2008 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 135
серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов
УДК 378:629.039.58
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
В.А. ДЕВИСИЛОВ
По заказу редколлегии Статья представлена доктором технических наук, профессором Зубковым Б.В.
В статье обозначены основные направления совершенствования образования в области безопасности и подготовки профессиональных кадров применительно к гражданской авиации.
Известно, что безопасность на воздушном транспорте зависит от большого количества факторов, связанных техническими, психологическими, климатическими и др. причинами. Аварии и авиационные происшествия последнего времени в гражданской авиации показывают, что человеческий фактор имеет крайне важное, а в ряде случаев определяющее значение. Поэтому условия труда, тяжесть и напряженность трудового процесса работников, обеспечивающих авиатранспортные перевозки (пилотов, авиадиспетчеров, работников ремонтно-технических служб, аэропортов и т.д.), имеют исключительно важное значение для обеспечения безопасности перевозок воздушным транспортом.
Авиатранспортная работа в целом и предприятия, обеспечивающие функционирование воздушного транспорта в частности, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, вызывая ингредиентное и физическое (шумовое, электромагнитное и т.д.) загрязнение, которое имеет специфику методов обеспечения экологической безопасности.
Поэтому подготовка кадров, профилирующихся в области безопасности труда и защиты окружающей среды на воздушном транспорте, имеет актуальное значение.
Впервые подготовка таких кадров применительно к воздушному транспорту была начата в МГТУ ГА. Большой вклад в формирование образовательных программ подготовки специалистов для воздушного транспорта и выпуска специалистов внесли заведующий кафедрой МГТУ ГА профессор Зубков Б.В., профессор Свиркин В. А. и доцент кафедры Николайкин Н.И.
В настоящее время идет подготовка к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, реализация которых намечена с 2009 г. Новые стандарты в отличие от ныне действующих имеют новую структуру, основой которых является определение требуемых результатов обучения в виде компетенций выпускников.
Компетенция - от латинского слова «сотрв1впИа» (соответствие, соразмеренность) -круг полномочий какого-либо лица, круг вопросов, в которых данное (компетентное) лицо обладает познаниями, опытом.
Компетенция применительно к образованию - это совокупность личностных и профессиональных качеств человека, обеспечивающих успешную деятельность человека в определенной предметной области. Компетенции основываются на комплексе знаний, умений, навыков, опыта, но не являются их совокупностью, т. к. предусматривают способность человека, получившего образование, к самообучению, креативному (созидательному) мышлению, ориентации в нестандартных и проблемных вопросах, изменению вида своей деятельности в соответствии с изменяющимися потребностями.
Компетентность есть интегративная характеристика личности, общий результат подготовки для деятельности в определенных компетенциях (областях).
Компетентность и компетенция включают в себя когнитивный (знаниевый), мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты, наличие которых обеспечивает возможность осуществления деятельности в определенных профессиональных и проблемных ситуациях.
1. Структура и содержание нового стандарта по направлению «Техносферная безопасность»
Учебно-методическим советом «Техносферная безопасность» была предложена структура нового интегрированного стандарта (рис. 1) [1], в котором объединены все варианты подготовки по образовательной области - подготовка бакалавра различного профиля, магистра по различным образовательным программам и специалиста. На рис. 1 а показана структурная схема такой подготовки, а на рис. 1 б - структурно-содержательная схема стандарта. Именно по такой структуре, но только для схемы «бакалавр-магистр», разработан проект нового стандарта, который на конкурсной основе закуплен Федеральным агентством по образованию [2].
Область профессиональной деятельности выпускников:
- обеспечение безопасности человека в современном мире;
- формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы;
- минимизация техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.
Объекты профессиональной деятельности выпускников:
- человек и опасности, связанные с человеческой деятельностью;
- опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;
- опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями;
- опасные технологические процессы и производства;
- методы и средства оценки опасностей, риска;
- методы и средства защиты человека и среды обитания от опасностей;
- правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду;
- методы, средства и силы спасения человека.
Задачи профессиональной деятельности бакалавра.
Проектно-конструкторская:
- участие в проектных работах в составе коллектива в области создания средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий, разработке разделов проектов, связанных с вопросами безопасности;
- самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов среднего уровня сложности;
- идентификация источников опасностей на предприятии, определение уровней опасностей;
- определение зон повышенного техногенного риска;
- подготовка проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств с применением ЭВМ;
- участие в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов;
- участие в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Эксплуатационная:
- эксплуатация средств защиты и контроля безопасности;
- выбор известных методов (систем) защиты человека и среды обитания и ликвидации ЧС применительно к конкретным условиям;
- составление инструкций по безопасности.
