Научная статья на тему 'Российская цивилизация, русская культура, культура русской провинции: характеристики и взаимодействие'

Российская цивилизация, русская культура, культура русской провинции: характеристики и взаимодействие Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4930
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY AND HISTORY OF CULTURE / РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / RUSSIAN CIVILIZATION / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / RUSSIAN CULTURE / ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROVINCIAL CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Купцова Ирина Александровна

В статье проанализирована сущность и характер взаимодействия российской цивилизации, русской культуры и провинциальной культуры. Особое внимание уделено роли русской провинции в сохранении и развитии отечественной культурной традиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the essence and interrelation of Russian civilization, Russian culture as a whole and the culture of the Russian Province. Special attention is paid to the role of the Russian province in the preservation and development of national cultural traditions

Текст научной работы на тему «Российская цивилизация, русская культура, культура русской провинции: характеристики и взаимодействие»

И. А. Купцова

РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, РУССКАЯ КУЛЬТУРА, КУЛЬТУРА РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

В статье проанализирована сущность и характер взаимодействия российской цивилизации, русской культуры и провинциальной культуры. Особое внимание уделено роли русской провинции в сохранении и развитии отечественной культурной традиции. Ключевые слова: теория и история культуры, российская цивилизация, русская культура, провинциальная культура.

The article deals with the essence and interrelation of Russian civilization, Russian culture as a whole and the culture of the Russian Province. Special attention is paid to the role of the Russian province in the preservation and development of national cultural traditions. Keywords: theory and history of culture, Russian civilization, Russian culture, provincial culture.

Особенности российской цивилизации. В последние десятилетия широко исследуются истоки русской культуры, российской цивилизации, а также особенности ее вхождения в современные глобальные взаимоотношения с миром. Цивилизация определяется как социокультурная общность, формируемая на основе универсальных ценностей, чаще всего выраженных в мировых религиях, системах морали, права, искусства, а также воплощаемых в хозяйственной практике, системе государственной власти, повседневной жизни (4, с. 25). Необходимым условием и одним из главных признаков цивилизации является наличие общего ценностно-смыслового пространства, а также ведущего языка межнационального общения и письменности. При этом цивилизация охватывает, как правило, множество народов нескольких государств. Одним из исключений в данной закономерности является российская цивилизация, которая дифференцирована территориально и локализована в рамках одного государства.

Российская цивилизация — это сложная система, которую составляют различные этносы и народы. Как цивилизация, она обладает следующими характерными чертами, которые формировались исторически. Прежде всего, это неконфликтное проживание народов и этносов в рамках масштабного

географического региона. При этом культурная гетерогенность народов, включенных в российскую цивилизацию, отнесенность многих из них к окраинам других цивилизаций, а также небольшой срок их совместного сосуществования — все это привело к возникновению лишь некоторых базовых черт (социальные, психологические нормы, отдельные виды искусства).

Важнейшим признаком цивилизации видные культурологи-теоретики считают наличие в ней «большой традиции». Р. Редфилд и М. Сингер (17) ввели идею о структурировании культуры сложного общества, выделив «большую» и «малую» традиции. К «большой» традиции относятся классические составляющие достояния - сакральные тексты, литературные памятники, господствующие духовные ориентации, типы социальных и политических структур, утвердившиеся формы исторического сознания. Вместе с тем эта традиция, включая развитые формы знания, сложные смыслы и ценности культуры, не представляет собой однородного явления.

«Малая традиция» сливается, по существу, с устной народной культурой и состоит из преданий, верований, народной мудрости, народного искусства. По мнению Р. Редфилда, «их можно представить как два потока сознания и действия, имеющие присущие им характе-

ристики, но постоянно переливающиеся один в другой» (цит. по: 5). При этом «малая традиция» отличается гетерогенностью, большей разнородностью по своему характеру. Для России, обладавшей большим числом вариантов «малой традиции», выработка общей цивилиза-ционной семантики была затруднена.

В связи с критериями цивилизацион-ного развития остановимся еще на одном факторе, определяющем сущность цивилизации; это — наличие городов и городских сообществ. Они выступают важнейшей предпосылкой развития и усложнения цивилизаций. В России, которую еще в эпоху Средневековья называли Гардарикой (страной городов), формирование городских поселений играло особую роль. Города позволяли обживать обширные территории, преодолевать значительные расстояния и, как следствие, создавать административно-политические, экономические центры и военные укрепления на рубежах. При этом подчеркнем большую роль преобразований по освоению новых территорий, которые были осуществлены в нашей стране в советский период.

