Научно-технические разработки
УДК 372. 8. 614
С.В. Белов д.т.н. (МГТУим. Н.Э. Баумана)
РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
В ТЕХНОСФЕРЕ
Анализируются проблемы науки и учебной дисциплины БЖД, формулируются задачи и предлагается выделить область БЖД в отдельную отрасль знаний со своим министерством, своей академией наук и другими организационноадминистративными атрибутами
С.В. Белов
Поскольку человек наделен разумом, он стремится к созидательной жизни, пытаясь, как правило, изменить окружающий его мир в свою пользу. К сожалению, это преобразование, кроме желаемого, создает неизбежно и негативные эффекты, порождая тем самым отрицательные воздействия на окружающий человека мир.
Еще в 1882 г. Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» писал, что наша историческая деятельность имеет «в первую очередь, те последствия, на которые мы рассчитываем, но во вторую и третью — совсем другие, непредвиденные, которые очень часто уничтожают значении первых». Он не ошибся. Создавая техносферу, мы получаем не только комфорт, но и порождаем опасности.
В своей деятельности человек участвует не один, он объединяется с другими людьми, образуя группы, коллективные сообщества, которые становятся все более многочисленными. В составе сообществ преобразующая деятельность человека возрастает весьма значительно.
В этих условиях человеку весьма важно правильно оценивать свою роль не только как созидателя нового, но и как творца опасностей, постоянно помня о возможных негативных последствиях своей жизнедеятельности и необходимости обеспечения ее безопасности как для себя, так и окружающих.
В первоначальном понимании автора безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой [1].
Целями БЖД является сохранение здоровья и работоспособности человека в условиях техносферы. Они чрезвычайно актуальны, поскольку очевидно, что человеческое здоровье занимает одно из ведущих мест в системе социальных ценностей и должно приоритетно рассматриваться в ряду других ресурсов государства [1,3,4,7].
Практика показывает, что достижение безопасности жизнедеятельности в системе «человек — среда обитания» зависит не только от совершенства среды, в которой находится человек, но и от знаний и отношения человека к миру опасностей. Более того, человек может сам стать инициатором возникновения опасных ситуаций, прежде всего техногенных. Достаточно сказать, что около 80 % авиакатастроф связаны с ошибочными действиями экипажей авиалайнеров и работниками наземных служб.
Социальный заказ на БЖД как науку формировался довольно долго
— на протяжении Х1Х—ХХ веков. Лишь в конце XX столетия стало ясно: БЖД как науке быть!
Современное состояние техносферы любого вида (производственные помещения, городская застройка, салоны транспортных средств, жилища) таково, что в ней почти непрерывно действует совокупность вредных и травмоопасных факторов. Оценка уровня безопасности техносферы различных видов учета влияния действующих в ней опасностей на здоровье и жизнь людей используют два показателя — сокращения средней продолжительности жизни и техногенный риск.
Снижение величины этих показателей техносферы и составляет основную задачу науки о безопасности жизнедеятельности. Цели и задачи БЖД можно считать достигнутыми, если в результате развития защитной деятельности в техносфере принудительные потери здоровья людей и их гибель будут минимизированы.
Для повышения компетентности человека в области безопасности жизнедеятельности ему необходимо всемерно овладевать знаниями в этой области. Сегодня образовательная система России по БЖД, созданная в 90-е годы XX столетия, выглядит следующим образом [3, 6, 8].
Первый общеобразовательный уровень, которым должен владеть каждый гражданин России, обязан обеспечить подготовку на уровне знания и понимания проблем БЖД. Он должен вооружить человека навыками и приемами личной и коллективной безопасности. Реализуется этот уровень подготовки введением в средней школе курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В 2003 г. этот курс должны были прослушать около 14 млн. учащихся средних школ России.