Организационно-управленческая:
- обучение рабочих и служащих требованиям безопасности;
Общие
положения
я
ч
V©
о
Л
ч
V
н
я
й
о
м
я
а
V©
о
а
а
8
н
о
о
ж:
ж:
о
к
И
Н
а
я
ч
ж:
ж:
Общая характеристика и структура
Назначение, терминологическо-понятийный аппарат
Порядок введения
Общая
характерис
тика
направлени
я
подготовки
Ж
Цели образования
Уровни, их характеристика и
Предметная область, задачи и виды деятельности
к
компетенци
ям
выпускник
ов
(результата м освоения образовател ьных программ)
Ж
Магистр- 4+2 года
Академический
\1
Профессиональный
Ц
Образовательные программы вуза
Общие компетенции направления (компетентностное ядро направления а
Компетенции уровней и профилей подготовки Бакалав Базовые профили | |
Специалист
Магистр Магистр академический
Магистр профессиональны й
Требования к структуре и
содержани ю основных образовател ьных программ (ООП)
Ж
И-
Базовое содержательное ядро
ООП уровней и профилей подготовки
Аттестационные испытания и ВКР
Практики и научная работа
Требования к условиям реализации ООП
Ж
Бакалавр
Специалист
Магистр
Базовые профили
ПТ
Магистр академический
Магистр профессиональны й
Общие
Кадровые
У чебно-методические
Информационные
Финансовые
Диагностика и квалиметрия
Права и обязанности студента
Права и обязанности вуза
б
Рис. 1. Схема подготовки в системе ВПО - (а) и структура интегрированного образовательного стандарта по направлению подготовки (предметно-образовательной области) - (б)
- участие в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях;
- участие в разработке нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на уровне предприятия.
Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская:
- проведение контроля состояния средств защиты;
- выполнение мониторинга полей и источников опасностей в среде обитания;
- участие в проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы.
Научно-исследовательская:
- участие в выполнении научных исследований в области безопасности под руководством и в составе коллектива, в выполнении экспериментов и в обработке их результатов;
- анализ опасностей техносферы;
- участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты;
- подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам.
Задачи профессиональной деятельности магистров академических
Научно-исследовательская:
- самостоятельное выполнение научных исследований в области безопасности, планирование экспериментов, обработка, анализ и обобщение их результатов, математическое и машинное моделирование, построение прогнозов;
- формулирование целей и задач научных исследований, направленных на повышение безопасности, создание новых методов и систем защиты человека и окружающей среды, определение плана, основных этапов исследований;
- анализ патентной информации, сбор и систематизация научной информации по теме научно-исследовательской работы;
- выбор метода исследования, разработка нового метода исследования;
- создание математической модели объекта, процесса исследования;
- разработка и реализация программы научных исследований в области безопасности жизнедеятельности;
- планирование, реализация эксперимента, обработка полученных данных, формулировка выводов на основании полученных результатов, разработка рекомендаций по практическому применению результатов научного исследования;
- составление отчетов, докладов, статей на основании проделанной научной работы в соответствии с принятыми требованиями;
- оформление патентов;
- разработка инновационных проектов в области безопасности, их реализация и внедрение.
Педагогическая:
- ведение образовательной деятельности в области безопасности.
Организационно-управленческая:
- организация деятельности по охране среды обитания на уровне предприятия, территориально-производственных комплексов и регионов, а также деятельности предприятий и региона в чрезвычайных условиях;
- управление небольшими коллективами работников, ведущих научные исследования;
- участие в работе государственных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами обеспечения безопасности.
Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская:
- научное сопровождение экспертизы безопасности новых проектных решений и разработок, участие в разработке разделов безопасности технических регламентов и их нормативноправовом сопровождении;
- проведение мониторинга, в том числе регионального и глобального, составление краткосрочного и долгосрочного прогноза развития ситуации на основании полученных данных;
- участие в аудиторских работах по вопросам обеспечения производственной, промышленной и экологической безопасности объектов экономики.