Выделим еще один признак цивилизации, который связан с разделением труда, товарно-денежными отношениями и экономическим обменом. Данный фактор развивался в России с немалыми трудностями. Культурное пространство страны было (и во многом остается) крайне неоднородным, включая культуры народов, находившихся на различных стадиях общественно-экономического развития. Тем не менее хозяйственно-экономическая составляющая российской цивилизации постепенно связала обширные территории и их разнородное население (1).

Признаком цивилизации также является наличие «культурного наследия», общая историческая судьба, духовные ценности, которые составляют культурное достояние общества, обеспечивают преемственность и его разви-

тие. Всякая цивилизация включает в себя механизм длительной «памяти», то есть фиксации и упорядочения значимой информации о пройденном историческом пути. Коллективная память запечатлена в языке, образах, символах и вещах: текстах, книгах, артефактах, памятниках, архитектурных сооружениях.

Отличительной чертой любой цивилизации является способность народов к выработке нового культурного синтеза. В России число народов и этнических сообществ, вовлеченных в цивилизаци-онно-интегративные процессы, оказалось особенно велико. Однако при этом локально-территориальные и этнические культуры не размывались, так как была укоренена атмосфера толерантного отношения к культурному многообразию.

Теперь рассмотрим сущность русской культуры, роль которой в развитии российской цивилизации необычайно велика. По выражению С. Хантигто-на (16, с. 238), русскую культуру можно назвать «сердцевиной», «стержневой» в российской цивилизации. Р. Ф. Туровский отмечает, что: «Российский мир создавался вокруг Русского мира в результате совместного воздействия четырех факторов - этнического (расселение русского этноса), лингвистического (распространение русского языка), конфессионального (через распространение русского православия) и политико-исторического (государственное строительство и формирование общего геополитического интереса)» (15, с. 109).

В настоящее время споры о самобытности и характере русской культуры вновь обострены. В частности, широко обсуждаются резкие исторические повороты, которые русская культура претерпела за последнее столетие. Действительно, любой культуре присуща характеристика, без учета которой невозможно адекватно ее понимать и анализировать, - историческая динамика.

Культура всегда находится в постоянном движении, представляя собой бесконечный поток процессов, явлений и событий (13). Культурная динамика характеризует такие изменения, которые приобрели упорядоченный, векторный характер, с присущими им темпо-рит-мическими качествами, содержательной определенностью и сходной направленностью основных тенденций. Сами изменения предполагают как внутреннюю трансформацию культурных явлений (нетождественность самим себе во времени), так и внешние перемены (взаимодействия между собой, передвижения в пространстве и другие).

В анализе сущности и динамики русской культуры традиционным и достаточно продуктивным является культурно-исторический подход. Опираясь на теорию циклической динамики культуры, можно выделить следующие периоды развития русской культуры:

— «языческий период»: становление славянской культуры;

— киевский период — этап «рождения и детства», когда формировалась русская этническая культура;

— монгольский период — этап «мужания». В это время закрепляется семантическое ядро русской культуры;

— московский период — происходит становление новой государственности, национально-этнического сознания.

— имперский этап развития русской культуры. Он охватывает период, начиная с воцарения Петра I и до ХХ века. В рамки российского государства включаются народы, изначально живущие на окраинах ряда других цивилизацион-ных миров. В этом случае русский мир смог без острых конфронтаций, а тем более, без жесткого принудительного подчинения, наладить взаимодействие с разными народами России. С опорой на государственность и православие русскими была создана мощная империя. Русская культура закладывается в основу российского полиэтнического сообщества, приобретая ярко выраженный

цивилизационный характер. Во многом полиэтничной была и культура советского периода.

Во все эпохи развития отечественной культуры-цивилизации отметим исключительную роль русского народа, оказавшегося способным не только колонизировать значительные территории с неблагоприятными условиями для проживания, но и интегрировать в состав государства другие народы, освоить и распространить новые технологии индустриально-промышленного типа.