Второй уровень образования — подготовка инженерно-технических работников (ИТР) всех направлений и специальностей, поскольку создаваемые и эксплуатируемые ими техника и технологии являются основными источниками травмирующих и вредных факторов, действующих в среде обитания. Разрабатывая новую технику, современный бакалавр, магистр или инженер обязан обеспечить не только ее функциональное совершенство, технологичность и приемлемые экономические показатели, но и достичь требуемых уровней ее экологичности и безопасности. С этой целью при проектировании или перед эксплуатацией техники он должен выявить все негативные факторы, установить их значимость, разработать и применить в конструкции машин средства снижения негативных факторов до допустимых значений, а также предусмотреть средства предупреждения аварий и катастроф.
Поскольку повышение экологичности и безопасности современных технических систем часто достигается применением экобиозащитной техники, то ИТР обязан знать, уметь применять и создавать новые средства защиты, особенно в области своей профессиональной деятельности. Вместе с тем ИТР обязан понимать, что в области охраны природы наибольшим защитным эффектом обладают малоотходные технологии и производственные циклы, а в области безопасности — системы с высокой надежностью, безлюдные технологии и системы с дистанционным управлением.
Решение задач БЖД при проектировании и эксплуатации технических систем невозможно без знания специалистом уровней допустимых воздействий негативных факторов на человека и природную среду, а также без знания негативных последствий, возникающих при нарушении этих нормативных требований.
Рассмотренным выше блоком знаний в области БЖД должны владеть специалисты всех отраслей экономики, но прежде всего специалисты в области энергетики, транспорта, металлургии, химической и ряда других отраслей промышленного производства. Этот уровень подготовки в ВУЗах осуществляется на основе общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с изучением отдельных вопросов БЖД в базовых курсах специальности или специализации. Объем общеобразовательной дисциплины БЖД для технических направлений и специальностей составляет 187, а для остальных
— 100 часов.
Третий уровень образования реализуется для подготовки бакалавров, магистров и инженеров по безопасности жизнедеятельности — специалистов, профессионально работающих в области защиты человека и природной среды. К ним относятся прежде всего специалисты по контролю безопасности и экологичности технических объектов, мониторингу окружающей среды в регионах, эксперты по оценке безопасности и экологичности технических проектов и планов, инженеры-разработчики экоби-озащитных систем и защитных средств. Основной задачей деятельности таких специалистов является комплексная оценка технических систем и производств с позиций БЖД, разработка новых средств экобиозащиты и систем управления в области БЖД на промышленном и региональном уровнях.
Для реализации этого уровня образования в вузах России с 1995 года введены новые инженерные специальности: 330100 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», 330200 «Инженерная защита окружающей среды», 330500 «Безопасность технологических процессов и производств», 330600 «Защита в чрезвычайных ситуациях» (1996 г.), а также направление подготовки бакалавров и магистров техники и технологии 553500 «Защита окружающей среды». ВУЗы активно откликнулись на это решение. Уже открыта подготовка кадров по этим специальностям и направлению более чем в 150 ВУЗах России.
Четвертый уровень — внедрение как общего курса БЖД, так и специализированных курсов по безопасности и экологичности в системе учреждений повышения квалификации Минобразования России и МЧС России.
В 2003 г. начато обучение и повышение квалификации работников мобилизационных органов, гражданской обороны и преподавателей дисциплины БЖД в центрах комплексной безопасности и повышения квалификации. Центры созданы в МГТУ им.
Н.Э. Баумана, МИСиС (технологическом университете), СПб ГПУ и Сибирском государственном технологическом университете. Они оснащены современной информационной техникой и программными средствами.
Первый образовательный уровень решает в основном задачи сохранения здоровья людей за счет совершенствования их образа жизни и соблюдения
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
основ личной и элементов коллективной безопасности. Это предмет курса ОБЖ. предусмотренного учебными планами средней образовательной школы. Программа 3-4 класса этого курса должна подробно знакомить школьников с опасностями, связанными с нарушением здорового образа жизни (ЗОЖ), их негативным влиянием на развитие детского организма, творческую активность, трудоспособность, здоровье и продолжительность жизни человека. Именно в этот период следует учить детей правилам здорового образа жизни, позже обучение основам ЗОЖ уже будет мало эффективным, так как каждый или многие уже преодолевают психологический барьер первого нарушения.