Задачи профессиональной деятельности магистров профессиональных:
Проектно-конструкторская:
- выбор и расчет основных параметров средств защиты человека и окружающей среды применительно к конкретным условиям на основе известных методов и систем;
- расчетно-конструкторские работы по созданию средств обеспечения безопасности и спасения и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий;
- разработка разделов проектов, связанных с вопросами безопасности;
- инженерно-конструкторское и авторское сопровождение научных исследований в области безопасности и технической реализации инновационных разработок;
- оптимизация производственных технологий с целью снижения воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду;
- проведение экономической оценки разрабатываемых систем защиты или предложенных технических решений.
Сервисно-эксплуатационная:
- установка (монтаж), наладка, испытания, регулировка, эксплуатация средств защиты от опасностей в техносфере;
- эксплуатация комплексных средств защиты и систем контроля безопасности в техносфере;
- контроль текущего состояния используемых средств защиты, принятие решения по замене (регенерации) средства защиты;
- проведения защитных мероприятий и ликвидация последствий аварий.
Организационно-управленческая:
- обучение управленческого и руководящего состава предприятий и организаций требованиям безопасности;
- организация деятельности по охране среды обитания и человека на уровне предприятий, производственно-территориальных комплексов, регионов, а также деятельности предприятия и региона в ЧС;
- участие в решении вопросов рационального размещения новых производств с учетом минимизации неблагоприятного воздействия на среду обитания;
- расчет технико-экономической эффективности мероприятий, направленных на повышение безопасности и экологичности производства и затрат на ликвидацию последствий аварий и катастроф для принятия экономически обоснованных решений;
- участие в разработке социально-экономических программ развития города, района, региона и их реализация;
- участие в разработке нормативно-правовых актов;
- осуществление взаимодействия с государственными органами исполнительной власти по вопросам обеспечения экологической, производственной, промышленной безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях;
- разработка организационно-технических мероприятий в области безопасности и их реализация, организация и внедрение современных систем менеджмена техногенного и профессионального риска на предприятиях и в организациях;
- участие в качестве технического эксперта в коммерческой реализации и закупке систем защиты, новых проектных и конструкторских разработок, связанных с направлением профиля, с учетом знания коньюктуры рынка и проведением маркетинговых работ на рынке сбыта.
Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская:
- организация и осуществление мониторинга и контроля входных и выходных потоков для технологических процессов, отдельных производственных подразделений и предприятия в целом;
- осуществление надзора за соблюдением требований безопасности, проведение профилактических работ, направленных на снижение негативного воздействия на человека и среду обитания;
- проведении экспертизы безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и производственно-территориальных комплексов;
- проведение мониторинга, в том числе регионального и глобального, составление краткосрочного и долгосрочного прогноза развития на основании полученных данных;
- участие в аудите по вопросам обеспечения безопасности объектов экономики.
Для бакалавров предусмотрены профили, названия которых соответствуют названиям нынешних специальностей, реализуемых в рамках направлений 280100.65 - «Безопасность жизнедеятельности» и 280200.65 - «Защита окружающей среды». Магистры готовятся по вузовским образовательным программам, содержание которых соответствует указанным областям и задачам деятельности.
Таким образом:
Задачей первого уровня (бакалавриата) является приобретение основных общих компетенций и некоторых профессиональных компетенций, ориентирующих выпускника на конкретную предметную область деятельности.
Задачей второго уровня (магистратуры) является приобретение профессиональных компетенций, которые при этом обеспечивают наращивание и углубление общих компетенций. Приобретение профессиональных компетенций формирует квалификацию выпускника.
Общие компетенции определяют способность человека в своих мыслях, принимаемых решениях и действиях рассматривать в качестве приоритетных вопросы безопасности и создания благоприятной для человека среды обитания. Когнитивной составляющей этих компетенций является знание основных опасностей среды обитания человека, последствий его деятельности и наиболее общих способов и методов защиты от опасностей, рационализации человеческой деятельности. Человек, компетентный в области безопасности, - это человек, владеющий культурой безопасности.
Профиль «Безопасность технологических процессов и производств»
применительно к воздушному транспорту
Задачи выпускника:
- обеспечение безопасных и комфортных условий для летного и вспомогательного персонала, авиадиспетчерских служб, работников аэропортов;
- контроль условий труда и аттестация рабочих мест;
- участие в разработке нормативных документов, связанных с условиями и безопасностью труда;
- эксплуатация средств обеспечения безопасности и условий труда;
- расчет и проектирование средств обеспечения безопасности;
- участие в комиссиях по расследованию авиационных происшествий.
Выпускник должен быть компетентен в:
- основах технологических процессов на воздушном транспорте и организации воздушных перевозок;
- организационных основах разработки мероприятий по обеспечению безопасных и комфортных условий труда;
- вопросах влияния на безопасность психических, личностных и профессиональных качеств человека;
- законодательно-правовых основах, регулирующих безопасность и деятельность воздушного транспорта.