Однако следует отметить, что по мере становления государства происходил подрыв духовных, этнических корней русской народной культуры. Еще одна издержка цивилизационного развития русской культуры проявилась в том, что возникал раскол между высшими слоями (дворянством) и основной частью русского населения (крестьяне, средние городские слои). В советский период была предпринята попытка ликвидировать этот разрыв. Сделано это было в основном силовыми методами: высшие слои (дворянство, купечество) были либо уничтожены, либо оказались за пределами страны и не могли занимать ведущее положение в обществе. При этом роль русской культуры в угоду провозглашенному интернационализму в целом недооценивалась.

В наши дни особую актуальность приобрели вопросы о сущности русской культуры и русского характера. Вслед за многими аналитиками (8, 9, 12) отметим спонтанность и естественность русского характера, который скорее страдает от отсутствия методичности, нормы. Такой характер проявляет двойственность, сочетание крайностей, черт, казалось бы, взаимоисключающих друг друга: доброту и жестокость; силу воли и леность, пассивность; свободу духа и нигилизм и т.п. Эти качества народного характера представляют две стороны одной медали, две крайние характеристики одного явления.

Для русской культуры не характер-

на устремленность к индивидуализму, она тяготеет к коллективным формам жизнедеятельности, к общине (соборности). Она удивительно толерантна в этническом и мировоззренческом планах, хотя в кризисные моменты отношения с представителями других наций, этносов и рас могут обостряться.

В настоящее время многие русские дезориентированы, часто они не понимают сущности своей культуры. Вместе с тем на территории страны остаются места компактного расселения русских, а также области, где русские представляют собой большую часть смешанного населения. Для уяснения сущности русской культуры особый интерес представляют так называемые центральные русские земли, то есть те территории и ландшафты, которые являются для русских исторически сложившимися, аутентичными в культурном плане.

По мнению исследователей (7) в русской культуре можно выделить особые специфические области ее локализации и исторически сложившиеся субкультурные территории (территориально-географический подход): Русь Северная - Поморская; Русь Центральная - Московская; Русь Южная - Казацкая; Русь благоприобретенная - Сибирь от Урала до побережья Тихого океана. Вместе с тем в русской культуре можно выделить и другие ее составные части. В данном случае нас интересует русская провинциальная культура.

Сущность русской провинциальной культуры. В современном научном анализе сохраняется неоднозначность понимания русской провинциальной культуры, что отражается и в многовариантности трактовки самого термина «провинция». Можно выделить следующие направления исследования русской провинции: общетеоретические; анализ соотношения мирового и провинциального пространства; анализ степени мифологизации провинциального сознания и провинциальной культуры; выявление взаимосвязи провинциальной

русской культуры и русской идеи; анализ соотношения провинции и столицы в едином механизме функционирования культуры. Уточним, что данные направления не исчерпывают перечень аспектов функционирования провинции, изучаемых в настоящее время.

Современную русскую провинциальную культуру мы определяем как территориальное социальное и семантическое пространство России. В нем остаются глубоко укорененными качества и характеристики русской культуры, в которую проникают отдельные инновации, явления, элементы, тенденции.

Определяющими характеристиками провинциальной культуры являются следующие: зримая связь с локальной историей; влияние местного культурного ландшафта на ее становление и развитие. Это культура городского типа, воплощенная в жизни средних и малых городов; для нее характерны средняя или низкая плотность городского населения; противопоставленность столицам и в то же время определенная связь и тяготение к ним, особое значение географической удаленности от центров; соотнесенность с крестьянской культурой, с селом, а также наличие определенного ценностно-смыслового комплекса. Современная русская провинциальная культура - это социальная и духовная жизнь многих поколений людей, населяющих средние и малые города России.

Само пространство российской цивилизации вариативно, а провинция сохраняет определенную гомогенность, стабильность, архетипическую семантику, которые и скрепляют отечественную цивилизацию.

О некоторых сдвигах в российской цивилизации, русской и провинциальной культурах. История свидетельствует о том, что русская культура оказалась способной к открытости и глубокому синтезу традиций и инноваций. На раннем этапе ее развития это было

сочетание христианства и языческих традиций, образовавшее самобытный вариант православия. Позже данная тенденция проявилась в способности русских вести культурный диалог с другими народами, предопределив формирование единой российской цивилизацию. В новое время русские стали лидерами прорыва в освоении современных форм хозяйства, науки, искусства.

