УДК 658.382.3. (075.8)
Якупов Александр Мубинович
Кандидат технических наук, заведующий кафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, [email protected], Магнитогорск
Петров Сергей Викторович
Кандидат юридических наук, член Президиума УМО, председатель УМК по БЖ, директор Информационно-аналитического центра БЖ МПГУ, Московский педагогический государственный университет, [email protected], Москва
О ПУТЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» СТУДЕНТАМИ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация. В статье отмечены проблемы освоения студентами гуманитарного профиля дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Вместе с этим, большинство студентов имеют довольно незначительные знания о содержании таких ключевых понятий в научно-образовательной области БЖД как «система» и «системный подход». На основе системного и энергоинформационного подхода к определению природы опасности и безопасности была изучена взаимосвязь триады понятий: система, энергия и опасность. Обосновано, что дисциплина БЖД в вузе должна иметь две ступени: общетеоретическая подготовка всех студентов по единой программе и специальная подготовка по отдельной практико-ориентированной программе, например, подготовка к работе на том объекте, где придётся трудиться выпускнику вуза после его окончания. Этот этап обязательно должен отражаться в дипломной (выпускной) работе.
Ключевые слова: гуманитарный профиль, БЖД, образовательные программы, подготовка студентов по БЖД, критерии отбора педагогических кадров
Yakupov Alexander Mubinovich
Candidate in Technical Sciences, Chairman of department of Physical training and Safety of the vital activity Magnitogorsk state technical university im. G.I. Nosov, [email protected], Magnitogorsk
Petrov Sergey Viktorovich
Candidate of Juridical Sciences, the Member of the Presidium OF MINDS, the chairman OF UMK on BZH, the Director of the Information- analytical center BZH MPGU, Moscow Pedagogical State University, [email protected], Moscow
WAYS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE PROCESS OF LEARNING THE DISCIPLINE "LIFE SAFETY" BY STUDENTS
OF HUMANITIES.
Abstract. In the article are noted the problems of mastery by the students of the humanitarian profile of discipline «safety of vital activity». Together with this, the majority of students have sufficiently insignificant knowledge about the content of such key concepts in the scientifically- educational region BZHD as «system» and «systems approach». The interrelation of the triad of the concepts was studied on the basis of systems and energy-information approach to the determination of nature of danger and safety: system, energy and danger. It is substantiated, that discipline BZHD in VUZ (Institute of Higher Education) must have two steps: the general theoretical training of all students according to the united program and special preparation according to the separate practice- oriented program, for example, preparation for the work on that object, where it will arrive to work to the graduate of VUZ (Institute of Higher Education) after its end. This stage compulsorily must be reflected in the diploma (exhaust) work.
Keywords: humanitarian profile, BZHD, educational programs, training students on BZHD, criterion of the selection of the pedagogical personnel.
Как показывает опыт, освоение студентами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (далее БЖД) в рамках образовательных программ бакалавриата различных специальностей гуманитарного профиля имеет ряд проблем. Априори естественные науки являются основной базой и выступают опорой в понимании и освоении материалов изучаемых в дисциплине БЖД. Однако многие из студентов-гуманитариев не обладают достаточными знаниями в естественнонаучной области, например, в таких науках и дисциплинах как: физика, теплотехника и электротехника, химия, биология, география и т.д. У студентов, как правило, весьма слабые представления об энергии и её видах, о работе сил и т. п.
Слабое знание законов Природы, условий возникновения различных сил, действующих на человека (механические, агрессивно-химические и биологические), реакций организма на эти воздействия затрудняют усвоение студентами сути большинства процессов происходящих в природном, социальном и техногенном Мирах, а также в смешанных (комбинированных): социаль-но-природно-техногенных мирах и различных сферах деятельности людей, например в информационной, военной, семейной [13]. Это затрудняет адекватно оценивать ими окружающие опасности и определять способы и методы защиты от них.
Все используемые людьми законы и вытекающие из них правила мы условно разделяем на две группы - «природные» и «человеческие». К первой относим объективно существующие и не зависящие от нашего сознания законы Природы, которые мы не только не в состоянии нарушить, но даже изменить их хотя бы «на чуть-чуть» при каких-то ни было условиях. То же относится и к правилам, вытекающих из этих законов. По этому поводу известный ученый-историк и географ Л. Н. Гумилёв говорил, что изменение законов Природы лежит вне людских возможностей, хотя бы потому, что сами люди - часть Природы [3].
