLY PRISONS UNDER PRISON REFORM IN RUSSIA
Атотация,: в сгатье рт^м^іривдегся перв°ш- Annotation: the article deals with operating secure,
чальный этап реформирования уголовно-исполни- safe and orderly prisons under prison reform in Russia.
тельной системы в части изменения порядка испол- The author shows strategic directions of the
нения и отбывания наказания в виде лишения св060- maintenance of a correct balance between security,
ды, указьтаются стратегические направления про- control and justice which is the key to an effectively
ведения режимных мероприятий в ИК, формулиру- managed prison
ется перечень первоочередн^іх зада4, которые нео6- Keywords: penal system, prison reform, security and
ходимо решить в ходе дашого процесса. safety, different levels of security, physical security, set
Ключевые слова: уголовно-исполнительная сис- of rules and regulations
тема, реформирование режимного мероприятия, раздельное содержание осужденных, технические средства надзора и контроля, нормативно-правовое закрепление процесса реформирования.
Начавшийся в стране процесс реформирования уголовно-исполнительной системы коренным образом меняет структуру и порядок исполнения наказаний. Предлагаемая новая структура системы учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, которая должна состоять из тюрем трех видов режима и двух видов колоний-поселений, полностью отличается я и по от сложившейся и функционирующей системы.
АЛЕКСАНДР Кардинальное изменение существующейсистемы
ВЛАДИМИРОВИЧ учреждений, исполняющих наказания, вызвано преж-ДЕРГАЧЕВ* де всего вступлением России в Совет Европы. Основной целью реформирования является обеспечение достойных условий содержания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, что подразумевает полную изоляцию осужденных, социализация которых возможна, от не желающих вста-
ОСОБЕННОСТИ вать на путь исправления и продолжающих нарушать
правила человеческого общежития. ПРОВЕДЕНИЯ Доведение данного процесса до логического завер-
РЕЖИМНЫХ шения потребует больших материальных и финансовых затрат, а также серьезных физических и мораль-МЕРОПРИЯТИИ ных усилий всего личного состава уголовно-исполни-
НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ тельной системы, что, кроме всего прочего, обусловливается масштабностью самого ведомства1. Как ЭТАПЕ отметил министр юстиции РоссийскойФедерации А.В. Ко-РЕФОРМИРОВАНИЯ УИС новалов на научно-практической конференции по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы, необходимо провести серьезные экспертные обсуждения на уровне экспертов, ученых, практиков, которые работают в системе ФСИН России.
Принимая во внимание то, что суть проводимых ------------------ изменений заключается в создании таких условий от-
* Заместитель начальника отдела режима (Управление режима и надзора ФСИН России). E-mail: [email protected]
бывания наказания, содержание в которых должно стать основой исправления человека (а не его унижения и озлобления), обеспечение раздельного содержания указанных категорий осужденных и их изоляция являются одной из первоочередных задач проведения режимных мероприятий. По мнению директора ФСИН России А.А. Реймера, для формирования современной и гуманной системы исполнения наказаний необходимо «на деле обеспечить сепарацию осужденных, то есть раздельное содержание лиц, способных к ресоциализации, и тех, кто по-настоящему является криминализированными личностями. И, отталкиваясь от достигнутого, последовательно... создавать ’’тюрьму завтрашнего дня”»2.
Актуальность и необходимость проведения режимных мероприятий по физическому разделению осужденных, социализация которых возможна, от тех, кто не может и не желает возвращения в общество в качестве законопослушного гражданина, основывается и на том, что их организация возможна уже сейчас без внесения изменений в действующее законодательство, а также дополнительных финансовых вложений. Без преувеличения можно сказать, что режимные мероприятия, проводимые в данном направлении, выступают в роли локомотива осуществляемой реформы.
Несмотря на то что требования по раздельному содержанию осужденных предусмотрены действующим законодательством, а именно ст. 80 УИК РФ, на деле данный вопрос решался неэффективно - путем содержания по разным изолированным участкам в одной ИК, не уделялось достаточно внимания разделению разных категорий осужденных и в следственных изоляторах.
Учитывая, что самой первой «инстанцией», в которой заключенный сталкивается с криминальной субкультурой, испытывает негативное влияние и приобретает отрицательный опыт, является следственный изолятор, мероприятия по обеспечению раздельного содержания необходимо начинать с момента заключения под стражу в следственном изоляторе.
Основными категориями, которые следует содержать раздельно, являются лица: впервые осужденные; впервые осужденные за особо тяжкие преступления; ранее отбывавшие лишение свободы; ранее отбывавшие лишение свободы при опасном рецидиве.
Первоначальный этап реформирования заключается в перераспределении указанной категории лиц в территориальных органах, где имеется более одной ИК каждого вида режима:
- в ИК общего режима путем направления в разные колонии лиц, впервые осужденных, и лиц, ранее отбывавших лишение свободы;
- в ИК строгого режима путем направления в разные колонии лиц, впервые осужденных за особо тяжкие преступления, лиц, ранее отбывавших лишение свободы, при рецидиве и лиц, ранее отбывавших лишение свободы, при опасном рецидиве.