В курсе ОБЖ, кроме изучения основ ЗОЖ, необходимо знакомить учеников с опасностями окружающей их среды (школа, город, жилище, водоемы, лес и т.п.), а также с опасностями процесса обучения в школе и в их будущей трудовой деятельности. Концепция изучения школьниками курса ОБЖ подробно рассмотрена в работах [9, 17].
Научное сопровождение задач сохранения здоровья и жизни людей, взаимодействующих с техническими системами, реализующих технологические процессы и проживающих в современной среде обитания в России, во многом достигается на основе общепрофессиональных знаний о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере (второй образовательный уровень).
Каждый человек, переходя из состояния учащегося (после завершения обучения в школе, ССУЗе, ВУЗе) в состояние работника — созидателя, должен знать и уметь оценивать возможные последствии своих действий.
Третий образовательный уровень — это подготовка профессионалов для работы в области БЖД.
Анализ современного состояния проблемы обеспечения БЖД человека в техносфере показывает, что в недалеком прошлом основные научнопрактические усилия были направлены на анализ травматизма и заболеваемости в производственной сфере; на разработку и внедрение защитных мер в сфере производства; на разработку законодательной и нормативной правовой базы в обеспечении безопасности труда, охраны окружающей среды и защиты в ЧС; на разработку мер по защите от производственных и бытовых отходов; на экологическую экспертизу отдельных производств и градостроительных решений, на создание условий комфорта.
Уже одно перечисление проведенных исследований говорит о значительном внимании общества к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности людей в прошлом. Однако тщательный анализ выполненного говорит и о том, что многие исследования проведены с целью снижения негативного влияния уже созданных человеком негативных воздействий техносферы, тогда как работы по превентивной оценке опасностей не являлись определяющими. В итоге история человечества породила
очередной парадокс — в течение многих столетий люди совершенствовали технику, чтобы обезопасить себя от естественных опасностей, а в результате пришли к наивысшим техногенным опасностям, связанным с производством и использованием техники и технологий.
Многое упущено человечеством в вопросах обеспечения собственной безопасности при обитании в техносфере. Практически в начале пути находятся научные разработки и решения в области БЖД, направленные на превентивную комплексную идентификацию источников опасностей и оценку полей опасностей, действующих в проектируемом техносферном регионе; на разработку малоопасного техногенного пространства; на создание систем непрерывного мониторинга опасностей в техносфере; на разработку эффективных мер по предупреждению ЧС; на создание малоотходных производств и производственных циклов; на снижение роли антропогенного фактора в возникновении опасных проявлений до допустимого минимума за счет повышения профессиональных знаний человека в области БЖД.
Важнейшим направлением защитной деятельности человека будущего является разработка теории БЖД. В настоящее время сделаны лишь первые шаги в ее развитии [2, 8, 13].
Для успешного решения вопросов обеспечения БЖД человека в техносфере в ближайшем будущем необходимо развитие следующих научных исследований:
разработка теоретических основ создания (преобразования) техносферы, отвечающей требованиям БЖД;
разработка методов превентивной идентификации и конкретизации опасностей техносферы, в том числе и в условиях возникновения ЧС;
развитие и совершенствование экспертных методов оценки безопасности и экологичности источников опасности;
разработка научных основ минимизации негативного влияния объектов экономики и бытовой среды на жизненное пространство техносферы и природу за счет рационального потребления природных ресурсов, сокращения отходов и их переработки во вторичные ресурсы;
разработка методов прогнозирования и предупреждения техногенных аварий и стихийных явлений;
разработка научных основ защиты людей в техносфере реализацией защитных мер в жизненном пространстве при невозможности достижения безопасности совершенствованием источников;
организация и совершенствование мониторинга и прогнозирования уровней опасностей и техногенных рисков, а также ответственного информирования населения и работающих;
научно-методическое совершенствование методики системы обучения населения, всех работающих, включая руководителей объектов экономики всех
рангов и форм собственности основам современных способов и средств обеспечения безопасности жизнедеятельности;
совершенствование научных основ законодательной правовой базы, методов государственного регулирования в области БЖД.