Профиль «Защита окружающей среды» применительно к воздушному транспорту
Задачи выпускника:
- обеспечение экологической безопасности воздушного транспорта, вспомогательных служб и инфраструктуры;
- контроль и мониторинг экологической ситуации в районе авиапредприятия;
- участие в разработке нормативных документов, связанных с обеспечением экологической безопасности воздушного транспорта;
- эксплуатация средств защиты окружающей среды;
- расчет и проектирование средств и методов защиты окружающей среды, снижения шума, и уровней ЭМИ;
- расчет размеров СЗЗ и проведение экологической экспертизы;
- инвентаризация источников загрязнений;
- взаимодействие с экологическими службами, органами надзора и контроля.
Выпускник должен быть компетентен:
- в основах технологических процессов на воздушном транспорте и организации воздушных перевозок;
- организационных основах разработки мероприятий по обеспечению экологической безопасности;
- вопросах влияния на окружающую среду авиатранспортной работы.
О необходимости сохранения специальности
Считаем также необходимым в рамках направления «Техносферная безопасность» ввести одну интегрированную специальность «Безопасность в техносфере» со сроком обучения 5,5 лет, в рамках специализаций которой можно готовить профессиональные инженерные кадры с различной профилизацией, в частности по безопасности на воздушном транспорте. Это обусловлено следующими причинами.
В современных условиях обеспечение безопасности в техносфере исключительно важно для обеспечения национальной безопасности. Образовательная программа специиальности должна предусматривать подготовку специалиста, способного комплексно решать вопросы защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения промышленной и экологической безопасности, сохранения жизни и здоровья человека, что особенно актуально для решения демографической проблемы.
Образование в области безопасности находится в стадии формирования и динамичного развития, научные основы образовательной области развиваются, а обеспечение безопасности -это сложная комплексная проблема, интегрирующая большую совокупность знаний и практических методов решения.
В области безопасности требуется четкая регламентация, жесткий контроль и надзор соответствия установленным требованиям. Основными задачами специалиста должны являться: прогнозирование, экспертиза, контроль и надзор, аудит, управление рисками и риск-менеджмент, разработка и реализация практических мер обеспечения безопасности. Для решения указанных задач требуется комплексная фундаментальная инженерно-экономическая подготовка в области техники, технологий, рискологии, менеджмента риска, экономики, теории страхования, прогнозов и методов минимизации риска.
Области деятельности специалиста - риск-мененджмент, страхование рисков (ответственности владельцев опасных производственных объектов, экологическое страхование), контрольно-надзорные и аудиторские функции на предприятиях и территориях.
Специалистов, готовых к выполнению указанных функций, в настоящее время в системе высшего профессионального образования не готовится, а они востребованы в структурах, обеспечивающих авиатранспортную работу.
В рамках 4-летнего срока обучения бакалавра такого специалиста подготовить нельзя. В магистерских же образовательных программах лишь 30% трудоемкости учебного плана выделяется на изучение базовых дисциплин. Для подготовки специалиста, способного решать поставленные задачи, требуется значительно больший объем базовой подготовки.
Заявка на разработку образовательной программы такого специалиста направлена от имени УМО вузов по университетскому политехническому образованию в Минобрнауки России. Эту позицию поддерживают МЧС России, ОАО «Российские железные дороги», ряд крупных предприятий и объединений страны. Выражаем надежду на положительное решение министерства.
2. О модернизации дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Задача высшей школы в области безопасности состоит в формировании профессиональной культуры безопасности, которая должна реализовываться в рамках всей образовательной программы подготовки, но наиболее важная роль в этом принадлежит дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
Актуальность рассмотрения назначения, структуры и содержания именно дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обусловлена рядом причин. В период подготовки новых образовательных стандартов высшего образования крайне важно, чтобы в номенклатуре компетенций, регламентируемых стандартами всех без исключения направлений подготовки, были и компетенции в области безопасности.
Предусматриваемая новыми стандартами вариативность вузовских образовательных программ требует также разработки и вариативных программ дисциплин, но при этом необходимо сохранить базовые структурный и содержательный подходы. Это может быть обеспечено разработкой примерных программ дисциплин, определяющих концептуальные структурносодержательные основы и вариативные возможности диверсификации (разностороннего развития) программы применительно к тому или иному направлению подготовки кадров. Новые примерные программы, как и новые стандарты, очевидно, также должны быть представлены в компетентностном формате.
