УДК 008:394:316.722:316.334.56
Купцова И.А. Русская провинциальная культура
и российская цивилизация: сущность и взаимодействие
В статье проанализированы сущность и характер взаимодействия российской цивилизации, русской культуры и провинциальной культуры. Особое внимание уделено роли русской провинции в сохранении и развитии отечественной культурной традиции.
Ключевые слова: российская цивилизация, русская культура, провинциальная культура.
В последние десятилетия широко исследуются истоки русской культуры, роль православия в развитии российской цивилизации, значение межкультурных отношений в современном обществе. Особое внимание уделяется изучению русской культуры, русского характера. В такого рода исследованиях самостоятельной единицей анализа редко выступает русская провинциальная культура, которая составляет неотъемлемую часть культуры России. Между тем современную русскую культуру и особенности российской цивилизации в полной мере не понять без учета такого феномена, как провинциальная культура.
Под культурой любого народа понимают целостный, устойчивый способ жизнедеятельности какого-либо этноса, нации, регионального сообщества, который, складываясь исторически, постепенно обновляется и вместе с тем сохраняет идентичность самому себе в течение столетий, иногда тысячелетий на основе этнонацио-нальных традиций, образцов деятельности, духовных ценностей. Мир культуры представляет собой совокупность искусственных порядков, объектов, созданных многими поколениями того или иного народа в дополнение к природным, а также множество заученных форм человеческого поведения и деятельности, накопленных знаний,образцовэтнонациональной самоидентичности, символических обозначений окружающего мира, которыми обмениваются люди в процессе коммуникации.
Любой культуре присуща характеристика, без учета которой невозможно адекватно ее интерпретировать, - историческая динамика. Любая культура находится в постоянном
движении, представляя собой бесконечный поток процессов, явлений и событий1. Культурная динамика характеризует такие изменения, которые приобрели упорядоченный, векторный характер, с присущими им темпо-ритмическими качествами, содержательной определенностью и сходной направленностью основных тенденций. Изменения -неотъемлемое свойство культуры, которое включает в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (нетождественность самим себе во времени), так и внешние перемены (взаимодействия между собой, передвижения в пространстве и др.).
Движущие силы, лежащие в основе динамики конкретной культуры, а также источники и условия их реализации связаны с разными факторами, к которым относят: природно-ресурсные условия; пространственное размещение культурных форм; взаимодействие культур; социальные отношения и социальные институты; духовно-идейный фактор; научно-теоретические исследования; государственное управление и другие.
В анализе сущности и динамики русской культуры традиционным и достаточно продуктивным является культурно-исторический подход. Опираясь на теорию циклической динамики культуры, можно выделить следующие периоды развития русской культуры:
- «Языческий период»: становление славянской культуры. В это время формируется племенная культура восточных славян и примыкавших к ним племен и этнических групп. Оформляется язык; складываются языческие верования; зарождается искусство, фольклор; закладываются основы характера народной культуры, ее самобытности.
- Киевский период - этап «рождения и детства», когда формировалась русская этническая культура. Именно в это время кристаллизовалось семантическое ядро культуры: под воздействием православия появлялись новые ценности и смыслы культуры; распространялась славянская азбука, происходило становление письменных летописно-исторических и литературных произведений.
- Монгольский период - этап «мужания». В это время закрепляется семантическое ядро русской культуры. В конце данного периода возрождается в новой форме русская государственность. В этом плане особенно важно значение Куликовской битвы как события, которое продемонстрировало появление национального самосознания.
- Московский период - происходит закрепление новой государственности, становление национально-этнического сознания.
- Имперский этап развития русской культуры. Он охватывает период начиная с Петра I и до ХХ века. Создание Российской империи происходит на основе синтеза русской культуры с достижениями западноевропейской цивилизации. Это был период самодержавия, единовластия и великодержавных (имперских) притязаний правящей элиты, который характеризовался острыми противоречиями в социально-культурной жизни. В рамки Российского государства включаются народы, принадлежащие к другим культурным мирам. При этом с опорой на государственность и православие русскими была создана самостоятельная мощная империя. Российская культура становится полиэтнической и приобретает цивилизационный характер. Во многом продолжением имперских традиций явилась и культура советского периода.