Решение этих задач по силам только специалистам, получившим специализированное образование в области БЖД и регулярно совершенствующим свои знания в рамках системы повышения квалификации.
Четвертый образовательный уровень в области БЖД для преподавателей одноименной дисциплины в ВУЗах и ССУЗах реализуется в настоящее время по программе, подготовленной профессором МИСиС (ТУ) Мастрюковым Б.С. и опубликованной в журнале «Безопасность жизнедеятельности» (2004, № 2, с. 52-55).
Задачи четвертого уровня образования в области БЖД успешно решаются также при проведении всероссийских конференций и совещаний.
При реализации планов по совершенствованию безопасности человека в техносфере следует учитывать что в среде обитания человека постоянно существует и непрерывно действует мир естественных, техногенных и антропогенных опасностей. Процесс познания мира опасностей зависит от происхождения, свойств и особенностей источников опасностей, от отношения людей к этому миру.
Естественные опасности, разделяемые на постоянно действующие (изменение погодных условий, освещение земной поверхности и т.п.) и спонтанно возникающие (стихийные бедствия), хорошо известны человеку. Им найдены и широко используются средства и меры защиты от постоянно действующих естественных опасностей в виде комфортных салонов средств транспорта, уютных и благоустроенных жилых и производственных помещений, разнообразной одежды, соблюдения регламента пребывания в естественных условиях и т.п. При наличии необходимых материальных ресурсов и правильном отношении человека к постоянно действующим естественным опасностям они могут быть устранены полностью или ограничены допустимыми значениями.
Полностью устранить негативное влияние спонтанно действующих естественных опасностей человечеству до настоящего времени не удалось. Поэтому оно вынуждено нести порой весьма значительные потери как материальные, так и людские. Реально достигнутые успехи в защите человека от стихийных явлении сводятся к определению наиболее вероятных зон действия этих опасностей, их предупреждению и ликвидации последствий негативных воздействий.
Мир техногенных опасностей вполне познаваем, у человека есть достаточно средств и способов для защиты от него. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлена несовершенством техники и
технологий, а также наличием отходов при любой форме деятельности. Принципиальное воздействие вредных техногенных факторов может быть устранено человеком полностью, а воздействие техногенных травмоопасных факторов ограничено допустимым риском за счет совершенствования источников опасностей и применения защитных средств.
Антропогенные опасности во многом обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Часто это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления. Воздействие антропогенных опасностей может быть сведено к минимуму за счет обучения населения и работающих основам безопасности жизнедеятельности, хотя «право» на ошибку у человека будет существовать всегда, а, следовательно, полного устранения антропогенных опасностей ожидать не следует.
Активную деятельность в совершенствовании системы образования в области БЖД в вузах страны ведут научно — методический совет по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», и учебно-методический совет «Техносферная безопасность» при УМО по университетскому политехническому образованию. Во многом стимулирующую практическую деятельность в развитии этого направления образования оказывают органы МЧС России и прежде всего ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
Эффективное образование невозможно без развитой учебно-методической базы, основу которой составляют государственные образовательные стандарты, учебные планы направлений и специальностей, программы дисциплин, учебники и учебные пособия, комплексы лабораторных работ и т.п.
В последние годы в стране опубликованы ряд учебников и учебных пособий по БЖД для ВУЗов и ССУЗов, но их явно недостаточно. В настоящее время авторским коллективом под руководством проф. С.В. Белова и проф. М.А. Шахраманьяна заканчивается подготовка нового мультимедийного учебника для массового использования в высших учебных заведениях России.
Мультимедийный учебник для студентов ВУЗов создан на основе обобщения научных и практических достижений в относительно новой области знаний
— безопасность жизнедеятельности человека в техносфере. Успешное развитие этой области знаний уже нашло отражение в учебниках, опубликованных ранее издательством «Высшая школа» [10, 11].