Ныне действующая утвержденная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» [3] на определенном этапе оказала положительное влияние на развитие образования в области безопасности. На основе этой программы осуществлялось и продолжает осуществляться образование в российских вузах, написано значительное количество учебников и учебных пособий. Однако произошедшие за последнее время изменения в научных подходах к обеспечению безопасности, понятийно-терминологическом и категориальном аппарате, образовательной политике требуют модернизации программы.
Возможности такой модернизации заложены в структуре действующей программы. В значительной степени она начата в проекте программы, предложенной профессором С.В. Беловым
[4]. Ныне действующая примерная программа, указанный проект С.В. Белова и ряд других разработок являются основой модернизации примерной программы. Нам представляется, что в связи с исключением из стандартов ВПО нового поколения минимума дидактического содержания дисциплин федерального компонента, разработка примерных программ представляется особенно важной для сохранения единства образовательного пространства не только по структуре компетенций, номенклатуре обязательных дисциплин, но и по их базовому содержанию.
Проблемы реализации дисциплины
1. Во-первых, это проблема связана с противоречием между необходимостью сохранения общности мировоззренческой направленности дисциплины и современными требованиями к вариативности содержания применительно к различным научно-образовательным областям знаний и направлениям подготовки.
2. Существует мнение, что программа дисциплины слишком технократизирована, и это затрудняет ее восприятие студентами, обучающимся по гуманитарным-экономическим образовательным областям знаний. Технократичность программы имеет объективные и субъективные причины. Объективность заключается в том, что современный человек живет в техносфере, где основными источниками опасностей являются техника и технологии, что неизбежно требует знакомства с техническими аспектами безопасности. Субъективность состоит в том, что дисциплина была введена в образовательную практику, и ее программа разрабатывалась представителями технических вузов.
Таким образом, возникает противоречие между технократизацией и гуманизацией образования, которая требует своего разрешения в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
3. Практика преподавания дисциплины не всегда в должной мере отвечает требованиям, предъявляемым к ней современными реалиями. Основные, по нашему мнению, причины такого положения следующие.
A. Неподготовленность студентов к восприятию дисциплины. Следует признать, что уровень преподавания школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) невысок, его программное содержание не соответствует принципам преемственности. Поэтому пропедевтическая1 (подготовительная) функция ОБЖ крайне слабо выражена.
Б. Дисциплина является методологически сложной для процесса обучения. Учебная программа насыщена большим количеством нового понятийного и фактологического материала, который преподаватели в том или ином объеме стремятся передать студентам. Поэтому обучение в большей степени ориентировано на развитие памяти обучаемого, чем творческого мышления. Эта проблема обусловлена синергетическим (междисциплинарным) характером дисциплины, требующим использования знаний из гуманитарных, естественнонаучных, технических и экономических областей знаний. Теоретические основы ноксологии (наука об опасностях окружающего мира), понятийно-терминологический и категориальный аппарат находятся в стадии становления. Это приводит к фрагментарности знаний, отсутствию целостных представлений об изучаемом предмете.
B. Несмотря на важное мировоззренческое и гносеологическое значение дисциплины в структуре профессиональной подготовки, в целом наблюдается невысокая оценка ее роли самими студентами. Такое отношение со стороны студентов связано как с проблемой, отмеченной
1 Пропедевтика - сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины. Пропедевтикой называется совокупность сведений и знаний, которыми необходимо запастись до начала какого-нибудь научного или специального занятия.
2 Гносеология - теория познания. Гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции «субъект - объект». Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящей ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным отношением.
в подпункте А, так и не в последнюю очередь определяется неоднозначным отношением к ней со стороны выпускающих кафедр, предъявляющих претензии к существующей программе, считая, что она оторвана от дальнейшего процесса обучения. Более того, существуют предложения ее замены рядом специальных дисциплин, согласованных с будущей специальностью, или распределение отдельных ее разделов по другим дисциплинам. По их мнению, такое решение позволит удалить излишний материал, который не нужен для данного профиля. Однако, такой подход неприемлем. Общенаучные и методологические задачи, решаемые дисциплиной, являются определяющими для любого профиля подготовки, основой для формирования ноксологи-ческого мировоззрения, риск-мышления и профессиональной культуры безопасности. Разорванное на отдельные дисциплины содержание не позволит дать обобщенное систематизированное представление о ноксосфере (сфере опасностей), на базе которого могут более успешно решаться узкопрофессиональные вопросы обеспечения безопасности.