Во все периоды развития отечественной культуры-цивилизации отметим исключительную роль русского народа, оказавшегося способным не только покорить значительные территории с неблагоприятными условиями для проживания, но и интегрировать в состав государства другие народы, освоить и распространить новые технологии индустриально-промышленного типа. Однако по мере становления государства происходил подрыв духовных, этнических корней русской культуры, воз-
никал раскол между высшими слоями (дворянством) и основными слоями населения (крестьяне). В советский период была предпринята попытка уничтожить этот разрыв. Однако при этом роль русской культуры принижалась в угоду провозглашенному интернационализму. В связи с этим в постсоветский период особую актуальность приобрели вопросы о сущности русской культуры, возможных вариантах ее дальнейшего развития, самоидентификации русских, их исторической судьбе.
Выделим традиционные черты, характерные для русской культуры. Прежде всего отметим ее особую связь с землей, с природой. Можно видеть «срастание» с землей и культурным ландшафтом не только у крестьян, но и у горожан. При этом в русской культуре выработалось особое отношение к путникам и странникам. Очевидно, здесь сказывались бескрайние пространства, неплотная расселенность населения. Вслед за многими аналитиками2 отметим спонтанность и естественность русского характера, который скорее страдает от отсутствия методичности, нормы. Такой характер проявляет двойственность, сочетание крайностей, черт, казалось бы, взаимоисключающих друг друга: доброты и жестокости; силы воли и лености, пассивности; свободы духа и нигилизма и т.п. Эти качества народного характера представляют две стороны одной медали, две крайние характеристики одного явления.
Для русской культуры не характерна устремленность к индивидуализму, она тяготеет к коллективным формам жизнедеятельности, к общине (соборности). Она удивительно толерантна как в этническом, так и в конфессиональном плане (например, русские легко идут на смешанные браки), хотя в кризисные моменты отношения с представителями других наций, этносов и рас могут обостряться.
В настоящее время русские дезориентированы, часто не понимают сущности своей культуры. Вместе с тем на территории страны остаются места компактного расселения русских, а также области, где русские представляют собой большую часть смешанного населения. Для уяснения сущности русской культуры особый интерес представляют так называемые центральные русские земли, т.е. те территории и
ландшафты, которые являются для русских исторически сложившимися, аутентичными в культурном плане. Вместе с тем эти территории и ландшафты не единообразны, им присуща внутренняя дифференциация.
По мнению исследователей3, в русской культуре можно выделить особые специфические области ее локализации и исторически сложившиеся субкультурные территории (территориально-географический подход):
• Русь Северная - Поморская (долины рек Печоры, Двины, Мезени, побережье морей Северного Ледовитого океана);
• Русь Центральная - Московская (Ярославль, Кострома - Великие Луки, Смоленск - Курск, Пенза - Поволжье - от Казани до Саратова);
• Русь Южная - Казацкая (южные степи от Днестра и Днепра, через Дон, Кубань, Терек на Нижнюю Волгу, на реку Урал и далее);
• Русь благоприобретенная - Сибирь от Урала до побережья Тихого океана.
Таким образом, наблюдается неоднородность и в составе самой русской культуры, что связано, как было указано выше, с природно-географическими и локально-территориальными условиями расселения русского народа, с его соприкосновением с другими этносами и верованиями. В этом плане русская архитепическая культура продолжает сохранять свое единство. На наш взгляд, ее общенародные характеристики наиболее полно воплощены в жизни малых и средних городов, которые мы обозначаем как провинциальные.
В современном научном анализе сохраняется неоднозначность понимания русской провинциальной культуры, что отражается и в многовариантности трактовки самого термина «провинция». Можно выделить следующие направления исследования русской провинции: общетеоретические (Е.Я. Бурлина, Н.И. Воронина, Н.М. Инюшкин, М.С. Каган, Н.З. Коротков и другие); соотношение мирового и провинциального пространства (А.Ф. Еремеев, Т.С. Злот-никова, В.В. Селиванов и др.); мифологизация провинциального сознания и провинциальной культуры (Е.Я. Бурлина, А.Ф. Еремеев, Э.П. Юровская и др.); взаимосвязи провинциальной русской культуры и русской идеи (В.В. Скоробогатский); соотношение провинции и столицы в едином механизме
функционирования культуры (Т.В. Артемьева, М.С. Каган). Уточним, что данные направления не исчерпывают перечень аспектов функционирования провинции, изучаемых в настоящее время. Действительно, провинцию можно рассматривать как: географическое пространство; социокультурное пространство; духовное пространство; культурный потенциал страны.