Новый учебник написан в соответствии с примерной программой общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной Минобразованием России 17 декабря 2000 г. Основа программы и содержания настоящего учебника разработаны кафедрой «Экология и промышленная безопасность» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Раздел о защите в чрезвычайных ситуациях подготовлен с включением научно-практических разработок ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
Научные и практические знания, содержащиеся в учебнике, направлены на формирование у студентов комплекса знаний, умений и навыков, необходимых при создании безопасных условий всех видов деятельности, а также при разработке технических средств и технологий с допустимым уровнем их воздействия на человека и природную среду, при их производстве, использовании и выводе из эксплуатации. В учебнике рассмотрены также меры безопасности, принимаемые при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, при обращении с отходами (выбросы, сбросы, отбросы), при защите от энергетических воздействий в техносфере, а также знания, умения и навыки, необходимые выпускникам ВУЗов в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Рассмотрение мер безопасности в сфере быта ограничено, поскольку эти вопросы должны изучаться при овладении курсом «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе.
Для успешного овладения знаниями в области БЖД студент должен владеть знаниями в области общей физики, общей химии, знать курс ОБЖ и иметь представления о своей специальности как минимум на уровне содержания дисциплины «Введение в специальность». Наиболее благоприятные условия изучения дисциплины БЖД будут складываться при знании студентом таких общепрофессиональных дисциплин как «Электротехника», «Технология конструкционных материалов» и некоторых других, что достижимо при чтении дисциплины БЖД в ВУЗах на 7-8 семестрах обучения.
В результате изучения дисциплины БЖД студент обязан понимать значимость проблем обеспечения безопасности человека в техносфере; знать основы теории БЖД; анатомо-физиологические свойства человека в его реакции на воздействие негативных факторов; методы и способы снижения воздействия источников опасности; средства защиты от опасностей, их эффективность и области применения; системы и средства защиты в чрезвычайных ситуациях, государственную систему управления безопасностью жизнедеятельности в России; экономические и отраслевые проблемы БЖД; уметь проводить контроль параметров негативных воздействий и оценивать их уровень в соответствии с нормативным требованиям, планировать и осуществлять мероприятия по повышению безопасности и устойчивости производственных процессов и объектов; иметь навыки идентификации опасностей, применения средств и методов защиты от них, участия в неотложных работах по ликвидации последствий от воздействия опасностей.
Учебник состоит из следующих разделов и глав:
введение, где рассмотрены основные подходы к сохранению здоровья, активной деятельности и долгой жизни населения мира и России, указаны основные пути решения этой проблемы в условиях российской действительности. Сформулировано содержание общепрофессиональной дисциплины БЖД, изучаемой в высшей школе России;
в разделе I «Теоретические основы БЖД» рассмотрены теоретические основы дисциплины, даны основные термины и определения науки о БЖД, описаны системы безопасности, введены понятия о критериях, применяемых в БЖД, показаны главные направления научно-практической деятельности в России в области БЖД;
раздел II «Опасности техносферы» посвящен изучению эволюции общества и окружающей человека среды, анализу этапов развития системы «человек
— среда обитания» вплоть до XXI столетия с акцентом на негативные явления, происходящие в компонентах этой системы. Рассмотрены условия возникновения, развития и современное состояние техносферы, подробно описаны ее негативные воздействия на окружающий мир и человека. Показана негативная роль техносферы в повышении заболеваемости и смертности населения;
в разделе III «Человек и опасности техносферы» дана классификация основных форм деятельности человека; описано физиологическое воздействие условий деятельности на организм человека и его работоспособность; показаны виды и нормы воздействия негативных факторов и их сочетанное действие на человека; приведены гигиенически допустимые уровни негативных воздействий;
раздел IV «Защита от опасностей» включает описание, методы расчета и способы практического использования современных средств личной и коллективной защиты людей от естественных, техногенных и антропогенных опасностей, возникающих в повседневных и чрезвычайных ситуациях; рассматривает меры повышения устойчивости объектов экономики в мирное и военное время; знакомит читателя с технологий ликвидации;
раздел V «Управление, мониторинг и экономические аспекты БЖД» вводит читателя в правовую и организационную среду деятельности государства в области БЖД человека в техносфере; дает представление об экономическом ущербе и затратах; содержит методы расчета экономических показателей в рассматриваемой области знаний;
раздел VI «Современный уровень и перспективы развития БЖД» знакомит читателя с современным уровнем работ по БЖД в отдельных отраслях экономики и с перспективными решениями в области защиты человека от опасностей в обозримом будущем.