Выполнение указанной задачи осуществляется по двум направлениям: этапированием по разным колониям отдельных категорий осужденных из следственных изоляторов и их этапированием из одной колонии в другую при нахождении в одном учреждении.
Вместе с тем возникает вопрос: как быть с теми территориальными органами, в которых имеется только по одной колонии определенного вида режима? В данном случае на первоначальном этапе указанную проблему необходимо решать путем содержания отдельных категорий осужденных раздельно в изолированных участках (отрядах). Режимные мероприятия должны проводиться для обеспечения полной изоляции разных категорий осужденных в период пребывания в карантинном отделении, при проведении массовых мероприятий, во время работы, приема пищи, нахождения в стационаре медицинской части и т. д. В целях недопущения нарушения принципа раздельного содержания указанных категорий осужденных, когда в территориальном органе вследствие пе-релимита возникают трудности с их равномерным размещением, в соответствии с ч. 2 ст. 73 УИК РФ должны своевременно приниматься меры по переводу осужденных в учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в которых имеются условия для их раздельного размещения с обеспечением надлежащей изоляции.
Одно из основных направлений обеспечения раздельного содержания разных категорий осужденных - изоляция злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания от основной массы осужденных
Считаем, что уже на первоначальном этапе злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания, лидеров уголовно-преступной среды, лиц, не желающих встать на путь исправления, отрицательно влияющих на оперативную обстановку насаждающих «воровские» традиции среди осужденных, противодействующих законным требованиям администрации, следует содержать в строгих условиях, ПКТ, ЕПКТ, в следственных изоляторах
Реформирование уголовно-исполнительной системы
Реформирование уголовно-исполнительной системы
в карцерах, а впоследствии необходимо переводить в тюрьму, так как именно данная категория спецконтингента - главные организаторы криминальной «оппозиции» в учреждениях3. Если осужденный продолжает злостно нарушать режим содержания, надо оставлять его в тюрьме не на три года, а до окончания срока лишения свободы. В то же время при отсутствии взысканий в период отбывания наказания в тюрьме и положительной характеристике, свидетельствующей что осужденный не нуждается в полном отбывании наказания в тюрьме, срок может быть сокращен. Для этого потребуется изменение п. «в» ч. 4 ст. 78 УИК РФ.
В связи с тем что порядок содержания осужденных в запираемых помещениях ИК общего и строгого режимов не урегулировануголовно-исполнительным законодательством, с целью усиления изоляции заслуживает внимания предложение о содержании разных категорий осужденных переведенных в строгие условия отбывания наказания, не в одном запираемом помещении, а раздельно в камерах. Для урегулирования данного вопроса необходимо разработать порядок содержания данных осужденных в камерах, согласовав его с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, либо внести соответствующие изменения в ст. 121 и 123 УИК РФ.
Следует учитывать, что при вышеуказанной сегрегации осужденных неизбежно осложнение оперативной обстановки в ИК и отрядах, где будет концентрироваться наиболее криминогенная часть осужденных, вследствие нежелания отрицательной части находиться в более строгих условиях. В связи с этим на первых же этапах реформирования УИС Федеральная службаиспол-нения наказаний будет вынуждена искать пути совершенствования имеющихся средств обеспечения правопорядка в исправительных учреждениях.
Отсутствие возможностей наращивания личного состава для обеспечения постоянного контроля за осужденными делает особенно актуальным применение технических средств надзора и контроля, использование которых с момента их появления сразу стало одним из приоритетных и наиболее перспективных направлений развития уголовно-исполнительной системы4. В настоящее время в тех учреждениях, где устанавливаются и грамотно используются технические средства, количество правонарушений удалось снизить на 25 %.
Технические средства в организации установленного порядка отбывания наказания используются в двух направлениях: для постоян-
ного надзора за осужденными и обеспечения контроля за доступом к различным охраняемым объектам.
Постоянный надзор за осужденными достигается путем использования средств аудиовизуального контроля за осужденными На конец 2009 г. в исправительных учреждениях для этих целей установлено около 18 000 видеокамер, что почти на 3 тыс. больше, чем в аналогичный период прошлого года, и в 5 раз больше, чем в 2005 г. (после образования ФСИН России)5.
При организации контроля за доступом к охраняемым объектам применяются различные охранные и тревожные сигнализации, системы блокировки помещений и их защиты и т. д.
Принципиальным для процесса реформирования является использование комплексных систем надзора, которые объединяют в себе систему мониторинга и управления внутренней территории, систему защиты периметра колонии, а также обеспечиваютвозможность взаимного дублирования пультов различных служб, наращивание аппаратуры, подключение новых устройств, дистанционный контроль со стороны региональных управлений Для создания единого информационного пространства используется принцип построения локальной вычислительной сети, позволяющий подключать к ней в любой ее точке различные устройства и системы.