Очередной системный кризис современности остро поставил вопрос о сохранении народной культуры русских. С одной стороны, он затронул все аспекты жизни: во-первых, налицо глубокая деформация демографического потенциала (как по числу жителей, так и по качеству жизни людей); во-вторых, расшатывается культурная идентичность, уходят в прошлое традиции и обряды; в-третьих, значительно разрушена морально-нравственная основа, подвергаются сомнению семейные ценности, трансформируется ценностно-смысловое ядро культуры. С другой стороны, можно предположить, что, переживая очередное испытание, русские способны, как бывало уже не раз, преодолеть сложную историческую ситуацию. Однако важно определить, насколько сохранилась эта способность.

В последние десятилетия исследователи (3, 10, 14,) рассуждают о том, как спасти русскую культуру. Многим авторам кажется, что нет такого социального слоя, который был бы способен на это: крестьянства больше не существует; интеллигенция и военные, не оправившись после реформаторских ударов, не способны оказывать решающего воздействия на развитие общества; представители творческой и интеллектуальной элиты развиваются в рамках закрытых субкультур; бизнес-сообщество еще не вышло из стадии первичного накопления и перераспределения капитала; духовные лидеры русского православия осуществляют лишь первые попытки активизировать свою деятельность в значительных масштабах.

И все же аналитики русской культуры считают, что не все потеряно. Особое внимание этому вопросу уделяют

A. С. Панарин, А. И. Солженицын,

B. Соловей и другие. Исследователи предлагают искать скрытые потенции развития в самой глубине русского народа. Продолжая данные рассуждения, углубляя этот подход, особо выделим не отдельные слои населения, а пространственно-территориальную морфологию русской культуры, которая представлена, с одной стороны, крупными центрами, а с другой — жизнью средних и малых русских городов. При этом, несмотря на внутреннее территориальное деление, русская провинциальная культура является выражением однообразных характеристик. Провинция представляет сквозное содержание общих черт русской культуры, не подверженных локализации.

Мы предполагаем, что современная русская провинциальная культура представляет собой составную часть современного варианта народной культуры, которая, утратив чисто крестьянские корни (в связи с распадом сельской культурной традиции), сохраняет в себе определенные их качества и в то же время способна осваивать современные инновации, идущие из мировых и отечественных центров.

Русская провинциальная культура может рассматриваться как вариант сохранения отечественного культурного наследия. Провинция входит в смысловую триаду столица-провинция-село, которые сосуществуют, взаимо-влияя друг на друга в той или иной степени. С центром ассоциируется инновационное начало, активно вторгающееся в провинциальное пространство. Однако культура провинции сохраняет способность «гасить» волны этого натиска, сохраняя баланс и неманипуля-тивный тип сознания, тяготеющий к народным корням. Современная русская провинция заметно изменяется. В настоящее время еще трудно сказать,

проявит ли она свою генерирующую способность или будет негативно трансформироваться, как уже произошло с крестьянской культурой в целом.

Скажем больше. Провинциальная культура остается значимой не только в пространстве русской культуры, но ее роль возрастает в рамках всей российской цивилизации. В настоящее время происходит активный поиск новых форм развития отечественной цивилизации, с учетом срывов и издержек индустриального и постиндустриального развития.

Как в хозяйственной практике, так и в политике, науке наметились тенденции к более человечным, экологически оправданным способам жизни, в том числе осуществляются попытки организации новых типов территориальных поселений (в частности, развитие усадебного хозяйства). Это связано с отсутствием возможности развития масштабных городских агломераций и

индустриальных центров. Экологические угрозы и нездоровая психологическая обстановка заставляют человека искать выход из кризисных условий жизни. В противовес урбанистическим территориям можно противопоставить малые и средние города. Провинциальные территории в целом могут рассматриваться как место рекреации, отдыха, восстановления сил жителями больших городов.

До провинции импульсы разрушения доходят сильно смягченными. Именно с этим связана способность русской провинциальной культуры сохранять и развивать базовые характеристики русской народной культуры. Именно в провинции продолжают сохраняться традиционные семейные отношения, уклад жизни, отношение к труду. Все это позволяет предполагать, что отечественная цивилизация и русская культура продолжают сохранять потенциал к собственному развитию и обновлению.

Примечания

1. Аванесова Г. А. Социокультурная динамика населения Сибири в рамках российского государства / Г. А. Аванесова // Цивилизации и культуры / ред. Б. С. Ерасов. -М., 1995. - Вып. 2. Россия и Восток.