Близким по географическому, территориальному и социокультурному значению к понятию «провинция» является понятие «регион», укоренившееся в XX веке. Однако понимания региональности для данного анализа недостаточно. Для современного осмысления феномена провинции важна та смысловая часть, которая указывает на удаленность от столицы, а также крупных центров культуры, на неразрывную связь с культурным ландшафтом, хотя первоначально (на рубеже ХУИ-ХУШ веков) провинции появились в России именно как административно-территориальные единицы.
Одним из теоретических ракурсов при анализе провинциальной культуры может выступать дихотомия «центр-периферия». Культуры центра и провинции предстают, по выражению Б.С. Ерасова, социальными вариантами культуры любого народа. «Развитие светской культуры было обусловлено необходимостью обеспечения разнообразия духовной жизни, ее различных уровней (элитарного и массового) и социальных вариантов (культуры привилегированных и культуры подчиненных классов), центра и провинции,города и села»4.
При этом проблема соотношения центра и периферии может быть рассмотрена с помощью различных подходов: территориального; социально-организационного, когда учитывается политическая и общественная структура организации общества; социологического и политологического, когда выявляется стратификация общества, его институционально-организационные, а также государственно-политические структуры. В аналогичном ключе развивается и миро-системный подход, учитывающий сетевое взаимодействие крупных мировых ареалов5.
Вместе с тем периферия не является неким однородным полем. Она подразделяется на так называемую внутреннюю, или ближнюю, так или иначе связанную с ядром и непосредственно получающую от него импуль-
сы к развитию, и внешнюю, или дальнюю, на которую ядро практически не оказывает мобилизующего влияния. Центр и периферия на любом пространственном уровне связаны между собой потоками информации, капитала, товаров, рабочей силы и т. п. С развитием концепций регионалистики уточнялось и обогащалось понятие «центр», под которым понимается место генерирования технологических, социальных и других нововведений, тогда как понятие «периферия» служит средой их распространения, ход которого зависит от контактов с центром6.
Современную русскую провинциальную культуру мы определяем как территориальное социальное и семантическое пространство России, в котором остаются глубоко укорененными качества и характеристики русской культуры, в которую проникают отдельные инновации, явления, элементы,тенденции.
Определяющими характеристиками провинциальной культуры являются следующие: зримая связь с локальной историей; влияние местного культурного ландшафта на ее становление и развитие. Это культура городского типа, воплощенная в жизни средних и малых городов; для нее характерны средняя или низкая плотность городского населения; противопоставленность столицам и в то же время определенная связь и тяготение к ним, особое значение географической удаленности от центров; соотнесенность с крестьянской культурой, с селом, а также наличие определенного ценностно-смыслового комплекса.
Современная русская провинциальная культура - это социальная и духовная жизнь многих поколений людей, населяющих средние и малые города России. В ее пространстве остаются глубоко укоренены важнейшие качества и характеристики всей русской культуры. Для современного понимания феномена провинции важна удаленность этих городов от столицы, крупных центров культуры, их неразрывная связь с определенным культурным ландшафтом.
Приведем некоторые данные, характеризующие современное распределение населения России. В 2003 г. в России насчитывалось 1098 городов с общей численностью населения 105 080, 9 тыс. человек, в том числе 132 города - с населением от 100 до 500 тыс. человек, что составляет
27,5%; 936 городов с населением менее 100 тыс. человек - 37,5%7. Можно отметить, что порядка 65% населения страны сосредоточено в малых и средних городах, которые мы обозначаем как города провинциальные. При этом 75% малых городов расположены на расстоянии свыше 80 км от областных центров, в т.ч. 10% - на расстоянии свыше 500 км. Более 20% городов удалены от железных дорог. Около 10% не имеют постоянных выходов на автодороги с твердым покрытием. Менее 40% городов имеют обеспеченность телефонами, близкую к нормативной. В зоне неуверенного приема ТВ находится 5% городов8. Таким образом, значительная часть населения России - это жители провинции, в том числе и русских провинциальных городов.