Новым направлением внедрения научных исследований стала разработка систем электронного мониторинга и слежения за осужденными. Эксперимент по применению данной системы был успешно проведен на базе колонии-поселения № 10, а также в уголовно-исполнительных инспекциях по обеспечению исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в УФ-СИН России по Воронежской области.
Электронный мониторинг представляет собой систему индивидуальных электронных средств опознавания, изготовленных в виде браслета для ношения на руке, ноге или на других частях тела, снабженного техническим устройством, передающим сигналы на пульт слежения, который находится у оператора поста видеоконтроля
Дальнейшее развитие системы электронного мониторинга и слежения позволит контролировать место нахождения осужденных не только на территории ИУ и контрагентских объектах, но и в период их пребывания за пределами территории колонии на выходном дне, в отпуске, отслеживать маршрут движения к месту работы и обратно и т. д.
Параллельно с осуществлением мероприятий, направленных на обеспечение раздельного содержания осужденных, социализация которых возможна, от не желающих вставать на путь исправления и продолжающих нарушать правила человеческого общежития, а также на повышение эффективности организации надзора за ними, при создании новых видов тюрем, колоний-поселений потребуется внесение предложений в законодательство о порядке создания и функционирования новых видов исправительных учреждений различного режима содержания; об определении норматива численности персонала надзора.
Для определения общей стратегии отбывания наказания необходимо подготовить нормативные правовые акты по организации режима, обеспечению изоляции и надзору за осужденными в тюрьмах и колониях-поселениях, изменению правил внутреннего распорядка, соблюдению прав и законных интересов осужденных, исполнению ими своих обязанностей.
Воплощение задуманных идей и рекомендаций международных организаций в жизнь потребует больших усилий личного состава, для чего необходимо организовать профессиональную подготовку, переподготовку: повышение квалификации в соответствии с новыми требованиями, ввести во всех образовательных учреждениях специализацию по подготовке сотрудников для работы в новых условиях
Мы согласны с мнением С.А. Бажанова, Н.С. Клименкова, В.В. Федорова и других, утверждающих, что в условиях все возрастающих требований к сотрудникамуголовно-испол-нительной системы работу по повышению уровня профессионального мастерства личного состава можно без преувеличения назвать одной
из ключевых, в условиях же реформирования уголовно-исполнительной системы без должного внимания к данному направлению оперативно-служебной деятельности выполнение поставленных задач вообще невозможно6.
Необходимо также определить требования к оборудованиютюремных камер, прогулочных двориков, комнат свиданий, карантинов и других помещений, а также проработать многие другие вопросы, связанные с организацией порядка отбывания наказания.
Для правового обоснования начала реформирования нужно внести предложения в УК РФ об усилении ответственности за преступления, совершаемые осужденными в местах лишения свободы, в части увеличения санкций за побег из мест лишения свободы (ст. 313), оскорбление представителя администрации учреждения (ст. 319), дезорганизацию деятельности учреждений (ст. 321); в УИК РФ - о порядке содержания в колониях-поселениях осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, подлежащих переводу в другое исправительное учреждение; о приведении в соответствие ст. 82, 129 в части запрета использования и хранения осужденными, содержащимися в колонии-поселении, запрещенных предметов в общежитии и на производстве.
Таким образом, первоначальный этап реформирования системы исполнения наказаний подразумевает решение множества проблем. Вместе с тем любое реформирование - это процесс развития, поэтому от эффективности разрешения возникающих при этом задач будет зависеть успех совершенствования всей тюремной системы.
1 См.: РеентЮ.А. Как нам реформировать УИС, или Вновь об учете человеческого фактора // Реформа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. К 10-летию передачи УИС из ведения МВД в ведение Минюста и 15-летиею со дня принятия Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф., 27 ноября 2008 г.: в 2 ч. Рязань, 2009. С. 88.
2 См.: Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2009 г. и задачах на 2010 г.: материалы заседания коллегии ФСИН России от 19 февраля 2010 г. // Приложение к журналу «Преступление и наказание». 2010. Ч. 2. С. 3.
3 См.: Кутякин С.А. «Смотрящие» как основное звено неформальной организации криминальной оппозиции в следственных изоляторах // Реформа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Ч. 1. Рязань, С. 212.
4 См.: ФедоровВ.В. Перспективные направления обеспечения безопасности в исправительных учреждениях УИС // Реформа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Ч. 1. С. 178.
5 См.: Отчет о результатахоперативно-служебной деятельности отделов безопасности исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений и территориальных органов уголовно-исполнительной системы за 2005-2009 гг.
6 См.: Организация работы дежурной смены по осуществлению надзора за осужденными в ИК, ЛИУ и ЛПУ: учеб. пособие. М., 2008. С. 215.
Реформирование уголовно-исполнительной системы