2. Аванесова Г. А. Ядро-периферия и процессы регионализации культуры / Г. А. Аванесова // Сравнительное изучение цивилизация: хрестоматия / сост., ред. и вступ. ст. Б. С. Ерасов. - М.: Аспект Пресс, 1998.

3. Андреев А. П. Русская традиция / А. П. Андреев, А. И. Селиванов. - М.: Алгоритм, 2004.

4. Ерасов Б. С. Цивилизация, слово, термин, теория / Б. С. Ерасов // Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия. - М., 1999.

5. Ерасов Б. С. Цивилизация: Универсалии и самобытность / Б. С. Ерасов; [отв. ред. Н. Н. Зарубина]. - М.: Наука, 2002.

6. Ерасов Б. С. Проблемы анализа диады центр - периферия цивилизаций / Г. А. Ава-несова // Сравнительное изучение цивилизация: Хрестоматия / сост., ред. и вступ. ст. Б. С. Ерасов. - М.: Аспект Пресс, 1998.

7. Косов Е. Быть русским. Русский национализм - разговор о главном / Е. Косов. - М.: Зебра Е., 2005.

8. Лихачев Д. С. Раздумья о России / Д. С. Лихачев. - СПб., 2004.

9. Лосский Н. О. Характер русского народа / Н. О. Лосский. - М., 2005.

10. Перевезенцев С. В. Русский выбор: очерки национального самосознания / С. В. Перевезенцев. - М: Русский мир, 2007.

11. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. - М.: Наука, 2005.

12. Солженицын А. И. Россия в обвале / А. И. Солженицын. - М., 1998.

13. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. - СПб., 2000.

14. Традиции и русская цивилизация / Д. Володихин, С. Алексеев, К. Бенедиктов. - М: Астрель, 2006.

15. Туровский Р. Ф. Культурные ландшафты России / Р. Ф. Туровский. - М., 1998.

16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - М.: АСТ, 2003.

17. Singer M. When a Great Tradition modernizes: An anthropological approach to Indian civilization / M. Singer. - L., 1972.

Ю. А. Головин

РОССИЙСКИЙ ТОЛСТЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

В статье автор выделяет наиболее значимые особенности развития литературно-художественных журналов в постсоветский период. Также автор анализирует наиболее характерные параметры бытование современных российских региональных журналов и определяет структуру, предназначенную удовлетворить всю полноту интересов личности, общества, государства. Ключевые слова: теория и история культуры, журнал, регион, аудитория, тираж.

The author picks out the most important point of development literary-article magazines in past soviet period of modern Russia. The author analyze the most typical point of function modern literary-article magazines of regions of Russia and gives a view on its structure, that should satisfied all the interests of a person, society, state in the article. Keywords: theory and history of culture, magazine, region, audience, print.

Осмысление сущности и специфики российского литературно-художественного журнала как уникального, единственного в своем роде культурного явления — в рамках теории культуры — представляется актуальным в связи с тем, что социальная ответственность средств массовой информации и книгоиздания в условиях глобальной трансформации социальной среды является одной из актуальных проблем научной рефлексии. События последнего времени подтвердили, что экономическая и социальная дифференциация российского общества, девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров и общественных идеалов, развенчание традиционных культурных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, на состояние культуры общества в целом. В частности, практика выявляет наличие существенного разрыва между потенциальными возможностями литературно-художественных журналов как инструмента осуществления государственной культурной политики, межпоколенной трансляции социально-

го опыта, механизма, способствующего формированию общественного мнения, выстраиванию социальной адекватности и идентичности личности, и проблемным положением данного сегмента журнальной периодики на современном этапе.

Изменения в социальной структуре общества, трансформация постсоветских национальных систем и процессы глобализации обострили проблему культурной идентификации человека. Более того, возросшая сложность социальной жизни, сопровождающаяся интенсификацией процессов обмена информацией и повышением потребности людей в ней привела к появлению у современного человека различных, иногда конфликтующих идентичностей и новых статусов. Всё это потребовало от него новых коммуникативных навыков, необходимых не только для успеха и функционирования, но и просто для выживания в современном обществе. И здесь трудно переоценить традиционную роль литературно-художественных журналов. Особенно в регионах, где литературно-художественный журнал и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.