В ходе анализа русскую провинциальную культуру можно рассматривать как составную часть российского цивилиза-ционного пространства, которое отличается неоднородностью и вариативностью семантических проявлений.
Цивилизация определяется как социокультурная общность, формируемая на основе универсальных, т.е. сверхлокальных, ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусства. Эти ценности сочетаются с обширным комплексом практических и духовных знаний и разработанными символическими системами, способствующими преодолению локальной замкнутости первичных коллективов9. Сердцевиной цивилизации является семантическое единство народов и культур, входящих в ее состав. Необходимым условием и одним из главных признаков является наличие общего культурного пространства, а также ведущего языка (письменности). При этом цивилизация существует как правило в рамках нескольких государств, одним из исключений в данной закономерности является российская цивилизация, которая дифференцирована территориально и локализована в рамках одного государства.
Российская цивилизация - это сложная система, которую составляют различные этносы и народы. Как цивилизация она обладает следующими характерными чертами, которые формировались постепенно. Прежде всего, это «привязанность» к масштабному географическому регио-
ну (северной части Евразии). Самобытностью российской цивилизации является ее стремительное территориальное расширение и первоначальное становление к XIX веку. Огромный территориальный размах, ставший возможным вследствие имперских государственных проектов, и составляет неповторимую особенность российской цивилизации, которая существует в рамках одного государства.
Следующим важнейшим признаком цивилизации является наличие в ней «большой традиции». Р. Редфилд и М. Сингер ввели структурирование культуры сложного общества, выделив «большую» и «малую» культурные традиции. К «большой» традиции относятся классические составляющие достояния - сакральные тексты и литературные памятники, господствующие духовные ориентации, типы социальных и политических структур, утвердившиеся формы исторического сознания. Вместе с тем эта традиция, включая высшее знание, смыслы и ценности культуры, не представляет собой однородного явления.
«Малая традиция» сливается по существу с устной народной культурой и состоит из преданий, верований, народной мудрости и изобразительных средств народного искусства. «Малая» традиция формируется обычаями и, как правило, сопротивляется инновациям, идущим извне. К ней авторы относят не только фольклорные, крестьянские, до-письменные варианты культуры и народную религию, но и городскую культуру, которая имеет литературный и книжный характер и обслуживается интеллигенцией, связанной с созданием и распространением художественной и технической культуры. Разделить обе эти традиции вряд ли возможно, скорее, их соотношение предстает как постепенный переход от массовой, или низкой, к элитарной, или духовной, со смешанными и промежуточными вариантами10. В каждой цивилизации существует тесная взаимосвязь обеих традиций. По мнению Р. Редфилда, «их можно представить как два потока сознания и действия, имеющие присущие им характеристики, но постоянно переливающиеся один в другой»11 . В этом случае провинциальная культура, тяготея к малой традиции, принципиально неотделима от традиции письменной.
Еще одним фактором, определяющим сущность цивилизации, являются города и
городское сообщество. Они выступают важнейшим элементом развития и усложнения цивилизаций. В России, которую еще в эпоху средневековья называли Гардарикой (страной городов), формирование городских поселений играло особую роль. Города позволяли обживать обширные территории, преодолевать значительные расстояния и, как следствие, создавать административно-политические, экономические центры и военные укрепления на рубежах. Данный фактор особенно сильно проявлялся при освоении Сибири как территории, имеющей огромное значение и сильно удаленной от центра.
Еще один признак цивилизации, связанный с разделением труда, товарно-денежными отношениями и экономическим обменом, развивался в России с немалыми трудностями. Культурное пространство страны было (и во многом остается) крайне неоднородным, включая народы, находившиеся на различных стадиях общественно-экономического развития. Формирование единого хозяйственного механизма требовало от государства немало усилий. Приходилось учитывать различные хозяйственные уклады, нормы, неодинаковые составляющие трудовой морали, порой отсутствие навыков к денежно-финансовым операциям и др. В результате в общехозяйственные процессы были вовлечены такие разные субъекты экономической деятельности, как русский крестьянин и кочевник-бурят; кавказский горец-пастух и купец прибалтийского города; чукотский охотник на морского зверя и помещик среднерусской деревни. Тем не менее хозяйственно-экономическая составляющая российской цивилизации постепенно связала обширные территории и их разнородное население12.