Ко второй группе мы относим все существующие на Земле законы, правила, которые люди разработали и приняли, чтобы регулировать взаимоотношения, как между собой, так и с Природой, с созданными ими материальными, социальными и духовны-
ми объектами. Эти «человеческие» законы и правила изменять и нарушать у людей есть возможность, что мы видим нередко. Например, а) внесение изменений в действующие Федеральные законы и правила общего жития, правила проведения различных спортивных игр и т.п., и б) в виде нарушений, например, Правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, электробезопасности, безопасного поведения на воде и т.д. Результаты таких нарушений бывают весьма плачевные - ранения людей или их гибель [8; 11].
Вместе с этим большинство студентов имеют довольно незначительные знания о содержании таких ключевых понятий в научно-образовательной области БЖД как «система» и «системный подход». Но до сих пор неясно, при изучении каких вузовских дисциплин, где, когда и с кем им предоставляется реальная возможность понять, усвоить и овладеть такими понятиями.
В процессе освоения дисциплины БЖД мы вынуждены раскрывать содержание этих понятий, так они относятся к ключевым (базовым) понятиям в данной дисциплине, наряду с такими как опасность и безопасность, [10;11; 14]. «Система - это совокупность необходимого и достаточного числа функционально взаимосвязанных элементов, которое необходимо учитывать при решении любых задач - отмечает О. Н. Русак. - К элементам системы относят как материальные тела, так и потоки энергии, всевозможные связи, свойства, знания, качества, отношения, информацию» [4, с. 5].
Системный подход к решению задач безопасности жизнедеятельности, по нашему мнению, - это реализация различных методов (гуманитарных, технических, медицинских, психологических и пр.) и средств выработки, обоснования и принятия решений на основе учёта необходимого и достаточного числа взаимосвязанных компонентов, влияющих на безопасность.
Сегодня в России существуют несколько современных теорий и учений о безопасности, включая теории безопасности социальных систем. Среди них работы таких учёных, как: О. Н. Русака и С. В. Белова, Ю. Л. Воробьёва и В. И. Ярочкина, В. Ф. Жмеренецкого и многих других [1;4; 5]. Анализ современных базовых по-
нятий в области БЖД - опасность и безопасность - позволяет отдельным учёным сделать некое обобщение и определить их как: а) опасность - это ситуация (в природе, техносфере или социальной среде), в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую человека среду или б) «опасность - возможность прекращения бытия (существования) системы» (В.Ф. Жмеренецкий) [6, с. 16].
Известно, что во всех системах, связанных с деятельностью людей, человек является обязательным элементом по определению, то есть он выступает системообразующей «единицей».
Но, по нашему мнению, это ни в коей мере не позволяет привязывать» категории безопасность, как и опасность, только к людям. Поэтому мы рассматриваем понятие «опасность» в отношении любой системы не зависимо от природы её происхождения, а не только в отношении человека, как это часто бывает в повседневной практике. Человека же определяем как представителя общей системы «биосфера» в виде отдельного её компонента - сложной биосоциальной системы (как частный случай).
На основе системного и энергоинформационного подхода к определению природы опасности и безопасности нами была изучена взаимосвязь триады понятий: система, энергия и опасность. С нашей точки зрения мы всегда рассматриваем понятия «опасность» и «безопасность» в единстве их противоположностей [10]. «Опасность» означает способ существования системы, выраженный её состоянием, стремящимся к высвобождению своей внутренней энергии, вещества и информации через собственное разрушение. Здесь «способ существования системы», по нашему определению - это порядок устройства системы, выражающий закономерно сложившийся уклад её существования во времени и пространстве. А «безопасность» - это то же способ существования системы, но, в противовес опасности он обеспечивает её собственное равновесное состояние как внутри себя в целом и в своих структурных составляющих (подсистемах, элементах, «единицах» и т. п. и их структурах), так и во взаимодействии
самой системы и ее структур, с окружающей средой...» [10, с. 368]. В этом и заключается единство противоположных способов существования любой системы не зависимо от природы её возникновения, обозначенных нами как «опасность» и «безопасность». Поэтому эти понятия мы отнесли к философским категориям [9].