Г. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» до настоящего времени реализуется в рамках традиционной системы обучения, в которой жестко детерминируется дескриптивная (описательная) совокупность знаний, умений и навыков, что способствует развитию репродуктивного мышления. Современная образовательная парадигма требует развития креативности и продуктивного мышления, творческого подхода к решению новых и неординарных задач. Участвуя в качестве председателя и члена большого количества государственных аттестационных комиссий различных специальностей в различных вузах и городах, автор сделал вывод, что при выполнении раздела, связанного с вопросами безопасности и защиты окружающей среды, крайне редко используются оригинальные подходы. Как правило, раздел носит описательный характер в рамках традиционной из года в год повторяющейся схемы. Это объясняется не только тем, что этому разделу не уделяется должного внимания, но и неспособностью большинства выпускников к разработке инновационных решений в области безопасности. А причина этого в недостатках существующего содержания и методологии образования в области безопасности.
Подходы к модернизации дисциплины
Основные концептуальные подходы к модернизации программ дисциплин, в частности дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», заключаются, на наш взгляд, в следующем.
Требуется разработка структурно-логической дидактической системы проектирования образования в области безопасности, которая включает определение цели и механизмов ее функциональной ориентации, конструкционную оптимизацию состава и структуры программы, выработку механизмов, обеспечивающих гибкость и мобильность в отношении изменений в науке, в подходах к системе образования и в потребностях экономики.
Определение цели заключается в целеформировании и целераспределении. Целеформи-рование предусматривает выбор общей цели и путей ее достижения на основе комплекса целезадающих параметров. Целераспределение включает декомпозицию общей цели на подцели с использованием построения дерева целей, что является наиболее трудной задачей.
Определение механизмов функциональной ориентации требует построение схемы ее функциональной направленности и разработку решений, обеспечивающих реализацию сформированных функций.
Конструкционная оптимизация заключается в формировании состава необходимого минимума знаний, обеспечивающих достижение целей образования, и структуры, соответствующей функциональной ориентации, требованиям гибкости и мобильности развития.
Цель образования
Генеральной целью образования является формирование профессиональной культуры безопасности. Под профессиональной культурой безопасности следует понимать готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессио-
нальной деятельности, а также характер мышления, при котором вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Так как реализация дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предполагается в рамках бакалавриата, следует определить компетенции бакалавра в области безопасности. Эти компетенции можно сформулировать так:
I. Владеет культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности.
II. Владеет знаниями, необходимыми для понимания проблем устойчивого развития, рисков, связанных с деятельностью человека, методами рационализации деятельности с целью снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечения безопасности личности и общества.
III. Готов применять полученные знания о природных и техногенных опасностях и методах снижения рисков в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
IV. Способен идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности.
V. Готов применять полученные профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности.
Указанная генеральная цель и соответствующие ее компетенции обладают большой социальной значимостью. При проектировании программы дисциплины генеральная цель и соответствующие ей обобщенные компетенции следует детализировать до дисциплинарных компетенций.
Содержание и структура образования
На рис. 2 представлена схема проектировочной деятельности по модернизации педагогической системы образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Наиболее важной задачей проектирования содержания является построение его логико-дидактической структуры, под которой нужно понимать совокупность учебной информации, логично упорядоченной в соответствии с развитием научных знаний и принципами единства ноксосферной картины мира.
Реализация поставленных целей и функций обучения определяется ее содержанием и педагогической технологией. Как уже указывалось, ноксология и наука о безопасности находится на начальном этапе становления и, как и все новые науки, проходит индуктивный этап развития, когда формируются системы аксиом, правил, связей между ними, т.е. основные понятия и законы. На этом этапе существует неоднозначность понятийного аппарата, приводящая к тому, что формулировки основных понятий, даваемые различными авторами, порой существенно различаются, что редко встречается в науках, находящихся на дедуктивном этапе развития, характеризующимся наличием строгой системы основных понятий, аксиом, правил выведения, законов, моделей и т. п. Поэтому, приступая к разработке содержания дисциплины, следует выполнить исследование по формулировкам основных понятий, наиболее полно и научно отражающих предмет. Использование одинаковых формулировок и их трактовок должно иметь место во всей образовательной программе. Поэтому программа дисциплины должна сопровождаться глоссарием.
3 На рисунке 2:
Аксиология (реже аксеология) - учение о природе ценностей. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурной личности.