Признаками цивилизации также являются наличие «культурного наследия», общая историческая судьба, духовные ценности, которые составляют культурное достояние общества, обеспечивают преемственность и его развитие. Это формы прощания с усопшими и сохранение памяти о предках, базовые черты семьи, культурный и социальный порядок, которые гарантируют выход из неопределенности; это вопросы смерти и бессмертия, существования потустороннего мира и пути выхода в него.
Таким образом, преемственность поколений рассматривается как базовая характеристика цивилизации. Всякая цивилизация включает в себя механизм длительной «памяти», т.е. фиксации и упорядочения значимой информации о пройденном историческом пути. Однако, по мнению историка культуры М. Элиаде, далеко не все сохраняется длительное время в памяти коллектива или общества и отнюдь не в подлинном и постоянном виде. Коллективная память запечатлена в языке, образах, символах и вещах: текстах, книгах, артефактах, памятниках, архитектурных сооружениях.
Отличительной чертой российской цивилизации является атмосфера мульти-культурализма и способность к культурному синтезу. Различные народы, жители разныхтерриторий, присоединяясь к Российскому государству, оказывались вовлечены в культурно-интегративные процессы. Однако при этом локально-территориальные и этнические культуры не размывались, так как присутствовала атмосфера толерантности к культурному многообразию. Отечественные исследователи отмечают, что к XIX в. происходит сближение культурных языков народов России; согласование элементов разнообразных картин мира, появление общих смысловых и ценностных представлений (понимание добра-зла, смысла жизни, приемлемой социальной иерархии и т.д.).
Таким образом, цивилизация рассматривается как определенная сеть взаимодействий, включающая хозяйственные связи, классовые или статусные системы, государство и бюрократическую систему, социокультурный обмен между городами, общую инфраструктуру, обеспечивающую эти функции. Российская культура-цивилизация является результатом исторических процессов самоорганизации множества народов российской Евразии. Она развивается в суровых геоклиматических условиях, на территориях, по большей части неблагоприятных для жизнедеятельности людей. Ей присущ гетерогенный характер этнонациональ-ных и конфессиональных основ.
В этом случае русская провинциальная культура характеризуется как значительная семантическая составляющая русской культуры; как традиционная часть русской культуры; как наиболее распространенная
по численности населения и территории; как место встречи различных культурных потоков: из центра - инновационных (как аутентичных, так и западных, восточных и т.д.); из деревни - традиционных. Само пространство российской цивилизации вариативно, а провинция сохраняет определенные гомогенность, стабильность, которые и скрепляют цивилизацию.
Р.Ф. Туровский отмечает, что «российский мир создавался вокруг Русского мира в результате совместного воздействия четырех факторов - этнического (расселение русского этноса), лингвистического (распространение русского языка), конфессионального (через распространение русского православия и укрепление связей с другими странами с православной традицией) и политико-исторического (государственное строительство и формирование общего геополитического интереса)»13.
История свидетельствует о том, что русская культура оказалась способной к глубокому синтезу христианства и языческих традиций, образовав, таким образом, самобытный вариант православия. Олицетворяя и реализуя интеграцию, русские могли вести культурный диалог с другими народами, сформировав единую российскую цивилизацию, а в новое время осуществили прорыв в освоении современных форм хозяйства, науки, искусства.
Очередной системный кризис современности остро поставил вопрос о сохранении народной культуры русских. С одной стороны, он затронул все аспекты жизни: прежде всего, глубоко деформирован демографический потенциал (как по числу жителей, так и по качеству жизни людей); расшатывается культурная идентичность; уходят в прошлое традиции и обряды; значительно разрушена морально-нравственная основа, подвергаются сомнению семейные ценности; трансформируется ценностно-смысловое ядро культуры. С другой стороны, можно предположить, что, переживая очередное испытание, русские способны, как бывало уже не раз, преодолеть сложную историческую ситуацию. При данном подходе важно определить, насколько сохранилась эта способность.