Мультимедийная часть учебника подготовлена авторским коллективом ФЦ ВНИИ ГОЧС и ООО «Мультимедиа Технологий и Дистанционного Обучения», с использованием технологии ТеасИРго на основе ранее созданного учебника по ОБЖ для 10 классов общеобразовательной школы [18].
Мультимедийный материал охватывает все главы учебника, представлен в виде занятий длительностью 10-15 мин. Наглядность мультимедийной программы и доступность использования позволяет изучить в более полном формате учебный курс и закрепить пройденный материал.
Отметим еще два обстоятельства, существенно влияющих на состояние науки и образования в области безопасности жизнедеятельности человека.
Во-первых, значительные успехи в области безопасности жизнедеятельности невозможны без согласованной и успешной работы государственных учреждений и органов, обеспечивающих безопасные условия деятельности, а также защиту населения от техногенных и естественных катастроф. Эффективность деятельности этих органов и учреждений во многом обусловлена их структурой и успешным взаимодействием, наличием законодательной нормативной базы, использованием современных средств и методов защиты людей от негативных воздействий.
По состоянию на начало 2004 г. за безопасность жизнедеятельности населения России несли ответственность Минтруд России, МЧС России, МПР России, Госгортехнадзор России, Минздрав России и другие государственные структуры. «Вклад» некоторых из вышеперечисленных органов в относительные людские потери от внешних причин по итогам 2000 г. (ориентировочно, по экспертным оценкам) показан в таблице 1.
Картина, поистине близкая к ситуации: «У семи нянек дитя без глазу!» Государственных структур, отвечающих за безопасность населения, много, а результат неубедительный.
В целях повышения ответственности, координации действий и по экономическим соображениям многие отделы и управления министерств, отвечающие за сохранение жизни людей, можно объединить, создав в стране Министерство безопасности жизнедеятельности — МБЖ или гражданской защиты — МГЗ, поручив ему все превентивные и контрольные функции по сохранению здоровья и безопасности населения от воздействия внешних причин, включая чрезвычайные ситуации.
В результате создания такого ведомства будет достигнут большой социальный и экономический эффект, а самое главное — проблема демографического кризиса (проблема, близкая по значению к национальной идее) в России выйдет из тени и приобретет ответственного исполнителя.
Во-вторых, решение проблем обеспечения БЖД населения страны невозможно без координации и проведения фундаментальных научных исследований в этой области знаний, поэтому научная общественность правомерно ставит вопрос об организации в стране Российской академии наук по безопасности жизнедеятельности [15].
В настоящее время исследования в области безопасности жизнедеятельности человека проводятся разрозненно, в рамках отдельных отраслей, иногда дублируются и не всегда своевременно достигают цели в смежных отраслях. Более того, из-за отраслевого характера они не являются комплексными и не находят всеобщего применения.
Следует отметить, что, формируя последний перечень научных специальностей Высшей аттестационной коллегии (ВАК), Министерства науки и
технологий РФ внесло соответствующие коррективы в название группы специальностей 05.26.00. Но сделанного явно недостаточно с учетом содержания науки о БЖД [8,13]. Группа 05.26.00 уже сейчас требует серьезной корректировки по своему составу наименованию специальностей. Возможным вариантом состава специальностей ВАК по группе 05.26.00 с названием «Безопасность жизнедеятельности человека в техносфере» может быть:
05.26.01 «Безопасность труда и быта»;
05.26.02 «Безопасность машин и технологий»;
05.26.03 «Защита в чрезвычайных ситуациях».