Наблюдения автора и его опыт преподавания этой дисциплины в гуманитарном вузе показывают, что нередко происходит заведомо неверное или ошибочное определение места и роли этой дисциплины в создаваемой педагогической архитектуре технологического обеспечения образовательного процесса. Это проявляется часто в недооценке её опоры на базовые законы, закономерности и всевозможные правила раскрытые и определённые философией и естественными науками, а также гуманитарными науками (социология и/или обществоведение, психология и/или педагогика, этика, эстетика и многих других) [6; 7; 12].
С целью повышения эффективности освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентами различных специальностей гуманитарного профиля предлагается:
1. Руководствуясь принципами «последовательности» и «применения эффективной технолого-педагогической архитектуры в образовании», определять место (очерёдность) этой дисциплина в образовательном процессе гуманитарного профиля с учётом уже освоенных студентами соответствующих вузовских дисциплин: философия, биология и/или медицина, психология, социология, общественные науки (история, обществоведение, политология, этика и т.п.), право, другие (в области управления людьми и т.п.).
2. Дисциплина БЖД в вузе должна иметь две ступени:
- 1-я ступень - общетеоретическая подготовка всех студентов по единой программе;
- 2-я ступень - специальная подготовка по отдельной практико-ориентированной программе, например, подготовка к работе на том объекте, где придётся трудиться выпускнику вуза после его окончания. Этот этап обязательно должен отражаться в дипломной (выпускной) работе.
3. Преподавателями БЖД должны рабо-
тать профессионалы, имеющие соответствующую подготовку в области обеспечения безопасности или лица, имеющие как минимум двойную специальную подготовку -естественнонаучную и гуманитарную.
4. Необходимы современный перечень критериев отбора педагогических кадров для преподавания БЖД студентам различных специальностей гуманитарного профиля и система требований непрерывного повышения их профессионального мастерства.
Библиографический список
1. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды: учебник. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 680 с.
2. Воробьёв Ю. Л., Акимов В. А., Соколов Ю. И. Комплексная безопасность человека: Учебное пособие; МЧС России. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) 2011. - 360 с.
3. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 560 с.
4. Русак О. Н. Основы учения о безопасности человека // Приложение к журналу «Безопасность жизнедеятельности». - 2009. - № 8. - 24 с.
5. Якупов А. М. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (о ее месте в гуманитарных вузах) // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2014. - № 1. - С. 28-30.
6. Якупов А. М. Место и роль дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в образовательных программах бакалавриата гуманитарных вузов // Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические и медико-биологические аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции, 27 - 28 ноября 2013 года. - Ярославль: Изд. ФГБОУ ВПО ЯГПУ, 2013. - 326 с. - С. 215- 219.
7. Якупов А. М. Понятия «опасность» и «безопасность» как философские категории // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения: Материалы XIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (14-15 мая 2008 г. Москва, Россия). - М.: ИПП «Куна», 2008. - 320 с. - С. 70-83.
8. Якупов А. М. Природа опасности и наука «Безопасность систем и человека» // Жизнь. Безопасность. Экология. (СПб). - 2006. - № 1-2. -С. 324-381.
9. Якупов А. М. Природа опасности транспортного процесса и роль человека в обеспечении его безопасности. // Вестник ГУ «НЦ БЖД». -2013. - № 2 (16).- С. 35-43.
10. Якупов А. М., Михайлов А. А. Проблема преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в гуманитарном вузе // Научный поиск: научный журнал (г. Шуя, фил. ИвГУ), 2013. - № 4 (10) - 80 с. - С. 40- 43.
11. Якупов А. М.Среда обитания людей и «поля опасностей» в ней // Вестник ГУ «НЦ БЖД». 2013. № 4 (18).- С. 91-100.
12. Якупов А. М. Транспортная культура школьников: концепция и образовательные технологии: монография. Издатель: LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstr. 99, 66123 Saarbrücken, Germany, 2011. -368 с.
13. Karle, W., Corriere, R., & Hart, J. Psychophysiological changes in abreactive therapy - study 1: Primal therapy. Psychotherapy: Theory, Research, and Practice, 1973, 10, 117-122.
14. Rolf, I. Structural integration: Counterpart of psychological integration. In P.Olsen (Ed.), Emotional flooding. New York: Human Sciences Press, 1976.