В последние десятилетия многочисленные исследователи14 рассуждают о том, как спасти русскую культуру. Кажется, что нет
такого социального слоя, который был бы способен на это: крестьянства больше не существует; интеллигенция и военные, не оправившись после реформаторских ударов, не способны оказывать решающего воздействия на развитие общества; представители творческой и интеллектуальной элиты развиваются в рамках закрытых субкультур; бизнес-сообщество еще не вышло из стадии первичного накопления и перераспределения капитала; духовные лидеры русского православия осуществляют лишь первые попытки активизировать свою деятельность в значительных масштабах. И все же аналитики русской культуры считают, что не все потеряно. Особое внимание этому вопросу уделяли А.С. Панарин, А.И. Солженицын и многие другие. Исследователи предлагают искать скрытые потенции развития в самой глубине русского народа. Продолжая данные рассуждения, углубляя этот подход, особо выделяем не отдельные слои населения, а пространственно-территориальную морфологию русской культуры, которая представлена, с одной стороны, крупными центрами, а с другой - жизнью средних и малых русских городов. При этом, несмотря на внутреннее территориальное деление, русская провинциальная культура является выражением однообразных характеристик. Провинция представляет сквозное содержание общих черт русской культуры, не подверженных локализации.
Мы предполагаем, что современная русская провинциальная культура представляет собой составную часть современного варианта народной культуры, которая, утратив чисто крестьянские корни, (в связи с распадом сельской культурной традиции), сохраняет в себе определенные их качества и в то же время способна осваивать современные инновации, идущие из мировых и отечественных центров.
Русская провинциальная культура может рассматриваться как вариант сохранения отечественного культурного наследия. Провинция входит в смысловую триаду столица-провинция-село, которые сосуществуют, взаимовлияя друг на друга в той или иной степени. С центром ассоциируется инновационное начало, активно вторгающееся в провинциальное пространство. Однако культура провинции сохраняет способность «гасить» волны
это натиска, сохраняя баланс и немани-пулятивный тип сознания, тяготеющий к народным корням. Современная русская провинция заметно изменяется. В настоящее время еще трудно сказать, проявит ли она свою генерирующую способность или будет негативно трансформироваться, как уже произошло с русской деревней и народной культурой в целом.
1 См.: Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. 1054 с.
2 См.: Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб., 2004; Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 2005; Солженицын А.И. Россия в обвале. М., 1998 и др.
3 См.: Косов Е. Быть русским. Русский национализм - разговор о главном. М.: Зебра Е., 2005. С. 65.
4 Ерасов Б.С. Цивилизация: Универсалии и самобытность / Б.С. Ерасов (Отв. ред. Н.Н. Зарубина). М.: Наука, 2002. С. 202.
5 См.: Ерасов Б.С., Аванесова Г.А. Проблемы анализа диады центр - периферия цивилизаций / Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия /Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов. М.: Аспект-Пресс, 1998. С. 180-183.
6 Аванесова Г.А. Ядро-периферия и процессы регионализации культуры / Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия /Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов. М.: Аспект-Пресс, 1998. С. 190.
7 Российская идентичность в условияхтранс-формации: опыт социологического анализа / Отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. М.: Наука, 2005. С. 148.
8 Там же. С.17-18.
9 См.: Ерасов Б.С. Цивилизация, слово, термин, теория //Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1999. С. 25.
10 См.: Singer M. When a Great Tradition modernizes: An anthropological approach to Indian civilization. L., 1972.
11 Цит. по: Ерасов Б.С. Цивилизация: Универсалии и самобытность. М.: Наука, 2002, 524 с.
12 См.: Аванесова Г.А. Социокультурная динамика населения Сибири в рамках Российского государства // Цивилизации и культуры. Вып. 2. Россия и Восток / Ред. Б.С. Ерасов. М., 1995.
13 Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. М., 1998. С.109.
14 См.: Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М.: Алгоритм, 2004; Традиции и русская цивилизация / Д. Володихин, С. Алексеев, К. Бенедиктов. М.: Астрель, 2006; Перевезенцев С.В. Русский выбор: очерки национального самосознания. М.: Русский мир, 2007.