Высококвалифицированные специалисты, государственные и профсоюзные органы единодушны в том, что фундаментальные исследования проблемы
Таблица 1
Людские потери от внешних причин
Ведомство Вид потерь Доля потерь в обшей смертности от внешних причин, %
Минтруд России Производственный травматизм и отравления 2,0
МЧС России Гибель на пожарах и в техногенных ЧС 5,1
МПР России Химическое загрязнение среды обитания 6,8
МВД (ГБДД) России Потери в ДТП 12,7
Прочие Алкоголь, утопления, суицид и т.п. 73,4
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
безопасности — единственный путь ее решения. Учрежденная в будущем Российская академия наук по безопасности жизнедеятельности (РАН БЖД) сможет добиться радикальных решений по снижению травматизма и заболевании от внешних факторов, характерных для производственной, бытовой и городской сред обитания.
Образование основано на учении о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере — науке, которая в настоящее время приобретает теоретические контуры, формирует терминологический аппа-
рат, структурные и функциональные связи, активно внедряется в повседневную жизнь.
Генеральная цель системы образования по БЖД состоит в формировании в обществе философии и культуры безопасности жизнедеятельности. Философия БЖД основана на признании людьми важности роли своей защиты и окружающего мира от опасностей, а необходимый культурный уровень достижим при соответствующем образовании людей, при их развитии и воспитании в духе глубокого почитания принципов и основ безопасности жизнедеятельности.
Литература
1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности — наука о выживании в техносфере // ВИНИТИ. Проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. — 1996. — № 1.
2. Материалы научно-методического совета по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» / Под ред. С.В. Белова. — М.: МГТУ; Н.-Новгород, ВГАВТ, 1996.
3. Белов С.В. Техносфера: аспекты безопасности и экологичности // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Естественные науки». — 1998. — № 1.
4. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. — М.: ИЦ «Россия молодая»; Экология, 1992.
5. Белов С.В. Что такое безопасность жизнедеятельности в техносфере? // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Естественные науки». — 1999. — № 2 (3).
6. Белов С.В. Научные основы и образование в области безопасности жизнедеятельности // Экологические системы и приборы. — 1999. — № 1.
7. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности. — 2001. — № 1. — С. 4-10.
8. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности как наука // Безопасность жизнедеятельности. — 2003.
— № 21. — С. 2-9.
9. Белов С.В. Роль знаний о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере в смягчении демографического кризиса в России. // Безопасность жизнедеятельности. — 2003. — № 11, приложение — 16 с.
10. Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для ВУЗов / Под общ. ред. С.В. Белова 4-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 2004. — 606 с.
11. Белов С.В., Козьяков А.Ф. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Под общ. ред. С.В. Белова 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 2003. - 357 с.
12. Девисилов В.А. Специальность «Безопасность жизнедеятельности в техносфере». Концепция и методика подготовки специалистов // Безопасность жизнедеятельности. — 2001. — № 1. — С. 44-53.
13. Кирюшкин А.А. Введение в безопасность жизнедеятельности. — СПб.: изд. СПГУ, 2001. — 201 с.
14. Кирюшкин А.А. Введение в безопасность жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности.
— 2002. — № 7. — С. 2-6.
15. Шкрабак В.С., Казимир А.П., Агапов И.Т., Шкрабак В.В., Шкрабак Р.В. Аграрная трудоохранная научная школа // Безопасность жизнедеятельности. — 2003. — № 6. — С. 9-12.
16. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2003 году. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2004.
— 166 с.
17. Белов С.В., Девисилов В.А., Симакова Е.Н. // Основы безопасности жизни. — 2003. — № 10.
18. Шахраманьян М.А., Фролов М.П., Мирмович Э.Г. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений с мультимедийным учебником в оболочке ТеасИРго на CD-ROM / Под ред. С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева, М.И. Фалеева. Издание второе. — М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003. — 336 с.