Эпистемология - философско - методологическая учение, в котором исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания. Однако, базовой является оппозиция «объект-знание». Основные эпистемологические проблемы: как устроено знание и каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности?
Рис. 2. Схема деятельности по совершенствованию педагогической системы образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
Примечание: на рисунке аксеология - философское учение о ценностях; эпистемология теория познания.
Задачи н этапы проектирования педагогической системы
о
с
Щ
&
Определение целен
(целвфортщроьанне н це.тграслреде.тпое)
НЕ
Ш
Г Шф шни ЦЫП
■ФорТЛЕфОЕЗИЕЙ 1ф0-фесшональнот нуль-тур ы б н з опасно сш
зг
Компетенция I
Компетенция П
Компетенция Ш
Еомпетенидя IV
З'ОрШфОЕЯННе системы ншошпи е ОСЕК ЩИ
ФормЕфовангае навывив и умений
ФорШфОЕЖЖ
творческого
мышления:
ФорШфОЕЖИе мотив ации
Формнроганне
функциональной
ориентации
ФУНКЦИЯ
Аксиологическая
11раксшшогичЕская
Аксио-гносалогическая
I носеалогичЕская
11раксиалогичвская
1 Храксшшогнчвская
У листе малогическая
1 храксштогичЕская
I носеологичвская
Мотив ационная
Конструкционная оптимизация (модернизация содержания и структуры)
Внутренняя оптимизация содержания дисциплины (модзшьгая структура)
Модули
М е ЖДИС ЦИЕШИНарНЫЕ
ж
Внешняя оптимизация учебных планов и содержания дисциплин
Гуманитарные, экономнческж, общепрофессннальиьЕ н специальные дисциплины
Разработка технологий обучении и разштня системы
НС
Аудиторная работа
Лекции Практикум Лабораторные занятия Доклады
Самостоятельная работа
Домашние задания Рефераты Подготовка презентаций и докладов Разработка раздела БЖД в ВКР
Консультации н кщцанду-альная работа со студентами
Мониторинг образо ванин
Экзамен Рубежный контроль (входное и выходное тестирование по модулям) Анализ ВЕР и итогового экзамена Анализ изменений в наукв и практике Внешний контролв (внутри и виевузовский)
В.А. Девисилов
При изучении безопасности жизнедеятельности приходится рассматривать взаимосвязь процессов, происходящих в биосфере, гомосфере, социосфере, техносфере, т.к. рассматривается система «человек-среда обитания». Синергизм дисциплины требует интегрирования совокупности гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний. Поэтому разработка содержания дисциплины должна предусматривать установление активных междисциплинарных связей с другими дисциплинами учебного плана.
Эффективность учебного процесса резко повысится, если в программах дисциплин внешнего окружения будет предусмотрено рассмотрение отдельных аспектов безопасности. Например, в дисциплине «Философия» целесообразно рассматривать философские аспекты безопасности и устойчивого развития социума, философскую концепцию ноосферы (сферы разума) В.И. Вернадского, в дисциплине «История» - генезис безопасности, исторические аспекты формирования техносферы. В дисциплине «Психология» при рассмотрении психологических и социо-нических типов личности акцентировать вопросы их готовности к тем или иным видам деятельности, роли человеческого фактора в обеспечении безопасности, в дисциплине «Технология» - вопросы опасности и экологичности технологических процесссов, в дисциплине «Химия» - вредности веществ и т.д.
Опасности связаны с потоками веществ, энергий и информации. Воздействие их на человека и биосферу имеет физико-химическую, биологическую и психологическую природу. Поэтому изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» требует активного использования знаний из физики, химии, психологии и т.д.
Междисциплинарность как педагогическая технология повышения эффективности обучения и реализации гносеологической функции образования хорошо исследована. Однако в педагогической практике, в частности в образовании по безопасности, используется пока явно недостаточно.
Рабочую программу предлагается строить по модульному принципу. Под модулем понимается укрупненная логико-понятийная тема, характеризующаяся общностью используемого понятийно-терминологического аппарата. Каждый модуль состоит из инвариантого ядра знаний, законов, принципов, понятий, обладающих значительной временной стабилльностью (это особенно важно для знания, находящегося в индуктивном периоде развития), и вариативного окружения из конкретных научных и практических знаний и фактологического материала.
Вариативное содержание более подвижно, может оперативно корректироваться преподавателем и имеет направленность на профессиональную деятельность обучаемого. В нем устанавливается связь между полученным в инвариантном ядре комплексом знаний и его использованием в практической профессиональной деятельности, т.е. оно выполняет праксиологическую4 и мотивационную функции. Студент должен понимать, для чего эти знания ему нужны и как он может их использовать в повседневной жизни и деятельности. Содержание вариативного окружения ядра различается в зависимости от области знаний и профиля будущей профессиональной деятельности обучаемых. Вариативное содержание модуля не сильно дифференцируется по областям знаний (техника и технологии, гуманитарное, экономическое образование), поэтому примерное его содержание может быть разработано. Автором разработаны примерные программы для указанных областей знаний. Профилизация же вариативного окружения осуществляется непосредственно преподавателем, ведущим обучение. Оно заключается в выборе фактического материала, формировании набора практических примеров и задач применительно к профилю бакалавра или специиальности. Поэтому преподаватель должен изучить специфику опасностей и методов обеспечения безопасности и условий деятельности для конкретных профессий и видов деятельности.
4 Праксиология - (реже праксеология) - учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Область исследований, которая рассматривает различные действия или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.
Описанный принцип формирования содержания образования позволяет сохранить концептуальную общность образования и гармонизировать общенаучную и мировоззренческую направленность дисциплины и ее системно-деятельностную профессиональную ориентацию. Наличие знаниевой ноксологической базы (инвариантное ядро), формирующей когнитивную картину ноксосферы, упрощает адаптацию человека при смене вида деятельности, переобучение и повышение квалификации, реализует акмеологическую5 функцию образования, т.е. обеспечивает продуктивную деятельность в области безопасности в последующей профессиональной деятельности.
3. Заключение
В современном мире образование в области безопасности, формирующее культуру безопасности общества и профессиональную культуру безопасности высших профессиональных кадров различного профиля, имеет большую социальную значимость и требует совершенствования. Это прежде всего касается вопросов модернизации общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и структуры и содержания образовательных программ подготовки профессиональных кадров по различным направлениям безопасности. Предложенные в статье направления модернизации соответствуют новой образовательной парадигме, в рамках которой будет происходить перестройка российской высшей школы.
В такой отрасли как воздушный транспорт вопросы безопасности крайне важны. Нарушение требований безопасности приводит к большим человеческим жертвам, а авиационные катастрофы имеют большой социальный резонанс. Для России с ее огромной территорией и недостаточно развитой наземной транспортной инфраструктурой авиационный транспорт имеет очень большое значение для сохранения единства экономики и населения страны, а значит для национальной безопасности. Тяжелое положение в гражданской авиации, которое сложилось в результате известных событий последних 2-х десятилетий, не может не беспокоить и требует быстрейшего изменения ситуации.
Немаловажная роль в этом принадлежит подготовке профессиональных кадров для авиационного транспорта. МГТУ ГА - головной вуз по подготовке специалистов для гражданской авиации. Поэтому в настоящее время, когда идет формирование новых стандартов, изменение ряда концептуальных подходов к подготовке профессиональных кадров, именно университету гражданской авиации принадлежит особая роль в формировании новых образовательных программ подготовки кадров для гражданской авиации, в которых вопросы безопасности должны иметь первостепенное значение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Девисилов В. А. Стандарты высшего профессионального образования компетентностного формата - вопросы структуры и содержания // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 9.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (проект) // Безопасность в техносфере. - 2008. - №2.
3. Белов С.В. Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // С.В. Белов, В.А. Девисилов, В. Л. Лапин // Безопасность жизнедеятельности. - 2001. - №2.
4. Белов С.В. Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Приложение к журналу «Безопасность жизнедеятельности». - 2004. - № 12.
5 Акмеология - учение о наивысших достижениях в области профессионального мастерства. Изучает феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развития.
ABOUT THE PERFECTION OF A PROFETIONAL TRAINING ON SAVETY AT AIR TRANSPORT
Devisilov V.A.
In article the basic directions of perfection of formation in the field of safety and preparations of the professional staff are emphasized with reference to civil aviation
Сведения об авторе
Девисилов Владимир Аркадьевич, 1951 г.р., окончил МВТУ им. Н.Э.Баумана (1974), кандидат технических наук, доцент, академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, лауреат премии Президента РФ в области образования (2003), заместитель председателя учебно-методического совета «Техносферная безопасность» УМО вузов по университетскому политехническому образованию, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана, автор около 250 научных работ, область научных интересов - система непрерывного многоуровневого образования в области безопасности, стандартизация образовательной деятельности, гидромеханика реологическисложных сред, фильтрование, очистка жидкостей.